ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
А. А. Леньшин*
Роль концепции достойного труда Международной организации труда в развитии интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе
Аннотация. Статья посвящена роли концепции достойного труда в интеграционных процессах в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а также рассмотрению сотрудничества и анализу актов взаимодействия между Международной организацией труда (МОТ) и государствами — членами ЕАЭС в сфере реализации основополагающих положений концепции достойного труда МОТ. В статье дается детальный анализ национальных программ по достойному труду и программ сотрудничества стран ЕАЭС, на основании которого выделяются общие и частные проблемы по продвижению концепции достойного труда в рамках региональной интеграции. Уделяется отдельное внимание существующим и возможным механизмам правового регулирования ЕАЭС в отношении труда и социального обеспечения. Отмечается высокая степень флексибилизации концепции достойного труда, которая позволяет трансформировать стратегические задачи, учитывая национальные особенности каждой отдельной страны ЕАЭС, облекая в различные формы взаимодействия, принимая во внимание специфику такого партнерства. На основании совокупного анализа национальных приоритетов государств — членов ЕАЭС предлагается разработать и принять программу по достойному труду в Евразийском экономическом союзе, направленную на эффективное продвижение стратегических задач достойного труда, как на наднациональном уровне, так и в рамках каждой отдельной страны.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Международная организация труда (МОТ), концепция достойного труда, национальная программа по достойному труду, трудовое право, право социального обеспечения, занятость, социальное партнерство, социальная защита, региональная интеграция.
001: 10.17803/1994-1471.2016.63.2.129-137
В современных условиях развития Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) особую актуальность имеет обеспечение свободного движения трудовых ресурсов путем создания единого
рынка труда в рамках углубления интеграционных процессов, которые происходят в государствах — членах ЕАЭС в промышленности и экономике и будут способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению занято-
© Леньшин А. А., 2016
* Леньшин Артем Александрович, аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); эксперт Научно-образовательного центра «Инновационные технологии в юридической науке и образовании» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [аА:ет!е@уаИоо . сот, аа1еп$Ып@тБа! . ги] 123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
сти населения государств Союза, сокращению безработицы и укреплению социальной стабильности. Так, Аскар Кишкембаев отмечает, что в условиях расширения и развития ЕАЭС большое значение будет иметь выработка государствами-членами концептуальных подходов к формированию общего рынка труда в рамках ЕАЭС1.
Представляется, что концепция достойного труда внесет значительный вклад в устойчивое развитие интеграционных процессов в ЕАЭС, а также окажет фундаментальное влияние на гармонизацию и унификацию трудового права и права социального обеспечения государств — членов Союза.
С учетом вышесказанного необходимо проанализировать, каким образом государства — члены ЕАЭС взаимодействовали и взаимодействуют с МОТ по вопросам достойного труда для дальнейшего сотрудничества с МОТ на наднациональном уровне — уровне ЕАЭС.
На основании совокупного сравнительно-правового анализа фундаментальных национальных приоритетов достойного труда государств — членов ЕАЭС можно сделать вывод о том, что наиболее общие вопросы для стран ЕАЭС, которые призвана решить концепция достойного труда, сосредоточены в таких сферах, как:
— занятость и трудоустройство посредством формирования стабильной институциональной и экономической среды;
— расширение мер социальной защиты — социального обеспечения и защиты работников;
— содействие социальному диалогу и трипар-тизму.
Однако у каждой страны своя национальная специфика, которая будет подробно рассмотрена через призму взаимодействия каждого государства — члена ЕАЭС с МОТ и которая, безусловно, должна приниматься во внимание при формировании консолидированной политики в сфере труда и социального обеспечения.
Первым государством — членом ЕАЭС, акты двустороннего сотрудничества с МОТ по вопросам достойного труда которого будут подлежать анализу, является Республика Армения. Центральным партнерским документом между МОТ и Республикой Армения является Национальная программа по достойному труду в Республике Армения, принятая на период 2007-2011 гг.2 Программа по достойному труду в РА направлена на содействие достойному труду как важной части национальной социально-экономической политики.
Для Республики Армения выделены следующие национальные приоритеты по достойному труду:
— совершенствование политики занятости;
— укрепление социального партнерства;
— совершенствование социальной защиты.
В рамках первого приоритета осуществлена широкоформатная поддержка возможностей для достойного труда посредством разработки национальной политики в области занятости и повышения занятости маргинальных групп, а также проведено реформирование законодательства в области занятости.
