Научная статья на тему '2002. 01. 019-021. Сотрудничество и экономическая интеграция стран Центральной Азии'

2002. 01. 019-021. Сотрудничество и экономическая интеграция стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ -ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 019-021. Сотрудничество и экономическая интеграция стран Центральной Азии»

2002.01.019-021. СОТРУДНИЧЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

2002.01.019. КОШАНОВ А., ХУСАИНОВ Б. Проблемы интеграции государств Центральной Азии// Центр. Азия и Кавказ. -Ьи1ео, 2001. - № 1. - С. 78-95.

2002.01.020. ЭЛЕБАЕВ Н. Реалии и перспективы сотрудничества центральноазиатских государств с Организацией экономического сотрудничества// Центр. Азия и Кавказ. - Ьи1ео, 2000. - № 2. - С.134-190.

2002.01.021. БАРБАСОВ М. Интеграция государств Евразийского экономического сообщества и ВТО // Центр. Азия и Кавказ. - Ьи1ео, 2001. - №2. - С.31-39.

Р.А. Кошанов (Академия наук Казахстана) и Б.Хусаинов (Институт экономики Министерства образования и науки Казахстана) (019) отмечают, что формирование Центральноазиатского экономического сообщества (ЦАЭС) происходит в условиях глубокого спада производства, расстройства финансовой сферы, роста безработицы и социальной напряженности во всех республиках. По многим параметрам страны Центральной Азии (ЦА) оказались на положении развивающихся стран. Но они располагают обширной территорией, богатыми природными и людскими ресурсами, и это может стать основой их регионального сотрудничества. «Только совместно и эффективно используя ресурсно-сырьевую базу, социально-культурный, производственно-технический потенциал, взаимно дополняя друг друга, можно расширить рамки ныне малоемкого и рассредоточенного внутреннего рынка, создать современное конкурентоспособное производство, противостоять натиску зарубежных конкурентов» (019, с.81). Преимущества такого сотрудничества: полная самообеспеченность региона минеральными, сельскохозяйственными и энергетическими ресурсами; мощный экспортный потенциал; совокупные

производственные возможности, позволяющие на основе кооперации и совместных инвестиций выпускать конкурентоспособную продукцию; трудовые ресурсы с высоким уровнем образования и низкой стоимостью рабочей силы; выгодное геополитическое положение между Россией и Европой, с одной стороны, и странами Востока - с другой; возможность совместно и рационально использовать водные и другие природные ресурсы, а также обеспечить экологическую безопасность; достаточно надежный научно-технический потенциал.

Интеграция официально началась в 1994 г., когда Казахстан, Узбекистан и Киргизия подписали Договор о едином экономическом пространстве, в марте 1998 г. к ним присоединился Таджикистан.

Туркмения, как государство «позитивного нейтралитета», в стороне. В соответствии с Договором была принята программа экономической интеграции на 1995-2000 гг., по которой должны были создаваться совместные предприятия, развиваться производственная кооперация, сотрудничество в использовании водных, энергетических, топливных ресурсов, а также газо- и нефтепроводов. Предусматривается взаимное инвестирование капиталов, переход к конвертируемости национальных валют, отмена таможенных пошлин, разработка совместной тарифной политики, согласованное развитие транспорта и коммуникаций.

Однако принятые решения выполняются не в полном объеме, нет необходимой координации в структурной перестройке экономики стран-участниц. Различие в концепциях перехода к рыночной экономике между Киргизией и Казахстаном, с одной стороны, и Узбекистаном и Туркменией - с другой, остается непреодоленным.

Для выхода из затянувшегося экономического кризиса нужно активное развитие ЦАЭС. «Обособленным странам все больше угрожает опасность превратиться в сырьевой сегмент мирового рынка, источник дешевой рабочей силы, обширный «магазин» для чужеземных товаров» (019, с.83).

Региональное экономическое сотрудничество нуждается в либерализации внешней торговли, открытии национальных рынков. Совокупные объемы внешней торговли стран региона во внешней торговле стран СНГ достигают 11-12%. Но во второй половине 90-х годов их торговля со странами вне СНГ росла более быстрыми темпами. Внутри региона наиболее интенсивны связи между Узбекистаном и Таджикистаном, на долю каждого из них приходится по 50-60% объема их торговли со странами СНГ, взаимная торговля Киргизии, Казахстана и Узбекистана также находится в пределах 20-34% товарооборота каждой из стран (019, с.84,85). Но наблюдается существенное снижение активности в торговле между странами региона. Сырьевая специализация промышленности и экстенсивное сельское хозяйство, дающее во многом однородную продукцию, ограничивают товарооборот между ними. Относительно велико сотрудничество на рынках зерна, продовольствия, топливно-энергетических ресурсов. Республикам приходится импортировать потребительские товары, что сокращает их финансовые ресурсы; ситуация усугубляется непродуманной политикой тарифного и нетарифного регулирования.

