Управленец №3-4 2009
УСКОВА Людмила Владимировна
Координатор Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (Москва)
Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии
107031, РФ, г. Москва, ул. Петровка, 15 Контактный телефон: (495) 933-08-17 е-таіі: oskova@ilo.org
Выдержки из доклада
90-летие МЕЖДУНАРОДНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ДОСТОЙНЫЙ ТРУД
Аннотация
МОТ успешно работает уже на протяжении 90 лет и охватывает широкий круг сторонников. Основная идея социального партнерства во имя мира, которая закладывалась при создании организации, не только не устаревает, но лишь наращивает актуальность.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. и призвана содействовать достижению всеобщего и прочного мира, основанного на социальной справедливости. Это было четко зафиксировано в преамбуле Устава МОТ, включенного в текст Версальского договора. В Уставе сформулированы основные принципы и задачи МОТ.
Устав также предоставляет равные права всем сторонам в сфере труда - правительствам, работодателям и работникам - в их совместной разработке международного трудового законодательства и сбалансированной политики и программ.
Впервые в истории человечества на международном уровне был принят принцип трипартизма как основной международный подход к решению проблем на рынке труда и в социальной сфере.
Этот принцип просуществовал 90 лет и работает до сих пор, признан всеми странами, потому что остается единственным логичным решением социальных проблем на рынке труда.
При всем различии или даже противоположной направленности интересов
правительств, работодателей и работников они должны на равных участвовать в дискуссиях и искать консенсус при принятии и осуществлении политических решений в сфере труда - это первая особенность, отличающая МОТ от других международных организаций.
Система международных трудо-
вых стандартов охватывает все основные аспекты труда и занятости. Каждый из этих стандартов открыт для добровольной ратификации государствами, причем МОТ координирует этот процесс. Уже в первой сессии Международной конференции труда, состоявшейся в октябре-ноябре 1919 г., участвовали 40 государств. На этой сессии была также принята первая Конвенция МОТ о рабочем времени в промышленности, которая установила 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю, что, без сомнения, стало огромным достижением в тот период.
На сегодняшний день число ратификаций всех 188 конвенций МОТ составляет примерно 7500.
Советский Союз стал членом МОТ в 1934 г. (одновременно с США), однако через шесть лет, в 1940г., вышел из Организации. Повторное вступление в МОТ состоялось после Второй мировой войны, 26 апреля 1956г. Важно, что при повторном вступлении в Организацию СССР
депонировал ратификационные документы по 18 конвенциям МОТ. В 1959 г. в Москве было открыто Бюро МОТ, которое координировало деятельность Организации на всей территории СССР. После распада СССР Бюро МОТ было поручено координировать работу на территории Российской Федерации, а в январе 1998 г. статус Бюро был повышен. Сегодня оно носит название Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии и оказывает содействие десяти государствам данных территорий.
Филадельфийская декларация, принятая в 1944 г., подтверждала основополагающие принципы МОТ и подчеркивала, что труд не является товаром, свобода объединения - необходимое условие постоянного прогресса, а нищета в любой точке земного шара выступает угрозой для общего благосостояния. Декларация также подчеркивала, что все эти принципы должны реализовываться путем обеспечения полной занятости, профессионально-технического обучения, справедливой оплаты труда, проведения коллективных переговоров, развития социального обеспечения, мер по обеспечению гигиены труда, а также защиты материнства. Эти принципы распространяются на всех работающих мужчин и женщин во всех странах, и их соблюдение должно стать «задачей всего цивилизованного мира».
Провозглашенные в 1940-х годах принципы нашли свое обоснование в дальнейшем мировом развитии в тече-
ние последующих десятилетий, на фоне глобализации и тех социальных процессов, которые происходят сегодня. За 60 лет, которые прошли между 1944 г. и началом 2000-х годов, наблюдалось глобальное движение, направленное на решение экономических и финансовых вопросов. Тем не менее внимание к социальным вопросам и политике занятости было недостаточным.
До Саммита Тысячелетия, состоявшегося в 2000 г., были скоординированы и объединены усилия всех международных организаций, всех банковских институтов. Это позволило приступить к согласованной реализации Стратегии снижения бедности, которую возглавили финансовые институты, в частности Всемирный банк.
МОТ еще в 1944г. провозгласила, что нищета даже в отдельном регионе является угрозой глобальной стабильности.
