Научная статья на тему 'Инновационный характер промышленной политики ес'

Инновационный характер промышленной политики ес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / СТРАТЕГИЯ «ЕВРОПА 2020» / INDUSTRIAL POLICY / INNOVATIVE POLICY / INNOVATIVE SYSTEM / FINANCING OF INNOVATIONS / EUROPE 2020 STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианов Константин Николаевич

В статье детально исследуются эволюция и особенности промышленной политики Европейского союза. Раскрывается ее содержание, приводится описание ее основных структурных элементов. Отдельное внимание уделено рассмотрению инновационной политики Евросоюза и способам формирования его инновационной системы. Делается вывод о необходимости и перспективности сотрудничества России и объединенной Европы в сфере научно-технического и инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Industrial Policy of the EU

The article presents detailed analysis of evolution and specifics of the European Union industrial policy and describes the contents and key structural elements. The emphasis is on the innovative policy of the European Union and the methods of development of its innovative system. It is concluded that cooperation between Russia and united Europe in the sphere of scientific, technological and innovative development is necessary and offers good prospects.

Текст научной работы на тему «Инновационный характер промышленной политики ес»

ИННОВАЦИИ

Ключевые слова:

К. Н. Андрианов, к. э. н.,

ст. науч. сотр. Института проблем рынка РАН, доц. кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России (e-mail: k_andrianov@list.ru)

промышленная политика, инновационная политика, инновационная система,

финансирование инноваций, стратегия «Европа 2020»

Инновационный характер промышленной политики ЕС

В условиях продолжающегося кризиса перед Европейским союзом как никогда остро стоит вопрос о проведении консолидированной политики в области финансов. Однако не менее важным представляется выработка общей стратегии развития производства. Новая концепция промышленной политики объединенной Европы нацелена на повышение конкурентоспособности и построение эффективной инновационной системы.

В 1990 г. Еврокомиссией был принят документ «Промышленная политика в открытой и конкурентной экономической среде», где был сформулирован один из ее основных принципов — приоритет развития высокотехнологичных отраслей, достижение которого должно обеспечиваться проведением так называемой горизонтальной политики, не замыкающейся в рамках узких отраслей и носящей всеобъемлющий характер. В Маастрихтском договоре заявлено, что ее главная цель — рост конкурентоспособности европейских предприятий на международных рынках. В 1994 г. была утверждена концепция конкурентоспособной промышленности ЕС. Новой вехой стал Лиссабонский саммит 2000 г. На нем была подтверждена роль промышленной политики как ключевого фактора развития экономики ЕС.

Интересные разработки в практическом плане длительное время (начиная с 1970 г.) ведутся в рамках ОЭСР. Сформулирована суть промышленной политики в рыночной экономике — это система мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, т. е. механизмами саморегулирования рынка1. В 1990-х гг. эти меры были систематизированы в новую концепцию. Начало новой стадии исследований было положено выходом в 1993 г. издания «Белая книга: экономический рост, конкурентоспособность и занятость. Вызовы

1 См.: Куренков Ю. В. Эволюция промышленности в современном мире. — М.: ИМЭМО РАН, 2006.

и пути их преодоления в 21-м веке»2. В ней сформулированы выводы исследования, основные из которых следующие:

• Для повышения экономического роста и уровня занятости в стране фирмы должны добиться глобальной конкурентоспособности на открытых рынках как внутри, так и вне ЕС; при этом национальные и межгосударственные власти обязаны создать благоприятные условия для промышленного развития, международной конкурентоспособности промышленности.

• Государственное вмешательство в промышленность должно быть перенацелено на «горизонтальные» меры и растущие рынки; одновременно необходимо реструктурировать те виды экономической деятельности, перспективы которых на рынках неудовлетворительны.

• Поощрение наукоемких инвестиций должно стать приоритетным в промышленной политике поддержки инвестиционного процесса.

• К числу приоритетов содействия государства развитию промышленности следует отнести проведение структурной политики для ускорения процесса создания кластеров конкурентоспособных производств, опирающихся на региональные конкурентные преимущества ЕС.

В развитие этих идей Еврокомиссия издала в 1994 г. работу «Политика конкурентоспособной промышленности для Европейского союза»3, основанную на принципах, заложенных в 1990 г. В этом документе Комиссия признает предпочтительными следующие меры промышленной политики:

— поощрение невещественных инвестиций,

— развитие промышленной кооперации,

— обеспечение совершенной конкуренции,

— обновление роли государственных властных структур.