В ключе второго приоритета установлен прочный базис для эффективного социального диалога; реализованы учебные программы для профсоюзов и работодателей; разработан комплексный и современный механизм регулирования заработной платы.
В контексте третьего приоритета улучшена охрана труда и система здравоохранения, обеспечено более успешное функционирование инспекции труда с целью повышения эффективности управления в области охраны труда; значительно повышена информированность по вопросам ВИЧ/СПИД на рабочих местах, а также проведена разработка участниками социального партнерства целенаправленной стратегии против детского труда, с упором на ликвидацию его наихудших форм.
Представляется, что Национальная программа по достойному труду в Республике Армения на 2007-2011 гг., принятая на осно-
1 См.: Формирование общего рынка труда ЕАЭС будет способствовать укреплению социальной стабильности // Евразийский коммуникационный центр. URL: http://eurasiancenter.ru/ economynews/20150602/1004115033.html (дата обращения: 24.08.2015).
2 The Decent Work Country Programme for the Republic of Armenia 2007-2011 // UN in Armenia. URL: http:// www.un.am/up/library/Decent%20Work_Country%20Prog_eng.pdf (дата обращения: 22.06.2015).
вании фундаментального анализа состояния стратегических задач достойного труда, выработала свои приоритетные направления работы, отвечающие национальным интересам3. Такими приоритетами являются: совершенствование политики занятости, укрепление и продвижение социального партнерства, а также совершенствование социальной защиты. В целом национальная программа достойного труда в Республике Армения, на наш взгляд, оказала бесспорное положительное влияние на развитие социально-трудовых отношений в стране.
На данный момент между Республикой Армения и МОТ не подписана Национальная программа по достойному труду на следующий период. Из-за разногласий между Правительством Армении и МОТ по вопросу отдельных привилегий и иммунитетов для сотрудников МОТ подписание следующей Национальной программы по достойному труду было отложено. Стоит отметить, что МОТ ведет активные консультации с армянской миссией в Женеве для того, чтобы эта проблема была решена для следующей Программы. Несмотря на это, Республика Армения является положительным примером, демонстрирующим, что, хотя Национальная программа по достойному труду и отсутствует, МОТ в плотном сотрудничестве с трехсторонними участниками продолжает достигать высоких результатов в продвижении концепции достойного труда. Так, при активном содействии МОТ в Республике Армения был принят Закон «О занятости» от 11.12.2013 и иные нормативные правовые акты. Однако стоит отметить, что наблюдается и некоторый спад в деятельности по продвижению достойного труда, в связи с чем новая Национальная программа по достойному труду в Республике Армения позволила бы преодолеть стратегические трудности и интенсифицировать выполнение задач достойного труда.
Следующим государством — членом ЕАЭС, взаимодействие которого с МОТ будет рассмотрено, является Республика Беларусь. Сотруд-
ничество Международной организации труда и Республики Беларусь осуществляется в контексте Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011-2015 гг.4 В соответствии с данной Рамочной программой, МОТ на уровне технического сотрудничества выступает одним из исполняющих агентств по целому комплексу мероприятий, направленных на решение задач по достойному труду.
Предполагается объединить усилия и возможности национальных партнеров в обеспечении права на достойную занятость людей с ограничениями трудоспособности. Во исполнение данной задачи необходимо провести анализ рынка занятости в Республике Беларусь с точки зрения возможностей трудоустройства людей с ограничениями трудоспособности и подготовить рекомендации по улучшению государственной политики занятости в этой области.
Рамочной программой предусмотрено усиление профилактики ВИЧ среди населения республики. Ключевая роль МОТ состоит в обеспечении необходимой экспертной и информационной поддержки для принятия методик по противодействию ВИЧ на рабочих местах. На основании этих методик предполагается обучить руководителей государственных и частных предприятий в рамках программы «Профилактика ВИЧ на рабочих местах».
Взаимодействие Республики Беларусь и МОТ посредством Рамочной программы ООН представляется нестандартным для других государств — членов ЕАЭС и весьма интересным. Комплексное решение поставленных задач значительно улучшит социально-экономическую ситуацию в стране. Так, А. В. Андреев отмечает, что деятельность МОТ по разработке и применению международных норм может рассматриваться Республикой Беларусь не только с точки зрения совершенствования национального трудового законодательства, но и как площадка для реализации внешнеполитических инициатив Республики Беларусь
3 Martin J. F. Delivering decent work results: a meta-analysis of 15 ILO decent work country programme reviews / prepared by J. F. Martin ; International Labour Office, Evaluation Office (EVAL). Geneva : ILO, 2014.
