РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028
МОСКВА 1995
объединенных комитетов; привлечение производственников к планированию проектов ИР и разработке исследовательских программ. Последний фактор в традиционных компаниях оценен значительно выше, чем в новых наукоемких: соответственно 43 и 20% (с. 320).
В заключение автор подчеркивает, что проведенное обследование не может дать исчерпывающего ответа на вопрос о том, как организовать эффективное взаимодействие в решении сложной задачи переноса технологии из научных подразделений в производственные. Автор считает, однако, что этот опрос внес известный вклад в понимание названной проблемы.
Т. В. Горбунова
95.04.018. ВОЛФ М. Е. ЗАЛОГ УСПЕХА В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИР, ПРОВЕДЕННОГО ИНСТИТУТОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ США WOLF М. Е. Meet your competition: Data from the IRI R&D survey // Research-technoiogy management.— Lancaster, 1995 .— Vol. 38, № 1 .— P. 17-24.
Редактор реферируемого журнала комментирует результаты последнего обследования ИР в США, выполненного Институтом промышленных исследований среди фирм — членов указанной организации. В состав Института промышленных исследований (Industrial research institute — IR1) входят 253 компании. Проведением обследований занимается специальный научный комитет IRI (RoR —- Research on research committee). Комитет разрабатывает специальные анкеты и рассылает их всем фирмам — членам IRI. В ходе последнего опроса на 253 анкеты согласились ответить 62 компании, охватывающие 144 коммерческих подразделения с общим годовым бюджетом ИР почти в 22 млрд. долл. (с. 17). Указанное обследование выполнено при содействии Исследовательского центра инновационного менеджмента при Лихай-ском университете (Center for innovation management studies-CIMS -at Lehigh university).
Характеризуя особенности последнего опроса, директор CIMS подчеркивает: “Мы никогда раньше не запрашивали непосредственно количественную информацию и не получали столь подробных данных об ИР на уровне отдельных коммерческих подразделений” (с. 17).
В анкете, разработанной обследователями, респондентов просили сообщить об источниках и размещении фондов на ИР в разрезе трех уровней: фирмы, коммерческого подразделения, лаборатории (центральной или принадлежащей соответствующему подразделению). Вторая группа вопросов касалась освоения затрат на указан-
ных уровнях. Наконец, специальные данные были запрошены об объеме внешних ИР и о затратах на программное обеспечение.
Заполненные анкеты получены от 62 фирм, 144 коммерческих подразделений и 50 лабораторий. Коммерческие подразделения, включившиеся в опрос, представляют 75 различных отраслевых направлений. Последние для удобства анализа и в целях соблюдения конфиденциальности информации, полученной от отдельной фирмы, объединены в 16 более крупных блоков.
Имея объем продаж, равный в 1093 г. 687 млрд. долл., п вкладывая в ИР 21,6 млрд., включенные в опрос компании составляют четверть от соответствующих показателей фирм — члене» 1Ш; такого рода данные могут рассматриваться как представительные. В то же время аналитики полученных материале» отмечают недостаточную представительность информации в отраслевом аспекте: доля химических и нефтеперерабатывающих предприятий в выборке не соответствует реальной их доле среди общего числа членов 1Ш (с. 18).
Анализ информации, собранной в ходе опроса, подчеркивает автор, показал, что 90% респондентов смогли представить данные об источниках фондов на ИР и размещения такого рода затрат. В то же время лишь небольшая часть опрошенных оказалась в состоянии представить данные о расходах на программное обеспечение и на проведение ИР силами внешних исполнителей. По другим показателям доля ответивших выглядит следующим образом: лишь 60% респондентов сообщили о том, какую долю своих продаж они расценивают как результат коммерциализации новых н улучшенных продуктов в 1988-1992 гг.; о соответствующем результате по коммерциализации технологических процессов сообщили лишь 40% опрошенных (с. 19).
При обработке материалов обследования его организаторы решили сравнить полученную информацию с результатами аналогичного опроса, проведенного 1Ш в 1992 г. В этих целях было идентифицировано 40 фирм — участников двух обследований. Сравнительный анализ результатов позволил экспертам, проводившим его, сделать следующие выводы:
1. Снижение доходов от продаж не ведет к пропорциональному снижению затрат на ИР; вот почему, несмотря на общее снижение исследовательских бюджетов промышленных компаний, показатели интенсивности ИР даже немного выросли.
