МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Канд. экон. наук Г. В. Подбиралина
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС И АФРИКАНСКИХ СТРАН
Сотрудничество между европейскими и африканскими странами имеет важное значение, так как действующие между ними соглашения регулируют не только торговлю, но и проблемы безопасности, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом.
Экономические отношения Европы со странами Африки сложились еще в тот период, когда европейские страны владели колониями на Африканском континенте. Первое официальное соглашение было подписано на Оттавской конференции 1932 г. С этого периода начала действовать торговая политика в отношении развивающихся стран, предусматривающая систему преференциальных скидок в торговле между Великобританией и участниками, подписавшими соглашение. В результате были снижены таможенные барьеры для товаров, произведенных в странах Оттавской группы, а по некоторым видам продукции принято решение об отмене таможенных пошлин.
В дальнейшем политика Европы по организационному сближению и интеграции с африканскими странами нашла наиболее четкое выражение в Римском договоре, подписанном ФРГ, Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами в 1957 г., в соответствии с которым деятельность сообщества предусматривала (хотя и формально) «ассоциацию с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию» [1. С. 101]. В договоре был определен характер торгового режима, подход к таким проблемам, как капиталовложения, право на жительство и экономическую деятельность, порядок подготовки последующих соглашений и констатации наличия «конкретных условий и процедур, необходимых для ассоциации между странами и территориями и сообществом» [1. С. 1968]. На практике политика содействия развитию осуществлялась через подписание многосторонних соглашений (или конвенций) о торговле и развитии между ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и его государствами-членами, с одной стороны, и развивающимися государствами - с другой.
20 июля 1963 г. ЕЭС и 18 африканских стран подписали в г. Яунде (Камерун) Конвенцию об ассоциации (Яундская конвенция), которая предусматривала льготный доступ африканских товаров на рынок ЕЭС. Африканским странам был предоставлен тот же режим торговли с ЕЭС, как и другим членам сообщества, а также оказывалось техническое и финансовое содействие их развитию. В 1969 г. была заключена II Яундская конвенция, а в переговоры о следующей конвенции, начатые в 1973 г., включились не только участники предыдущих соглашений, но и большая группа других развивающихся стран (в это время начала формироваться группа АКТ - объединение государств Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона).
Европейские страны активно участвовали в подготовке новых соглашений, способствующих расширению сотрудничества между регионами. Итог -заключение Ломейских соглашений, которые пришли на смену Яундским конвенциям. 28 февраля 1975 г. в г. Ломе (Того) было подписано первое соглашение ЕЭС - АКТ, больше известное как I Ломейская конвенция (срок действия: апрель 1976 г. - февраль 1980 г.). В нем было сформулировано шесть приоритетных целей ЕЭС (концепция этой политики впервые была изложена в меморандуме, подготовленном Комиссией ЕС в 1982 г. (меморандум Пизани), а именно: поддержка собственных усилий развивающихся стран выйти на более высокий уровень развития; содействие продовольственной самообеспеченности этих стран на основе развития их сельского хозяйства; развитие человеческих ресурсов с учетом культурного измерения; содействие развитию собственных научно-технических исследований и разработок; системное использование природных ресурсов; восстановление и поддержание экологического баланса.
В рамках Ломейских конвенций (их было подписано четыре, последняя IV конвенция действовала с марта 1990 по февраль 2000 г.) сложилась устойчивая система сотрудничества между развитыми индустриальными государствами Севера и странами Юга, испытывающими значительные экономические и социальные трудности. Важнейшими решениями, предусмотренными Ло-мейскими конвенциями, являются системы стабилизации экспортных доходов развивающихся стран, применяемые почти к 50 видам экспортируемого сельскохозяйственного сырья. Они гарантируют им компенсацию в случае падения цен и доходов, а также распространяются на экспорт горно-добывающей продукции из стран АКТ. По условиям Конвенции на период 1990-1995 гг. было выделено 12 млрд. ЭКЮ в виде субсидий и льготных займов по сниженным процентным ставкам, а на 1996-2000 гг. - 13,3 млрд. СДР [2. С. 232].
Заключение Ломейских соглашений имело важное политическое значение. Они внесли значительный вклад в развитие диалога «Север - Юг». У сообщества появилась возможность сотрудничать с правительствами стран АКТ, в которых действуют различные политические режимы. Едва ли не единственный политический аспект, оказывающий серьезное влияние на стратегию Европейского союза (ЕС) в отношении стран АКТ, - это о соблюдении прав человека. Например, в рамках Ломе-^ впервые была предусмотрена более жесткая политика, вплоть до замораживания экономической помощи странам, где систематически нарушаются права человека.
