УДК 316.422(474/476)
Ю. В. Баранова
РОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
Изучается роль трансграничного сотрудничества в повышении инновационного потенциала Балтийского региона. Осуществлен анализ проектов в рамках программ соседства, которые были реализованы в 2000 — 2006 гг. и имели отношение к развитию инновационного потенциала в регионе Балтийского моря, особенно в Юго-Восточной Балтике. Сделан вывод о том, что доля проектов инновационного характера с участием регионов Северо-Запада России должна быть увеличена; к ним также следует активнее привлекать акторов из северных стран, где межрегиональное сотрудничество — важный двигатель инновационного развития.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 1. С. 153 — 160.
154
The article aims at analyzing the role of cross-border cooperation in the development of innovation potential of the Baltic Sea Region. The author analyzes the projects in the framework of the Neighborhood Programs implemented in 2GGG — 2GG6 and related to the development of innovation potential in the Baltic Sea Region, particularly in the South-East Baltic.
The author makes the conclusion about the need to increase the share of innovative projects with the participation of the regions of North-West of Russia; actors from the Nordic countries, where regional cooperation is an important engine for innovation development, should be actively involved in these projects.
Ключевые слова: Балтийский регион, трансграничное сотрудничество, инновации, инновационное развитие, структурные фонды ЕС.
Key words: the Baltic Sea Region, cross-border cooperation, innovations, innovation development, EU Structural Funds.
Инновационные аспекты развития экономики все чаще становятся объектом внимания различных стран мира, в том числе России. Поэтому важно изучить зарубежный опыт поддержки науки и инноваций. Такая поддержка активно оказывается не только конкретными странами, но Евросоюзом в целом в рамках общей политики по выравниванию уровня социально-экономического развития входящих в него стран. Для достижения социальной, экономической и территориальной когезии1 были созданы Фонд когезии (Cohesion Fund) и структурные фонды ЕС (EU Structural Funds), в частности Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund).
Структурные фонды обеспечивают дополнительные инвестиции в региональную экономику и развитие рынка труда, а число контактов между акторами значительно возрастает. Так, с 2000 по 2006 г. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) инвестировал миллиарды евро в производственную деятельность малых и средних предприятий, проекты в сфере транспорта, ИКТ, энергетики, экологии, исследований и инноваций, городского и сельского развития, туризма и пр. [18]. Только в рамках направления «Поддержка менее развитых регионов» было выделено 137 млрд евро [14].
Российским акторам трансграничного сотрудничества наиболее известны программы ЕС «Интеррег III» и ТАСИС, в рамках которых были профинансированы первые совместные российско-европейские проекты.
В проектах Программы соседства «Регион Балтийского моря» «Интеррег III Б», направленной на укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе, в 2000—2006 гг. приняли участие 1 805 организаций из 639 городов Балтийского региона. Реализовано 137 проектов, при этом Евросоюзом на эти цели выделено 149 млн евро для стран
1 Понятие «территориальная когезия» (cohesion — связь, сплоченность) появилось в середине 1990-х гг. при формировании концепции «Европейской перспективы пространственного развития».
— членов ЕС и 7,5 млн евро для России и Беларуси. Некоторые проекты имели инновационную составляющую. Девятью государствами (Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Швеция, Финляндия, Дания) осуществлены проекты ШЕВБТИ, или «Энергия ветра в регионе Балтийского моря — планирование, строительство и инвестиции», и ШБББТК II, предполагающих внедрение новых инновационных экологичных ветровых установок. Проект «ИнтерБалтик — интермодальность и совместимость в регионе Балтийского моря» (ШетБаШс) был направлен на создание инновационных эффективных интермодальных логистических транспортных систем, способных совместно работать с будущими грузовыми транспортными потоками в регионе. Другой проект — «Интеграция сети логистических центров в регионе Балтийского моря» (ІпЬоС)— связан с усилением взаимодействия между логистическими центрами, портами и операторами логистики в регионе Балтийского моря с целью улучшения экологической ситуации и устранения «узких мест» на пути прохождения судов. Эти и иные проекты касались повышения конкурентоспособности макрорегиона путем создания инновационных предприятий, устойчивого развития городов и сельских территорий, содействия пространственному развитию и территориальной интеграции в регионе Балтийского моря с помощью усиления сотрудничества в рамках еврорегионов [6].
В Программе соседства «Интеррег III А» проектов, связанных с разработкой или внедрением инноваций, было немного. В качестве примера приведем проект «Поддержка малых и средних предприятий региона "Соседства" на основе кооперации и трансфера технологий». Он был реализован Калининградским инновационно-технологическим центром, Инновационным центром в Гдыне и мэрией Эльблонга в 2007 г. в рамках Программы соседства «Литва — Польша — Калининградская область РФ» [1]. Одним из главным результатов стало создание Калининградского центра трансфера технологий, который содействует коммерциализации перспективных российских и региональных научно-технических разработок и развитию инновационной региональной экономики [2].
