Научная статья на тему 'Экономические аспекты программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» в рамках трансграничного сотрудничества двух государств'

Экономические аспекты программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» в рамках трансграничного сотрудничества двух государств Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
363
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОСЕДСТВА И ПАРТНЕРСТВА / ФИННО-РОССИЙСКАЯ СИНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шутаева Е. А., Черемис А. А.

В статье рассмотрены экономические аспекты трансграничного сотрудничества между Россией и Финляндией в рамках программы «Юго-Восточная Финляндия Россия», выявлена роль приграничных регионов во взаимосотрудничестве. Проанализированы как положительные, так и проблемные моменты в трансграничной синергии двух государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шутаева Е. А., Черемис А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» в рамках трансграничного сотрудничества двух государств»

УДК: 339.92

Шутаева Е. А.

к. э. н., доцент, Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского

Черемис А. А.

магистрант, Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ФИНЛЯНДИЯ — РОССИЯ» В РАМКАХ ТРАНСГРАНИЧНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассмотрены экономические аспекты трансграничного сотрудничества между Россией и Финляндией в рамках программы «Юго-Восточная Финляндия — Россия», выявлена роль приграничных регионов во взаимосотрудничестве. Проанализированы как положительные, так и проблемные моменты в трансграничной синергии двух государств.

Ключевые слова: приграничный регион, трансграничное сотрудничество, экономическое сотрудничество, европейский инструмент соседства и партнерства, финно-российская синергия.

Современные условия трансформации и развития мировой экономики предполагают превалирование всеобъемлющих процессов глобализации. Основным и наиболее важным элементом глобализационного процесса является межрегиональная экономическая интеграция, включающая сопредельные регионы различных государств и трансграничное взаимодействие между ними.

Современная Россия является активным участником глобализационных процессов, происходящих на мировом геоэкономическом пространстве: участвует в международных организациях, интеграционных группировках, содействует трансграничному сотрудничеству с соседними государствами. Юго-западная часть России граничит с Финляндией, государством, которое имеет многолетний опыт участия в самой большой по количеству участников интеграционной группировке — Европейском Союзе и представляет ее интересы на международной арене. Территории России, являющиеся соседними регионами для территорий Европейского Союза, и, в частности, для регионов Финляндией, — одни из наиболее развитых субъектов государства. Новой ступенью в укреплении взаимосотрудничества с сопредельными странами Европейского Союза стало введение в действие в 2007 году Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП), включающего в себя различные составляющие, целью одной из которых является всестороннее развитие приграничного сотрудничества.

Трансграничная фино-российская синергия сопровождается созданием и претворением в жизнь ряда программ, которые соответствуют долгосрочным перспективам двух государств. «Юго-восточная Финляндия — Россия» — одна из 3 программ, осуществляемых в «регионах-соседях» двух стран.

На современной фазе программа действует в рамках проекта на 2014-2020 годы, до этого принципы проекта реализовались при помощи проекта, рассчитанного на 2007-2013 годы. Опыт планирования и воплощения ППС в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП), полученный в период с 2007 по 2013 гг., служит основой, на которой с 2014 г. строится приграничное сотрудничество в рамках европейского соседства.

На базе целей, определенных для приграничного сотрудничества в регламенте, определяется следующая общая цель ППС ЕИС «Юго-Восточная Финляндия — Россия»

2014-2020: программа призвана способствовать экономическому и социальному развитию, решению общих проблем и содействовать мобильности между действующими субъектами регионального значения для дальнейшего совершенствования приграничного сотрудничества и улучшения устойчивых условий на территории действия Программы. Вышеуказанная цель реализуется, если будет: повышаться конкурентоспособность и экономическая активность; создана экономика, основывающаяся на знаниях;

- привлечена квалифицированная рабочая сила;

- организованы культурные мероприятия и туризм высокого уровня;

- обеспечена чистота природной среды и водных пространств, высокая мобильность;

- созданы удобные транспортные коридоры и легкие для прохождения современные пограничные пропускные пункты.

Это также и основные региональные потребности, связанные с региональными стратегиями. Соответственно, в ППС ЕИС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 20142020 выбраны четыре темы (направления):

1. Рост предпринимательства и развитие малых и средних предприятий.

2. Содействие совершенствованию образования, развитию научных исследований, внедрению технологий и инноваций.

3. Охрана окружающей среды, смягчение результатов изменений в климате и приспособление к ним.

