2005.04.008. У СЮ ЛИН, ЧЕН ЧИНСЮНЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ КИТАЯ И ПЯТИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН.
WU HSIU-ZING, CHEN CHIEN-HSUN. The prospects for régional economic intégration between China and the five Central Asian countries // Europe-Asia studies. - Glasgow, 2004. - Vol. 56, N7. - P. 1059—1080.
Авторы (Чунхуа, институт экономических исследований, Тамкан-ский университет) напоминают, что в рамках процесса глобализации развивается и региональная экономическая интеграция. Китай благодаря быстрому росту его экономики и открытию рынков успешно сотрудничает со всеми государствами АТР, АСЕАН, а также со странами региона Центральной Азии (ЦА).
В чем стратегическое значение ЦА для Китая? 1. Безопасность в ЦА важна для обеспечения безопасности в Северо-Западном Китае, торговые связи с ней будут способствовать экономическому развитию Синь-цзяна, что, в свою очередь, укрепит социальную стабильность в СевероЗападном Китае. 2. ЦА сыграет значительную роль в усилиях китайского правительства прорвать «стратегическое окружение», создаваемое Соединенными Штатами вокруг КНР из опасения ее растущей экономической мощи, угрожающей американской гегемонии в АТР и во всем мире. Проникновение США в ЦА началось в 90-е годы, но его ослабляет противодействие России и Китая (одновременно соперничающих друг с другом); после 11 сентября 2001 г. здесь появились американские военные базы, что может ограничить влияние КНР. 3. ЦА - важная стартовая площадка для расширения международного влияния КНР. Страны ЦА рассматривают как образец модель экономического развития КНР и надеются на ее помощь. Дружественные китайско-центральноазиатские отношения могут укрепить связи КНР с Россией, Южной Азией, Ближним и Средним Востоком, а также с Европой. 4. Сохранение нынешних высоких темпов роста экономики Китая требует внешних источников закупки энергоносителей. ЦА же обладают значительными нефте- и газоресурсами, расположены рядом и нуждаются в их экспорте. 5. КНР необходимо углубление региональной экономической интеграции. Экономики КНР и ЦА взаимодополняемы. 6. Их объединяют также общие угрозы - сепаратизм, религиозный фундаментализм и терроризм, что стимулировало создание ШОС. Однако экономическое сотрудничество отстает от взаимодействия в сфере политики и безопасности.
Состояние двусторонних экономических отношений показано по данным китайской статистики в табл. 1.
Таблица 1 (с. 1066) Торговля между КНР и ЦА (в тыс. долл.)
Год Казахстан Узбеки-стан Киргизия Таджикистан Туркмения Всего
1992 экспорт КНР 227,9 38,9 18,6 2,0 4,1 291,7
импорт КНР 141,2 13,6 16,6 0,8 0,4 172,7
1995 экспорт КНР 75,4 47,6 107,5 14,6 11,3 256,4
импорт КНР 315,5 71,0 123,5 9,2 6,3 525,6
1996 экспортКНР 95,3 38,2 68,7 7,6 8,5 218,2
импорт КНР 364,6 149,1 36,8 4,1 3,0 557,6
1998 экспортКНР 204,7 57,9 172,4 11,0 10,3 456,3
импорт КНР 430,9 32,4 25,7 8,2 2,2 499,3
2000 экспорт КНР 598,7 39,4 110,2 6,8 12,1 767,3
импорт КНР 958,2 12,0 67,4 10,4 4,1 1052,1
2002 экспорт КНР 600,1 104,4 146,2 6,5 86,8 943,9
импорт КНР 1354,6 27,4 55,7 5,9 0,7 1444,4
Источник: China's customs statistics, 1999—2003.
Таким образом, за 1992 — 2002 гг. общая стоимость импорта-экспорта КНР и ЦА выросла с 464 млн. долл. до 2,4 млрд. долл. Главный торговый партнер - Казахстан, общая стоимость торговли с которым соответственно выросла с 369 млн. долл. до почти 2 млрд. долл.
В статье приведены столь же подробные данные за 1995 г и 2002 г. по отдельным статьям экспорта-импорта. По ним видно, что Китай импортирует из Казахстана в основном сырье: в 1995 г. на первом месте железо и сталь (24% всего импорта), на втором - удобрения (16%), затем следуют медь, хлопок; в 2002 г. на первом месте остались железо и сталь (уже 40%), на втором - медь (33%), вновь появились нефть и другие энергоносители (около 13%), тогда как удобрения откатились на предпоследнее место (с. 1067). Напротив, в Казахстан Китай экспортирует основные потребительские товары: в 1995 г. на первом месте были напитки (36%), на втором одежда, затем обувь, а в 2002 г. подавляющую часть товаров поставляло машиностроение (74%), доля одежды и обуви упала до 6% (с. 1069). В по-
следние годы у Китая выявился существенный дефицит в двусторонней торговле с Казахстаном, круг товаров узок, 80% торговли приходится на Синьцзян.
