Научная статья на тему 'Предпосылки трансграничной экономической интеграции приграничных регионов Северо-Запада России и Финляндии'

Предпосылки трансграничной экономической интеграции приграничных регионов Северо-Запада России и Финляндии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕВЕР-ЗАПАД РОССИИ / ФИНЛЯНДИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / CROSS-BORDER COOPERATION / ECONOMIC INTEGRATION / THE NORTH-WEST OF RUSSIA / FINLAND / BORDER REGIONS / NORTHERN EUROPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Драчкова Людмила Николаевна, Тоскунина Вера Эдуардовна

В статье представлен анализ исторических и социально-экономических предпосылок трансграничного сотрудничества в интеграционном пространстве России и Финляндии, описываются этапы экономической интеграции приграничных регионов двух государств и отражены основные направления современного экономического сотрудничества. Интенсивный характер приобретает региональная интеграция, которая характеризует в т. ч. хозяйственное взаимодействие приграничных государств. К началу XX века на территории российско-финского приграничья сформировался один из первых в мире трансграничных экономических районов, который возник на границе Российской Империи и Великого княжества Финляндского. Разрушение трансграничных связей после Октябрьской революции привело к необходимости компенсационного развития бумажной промышленности СССР в связи с потерей основных центров лесопромышленной индустрии (Карельский перешеек и Северное Приладожье отошли к Финляндии). Показатели торгово-экономических отношений между двумя государствами весь межвоенный период были ничтожны по сравнению с дореволюционными. Трансграничный экономический район больше не существовал. На восстановление дореволюционной системы хозяйственных связей бывшей некогда единой территории была направлена активная интеграция Карельского перешейка и Северного Приладожья в экономику СССР в послевоенный период. Упор был сделан на развитие лесоперерабатывающей промышленности территории: расширение уже существующих предприятий, улучшение структуры лесопромышленного комплекса за счет размещения здесь целлюлозно-бумажной промышленности, развитие по линии всемерного углубления переработки древесины с экспортной ориентацией производства.Распад Советского Союза обернулся серьезным кризисом в различных отраслях финской промышленности. С середины 90-х годов начинает формироваться новый международный контекст существования Северо-Запада России. Происходит «размывание» границ, изменяются направления и интенсивность товарных, технологических, финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков. Следствием этого становится изменение среды функционирования существующих хозяйственных комплексов и социально-экономических структур России в целом и Северо-Запада в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the historical and socio-economic preconditions for cross-border cooperation in the integration space of Russia and Finland, describes the stages of economic integration of the border regions of two states and reflects the main trends in contemporary economic cooperation. Regional integration becomes intense and characterizes the economic interaction of the border states. By the beginning of the XX century at the territory of the Russian-Finnish border a cross-border economic area was formed, which originated on the unique border the Russian Empire and the Grand Duchy of Finland. Destruction of cross-border relations after the October Revolution of 1917 led to the need for a compensation of the paper industry in the USSR, because of the loss of the main centers of the timber industry. Trade and economic relations between two countries at the interwar period were negligible compared to the pre-revolutionary activities. The existing cross-border economic region was destroyed. Active integration of the Karelian Isthmus and Northern Ladoga in the Soviet economy in the postwar period was developed to restore the pre-revolutionary system of economic relations of the former once a single territory. The main measures were aimed at the development of the timber industry areas such as an expansion of existing businesses, improvement of the structure of the timber industry by establishing pulp and paper industry, development of the export-oriented production. The collapse of the Soviet Union caused a serious crisis in the various sectors of Finnish industry. Since the mid-90s of the last century began a “blurring” of the boundaries and the direction and intensity of commodity, technological, financial, intellectual and labor flows changed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки трансграничной экономической интеграции приграничных регионов Северо-Запада России и Финляндии»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 339.924

ДРАЧКОВА Людмила Николаевна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 29 научных публикаций

ТОСКУНИНА Вера Эдуардовна, доктор экономических наук, заведующая отделом экономических исследований Архангельского научного центра Уральского отделения РАН. Автор 52 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий

предпосылки трансграничной экономической интеграции приграничных регионов СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ и финляндии