4. Поддержка в обеспечении пограничного контроля и контроль безопасности границ, мобильности и миграции.

В настоящее время сотрудничество между ЕС и Россией распространяется на четыре направления, называемые общими пространствами:

1. Экономика и окружающая среда.

2. Свобода, безопасность и правосудие.

3. Внешняя безопасность.

4. НИОКР и образование, в том числе культурные аспекты.

Общий объем финансирования данной программы составил около 72,3 миллионов евро, из которых софинансирование ЕС составляет 50%, а другая половина финансирования равномерно распределяется между Финляндией и Россией (25%/25%) [4].

Основной территорией действия ППС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» на период 2014-2020 гг. являются регионы Финляндии — Кюменлааксо, Южная Карелия и Южное Саво, и регионы России — Ленинградская область и Санкт-Петербург. На территории воплощения программы, граничащие государства имеют общую сухопутную границу (примерно 200 км) и морскую границу (около 130 км). Площадь основной территории действия ППС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» составляет 117 538,30 кв. километра (из них 85 900 кв. километров территории России и 32 000 кв. километра территории Финляндии). На финской части основной территории, охватываемой программой, проживает около 466 000 человек, на российской части — 6,9 миллиона человек.

Рисунок 1 — Территория действия программы «Юго-Восточная Финляндия —

Россия»

Сильные стороны и возможности территории действия Программы сгруппированы по основным категориям следующим образом:

1) географическое положение и пути сообщения;

- выгодное расположение;

- функционирующие и развивающиеся пути сообщения;

- пункты пересечения границы для различных видов транспорта;

- потенциальное использование водных путей;

2) направления коммерческой деятельности и источники средств к существованию;

- изобилие лесов и сильная деревообрабатывающая промышленность;

- развивающаяся сфера услуг;

3)экология;

- обширные пространства озер и их берегов;

- природно-ресурсный потенциал, например, в сфере туризма;

4) ноу-хау;

- рост уровня образования, например, в области лесного хозяйства;

- опыт взаимодействия с соседними культурами;

- надежная сетевая инфраструктура. Слабые стороны и источники угрозы — это:

1) географическое положение и пути сообщения;

- пропускная способность пунктов пересечения границы;

- качество дорог;

2) направления коммерческой деятельности и источники средств к существованию;

- односторонняя направленность отраслей промышленности;

- сокращение числа рабочих мест;

- рост безработицы;

- смещенный возрастной состав;

3) экология;

- вредные факторы и недостатки, обусловленные дорожным движением и деятельностью промышленных предприятий;

4) ноу-хау;

- централизация в столицах и основных европейских регионах.

Основные отрасли промышленности. Обладая огромным научным, индустриальным, культурным и образовательным потенциалом, Санкт-Петербург и Ленинградская область являются одними из самых динамично развивающихся регионов России. Их чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение, а также значительные природные ресурсы определяют социально-экономическое развитие этих регионов. С российской стороны на долю сектора услуг приходится около 78 % рабочих мест, на долю промышленности — 20,5 %, а на долю сельского и лесного хозяйства — 1,5 % [1]. Санкт-Петербург является центром судостроительной, электронной, оборонной, энергетической и машиностроительной промышленности. Основные отрасли промышленности Ленинградской области — это топливная, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, машиностроение, производство строительных материалов [2].

С финской стороны на долю сектора услуг приходится около 78 % общего объема производственной деятельности, на долю промышленности — 16 %, а на долю сельского и лесного хозяйства — 5 %. Южное Саво на финской стороне больше зависит от первичного производства (сельского хозяйства и лесной промышленности), чем в среднем остальные регионы Финляндии. В Кюменлааксо большинство рабочих мест обеспечивает здравоохранение, а в Южной Карелии основным работодателем является лесная промышленность. Таким образом, основная часть промышленности в регионе представлена деревообрабатывающими заводами и целлюлозно-бумажными предприятиями, которые являются одними из крупнейших в Европе [3].

Малые и средние предприятия и предпринимательство. Либерализация экономики привела к быстрому росту числа малых и средних предприятий. На российской стороне — территории действия Программы находится около 173 000 таких предприятий (161 000 из которых расположены в Санкт-Петербурге и 12 000 в Ленинградской области), а на финской стороне — около 20 000 (в 2012 г. показатель для всей Финляндии составил 266 290, а для всей России — около одного миллиона) [3].

