УДК 327.7
А.А. Александров
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Приграничное сотрудничество России и Финляндии становится важным, продуктивным компонентом всего комплекса международных отношений России с приграничными государствами. Приграничное и субрегиональное сотрудничество отвечает долгосрочным национальным интересам и является одним их главных катализаторов интеграции России с приграничными государствами. Важность приграничного сотрудничества состоит в том, что они способствуют вовлечению России в европейские интеграционные процессы и даю пример взаимодействия на уровне субгосударственных регионов.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, еврорегион, политика «Северное измерение», трансграничное сотрудничество, интеграция.
А.А. Alexandrov
CROSS-BORDER COOPERATION OF RUSSIA AND FINLAND IN A CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES AT THE MODERN AGE
Cross-border cooperation of Russia and Finland becomes an important, productive component of all complex of the international relations of Russia and the neighbours states. Cross-border and subregional cooperation is equitable to long-term national interests and is one their main catalysts of integration of Russia with the neighbours states. Importance of Cross-border cooperation consists that they promote involving of Russia in the European integration processes and I set an interaction example at level of the substate regions.
Keywords: cross-border cooperation, euroregion, the politician «Northern demention», transboundary cooperation, integration.
Приграничное сотрудничество России и Финляндии можно рассматривать как определяющий фактор развития приграничных регионов, оно является существенным направлением экономической и социальной деятельности, помогает решать проблемы наполнения регионального рынка, привлекать иностранные технологии и получать новые знания в сфере регионального развития и сотрудничества в условиях развивающихся интеграционных связей.
Содержание и интенсивность связей между Россией и Финляндией отражает, с одной стороны, их экономическую и культурную специфику, а с другой - общий уровень межгосударственных отношений и в особенности проводимой приграничной, таможенной и экономической политики.
Прямое соприкосновение с Европейским союзом (Финляндия с 1995 года входит в ЕС) имеет немаловажное значение для развития российских приграничных районов. Россия выходит к ЕС своей наиболее развитой частью. Для российских регионов трансграничное сотрудничество с ЕС важно с точки зрения получения новых технологий и финансовых ресурсов для решения социально-экономических проблем. Для Европейского союза трансграничное сотрудничество с Россией необходимо для преодоления периферийности своих прибалтийской и север-
ной окраин, создания для них благоприятных условий развития. Европейский союз заинтересован в создании политической стабильности на континенте и создании условий для продвижения своих экономических интересов, в первую очередь, на территориях, прилегающих к внешним границам Евросоюза. Для этих целей ЕС были созданы программы КЕС, «Интеррег» и ТАСИС. Для оказания содействия странам, охватываемым программой ТАСИС, КЕС предложено создать Европейский инструмент соседства (ЕИС), позднее - Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП). Суть нового механизма для российско-европейского приграничного сотрудничества - совместная подготовка программ соседства на основе согласованных приоритетов, в частности, российских и финских участников этого сотрудничества.
В Докладе Европейской комиссии «Внедрение нового механизма установления добрососедских отношений» определены такие цели приграничного сотрудничества, как:
• способствовать экономическому и социальному развитию приграничных районов;
• работать сообща над решением проблем, возникающих и таких областях, как защита окружающей среды, здравоохранение, а также профилактика правонарушений и борьба с организованной преступностью;
2011/6
• обеспечить эффективность и надежность защиты границ;
• организовать проведение акций местного масштаба для населения приграничных областей [6, с. 1-2].
В соответствии с новой программой трансграничного сотрудничества Европейского союза с использованием механизма ЕИСП (ENPI-CDC programmes) предусмотрены следующие объемы финансирования на 2007-2013 гг., млн евро [11]:
Таблица 1
Объем финансирование предусмотренного программой трансграничного сотрудничества Европейского Союза
Название программы млн Евро
Программа Коларктик (Мурманская область, Лапландия) 28,2
Программа Карелия (Республика Карелия и финские территории в границах еврорегиона «Карелия») 23,2
Программа Юго-Восточной Финляндии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области 36,2
Программа «Юго-Восточная Финляндия -Санкт-Петербург, Ленинградская область», по оценкам специалистов, является одной из наиболее перспективных. В качестве ее приоритетов определены такие направления взаимодействия как: развитие транспортных сетей и защита окружающей среды, развитие бизнеса и условий его развития, экспертиза и улучшение условий сотрудничества, техническое содействие.
Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в приграничном сотрудничестве с Финляндией определяются решением таких приоритетных задач, как развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи, развитие современного производства, а также сферой сотрудничества являются экология, образование, культура, информация, новые технологии, реализуемые на основе совместных разрабатываемых программ и проектов. Именно на этих направлениях наиболее сильно представлена интеграционная модель приграничного сотрудничества, где его важнейшей особенностью является то, что экономически более сильные европейские партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ ТАСИС и ИН-ТЕРРЕГ оказывают техническую и финансовую помощь российским партерам.