Современный глобальный кризис отодвигает нас на несколько лет назад, мы уже начинаем сомневаться, будут ли до 2015 г. достигнуты Цели тысячелетия в сфере снижения бедности, потому ЧТО Ь довольно резкое снижение уровня бедности, которое наблюдалось в последние пять лет до начала кризи-
са, сегодня уже набирает обратный ход. Кризис, начавшийся в финансовой сфере, показывает, что основное внимание стоит уделять не финансовой политике, а мерам, которые содействуют созданию рабочих мест, способствуют социальному развитию.
В 1969 г. во время празднования 50-й годовщины основания МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира в знак признания ее роли в продвижении мира между народами и социальной справедливости для всех.
МОТ успешно работает уже на протяжении 90 лет и имеет широкий круг сторонников. Основная идея социального партнерства во имя мира, которая закладывалась при создании нашей Организации, сегодня не только не устаревает, а лишь набирает актуальность.
Наиболее острой представляется проблема снижения бедности, и МОТ направляет свои усилия и стремления на то, чтобы на всем земном шаре добиться более справедливого распределения доходов между нациями, между разными социальными группами, чтобы снизить бедность в глобальном масштабе.
1998г ознаменовался тем, что МОТ осуществила принципиальные решения в ответ на глобализацию. Это было сделано путем принятия Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой речь идет о 8 основных конвенциях, и все страны-
члены МОТ обязаны защищать провозглашенные в них права, причем не ратификацией данных конвенций, а просто по факту членства в самой организации. Таким образом, МОТ определила в глобальном масштабе предельный нижний уровень социальной защиты работника, чтобы гарантировать тот факт, что труд действительно не является товаром и есть некая социальная среда, где можно добиться более справедливого распределения результатов глобального прогресса.
Декларация призывает все государства-члены МОТ продвигать основополагающие конвенции МОТ о свободе ассоциации и ведении коллективных переговоров, о запрещении принудительного труда, об искоренении детского труда и устранении дискриминации в области труда и занятости.
Как отмечалось на 8-м Европейском совещании МОТ, состоявшемся в Лиссабоне в феврале этого года, регион Европы лидирует в мире по числу ратификаций восьми основополагающих трудовых конвенций. И все же, хотя ратификация является первым необходимым шагом, все еще требуются значительные усилия для того, чтобы обеспечить соблюдение этих конвенций, их отражение в национальном законодательстве и полное применение в повседневной практике.
у> ' Уш
7'' Я г
* Щ *
' , г;'.-» * *
0&'лгФ
С1999г МОТ занимается разработкой концепции достойного труда, воплощающей в себе комплексный подход к достижению полной и продуктивной занятости, социальной защиты, прав в сфере труда и социального диалога - целей, которые отвечают нуждам и потребностям всех работающих мужчин и женщин в мире.
В 2002 г. МОТ учредила Всемирную комиссию по социальным аспектам глобализации. Целью комиссии было изучить, каким образом можно расширить доступ к преимуществам глобализации и обеспечить, чтобы она способствовала решению задач в социальной сфере.
Опубликованный в 2004 г. доклад Всемирной комиссии содержит ряд мер, направленных на достижение справедливой глобализации. Авторы доклада подчеркивают: достойный труд должен стать глобальной целью, которую следует учитывать в деятельности как на национальном, так и на международном уровне. Они напоминают о необходимости в период глобализации расширять роль и ответственность государства и призывают к более скоординированной политике различных международных организаций. Участники трехсторонних консультаций, проведенных после опубликования доклада, указали на необходимость усилить потенциал МОТ,
а также правительств, работодателей и работников в деле продвижения достойного труда на национальном и международном уровне, с тем чтобы действенно реагировать на растущие вызовы глобализации. Результатом консультаций стало принятие в 2008 г. Декларации МОТ о социальной справедливости для справедливой глобализации.
Декларация 2008 г. наделяет Программу достойного труда официальным статусом, делая ее стержнем политики МОТ, направленной на достижение сформулированных в Уставе целей. Декларация призывает все государства-члены МОТ осуществлять политику, направленную на решение четырех стратегических задач:
1) содействие занятости;
2) расширение социальной защиты;
3) содействие социальному диалогу;
4) соблюдение прав в сфере труда.
