Научная статья на тему '2001. 03. 061. Гернигон Б. , Одеро А. , Гуидо Х. Принципы МОТ, касающиеся коллективных переговоров. Gernigon B. , Odero A. , Guido X. ILO principles concerning bargai-ning // Intern. Labour rev. Geneva, 2000. Vol. 139, n 1. P. 33-55'

2001. 03. 061. Гернигон Б. , Одеро А. , Гуидо Х. Принципы МОТ, касающиеся коллективных переговоров. Gernigon B. , Odero A. , Guido X. ILO principles concerning bargai-ning // Intern. Labour rev. Geneva, 2000. Vol. 139, n 1. P. 33-55 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 061. Гернигон Б. , Одеро А. , Гуидо Х. Принципы МОТ, касающиеся коллективных переговоров. Gernigon B. , Odero A. , Guido X. ILO principles concerning bargai-ning // Intern. Labour rev. Geneva, 2000. Vol. 139, n 1. P. 33-55»

2001.03.061. ГЕРНИГОН Б., ОДЕРО А., ГУИДО Х. ПРИНЦИПЫ МОТ, КАСАЮЩИЕСЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.

GERNIGON B., ODERO A., GUIDO X. ILO principles concerning bargai-ning // Intern. labour rev. - Geneva, 2000. - Vol. 139, N1. - P.33-55.

Статья посвящена переменам, которые произошли в форме и характере коллективных переговоров в последнее десятилетие под влиянием глубоких изменений в мировой экономике и в политических системах стран мирового сообщества. Выросло число коллективных договоров на уровне предприятий, а также коллективных соглашений в государственном секторе экономики во многих странах. Имеются случаи заключения коллективных договоров на транснациональных предпри-ятиях. Этому процессу призвана содействовать Директива 94/45, одобренная Советом министров Европейского союза в 1994 г.

В статье анализируются принципы, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ. Освещается деятельность специальных органов МОТ, осуществляющих надзор за их применением: Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитета по свободе ассоциаций.

В настоящее время сократилась сфера охвата коллективными договорами определенных категорий работников. Это связано с высоким уровнем безработицы, ростом неформального сектора, увеличением числа занятых по субконтрактам и на новых видах работ, появлением необычных производственных отношений в сфере занятости (которые затрудняют объединение в профсоюзы).

Рост конкуренции, вызванный технологическими нововведениями и глобализацией, привел к сокращению влияния секторных соглашений и усилил значение коллективных договоров на уровне предприятий (и на более низком уровне - фабрики или рабочего места).

В то же время возникла необходимость в двусторонних и трехсторонних соглашениях на национальном уровне, поскольку определенные вопросы, представляющие коллективные интересы, не могут рассматриваться на коллективных переговорах на уровне предприятий или даже отрасли, особенно если в стране существуют серьезные региональные или отраслевые различия. Двусторонние и трехсторонние соглашения, заключенные во многих странах, выходят за рамки обычных условий труда. В наши дни они охватывают проблемы занятости, профессиональной подготовки, инфляции и другие социальные вопросы.

Большая роль в распространении коллективных переговоров по всему миру принадлежит МОТ. В Филадельфийской декларации 1944 г., включаемой в Устав МОТ в качестве дополнения, содержится обязательство МОТ содействовать признанию права на коллективные переговоры. Этот принцип сформулирован в Конвенции МОТ № 98 о праве на организацию и коллективные переговоры (1949), получившей всеобщее признание. Так, по данным на январь 2000 г. Конвенция была ратифицирована 145 странами.

В июне 1998 г. МОТ предприняла еще один шаг в поддержку права на коллективные переговоры, приняв Декларацию об основных принципах и правах на рабочем месте, в которой подчеркивается обязательство всех стран - членов МОТ (независимо от того, ратифицировали они основные конвенции МОТ или нет), вытекающее из факта членства в организации, уважать, содействовать и претворять в жизнь принципы, изложенные в Уставе МОТ и касающиеся основных прав, в числе которых признание права на коллективные переговоры, свободу ассоциации, ликвидация принудительного труда, запрещение использования детского труда, ликвидация дискриминации в сфере занятости и при получении профессии.