Страны ЦА поддерживают активные внерегиональные связи -участвуют в Таможенном союзе, Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Организации исламская конференция и других

интеграционных структурах, Однако каждая из стран региона стремится к разным внешнеэкономическим партнерам. Это серьезная не только экономическая, но и геополитическая проблема. Для большинства развитых стран Запада и Востока регион представляет интерес только в качестве богатого источника сырья: иностранный капитал

концентрируется в нефтегазовом и горно-металлургическом секторах экономик и почти полностью отсутствует в обрабатывающей промышленности. Эффективное включение стран ЦА в мировые хозяйственные отношения будет во многом определяться реализацией их собственных экономических возможностей; промедление с формированием полноценного интеграционного сотрудничества чревато дальнейшим отставанием от мировых процессов, увековечиванием их сырьевой специализации.

Приоритетная роль должна быть отдана межгосударственным интеграционным программам прежде всего в топливно-энергетическом секторе. Совместная эксплуатация минерально-сырьевых ресурсов открывает перспективы для производства готовой продукции.

Особая сфера сотрудничества и острого соперничества - создание трубопроводной инфраструктуры. Успешная реализация предлагаемых проектов во многом будет определять развитие экономик стран региона. Общей проблемой является также обеспечение продовольственной безопасности, она может быть решена на основе собственных ресурсов сельского хозяйства стран путем их специализации в рамках совместных долгосрочных программ. Важнейшее направление экономической интеграции - развитие общей транспортной системы, что позволит максимально использовать выгодное геополитическое положение ЦА. Направление грузопотоков из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию ЦА позволит оптимизировать мировую транспортную систему, сократит время на перевозки, создаст новый источник доходов для стран региона, а также станет мощным импульсом их внутреннего экономического развития. Но пока неадекватность нормативно-правовых актов в странах ЦА препятствует развитию таких транспортных линий.

Одна из основных угроз безопасности региона - нарастающая политизация проблем водопользования. Для развития межгосударственного сотрудничества в этой области необходимо совершенствование правовой базы и принципов совместного использования водных ресурсов, разработка оптимальных подходов к совместному использованию водохозяйственных систем с акцентом на проблемы Арала.

Наконец, важнейшая задача при решении всех проблем интеграции - эффективное использование крупного совокупного интеллектуального потенциала, обеспечение технологического прорыва и создание научной и технической базы развития национальных экономик.

Пока преждевременно создавать общее торгово-экономическое пространство со свободной конвертацией и свободным движением национальных валют. «Сегодня единственно реальным объединением в Центральной Азии может стать Таможенный союз» (019,с.94).

Н. Элебаев (Секретариат ОЭС, Тегеран) (020) видит основную цель ОЭС как межправительственной региональной организации в "выявлении общих интересов стран-членов в области их экономического сотрудничества, всестороннего согласования в принятии решений и доведении их до механизма исполнения" (020, с. 185). Страны - члены ОЭС относятся к ней по-разному. Для Ирана ОЭС важна не только экономически, но и политически, ибо помогает преодолеть изоляцию в условиях американских санкций и эмбарго. Для Турции ОЭС -механизм политического и экономического влияния на своих тюркоязычных братьев в ЦА и перспектива решения ее энергетических проблем. Последнее важно и для Пакистана. Эти три страны нуждаются в рынках сбыта своих товаров, а страны ЦА -- в транзитном коридоре к морским коммуникациям и мировым рынкам.

В целом отношение всех членов к ОЭС прагматично; практически никакого участия не принимает Афганистан, "прохладным" было

отношение со стороны Азербайджана и стран ЦА; возможно, это результат отсутствия опыта работы в региональных организациях, а может быть - эйфории, связанной с вниманием к ним со стороны МВФ, ЕС и других влиятельных международных организаций.

Место ОЭС в мировом сообществе характеризуется следующими показателями: население составляет 5,77% от мирового, а ВВП - 1,46% , ВВП на душу населения в 3,5 раза ниже среднего мирового, т.е. регион относится к категории развивающихся, но при росте населения на 1,9% в год (средний мировой рост - 1,4%) и при росте ВВП на 4,2% в год (в среднем в мире - 3,9%) можно говорить, что регион развивается ускоренно (020, с.187).

