Научная статья на тему '2002. 03. 025. Морган Р. П. , Стрикланд Д. Е. Исследовательский вклад американских университетов в промышленность: данные и предположения. Morgan R. P. , Strickland D. E. us University research contributions to industry // Science A. Publ. Policy, Guildford, 2001. - Vol. 28, n 2. - P. 113-121'

2002. 03. 025. Морган Р. П. , Стрикланд Д. Е. Исследовательский вклад американских университетов в промышленность: данные и предположения. Morgan R. P. , Strickland D. E. us University research contributions to industry // Science A. Publ. Policy, Guildford, 2001. - Vol. 28, n 2. - P. 113-121 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР США / ФИНАНСИРОВАНИЕ США / УНИВЕРСИТЕТЫ СВЯЗЬ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 025. Морган Р. П. , Стрикланд Д. Е. Исследовательский вклад американских университетов в промышленность: данные и предположения. Morgan R. P. , Strickland D. E. us University research contributions to industry // Science A. Publ. Policy, Guildford, 2001. - Vol. 28, n 2. - P. 113-121»

2002.03.025. МОРГАН Р.П., СТРИКЛАНД Д.Е. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВКЛАД АМЕРИКАНСКИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ : ДАННЫЕ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

MORGAN R.P., STRICKLAND D.E. US university research contributions to industry // Science a. publ. policy, Guildford, 2001.- Vol. 28, N 2.- P. 113-121.

Роберт Морган - почетный профессор Университета Вашингтона в г. Сент-Луисе (шт. Миссури, США), Доналд Стрикланд - профессор Южно-Иллинойского университета (г.Эдвардсвилл, шт.Иллинойс, США). Исследование авторов проведено в рамках гранта от ННФ.

Обосновывая значимость выбранной темы, авторы подчеркивают, что последние 20 лет отмечены ростом промышленно-университетских связей, причем аналитики признают, что университетские ИР отличаются значительно большей коммерческой значимостью, чем считалось раньше. Показателем отмеченного явления служит рост университетских патентов, полученных в США. За 1982-1998 годы соответствующая цифра выросла более чем в шесть раз. Еще одно свидетельство - рост финансирования университетских ИР из промышленных источников. Соответствующая доля в бюджете естественнонаучных и технических подразделений за 1970 - 1990 годы составила 3 и 7%. Более чем в два раза за 1981-1995 годы увеличилась доля статей, написанных совместно университетскими и промышленными специалистами. Наконец, в 1988 и 1996 гг. число ссылок в промышленных патентах на статьи университетских ученых составило соответственно 49 и 55% (с.113).

По данным Ассоциации менеджеров технических университетов, в 1998 фин.году было получено не менее 385 новых продуктов, созданных на базе университетских ИР; вузам принадлежит решающая роль в организации 365 новых компаний и создании 280 тыс. рабочих мест (с.113).

Отмеченная тенденция стала объектом нескольких исследований. В этой связи авторы ссылаются, в частности на обследование 1997 года, проведенное Ли (Y.Lee). Опросы специалистов из вузовского и промышленного секторов показали, что не менее 94% представителей университетского сообщества и 91% -промышленников ожидают в будущем расширения подобного сотрудничества, или по меньшей мере его сохранения на неизменном уровне (с.114).

Значимость промышленно-университетских связей признается правительством США. Свидетельством служат многочисленные программы ННФ, в том числе :"Инженерные исследовательские

центры","Научно- технологические центры", "Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры". Особенно высокую оценку промышленности получили инженерные исследовательские центры. В ходе специального обследования 42,5% промышленных респондентов указали на такие результаты своего сотрудничества с центрами, "как существенное улучшение продукции или процессов". Особенно высока доля кооперационных связей в сфере наук о жизни: по данным за 1996 год 90% компаний США, проводящих ИР в данной области , признали факт тесных связей с соответствующими университетскими подразделениями (с. 114).

