Научная статья на тему 'Роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона'

Роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона Текст научной статьи по специальности «Социология»

269
38
Поделиться
Ключевые слова
БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ФОНДЫ ЕС

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Баранова Юлия Владимировна

Изучается роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона. Осуществлен анализ проектов в рамках программ соседства, которые были реализованы в 2000-2006 гг. и имели отношение к развитию инновационного потенциала в регионе Балтийского моря, особенно в Юго-Восточной Балтике. Сделан вывод о том, что доля проектов инновационного характера с участием регионов Северо-Запада России должна быть увеличена; к ним также следует активнее привлекать акторов из северных стран, где межрегиональное сотрудничество важный двигатель инновационного развития.

The role of transborder cooperation in the increase of innovative potential of the Baltic region

The article aims at analyzing the role of cross-border cooperation in the development of innovation potential of the Baltic Sea Region. The author analyzes the projects in the framework of the Neighborhood Programs implemented in 2000-2006 and related to the development of innovation potential in the Baltic Sea Region, particularly in the South-East Baltic. The author makes the conclusion about the need to increase the share of innovative projects with the participation of the regions of North-West of Russia; actors from the Nordic countries, where regional cooperation is an important engine for innovation development, should be actively involved in these projects.

Текст научной работы на тему «Роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона»

УДК 316.422(474/476)

Ю. В. Баранова

РОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА

Изучается роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона. Осуществлен анализ проектов в рамках программ соседства, которые были реализованы в 2000 — 2006 гг. и имели отношение к развитию инновационного потенциала в регионе Балтийского моря, особенно в Юго-Восточной Балтике. Сделан вывод о том, что доля проектов инновационного характера с участием регионов Северо-Запада России должна быть увеличена; к ним также следует активнее привлекать акторов из северных стран, где межрегиональное сотрудничество — важный двигатель инновационного развития.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 1. С. 153 — 160.

154

The article aims at analyzing the role of cross-border cooperation in the development of innovation potential of the Baltic Sea Region. The author analyzes the projects in the framework of the Neighborhood Programs implemented in 2GGG — 2GG6 and related to the development of innovation potential in the Baltic Sea Region, particularly in the South-East Baltic.

The author makes the conclusion about the need to increase the share of innovative projects with the participation of the regions of North-West of Russia; actors from the Nordic countries, where regional cooperation is an important engine for innovation development, should be actively involved in these projects.

Ключевые слова: Балтийский регион, трансграничное сотрудничество, инновации, инновационное развитие, структурные фонды ЕС.

Key words: the Baltic Sea Region, cross-border cooperation, innovations, innovation development, EU Structural Funds.

Инновационные аспекты развития экономики все чаще становятся объектом внимания различных стран мира, в том числе России. Поэтому важно изучить зарубежный опыт поддержки науки и инноваций. Такая поддержка активно оказывается не только конкретными странами, но Евросоюзом в целом в рамках общей политики по выравниванию уровня социально-экономического развития входящих в него стран. Для достижения социальной, экономической и территориальной когезии1 были созданы Фонд когезии (Cohesion Fund) и структурные фонды ЕС (EU Structural Funds), в частности Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund).

Структурные фонды обеспечивают дополнительные инвестиции в региональную экономику и развитие рынка труда, а число контактов между акторами значительно возрастает. Так, с 2000 по 2006 г. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) инвестировал миллиарды евро в производственную деятельность малых и средних предприятий, проекты в сфере транспорта, ИКТ, энергетики, экологии, исследований и инноваций, городского и сельского развития, туризма и пр. [18]. Только в рамках направления «Поддержка менее развитых регионов» было выделено 137 млрд евро [14].

Российским акторам трансграничного сотрудничества наиболее известны программы ЕС «Интеррег III» и ТАСИС, в рамках которых были профинансированы первые совместные российско-европейские проекты.

