Научная статья на тему 'Стратегия инновационной политики: мировые тенденции'

Стратегия инновационной политики: мировые тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СПРОС / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдан Нина

Рассмотрены особенности современной инновационной политики: стратегический подход, ориентация на спрос, социальные инновации. Определены проблемы и векторыее формирования для Беларуси: рост финансирования затрат на научные исследования, совершенствование системы образования и повышения квалификации, использование подходов, основанных на социальных нововведениях (проблемы зеленого роста, мобильности, здоровья), акцентирование внимания на спросе на инновации, формирование новых индикаторов оценки эффективности инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation policy strategy: World practice and challenges for Belarus

The article considers such features of modern innovation policy as strategic approach, focus on demand, social innovation. The problems and vectors of the Belarusian innovation policy have been identified.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационной политики: мировые тенденции»

и

ш

со

< со

О

Стратегия инновационной политики:

мировые тенденции

Резюме. Рассмотрены особенности современной инновационной политики: стратегический подход, ориентация на спрос, социальные инновации. Определены проблемы и векторы ее формирования для Беларуси: рост финансирования затрат на научные исследования, совершенствование системы образования и повышения квалификации, использование подходов, основанных на социальных нововведениях (проблемы зеленого роста, мобильности, здоровья), акцентирование внимания на спросе на инновации, формирование новых индикаторов оценки эффективности инновационной политики. Ключевые слова: стратегия, инновационная политика, спрос, социальные инновации, государственный сектор.

Нина Богдан,

профессор кафедры национальной экономики и государственного управления Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор

Исследования, проведенные ведущими международными экспертами для отчетов и документов Организации экономического сотрудничества и развития и Европейского союза, показывают, что можно выделить следующие ключевые направления инновационной политики: совершенствование стратегических основ, ориентация на спрос, рост роли социальных нововведений. Рассмотрим более подробно эти особенности.

Наличие стратегии экономической политики страны определяет принципы распределения ресурсов, позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции. Она дает ориентиры для бизнеса, снижая для него риски долгосрочных капиталовложений. Международный опыт показывает, что национальные стратегии совершенствования науки, технологий и инноваций (НТИ) выполняют несколько функций. Во-первых, они дают четкое представление о видении вклада НТИ в социально-экономическое развитие страны, которое существует у руководства государства. Во-вторых, устанавливают приоритеты для бюджетных инвестиций

в научно-техническую сферу и определяют направление реформ. В-третьих, формирование данных стратегий может способствовать вовлечению в процесс разработки и реализации политики всех заинтересованных сторон, начиная от научно-исследовательского сообщества, финансовых учреждений, предпринимательских структур, гражданского общества и заканчивая региональными и местными органами власти.

В настоящее время уже не только государства ОЭСР разрабатывают национальные стратегии развития науки, технологий и инноваций. По этому пути пошли Бразилия, Китайская Народная Республика и Индия, а также развивающиеся страны (например, Аргентина, Колумбия и Вьетнам) [1]. Можно выделить следующие политические тенденции, наметившиеся с 2010 г.

Поиск новых источников роста и конкурентоспособности. Франция, Италия, Япония и Соединенные Штаты мобилизуют НТИ, чтобы возобновить экономический рост, который замедлился в связи с мировым финансовым кризисом. Французские инвестиции в Программу будущего направлены на повышение конкурентоспособности производственного сектора за счет капиталовложений в инновационные и промышленные проекты, а также поддержки институциональной реформы национальной инновационной системы (НИС). Германия и Корея привлекают денежные средства в новые области роста, например в «зеленые» инновации. Также приверженцы нововведений сосредоточены на улучшении состояния бизнес-среды.

Новая промышленная политика и целевая направленность стратегических технологий

п

Анализ

и секторов. Помимо поддержки технологий общего назначения (нано-, био- и информационно-коммуникационных) многие страны - участницы ОЭСР оказывают содействие инновациям в области стратегических секторов, не забывая традиционные сегменты (например, сельское хозяйство) и сферу услуг. Ряд стратегий НТИ включает промышленную политику в среду инноваций. Среди документов, подтверждающих это, можно назвать «Голландскую промышленную политику, топ-секторы», «Генеральный план Бразилии», «12-й пятилетний план Китая по развитию науки и технологий». Все эти программы определяют отрасли, которые могут способствовать повышению конкурентоспособности промышленности и государства в целом.