В рамках Программы соседства «Юго-Восточная Финляндия — Санкт-Петербург — Ленинградская область» примерно 40 % общих финансовых средств было израсходовано на приоритет «Развитие предпринимательства и экономической среды». Проекты были направлены на развитие туризма, строительства, корпоративных сетей в деревообрабатывающей и лесной промышленности, технологических центров, бизнес-парков и инновационной деятельности в целом. Результатом некоторых проектов стало создание новых продуктов и компаний. Кроме того, был сформирован Фонд Северо-Западной России, первый региональный фонд, оказывающий помощь предприятиям малого и среднего бизнеса Юго-Востока Финляндии для выхода их на российский рынок [9].
Программой соседства «Регион Балтийского моря» «Интеррег III Б» по направлению «Интеррег III А» «Эстония — Латвия — Россия» (приоритет «Север») реализованы следующие проекты:
• «Развитие кластеров, интернационализация малых и средних предприятий и проведение бизнес-встреч в приграничных регионах
155
156
России и Эстонии» (EstRuClusterDevelopment), основной задачей которого было выявить группирования предприятий (в том числе применяющих инновационные технологии) и определить возможности развития трансграничных экономических кластеров на Северо-Востоке Эстонии и Северо-Западе России.
• Развитие кластеров и интернационализация системы «B2B» («бизнес + бизнес») в эстонско-российских трансграничных регионах (Cluster development and B2B internationalization in Estonian-Russian transborder regions), направленный на поиск новых совместных инновационных решений для промышленных предприятий малого и среднего бизнеса Эстонии и России в условиях новой экономической среды и глобализации [5].
В Программе соседства «Еврорегион Карелия» можно отметить проект «Дорога энергии» (Energy Road), который связан с разработкой инноваций и новых решений для небольших компаний, специализирующихся на использовании леса в целях производства энергии в Северной Карелии; и проект «Формирование экологического кластера в провинции Северная Остроботния» (Environmental Cluster of Northern Ostrobothnia, Directing the Business of to Northwestern Russia), в задачи которого входило детальное исследование конъюнктуры рынка с целью выявления возможностей развития экологического кластера и создание программы для Северо-Запада России, которая стала бы руководством участников кластера [20].
Период с 2007 по 2013 г. — это новый этап в сфере трансграничного сотрудничества и развития российских приграничных регионов, связанный с решением президента РФ об участии России в программах приграничного сотрудничества на условиях софинансирования. В 2009 г. были подписаны соглашения о софинансировании пяти программ приграничного сотрудничества2, на которые Россия и Еврокомиссия отводят 437 млн евро (российский вклад составляет 103 млн евро) [3]. На программу приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» выделяются наибольшие финансовые средства со стороны как РФ, так и ЕС: это 43,99 и 132,13 млн евро соответственно [4].
В программе транснационального сотрудничества «Регион Балтийского моря» на 2007— 2013 гг. ЕФРР отводит 58,7 млн евро на реализацию проектов по приоритету «Содействие развитию инноваций» [8], нацеленному на создание условий для развития инноваций в регионе Балтийского моря в сферах естественных и технических наук, а также нетехнических инноваций [10]. В первом раунде в рамках этого приоритета российские организации (все из Санкт-Петербурга) приняли участие в следующих проектах3:
1) «Инновационные центры региона Балтийского моря, объединенные в сеть» (Baltic Sea Innovation Network Centres), цель которого — создание условий для быстрого развития малых и средних инновационных предприятий в регионе Балтийского моря и включение их в сеть ведущих научных парков и кластеров [11].
2 «Карелия», «Коларктик», «Литва - Польша - Россия», «Юго-Восточная Финляндия - Россия», «Эстония - Латвия - Россия».
3 Партнеры из России принимают участие в проектах данной программы только как ассоциированные по той причине, что финансовое соглашение между Россией и Евросоюзом все еще не подписано.
2) «Люди лучшего возраста — проект по заимствованию знаний и опыта профессионалов в целях ускорения развития бизнеса в регионе Балтийского моря» (Best Agers — Using the knowledge and experience of professionals in their primes to foster business and skills development in the Baltic Sea Region) [12].
Другие проекты связаны с обеспечением транспортной доступности в регионе Балтийского моря, защитой окружающей среды, решением проблем в области сельского хозяйства и развитием малых и средних инновационных предприятий [7].