В 1998 г. начался период двусторонних консультаций, центральной темой которых стала подготовка переговоров о будущих взаимоотношениях сторон после окончания срока действия Ломе-IV. Переговоры осложнялись тем, что реальные результаты предшествующего сотрудничества не во всем соответствовали заявленным целям и задачам. В течение ряда лет доля стран АКТ в торговом обороте ЕС неуклонно падала. Одно из основных положений Ломейских конвенций - свободный доступ на европейские рынки большинства товаров, произведенных в странах АКТ, практически перестало действовать после общего снижения таможенных пошлин на товары, поступающие на рынки ЕС. В итоге больше половины экспорта этих стран на европейские
рынки не пользуется теперь никакими льготами по сравнению с конкурирующими товарами из Азии и Латинской Америки. Лишь 7% товаров полностью подпадает под действие режима торговых преференций. Это касается в первую очередь бананов, рома, сахара и говядины. Однако даже такой «урезанный» режим преференций подвергается все большей критике со стороны ВТО, отстаивающей курс на дальнейшую либерализацию торговли.
23 июня 2000 г. в г. Котону (Бенин) был подписан договор о партнерстве между государствами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами - с другой (Договор Котону). В нем были заложены принципы, цели, главные направления и механизмы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет, а также предусматривалось сохранение одностороннего преференциального режима для экспорта из АКТ в страны ЕС по крайней мере до 31 декабря 2007 г. Договор предусматривал поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, который не будет базироваться на односторонних преференциях, а постепенно начнет формировать систему, основанную на принципах взаимности. Этапами этого процесса должны стать региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые, вступив в силу в 2008 г., подготовят создание свободных экономических зон в 2020 г.
Договор Котону предполагает постепенную и гармоничную интеграцию стран АКТ в систему мировой экономики на базе консолидации процессов региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Базовые принципы сотрудничества - уважение прав человека и демократических норм, а также режим справедливого правления были дополнены в договоре политическим диалогом между партнерами, который стал основным фактором для предоставления финансовой помощи Евросоюзом. Важными нововведениями стали дифференциация помощи, привлечение гражданского общества к сотрудничеству, поощрение частного сектора, а также поддержка проектов, связанных с охраной окружающей среды и добычей полезных ископаемых. В сфере финансирования программ содействия развитию и проведению реформ ЕС не только выполнил свои обязательства по предоставлению поддержки в размере 0,39% валового национального дохода (ВНД) к 2006 г., но и планировал увеличить этот показатель до 0,42% ВНД в 2007 г. [6].
Если взаимоотношения европейских государств с африканскими странами к югу от Сахары регулировались Ломейскими соглашениями, а в настоящее время - Договором Котону, то сотрудничество с государствами Северной Африки осуществляется в рамках Барселонского процесса, а также путем заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в социально-экономической сфере.
Основные направления средиземноморской политики ЕС были определены в Маастрихтском договоре, который вступил в силу 1 января 1993 г. В качестве одного из важных направлений деятельности сообщества договор провозгласил ассоциацию с заморскими странами и территориями, повторив формулировку Римского договора. Маастрихтский договор содействовал росту активности ЕС на средиземноморском направлении, в частности, укреплению взаимоотношений североафриканских и европейских государств.
Большое значение по продвижению ЕС в Средиземноморском регионе сыграла евро-средиземноморская конференция в Барселоне (27-28 ноября 1996 г.), в ходе которой была принята декларация, свидетельствующая об успехе новой средиземноморской политики ЕС. Евро-средиземноморское партнерство учреждалось на основании укрепления политического диалога, развития экономического, финансового и культурного сотрудничества. Цель декларации - создание общей зоны мира, процветания и стабильности. Разделы декларации охватывали различные сферы сотрудничества между государствами: политику, безопасность, экономику, финансы, социальные и гуманитарные проблемы. На конференции была также принята программа конкретных мер в области безопасности и военного сотрудничества. Партнерство в области экономики и финансов предусматривало введение к 2010 г. режима свободной торговли, создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку малых и средних предприятий, модернизацию сельского хозяйства, развитие системы водоснабжения, образование единой средиземноморской энергетической системы, совершенствование инфраструктуры с особым упором на развитие транспорта и телекоммуникаций.