Глобальные проблемы. В дополнение к новой промышленной политике многие участники ОЭСР используют инновации для решения трудностей, с которыми сталкивается все человечество. Дания, Корея и Германия «экологизируют» свои научные исследования, а большинство стран продолжает ставить на повестку дня в качестве важнейших вопросы окружающей среды, изменения климата, энергетики, здоровья и демографических изменений.

Стабильный уровень расходов на НИОКР. Невзирая на замедление темпов экономического роста и жесткую финансовую политику, можно утверждать, что поддержка исследований и разработок остается стабильной примерно в половине государств ОЭСР. В процентах к ВВП общая сумма бюджетных расходов на НИОКР выросла с 0,78% в 2005 г. до 0,82% в 2009 г. [1]. В ЕС-27 этот показатель составил в 2013 г. 0,75%, а в Беларуси - 0,24%, то есть он более чем в два раза ниже, чем в Латвии (0,5% ВВП) и Литве (0,68% ВВП) [2].

Акцент на политику, ориентированную на инновационный спрос. Несмотря на то что меры инновационной политики, нацеленной на предложение, включая государственные инвестиции в НИОКР, являются необходимыми для поддержания на протяжении длительного периода инновационного потенциала, они тем не менее являются недостаточными. Многие страны расширили свои стратегии НТИ, добавив в них ориентиры на спрос.

Социальное равенство. В последние десятилетия в некоторых странах, как входящих, так и не входящих в ОЭСР, наметилась тенденция к увеличению различий в уровне доходов населения. Их национальные стратегии НТИ также используются для создания, поддержания и усиления социального равенства в процессе повышения экономического роста.

Государственная поддержка фундаментальных исследований. Научная база всегда являлась основой национальной конкурентоспособности и важным источником информации для реше-

ния многих проблем. Страны-лидеры сохраняют свои приоритеты в области фундаментальных изысканий, государства с переходной экономикой продолжают углублять реформы своих научно-исследовательских систем путем предоставления большей автономии университетам в распределении государственных финансовых средств. В Нидерландах, Японии, Великобритании и США внимание акцентируется на повышении эффективности и отдачи от научных изысканий посредством проведения оценки и оптимизации установленных приоритетов. Также наблюдается устойчивая тенденция к ускорению трансфера и коммерциализации результатов исследований, например, путем улучшения регулирования прав интеллектуальной собственности в университетах и государственных НИИ, а также расширения доступа за счет бюджета к базам данных.

Человеческие ресурсы. Повышение навыков и уровня образования в области науки, технологий и инженерного дела, разумеется, играет важную роль в генерировании инноваций. Политические меры для повышения качества человеческих ресурсов в этой области, способствующие международной мобильности, сокращению гендерного неравенства и привлечению иностранных специалистов, остаются в числе приоритетных в национальных стратегиях НТИ государств ОЭСР.

Поддержка бизнеса. Данная мера направлена на улучшение рамочных условий, оптимизацию программ инновационного предпринимательства, а также расширение косвенных инструментов финансирования (например, налоговых кредитов НИОКР). В то же время, учитывая важную роль бизнес-сектора в решении таких проблем, как энергетика и защита окружающей среды, большая часть господдержки направляется на развитие ГЧП и налаживание связей между государственными и частными исследователями при помощи инновационных ваучеров и кластерных объединений. Улучшение условий для предпринимательской деятельности и предоставление венчурного капитала особенно актуально для малых и средних фирм. Наконец, все более важное значение в свете бюджетной консолидации и необходимости адаптации политики к быстро меняющейся сущности нововведений приобретает оценка не только государственных научных исследований, но и схем поддержки бизнеса.

Современная инновационная политика основана на концепции инновационной политики в широком смысле. В 90-х гг. было принято говорить о технологиях и технологической политике, которая обычно включала продуктовые (материальные блага) и технологические процессные нововведения. На протяжении большей части ХХ в.

Инновации и инвестиции

доминировала теория, которая рассматривала инновации как линейную причинно-следственную цепочку от фундаментальных до прикладных исследований, завершающуюся разработкой в виде новой продукции. Далее появился новый подход -формирование инновационных систем. Первое значение инновационной политики подразумевает, что в дополнение к технологическим процессным и товарным продуктовым добавляются организационные процессные и продуктовые инновации услуг. Следовательно, речь идет о расширении понимания инноваций, то есть того, на что должна влиять политика. Инновационная политика в широком смысле подчеркивает необходимость использования различных видов знаний (не только научных и технологических) в инновационных процессах, а также значение неформальных исследований и ноу-хау, основанных на практическом опыте. Она нацелена также на организации государственного сектора для повышения эффективности их работы по оказанию услуг. Понимаемая таким образом, инновационная политика направлена на деятельность организаций публичного сектора и требует систематического применения новых стимулов для разработки и внедрения инновационных продуктов и процессов в государственный и неправительственный сегменты.