В проектах Программы соседства «Регион Балтийского моря» «Интеррег III Б», направленной на укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе, в 2000—2006 гг. приняли участие 1 805 организаций из 639 городов Балтийского региона. Реализовано 137 проектов, при этом Евросоюзом на эти цели выделено 149 млн евро для стран

1 Понятие «территориальная когезия» (cohesion — связь, сплоченность) появилось в середине 1990-х гг. при формировании концепции «Европейской перспективы пространственного развития».

— членов ЕС и 7,5 млн евро для России и Беларуси. Некоторые проекты имели инновационную составляющую. Девятью государствами (Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Швеция, Финляндия, Дания) осуществлены проекты ШЕВБТИ, или «Энергия ветра в регионе Балтийского моря — планирование, строительство и инвестиции», и ШБББТК II, предполагающих внедрение новых инновационных экологичных ветровых установок. Проект «ИнтерБалтик — интермодальность и совместимость в регионе Балтийского моря» (ШетБаШс) был направлен на создание инновационных эффективных интермодальных логистических транспортных систем, способных совместно работать с будущими грузовыми транспортными потоками в регионе. Другой проект — «Интеграция сети логистических центров в регионе Балтийского моря» (ІпЬоС)— связан с усилением взаимодействия между логистическими центрами, портами и операторами логистики в регионе Балтийского моря с целью улучшения экологической ситуации и устранения «узких мест» на пути прохождения судов. Эти и иные проекты касались повышения конкурентоспособности макрорегиона путем создания инновационных предприятий, устойчивого развития городов и сельских территорий, содействия пространственному развитию и территориальной интеграции в регионе Балтийского моря с помощью усиления сотрудничества в рамках еврорегионов [6].

В Программе соседства «Интеррег III А» проектов, связанных с разработкой или внедрением инноваций, было немного. В качестве примера приведем проект «Поддержка малых и средних предприятий региона "Соседства" на основе кооперации и трансфера технологий». Он был реализован Калининградским инновационно-технологическим центром, Инновационным центром в Гдыне и мэрией Эльблонга в 2007 г. в рамках Программы соседства «Литва — Польша — Калининградская область РФ» [1]. Одним из главным результатов стало создание Калининградского центра трансфера технологий, который содействует коммерциализации перспективных российских и региональных научно-технических разработок и развитию инновационной региональной экономики [2].

В рамках Программы соседства «Юго-Восточная Финляндия — Санкт-Петербург — Ленинградская область» примерно 40 % общих финансовых средств было израсходовано на приоритет «Развитие предпринимательства и экономической среды». Проекты были направлены на развитие туризма, строительства, корпоративных сетей в деревообрабатывающей и лесной промышленности, технологических центров, бизнес-парков и инновационной деятельности в целом. Результатом некоторых проектов стало создание новых продуктов и компаний. Кроме того, был сформирован Фонд Северо-Западной России, первый региональный фонд, оказывающий помощь предприятиям малого и среднего бизнеса Юго-Востока Финляндии для выхода их на российский рынок [9].

Программой соседства «Регион Балтийского моря» «Интеррег III Б» по направлению «Интеррег III А» «Эстония — Латвия — Россия» (приоритет «Север») реализованы следующие проекты:

• «Развитие кластеров, интернационализация малых и средних предприятий и проведение бизнес-встреч в приграничных регионах

155

156

России и Эстонии» (EstRuClusterDevelopment), основной задачей которого было выявить группирования предприятий (в том числе применяющих инновационные технологии) и определить возможности развития трансграничных экономических кластеров на Северо-Востоке Эстонии и Северо-Западе России.

• Развитие кластеров и интернационализация системы «B2B» («бизнес + бизнес») в эстонско-российских трансграничных регионах (Cluster development and B2B internationalization in Estonian-Russian transborder regions), направленный на поиск новых совместных инновационных решений для промышленных предприятий малого и среднего бизнеса Эстонии и России в условиях новой экономической среды и глобализации [5].