Продолжением научно-практических изысканий в этой области стал доклад «Новые направления промышленной политики»4, подготовленный в рамках ОЭСР в 1997 г. и впервые четко обозначивший новую парадигму промышленной политики — как политику конкурентоспособной промышленности. Все субъекты рыночной экономики в этом контексте обрели свои права и ответственность, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом: бизнес отвечает за высокое инновационное качество деятельности фирмы — залог успешной конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; государство несет ответственность за качество предпринимательской среды, которое не должно быть ниже среднего мирового качества бизнес-среды, где происходит острая конкурентная борьба за отстаивание национальных позиций.

Эта тема получила развитие в новой работе 2001 г. в рамках ОЭСР «Политика совершенствования среды для бизнеса и промышленности»5. В специальном разделе, посвященном эволюции промышленной политики, отмечается, что в странах — членах ОЭСР она больше не фокусируется на отдельных отраслях промышленности и субсидиях, поскольку правительства осознали, что они не получают эффекта от выборочной поддержки «отраслей-победителей». Поэтому главное внимание государственных властей должно быть сосредоточено на формировании такой предпринимательской среды, которая увеличивает возможности фирм быть инновационными, гибкими и конкурентоспособными. Одним из главных приоритетов новой промышленной политики обозначалась

2 Growth, competitiveness, employment. The challenges and ways forward into the 21st century. White Paper. Bulletin of the European Communities, Supplement 6/93.

3 An industrial competitiveness policy for the European Union. European Commission Bulletin of the European Union. Supplement 3.1994.

4 New Directions for Industrial Policy. OECD. Policy Brief, № 3-1997.

5 Enhancing the Environment for Business and Industry. OECD. Policy Briefs, 24 10.2001.

реформа институциональной среды бизнеса, усиливающая конкуренцию и поощряющая фирмы, которые внедряются на новые рынки. Важной задачей стало создание благоприятного предпринимательского климата для малого и среднего бизнеса. Другими приоритетными задачами правительств стран — членов ОЭСР были названы: создание налогового климата, благоприятствующего осуществлению компаниями инноваций, инвестиций и реорганизаций; формирование режимов корпоративного управления, адекватно отвечающих за рациональное движение капитала и условия для реструктуризации фирм. Значимым элементом промышленной политики было признано повышение степени открытости национальных компаний для альянсов с зарубежными партнерами, притока иностранных инвестиций и иностранных рабочих.

Разработка европейской промышленной политики во время процессов глобализации — часть стратегии «Европа 2020». Вице-президент Еврокомиссии А. Таяни сказал: «Европа нуждается в промышленности и промышленность нуждается в Европе...»6. Промышленность должна быть в центре внимания, если Европа намерена остаться глобальным экономическим лидером. Это основная идея курса на «интегрированную промышленную политику в эпоху глобализации», принятого Еврокомиссией 28 октября 2010 г. по инициативе ее вице-президента. Он направлен на повышение экономического роста и увеличение количества рабочих мест, сохранение и поддержку сильной, диверсифицированной и конкурентоспособной производственной базы в Европе.

Промышленная политика ЕС состоит из политик:

— региональной (создание региональных инновационных систем);

— инновационной (технологические платформы — ключевой фактор повышения конкурентоспособности отраслей материального производства ЕС). Европейские технологические платформы, которые уже продемонстрировали свою эффективность, будут содействовать увеличению инвестиций в исследования и разработки и росту возможностей коммерциализации новых технологий;

— торговой (расширение присутствия европейских экспортеров на стратегических внешних рынках путем снятия барьеров, мер технического регулирования и т. п.)7.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС

Промышленная политика, реализуемая в регионе, носит ярко выраженный инновационный характер. Одна из ее наиболее эффективных форм сегодня — инновационные кластеры.

Согласно принятым на вооружение странами и институтами ЕС концептуальным представлениям об инновационном развитии, его формализация происходит посредством инновационных систем. Такую систему можно представить в виде тесно взаимодействующих ядра и оболочки. Первое состоит из субъектов инновационной деятельности — всевозможных организаций, институтов, фирм частного и государственного секторов, которые, собственно и генерируют знания для инновационного развития. Второе включает в себя комплекс правового, финансового, социального и прочего обеспечения этой деятельности и процесса расширенного воспроизводства нововведений.

Интеграционный характер экономического развития европейских стран объективно предопределяет вплетение начавших образовываться национальных инновационных систем стран Европы в общую канву европейской региональной системы. Формально инновационная политика стран ЕС и самого ЕС осуществляются параллельно,

6 More stringent control for the EU member states' economy is expected / Вся Европа.ru (http://www. mgimo.ru/alleurope/2006/52/article-mdop-economy-18.html).

7 См.: Экономика Европейского союза/ Под ред. Р К. Щенина. — М.: Кнорус, 2012. — С. 82.

обычно на комплементарной основе. Их разработка и реализация базируются сегодня на комплексном, системном и сетевом подходах. Эта политика вбирает в себя наиболее эффективные финансовые, налоговые, инвестиционные, социальные, региональные, внешнеэкономические элементы общеэкономического регулирования.