Сопредельное сотрудничество Финляндия осуществляет в соответствии со Стратегией сопредельного сотрудничества, утвержденной
правительством 22 апреля 2004 г.[9], цель которого способствовать строительству добрососедства, региональной стабильности и поддержке сбалансированного экономического и общественного развития сопредельных регионов; содействовать защите окружающей среды и ядер-
ной безопасности, борьбе с организованной преступностью.
Развитие приграничного сотрудничества российской стороной осуществляется на основе Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации 9 февраля 2001 года, а также принятой на 12 сессии российско-финляндской межправительственной группы развития сотрудничества в сопредельных регионах Комплексной программы действий по сотрудничеству России и Финляндии в сопредельных регионах на период 2009 - 2011 гг., которые способствуют развитию трансграничных региональных связей, направленных на развитие широкомасштабного транснационального сотрудничества. Сопредельное сотрудничество имеет чётко выраженную направленность на развитие [1].
По мнению О.В. Кузнецовой и А.В. Кузнецова, «соседство с экономически более развитыми европейскими странами - наиболее выгодный тип соседства. Основная задача в отношении регионов российского Северо-Запада заключается в создании максимально благоприятных условий, как для развития приграничного сотрудничества, так и для притока инвестиций в российское регионы» [10].
Темпы развития инвестиционной деятельности с участием финских фирм в приграничных регионах России представлены в следующей таблице 2.
Основными причинами относительно слабой инвестиционной активности финнов в российском приграничье являются высокие коммерческие риски по сравнению с благоприятными для инвестиций регионами мира; устойчивая ориентация крупных финских фирм на сохраннее сложившейся структуры торговли с Россией, в основе которой сырьевой импорт; недостаточная государственная поддержка как со стороны
Финляндии, так и России среднему и малому онных и кооперационных проектов на сопре-
бизнесу, готовому к осуществлению инвестици- дельных территориях.
Таблица 2
Поступления инвестиций из Финляндии в приграничные районы Северо-Западного федерального округа
в 2000-2006 гг., млн дол. США [4]
Регион 2001 2002 2002 2003 2004 2005 2006
Санкт-Петербург 135,5 189,1 149,7 75,8 94,2 149,4 173,2
Ленинградская область 30,5 32,6 7,5 8,5 25,2 40,1 83,2
Республика Карелия 0,2 2,1 1,9 8,3 14,7 12,1 28,2
Мурманская область 0,1 - - 1,9 1,6 - 0,1
Приграничные регионы, всего 166,3 223,8 159,1 94,5 135,7 201,7 284,7
Огромное значение во внешней политике РФ играет приграничное сотрудничество её регионов с регионами приграничных стран. Одним из видов такого сотрудничества является участие российских регионов в трансграничных пространствах Европы в так называемых еврорегионах.
На международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в г. Йоэнсуу (Финляндия) в январе 1998 г. Правительством Республики Карелия была предложена идея образования еврорегиона «Карелия», которая затем была поддержана лидерами приграничных региональных союзов Финляндии - Северной Карелии, Кайнуу и Северной Похьянмаа. В феврале 2000 г. состоялось подписание Соглашения и Устава еврорегиона, в которых определены принципы и порядок взаимодействия [12].
Территория еврорегиона «Карелия» простирается от Ботнического залива Балтийского моря до Белого моря и от Полярного круга до Ладоги. Общая площадь территории составляет 263 700 кв. км, из которых на Республику Карелия приходится почти две трети.
Суть проекта - «это развитие системы совместного пространственного планирования сопредельных регионов Финляндии и Карелии и необходимость координировать проекты Интер-рег-Карелия и ТАСИС/трансграничное сотрудничество на региональном уровне, а также проекты в рамках сотрудничества сопредельных регионов Российской Федерации и Финляндии; способствовать получению финансирования ЕС, а также иного финансирования для общих проектов региона» [3].
Под эгидой еврорегиона «Карелия» было реализовано около 40 совместных проектов на общую сумму внешнего финансирования 62 млн евро [8], в том числе 22 млн евро - за счет финансирования по линии двустороннего сотрудничества в рамках рабочей подгруппы межправительственной российско-финляндской группы
сотрудничества приграничных регионов и программы ТАСИС. Были введены три очереди деревообрабатывающего завода концерна «Стора-Энсо» в п. Импилахти (13 млн евро), электротехнический завод фирмы ПКС в г. Костомукша (25 млн евро), международный автомобильный пункт пропуска «Суоперя» в Лоухском районе (6 млн евро) и др [ 8].