В Программе соседства «Еврорегион Карелия» можно отметить проект «Дорога энергии» (Energy Road), который связан с разработкой инноваций и новых решений для небольших компаний, специализирующихся на использовании леса в целях производства энергии в Северной Карелии; и проект «Формирование экологического кластера в провинции Северная Остроботния» (Environmental Cluster of Northern Ostrobothnia, Directing the Business of to Northwestern Russia), в задачи которого входило детальное исследование конъюнктуры рынка с целью выявления возможностей развития экологического кластера и создание программы для Северо-Запада России, которая стала бы руководством участников кластера [20].

Период с 2007 по 2013 г. — это новый этап в сфере трансграничного сотрудничества и развития российских приграничных регионов, связанный с решением президента РФ об участии России в программах приграничного сотрудничества на условиях софинансирования. В 2009 г. были подписаны соглашения о софинансировании пяти программ приграничного сотрудничества2, на которые Россия и Еврокомиссия отводят 437 млн евро (российский вклад составляет 103 млн евро) [3]. На программу приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» выделяются наибольшие финансовые средства со стороны как РФ, так и ЕС: это 43,99 и 132,13 млн евро соответственно [4].

В программе транснационального сотрудничества «Регион Балтийского моря» на 2007— 2013 гг. ЕФРР отводит 58,7 млн евро на реализацию проектов по приоритету «Содействие развитию инноваций» [8], нацеленному на создание условий для развития инноваций в регионе Балтийского моря в сферах естественных и технических наук, а также нетехнических инноваций [10]. В первом раунде в рамках этого приоритета российские организации (все из Санкт-Петербурга) приняли участие в следующих проектах3:

1) «Инновационные центры региона Балтийского моря, объединенные в сеть» (Baltic Sea Innovation Network Centres), цель которого — создание условий для быстрого развития малых и средних инновационных предприятий в регионе Балтийского моря и включение их в сеть ведущих научных парков и кластеров [11].

2 «Карелия», «Коларктик», «Литва - Польша - Россия», «Юго-Восточная Финляндия - Россия», «Эстония - Латвия - Россия».

3 Партнеры из России принимают участие в проектах данной программы только как ассоциированные по той причине, что финансовое соглашение между Россией и Евросоюзом все еще не подписано.

2) «Люди лучшего возраста — проект по заимствованию знаний и опыта профессионалов в целях ускорения развития бизнеса в регионе Балтийского моря» (Best Agers — Using the knowledge and experience of professionals in their primes to foster business and skills development in the Baltic Sea Region) [12].

Другие проекты связаны с обеспечением транспортной доступности в регионе Балтийского моря, защитой окружающей среды, решением проблем в области сельского хозяйства и развитием малых и средних инновационных предприятий [7].

Финансирование НИОКР и инновационного развития в ЕС осуществляется также в соответствии с Рамочной программой научных исследований и технологического развития (в настоящее время открыта Седьмая рамочная программа) и Рамочной программы развития конкурентоспособности и инноваций [16]. Седьмая рамочная программа научных исследований и технологического развития объединяет все инициативы ЕС, связанные с научно-исследовательской деятельностью, и играет ключевую роль в достижении роста, конкурентоспособности и занятости в ЕС наряду с программами в области образования и обучения и структурными фондами и новой Рамочной программой развития конкурентоспособности и инноваций [17]. Она направлена на поддержку малых и средних предприятий и их инновационной деятельности и подразделена на три подпрограммы, одна из которых — Программа развития предпринимательства и инноваций. Она финансирует развитие инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса, включая инвестирование в технологическое развитие, трансфер технологий и распространение бизнес-деятельности за пределы своего региона или даже страны [15].

Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря развивается быстрыми темпами, результатом чего становится создание межгосударственных, межрегиональных органов и сетей, которые имеют прямое отношение к инновациям. Среди них наиболее известны «СканБалт» (ScanBalt), Инновационная сеть в регионе Балтийского моря (Baltic Sea Region Innovation Network) и «СтарДаст» (StarDust).

«СканБалт» координирует работу таких сетей и организаций, как «Долина восходящего солнца» (Sunrise Valley) в Литве, шведско-датская кластерная организация «Medicon Valley Alliance», которая проводит исследования в области медико-биологических наук в регионе Эресунн, и Эстонская ассоциация биотехнологических исследований (Estonian Biotechnology Association) [22].

