Научная статья на тему '2000. 04. 059. Маккуин М. После IV Ломейской Конвенции: преференции в торговле между ЕС и странами акт в XXI В. McQueen M. After Lome IV : acP-eu trade preferences in the XXI century // Intereconomics. - Hamburg, 1999. - Vol. 34, № 5. - P. 223-232'

2000. 04. 059. Маккуин М. После IV Ломейской Конвенции: преференции в торговле между ЕС и странами акт в XXI В. McQueen M. After Lome IV : acP-eu trade preferences in the XXI century // Intereconomics. - Hamburg, 1999. - Vol. 34, № 5. - P. 223-232 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС - ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕС - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 059. Маккуин М. После IV Ломейской Конвенции: преференции в торговле между ЕС и странами акт в XXI В. McQueen M. After Lome IV : acP-eu trade preferences in the XXI century // Intereconomics. - Hamburg, 1999. - Vol. 34, № 5. - P. 223-232»

2000.04.059. МАККУИН М. ПОСЛЕ IV ЛОМЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ: ПРЕФЕРЕНЦИИ В ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЕС И СТРАНАМИ АКТ В XXI в.

McQUEEN M. After Lome IV : ACP-EU trade preferences in the XXI century // Intereconomics.- Hamburg, 1999.- Vol. 34, № 5.- P. 223-232.

В статье сотрудника Редингского университета (Великобритания) отмечается, что, по оценке некоторых специалистов, действующие в настоящее время в рамках четвертой Ломейской конвенции (ЛК-4) о торгово-экономических отношениях между ЕС и ассоциированными странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ) преференции являются «неэквивалентными и дискриминационными» и потому должны быть заменены новыми инструментами поощрения торговли, действующими в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

В настоящее время около 75% всех преференций, получаемых странами АКТ, приходится на долю ЛК-4. Эти преференции охватывают экспорт бананов, говядины и сахара, торговля которыми осуществляется в соответствии со специальными протоколами. ЕС считает выгодным для стран АКТ заключение региональных и субрегиональных соглашений о свободной торговле, называемых «Региональными соглашениями об экономическом партнерстве» (РЕПА — Regional Economic Partnership Agreements). На первоначальном этапе эти соглашения допускают наличие асимметрии в торговле в пользу стран АКТ. Одновременно с соглашениями РEПA ЕС расширяет свое участие в общей системе преференций ОСП), предоставляя наименее развитым РС (по классификации ООН), а также РС, не имеющим возможности участвовать в РEПA, тарифные преференции, эквивалентные "ломейским преференциям". В результате 39 наименее развитых РС из региона АКТ сохраняют тарифные преференции на все продукты, кроме сахара, говядины и бананов.

Страны АКТ не проявляют особого энтузиазма как в отношении РEПA, так и в отношении расширения ОСП, хотя первый вариант им представляется более предпочтительным. По прогнозам, РEПA будут охватывать 90% всей торговли между ЕС и АКТ, в том числе 97-100% экспорта стран АКТ в ЕС и 80% их импорта из ЕС (с.227).

Создание РEПA сталкивается с проблемой ограниченных институциональных возможностей ведения переговоров об этих соглашениях у большинства субрегиональных групп, а также с необходимостью установления сроков введения в действие этих соглашений. Последнее особенно относится к странам Карибского бассейна, которые желают иметь

преференции в торговле с ЕС для существующего объема экспорта, а увеличение экспорта в перспективе они связывают со странами Северной и Южной Америки. Тихоокеанские АКТ связывают рост своего экспорта с торговлей с Австралией и Новой Зеландией. Это означает, что заключение РЕПА со всеми желающими АКТ к 2005 г. (как предполагалось) вряд ли возможно. РЕПА осуществимы для стран южной и восточной Африки и нереальны для центральноафриканских стран. Процесс заключения РЕПА должен быть гибким с точки зрения членства стран АКТ, сроков их заключения и устранения торговых барьеров.

Автор отмечает, что РЕПА имеют ряд недостатков, связанных с тем, что они ограничиваются только торговлей с ЕС. Кроме того, пока неясно, будет ли ЕС применять санкции против стран АКТ, нарушивших условия договора, и к чему приведут такие санкции. Согласие ЕС на определенную степень асимметрии в либерализации импорта означает сохранение защиты для наиболее защищенных отраслей в АКТ, производящих готовую продукцию. Снижение тарифов и других торговых барьеров в менее защищенных отраслях (производство инвестиционных и промежуточных продуктов) будет означать рост уровня защиты "чувствительной" готовой продукции, что противоречит целям политики структурной перестройки. РЕПА будут способствовать усилению зависимости стран Африки южнее Сахары от рынков ЕС, тогда как для быстрого и стабильного роста этих стран требуется выход на неевропейские рынки.

Альтернативным РЕПА методом компенсации ломейских преференций является ОСП, в рамках которой наименее развитым АКТ предоставляется так называемый эквивалент ломейских преференций, фактически не являющийся полным эквивалентом, так как не охватывает все продукты, пользующихся ломейскими преференциями. Преференции в рамках ОСП предоставляются в одностороннем порядке и могут претерпевать значительные изменения, что создает большие трудности для экспортеров. Предполагается, что после 2005 г. наименее развитые АКТ, являющиеся членами региональных группировок, но не охватываемые деятельностью РЕПА, могут лишиться ломейского эквивалента. При определении стран, нуждающихся в получении такого эквивалента, следует применять два критерия: низкий уровень ВВП (менее 32 млрд. долл.) и низкий показатель ВНП на душу населения (менее 4 тыс. долл.) (с.231).

В заключение автор отмечает, что предлагаемый вариант замены преференций, предоставлявшихся в рамках ЛК-4, может скорее навре-

дить, чем помочь странам АКТ. В новых условиях импорт стран АКТ из ЕС будет облагаться либо непреференциальными тарифами (там, где торговля осуществляется в рамках ОСП), либо преференциальными на основе взаимности в соответствии с РЕПА, время действия которых и охват продуктов будут существенно различаться. Такая ситуация создаст новые барьеры для внутрирегиональной торговли стран АКТ, особенно стран Африки южнее Сахары. Из-за множества соглашений РЕПА выгоды от них будут сосредоточиваться в ЕС в ущерб партнерам из АКТ.

Гибкость в переговорах относительно заключения РЕПА создает благоприятные условия для стран АКТ, которые должны либерализиро-вать импорт наименее защищенных товаров в течение 15 лет (при этом либерализация войдет в действие лишь в конце этого периода). Такая схема повысит эффективность защиты в переходный период и ослабит стимулы для общей либерализации торговли, что не соответствует целям структурной перестройки в этих странах.

Страны Карибского и Тихоокеанского бассейнов требуют преференциального доступа на рынки ЕС продуктов, торговля которыми регулировалась по условиям ЛК-4 специальными протоколами (бананы, говядина, сахар). Для того, чтобы такой доступ был совместим с общей аграрной политикой ЕС и законами ВТО, потребуется использование РЕПА, жестко скоординированных с региональной и общей либерализацией торговли.

Странам Африки южнее Сахары может быть предоставлен ломей-ский эквивалент в рамках ОСП, при этом нужно стремиться к вовлечению этих стран в сферу действия РЕПА. Преференции должны использоваться как средство стимулирования и укрепления реформ торговой политики, которые проводятся в последние годы в большинстве стран АКТ.

Н.Н.Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.