Наибольшего успеха в привлечении новых производственных мощностей и инвестиций достигли Ленинградская область и Санкт-Петербург. Но в большинстве случаев это касается только крупных компаний. Активное сотрудничество между ведущими университетами и ^-компаниями привело к увеличению количества инновационных центров, особенно в Санкт-Петербурге. В Северо-Западном федеральном округе Ленинградская область уступает только Санкт-Петербургу по количеству малых предприятий и их работников.

Несмотря на довольно большое количество на территории действия Программы, малые и средние предприятия (МСП) различаются по принципам своей деятельности, культуре ведения бизнеса и размеру. Большинство из них являются микропредприятиями, т. е. во многих случаях они слишком малы для заключения субдоговоров с крупными компаниями. Хотя у ряда МСП, особенно на финской стороне, имеется опыт сотрудничества с российскими компаниями и компетентность для работы на российском рынке, они еще недостаточно хорошо знакомы с приграничным предпринимательством и деловым сотрудничеством и связанными с этим возможностями, особенно на российской стороне. Следует и далее сохранять и развивать предпосылки для делового сотрудничества и компетентность в различных областях приграничного сотрудничества, для того чтобы в полной мере воспользоваться имеющимися возможностями.

Санкт-Петербург является торговыми воротами, финансовым и промышленным центром России, специализирующимся на торговле нефтью и газом, судостроении, аэрокосмической промышленности, радиоэлектронной и электронной промышленности, программном обеспечении и компьютерной технике, машиностроении, тяжелой технике и

транспорте, приборостроении, черной и цветной металлургии, химической и фармацевтической промышленности, медицинской технике, печатном и издательском деле. Важнейшими конкурентными преимуществами Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются их расположение в непосредственной близости к европейским и российским рынкам, положение как центра международной торговли для других регионов России, богатые природные ресурсы, одна из лучших в России инфраструктур, индустриальные традиции, недорогая рабочая сила и высокий уровень образования и профессиональной подготовки.

Имеющаяся система НИОКР и инноваций до сих пор не была фактором конкурентоспособности, но могла бы, при условии проведения запланированных мероприятий, стать важным источником неисчерпаемых преимуществ, благодаря существующим в регионах ресурсам и традициям. Развитию области действия ППС могли бы содействовать динамические процессы, усиливающие указанные выше преимущества. Существующая в России система внедрения ноу-хау имеет свои слабые стороны, к примеру: — недофинансирование; — неэффективные виды деятельности; — чрезмерное регулирование со стороны государства; — низкая коммерциализация результатов научных исследований и разработок; — слаборазвитые институты внедрения новых технологий и государственно-частных партнерств.

При всем этом существуют наглядные свидетельства имеющегося значительного научно-технического потенциала, в том числе обширных знаний и разнообразных навыков, накопленных в Санкт-Петербурге, высокой концентрации инновационной инфраструктуры в городе, а также готовности к сотрудничеству на международном уровне.

Растущее число международных инвестиционных проектов свидетельствует о постепенном улучшении инвестиционного климата на всем Северо-Западе России. Данный регион имеет хорошие перспективы развития международного сотрудничества во многих областях, включая науку и технику. Северо-запад России находится в центре внимания финских инвесторов и получает около 80 % всех финских инвестиций в Россию. Положение территории действия Программы, как места осуществления торговли между Россией и Европой, может способствовать увеличению количества инвестиций в развитие сегмента переработки различной продукции на местах и повышению качества услуг. Такое направление взаимодействия подтверждает факт инвестирования средств в порты, терминалы, нефтепроводы и сети мобильной связи. Вложения также содействуют развитию сегмента обработки транспортируемых товаров, о чем свидетельствует рост количества оказываемых логистических услуг, который наблюдается в последнее время.

Еще одним важным фактором является комплиментарный характер экономических и промышленных структур на финской и российской сторонах: одни нуждаются в том, что другие могут предложить, будучи вполне оснащенными для этого. Финским компаниям необходимо сырье Северо-Запада России для собственного потребления и последующей переработки. Российским компаниям, в свою очередь, необходимы новые технологии и доступ к каналам сбыта. В ближайшем будущем многие виды деятельности будут перемещены на новые территории внутри региона действия ППС. В Финляндии существует потребность в переводе фабрик и заводов перерабатывающей промышленности на более низкозатратные территории, которыми вполне могут стать два рассматриваемых российских региона.

Проблемой для многих компаний в России является отсутствие субподрядчиков, поэтому и российские компании постепенно начинают пользоваться услугами зарубежных компаний для оптимального и полноценного осуществления своей деятельности.