Инновационная сеть в регионе Балтийского моря объединяет тринадцать партнеров из десяти стран; здесь присутствуют общее понимание и концептуальные основы, необходимые в качестве платформы для развития контактов между предприятиями малого и среднего бизнеса, кластерами и другими акторами, имеющими отношение к инновационной деятельности в регионе [23].

«СтарДаст» представляет собой стратегический проект по транснациональному сотрудничеству в области исследований и инноваций, формирования кластеров и создания объединений предприятий малого и среднего бизнеса. В данном проекте участвуют 67 партнеров, включая представителей всех национальных министерств стран региона Балтийского моря, инновационных агентств, бизнеса, кластеров и др. [12].

157

158

В «Дорожной карте» по сотрудничеству ЕС и России в сфере науки и технологии на 2010—2012 гг. уже представлены основные результаты реализации совместных проектов в рамках программ ЕС и планы по дальнейшей деятельности. К приоритетам отнесены здравоохранение, продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии, ИКТ, нанонауки и нанотехнологии, энергетика, социальные, экономические и гуманитарные науки и пр. [19]. Однако, несмотря на немалые усилия по разработке стратегий инновационного развития и реализации проектов, эксперты замечают, что специализация северных стран (и ряда регионов Германии) изучена более детально, чем потенциал прибалтийских стран и регионов Польши. Наблюдается дисбаланс между Северо-Западом и Юго-Востоком Балтийского региона [21]. В то же время существует риск дублирования усилий и растрачивания потенциала региона как единого макрорегиона по той причине, что большое количество организаций занимается разработкой, внедрением и продвижением инноваций параллельно, но зачастую не сообща. Это также происходит вследствие различий в степени как регионального сотрудничества, так и инновационного потенциала, присущего Северо-Западу и Юго-Востоку Балтийского региона.

Выводы

Необходимо шире применять возможности трансграничного сотрудничества как инструмента, ориентированного на привлечение инноваций с территории сопредельного государства или совместную генерацию инноваций. Виды деятельности в рамках сотрудничества в регионе Балтийского моря должны включать в себя совместные проекты с инновационной составляющей (в том числе и инфраструктурные), охватывающие большое число участников из регионов Северо-Запада России; свободный доступ к научному оборудованию; свободный сбор данных; организацию визитов и программ обмена, в том числе участие в проектах акторов из северных стран, где межрегиональное сотрудничество является важным двигателем инновационного развития. К сожалению, сегодня эти возможности не используются в полной мере, так как Россия не стала равноправным партнером в программе транснационального сотрудничества «Регион Балтийского моря» на 2007—2013 гг., в которой содействие развитию инноваций выделено как приоритет. Следует также усилить научный и инновационный компонент сотрудничества вузов России с партнерскими вузами стран Балтийского региона, развивать кооперацию бизнеса соседствующих стран в сфере инноваций с участием научно-исследовательских организаций и университетов.

Список литературы

1. Инновационная деятельность и трансграничное сотрудничество в регионе «Соседства» / под ред. М. А. Никитина. Калининград, 2008.

2. Кооперация и трансфер технологий. Информация о КЦТТ. ЦБЬ: Ьіір://шшш. ctt39.ru/kctt_info (дата обращения: 26.01.2011).

3. Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе. Отраслевые диалоги. URL: http://www. russian-mission.eu/ru/otraslevye-dialogi (дата обращения: 21.10.2011).

4. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Ратифицировано пять программ приграничного сотрудничества. URL: http://council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2010/07/102/item5273.htmI (дата обращения: 21.10.2011).

5. Project Compendium (2004 —2007). Baltic Sea Region INTERREG III B Neighbourhood Programme INTERREG III A Priorities. Priority North. Riga, 2007. URL: http://www.europrojects.org/ files/interreg/north.pdf (дата обращения: 13.03.2011).

6. Программа соседства «Регион Балтийского моря» INTERREG III B. URL: http://www.bsrinterreg.net/projects.html (дата обращения: 17.02.2011).