4 ООН в Беларуси. URL: http://un.by/f/file/UNDAF%20Belarus%20Russian_text.pdf (дата обращения: 22.06.2015).
в глобальной политической, экономической и социальной сферах5. Однако, на наш взгляд, для целей продвижения достойного труда на национальном уровне целесообразно и необходимо взаимодействие с МОТ в рамках отдельного партнерского документа, в ключе которого будет проведен тщательный анализ состояния социально-трудовых отношений в стране и на основании исследования которого будут выработаны конкретные предложения и приоритеты по реализации достойного труда в Республике Беларусь.
Следующей анализируемой страной ЕАЭС является Республика Казахстан, в которой основополагающим актом взаимодействия с МОТ является Программа по достойному труду в Республике Казахстан на 2010-2012 гг.6
Программой по достойному труду в Республике Казахстан определены следующие национальные приоритеты:
— совершенствование правового регулирования вопросов в сфере трудовых отношений в соответствии с международными стандартами;
— содействие эффективной занятости и социальной защите;
— дальнейшее развитие трипартизма и социального диалога.
В рамках первого приоритета Республикой Казахстан проведено широкоформатное совершенствование трудового законодательства, в том числе в соответствии с положениями рассматриваемых к ратификации конвенций МОТ в сфере условий труда, социальной защиты и гендерного равенства, а также разработаны национальные стандарты в области охраны труда в соответствии с международными нормами.
В ключе следующего приоритета осуществлено совершенствование политики занятости и рынка труда, а также системы социального обеспечения; проведены мероприятия, на-
правленные на создание стабильных рабочих мест через развитие профессиональных навыков и предпринимательского образования с учетом гендерного аспекта; кроме того, внедрена система управления охраной труда в отдельных отраслях повышенного риска для обеспечения безопасных условий труда.
В контексте третьего приоритета деятельность МОТ, правительства и социальных партнеров направлена на улучшение эффективности социального диалога на всех уровнях, а также повышение статуса и роли трехсторонних комиссий, продвижение социальной ответственности бизнеса, укрепление социального партнерства в области искоренения наихудших форм детского труда.
Думается, что Программа по достойному труду в Республике Казахстан является одной из самых широкоформатных и объемных программ из всех проанализированных национальных программ по достойному труду в странах ЕАЭС7. В контексте национальных приоритетов Республики Казахстан задействованы все стратегические задачи концепции достойного труда. Отмечается эффективная и успешная реализация с вовлечением всех сторон социального партнерства и многогранной модернизацией Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
На данный момент Республикой Казахстан акт двустороннего сотрудничества с МОТ не подписан. Однако Республика Казахстан придает особое значение сотрудничеству с МОТ и принимает активное участие в основных мероприятиях МОТ на ежегодной основе. Отмечается, что институциональные реформы, реализуемые в Республике Казахстан, имеют особое значение для обеспечения устойчивого роста экономики, сохранения существующих рабочих мест и создания новых в условиях
5 Андреев А. В. Некоторые аспекты взаимодействия Республики Беларусь с Международной организацией труда // Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце : материалы XII Междунар. конференции, посвящ. 92-летию образования Белорус. гос. ун-та, 30 октября 2013 г. / редкол.: В. Г. Ша-дурский [и др.]. Минск : Изд. центр БГУ, 2013. С. 20—21.
6 Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. URL: http:// www.mzsr.gov.kz/node/241707 (дата обращения: 22.06.2015).
7 Bule T., Dupont M., Houde M. Responsible Business Conduct in Kazakhstan / The Organisation for Economic Co-operation and Development 2014 // OECD. URL: http://www.oecd.org/countries/kazakhstan/RBC_in_ Kazakhstan-2014.pdf (дата обращения: 09.07.2015).
ухудшения конъюнктуры на внешних рынках. Также стоит отметить, что МОТ активно содействует принятию в Казахстане национального Плана действий по обеспечению занятости молодежи, а также оказывает техническую поддержку по подготовке национального Обзора по охране труда и проведению исследования по мобильности рабочей силы.
Следующим государством — членом ЕАЭС, которое активно взаимодействует с МОТ, является Кыргызская Республика. Центральным программным документом по достойному труду между МОТ и Кыргызской Республикой является Национальная программа по достойному труду в Кыргызской Республике, принятая на период 2006-2009 гг.8 Данная Программа направлена на содействие достойному труду как важной части национальной социально-экономической политики.