В межнациональном сопоставлении реальной возможностью для финских МСП могло бы стать их размещение в Санкт Петербурге или Ленинградской области. Основания для этого просты:

1) близость Юго-Востока Финляндии и двух российских регионов и их знакомство с условиями, сложившимися на приграничной территории, позволяют лучше управлять прямыми инвестициями и сохранять приемлемый уровень расходов;

2) одни и те же кластеры имеют значение, как для финских, так и для российских регионов, их продукция взаимно дополняет друг друга, что предоставляет широкие возможности для ведения бизнеса;

3) средства крупных финских компаний инвестируются, по большей части, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, и такие компании доверяют субподрядчикам, уже найденным и испытанным ими;

4) разница в стоимости рабочей силы с обеих сторон финско-российской границы одна из самых больших в мире.

Для многих финских компаний было бы выгодно отдать в субподряд на российскую сторону некоторые из своих операций, например, производство технической продукции. Это может способствовать повышению конкурентоспособности их продукции на мировом рынке и увеличению доли рынка.

Туризм. Во всех регионах-участниках органы власти признают значение туризма для развития региональной экономики. Занимая более 80 % соответствующего рынка, в 2014 г. Россия была крупнейшей (впереди Швеции и Германии) страной, из которой приезжали иностранные туристы, посещавшие Финляндию. Благодаря своему расположению Юго-Восточная Финляндия извлекает выгоду поездок из России в другие части Финляндии и транзитные поездки в другие страны. Значительную долю посещений составляют однодневные поездки с целью шопинга. Российские туристы, посещающие Южное Саво, как правило, приезжают на отдых. Поэтому пребывание российских туристов в Кюменлааксо и Южной Карелии могло бы в большей мере способствовать развитию местной розничной торговли и индустрии развлечений, а в Южном Саво — гостиничного бизнеса.

Самым важным событием в сфере туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за последнее десятилетие стала коммерциализация туристических услуг. Быстро развивается внутренний туризм. Хотя туризм составляет лишь небольшую долю экономики двух регионов России в целом, он может стать одним из генераторов роста для экономики регионов. Уровень въездного туризма в этих двух регионов России и, особенно, в Санкт-Петербурге в последние годы растет. Санкт-Петербург с его значительным историко-культурным наследием считается очень привлекательным городом для туристов.

Каждый год в городе проводится около 100 фестивалей и различных конкурсов в сфере искусства и культуры, в том числе более 50 международных. Ленинградская область, в которой находятся древняя столица Северной Руси — Старая Ладога и Выборгский замок, а также многие другие исторические достопримечательности, также входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В силу своего регионального характера, привлекая действующие стороны в приграничных регионах на территории действия Программы, Программа ПС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 2014-2020 служит дополнением к деятельности, которая ведется в рамках соответствующих национальных, региональных и межрегиональных программ развития, стратегий и политик, описанных выше. Согласованность между Программой и этими стратегиями и программами была обеспечена на этапе разработки, и будет обеспечиваться в течение всего периода её реализации.

По своему географическому охвату программа будет частично совпадать с некоторыми другими программами ПС, например Программой региона Балтийского моря. Программа ЕИС ПС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 2014-2020 по своему географическому охвату и стратегическим задачам будет также до некоторой степени перекрываться с программами ПС ЕИС «Карелия», «Коларктик» «Эстония/Россия» и «Латвия/Россия». Тем не менее, каждая из них подготовлена и будет претворяться в жизнь в своем особом региональном контексте. При обеспечении тщательной координации и обмена

информацией между административными органами этих программ можно избежать возможных совпадений, а вместо этого между программами может быть достигнута синергия и взаимодополняющие преимущества.

Таким образом, программа приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия» достаточно успешно реализуется на территории сопредельных государств и дает свои «плоды» — экономика регионов становится более развитой, повышается ВВП, развивается промышленность, увеличивается количество совместных предприятий. Также программа выступает связующим звеном между сотрудничающими странами в контексте происходящих интеграционных процессов и поддерживает дружественные, партнерские отношения, как между аппаратами сопредельных государств, так и между населением, проживающим на территории действия программы.

Литература

1. Государственный комитет статистики Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/

2. Федеральная таможенная служба России [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.customs.ru/

3. Единый портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/

4. Европейский инструмент соседства и партнерства. Трансграничное сотрудничество [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.southeastfinrusnpi.fi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.