В 1994 году авторы провели опрос руководителей технических подразделений в 200 университетах. Выяснилось, что четвертая часть опрошенных считает разработку коммерческой продукции "важным" или "исключительно важным" результатом деятельности своего подразделения (с.115).В течение 1995-1998 годов авторами было организовано еще одно обследование, призванное оценить вклад университетских исследований в промышленность. Такого рода оценка должна была быть получена как от вузовских специалистов, так и от промышленных потребителей вузовской продукции. Обследование проходило по двум направлениям: анкетный опрос в 1997 году и телефонные интервью, проводившиеся в 1996-1998 годах. В первом случае в качестве респондентов выбраны исследователи из биологических, химических и физических факультетов, во втором -помимо университетских специалистов к опросу привлечены специалисты промышленных компаний, сотрудничающих с вузами.

В ходе опроса получено 926 пригодных для анализа анкет, доля ответивших составила 57%. Выборку классифицировали по отдельным дисциплинам. Для телефонных интервью отобраны 104 респондента, которые указали в своих анкетах на связь проводимых ими ИР с промышленными заказчиками; такого рода интервью были дополнены сбором информации от 39 специалистов из промышленных подразделений.

В 1996 году авторы провели также телефонное обследование технических подразделений. Соответствующую информацию представили 99 респондентов, работа которых, по их признанию, связана с промышленными фирмами. Результаты, полученные авторами, представлены в восьми таблицах реферируемой статьи. Информация о доле различных источников финансирования вузов (по показаниям 309 биологов, 333 химиков и 268 физиков, а также 1695 представителей технических факультетов) содержится в таблице 1.

Таблица 1 (с.115).

Источники финансирования вузовских ИР (%)

Источники финансирования Области ИР

Биология Химия Физика Технические науки

Федеральное правительство 68 63 78 47

Университетские фонды 11 16 13 19

Промышленность 5 9 4 17

Местная администрация 2 4 2 10

Частные бесприбыльные фонды 10 7 2 4

Прочие 4 1 1 3

Итого 100 100 100 100

В ходе обследования, 40% респондентов из естественно-научных факультетов сообщили, что их работа внесла определенный вклад в промышленное производство; от 42 до 65% участвовали в работе, которую авторы характеризуют как "предоставление знаний" для совершенствования или разработки новых продуктов/ процессов. Заметно меньшая доля опрошенных - от 15 до 35% непосредственно участвовала в разработке коммерческой продукции (с.116).

Одна из проблем, поставленных авторами в ходе опроса -качественное ранжирование научных программ, зависимость качества ИР и временных затрат. Выяснилось: объем временных затрат университетских сотрудников увеличивается с ростом качества выполняемых программ. При этом отмечено сокращение времени на учебный процесс: в нижней границе выборки, ранжированной по качеству ИР, на преподавание и исследования расходуется примерно одинаковое время, по мере продвижения к верхней границе показатели меняются и соотношение может составлять 2:1, то есть на исследования тратится в два раза больше времени, чем на преподавательскую работу (с .117).

Отдельный раздел реферируемой статьи авторы посвятили анализу материалов, собранных в ходе телефонного опроса. В указанную " подвыборку" попали респонденты, которые подтвердили свое активное участие в промышленных разработках. Это видно и из более высокой доли промышленного финансирования таких университетских специалистов. Для 104 респондентов из естественно-научных подразделений доля названного источника составила 46% их исследовательского бюджета, для 99 представителей технических отделений - 55% (с .117).

На основании ответов 99 респондентов "естественников" и 99 -техников авторы получили картину вклада университетских исследований в промышленные ИР. Так, в естественных науках до 70% подобных "вложений" относятся к категории "новые или усовершенствованные методологии" и к категории "усовершенствованные процессы/ продукты". Представители технических университетских подразделений вносят вклад главным образом в форме конструирования оборудования и совершенствования производственных операций (с .118).

