Научная статья на тему '2001. 02. 013. Помфрет Р. Центральная Азия поворачивается к югу? Pomfret R. Central Asia turns South? Trade relations in transition. L. , 1999. IX, 46 p'

2001. 02. 013. Помфрет Р. Центральная Азия поворачивается к югу? Pomfret R. Central Asia turns South? Trade relations in transition. L. , 1999. IX, 46 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / ТРУБОПРОВОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 013. Помфрет Р. Центральная Азия поворачивается к югу? Pomfret R. Central Asia turns South? Trade relations in transition. L. , 1999. IX, 46 p»

2001.02.013. ПОМФРЕТ Р. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К ЮГУ?

POMFRET R. Central Asia turns South? Trade relations in transition. — L., 1999. — IX, 46 p.

Азиатские республики Советского Союза были тесно интегрированы в общесоюзную экономику, снабжая сырьем более индустриализованные республики. Экономические связи с южными соседями были минимальны. Став независимыми, они стали расширять связи с новыми партнерами, в том числе и с южными соседями. В 1993 г. Киргизия, Туркмения, Казахстан и Узбекистан ввели свою национальную валюту (Таджикистан — в 1995 г.), и с 1994 г. начали расти поступления от экспорта и диверсифицироваться товарные потоки. Экспорт рос в основном за счет хлопка, минералов, нефти и газа. В 1996 г. доля стран -не членов СНГ во внешней торговле стран Центральной Азии (СЦА) превысила 50% (с.2).

Одна из основных проблем для связей СЦА с Югом - транспорт. В Иране, Турции и Пакистане он обслуживает внутренние связи или ориентирован на юг, порты Средиземного моря и Индийского океана. В СЦА железнодорожный транспорт был развит слабо, в советское время были лишь две магистрали —в Турцию через Армению и в Иран через Нахичевань и Армению. Линия Ашхабад — Ташкент шла в Афганистан, имела военное значение в 80-е и малое экономическое в 90-е годы. В 1998 г. построена новая линия между Туркменией и Ираном, которая впервые открыла для СЦА выход к Индийскому океану и к турецкой железнодорожной сети.

Трубопроводный транспорт, необходимый для экспорта нефти и газа, находится в руках России, строительство новых трубопроводов требует крупных ресурсов и длительного времени. В течение 90-х годов Туркмения оставалась зависимой от российских трубопроводов и могла поставлять свой газ только в страны СНГ, которые часто не платили за него. Первым шагом в диверсификации трубопроводного транспорта Туркмении стало открытие короткого газопровода на север Ирана в декабре 1997 г. Идут многосторонние и многолетние переговоры о строительстве других трубопроводов. Но в 1997 г. около половины тенгизской нефти перевозилось по железной дороге к портам на Балтике или баржами по Каспию, а потом в цистернах до Балтики; в конце года начались железнодорожные перевозки нефти в Китай. Все это дорогие средства доставки.

Если новые трубопроводы из Казахстана и Туркмении пойдут через Турцию и Иран, последние получат доходы от транзита, но это мало повлияет на прямой товарооборот с данными странами. Маршрут через Афганистан до Пакистана сможет открыть перспективы снабжения центральноазиатской нефтью крупных нефтеимпортирующих южноазиатских стран. Пути через Россию или к Тихому океану через Китай снизят потребность в трубопроводе к Индийскому океану, особенно для Казахстана, усилив его северную ориентацию.

Шоссейные дороги обслуживают местный транспорт и находятся в плохом состоянии; после распада СССР местные дороги приобрели большее значение, так как дальние перевозки в Турцию и Иран требуют большегрузовых автомобилей. В отличие от железных дорог и трубопроводов инвестиции в дорожное строительство могут дать более быстрый эффект.

Морской транспорт на Каспии обеспечивает торговлю между Казахстаном, Туркменией, Ираном и Россией, но она незначительна. Национальные авиакомпании, созданные в СЦА в 1992 г., также мало влияют на связи с южными соседями: развиты шоп-туры, но не к ним, а в основном в Дели.

Существующая транспортная инфраструктура неизбежно сохранит свое влияние на направление и объем торговых связей СЦА. Без инвестиций она будет деградировать, что приведет к падению экспорта энерго- и минеральных ресурсов из СЦА. СЦА ищут альтернативы старым торговым путям, увеличение их торговли между собой и с южными соседями зависит и от государственной политики.

Пакистан, Иран и Турция давно обладают рыночной экономикой и входят в число первых 50 экспортеров и импортеров товаров; экономический потенциал каждой из них больше, чем у всех пяти СЦА, взятых вместе. При всех их различиях эти три страны имеют намного более прочную институционную базу для рыночной торговли, к тому же за 90-е годы они значительно продвинулись по пути либерализации внешней торговли. Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан имеют переходную экономику и только начали интегрироваться в мировые рынки. Афганистан и Таджикистан принадлежат к странам с переходной экономикой. Они находятся в состоянии военных конфликтов, и их торговля незначительна.

Хотя все страны заключили торговые отношения на рыночной основе, только Пакистан, Турция и Киргизия являются членами ВТО,

Казахстан и Узбекистан имеют статус наблюдателей ВТО. Все страны являются членами Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и несколь-ко — членами различных региональных соглашений в СНГ. Ни одно из соглашений не имеет большого влияния на национальную торговую политику и реальную торговлю, хотя оно и возможно в будущем. Участие в ОЭС вступает в противоречие с членством в СНГ и с другими региональными соглашениями, но поскольку они не имели до сих пор практического значения, то потенциально конфликты исключены.