На втором и третьем местах по общей стоимости товарооборота с КНР стоят Узбекистан и Киргизия. В обеих странах китайский экспорт существенно превышает импорт, а структура напоминает казахстанскую (обмен сырья на готовые изделия). Китай импортирует из Узбекистана прежде всего хлопок - в 1995 г. он составлял 33%, в 2002 г. - 84% стоимости всего импорта; из Киргизии в 1995 г. шли кожи и медь (по 25%), в 2002 г. на первое место вышел алюминий (34%), на второе железо и сталь (31%) (с. 1067). В китайском экспорте в Узбекистан в 1995 г. на первом месте напитки (20%), в Киргизии - одежда (30%), в 2002 г. в Узбекистане на первое место вышла продукция машиностроения (36%), в Киргизии осталась одежда; тем не менее в последней 6% китайского экспорта связано с поставками оборудования на действующие здесь предприятия КНР (с. 1069).
Китайско-центральноазиатская торговля в значительной мере развивается за счет приграничных территорий. Китайское правительство энергично поддерживает ее (действуют и компании, и челноки) во имя подъема экономики Синьцзяна и обуздания сепаратистов, угрожающих стабильности на западных границах КНР.
Китайские инвестиции в ЦА пока невелики, но, учитывая богатые природные ресурсы последней, следует ожидать их роста (см. табл. 2).
Таким образом, по данным КНР, в Казахстане наибольшая стоимость прямых инвестиций КНР - 39,6 млн. долл. По данным казахстанской статистики, в республике было зарегистрировано с 1992 г. свыше 1 тыс. фирм с китайским капиталом (включая совместные предприятия), но сохранилось менее 100 (производство, торговля, с. 1072). Инвестиции сосредоточены в добыче нефти и газа, банках, сборке автомобилей, пищевой промышленности и т.д. Например, Китайская национальная нефтяная корпорация, Казах-стано-китайский банк, Представительство Синьцзянских аэролиний, Синь-цзянская фабрика томатного сока.
Таблица 2 (с. 1073) Прямые инвестиции КНР в ЦА (тыс. долл.)
Годы Казахстан Узбекистан Киргизия Таджикистан Туркмения
число объем число объем число объем число объем число объем
проек- инвест. проек- инвест. проек- инвест. проек- инвест. проек- инвест.
тов тов тов тов тов
1992 6 1164 5 3647 3 3363 1 1200 0 0
1993 5 2167 2 300 1 180 0 0 0 0
1995 1 102 0 0 0 0 0 0 0 0
1998 11 6127 9 3643 6 6716 2 1880 2 300
2000 5 7734 3 1139 4 10381 0 0 0 0
2002 3 2690 4 3732 3 1396 0 0 0 0
1992- 51 39601 29 12923 29 24253 8 3390 2 300
2002
Источник: Almanac of China foreign economic relations and trade, 1993—2003.
В Узбекистане преобладают мелкие китайские торговые компании, производство ограничено легкой, пищевой промышленностью, электроникой. Политика узбекского правительства затрудняет для иностранных инвесторов вывоз капитала. Кроме того, нет прямых транспортных путей (товары приходится везти через Казахстан или Киргизию). Поэтому китайские компании проявляют мало желания инвестировать в Узбекистан.
В Киргизии, по данным МИД КНР (начало 2004 г.), было зарегистрировано 384 компании с участием китайского капитала, но фактически действовало не более 150; они занимались торговлей, строительством, переработкой сельскохозяйственных продуктов, растут инвестиции в обрабатывающую промышленность (с. 1075).
Наибольший объем всех иностранных инвестиций привлекают нефть и газ Казахстана, золотодобыча Киргизии. В странах ЦА были приняты новые законы, поощряющие приток прямых иностранных
2005.04.017-018
42
инвестиций. Однако потенциальные инвесторы теряют доверие из-за бюрократизации и коррупции в республиках, отсталости обрабатывающей промышленности, неэффективности демократических институтов, роста исламского фундаментализма.
В заключение авторы подчеркивают переходный характер экономики и в Китае, и в пяти республиках ЦА. После 11 сентября 2001 г. «Китай решил сфокусироваться на торговых связях и инвестициях как лучших способах увеличения своего влияния в пяти центральноазиатских странах» (с. 1077). Синьцзян играет ключевую роль в этой политике, а центральное правительство оказывает ему всестороннее содействие.
Для осуществления экономической интеграции КНР и ЦА необходимо решить ряд проблем: во-первых, ШОС не обеспечила достаточных механизмов такого сотрудничества; во-вторых, у членов ШОС были противоположные точки зрения на пути построения последнего; в-третьих, существовало и соперничество в рамках ШОС — Россия добивалась лидирующего положения в организации и опасалась растущего влияния Китая. Поэтому в целом следует констатировать, что «экономическое сотрудничество между Китаем и Центральной Азией находится еще на начальной стадии» (с. 1078—1079).
С.И. Кузнецова
2005.04.009-011. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
2005.04.009. КОЙЧУМАНОВ Т. Проблемы идентификации экономических интересов государств Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ. -Шеа, 2003. - № 3. - С. 164—170.
2005.04.010. КУРГАНБАЕВА Г. Концептуальные основы экономической интеграции стран Центральной Азии // Там же. - 2004. - № 5. - С. 175179.
2005.04.011. ШПЕХЛЕР М. Экономика и безопасность государств Центральной Азии после 11 сентября 2001 года: Скептический взгляд на ситуацию // Там же. - 2003. - № 1. - С. 44-50.
Бывший министр экономики и финансов Киргизии Т. Кой-чуманов (Киргизско-славянский университет, Бишкек) (009) пишет, что переходные экономики составляют в мировом хозяйстве всего 4%, и они пытаются увеличить свой вес. Их интересы иногда не совпадают, а внешнеэкономические курсы противоречат друг другу. Но при том, что порой воз-