Национальной программой по достойному труду в Кыргызской Республике выделены следующие национальные приоритеты:
— содействие занятости и трудоустройству;
— совершенствование национальной системы охраны и гигиены труда;
— сокращение дефицита достойного труда в неформальной экономике.
В рамках первого приоритета усилен потенциал правительства и социальных партнеров в формулировании политики на рынке труда и реализации стратегий и программ по содействию занятости, приняты эффективные меры для смягчения социально-экономических последствий ВИЧ/СПИД в сфере труда, значительно улучшена ситуация с занятостью и трудоустройством молодежи.
В контексте второго приоритета проведена широкоформатная модернизация кыргызской системы охраны и гигиены труда и улучшены условия труда в выбранных промышленных отраслях высокого риска.
В ключе третьего приоритета отмечается улучшение социального диалога в сельскохозяйственном секторе и в других секторах
неформальной экономики, введение и применение социальными партнерами стратегий развития сельскохозяйственного и городского секторов производства, значительно повышен потенциал правительства и социальных партнеров Кыргызской Республики в искоренении наихудших форм детского труда.
Реализация национальной программы по достойному труду в Кыргызской Республике оценивается положительно9. Были достигнуты высокие показатели по всем обозначенным приоритетам. Так, улучшилась занятость населения и повысилось трудоустройство как отдельных категорий граждан, так и в целом; широкомасштабному совершенствованию и пересмотру подверглась национальная сис-тема охраны и гигиены труда, а также удалось достичь сокращения дефицита достойного труда в неформальной экономике.
Стоит отметить, что на данный момент между МОТ и Кыргызской Республикой нет подписанной программы по достойному труду или иного акта сотрудничества. Несмотря на это, МОТ точечно осуществляет продвижение достойного труда в Кыргызской Республике. В ходе такой формы взаимодействия МОТ и Кыргызская Республика посредством проведения двусторонних встреч, организации круглых столов активно сотрудничали по таким национальным приоритетам, как политика занятости, включая занятость молодежи, совершенствование информационной системы рынка труда, развитие системы профессионального образования, подготовки национальных профилей по охране труда и здоровья и развитие системы управления охраной труда. Помимо этого, МОТ активно способствовала продвижению трехстороннего социального диалога как инструмента для определения и реализации трудовой и социальной политики и консолидации демократических процессов.
Последним государством — членом ЕАЭС, которое необходимо рассмотреть через призму взаимодействия с МОТ, является Российская
8 The Decent Work Country Programme for the Kyrgyz Republic 2006-2009 // International Labour Organization. URL: http://www.ilo.org/public/english/bureau/program/dwcp/download/kyrgyzstan.pdf (дата обращения: 23.06.2015).
9 Kuzmin A., Ubysheva E., Russon C. Independent evaluation of the ILO's Decent Work Country Programme for Kyrgyzstan: 2006—2009 / International Labour Office — Geneva: ILO, 2010 // ILO URL: http://goo.gl/gkunsG (дата обращения: 09.07.2015).
Федерация. Основным партнерским актом является Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013—2016 гг. (принята в г. Москве 11.12.2012)10.
Программой определены следующие приоритеты для Российской Федерации:
— расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест;
— обеспечение безопасных условий труда
и расширение социальной защиты;
— продвижение международных трудовых
норм и укрепление социального диалога.
В ключе первого приоритета предполагается создать условия для формирования эффективного рынка труда и, кроме того, развить продуктивную и стабильную занятость населения. Особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции. Стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации ведется активная работа по введению в действие системы профессиональных стандартов, в соответствие с которыми приводятся федеральные государственные образовательные стандарты. Полагаем, что тесная взаимосвязь образовательной и трудовой сфер в данном контексте, безусловно, должна привести к положительному и продуктивному результату.
В контексте второго приоритета декларируется ведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни и благополучия населения в целом и отдельных категорий граждан, которое достигается путем совершенствования норм социального обеспечения, справедливой оплаты труда, создания безопасных условий труда, проведения модернизации рабочих мест по итогам оценки условий труда.
В рамках третьего приоритета предполагается усовершенствовать трудовое законодательство и привести его в соответствие с международными стандартами и нормами, с опорой на лучший мировой опыт и практику. Не менее значимым направлением является и эффективное взаимодействие социальных
партнеров. Социальный диалог также должен способствовать более сбалансированному росту экономики, что благотворно скажется на всех гражданах и, таким образом, приведет к повышению сплоченности и социальной стабильности в обществе.
