Научная статья на тему '2007. 03. 016. Бобокулов И. Центральная Азия: существует ли альтернатива региональной интеграции? Bobokylov I. Central Asia: is there an alternative to regional integration? // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. - P. 75-91'

2007. 03. 016. Бобокулов И. Центральная Азия: существует ли альтернатива региональной интеграции? Bobokylov I. Central Asia: is there an alternative to regional integration? // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. - P. 75-91 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / РЕГИОНАЛИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 016. Бобокулов И. Центральная Азия: существует ли альтернатива региональной интеграции? Bobokylov I. Central Asia: is there an alternative to regional integration? // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. - P. 75-91»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2007.03.016. БОБОКУЛОВ И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ?

BOBOKYLOV I. Central Asia: Is there an alternative to regional integration? // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, N 1-2. -P. 75-91.

Автор (Центр системных исследований, Ташкент) к важным факторам необходимости региональной интеграции для Центральной Азии относит единую историю, общие традиции и ценности, регулирование использования водных ресурсов, общую транспортную сеть, проблемы экологии, обеспечение национальной безопасности, которой угрожают нетрадиционные угрозы - религиозный экстремизм, терроризм, наркоторговля. «Национальная безопасность и внутренняя стабильность стран региона взаимозависимы и взаимосвязаны» (с. 76). Только выступая совместно, страны ЦА могут занять достойное место на международной арене, а также привлечь иностранные инвестиции1.

Первый период интеграции (июнь 1990 г. - декабрь 1991 г.) происходил в годы распада СССР, второй завершился созданием в 1994 г. институционного механизма интеграции - Центральноазиатского союза (ЦАС). На первых встречах в 1990-1991 гг. региональные лидеры говорили о координации деятельности в политической, экономической и социальной сферах. В 1992 г. заключено соглашение о водных ресурсах и создана соответствующая комиссия, в 1993 г. - Международный фонд по Аральскому морю пяти стран Аральского бассейна. Однако в те же годы Таджикистан пе-

1 Linn J. Transition years: Reflection on economic reform and social change in Europe and Central Asia. - N.Y., 2004. - P. 52. Описание здесь и далее по реф. источнику.

рестал участвовать в совещаниях из-за гражданской войны, а Туркмения объявила о «позитивном нейтралитете».

После создания ЦАС был заключен таможенный союз между Казахстаном и Узбекистаном (1994), создан Центральноазиатский банк реконструкции и развития (1994), подписан договор о вечной дружбе между Узбекистаном и Казахстаном (1996), сформирован под эгидой ООН Центральноазиатский миротворческий батальон («Центразбат», 1995), поддержана инициатива Узбекистана о зоне, свободной от атомного оружия (1997), Таджикистан присоединился к ЦАС (1998).

Третий период интеграции - создание новых региональных механизмов ЦАС, который с 1998 г. переименован в Центральноазиатское экономическое сообщество. В него вошли Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, а Грузия, Россия, Турция получили статус наблюдателя. Одновременно Казахстан, Киргизия и Таджикистан объединились в таможенном союзе с Россией и Белоруссией. В 2000 г. создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в том же составе. Членство стран ЦА в разных региональных организациях порождает ряд проблем (с. 80) . С конца 90-х годов приоритетными стали проблемы безопасности. Поэтому в июле 2003 г. 4 государства ЦА подписали Договор о совместной борьбе с терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и другими общими угрозами безопасности.

Для перспектив региональной интеграции ЦА очень важны две проблемы: 1) альтернативные транспортные пути; 2) урегулирование границ республик.

Первая связана с тем, что ЦА - сердце Евразии, ворота в Европу для Китая и Южной Азии, путь для сообщения России с последней; ЦА - третий в мире по значимости источник нефти и газа, второй - хлопка, но у нее нет прямого доступа к морю, к мировым транспортным путям. Это препятствует полноценному участию ЦА в процессах глобализации. Помимо унаследованной от СССР транспортной сети, необходимо прямое соединение с Китаем, Ираном, Афганистаном и Пакистаном. Уже построены участки железной дороги, связывающие Туркмению с Ираном, Казахстан, Узбе-

1 Islamov B. The Central Asian states ten years after: How to overcame traps of development transformation and globalization. - Tokyo, 2001. - P. 176.

