Научная статья на тему 'Практика реализации приграничного регионального сотрудничества Россией и Финляндией на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области'

Практика реализации приграничного регионального сотрудничества Россией и Финляндией на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
769
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TRANSBORDER COOPERATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / ЕС / ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / РОССИЯ / RUSSIA / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / SAINT-PETERSBURG / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / LENINGRAD REGION / СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / NORTHERN DIMENSION / ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОСЕДСТВА И ПАРТНЕРСТВА / EUROPEAN NEIGHBOURHOOD AND PARTNERSHIP INSTRUMENT / EU

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондаренко Екатерина Владимировна

Развитие приграничных территорий России тесно связано с установлением и осуществлением ими международных контактов с сопредельными регионами. Выгодное географическое положение, связывающее Санкт-Петербург и Ленинградскую область с Финляндией, определяет вовлеченность данных территорий в экономический и культурный трансграничный диалог. Цель данного исследования состояла в выявлении ключевых механизмов взаимодействия и поддержания трансграничных контактов, способов организации практического сотрудничества на российско-финской границе в условиях сохраняющейся политической напряженности в отношениях между Россией и ЕС и экономических санкций на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для этого были проанализированы двусторонние прямые контакты Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными регионами Финляндии, участия данных субъектов в проектной деятельности в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства и инициативе «Северное измерение». Сделан вывод о том, что приграничное и межрегиональное сотрудничество является в большей степени деполитизированным, в меньшей степени зависимым от противоречий между ЕС и РФ на государственном уровне. Прагматизм региональных органов власти дает возможность для корректировки форматов трансграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области с регионами Финляндии, в частности для разработки новых и совершенствовании текущих механизмов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бондаренко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION’S PRACTICES OF BORDER REGIONAL COOPERATION BY RUSSIA AND FINLAND - EVIDENCE FROM SAINT-PETERSBURG AND THE LENINGRAD REGION

The development of Russia's border areas is closely concerned with the establishment and implementation of international contacts with the neighboring regions. An advantageous geographical location linking St. Petersburg and the Leningrad region with Finland determines the involvement of these territories in the economic and cultural cross-border dialogue. The purpose of this study was to identify key mechanisms for interaction and maintenance of cross-border contacts, ways to organize practical cooperation on the Russian-Finnish border in the conditions of the continuing political tensions in relations between Russia and the EU and economic sanctions evidence from St. Petersburg and the Leningrad region. For this there were analyzed bilateral direct contacts between St. Petersburg and the Leningrad region with neighboring regions of Finland, the participation of these entities in the project activities under the European Neighborhood and Partnership Instrument and the Northern Dimension initiative. It was concluded that cross-border and inter-regional cooperation is more depoliticized, less dependent on the contradictions between the EU and Russia at the state level. The pragmatism of the regional authorities makes it possible to adjust the formats of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region with the regions of Finland, in particular, to develop new and improve current interaction mechanisms.

Текст научной работы на тему «Практика реализации приграничного регионального сотрудничества Россией и Финляндией на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

экономические науки

УДК 339.924

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЕЙ И ФИНЛЯНДИЕЙ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2017

Бондаренко Екатерина Владимировна, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет (191060, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, e-mail: [email protected])

Аннотация. Развитие приграничных территорий России тесно связано с установлением и осуществлением ими международных контактов с сопредельными регионами. Выгодное географическое положение, связывающее Санкт-Петербург и Ленинградскую область с Финляндией, определяет вовлеченность данных территорий в экономический и культурный трансграничный диалог. Цель данного исследования состояла в выявлении ключевых механизмов взаимодействия и поддержания трансграничных контактов, способов организации практического сотрудничества на российско-финской границе в условиях сохраняющейся политической напряженности в отношениях между Россией и ЕС и экономических санкций на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для этого были проанализированы двусторонние прямые контакты Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными регионами Финляндии, участия данных субъектов в проектной деятельности в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства и инициативе «Северное измерение». Сделан вывод о том, что приграничное и межрегиональное сотрудничество является в большей степени деполитизированным, в меньшей степени зависимым от противоречий между ЕС и РФ на государственном уровне. Прагматизм региональных органов власти дает возможность для корректировки форматов трансграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области с регионами Финляндии, в частности для разработки новых и совершенствовании текущих механизмов взаимодействия.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, трансграничное сотрудничество, региональная политика, ЕС, Финляндия, Россия, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Северное измерение, Европейский инструмент соседства и партнерства.