Еврорегион как форма приграничного сотрудничества позволяет использовать уже наработанный опыт трансграничного взаимодействия и сделать попытку объединить интеллектуальные ресурсы соседей для оптимального сочетания их конкурентных преимуществ, т.е. еврорегион - это своеобразный проект, в рамках которого реализуются международные инициативы.
В.Шлямин - бывший министр внешних связей Республики Карелия, экс-сопредседатель Исполнительного комитета еврорегиона «Карелия» так оценил работу еврорегиона: «Еврорегион «Карелия» мы рассматриваем как базовый элемент пространственного планирования социально-экономического развития сопредельных территорий. Его создание дало импульс совместным проектам. Вот почему мы рассчитываем на подержку этого проекта, инициированного местным самоуправлением, со стороны Европейского союза» [7]. Еврорегион «Карелия» получил поддержку и в выступлении бывшего министра иностранных дел России И. Иванова в ходе визита в г. Петрозаводск 10 мая 2001 г. По словам экс-министра, МИД рассматривает еврорегионы как пилотную территорию для отработки новых форм и методов взаимодействия России и Европейского союза. «Этот опыт уже был оценен ЕС. Карелия была признана одним из двух лучших регионов Европы. Оценка налицо. Она накопила уникальный новаторский опыт в отношениях с Евросоюзом и его регионами» [5].
«Политика «Северного измерения» (СИ), одобренная в 1999 году в Кельне на встрече глав
2011/6
стран ЕС, является региональным воплощением сотрудничества между Европейским союзом и Россией. С самого начала своего членства в Европейском союзе Финляндия вносит особый вклад в развитие политики СИ. Северное измерение - действенный инструмент для продвижения взаимно определенных приоритетов» - такое значение дается в программе Правительства Финляндии «Северному измерению» [2].
Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого, для введения в хозяйственную эксплуатацию его богатейшие природные ресурсы. В октябре 1999 г. в Хельсинки президент России В.В. Путин представил лидерам ЕС Стратегию развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010). Предложения России по развитию сотрудничества с ЕС содержали утверждение, что Россия поддерживает политику «Северного измерения» и будет сотрудничать с ЕС по освоению нефтегазовых месторождений, созданию энергетических и транспортных объектов и сетей, созданию единого европейского энергетического пространства и выработки совместной энергетической политики.
Финская консалтинговая фирма «ЛарКон и Пааккари» еще в марте 1998 года оценила потребности российского Северо-Запада в финансировании, необходимые для его эффективного участия в реализации «Северного измерения». Согласно их оценкам, инвестиционные потребности северо-запада Российской Федерации -около 82 млрд. евро в период 2000-2020 гг., в том числе: 37 млрд. евро (45%) необходимо инвестировать в нефтяной и газовый сектор, а 45 млрд. евро (55%) - в другие сектора. (Среди них
- электроэнергетика, горнорудная промышленность, транспорт, лесное хозяйство, охрана окружающей среды и радиационная безопасность.)
[13].
Финляндия поставила вопрос о том, чтобы выделить в бюджете ЕС расходы, которые уже сейчас осуществляются на проекты по линии «Северного измерения», отдельной строкой. Это позволило бы более четко представлять их реальные размеры (сейчас эти расходы разнесены по разным статьям и программам ЕС), более точно анализировать ход выполнения политики «Северного измерения» и обоснованно ставить вопрос об их увеличении, если это будет необходимо. Такое предложение было внесено финской стороной во второй половине 2006 г. в пе-
риод, когда председательство в ЕС перешло к Финляндии.
Комиссия ЕС учредила в рамках программы ТАСИС специальную программу для Калининграда. ЕС в рамках политики «Северного измерения» поддержал проект соединения электроэнергетических сетей России и ЕС, освоение Штокмановского месторождения и строительство северного трансевропейского газопровода и нефтепровода Ямал-Европа.
Анализ особенностей приграничного сотрудничества России и Финляндии в условиях развития интеграционных процессов позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Российско-финляндское приграничное сотрудничество, благодаря конструктивному подходу политического руководства соседних стран, успешно развивается. Опыт этого сотрудничества оказался востребован как для России, так и для Финляндии.
2. Для достижения ожидаемых результатов от приграничного сотрудничества с Финляндией важно достигнуть согласованных действий российских приграничных субъектов Федерации между собой, особенно в сфере пространственного стратегического планирования.
3. Учитывая опыт приграничного сотрудничества между обеими странами, можно сделать вывод, что для реализации взаимодействия и сотрудничества имеются благоприятные предпосылки:
- взаимная заинтересованность и многолетний опыт в осуществлении совместных проектов в секторах экономики: энергетике, лесопромышленном комплексе, транспорте, логистике;
- географическая близость обеих стран;
- наличие исходной законодательной и договорно-правовой базы для приграничного сотрудничества;
- расширяющиеся связи в сфере экономического сотрудничеств на региональном уровне.