Г
^ -w:
Программа достойного труда составляет стержень деятельности МОТ на глобальном, региональном и национальном уровнях.
За словами «достойный труд» стоит глубокая идея и философия. Понятие «труд» означает, что мы всегда поддерживаем труд как средство борьбы с нищетой.
Снижением уровня бедности занимаются многие организации, вплоть до Международного валютного фонда, и существует много подходов к тому, как можно и нужно снижать бедность. Финансовые институты рекомендуют выдавать еще больше пособий, делать пособия более адресными и существенными по размеру.
С точки зрения МОТ, пособия, безусловно, важны, так как являются средством защиты отдельных уязвимых групп, но сами
- *
по себе они не могут решить эту проблему. Кроме того, в более благоприятной экономической ситуации, когда пособия будут отменяться, у людей может возникнуть недовольство. Многие получающие пособия ничего не делают для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность, например, с помощью переобучения. Пособия не являются долгосрочным выходом из бедности, следовательно, их выплату необходимо сбалансированно комбинировать с активной политикой занятости. Этим подходом МОТ отличается от других организаций на современном рынке труда.
Слово «достойный» означает то, что мы заботимся не только о создании определенного числа рабочих мест, но и об их качестве. Мы говорим о том, что сегодня в третьем мире в неформальном секторе люди подчас работают в ужасных, даже в рабских условиях. Но чтобы труд во всем мире стал достойным, надо обеспечивать безопасные условия труда, поддерживать уровень охраны жизни и здоровья трудящихся.
6 июня 2006г. в Женеве была подписана Программа сотрудничества Российской Федерации и МОТ на период 20062009 гг. Ключевым элементом этого документа является Программа достойного труда, а ее структура отражает четыре стратегические задачи.
Впоследствии трехсторонние партнеры сформулировали следующие основные приоритетные направления:
реформа системы оплаты труда, направленная на сокращение бедности и повышение благосостояния населения;
2 разработка миграционной политики;
3 совершенствование трудового законодательства в соответствии с международными трудовыми стандартами;
4 развитие социального партнерства;
5развитие системы социальной защиты, включая политику в отношении ВИЧ/СПИДа в сфере труда, охрану труда и социальное обеспечение.
Среди проведенных мероприятий и достигнутых результатов можно отметить:
• содействие Министерству здравоохранения и социального развития РФ при формировании политики занятости в связи с децентрализацией;
• совершенствование национальной системы охраны труда;
• модернизацию инспекции труда;
• наращивание потенциала трехсторонних участников МОТ в сфере борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочих местах и разработки национальной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа и сферы труда;
• гендерный аудит Федерации независимых профсоюзов России;
• содействие в приведении национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве;
• предоставление формального и неформального образования и других услуг более чем 12 тыс. детей улиц и организация профессионального обучения и других услуг для почти 90 тыс. малообеспеченных семей в Санкт-Петербурге;
• семинары, посвященные новым формам трудоустройства, трудовым спорам и праву на забастовку, представительству профсоюзов на региональном уровне, и другие мероприятия, направленные на развитие потенциала профсоюзов и объединений работодателей;
• сравнительный анализ федеральной и вновь разработанной региональной системы оплаты труда работников государственного сектора в Санкт-Петербурге;
• исследования по вопросам миграции, содействие Федеральной миграционной службе в разработке методологии защиты спроса на рабочую силу и политики регуляризации трудовых мигрантов;
• ежегодные консультации членов Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по вопросам законодательства в сфере труда и социального обеспечения, а также по другим вопросам, представляющим для них интерес, в Женеве.
Срок действия нынешней Программы сотрудничества заканчивается в этом году. Как уже было сказано, многие намеченные результаты были достигнуты, однако другие в силу разных причин остаются пока лишь на бумаге.
Главная проблема сегодня - это, безусловно, кризис, который уже отразился на Российской Федерации, и ситуация продолжает усугубляться. Серьезные последствия при этом отмечаются в сфере труда и уровне жизни населения. В этом году крайне важно сформулировать новую программу. Российским трехсторонним участникам предстоит принимать решение относительно того, будет ли это традиционная программа сотрудничества либо новая форма - страновая программа достойного труда.
Ключевые слова
^стема международных трудовых стандартов, социальная справедливость, содействие занятости, социальная защита, социальный диалог, программа достойного труда.