Научная статья на тему '2011. 01. 009. Шпехлер М. Центральная Азия между Востоком и Западом. Spechler M. C. Central Asia between East andWest. - Pittsburgh: Center for Russ. A. East Europ. Studies: Univ.. Of Pittsburgh, 2008. - /2/, 35 p. - (Carl Beck papers in Russ. & East Europ. Studies; n 1904). - библиогр. В примеч'

2011. 01. 009. Шпехлер М. Центральная Азия между Востоком и Западом. Spechler M. C. Central Asia between East andWest. - Pittsburgh: Center for Russ. A. East Europ. Studies: Univ.. Of Pittsburgh, 2008. - /2/, 35 p. - (Carl Beck papers in Russ. & East Europ. Studies; n 1904). - библиогр. В примеч Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 009. Шпехлер М. Центральная Азия между Востоком и Западом. Spechler M. C. Central Asia between East andWest. - Pittsburgh: Center for Russ. A. East Europ. Studies: Univ.. Of Pittsburgh, 2008. - /2/, 35 p. - (Carl Beck papers in Russ. & East Europ. Studies; n 1904). - библиогр. В примеч»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2011.01.009. ШПЕХЛЕР М. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ.

SPECHLER M.C. Central Asia between East andWest. - Pittsburgh: Center for Russ. a. East Europ. Studies: Univ. of Pittsburgh, 2008. - /2/, 35 p. - (Carl Beck papers in Russ. & East Europ. studies; N 1904). -Библиогр. в примеч.

Профессор экономики университета штата Индиана (США) подчеркивает трудности, с которыми столкнулись лидеры республик Центральной Азии (ЦА), ставших независимыми государствами. Во всех случаях они проводят политику, называемую автором «экспортный глобализм» (с. 4), что означает зависимость от экспорта главных товаров стран для финансирования ввоза некоторого оборудования и предметов роскоши. По классификации Мирового банка, республики ЦА относятся по уровню экономического развития к категории средних1, хотя следует отметить, что их беднейшие районы потеряли немало населения, во-первых, из-за миграции на заработки (неквалифицированный труд) в Россию, во-вторых, из-за отъезда навсегда квалифицированных специалистов (немцы, славяне, евреи) в 90-е годы.

Казахстан и Туркмения - основные экспортеры нефти и газа, Киргизия и Таджикистан - самые бедные республики, наиболее сбалансирован Узбекистан. Казахстан и Киргизия предпочитают тесные отношения с Россией в отличие от Узбекистана или Туркмении, провозгласившей нейтралитет, самое тяжелое положение у Таджикистана.

C 1998 г. Казахстан, Киргизия, Узбекистан неоднократно клялись в «вечной дружбе», соблюдали границы между собой, за исключением небольших участков; они разделяли тюркскую, ислам-

1 2006 World development indicators. - Wash.: World bank, 2006. - Р. 5.

скую культуру, но пользовались для общения русским языком; были изолированы от современных торговых путей и промышленных центров; через год после падения СССР были введены национальные валюты. «Экспортный глобализм» означал возросшее желание торговать с внешним миром, а не только с Россией и не между собой или в пределах СНГ.

Почему потерпела неудачу внутрирегиональная интеграция в ЦА? Многие обвиняли в этом Узбекистан и особенно его президента И. Каримова, тогда как Казахстан был более заинтересован в ней. Региональное разделение труда пошло бы на пользу всем странам ЦА, но потребовало бы от них определенных жертв. Для этого не было необходимой политической воли (в отличие от ЕС), а защищаться от внешних угроз каждое государство ЦА предпочитало пользуясь соперничеством между всеми.

В чем состоит заинтересованность Запада в ЦА? Необходимо получать энергоносители по разумным ценам, следует защититься от крайних исламистов, пресечь незаконную торговлю наркотиками, проникновение незарегистрированных мигрантов и оружия из региона. В более общей форме европейцы хотели бы поощрить развитие демократии в ЦА, но при этом не вызвать резкого неприятия этого курса Россией или КНР.

Цели ЕС в ЦА - безопасность, стабильность, устойчивое развитие, уменьшение бедности, региональное сотрудничество в энергетике и охране природных ресурсов. Для достижения этих целей предоставляется помощь Таджикистану и в меньшей степени Киргизии.

Особое внимание ЕС привлекают нефтегазовые ресурсы Казахстана и в определенной мере Туркмении. Некоторые вложения получает Узбекистан. Общие затраты ЕС в ЦА за последнее десятилетие скромны (примерно 1 млрд. евро, с. 15). Возможно взаимодействие ЕС с ЦА не непосредственно, а через АСЕАН, хотя пока экономические связи АСЕАН - ЦА мизерны, тогда как ЦА могла бы поставлять в АСЕАН фрукты и овощи из Ферганской долины, возможны и капиталовложения из АСЕАН в ЦА, причем примером мог бы служить (особенно для Узбекистана) Вьетнам. Пока же интереса к центральноазиатской ситуации в АСЕАН не наблюдается.

Существует ли вероятность союза ЦА с Турцией, Ираном и Пакистаном, учитывая их общее тюркское и исламское наследие?

Заинтересованность в нефтегазовых ресурсах ЦА высказывалась, но пока речь идет о контрактах на маленькие суммы.

Гораздо важнее для ЦА членство в ВТО, что связано с проведением реформ, которые осуществляются в регионе пока крайне медленно. Членство в ВТО открывает и большие перспективы для проникновения на китайский рынок обрабатывающей промышленности ЦА. Пока же весь объем китайской торговли с ЦА в 2006 г. не превысил 9,8 млрд. долл. (с. 23). В 2007 г. он заметно возрос, КНР осуществляет в ЦА военные поставки, купила права на некоторые нефтеносные участки в Казахстане, после андижанских событий в Узбекистане предоставила ему 600 млн. долл. помощи (там же). Особое значение имеет сотрудничество в рамках ШОС.

Можно ли говорить о возвращении русских в ЦА? Во многом Россия и ЦА ведут согласованную политику. Перспективы пока неясны, хотя вложения в эксплуатацию энергоресурсов и инфраструктуру растут. Газпром предполагает платить более высокую цену за центральноазиатские энергоресурсы, а новый президент Туркмении обещал увеличить поставки газа в Россию в ближайшие 20 лет.

В ближайшем будущем Шпехлер предвидит рост внутрирегиональной торговли в ЦА. В то же время все правительства должны открыть доступ иностранным инвесторам. Соглашения в рамках ЕС, АСЕАН или ВТО поощрят экономические реформы и приведут к притоку иностранных инвестиций в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, вырастет приток туристов.

Таким образом, заключает автор, «страны Центральной Азии должны либерализовать свою внешнюю торговлю, не отказываясь от внутрирегиональной кооперации, что может включать распределение рынка для таких иностранных инвестиций в сельскохозяйственное оборудование, развитие внутрирегиональных средств транспорта и, возможно, совместные предприятия» (с. 26). В среднесрочной перспективе наиболее многообещающие торговые партнеры - богатый нефтью Казахстан и процветающий, но с бедными энергоресурсами Синьцзян-Уйгурский автономный регион КНР, растущие рынки Юго-Восточной Азии, Корея, Индия, Турция, Россия. Либерализованная ЦА в большей степени увеличит внутрирегиональную торговлю, чем за ее пределами. Проводя демократиче-

ские реформы, она сможет претендовать на более щедрую помощь ЕС, Японии и международных финансовых институтов. «Это сможет смягчить трения и уменьшить потенциал нестабильности, даже войны, в этом стратегически важном пространстве среди великих держав» (с. 26).

С.И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.