В статье представлен анализ исторических и социально-экономических предпосылок трансграничного сотрудничества в интеграционном пространстве России и Финляндии, описываются этапы экономической интеграции приграничных регионов двух государств и отражены основные направления современного экономического сотрудничества. Интенсивный характер приобретает региональная интеграция, которая характеризует в т. ч. хозяйственное взаимодействие приграничных государств. К началу XX века на территории российско-финского приграничья сформировался один из первых в мире трансграничных экономических районов, который возник на границе Российской Империи и Великого княжества Финляндского. Разрушение трансграничных связей после Октябрьской революции привело к необходимости компенсационного развития бумажной промышленности СССР в связи с потерей основных центров лесопромышленной индустрии (Карельский перешеек и Северное Приладожье отошли к Финляндии). Показатели торгово-экономических отношений между двумя государствами весь межвоенный период были ничтожны по сравнению с дореволюционными. Трансграничный экономический район больше не существовал. На восстановление дореволюционной системы хозяйственных связей бывшей некогда единой территории была направлена активная интеграция Карельского перешейка и Северного Приладожья в экономику СССР в послевоенный период. Упор был сделан на развитие лесоперерабатывающей промышленности территории: расширение уже существующих предприятий, улучшение структуры лесопромышленного комплекса за счет размещения здесь целлюлозно-бумажной промышленности, развитие по линии всемерного углубления переработки древесины с экспортной ориентацией производства.

Распад Советского Союза обернулся серьезным кризисом в различных отраслях финской промышленности. С середины 90-х годов начинает формироваться новый международный контекст существования Северо-Запада России. Происходит «размывание» границ, изменяются направления и интенсивность товарных, технологических, финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков. Следствием этого становится изменение среды функционирования существующих хозяйственных комплексов и социально-экономических структур России в целом и Северо-Запада в частности.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, экономическая интеграция, Север-Запад России, Финляндия, приграничные регионы, Северная Европа.

© Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э., 2014

12

Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э. Предпосылки трансграничной экономической интреграции...

Динамичное развитие трансграничного экономического сотрудничества в интеграционном пространстве Северо-Запада России и стран Северной Европы является характерной особенностью современного этапа международных экономических отношений. Российский Северо-Запад, в пределах федерального округа, стал полигоном для адаптации теории и практики трансграничного сотрудничества в России. Данное положение представляется аксиомой, поскольку большинство основных программ и концепций трансграничного сотрудничества, прежде всего в области экономики, реализуются здесь.

До последнего времени политика России в отношении приграничных с Финляндией регионов в условиях формирования рыночных структур исследовалась слабо. Всплеск интереса к ней обнаружился лишь в 1985-1990 годах, когда возникла необходимость разграничения полномочий федерального центра и субъектов РФ для углубления трансграничного сотрудничества. В географической и экономической литературе все чаще стали встречаться термины «трансграничное экономическое сотрудничество», «трансграничная экономическая интеграция», однако крупных исследовательских работ, посвященных комплексному анализу формирования трансграничных экономических районов на территории конкретного субъекта РФ, практически нет.

Исторически сложилось так, что в политическом, экономическом и культурном планах Россия постоянно находилась в состоянии активного взаимодействия с государствами Северной Европы; территория российского Северо-Запада, Санкт-Петербург с его окрестностями, области, расположенные вокруг Карелии и Финского залива, новгородско-псковский регион, весьма сходные по климатическим условиям и рельефу с Северной Европой, соседствовали со Скандинавскими странами.

Анализируя исторические предпосылки трансграничной экономической интеграции, следует определить наличие «интеграторов» -факторов, сил и тенденций, направленных на

интегрирование государственного целого в заданных границах. В рамках представленной темы в качестве интеграторов выступают:

1) схожесть географических факторов: природных условий, географического положения, рельефа, климата, а также наличие общего морского пространства и водных путей сообщения;

2) практическая близость или единые основы языков;

3) общее историческое развитие;

4) тесное экономическое взаимодействие;

5) наличие единой этнокультурной зоны.

Северо-западные территории современной

России долгое время оставались ареной военных действий между двумя великими державами - Россией и Швецией.

В результате русско-шведской войны 1809 года, начатой с целью окончательно обезопасить северную границу, включая район Петербурга, финские земли были захвачены Россией и Великое княжество Финляндское получило автономию.