Второе толкование инновационной политики включает все важные факторы, которые оказывают влияние на разработку и внедрение инноваций. Словосочетание «ориентация на спрос» означает, что в данном случае главную роль играют именно спрос и потребители. Они всегда были важными факторами с точки зрения инновационных процессов (хоть и в разной степени), однако следует признать, что это не было отражено должным образом в мерах инновационной политики. Интерес к инструментам, ориентированным на спрос, вырос на уровне анализа и разработки, но это не нашло конкретного применения в области реализации политики. В настоящее время данное обстоятельство меняется.

Инновации, вызванные спросом, связаны с опытными потребителями, которые способны выражать свои нужды и в случае необходимости ком-муницировать с производителями. Для последних важно быть ближе к этим сигналам, чтобы иметь возможность взаимодействовать с потенциальными пользователями и совместно производить знания и технологии, необходимые для удовлетворения их предпочтений и желаний. Наиболее оптимальная форма спроса, вызывающая инновации, основывается на участии покупателей в процессе их создания, при этом особый акцент делается на «ведущих потребителей», то есть на организации, которые испытывают и выражают потребность в данном нововведении и раньше других готовы принять его к использованию.

Важная составляющая спроса - стандарты и стандартизация процессов, так как они формируют ожидания покупателей и способствуют росту рынков и распространению знаний. Соблюдение их требований тем не менее может ограничивать инновационную составляющую в работе предприятий. Роль стандартов, с одной стороны, как движущей силы, с другой - как потенциального барьера для нововведений должна быть исследована при создании стратегии инновационной деятельности.

В разных странах в связи с признанием важности условий спроса для конкурентоспособности стали появляться попытки их охарактеризовать [3, 4]. В ЕС было проведено исследование «Innobarometer 2009» (анализ расходов, роль госзакупок для стимулирования инноваций и последствия такой государственной политики). Согласно его результатам, почти половина опрошенных компаний отметили, что политика, нацеленная на формирование спроса на новый продукт, положительно подействовала на их работу [5]. Она помогает устранять препятствия, влияющие на рынок внедрения (ответный спрос) и на способность определять и сообщать о появляющихся функциональных потребностях производителей. Ряд исследователей предлагает классифицировать инструменты данной политики на четыре категории: государственные закупки, нормативное регулирование, поддержка частного спроса и формирование инновационных систем [6].

Инновационная политика, сфокусированная на формировании спроса на нововведения, получила важный стимул на уровне ЕС. Первым прорывом в данном направлении стал доклад Э. Ахо «Создание инновационной Европы» [7]. Одной из ключевых его рекомендаций было формирование лидирующих рынков. Эта инициатива включает инструментарий, предполагающий сочетание законодательных актов, государственных закупок инноваций, стандартизации, маркировки, сертификации и других мер по поддержке бизнеса. Сущность успешного развития ведущего (лидирующего) рынка заключается в удовлетворении спроса, а не попытке создания рынка.

Для выстраивания такой политики Европейская комиссия предприняла ряд шагов. Она опубликовала Руководство по зеленым закупкам [8] и Рекомендации по государственным закупкам инноваций [12]. Последние также были рассмотрены в нескольких исследованиях в рамках проектов «INNO Policy TrendChart» и «INNO Grips».

Проблематика, выходящая за пределы узкоэкономической трактовки инновационного прогресса в обществе, нашла отражение в Инновационной стратегии ОЭСР [9]. Большинство ее основополагающих принципов напрямую касается улучшения качества жизни (через социальные

Анализ ЩЩ

нововведения) и привнесения соответствующих изменений в инновационную политику. Данная парадигма нашла свое отражение и в Стратегии ЕС «Европа 2020». Во многих ее инициативах («Инновационный союз», «Европейская платформа борьбы с бедностью», «Цифровая повестка дня для Европы», «Активная и здоровая старость») инновационное партнерство, социальные инновации занимают видное место. Использование последних предусматривается также рамочной программой «Горизонт 2020» для научных исследований и в новой политике сплочения ЕС [10]. Социальные инновации могут иметь место в государственных, частных и неправительственных организациях. Часто наиболее перспективные идеи вырабатываются за счет сотрудничества между секторами, отсюда следует, что социальные нововведения не являются прерогативой какой-либо конкретной группы.