Более полную информацию обследователи получили, предложив респондентам оценить вклад своего подразделения по узким направлениям. Обследование дало следующую картину: участие в создании новых методов подтвердили 82% опрошенных, влияние на формирование портфеля ИР в компании признали -77%, 55% респондентов указали, что их ИР увенчались патентом, а 36% -упомянули "лицензированную технологию"(с 118).

В чем причины проведения промышленных ИР в университетских подразделениях? Ответ на этот вопрос авторы представили в таблице 2.

Таблица 2 (с.118)

Аспекты промышленно-университетских исследовательских связей (Доля в %)_

Вопросы обследователей Специалисты в области

Естественных дисциплин технических дисциплин

В чем причины проведены ИР в университетских подразделениях

Наличие технической экспертизы 28 29

ИР слишком фундаментальны для промышленности 18 27

Проведение ИР в университете - дешевле 13 11

Роли промышленных и университетских подразделений в исследовательском вкладе

Проекты, полностью разработанные в 22 20

университете

Проекты в основном 35 36

созданные в университете

Проекты, разработанные 28 25

совместно, на паритетных

началах

Проекты, разработанные 15 19

в основном в

промышленности

Взаимодействие университетских ученых с промышленностью осуществляется в разнообразных формах. Как показала информация, полученная от респондентов, самым распространенным видом таких контактов является предоставление исследовательских результатов для промышленных потребителей. Это признали в телефонном опросе 96% респондентов, причем данная доля оказалась одинаковой у специалистов из естественно-научных и технических подразделений. Вторая по степени распространенности форма взаимодействия - совместные совещания: с этим утверждением согласились 72% естественников и 93 % представителей технических дисциплин. Среди других механизмов промышленно-университетских связей: представление отчетов о работе исполнителей; получение технических консультаций у работников промышленных подразделений; использование промышленной лабораторной базы; включение промышленных специалистов в университетские группы, разрабатывающие совместный проект; соавторство; обучение промышленного персонала.

Один из аспектов обследования касался вовлечения студентов, прежде всего будущих докторов наук, в промышленно-ориентированные ИР. Данный факт подтвердили 71% опрошенных по телефону. В целом, большинство университетских исследователей стремятся расширить свои контакты с промышленными подразделениями: соответствующая доля среди респондентов из естественных и технических дисциплин - 73 и 79% (с.118).

Главный вывод, который сделали обследователи, анализируя собранную ими информацию, состоит в том, что исследования в вузах вносят реальный ощутимый вклад в промышленные ИР. Авторы убеждены, что ориентация университетов на промышленные нужды и

капитализация исследований "возможно наиболее заметное явление научно-технической деятельности университетов за последние 20 лет" (с.119).

Правительство США, отмечают авторы, создает условия для развития коммерциализации ИР в вузах. В этих целях принят специальный закон, разрешивший университетам владеть патентами на изобретения, сделанные в ходе ИР, профинансированных государством. В стране реализуются специальные программы стимулирования некоторых форм промышленно-университетской кооперации.

Авторы полагают, что университетский персонал готов согласиться с определенными ограничениями в деле публикации своих исследовательских результатов, такого рода специалисты не возражают против предоставления информации, готовы на взаимные уступки в деле защиты патентов и в коммерциализации результатов своих исследовательских усилий. Могут ли ограничения на распространение информации негативно повлиять на учебный университетский процесс? Такого рода ограничения могут возникнуть при конфликте между "собственническими" претензиями спонсоров и преподавателей с одной стороны и студентов, которые должны "открывать" полученные ими результаты в ходе традиционного учебного процесса. В этом авторы видят негативную сторону той позитивной картины, которую представили участники обследования.

По мере того, как связь научных исследований и экономического роста становится все более очевидной, отмечают авторы, стремятся играть ключевую роль в своих регионах, опираясь на поддержку местных властей и местной промышленности. В этой связи перед федеральным правительством стоит непростая проблема распределения ресурсов среди множества соискателей, между проектами, которые признаны экспертами в качестве перспективных для национальной конкурентоспособности и проектами местной значимости.

Т.В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.