THE IMPLEMENTATION'S PRACTICES OF BORDER REGIONAL COOPERATION BY RUSSIA AND FINLAND - EVIDENCE FROM SAINT-PETERSBURG AND THE LENINGRAD REGION

© 2017

Bondarenko Ekaterina Vladimirovna, PhD student

St. Petersburg University (191060, Russia, Saint-Peterburg, st. Smol'nogo, 1/3, e-mail: [email protected])

Abstract. The development of Russia's border areas is closely concerned with the establishment and implementation of international contacts with the neighboring regions. An advantageous geographical location linking St. Petersburg and the Leningrad region with Finland determines the involvement of these territories in the economic and cultural cross-border dialogue. The purpose of this study was to identify key mechanisms for interaction and maintenance of cross-border contacts, ways to organize practical cooperation on the Russian-Finnish border in the conditions of the continuing political tensions in relations between Russia and the EU and economic sanctions evidence from St. Petersburg and the Leningrad region. For this there were analyzed bilateral direct contacts between St. Petersburg and the Leningrad region with neighboring regions of Finland, the participation of these entities in the project activities under the European Neighborhood and Partnership Instrument and the Northern Dimension initiative. It was concluded that cross-border and inter-regional cooperation is more depoliticized, less dependent on the contradictions between the EU and Russia at the state level. The pragmatism of the regional authorities makes it possible to adjust the formats of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region with the regions of Finland, in particular, to develop new and improve current interaction mechanisms.

Keywords: cross-border cooperation, transborder cooperation, regional policy, EU, Finland, Russia, Saint-Petersburg, the Leningrad Region, the Northern Dimension, European Neighbourhood and Partnership Instrument.

Северо-Западный федеральный округ РФ в силу своего географического положения является уникальной площадкой для практики трансграничных региональных контактов. В этом контексте Санкт-Петербург и Ленинградская область выступают ключевыми субъектами их реализации. Осуществление политического, экономического и культурного диалога на российско-финском приграничье отвечает не только потребностям развития данных территорий, но и является неотъемлемой составляющей функции по обеспечению внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом, обозначенной в Стратегии Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 года.

Ряд исследователей акцентирует внимание на проблематике развития российских приграничных территорий под влиянием интеграционных процессов. Особую актуальность приобретает проблема качественного наполнения контактной функции границы, связанная с установлением и реализацией внешнеэкономических связей в условиях меняющейся геополитической ситуации.

Значимость регионального сотрудничества Северо-Запада России с европейскими государствами в области экономики, экологии, образования, культуры и т. д. находит отражение в трудах специалистов по этим проблемам. Однако необходимо отметить, что исследователи,

как правило, фиксируют внимание на каком-то определённом аспекте сотрудничества или на общих теоретико-методологических подходах к приграничному региональному сотрудничеству.

Так, экономической стороне регионального развития и взаимодействия субъектов Северо-Западный федеральный округ посвящены работы В.А. Шлямина [1], В.П. Гутника и А.П. Клемешева [2], Н.М. Межевича [3]. Речь непосредственно о внешних связях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе с регионами Финляндии, идет в монографии Н.Ю. Маркушиной и Н.К. Харлампьевой [4], статьях Р.В. Ковалева [5], Л.Н. Драчковой и В.Э. Тоскуниной [6], М. В. Морошкиной [7], Н. Ю. Маркушиной [8]. Взаимодействие между государствами-членами ЕС и Россией в рамках «Северного измерения» рассмотрено в работах Е.Г. Болотниковой и Н.М. Межевича [9], И.М. Бусыгиной и М.Г. Филиппова [10], а также М.С. Зарецкой, Е.В. Лукьяновым, С.Т. Ходько [11].

Вышеперечисленными авторами в той или иной степени отражены последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия. Хотя вопрос реализации Санкт-Петербургом и Ленинградской областью приграничных контактов с финскими территориями и оценки влияния внешних факторов на формы трансграничного сотрудничества остается обойденным

economic sceinces

вниманием.