Формирование стратегии «Европа 2020» [11] потребовало от политиков изменений в подходах к оценке результатов инновационной деятельности. Для этого Европейская комиссия утвердила четыре показателя, на основе которых формируется интегральный индикатор:

■ число заявок на патенты по процедуре Договора о патентной кооперации на млрд ВВП (учитывает изобретения, полученные на основе инвестиций в науку и инновации и создающие основу их преобразования в новые технологии);

■ занятость в сфере наукоемкой деятельности (характеризует структурные изменения в экономике страны и их влияние на бизнес);

■ конкурентоспособность наукоемких товаров и услуг (отражается через два индикатора

с равными весами: вклад в торговый баланс высокотехнологичной и среднетехнологичной продукции и доля экспорта знаниеемких услуг в совокупном экспорте услуг);

■ занятость в быстрорастущих фирмах инновационных секторов экономики (компаниях, имеющих 10 или более сотрудников со средним ростом занятости более чем 10% в год в течение 3 лет).

Для применения указанных измерителей в нашей стране требуется серьезная работа исследователей, статистиков, которая должна быть направлена на совершенствование методики формирования индикаторов инноваций в соответствии с международными стандартами. В Беларуси основными стратегическими документами в сфере инновационной политики являются Концепция национальной инновационной системы, Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 гг., а также Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».

К сожалению, принципиальные положения Концепции, разработанные с учетом международной практики, не нашли полного отражения в документах Государственной программы инновационного развития. Реализуемая в настоящее время политика страдает технократическим подходом, не придерживается современных веяний. По-прежнему сохраняются преимущественно административные рычаги регулирования инновационных процессов, финансирование научных исследований не осуществляется в соответствии с планами.

Рассмотренные мировые тенденции позволяют скорректировать движение нашей страны к экономике знаний. Их целесообразно учитывать при подготовке стратегических документов, проектов и программ. В обобщенном виде можно следующим образом сформулировать задачи Беларуси в формировании стратегии инновационной политики. Необходима стабильность финансирования научных исследований и инноваций, то есть определенные усилия по защите бюджета, выделяемого на этот сегмент. Также требуются корректировка сферы образования (поскольку наблюдается несоответствие получаемых навыков задачам инновационного развития); использование нового подхода, ориентированного на определенную миссию («зеленый рост», мобильность и здоровье); повышенное внимание к соответствию спроса на инновации (постоянное взаимодействие с промышленностью, сотрудничество бизнеса и науки). Поскольку современный инновационный процесс является весьма сложным, динамичным, нелинейным и глобальным, важной составляющей успеха становится разработка новых измерителей для оценки эффективности инновационной политики. ЕН

See: http://innosfera.org/2015/03/policy_strategy

Литература

1. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2012.

2. Innovation Union Scoreboard. 2013. Электронный ресурс: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ innovation/files/ius-2013_en.pdf

3. European Commission. Pre-commercial procurement: Driving innovation to ensure high quality public services in Europe. Brussels, 2008.

4. OECD (2011). Demand-side innovation policy. OECD Publishing. Paris. Электронный ресурс: http://www. oecd.org/document/61/0,3746, en_2649_33703_48078845_1_1_1_1,00.html.

5. European Commission. Innobarometer 2009. Analytical Report. Brussels, 2009.

6. Edler J. and Georghiou L. (2007). Public procurement and innovation - Resurrecting the demand side. Research Policy, 2007, № 36 (7). P. 949-963.

7. Aho E., Cornu, J., Georghiou, L., Subira, A. (2006). Creating an Innovative Europe. Report of the Independent Expert Group on R&D and Innovation.

8. Buying green! A handbook on environmental public procurement. European Commission, 2004.

9. The OECD Innovation Strategy: Paris: OECD, 2010.

10. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Taking Stock of the Europe 2020 Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. Электронный ресурс: http://ec.europa.eu/ eu rope2020/pdf/eu rope2020stocktaking_en.pdf.

11. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union, COM (2010) 546 final, of 6 October 2010.

12. European Commission (2007). Guide to dealing with innovative solutions in public procurement. 10 elements of good practice. Commission Staff Working Document SEC, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.