2. Наиболее заметный сдвиг в рассматриваемой сфере за 1992-1993 гг. — 10%-ное сокращение кадрового исследовательского потенциала промышленности.
3. Общее снижение объемов исследовательских промышленных затрат сопровождалось сдвигом в источниках таких фондов — от федерального правительства и центральных отделов компаний в сторону
низовых коммерческих подразделений. Подобный сдвиг привел к смещению акцентов финансирования от фундаментальных и прикладных исследований на разработки и технические услуги, что отражает ориентацию научной политики фирм *на краткосрочные, “быстро окупаемые” проекты и процессы.
4. На сокращение исследовательских затрат в 1993 г. руководство подразделений ИР ответило свертыванием бюджетов вспомогательных служб, что позволяло сохранить уровень научно-технической деятельности (с. 20).
В ходе обследования 1993 г. респондентов просили сообщить, является ли их подразделение (лаборатория) центральным (т. е. профилируется на долгосрочных ИР или проектах, представляющих интерес для многих отделов компании), или специальным, обслуживающим лишь одно коммерческое подразделение. Полученная таким образом картина выявила, по словам аналитиков, “поразительные различия”. Некоторые данные опроса представлены в таблице.
Таблица (с. 20)
Результаты обследования промышленных фирм — членов 1Ш по состоянию на 1993 фин./г.
Основные показатели Фирмы Подраз- деления Лабора- тории
Число организаций 62 144 50
Валовые затраты на
ИР (млрд. долл.) 21,6 19,5 2,6
Источники фондов на ИР (в %
Корпорации 19,9 16,4 32,7
Коммерческие под-
разделения Федеральное прави- 73,1 81,0 60,2
тельство 6,1 2,0 4,3
Прочие внешнхе
контракты 0,9 0,6 2,8
Использование фондов на ИР и технические услуги (в %)
Фундаментальные
исследования 3,0 3,9 4,5
Прикладные иссле-
дования 13,6 15,0 24,6
Разработка продукции 42,7 37,7 33,8
Разработка процессов 21,1 22,5 19,5
Технические услуги Затраты на ИР в 19,5 20,9 17,7
расчете на одного
занятого в этой
сфере (тыс долл ) 123,4 129,4 124,6
Анализируя собранную информацию, организаторы обследования отметили, что доля затрат, размещаемых на фундаментальные и прикладные исследования в центральных лабораториях, почти в три раза превышает аналогичный показатель для лабораторий коммерческих подразделений. Последние, в свою очередь, выделяют вдвое большую долю на разработки продукции.
В 1992 г. 20 из 73 опрошенных компаний утверждали, что не менее трети объема их текущих продаж получены за счет новых или усовершенствованных продуктов. В ходе обследования 1993 г. 18 фирм из 62 респондентов оценивают соответствующий показатель цифрой 20%, лишь несколько компаний полагают, что указанная доля равна 30% (с. 23).
В заключение автор, ссылаясь на мнение организаторов опроса, отмечает необходимость продолжения и расширения такого рода работы. Только возможно более полная информация о научно-технической деятельности предприятий поможет изучить механизм связи ИР затрат с финансовым и производственным состоянием компании. Показателем национальной значимости такого рода обследований, подчеркивает автор, может служить присуждение Исследовательскому центру инновационного менеджмента при Лихайском университете специального гранта ННФ США в сумме 450 тыс. долл. Эти средства призваны обеспечить развитие и обновление соответствующей базы данных промышленных ИР в течение ближайших трех лет. Директор данного центра сообщил, что его коллеги намерены приложить максимум усилий, чтобы поднять вдвое долю участвующих в такого рода опросах (с. 24).
Т. В. Горбунова
95.04.019. МЕНКЕ М. М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ИР MENKE М. М. Improving R&D decisions and execution // Research-technology management.— Lancaster, 1994 .— Vol. 37, M 5 ,— P. 25-32.
Автор — специалист по проблемам менеджмента, руководитель Группы стратегических решений в компании “Menlo park” (шт. Калифорния, США). В статье характеризуются понятия стратегического и оперативного управления, представлены некоторые методы измерения проектов ИР и пути усовершенствования менеджмента в сфере исследований и разработок.
Характеризуя деятельность по управлению ИР, автор отмечает, что ее главные составляющие — стратегический менеджмент, оперативный менеджмент и управление кадровым потенциалом. В первом случае речь идет о размещении ресурсов, во втором — о руководстве