Одно из важнейших направлений — развитие малого и среднего предпринимательства. Основные группы субъектов, призванных осуществлять инновационную политику ЕС:

— национальные правительства, в т. ч. ведомства по управлению экономикой, стандартизации, госзакупкам. Сюда же входят региональные, местные правительства, многочисленные инновационные и региональные агентства;

— Еврокомиссия и ее специализированные подразделения, разрабатывающие и координирующие исполнение инновационных инициатив;

— Совет министров ЕС и Европейский парламент, через которые проходит законодательное утверждение положений инновационной политики по предложению Еврокомиссии.

В 2008 г. был учрежден Европейский институт инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technology — EIT). EIT — орган ЕС, и его миссия состоит в повышении в Европе темпов устойчивого экономического роста и конкурентоспособности путем укрепления инновационного потенциала ЕС. Финансирование мер инновационной политики, разрабатываемых на наднациональном уровне, осуществляется из бюджета ЕС и направлено на выполнение мероприятий в основном в рамках специальных программ ЕС, рассчитанных на 2007-2013 гг.:

1. 7-я Рамочная программа научных исследований с бюджетом €54 млрд. Она ориентирована на поддержку сотрудничества в проведении научных исследований в промышленности, подготовку научно-исследовательских кадров, повышение их мобильности и наращивание научно-исследовательского потенциала региона.

2. Специализированные программы структурного фонда, около 24 % бюджета которого (€308 млрд), т. е. примерно €74 млрд, направляется на реализацию инновационных проектов.

3. Программа «Конкурентоспособность и инновации» с объемом финансирования €3,6 млрд, которая нацелена на реализацию европейских инициатив по координации и поддержке инновационной деятельности.

Формулирование и реализация инновационной политики ЕС относятся к компетенции действующих в тесном взаимодействии генеральных директоратов Еврокомиссии, среди которых к главным можно отнести директораты, ответственные за научные исследования, развитие предприятий промышленности, а также образование.

В ЕС используются три группы мероприятий, оказывающих наиболее действенное влияние на формирование инновационной системы, а именно мероприятия:

— прямого действия: целевое бюджетное субсидирование, оказание консультационных и посреднических услуг, формирование научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, прямая финансовая поддержка общественного сектора сферы образования и научных исследований;

— косвенного воздействия: различные виды налоговых скидок, амортизационные схемы, специальные налоговые скидки на капиталовложения в сферу НИОКР, а также схемы, снижающие корпоративную задолженность по налоговым платежам;

— оказывающие инициирующее воздействие — главным образом разнообразные меры по стимулированию рискового финансирования. С этой целью активно применяют инструменты налоговой политики, банковского законодательства, законодательства о защите прав на интеллектуальную собственность, государственной поддержки и правила конкуренции.

Особое место среди мер поддержки инновационного развития в ЕС занимает его прогностическое обеспечение.

СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству в вопросах научных исследований становится важнейшим элементом новой научно-технической политики ЕС. Будущее научного и технологического развития видится ЕС в расширении исследовательских сетей. При этом Россия и Украина, осуществляющие фундаментальные исследования (например, в математике, астрофизике, энергетике, области новых материалов), оцениваются как «наиболее успешные участники» такого взаимодействия среди стран, не входящих в ЕС.

Европейский опыт инновационных преобразований и развития инновационной экономики мог бы с успехом использоваться в российских условиях. Речь, по сути, идет об адаптации к российским реалиям и об освоении уже выработанного и опробованного за рубежом комплекса мер инновационной политики.

В сфере научно-технических связей заложен серьезный потенциал расширения взаимодействия России и ЕС. В 2003 г. Россией было возобновлено Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий. Сторонами также приняты планы действий, реализация которых предполагает использование инструментов Рамочных программ по исследованиям и технологическому развитию. Партнерами по проектам Рамочных программ ЕС выступают ведущие российские научно-исследовательские институты и предприятия. Например, Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского стал участником ряда проектов, а именно: HICAS (проектирование высокоскоростного пассажирского самолета), NACRE (исследование концепций нового летательного аппарата), FLYSAFE (разработка комплексных воздушных систем для повышения безопасности полета) и др.

На 2007-2013 гг. в рамках 7-й Рамочной программы ЕС намечено дальнейшее развитие европейской кооперации с участием стран СНГ, и прежде всего России, по приоритетным научно-техническим направлениям, среди которых: построение информационного общества, биотехнология и генная инженерия, нанотехнологии и новые материалы, космос, безопасность и т. д. Заявленный бюджет этой программы составил более €73 млрд, из них более €44 млрд запланировано направить на сотрудничество в осуществлении исследований8.