На долю ОЭС приходится 1,26% мирового экспорта и 1,63% мирового импорта; на внутрирегиональную торговлю - 6,8% общего экспорта стран ОЭС и 5,76% импорта. Объем двусторонней торговли внутри ОЭС варьирует от 2% до 51%. Для сообщества, претендующего на статус экономического блока, показатели довольно низкие: в АСЕАН внутренний импорт равен 23,6% (020, с.187). Иначе говоря, сфера

внешнеторговых интересов большинства стран - членов ОЭС находится за пределами регионального рынка: Турция традиционно связана с Европой и США, Иран - с Европой и арабскими странами, Пакистан -- с этими же странами и США, страны ЦА - с Европой, США и особенно Россией, и "вряд ли удастся коренным образом изменить положение дел и переориентировать эти государства на внутрирегиональную торговлю" (020, с.188). Такие попытки уже предпринимались, но оказались безрезультатными. Существенное влияние на либерализацию и развитие торговли в регионе может оказать членство в ВТО Киргизии, Пакистана и Турции и предстоящее вступление в эту организацию Казахстана и Узбекистана.

Другая важная перспектива сотрудничества - комплексное освоение нефтегазовых и гидроэнергетических ресурсов и транспортировка их на мировые рынки. Добыча повсеместно растет, но страны региона пока не оказывают заметного влияния на мировой рынок энергоресурсов - ОЭС обеспечивает чуть больше 6% мировой добычи нефти, тогда как ОПЕК - 40%, ОЭСР - 30% (020, с.189).

По экспертным оценкам, добыча нефти и газа в регионе в ближайшее десятилетие вырастет значительно, поэтому необходима глубоко продуманная и всесторонне согласованная политика в рамках ОЭС, развитие производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта.

Барбасов М. (Интеграционный комитет Таможенного союза, Казахстан) (021) пишет, что поступательное движение стран - партнеров Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Россия, Киргизия и Таджикистан) к общим рынкам товаров, услуг, труда и капиталов встречает серьезные препятствия, с которыми члены союза сталкиваются впервые, в частности это препятствия, связанные с их вступлением в ВТО. Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС) не может играть полноценную роль при голосовании в ВТО, поскольку пока только один его член - Киргизия - является членом ВТО. Для участия ЕАЭС в работе ВТО необходимо создать единую таможенную территорию с единым органом управления, что возможно лишь в отдаленной перспективе.

Правила ВТО не регламентируют принципов взаимоотношений с региональными экономическими объединениями. Однако ВТО воспринимает их как подводные камни на пути своего укрепления. Страны - члены ЕАЭС считают членство в ВТО актуальной для себя перспективой. Присоединение к ВТО связано со сложными политическими проблемами, оказывающими воздействие на национальную стратегию развития. Во многих отношениях оно

"потребует существенных уступок, которые не только практически сразу же откроют дорогу для иностранных товаров и услуг, но и заблокируют национальные меры регулирования этого проникновения" (021, с.33). В то же время выгоды от членства в ВТО, связанные с улучшением доступа на иностранные рынки, скажутся лишь в долгосрочной перспективе.

Для интеграции в мировой рынок странам ЕАЭС необходимо выработать единую торговую политику, предусматривающую возможность синхронно отстаивать общие приоритеты, в частности опережающие темпы взаимной интеграции экономик. Кроме того, развитым странам не нужны сильные конкуренты, за место на мировых рынках надо бороться, одновременно отслеживая попытки развитых стран "прибрать к рукам" конкурирующие производства в странах, вступающих в ВТО. Открытость, свобода торговли невозможны без предосторожностей, чтобы не создать объективной ситуации экономического "колониализма".

Принятые Киргизией на себя обязательства перед странами -членами ВТО создают угрозу экономическим интересам других стран -партнеров по Таможенному союзу. Предусмотренная этими обязательствами либерализация рынков Киргизии открыла путь для неконтролируемого проникновения в страны союза товаров и услуг из стран - членов ВТО, а низкие требования для доступа на киргизские рынки третьих стран создали прецедент и осложнили ход переговоров с ВТО для других партнеров по Таможенному союзу. Все это мешает последним проводить согласованную политику по защите своих экономических интересов и присоединению к ВТО, тогда как консолидированное вступление в эту организацию позволило бы отстоять общие интересы всех партнеров без ущерба внутренним рынкам. Оказалось, что обязательства, которые приняла Киргизия, вступая в ВТО, создали возможность для членов ВТО пользоваться на ее территории более благоприятными условиями, чем для их конкурентов из Таможенного союза. Странам ЕАЭС предстоит отстоять право на разумный протекционизм в отраслях, составляющих фундамент национальных экономик, на поддержку аграрного сектора.

Очевидно, что интересы отдельных стран ЕАЭС не могут совпадать полностью, но деятельность каждой страны должна создавать благоприятные условия для всего сообщества в целом. Принятие в ВТО повлечет некоторые уступки, но должны быть определены границы, выход за которые принесет ущерб национальным экономическим интересам и сообществу в целом. Поэтому весьма важно найти

взаимоприемлемые решения, исключающие чрезмерную "входную плату" в ВТО, что уже наблюдается в киргизском прецеденте.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.