Финансирование НИОКР и инновационного развития в ЕС осуществляется также в соответствии с Рамочной программой научных исследований и технологического развития (в настоящее время открыта Седьмая рамочная программа) и Рамочной программы развития конкурентоспособности и инноваций [16]. Седьмая рамочная программа научных исследований и технологического развития объединяет все инициативы ЕС, связанные с научно-исследовательской деятельностью, и играет ключевую роль в достижении роста, конкурентоспособности и занятости в ЕС наряду с программами в области образования и обучения и структурными фондами и новой Рамочной программой развития конкурентоспособности и инноваций [17]. Она направлена на поддержку малых и средних предприятий и их инновационной деятельности и подразделена на три подпрограммы, одна из которых — Программа развития предпринимательства и инноваций. Она финансирует развитие инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса, включая инвестирование в технологическое развитие, трансфер технологий и распространение бизнес-деятельности за пределы своего региона или даже страны [15].
Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря развивается быстрыми темпами, результатом чего становится создание межгосударственных, межрегиональных органов и сетей, которые имеют прямое отношение к инновациям. Среди них наиболее известны «СканБалт» (ScanBalt), Инновационная сеть в регионе Балтийского моря (Baltic Sea Region Innovation Network) и «СтарДаст» (StarDust).
«СканБалт» координирует работу таких сетей и организаций, как «Долина восходящего солнца» (Sunrise Valley) в Литве, шведско-датская кластерная организация «Medicon Valley Alliance», которая проводит исследования в области медико-биологических наук в регионе Эресунн, и Эстонская ассоциация биотехнологических исследований (Estonian Biotechnology Association) [22].
Инновационная сеть в регионе Балтийского моря объединяет тринадцать партнеров из десяти стран; здесь присутствуют общее понимание и концептуальные основы, необходимые в качестве платформы для развития контактов между предприятиями малого и среднего бизнеса, кластерами и другими акторами, имеющими отношение к инновационной деятельности в регионе [23].
«СтарДаст» представляет собой стратегический проект по транснациональному сотрудничеству в области исследований и инноваций, формирования кластеров и создания объединений предприятий малого и среднего бизнеса. В данном проекте участвуют 67 партнеров, включая представителей всех национальных министерств стран региона Балтийского моря, инновационных агентств, бизнеса, кластеров и др. [12].
157
158
В «Дорожной карте» по сотрудничеству ЕС и России в сфере науки и технологии на 2010—2012 гг. уже представлены основные результаты реализации совместных проектов в рамках программ ЕС и планы по дальнейшей деятельности. К приоритетам отнесены здравоохранение, продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии, ИКТ, нанонауки и нанотехнологии, энергетика, социальные, экономические и гуманитарные науки и пр. [19]. Однако, несмотря на немалые усилия по разработке стратегий инновационного развития и реализации проектов, эксперты замечают, что специализация северных стран (и ряда регионов Германии) изучена более детально, чем потенциал прибалтийских стран и регионов Польши. Наблюдается дисбаланс между Северо-Западом и Юго-Востоком Балтийского региона [21]. В то же время существует риск дублирования усилий и растрачивания потенциала региона как единого макрорегиона по той причине, что большое количество организаций занимается разработкой, внедрением и продвижением инноваций параллельно, но зачастую не сообща. Это также происходит вследствие различий в степени как регионального сотрудничества, так и инновационного потенциала, присущего Северо-Западу и Юго-Востоку Балтийского региона.
Выводы
Необходимо шире применять возможности трансграничного сотрудничества как инструмента, ориентированного на привлечение инноваций с территории сопредельного государства или совместную генерацию инноваций. Виды деятельности в рамках сотрудничества в регионе Балтийского моря должны включать в себя совместные проекты с инновационной составляющей (в том числе и инфраструктурные), охватывающие большое число участников из регионов Северо-Запада России; свободный доступ к научному оборудованию; свободный сбор данных; организацию визитов и программ обмена, в том числе участие в проектах акторов из северных стран, где межрегиональное сотрудничество является важным двигателем инновационного развития. К сожалению, сегодня эти возможности не используются в полной мере, так как Россия не стала равноправным партнером в программе транснационального сотрудничества «Регион Балтийского моря» на 2007—2013 гг., в которой содействие развитию инноваций выделено как приоритет. Следует также усилить научный и инновационный компонент сотрудничества вузов России с партнерскими вузами стран Балтийского региона, развивать кооперацию бизнеса соседствующих стран в сфере инноваций с участием научно-исследовательских организаций и университетов.
Список литературы
1. Инновационная деятельность и трансграничное сотрудничество в регионе «Соседства» / под ред. М. А. Никитина. Калининград, 2008.
2. Кооперация и трансфер технологий. Информация о КЦТТ. ЦБЬ: Ьіір://шшш. ctt39.ru/kctt_info (дата обращения: 26.01.2011).
3. Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе. Отраслевые диалоги. URL: http://www. russian-mission.eu/ru/otraslevye-dialogi (дата обращения: 21.10.2011).
4. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Ратифицировано пять программ приграничного сотрудничества. URL: http://council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2010/07/102/item5273.htmI (дата обращения: 21.10.2011).
5. Project Compendium (2004 —2007). Baltic Sea Region INTERREG III B Neighbourhood Programme INTERREG III A Priorities. Priority North. Riga, 2007. URL: http://www.europrojects.org/ files/interreg/north.pdf (дата обращения: 13.03.2011).
6. Программа соседства «Регион Балтийского моря» INTERREG III B. URL: http://www.bsrinterreg.net/projects.html (дата обращения: 17.02.2011).
7. Программа «Регион Балтийского моря» на 2007—2013 год. URL: http://www.eu.baltic.net/Project_Database.5308.html? (дата обращения: 10.03.2011).
8. Трансграничное сотрудничество. European Union, European Union Development Fund. URL: www.rakennerahastot.fi/.../TEM_esite_EAY_ENPI_yhteistyo _yli_rajojen_DRUS_lores.pdf (дата обращения: 21.04.2011).
9. Evaluating the Impacts of South-East Finland — Russia Interreg III A / Neighbourhood Programme 2000 — 2006. TK Eval, Evaluation Report, 6.11.2009.
10. Baltic Sea Region Programme 2007—2013. Fosreting innovations [Fact sheet]. URL: http://eu.baltic.net/Fostering_innovations.28.html? (дата обращения: 28.05.2011).
11. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Projects [BaSIC]. URL: http://eu. baltic. net/Project_Database.5308.html?&&contentid=16&contentaction=single (дата обращения: 20.04.2011).
12. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Projects [Best Agers]. URL: http://eu.baltic.net/Project_Database.5308.html?&&contentid=34&contentaction=single (дата обращения: 20.04.2011).
13. Baltic Sea Region Programme 2007 — 2013. Project database. [StarDust]. URL: http://www.eu.baltic.net/Project_Database.5308.html?&&contentid= 52&contentaction= single (дата обращения: 10.03.2011).
14. Europa. Summaries of EU legislation. ERDF: European Regional Development Fund [Objective 1]. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/regional_policy/ provisions_and_instruments/g24203_en. htm (дата обращения: 20.05.2011).
15. European Commission. Competitiveness and Innovation Framework Programme [Entrepreneurship and Innovation Programme (EIP)]. URL: http://ec.europa.eu/cip/eip/ index_en. htm (дата обращения: 23.05.2011).
16. European Commission. CORDIS [Introduction]. URL: http://cordis.europa. eu/eu-funding-guide/home_en. html (дата обращения: 25.05.2011).
17. European Commission. CORDIS [The main objectives of FP7: Specific programmes]. URL: http://cordis.europa.eu/fp7/understand_en. html (дата обращения: 25.05.2011).
18. European Commission. Regional Policy — Inforegio [The Structural Funds 2000 — 2006]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/funds/prord/sf_en.htm (дата обращения: 20.05.2011).
19. European Commission. RESEARCH-International Cooperation [European Un-ion-Russian Federation Scientific and Technological Cooperation. A Roadmap for Action 2010 — 2012]. URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/russia_roadmap_ 2010 — 2012.pdf#view=fit&pagemode=none (дата обращения: 20.05.2011).
20. Euroregio Karelia Neighbourhood Programme Projects 2001 — 2008. URL: http://www.euregiokarelia.fi/attachments/Projects_ENG.pdf (дата обращения: 23.05.2011).
21. Innovation in the Baltic Sea region. (Draft) Final Report to the European Commission, Directorate-General Regional Policy. Version 1: 13 April 2011. URL: www. technopolis-group.com (дата обращения: 04.06.2011).
159
160
22. Sylvia Schwaag Serger, Emily Wise Hansson. Innovation in the Nordic-Baltic Sea Region. A case for regional cooperation. August 2004. URL: http://www.doocu. com/pdf/view/31773 (дата обращения: 02.06.2011).
23. Transnational Cooperation for Prosperity in the Baltic Sea Region. Nordic Council of Ministers. URL: http://www.norden. org/da/publikationer/publikationer/2009 — 731/at_download/publicationfile (дата обращения: 03.06.2011).
Об авторе
Юлия Владимировна Баранова — начальник Отдела трансграничных исследований Центра ЕС НОЦ «Институт Балтийского региона» Социальногуманитарного парка, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
Е-mail: [email protected]
About author
Yulia Baranova, head of the Transborder Research Unit of the Baltic Region Institute education and research centre, Social Sciences and Humanities Park, I. Kant Baltik Federal University.
Е-mail: [email protected]