Процесс проведения коллективных переговоров должен быть основан на принципе независимости и автономии сторон, свободе и добровольном характере переговоров. Он требует минимального вмешательства властей в двусторонние переговоры, предоставления полной свободы предпринимателям, их организациям и организациям трудящихся, участвующим в переговорах. МОТ поддерживает трехсторонние национальные соглашения, подобные тем, которые достигаются в рамках Организации представителями рабочих, предпри-нимателей и правительств.

История свидетельствует о том, что принципы, содержащиеся в Конвенции № 98, принятые свыше 50 лет назад, не потеряли своей силы. Среди проблем, затронутых в статье, рассмотрено новое явление в трудовых отношениях в государственном секторе - расширение права государственных служащих на коллективные договоры.

Согласно Конвенции № 98, права на ведение коллективных переговоров были лишены государственные служащие, занятые в исполнительных органах государственной власти. Конвенция № 151 о трудовых отношениях на государственной службе (1978) явилась важным

шагом на пути предоставления государственным служащим права на участие в коллективных переговорах, определении их продолжительности и условий занятости. В соответствии со ст.1 Конвенции, из-под ее действия могут быть исключены (кроме служащих вооруженных сил и полиции, как это предусматривалось в прежних конвенциях) служащие высокого ранга, функции которых связаны с принятием политических решений или с управлением, а также служащие, выполняющие обязанности, относящиеся к чрезвычайно секретным.

В 1981 г. была принята Конвенция № 154, предусматривающая содействие коллективным переговорам как в частном секторе, так и на государственной службе (за исключением вооруженных сил и полиции) и допускающая установление в государственном секторе специальных процедур по применению Конвенции с помощью национального законодательства или принятой практики. Государство, ратифици-ровавшее Конвенцию, не может ограничиться консультациями, а должно содействовать коллективным переговорам с целью определения условий труда и занятости. В отличие от Конвенции № 98, Конвенция № 154 больше не ограничивается определением продолжительности и условий найма с помощью формальных коллективных соглашений (во многих странах они имеют силу закона, а в иных странах обычные соглашения между участвующими сторонами не признаются обязательными к исполнению), а предусматривает ряд мер, направленных на повышение эффективности коллективных соглашений.

Коллективные договоры в государственном секторе подняли серьезные проблемы, особенно финансовые. Оплата труда государ-ственных служащих должна быть отражена в государственном бюджете, который утверждается парламентом, муниципалитетами или другими соответствующими учреждениями. Однако эти структуры не всегда являются работодателями для государственных служащих, и прини-маемые ими решения должны учитывать экономическую ситуацию в стране и общие интересы. Ассоциации, которые участвуют в переговорах в государственном секторе, очень часто подвергаются контролю со стороны внешних органов, таких, как Министерство финансов или внутриминистерский комитет. Более того, период действия кол-лективного соглашения в государственном секторе не всегда совпадает с продолжительностью действия закона о бюджете, что может создавать определенные трудности.

В статье обстоятельно рассмотрены проблемы зависимости оплаты труда государственных служащих от государственного бюджета; проце-дура определения потолка заработной платы государственных служащих и роль организаций трудящихся и предпринимателей в решении этого вопроса. Особенно подчеркивается, что при определении размера вознаграждения и условий занятости должен быть соблюден один из основных принципов, содержащихся в Конвенциях № 151 и 154, - обязательный учет законодательными и административными властями положений коллективных соглашений.

В заключительной части статьи подчеркивается, что хотя право на коллективные переговоры получило всеобщее признание, во многих странах оно нарушается -государственные служащие лишаются этого права; коллективные переговоры подчинены государственной экономи-ческой политике; из них исключаются многие положения и коллективные переговоры подвергаются принудительному арбитражу; ограничивается право сторон определять уровень переговоров; коллективные переговоры запрещены для определенных категорий работников в частном секторе, в федерациях и конфедерациях и др.

Хотя в последние годы появилось немало сторонников, придержи-вающихся радикальных взглядов и выступающих за отмену трудового права, за замену его гражданским и торговым, а также за ограничение коллективных переговоров, международное сообщество считает, что право на коллективные переговоры является одним из основных прав.

Е.В.Клинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.