Целью данной статьи является выявление ключевых механизмов взаимодействия и поддержания двустороннего диалога, способов организации практического сотрудничества на российско-финской границе в условиях сохраняющейся политической напряженности в отношениях между Россией и ЕС и экономических санкций на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для целей данного исследования был выбран временной отрезок с 2007 г., который условно можно поделить на два периода. Так, первый период 2007-2013 гг. совпадает с действием программы Европейского инструмента соседства и партнерства (далее - ЕИСП) «Юго-Восточная Финляндия - Россия» и служит показателем характера взаимодействия приграничных регионов. Анализ контактов в последующие годы, а также доступной информация по программам, стартовавшим с 2014 г. дает возможность выявить степень влияния внешних факторов на региональное развитие рассматриваемой территории.

Нормативную базу регионального сотрудничества исследуемых территорий составляют Соглашение о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой

[12], Соглашение о сотрудничестве Санкт-Петербурга с тремя регионами Юго-Восточной Финляндии -Кюменлааксо, Южной Карелией, Южным Саво

[13], Соглашение о развитии сотрудничества между Правительством Ленинградской области и Агентством регионального управления Южной Финляндии [14]. Кроме этого, двусторонние соглашения действуют на муниципальном уровне [15, 16]. Стороны также имеют совместный орган координации сотрудничества -Межправительственную Российско-Финляндскую комиссию по приграничному сотрудничеству [17, ст. 10].

Анализ трансрегиональных связей Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволил выделить основные механизмы реализации контактов с финляндской стороной, которые представлены двусторонним социально-экономическим сотрудничеством и проектной деятельностью. В свою очередь проектная деятельность сфокусирована, главным образом, на реализации программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» и инициативы «Северное измерение».

Согласно вышеупомянутым соглашениям, важным направлением сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области с Финляндией является экономическая деятельность и предпринимательство, так как Финляндия является одним из основных торговых партнеров Ленинградской области. На территории Санкт-Петербурга свою деятельность осуществляет ряд финляндских компаний, крупнейшими среди них являются «Несте Санкт-Петербург», «Нокиан Тайрз», «Стокманн», «Райсио», «Валио», «Фазер», «Элкотек», «ЮИТ», «Лемминкяйнен» и др.

Хотя взаимный товарооборот сторон идет на убыль с 2014 года, открытые данные ФТС России на начало 2017 года [18] показывают положительную динамику товарооборота. Стоит предположить, что резкий скачок в товарообороте сторон мог быть спровоцирован крупным заказом. Оживлению торгово-экономического сотрудничества также могли способствовать мероприятия в рамках Российско-Финляндского Партнериата малого и среднего бизнеса [19], прошедшего в сентябре 2016 г. в г. Турку. Так или иначе, налицо взаимное стремление сторон к восстановлению былого уровня экономического взаимодействия.

Регулярностью характеризуются российско-финские контакты в культурной сфере. Так, начиная с 2000 года, ежегодно и поочередно - то в Финляндии, то в России - при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства образования Финляндии проводится Российско-Финляндский форум культуры, целью которого является повышение значимости культуры в

международной совместной деятельности, поддержка с помощью культуры развития регионов двух стран, содействие возникновению и развитию совместных партнерских проектов [20]. В 2017 году местом проведения Восемнадцатого российско-финляндского культурного форума выбран г. Санкт-Петербург. Стоит отметить, что из 196 проектных предложений с российской стороны одна треть принадлежит Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Другим значимым событием двустороннего диалога стало первое заседание Российско-Финляндской Межправительственной комиссии по приграничному сотрудничеству, которое состоялось 23 сентября 2016 г. в г. Гатчина [21]. В целях расширения потенциала российско-финляндского межрегионального сотрудничества было принято решение об организации российско-финляндского форума в конце 2016 года. Важным итогом стал предложенный российской стороной проект Многолетнего плана совместных действий России и Финляндии в сфере приграничного сотрудничества, рассмотрение которого намечено на 2017 г., что, несомненно, свидетельствует о заинтересованности сторон в продвижении долгосрочного сотрудничества.

Уникальным явлением двустороннего сотрудничества является аренда Финляндией российской территории - части Сайменского канала [22]. Этот вид сотрудничества позитивным образом влияет на развитие и укрепление транспортного, торгового и туристического сектора в регионе, является составляющей экономических отношений России и Финляндии. Кроме того, Сайменский канал является площадкой для культурного диалога Лаппеенранты, Выборга и Санкт-Петербурга. Так, в прошлом году 160-летие канала было ознаменовано открытием филиала военного музея Карельского перешейка и установлением памятника перемирию между СССР и Финляндией 4 сентября 1944 года [23].