Установление таможенной границы между Северо-Западными районами России и территорией, вошедшей в состав автономной Финляндии, затрудняло исторически сложившиеся торговые связи между ними. Тем не менее развитие Карельского перешейка и Приладо-жья в этот исторический период происходило весьма стремительно, в то время как активные экономические преобразования на остальной территории Финляндии начались лишь спустя 50 лет после присоединения к России. Интеграция в 1811 году Выборгской губернии в экономику Финляндии привело к строительству в 1856-м Сайменского канала, который соединил озера Сайменского бассейна и Финский залив, а в 1870-м через Выборг проходит железная дорога из Рийхимяки в Санкт-Петербург. Постепенно Выборг становится узлом пяти направлений, одним из крупнейших в Скандинавии. В 1890-1894 годах была построена железная дорога Антреа (Камено-горск) - Сортавала - Йоэнсуу, которая прошла по территории современного Лахденпохского

13

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

района (Карелия). Российское правительство было весьма заинтересовано в создании разветвленной железнодорожной сети на территории Карельского перешейка и Приладожья, поскольку предполагалось, что это еще более привяжет Финляндию к России.

Собственно толчком для развития транспорта послужило развитие крупной лесоперерабатывающей индустрии - первые паровые пилорамы на границе России и Финляндии появились еще в 1834 году. Строительство бумажных производств шло ускоренными темпами в связи с все возрастающими потребностями российской экономики. Рост производства вызвал потребность в трудовых ресурсах, что привело к достаточно быстрому увеличению численности экономически активного населения Карельского перешейка, причем практически половину составляли этнические русские (в 1888 году из 17 101 чел., 8243 - русские переселенцы). В 1894 году было закончено строительство Карельской железной дороги (Выборг - Камено-горск - Хийтола - Яккима - Сортавала), давшей новый толчок развитию промышленности. На протяжении следующих 30 лет участок от Выборга до Хийтола был самым оживленным в Финляндии [1, с. 58].

Непростая и местами трагическая история Карельского перешейка и Приладожья более позднего периода соответствует общеисторическому драматизму и эпохи двух мировых войн, и последующего советского и постсоветского периода. При этом следует признать, что отличительной чертой этих районов является их включенность во все приграничные и трансграничные процессы на всех исторических этапах взаимодействия России и Финляндии. Более того, Карельский перешеек территориально представляет собой своеобразный перекресток, который всегда оказывался задействованным в тех событиях и движениях, которые касались Центральной Европы и Скандинавии. В этом и заключается его уникальная роль в формировании трансграничных экономических районов.

В 1858 году было принято новое положение о русско-финляндской торговле, установившее

более равноправное отношение сторон, стало реальным право таможенной автономии, и в 1859-м Финляндия вводит свой таможенный тариф для российской приграничной торговли [2, с. 39]. Все эти меры способствовали расширению рынка сбыта для российской сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна, и сопровождались увеличением ввоза финских промышленных товаров, нужду в которых испытывала российская экономика.

Ко времени присоединения к России Финляндия находилась на низком уровне хозяйственного развития. Страна была аграрной, с низким уровнем урбанизации. В 1800 году из 832,7 тыс. населения в городах проживало только 47 тыс. Присоединение к России значительно расширило рынок сбыта для продукции финской промышленности и послужило важным фактором, стимулировавшим возникновение в стране крупного машинного производства. Многие предприятия, особенно в приграничных районах, открывались на основе особых привилегий правительства России (выдавались беспроцентные государственные кредиты, снижались налоги). Была организована подготовка технических кадров для появляющихся в стране новых производств. Указами 1830 и 1835 годов жителям приграничных районов было предоставлено право торговать изделиями отечественной промышленности во всех торговых городах Балтийского побережья.

Росту экспорта в Россию, кроме естественной географической близости, способствовал и такой благоприятный для Финляндии фактор, как разрешение беспошлинного провоза ее товаров через российско-финляндскую таможенную черту.

В середине XIX века и первые десятилетия после реформы 1861 года роль российского рынка для всей финской промышленности была настолько велика, что его спрос определил появление в Финляндии целых промышленных центров. Так, в непосредственной связи с формированием петербургского промышленного района возникла металлургия Восточной Финляндии.

14

Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э. Предпосылки трансграничной экономической интреграции...

Более тесная интеграция Финляндии в общероссийскую систему была предопределена, в частности, экономическими причинами. Ускоренная модернизация России сама по себе предполагала большое единообразие в государстве и обществе. Кроме того, с конца XIX века княжество превратилось в один из объектов экономического соперничества между Россией и Германией. Удельный вес Германии в финском импорте увеличился с 20 % в 80-х годах XIX века до 40 % в 1906 году. В то же время доля России снизилась с 44 до 29 % (рис. 1).

