Научная статья на тему 'Формирование региональной открытой инновационной платформы: Санкт-Петербург и Юго-Восточная Финляндия'

Формирование региональной открытой инновационной платформы: Санкт-Петербург и Юго-Восточная Финляндия Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
52
28
Поделиться
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / ДВУХМОДЕЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БАЗА ДАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Алексеева М. В., Ладыгин К. И.

Данная статья иллюстрирует практику интеграции науки, бизнеса и государства на принципах региональной открытой инновационной платформы (РОИП) в области приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Юго-Восточной Финляндии. Совместными усилиями органов исполнительной власти и университетов приграничных районов России и Финляндии был реализован проект ТАСИС «Двухмодельная открытая инновационная платформа» («Two Model Open Innovation Platform Approach» - ТМОИПА). Цель данного проекта - сформировать общую концепцию и структуру приграничного сотрудничества в области инноваций, а именно практические механизмы для поддержки индивидуальных инновационных проектов, постоянно действующие сети и формируемые под конкретные случаи сети поддержки инновационных проектов с приоритетом на область ИКТ. Одной из задач данного проекта явилось создание некоммерческого партнерства «Российско-Европейского некоммерческого партнерства по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий» (ИнноПартнерства). Деятельность ИнноПартнерства и успешно развиваемые проекты способствуют формированию региональной инновационной системы (РИС) на территории Санкт-Петербурга, а также полностью реализуют идею открытых инноваций на приграничной с Финляндией территории.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной открытой инновационной платформы: Санкт-Петербург и Юго-Восточная Финляндия»

ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010

Формирование региональной открытой инновационной платформы: Санкт-Петербург и Юго-Восточная Финляндия

Р

hi

К. И. Ладыгин,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, исполнительный директор НП «Российско-Европейское инновационное партнерство» e-mail: kirill.ladygin@innopartnership.ru

индивидуальных инновационных проектов, постоянно действующие сети и формируемые под конкретные случаи сети поддержки инновационных проектов с приоритетом на область ИКТ. Одной из задач данного проекта явилось создание некоммерческого партнерства «Российско-Европейского некоммерческого партнерства по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий» (ИнноПартнерства). Деятельность ИнноПартнерства и успешно развиваемые проекты способствуют формированию региональной инновационной системы (РИС) на территории Санкт-Петербурга, а также полностью реализуют идею открытых инноваций на приграничной с Финляндией территории.

М. В. Алексеева,

аспирант Северо-Западной Академии государственной службы, эксперт НП «Российско-Европейское инновационное партнерство»

e-mail: maria.alekseeva@innopartnership.ru

Данная статья иллюстрирует практику интеграции науки, бизнеса и государства на принципах региональной открытой инновационной платформы (РОИП) в области приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Юго-Восточной Финляндии.

Совместными усилиями органов исполнительной власти и университетов приграничных районов России и Финляндии был реализован проект ТАСИС«Двухмодельная открытая инновационная платформа» («Two Model Open Innovation Platform Approach» — ТМОИПА). Цель данного проекта — сформировать общую концепцию и структуру приграничного сотрудничества в области инноваций, а именно практические механизмы для поддержки

Ключевые слова: региональная открытая инновационная платформа, двухмодельная открытая инновационная платформа, информационно-коммуникационные технологии, региональная инновационная система, база данных инновационных проектов.

Развитие инновационной сферы на региональном уровне является приоритетным направлением социально-экономического развития Санкт-Петербурга [1]. В этой связи с 2006 г. Комитетом по информатизации и связи проводится планомерная работа по реализации проектов, направленных на развитие инновационной системы в Санкт-Петербурге на основе инфокоммуникационных технологий. Привлеченные отечественные и зарубежные партнеры (Финляндия, Германия, Швеция и др.) представляют собой организации, имеющие многолетний положительный опыт создания и развития объектов инновационной инфраструктуры: технологических центров, бизнес-инкубаторов, центров компетенции, экспертизы, венчурного финансирования и т. д. С российской стороны к работе подключаются ведущие университеты города, профильные комитеты, отраслевые предприятия, занимающиеся построением информационных и коммуникационных систем.

Предпосылки образования инновационной платформы

Подготовленной Правительством «Концепцией развития Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г.», представленной 6 августа 2008 г., и материалами Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008 г. предусматривается, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны, а экономика будет базироваться на концепции пяти «И» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект. Производство (а в перспективе и экспорт) знаний и новых технологий становится приоритетом, а среди важнейших направлений государственной политики названы формирование национальной инновационной системы и развитие международного научно-технического сотрудничества.