Литература
1. Комплексная программа действий по сотрудничеству России и Финляндии в сопредельных регионах на период 2009 - 2011 г.
2. Программа действий по России. Принципиальное решение Правительства Финляндии от 16.04.2009 г
3. Устав еврорегиона «Карелия» // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. - М.: Научная книга, 2002, С. 330-351.
4. По данным Федеральной Таможенной Службы России («Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». М. (2002) 2003, (2003) 2004, (2004) 2005, (2005) 2006, (2006) 2007.
5. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на вопросы российских СМИ
на пресс-конференции по итогам конференции НПО. Петрозаводск, 18 января 2005 г. www.mid.ru
6. Доклад Европейской комиссии «Внедрение нового механизма установления добрососедских отношений» Европейская комиссия. Брюссель. С. 1-2
7. Основные материалы информационного бюллетеня
№ 1 проекта Тасис «Еврорегион «Карелия» как инструмент гражданского общества». [Электронный ресурс]. -
http://www.gov.karelia.ru.
8. Список проектов сопредельного сотрудничества Республики Карелия и Финляндия www.gov,karelia.ru (Шлямин В.А. Российско-финляндские экономические отношения. Проблемы и перспективы, СПб., Изд-во Поли-
технического университета, 2007)
9. От содействия к партнерству - правительственная стратегия Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами. 22.04.2004 / Министерство иностранных дел Финляндии, Департамент России, Восточной Европы и центральной Азии. Хельсинки 2004
10. Кузнецов А.В., Кузнецова О.В. Граница: барьер или стимул для развития? // Российское экспертное обозрение. - 2006. - №4.
11. Henriques P. EU - Russia Cross-Border Cooperetion. Moscow, 2007 24 May.
12. http://euregio.karelia.ru.
13. https://www.cia.gov.
Александров Алексей Александрович - аспирант кафедры международных отношений Северо-Западной Академии Государственной службы, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected].
Alexandrov Alexey Alexandrovich - post-graduate student of department of international relations at North-West Academy of Public Administration, Saint-Petersburg, e-mail: [email protected].
УДК 323
А.А. Корнилов, А.В. Сулейманов
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В ТУРЦИИ, ИРАНЕ И ИЗРАИЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье рассматриваются особенности политического лидерства в трех наиболее влиятельных странах Ближнего Востока — Турции, Иране и Израиле. При этом обосновывается выбор того или иного лидера и делается сравнительная характеристика каждого из них (Р. Т. Эрдоган, М. Ахмадинежад, Б. Нетаниягу).
Ключевые слова: политическое лидерство в Турции, Иране, Израиле; Р.Т. Эрдоган, М. Ахмадинежад, Б. Нетаниягу.
A.A. Komilov, A.V. Suleymanov
THE POLITICAL LEADERSHIP IN TURKEY, IRAN AND ISRAEL: COMPARATIVE ANALYSIS
The article deals with the peculiarities ofpolitical leadership in three most influential countries of the Middle East — Turkey, Iran and Israel. Thus the choice of this or that leader proves and the comparative characteristic of each of them (by R.T.Erdogan, M. Аhmadinejad, B. Netanyagu) is made.
Keywords:Political leadership in Turkey, Iran, Israel; R.T. Erdogan, M. Аhmadinejad, B. Netanyagu.
В первое десятилетие XXI века на Ближнем Востоке происходили процессы, которые были отмечены многосторонними и двусторонними встречами лидеров ближневосточных государств, их «челночной дипломатией» и порой резкими заявлениями в отношении друг друга. Среди наиболее политически активных стран Ближнего Востока - Турецкая Республика, Исламская Республика Иран (ИРИ) и Израиль. Лидеры этих государств в значительной мере «рисовали» красочную политическую палитру происходящих в регионе процессов. В связи с этим попытаемся выявить специфику политического лидерства в этих странах.
Следует отметить, что феномен политического лидерства является одной из наиболее сложных и наименее изученных категорий политической науки. Это обусловлено тем, что данное явление затрагивает, с одной стороны, важные
категории самой политологии, такие как: «политическая элита», «власть», «политическое поведение». С другой стороны, оно имеет прямое отношение к иным областям научного знания: психологии, социологии и праву. Сначала попытаемся определить, кто такой лидер? Так, в политической науке дается множество различных определений данного понятия. Лидер - это личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу [3, с. 100]. В любой совместной деятельности людей, во всякой человеческой группе всегда есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Эта «командная» деятельность, построенная на возможности и способности одних навязывать свою волю другим и побуждать их действовать согласно своему желанию, и есть лидерство. Ли-