Постепенно Германия оттеснила Россию на финском рынке и в традиционно российской области экспорта - зерновом. В 1907 году Германия заняла лидирующую позицию в товарообороте Финляндии. Идея ликвидации автономии Финляндии и полное присоединение к России имела во многом экономическую подоплеку: необходимо было вытеснить с финского рынка иностранных конкурентов и обеспечить господствующее положение на нем российских экспортеров. С точки зрения финских исследователей Т Полвинена, О. Сейткари, Р Роппонена, свершению подобных планов помешала подготовка Германии к Первой мировой войне [3, с. 70].

Военное время стало для Финляндии, по выражению финского историка П. Лунтинена, «временем оживленным и бодрым» [4, с. 67]. Разрыв связей с Германией компенсировался практически полной переориентацией на российский рынок. Общий товарооборот с Россией вырос с 589 млн в 1915 году до 1087 млн марок в 1916-м.

В этот период Финляндия стала основным поставщиком бумаги в Россию. В 1916 году 76 % финского экспорта бумаги и картона отправлялось на российский рынок. Одна только фирма «Кюммене» обслуживала 167 русских газетных издательств и 70 учреждений. В выполнении заказов царского правительства принимали участие крупнейшие финские предприятия металлообрабатывающей, кожевенной, бумажной и других отраслей промышленности. Более чем в два раза увеличилась занятость на металлургических предприятиях Восточной Финляндии. Доля Российской Империи в импортно-экспортных операциях Финляндии достигла максимального показателя за всю историю российско-финского экономического сотрудничества: 64 % и 97 % соответственно.

Рис. 1. Доля Российской Империи в импортно-экспортных операциях Финляндии в 1851-1916 годах (составлен по данным источника [2])

15

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, мы приходим к однозначному выводу о том, что к 1917 году приграничные территории Российской Империи и Великого княжества Финляндского представляли собой сформировавшиеся трансграничные экономические районы. Сейчас они, в т. ч. Карельский перешеек и Северное Приладожье, входят в состав нашей страны, но тогда это был первый оплот трансграничного взаимодействия, возникшего на уникальной границе - Российской Империи и Финляндского княжества.

1917 год оказался переломным не только для России, но и для Финляндии. Революция и падение царского режима повлекли за собой события, которые оказались совершенно неожиданными для нового российского правительства. В конце ноября 1917-го финский сейм принял декларацию, согласно которой Финляндия была объявлена независимым государством. Граница между странами прошла по реке Сестре, в 30 км от Петрограда. В целом прежние границы были подтверждены, вся Выборгская губерния и район Печенги оставались в составе Финляндии.

После отделения Финляндии от России экономика Карельского перешейка и Северного Приладожья, ориентированная исключительно на российский рынок сбыта, оказалась в тупике. Традиционные торгово-экономические связи были прерваны.

Прекратилось транспортное сообщение по Ладоге и железной дороге с Петербургом. Сельское хозяйство Приладожья и Карельского перешейка было в основном мясомолочное, а зерно частично импортировалось из России. С прекращением подвоза зерна в некоторых районах наступил голод. Четверть экономически активного населения (в основном безземельные крестьяне, которые работали в Петербурге) осталась без работы. Начались массовые вырубки лесов, поскольку только лесопереработка давала рабочие места; в течение 20-30-х годов площадь пахотных земель только в Приладожье была увеличена на 50 %. Однако при этом за столь короткий срок был

уничтожен практически весь запас древесины на корню.

Экспорт продуктов лесопереработки начинает играть основную роль в экономике Финляндии только с середины 20-х годов, когда началось строительство крупных лесопильных и целлюлозных заводов. В этот же период происходит некоторое оживление в торгово-экономическом сотрудничестве с СССР. Советский Союз, в свою очередь, лишившись основных предприятий лесоперерабатывающей индустрии, был вынужден начать развитие бумажной промышленности в центральных областях страны.

В период с 1917-го по 1941 год (межвоенный) доля Советского Союза в импорте и экспорте Финляндии оставалась ничтожно низкой, показатели не превышали 5-7 %. Импортно-экспортные операции практически прекратились накануне военных действий: в 1938-м доля Союза по обоим показателям была ниже 0,5 % (рис. 2).