Международная программа «Санкт-Петербургский коридор — сердце Северного измерения» явилась основой сотрудничества между Юго-Восточной Финляндией и Санкт-Петербургом, которое было закреплено соглашением, подписанным 22 марта 2007 г. губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко и тремя председателями региональных советов ЮгоВосточной Финляндии.

В рамках проекта «Санкт-Петербургский коридор» на Лаппеенранту была возложена миссия развития инновационного направления, что послужило началом формирования Региональной открытой инновационной платформы. По мере строительства данной платформы 22 февраля 2008 г. было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Российско-Европейское некоммерческое партнерство по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий» (ИнноПартнерство), которое является основным организационным механизмом этой платформы. Другими элементами платформы являются:

• финско-российский инновационный центр, который осуществляет свою деятельность в Санкт-Петербурге с января 2008 г.; также планируется создание новых центров в Ленинградской области и Юго-Восточной Финляндии;

• финско-российский инновационный университет, концепция создания которого была утверждена на встрече ректоров 3 марта 2009 г.;

• механизмы отбора и инвестирования в инновации для петербургских проектов и компаний, желающих развивать свой бизнес на международном уровне.

Построение региональной открытой инновационной платформы

Проект ТМОИПА базируется на исследованиях в области открытых инноваций, осуществляемых сотрудниками Лаппеенрантского технологического университета под руководством профессора М. Торккели [2].

Согласно концепции ТМОИПА, являющейся приложением этих исследований на российско-финский приграничный регион, стороны-участники РОИП принимают на себя обязательства по созданию благоприятных условий для организации сети делового сотрудничества в рамках концепции Региональной открытой инновационной платформы на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, ЮгоВосточной Финляндии и прилегающих районах.

РОИП, таким образом, представляет собой систему договорных отношений (Соглашение РОИП) между ИнноПартнерством и субъектами инновационной деятельности и ряд организационных механизмов по поддержке и развитию этих отношений с целью стимулирования инновационной активности и утилизации инноваций путем коммерциализации, а именно:

ИнноПартнерство в лице своих членов проводит работы по реализации системы коммерциализации инноваций, особенно тех, которые имеют направленность на международный рынок. Данная работа предполагает получение государственного финансирования на предварительную оценку и доработку инновационный продуктов и услуг с участием инвесторов как с россий-

ской, так и с европейской стороны, а также решения вопросов защиты интеллектуальной собственности.

ИнноПартнерство создает и поддерживает базу данных инновационных проектов (ИННО-База), которые прошли предварительную оценку.

ИнноПартнерство, в рамках концепции РОИП, становится катализатором развития договорных отношений между Участниками РОИП, создавая и поддерживая различные формы сотрудничества в инновационной сфере с привлечением потенциала своих членов. Задачей ИнноПартнерства в этом направлении является подготовка организационной базы для международной программы сотрудничества ЕС-Россия «Европейско-российский инновационный коридор».

Участник-субъект инновационной деятельности в рамках Соглашения РОИП получает возможность присоединиться к процессам развития инноваций на общеевропейском уровне, ведя совместную работу по подготовке своего участия в различных консорциумах, образуемых для выполнения региональных и международных проектов.

Усилия сторон в рамках Соглашения РОИП направлены на создание эффективных механизмов поиска, развития и внедрения инноваций на основе информирования друг друга о своих возможностях и потребностях в конкретных областях инновационной деятельности, и о готовности устанавливать аналогичные отношения с другими участниками Соглашения.

Образование и деятельность ИнноПартнерства

Некоммерческое партнерство призвано изучать, оценивать и внедрять лучший зарубежный опыт в области бизнеса и инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий, развивать международную сеть экспертов в области ИКТ и других сферах, продвигать интересы своих партнеров на региональном и международном уровне. Его работа обеспечивается членством крупнейших университетов и авторитетных компаний и опирается на поддержку Правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по информатизации и связи и органов власти Финляндии в лице мэрии города Лаппеенранта.

ИнноПартнерство реализует взаимодействие «университет - бизнес - государство» - тройная спираль, которую можно назвать в целом ключевым фактором в региональном развитии [3]. Создание подобной структуры дает возможность исследовать новые и междисциплинарные области с потенциалом коммерциализации, что дает преимущества в использовании новых знаний.

Начав свою деятельность весной 2008 г., ИнноПарт-нерство выстраивает отношения с существующими инновационными структурами, наполняя их реальным содержанием. Сейчас в стадии проработки находятся следующие проекты:

• научно-техническая деревня;

• научно-исследовательский инновационный центр телекоммуникаций;

• финско-российский инновационный университет;

• академия открытых инфокоммуникационных технологий;

ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010

ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010

• федеральная мониторинговая компания;

• центр экспертизы и сертификации.

Целью данных проектов является построение новой инфраструктуры для прикладной науки и производства на основе лучших отечественных и зарубежных ресурсов — кадров, технологий, бизнес-идей — и тиражирование этого опыта в другие регионы.