Национальные программы по достойному труду становятся главным, хотя и не исключительным способом технического сотрудничества стран с Международной организацией труда. Наглядным примером является Российская Федерация, предпочитающая подписывать программы сотрудничества. Представляется, что в случае с Российской Федерацией программы сотрудничества являются наиболее приоритетными исходя из своих размеров и многообразия региональных потребностей.
Таким образом, на основании проведенного исследования были выделены общие вопросы, требующие решения в государствах — членах ЕАЭС, в том числе присущие определенным странам в рамках их социально-экономического развития. Так, в Республике Армения остро стоит проблема с занятостью молодежи; в Республике Беларусь выделяются недостатки правового регулирования занятости лиц с цо-граничениями трудоспособности и недостаточная профилактика ВИЧ среди населения; в Республике Казахстан необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования вопросов в сфере трудовых отношений в соответствии с международными стандартами; в Кыргызской Республике проблемным является вопрос сокращения дефицита достойного труда в неформальной экономике, совершенствования национальной системы охраны и гигиены труда, а также выделяется проблема реализации государственных программ по снижению бедности; в Российской Федерации отмечаются проблемы недостаточного обеспечения безопасных условий труда и дальнейшего продвижения международных трудовых норм.
При решении вышеуказанных вопросов нельзя обойти вниманием и наднациональную компетенцию Союза, которая на данный момент состоит в формировании общего рынка труда через выработку скоординированной и согласованной политики в области трудовой миграции. Так, П. Е. Морозов справедливо от-
10 Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. № 3. С. 126-133.
мечает, что учет общих подходов и принципов государств — членов ЕАЭС в области трудовой миграции возможен как в форме отдельного международного соглашения о миграции государств-членов, в котором был бы отражен позитивный правовой опыт государств — членов ЕАЭС, так и в форме изменений национального законодательства в данной сфере11. Плюс ко всему Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) ведется активная работа по поиску путей решения вопросов, связанных с социальным обеспечением и трудовой миграцией. Так, Самат Алиев подчеркивает, что на данный момент при ЕЭК функционируют Консультативные комитеты по миграционной политике и по вопросам социального обеспечения. В вопросах, касающихся законодательства стран ЕАЭС в области пенсионного обеспечения, есть различия в основных подходах финансирования пенсионных систем и распределения пенсионных средств. Системы пенсионного обеспечения государств-членов отличаются структурно. Проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся граждан государств — членов ЕАЭС разрабатывается таким образом, чтобы пенсионные системы государств-членов не были подвергнуты существенным изменениям. Договором о пенсионном обеспечении трудящихся граждан стран ЕАЭС предполагается решить вопросы, связанные с экспортом пенсионных прав: каждое государство будет выплачивать гражданину ту часть пенсии, которую он приобрел на его территории. Пенсии будут выплачиваться государством-членом, их назначившим, в том числе в случае проживания трудящегося на территории другого государства-члена12 .
Однако ЕАЭС в рамках своей наднациональной компетенции не в состоянии на данный момент решить все вопросы, касающиеся недостатка достойного труда. Как отмечают представители Всеобщей конфедерации проф-
союзов, в условиях евразийской интеграции особую важность приобретает гармонизация и унификация трудовых норм государств — членов ЕАЭС, что требует разработки унифицированного законодательного акта, который станет основополагающим правовым актом, устанавливающим общие начала правового регулирования в сфере труда и создающий межгосударственные стандарты13. При подготовке проекта Основ трудового законодательства ЕАЭС следует учитывать нормы и положения законодательства государств — членов ЕАЭС, международных договоров, а также типовых (модельных) законодательных актов.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что непосредственной наднациональной компетенции ЕАЭС в регулировании сферы труда и социального обеспечения и предложенных направлений по гармонизации и унификации указанной сферы недостаточно и требуется принципиально иной подход. Евразийский экономический союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с международными организациями путем заключения международных договоров.
Таким образом, с учетом указанной компетенции ЕАЭС по заключению международных договоров, опираясь на предыдущий опыт сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС и МОТ и принимая во внимание исключительно высокую степень флексибилизации концепции достойного труда, целесообразно разработать и принять Программу по достойному труду в Евразийском экономическом союзе. В рамках такой Программы следует выделить общие стратегические задачи достойного
11 Морозов П. Е. Интернационализация трудового и миграционного законодательства в рамках ЕАЭС как основная будущая тенденция 2015 года // Движение «Добрососедство». URL: http://www.dobm-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_45250 (дата обращения: 24.08.2015).