Эффективным инструментом в части осуществления трансграничного взаимодействия, в том числе экономического, являются программы Европейского инструмента соседства и партнерства. Переходя к оценке результатов программы «Юго-Восточная Финляндия-Россия» на 2007-2013 гг., следует отметить, что исполненные проекты носили высокую прикладную значимость и были направлены на «формирование интегрированной экономической зоны и создание транспортного и логистического центра на данной территории, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, а также улучшение состояния окружающей среды и уровня жизни и благосостояния граждан» [24, с. 26].

Так, на протяжении срока действия программы были реализованы 47 стандартных инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 67,1 млн. евро согласно приоритетам сотрудничества, информация о которых размещена в документах Совместного органа управления. Особое значение имели 8 крупных инфраструктурных проектов с общим объемом финансирования 37,7 млн. евро, сконцентрированных на решении задачи по улучшению пропускной способности пунктов пограничного пропуска в Иматре, Светогорске и Нуйямаа, ремонту дорог между городами Выборг и Лаппеенранта, Вайниккала и Симола, участке дороги Ихала и Райвио. Оживлению трансграничного движения также способствовала постройка моста через реку Куурманпохъя, названного Мостом Дружбы.

Логическим продолжением российско-финляндского регионального диалога в рамках ЕИСП стала аналогичная программа на период 2014-2020 гг. [25]. Стоит отметить, что общий бюджет программы в сравнении с финансированием прошедшего периода программы остался на прежнем уровне и составляет 72, 3 млн. евро. Некоторому пересмотру подверглись приоритеты сотрудничества, в частности в отдельную тему было выделено направление «Содействие обеспечению пограничного контроля и безопасности границ, управлению мо-

экономические науки

бильностью и миграцией». На данный момент проекты программы проходят процедуру экспертизы и оценки, что не позволяет сделать выводы о её наполнении.

Площадкой регионального взаимодействия субъектов Северо-Запада России и ЕС в регионе Балтийского моря является «Северное измерение». Практическая реализация данной инициативы выразилась в проектах Природоохранного Партнерства. В частности, был завершен проект по строительству Юго-Западных очистительных сооружений Санкт-Петербурга [11, с. 84], а также с финляндским участием реализована программа «Северная инициатива», нацеленная на развития сектора водоснабжения и водоотведения в городах Ленинградской области [11, с. 77]. Однако реализация данной модели сотрудничества встречает немало трудностей, связанных с отсутствием отдельного финансирования, подменой сущностного содержания инициатив в рамках Северного измерения на территорию реализации Северного измерения [9, с.115-126].

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что нынешняя политическая ситуация не позволяет готовить о том, что отношения с ЕС в скором времени пойдут по восходящей линии. Несмотря на то, что Финляндия придерживается официальной позиции ЕС в контексте событий на Украине, диалог регионов ведется и направлен на выстраивание долгосрочного сотрудничества, решения практических, функциональных проблем. Можно констатировать, что накопленный потенциал соседства позволяет сохранить прагматизм в отношениях между Россией и Финляндией.

Сотрудничество на региональном уровне может быть вписано в преобладающий ныне негативный политический дискурс только при условии максимального отдаления от проблематики «высокой политики» [10, с.59]. Участие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в региональных инициативах, в частности, таких как программа «Юго-Восточная-Финляндия - Россия», Северное Измерение являются положительными примерами такого деполитизированного взаимовыгодного сотрудничества с партнерами из стран ЕС. Реализация совместных приграничных проектов разной направленности обусловлена рационализмом региональных органов власти, которые по средствам трансграничного сотрудничества достигают целей, отвечающих интересам как российской стороны, представленной Ленинградской областью и Санкт-Петербургом, так и финляндской.

Дальнейшее развитие сотрудничества с Финляндией, укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей является важным источником обеспечения экономического роста приграничных регионов Северо-Западного федерального округа. Однако фактор приграничья и заложенный в нем потенциал сотрудничества не должен ограничиваться программами ЕИСП, инициированными ЕС. Разработка новых и совершенствование текущих механизмов взаимодействия сторон видится актуальной темой для дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шлямин В.А. Российско-финские экономические отношения. Проблемы и перспективы. СПб. 2007

2. Гутник В.П., Клемешев А.П. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского Союза. Калининград. 2006.