Трансграничный экономический район, в основе которого находилась вся промышленность и инфраструктура Карельского перешейка и Северного Приладожья, был разрушен. Трансграничные связи, сложившиеся до Октябрьской революции, были прерваны, в результате чего Советский Союз потерял большую часть предприятий лесоперерабатывающей и бумажной промышленности, а Финляндия - основной рынок сбыта.

Попыткой восстановления дореволюционной системы хозяйственных связей бывшей некогда единой территории стала активная интеграция Карельского перешейка и Северного Приладожья в экономику СССР в послевоенный период. Основные меры были направлены на развитие лесоперерабатывающей промышленности: расширение уже существующих предприятий, улучшение структуры лесопромышленного комплекса за счет размещения здесь целлюлозно-бумажной промышленности и, учитывая недостаток собственных ресурсов и возрастающую роль Архангельской области и Коми АССР в лесопромышленном комплексе

16

Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э. Предпосылки трансграничной экономической интреграции...

Рис. 2. Доля России/СССР в импортно-экспортных операциях Финляндии в период с 1916-го по 1941 год (составлено по данным источника [5])

Северо-Запада СССР, развитие по линии всемерного углубления переработки древесины с экспортной ориентацией производства.

По линии приграничного торгово-экономического сотрудничества в Финляндию экспортировались отдельные виды энергоносителей, лесоматериалы, минеральное сырье и химические продукты, стройматериалы, текстиль и продовольственные товары. В свою очередь, импорт СССР в рамках приграничной торговли состоял из промышленных товаров народного потребления, строительных товаров и изделий деревообрабатывающей промышленности.

Официально начало приграничной торговли было положено в 1958 году, когда одна из торговых фирм г. Турку поставила для ленинградцев партию трикотажных изделий. Постепенно эта торговля расширялась, приобретала все новые формы, и в 1960-м для нее было создано специальное объединение «Ленфин-торг».

Уже в 1970 году с советской стороны в приграничной торговле участвовало более 500 предприятий и организаций Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Новго-

родской, Псковской, Вологодской областей, Республики Карелия и Прибалтийских республик.

Середина и вторая половина 60-х годов характеризовались дальнейшим развитием и укреплением советско-финского сотрудничества. В 1965 году товарооборот между странами превысил 400 млн р. К тому же советско-финские экономические отношения обогатились новой формой сотрудничества - совместным строительством крупных промышленных и энергетических сооружений. Осенью 1965 года введена в эксплуатацию четвертая ГЭС, построенная при участии финнов на территории СССР - Верхне-Туломская. В этом же году при технической и финансовой поддержке СССР началось строительство металлургического комбината «Раутарууки» в Раахе.

В феврале 1967 года в Москве было подписано соглашение об образовании постоянной межправительственной советско-финской экономической комиссии, которой поручалось систематически изучать возможность расширения торговых приграничных связей между СССР и Финляндией, рассматривать вопросы

17

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

выполнения соответствующих соглашений в этой области, а также координировать советско-финское экономическое сотрудничество. В Советский Союз шло до 75 % финского экспорта изделий судостроительной, электротехнической промышленности и машиностроения. Большое значение имела и совместная работа по оборудованию и оснащению приграничных ЦБК, заводов и фабрик (Выборг, Приозерск, Светогорск, Костомукша).

Советский экспорт был традиционен: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, лесоматериалы, удобрения, хлопок. К началу 70-х появляются смешанные советско-финские фирмы («Конела», «Конейсто», «Элорг-Дата») по торговле и техническому обслуживанию в Финляндии продукции советского машиностроения и наукоемких производств.

Традиционным направлением сотрудничества становятся совместные проекты: при техническом содействии СССР было начато строительство двух АЭС в Ловиисе мощностью по 400 МВт, которые вошли в строй в 1976 и 1978 годах. Союз поставлял для них атомные реакторы, турбогенераторы и обеспечивал

ядерным топливом. Успешно реализовывалось сотрудничество в строительстве ТЭС и других энергетических объектов, осуществлялись поставки электроэнергии в Финляндию, а в1974 году был открыт первый газопровод СССР -Финляндия протяженностью 159 км.

Распад Советского Союза вызвал серьезный кризис в различных отраслях финской промышленности. В конце 1980-х годов доля Финляндии в экспортно-импортных операциях СССР составляла чуть менее 15 %, в начале 90-х этот показатель уменьшился до 5 % (рис. 3). Это вызвало в Финляндии потерю 150 тыс. рабочих мест и снижение валового национального продукта на 2 %.