12 Страны ЕАЭС консолидируют усилия в сфере создания единого рынка труда // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/31-07-2015-1.aspx (дата обращения: 24.08.2015).
13 Принципы разработки Основ трудового законодательства (модельного Трудового кодекса) государств — членов Евразийского экономического союза // Всеобщая конфедерация профсоюзов. URL: http://www.vkp.ru/docs/47/576.html (дата обращения: 24.08.2015).
труда для стран ЕАЭС, учесть национальную специфику стран ЕАЭС, а также заложить фундаментальные основы для дальнейшего развития интеграционных процессов в ЕАЭС. Кроме того, Программа по достойному труду в ЕАЭС, разработанная при активном участии социальных партнеров (в случае с ЕАЭС — при участии наднациональных органов Союза), непосредственной своей целью имела бы поддержку трехсторонних участников, наднациональной и национальной политики и институтов, а так-
же широкоформатное содействие развитию евразийских интеграционных процессов. Как заявил генеральный директор МОТ Хуан Со-мавия на Международной конференции труда в 2005 году: «Через программы достойного труда МОТ должна подготовиться к тому, чтобы содействовать более эффективно в рамках своего мандата как национальному устойчивому развитию, так и международной политике, оказывая соответствующую поддержку»14 .
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Андреев А. В. Некоторые аспекты взаимодействия Республики Беларусь с Международной органи-
зацией труда // Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце : материалы XII Международ. конференции, посвящ. 92-летию образования Белорус. гос. ун-та, 30 октября 2013 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2013.
2 . Лютов Н. Л., Морозов П. Е. Международное трудовое право : учебное пособие / под общ. науч. ред.
К. Н. Гусова. — М. : Проспект, 2011. — 216 с.
Материал поступил в редакцию 8 сентября 2015 г.
THE ROLE OF THE DECENT WORK AGENDA OF THE INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION IN THE DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCEDURES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
LENSHIN Artyom Aleksandrovich — postgraduate student of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL); the expert of the Research and Education Center "Innovative Technologies in Legal Science and Education" of the Kutafin State Law University (MSAL) [artemle@yahoo.com, aalenshin@msal.ru] 123995, Russia, Moscow, ul.Sadovaya-Kudrinskaya, d.9.
Review. The article is devoted to the role of the Decent Work Agenda in integration procedures in the Eurasian Economic Union (EAEC). The article also considers cooperation and provides analysis of the acts of coordination between the International Labor Organization (ILO) and EAEC member states in the sphere of implementing fundamental principles of the Decent Work Agenda. The article provides thorough analysis of national decent work agendas and cooperation programs between EAEC member-states. On the basis of this analysis the author identifies general and specific problems in facilitating the Decent Work Agenda within the framework of regional integration. Special attention is paid to the existing mechanisms of the EAEC legal regulation with regard to labor and social security and to regulation mechanisms that can appear in the future. The author highlights a high level of flexibilization of the Decent Work Agenda that allows to transform strategic objectives taking into account national peculiarities of each EAEC member-state, employing different forms of cooperation on the ground of specific character of such cooperation. On the basis of the cumulative analysis of the priorities of the EAEC member-states the author suggests that the EAEC Decent Work Agenda should be developed and enacted. The EAEC Decent Work Agenda should be aimed at implementing strategic objectives of the Decent Work Agenda at both supranational and national levels.
14 Director-General's introduction to the International Labour Conference: Consolidating progress and moving ahead // International Labour Organization. URL: http://www.ilo.org/public/english/standards/relm/ilc/ ilc93/pdf/rep-i-a.pdf (дата обращения: 23.06.2015).
Keywords. Eurasian Economic Union (EAEC), International Labor Organization (ILO), Decent Work Agenda, Labor Law, Social Security Law, employment, social partnership, social security, regional integration.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . AndreevA. V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya Respubliki Belarus' s Mezhdunarodnoj organizaciej truda //
Belarus' v sovremennom mire = Belarus' u suchasnym svece : materialy XII Mezhdunarod. konferencii, posvyashch. 92-letiyu obrazovaniya Belorus. gos. un-ta, 30 oktyabrya 2013 g. / redkol.: V. G. SHadurskij [i dr.]. - Minsk : Izd. centr BGU, 2013.
2 . Lyutov N. L., Morozov P. E. Mezhdunarodnoe trudovoe pravo : uchebnoe posobie / pod obshch. nauch. red.
K. N. Gusova. — M. : Prospekt, 2011. — 216 s.