7. Программа «Регион Балтийского моря» на 2007—2013 год. URL: http://www.eu.baltic.net/Project_Database.5308.html? (дата обращения: 10.03.2011).

8. Трансграничное сотрудничество. European Union, European Union Development Fund. URL: www.rakennerahastot.fi/.../TEM_esite_EAY_ENPI_yhteistyo _yli_rajojen_DRUS_lores.pdf (дата обращения: 21.04.2011).

9. Evaluating the Impacts of South-East Finland — Russia Interreg III A / Neighbourhood Programme 2000 — 2006. TK Eval, Evaluation Report, 6.11.2009.

10. Baltic Sea Region Programme 2007—2013. Fosreting innovations [Fact sheet]. URL: http://eu.baltic.net/Fostering_innovations.28.html? (дата обращения: 28.05.2011).

11. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Projects [BaSIC]. URL: http://eu. baltic. net/Project_Database.5308.html?&&contentid=16&contentaction=single (дата обращения: 20.04.2011).

12. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Projects [Best Agers]. URL: http://eu.baltic.net/Project_Database.5308.html?&&contentid=34&contentaction=single (дата обращения: 20.04.2011).

13. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Project database. [StarDust]. URL: http://www.eu.baltic.net/Project_Database.5308.html?&&contentid= 52&contentaction= single (дата обращения: 10.03.2011).

14. Europa. Summaries of EU legislation. ERDF: European Regional Development Fund [Objective 1]. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/regional_policy/ provisions_and_instruments/g24203_en. htm (дата обращения: 20.05.2011).

15. European Commission. Competitiveness and Innovation Framework Programme [Entrepreneurship and Innovation Programme (EIP)]. URL: http://ec.europa.eu/cip/eip/ index_en. htm (дата обращения: 23.05.2011).

16. European Commission. CORDIS [Introduction]. URL: http://cordis.europa. eu/eu-funding-guide/home_en. html (дата обращения: 25.05.2011).

17. European Commission. CORDIS [The main objectives of FP7: Specific programmes]. URL: http://cordis.europa.eu/fp7/understand_en. html (дата обращения: 25.05.2011).

18. European Commission. Regional Policy — Inforegio [The Structural Funds 2000 — 2006]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/funds/prord/sf_en.htm (дата обращения: 20.05.2011).

19. European Commission. RESEARCH-International Cooperation [European Un-ion-Russian Federation Scientific and Technological Cooperation. A Roadmap for Action 2010 — 2012]. URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/russia_roadmap_ 2010 — 2012.pdf#view=fit&pagemode=none (дата обращения: 20.05.2011).

20. Euroregio Karelia Neighbourhood Programme Projects 2001 — 2008. URL: http://www.euregiokarelia.fi/attachments/Projects_ENG.pdf (дата обращения: 23.05.2011).

21. Innovation in the Baltic Sea region. (Draft) Final Report to the European Commission, Directorate-General Regional Policy. Version 1: 13 April 2011. URL: www. technopolis-group.com (дата обращения: 04.06.2011).

159

160

22. Sylvia Schwaag Serger, Emily Wise Hansson. Innovation in the Nordic-Baltic Sea Region. A case for regional cooperation. August 2004. URL: http://www.doocu. com/pdf/view/31773 (дата обращения: 02.06.2011).

23. Transnational Cooperation for Prosperity in the Baltic Sea Region. Nordic Council of Ministers. URL: http://www.norden. org/da/publikationer/publikationer/2009 — 731/at_download/publicationfile (дата обращения: 03.06.2011).

Об авторе

Юлия Владимировна Баранова — начальник Отдела трансграничных исследований Центра ЕС НОЦ «Институт Балтийского региона» Социальногуманитарного парка, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Е-mail: j.spirina@mail.ru

About author

Yulia Baranova, head of the Transborder Research Unit of the Baltic Region Institute education and research centre, Social Sciences and Humanities Park, I. Kant Baltik Federal University.

Е-mail: j.spirina@mail.ru