3. Межевич Н.М. Региональное внешнеэкономическое сотрудничество: проблемы и тенденции развития // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. № 2-3 (51-52). С. 9-20

4. Маркушина Н.Ю., Харлампьева Н.К. Северозападный федеральный округ. Внешние связи. СПб, 2008. 260 с.

5. Ковалев Р.В. Трансграничное сотрудничество между регионами России и Финляндии // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 156-

162. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/ elibrary_22594709_92842080.pdf

6. Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э. Предпосылки трансграничной экономической интеграции приграничных регионов Северо-Запада России и Финляндии // Arctic Environmental Research. 2014. № 4. С. 12-20. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_ 23021929_48758065.pdf

7. Морошкина М.В. Основные механизмы развития приграничных территорий: экономический и социальный аспект (на примере России и Финляндии) //

8. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1. С. 144-154. URL: http://proxy.library. spbu.ru:2110/download/elibrary_25314497_47725350.pdf

9. Маркушина Н.Ю. Внешние связи СевероЗападного Федерального округа Российской Федерации и концепция «Новый Север» // Балтийский регион. 2011. №2 (8). С. 102-111.

10. Болотникова Е.Г., Межевич Н.М. Политика «Северного измерения»: современное состояние и перспективы развития // Балтийский регион. 2010. № 4 (6). С. 115-126.

11. Бусыгина И.М., Филиппов М. Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион. 2009. № 1. С. 55-63.

12. Зарецкая М.С., Лукьянов Е.В., Ходько С.Т. Политика «Северного измерения»: институты, программы и проекты. Значение для Северо-Запада Российской Федерации. СПб, 2011. 108 с. URL: http://investa.spb. ru/i_rus/msg_i/96/northern_dimension.pdf

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой от 13 апреля 2012 года. URL: http://docs.pravo.rU/document/ view/25507442/25206467/

14. Сотрудничество Санкт-Петербурга с зарубежными городами и регионами // Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/sotrud-nichestvo_sankt-peterburga_s_zarubezhnimi_gorodami_i_ regionami19

15. Список соглашений Правительства Ленинградской области // Комитет по внешним связям Ленинградской области. URL: http://inter.lenobl.ru/ programm/mprog/sogl

16. Побратимские связи муниципальных образований Ленинградской области и Финляндии // Комитет по внешним связям Ленинградской области. URL: http:// inter.lenobl.ru/about/mprog/sotr2/fin

17. Светогорск - Иматра // Муниципальное образование город Светогорск. URL: http://svetogorsk.spb.ru/ twintown

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой от 13 апреля 2012 года.

19. Внешняя торговля Российской Федерации по странам// Федеральная таможенная служба. URL: http:// www.customs.ru/opendata/7730176610-p5statstrani/

20. Партнериат. URL: http://www.partneriat.com/#part neriat

21. Российско-Финляндский культурный форум. URL: http://kultforum.ru/forums/2017/index.html#

22. Международные связи Ленинградской области в 2016 году// Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-len/-/ asset_publisher/A40QyD0kn0wn/content/id/2609757

23. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал (Лаппеенранта, 27 мая 2010 г.). URL: http://www.mid.ru/documents/101

economic sceinces

80/2302296/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D 0%B2%D0%BE%D1%80.pdf/2831f5b4-6df9-4689-964f-6d9b75b4f919

24. Памятник перемирию между СССР и Финляндией открылся в поселке Раппатилы // Выборг город воинской славы. URL: http://voinslava.vbglenobl.ru/pamyatnik-peremiriyu-mezMu-sssr-i-finlyandiey-otkrylsya-v-poselke-rappatily

25. South-East Finland - Russia ENPI CBC Programme 2007-2013 // Programme Document. URL: http://www. southeastfinrusnpi.fi/wp-content/uploads/sites/2/2013/10/ SE-FI-RU-ENPI-Programme-document-19.12.2008-and-Addendum-3.12.2010-and-17_12_2010en.pdf

26. Programme Manual. Guide for applicants and project partners responding to the calls for proposals of the SouthEast Finland - Russia CBC 2014-2020. URL: http://www. sefrcbc.fi/wp-content/uploads/sites/6/2016/12/Programme-Manual-SEFR-CBC-2014-2020_V-2.0_English.pdf

Статья поступила в редакцию 26.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.