кистан и Киргизию с Кашгаром в КНР, завершено в декабре 2005 г. строительство нефтепровода из Западного Казахстана к границе с Китаем, что позволит экспортировать 100 млн. тонн нефти в год (с. 82). В 2003 г. подписано соглашение между Узбекистаном, Афганистаном и Ираном о строительстве дороги из Термеза через Афганистан к иранским портам в Персидском заливе. Предполагается строительство дорог из ЦА через Афганистан в Китай, Пакистан, Индию. Создание подобной транспортной сети позволит выйти на мировые рынки, привлечет иностранные инвестиции.

Проблема границ - существенный элемент во взаимоотношениях между странами ЦА. Многие споры - наследие советской политики, разделившей единые сообщества, основанные на языке (тюркские языки) и религии (ислам). Вначале СНГ сыграло позитивную роль в утверждении стабильности всех бывших советских административных границ, в том числе в ЦА, где по соглашениям 1997 г. (Казахстан, Киргизия, Узбекистан) и 1998 г. (Казахстан, Узбекистан) подчеркивалась незыблемость существующих границ. Соглашение о размежевании границ (1800 км) подписано в 2000 г. между Узбекистаном и Туркменией, в конце 2002 г. завершился процесс размежевания границы (2440 км) между Узбекистаном и Казахстаном, одобренный в феврале 2003 г. совместной комиссией двух республик. Продолжается урегулирование и других участков границ. Особенно трудна эта задача в плодородной Ферганской долине с 10 млн. населения: 60% ее территории принадлежит Узбекистану, 25% - Таджикистану и 15% -Киргизии (с. 86). Необходимы тесные экономические связи в рамках этого самого большого и густонаселенного оазиса ЦА.

Какую роль играют великие державы в центральноазиатской интеграции? Общепризнана огромная роль России в решении проблем экономики и безопасности. 70% экспорта ЦА идет в Россию и через Россию, особенно важны энергетические связи и трудовая миграция (с. 87). Российское военное присутствие необходимо для защиты от исламских экстремистов, базирующихся в Афганистане. Другой геополитический игрок в регионе - Китай, для которого ключевой фактор - ситуация в Синьцзяне с его уйгурским населением.

Таким образом, региональная интеграция в ЦА обусловлена желанием экономического роста, политической стабильности и предупреждения конфликтов. Препятствие к этому - слабая традиция двусторонних и многосторонних дипломатических отношений

между республиками (они были не нужны в советский период). Теперь необходимы совместные усилия и терпение. Урегулирование ситуации в Афганистане может стать «самым важным объединяющим фактором интеграции» (с. 89). Региональная безопасность и транспортные пути связаны именно с ним.

Иными словами, у интеграции нет альтернативы. Будущее зависит от осознания региональными лидерами этой своей исторической миссии.

С.И. Кузнецова

2007.03.017. ФАРРАНТ А. НЕВЫПОЛНИМАЯ МИССИЯ: ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКАМИ СОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

FARRANT A. Mission impossible: The politico-geographical engineering of Soviet Central Asia’s republican boundaries // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, N 1-2. - P. 61-74.

Аманда Фаррант (Королевский колледж, Лондон) считает, что границы между республиками советской Центральной Азии (ЦА) устанавливались по «антропогеографическому», а именно «этнолингвистическому» делению. Тем самым впервые в современной истории власть предприняла попытку реорганизации своей территории по этническому принципу, причем эта попытка могла повлечь множество проблем при последующем создании независимых государств.

В научной литературе существует несколько версий целей проведенного в 1924 г. «национально-государственного размежевания», но открытие архивов в Российской Федерации показало, что не было единой цели - происходило столкновение различных интересов (с. 62)1. В их числе: 1) политические директивы Москвы; 2) этнические

1 Hirsh F. The Soviet Union as a work-in-progress: Ethnographers and the category “nationality” in the 1926, 1937 and 1939 censuses // Slavic rev. - 1997. - Vol. 56, N 2; Tishkov V. Ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union. - L., 1997; Hasan Ali Karasar. Chicherin on the delimitation of Turkestan: native Bolshevik versus Soviet foreign policy. Seven letters from the Russian archives on “razmezhe-vanie” // Centr. Asian survey. - 2002. - Vol. 21, N 2. Описание здесь и далее по реф. источнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.