ОЭС была создана в 1985 г. Турцией, Ираном и Пакистаном с целью экономического, технического и культурного сотрудничества, но значение организации было очень невелико, даже принятое в 1991 г. решение о снижении тарифов на 10% на некоторые товары по существу не применялось. Вступление в ОЭС в ноябре 1992 г. пяти СЦА, Азербайджана и Афганистана придало организации новый импульс, поскольку она объединила все неарабские мусульманские страны Западной и Центральной Азии, где на площади более 8 млн. кв. км проживают 325 млн. человек (с.24). ОЭС обеспечила форум для обсуждения региональных проблем и мирного сотрудничества между старыми членами и новыми независимыми государствами, но в целом прогресс в деятельности ОЭС был очень небольшой. Афганский конфликт разделяет членов ОЭС на сторонников и противников Талибана. Возможно, наилучшая модель для ОЭС — АСЕАН, которая начинала свою жизнь при напряженных отношениях между Малайзией и Индонезией и индокитайских войнах. Эта организация косвенно влияла на экономический рост региона, "обеспечивая возможность обсудить потенциальные конфликты" (с.2).

В апреле 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан (в марте 1998 г. присоединился Таджикистан) подписали соглашение о создании Центральноазиатского экономического сообщества. Оно предусматривало интегрирование экономического пространства, свободное движение товаров и услуг, капитала и рабочей силы, но пока результаты его незначительны, за исключением отдельных областей (например, создание общего рынка сельскохозяйственных товаров). Создан Центральноазиатский банк сотрудничества и развития.

Еще одно региональное соглашение — Специальная программа для экономик Центральной Азии — было подписано в марте 1998 г. Оно имеет пять рабочих групп, каждую возглавляет одна из СЦА:

транспортная (Казахстан), промышленная реструктуризация и международная конкуренция (Узбекистан), техническая помощь для энергетических линий (Туркмения), энергетические и водные ресурсы (Киргизия), привлечение прямых иностранных инвестиций (Таджикистан).

Примечательно, что ни одна из этих организаций не продвигает активно политику преференциальной торговли в регионе, торговля СЦА с южными соседями больше определяется их национальной политикой. Важными оказываются правила и обязательства по линии ВТО, они формируют основу для либерального торгового режима и принципов, обеспечивающих прозрачность и последовательность торговой политики и практики.

Во многом торговля СЦА остается ориентированной на страны СНГ, но скорее по историческим и географическим причинам, чем в результате целевой политики. Хотя СЦА приняли меры для поощрения продовольственного и энергетического самообеспечения и защиты местной промышленности, торговая политика в основном была либеральной с низкими торговыми барьерами, и экономики оставались открытыми, шли поиски новых рынков и партнеров. Открытость их экономик объясняется узкой торговой специализацией, поэтому СЦА сильно зависимы от колебаний цен на свои товары на мировых рынках.

Автор делает вывод, что за период независимости каждая из СЦА смогла диверсифицировать свою торговлю. Ориентация на бывшие советские республики ослабела, но новые рынки скорее глобальные, чем региональные; торговля между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном сократилась с 785 млн. долл. в 1994 г. (когда они заключили трехстороннее соглашение о создании общей экономической зоны) до 645 млн. долл. в 1996 г. (когда общая торговля всех трех значительно выросла в долларовом исчислении) (с.41). Нет признаков региональной интеграции и между членами ОЭС. Вначале роль Турции и Ирана в торговле СЦА выросла, но они не стали для них важными партнерами, еще меньше это относится к Пакистану. Торговлю сдерживает бедная инфраструктура, но главная причина — схожесть ресурсов первых трех членов и СЦА. Хлопок важен для Турции и особенно Пакистана, у которого хлопок и его изделия составляют 3/5 экспорта готовой продукции. Энергоресурсы — экспортный товар Ирана. Турция, Иран и Пакистан, имея более диверсифицированную обрабатывающую промышленность, могут обеспечивать СЦА некоторыми

потребительскими товарами, но главные поставщики таких товаров оказались за пределами региона.

"Политические факторы скорее разрушительны, чем конструктивны (с.43): в ЦА идет борьба за лидерство между Казахстаном и Узбекистаном; в ОЭС каждая из трех первых стран-членов рассматривает себя в качестве естественных ворот для торговли СЦА, в то же время усилилась конкуренция между ними в связи с выбором маршрутов трубопроводов и других инфраструктурных проектов. Пакистану стать воротами центральноазиатской торговли мешает афганский конфликт, который в свою очередь является источником напряженных отношений между Пакистаном и Ираном. Турция и Иран конкурируют за экспортный нефтепровод из Азербайджана: Иран предлагает менее дорогой маршрут, но неприемлемый для США, которые предпочитают турецкий вариант.

Турция и Иран конкурируют за сердце и сознание Центральной Азии... Тем не менее основная причина неудачи в создании сильных региональных экономических связей - экономическая" (с.43). В некотором отношении она отражает политику достижения самообеспеченности, которая наносит ущерб специализации и взаимодополняемости стран региона. Но гораздо важнее то, что в советский период сложилась общерегиональная специализация в рамках СССР, при которой страны региона производят сходную продукцию. "Даже если значительно улучшится физическая инфраструктура и исчезнут все политические препятствия, торговля между странами ОЭС останется вторичной по важнос-ти" (с.43-44). Несмотря на культурные и исторические связи СЦА с южными соседями, они не станут для СЦА крупными торговыми партнерами.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.