ИнноПартнерство формирует из резервов своих членов международный корпус экспертов, который осуществляет практическую работу над совместными проектами. Их деятельностью управляет экспертный совет, в который входят наиболее авторитетные менеджеры из различных областей. Особое место в планах ИнноПартнерства занимает проект «ИННО-Клуб». Его задача — создание инструментов прямого взаимодействия российских и зарубежных представителей политической и бизнес-элит по модели «Инновационный Давос».

В своей практической деятельности ИнноПартнер-ство ориентировано на оказание своим членам ряда востребованных услуг, среди которых:

• продвижение совместных проектов международной направленности (создание инструментов финансирования, защита корпоративных интересов);

• защита интеллектуальной собственности, созданной в ходе совместной деятельности (патентование, оценка стоимости нематериальных активов);

• коммерциализация инновационных разработок (бизнес-инкубирование, управление правами интеллектуальной собственности);

• информационная поддержка бизнеса (маркетинговые исследования, специальная бизнес-аналитика).

Интеграция РОИП и РИС

Санкт-Петербург в 2008 г. впервые системно приступил к реализации своей инновационной политики, инструментом которой на среднесрочный период стала комплексная программа, которая включает в себя:

1. «План мероприятий по развитию научной деятельности в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.» (Постановление Правительства СПб от 19.06.2007 г. № 684).

2. «Программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 гг.» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 г. № 1268).

3. «План мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.» (Постановление Правительства СПб от 13.11.2007 г. № 1423).

В концепции Региональной инновационной системы Санкт-Петербурга связующим звеном между наукой и производством, разработчиками наукоемкой продукции и инвесторами являются Инновационнотехнологические центры (ИТЦ). В ИТЦ дислоцируются малые и средние фирмы, осуществляющие инновационные проекты, объединены организационные и финансовые ресурсы различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики в научнотехнической сфере.

В настоящее время на территории Санкт-Петербурга действуют 12 ИТЦ. Деятельность инновационных центров содействует реализации инновационного потенциала связанных с ними вузов путем вовлечения профессорско-преподавательского состава, научнопедагогических кадров, студентов, аспирантов и докторантов в инновационную деятельность и повышение на ее основе образовательной деятельности вузов.

Если проводить сравнение концепций РИС и РОИП, то можно выделить следующее различие: региональная инновационная система формируется «сверх вниз», преимущественно инициативами федеральных и местных властей, тогда как открытая инновационная платформа основывается на частных интересах субъектов инновационной деятельности в продвижении и коммерциализации своих инноваций, т. е. развивается «снизу вверх», в том числе и «в стороны», подразумевая международный вектор инновационной деятельности.

Таким образом, на сегодня одной из актуальных задач в области развития инновационной деятельности является интеграция региональной («государственной») и открытой («частной») инновационных стратегий, координируемых хозяйственными субъектами с организационно-правовой формой частногосударственного партнерства, как наиболее гибкой для активного участия всех субъектов инновационной деятельности.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 г. №884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г.».

2. M. Torkkeli, T. Kotonen, P. Ahonen. Regional Open Innovaiton System as a Platform for SMEs: A Survey//Int. J. Foresight and Innovation Policy, Vol. 3, No. 4, 2007.

3. Г. Этцковиц, М. Клофстен. Территория инноваций: к теории основанного на знаниях регионального развития.

http://www.fridas.ru/business/article/innovation.

Formation of Regional open innovation platform:

St. Petersburg and Southeast Finland M.Alexeeva, Project manager and expert Non-commercial Partnership «European-Russian InnoPartnership».

K. Ladygin, Managing director Non-commercial Partnership «European-Russian InnoPartnership»

The paper illustrates the experience of science, business and government integration based on the principals of regional open innovation platform (ROIP) in the area of cross-border cooperation between Saint-Petersburg and Southeast Finland. TASIS project «Two Model Open Innovation Platform Approach» (TMOIPA) has been developed by joint efforts of authorities and universities in cross-border regions of Russia and Finland. The aim of the project — to form a general concept and structure of cross-border cooperation in the area of innovations, and namely practical mechanisms of the individual innovation projects support, constantly operating networks and formed in concrete ways networks for the support of innovation projects with ICT priorities. One of the project tasks was a creation of the Non-commercial Partnership «European-Russian InnoPartnership» (InnoPartnership). InnoPartnership activities and successful projects development gives bases for Regional innovation system (RIS) formation in St. Petersburg, and at the same time fully implements the idea of open innovations in Southeast Finland.

Keywords: regional open innovation platform, two model open innovation platform approach, information and communication technologies, regional innovation system, data base of innovation projects.