Активную деятельность в России развернули европейские научные фонды: Фонд Гумбольдта, Общество Макса Планка, Французский научный фонд, Британский совет и др. ЕС совместно с Россией, США и Японией создан международный научно-технический центр (МНТЦ), деятельность которого сосредоточена на поддержке российских ученых, работающих в оборонной сфере. Среди основных инструментов, используемых МНТЦ: финансирование проектов, гранты для научных командировок, помощь в установлении контактов, финансовая поддержка при патентовании и т. д. За прошедшие годы было завершено много успешных проектов, особенно в сферах здравоохранения, генетики, защиты окружающей среды, энергетике и промышленности. В числе партнеров МНТЦ — десятки пользующихся мировым авторитетом организаций, среди которых: Европейский центр ядерных исследований CERN9, NASA, корпорация Boeing, BASF, компании Sumitomo, Samsung, Dow Chemical, Bayer.

Среди разнообразных сфер и форм сотрудничества постсоветских стран с ЕС особое место до последнего времени занимала Программа технической помощи странам СНГ (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States — TACIS). Главной ее целью, как она декларировалась ЕС, было оказание на безвозмездной основе технического содействия России и другим странам СНГ. Программа

8 См.: Ленчук Е. Б., Власкин Г А. Инвестиционные аспекты инновационного роста. — М.: URSS, 2008.

9 CERN совместно с ЕС поддерживает один из крупнейших проектов МНТЦ по разработке технологий массового производства свинцово-вольфрамовых кристаллов.

осуществлялась с 1991 г., на ее финансирование было выделено около €3 млрд. За прошедшие годы было выполнено около 2000 проектов.

С начала 2007 г. формально на смену TACIS и другим региональным программам пришла Политика европейского соседства и партнерства (ПЕСП) для России, Украины, Беларуси и Молдовы. Новая концепция, в частности, ориентируется на совместное финансирование проектов, в большинстве случаев в равном объеме.

В настоящее время научное и техническое сотрудничество с ЕС — одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности России, которое включает получение помощи для улучшения материально-технической базы науки и повышения квалификации научных кадров, совместную с зарубежными организациями разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, подготовку квалифицированных кадров.

ЕС стал проявлять интерес к сотрудничеству с российскими организациями в таких высокотехнологичных перспективных направлениях, как нанотехнологии, программное обеспечение, материаловедение, силовые установки и т. д. Активизация связей с Россией стала происходить на фоне интенсификации научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках самого ЕС.

Присоединение России к ВТО открывает новые горизонты для российско-европейского экономического сотрудничества, в первую очередь основанного на инновациях и повышении «инженерной составляющей» промышленного развития. По мнению А. Чубайса, только Россия и ЕС на сегодняшний день обладают потенциалом для «преодоления кризиса через новые технологии», что открывает возможности для интеграции на новой основе10. Для более полного использования потенциала технологического сотрудничества необходимо предпринять решительные шаги по формированию общего российско-европейского рынка технологий, предусматривающие устранение имеющихся в данной сфере барьеров и гармонизацию норм регулирования в сфере трансферта технологий.

Объединение технологического потенциала России и ЕС представляет собой мощный ресурс роста для обеих экономик. Скорейшее решение существующих в данной сфере проблем будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного технологического сотрудничества и послужит важным шагом на пути формирования интегрированного экономического пространства России и ЕС.

Библиография

1. Куренков, Ю. В. Эволюция промышленности в современном мире. — М.: ИМЭМО РАН, 2006.

2. Ленчук, Е. Б., Власкин, Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста. — М.: URSS, 2008.

3. Экономика Европейского союза / Под ред. Р. К. Щенина. — М.: Кнорус, 2012.

4. Отчет о пленарной дискуссии КСП (Брюссель, 15 декабря 2011 г.) [Электронный ресурс] / EU-Russia Industrialists’ Round Table. — Режим доступа: http://eu-russia-industrialists.org/ru/documents/ PS_2011_Report_rus.pdf.

5. An industrial competitiveness policy for the European Union. European Commission Bulletin of the European Union. Supplement 3.1994.

6. Enhancing the Environment for Business and Industry. OECD. Policy Briefs, 24 10.2001.

7. Growth, competitiveness, employment. The challenges and ways forward into the 21st century. White Paper. Bulletin of the European Communities, Supplement 6/93.

8. New Directions for Industrial Policy. OECD. Policy Brief, № 3-1997.

9. More stringent control for the EU member states’ economy is expected [Электронный ресурс] / Вся Европа.ш. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru/alleurope/2006/52/article-mdop-economy-18.html.

10 См.: Отчет о пленарной дискуссии КСП (Брюссель, 15 декабря 2011 г.) / EU-Russia Industrialists' Round Table (http://eu-russia-industrialists.org/ru/documents/PS_2011_Report_rus.pdf).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.