С середины 90-х годов прошлого века формируется новый международный контекст существования Северо-Запада России. Происходит «размывание» границ и изменение направления и интенсивности товарных, технологических, финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков. Вследствие этого меняется и среда функционирования существующих хозяйственных комплексов и социально-экономических структур России в целом

Рис. 3. Доля СССР в импортно-экспортных операциях Финляндии с 1951 по 1991 год (составлено по данным источника [5])

18

Драчкова Л.Н., Тоскунина В.Э. Предпосылки трансграничной экономической интреграции...

и Северо-Запада в частности. Формирование новых хозяйственных структур в интеграционном пространстве Северо-Запада России и Финляндии должно опираться на имеющийся историко-географический опыт приграничного сотрудничества. Несмотря на то, что войны и дальнейшая зависимость Финляндии от СССР препятствовали конструктивному развитию интеграционных процессов на территории советско-финского приграничья, именно в этот

период был заложен ряд концептуальных основ для будущей приграничной и трансграничной экономической интеграции. В настоящее время появились новые возможности для комбинирования ресурсов приграничных территорий, мобильность которых сейчас определяется в большей степени масштабностью и привлекательностью реализуемых экономических, гуманитарных и экологических проектов, а не государственными границами.

Список литературы

1. Paasi A. Boundaries as Social Practice and Discourse: The Finnish-Russian Border // Regional Studies. Vol. 33, № 7. P. 670.

2. Rautava K. Suomen venajan-kauppa vuosina 1860-1917. Helsinki, 2000.

3. Joenniemi P The North Meets Europe: On the European Union’s Northern Dimension. Copenhagen, 1999.

4. Luntinen P Venclaisten sotasuunnitelmat Suomen separatismia vastaan. Tampere, 1984.

5. Finnish National Board of Customs. Statistical Services. Helsinki, 2000.

References

1. Paasi A. Boundaries as Social Practice and Discourse: The Finnish-Russian Border. Regional Studies, vol. 33, no. 7, P. 670.

2. Rautava K. Suomen Venajan-Kauppa Vuosina 1860-1917. Helsinki, 2000.

3. Joenniemi P. The North Meets Europe: On the European Union’s Northern Dimension. Copenhagen, 1999.

4. Luntinen P. Venclaisten Sotasuunnitelmat Suomen Separatismia Vastaan. Tampere, 1984.

5. Finnish National Board of Customs. Statistical Services. Helsinki, 2000.

Drachkova Lyudmila Nikolaevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

(Arkhangelsk, Russia)

Toskunina Vera Eduardovna

Arkhangelsk Scientific Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Arkhangelsk, Russia)

background of cross-border economic integration

OF BORDER REGIONS OF THE NORTH-WEST of Russia and Finland

The article presents an analysis of the historical and socio-economic preconditions for cross-border cooperation in the integration space of Russia and Finland, describes the stages of economic integration of the border regions of two states and reflects the main trends in contemporary economic cooperation. Regional integration becomes intense and characterizes the economic interaction of the border states. By the beginning of the XX century at the territory of the Russian-Finnish border a cross-border economic area was formed, which originated on the unique border - the Russian Empire and the Grand Duchy of Finland. Destruction of cross-border relations after the October Revolution of 1917 led to the need for a 19

19

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

compensation of the paper industry in the USSR, because of the loss of the main centers of the timber industry. Trade and economic relations between two countries at the interwar period were negligible compared to the pre-revolutionary activities. The existing cross-border economic region was destroyed. Active integration of the Karelian Isthmus and Northern Ladoga in the Soviet economy in the postwar period was developed to restore the pre-revolutionary system of economic relations of the former once a single territory. The main measures were aimed at the development of the timber industry areas such as an expansion of existing businesses, improvement of the structure of the timber industry by establishing pulp and paper industry, development of the export-oriented production.

The collapse of the Soviet Union caused a serious crisis in the various sectors of Finnish industry. Since the mid-90s of the last century began a “blurring” of the boundaries and the direction and intensity of commodity, technological, financial, intellectual and labor flows changed.

Keywords: cross-border cooperation, economic integration, the North-West of Russia, Finland, border regions, Northern Europe.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: Драчкова Людмила Николаевна адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 4;

е-mail: drachkowa2010@yandex.ru

Тоскунина Вера Эдуардовна адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 3;

е-mail: ver4741@yandex.ru

Рецензент - Залывский Н.П, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономики приарктичеких регионов института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова 20

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.