На проходившем афро-европейском саммите в Каире (апрель 2000 г.) было заявлено, что «Барселонский процесс - это ось, вокруг которой развертывается внешняя политика ЕС в Средиземноморье, которое является регионом первостепенного значения» [4. С. 1-4]. Следует отметить, что встречи в рамках Барселонского процесса стали единственными форумами, на которых даже в периоды обострения ситуации на Ближнем Востоке были представлены все 27 государств-участников.
Каирский саммит, давший старт регулярному процессу консультаций между ЕС и африканскими странами, стал результатом готовности ЕС перейти к стратегии сотрудничества с Африкой в целом. На саммите рассматривались актуальные политические и экономические вопросы взаимоотношений ЕС со странами Африканского континента. При этом, несмотря на глобальный подход к сотрудничеству, региональные различия в целях и задачах, стоящих перед африканскими партнерами ЕС, продолжали сохраняться. Так, например, государства АКТ выдвинули требование начать переговоры о возвращении культурных ценностей, вывезенных в период колонизации в европейские метрополии. Почти все африканские страны в той или иной степени затрагивали вопрос о внешнем долге. В 2003 г. в Европе был проведен второй саммит ЕС -Африка, а 27 и 28 ноября 2005 г. в Барселоне проходил очередной Евро-Средиземноморский саммит, который был организован с целью придания нового импульса партнерству средиземноморских стран уже с 25 членами Евросоюза. Однако на саммите отсутствовали лидеры многих арабских стран, и его не удалось завершить подписанием финального документа. Несмотря на это Евросоюзу удалось совместно со средиземноморскими партнерами принять кодекс поведения по борьбе с терроризмом, включающий ряд конкретных положений, например, отказ от предоставления убежища террористам и совместная работа по реализации достигнутых в рамках ООН антитеррористических договоренностей. Был утвержден пятилетний план сотрудничества со Средиземноморьем, в который вошли меры по развитию демократии в ре-
гионе, поддержке бизнеса и экономических реформ, оказанию помощи в повышении уровня образованности населения и совместному решению вопросов иммиграции. К 2010 г. в Средиземноморском регионе предполагается создать зону свободной торговли, а к 2015 обеспечить получение всеми детьми начального образования (одна треть населения стран - партнеров ЕС в Средиземноморье моложе 15 лет) [5].
В рамках Единого средиземноморского партнерства (ЕСП) сотрудничество развивается на базе двусторонних соглашений об ассоциации, которые заменили заключенные в 1970-е гг. соглашения о сотрудничестве [4. С. 3].
25 февраля 2004 г. в Агадире Египет, Марокко, Иордания и Тунис подписали Агадирское соглашение о свободной торговле - первое соглашение о свободном обмене «Юг - Юг». Оно объединяет страны Северной Африки и Среднего Востока и создает новый рынок, включающий более 100 млн. жителей. Евросоюз обязался оказать данному объединению финансовую и техническую поддержку (4 млн. евро в рамках программ MEDA). Это первый конкретный шаг на пути создания в 2010 г. зоны свободного европейско-среди-земноморского обмена [3].
Через механизмы средиземноморских соглашений, а также в рамках АКТ, ЕС начал диалог с Африканским союзом, подразумевающий предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, а также поддержку со стороны ЕС Африканскому союзу и миротворческим операциям ООН на континенте. Партнерские отношения между ЕС и Африкой охватывают региональное сотрудничество, интеграцию и торговлю, борьбу с засухой и опустыниванием, меры против ВИЧ (СПИД) и инфекционных заболеваний, продовольственную безопасность, права человека, демократию и борьбу с терроризмом.
Выполнение поставленных целей и задач в существующих соглашениях о внешнеэкономических связях между ЕС и африканскими странами не только даст положительный результат в развитии дальнейшего сотрудничества, но и поможет повысить социально-экономический уровень жизни населения африканского континента.
Список литературы
1. Договоры, учреждающие Европейские ообщества. - М., 1994.
2. Европейский Союз : справочник-путеводитель / под ред. О. В. Буто-риной (отв. ред.), Ю. А. Борко, И. Д. Иванова. 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ИД «Деловая литература», 2003.
3. Морен О. Le partenariat euro-méditerranéen article publrné initialement dans la revue Études, février : пер. с франц. Е. П. Гречаной, 2005.
4. О торгово-экономических связях Евросоюза со странами Средиземноморья // БИКИ. - 2003. - 25 сентября.
5. Уткин С. ЕС пойдет на Юг. Восточноевропейский информационный портал // www.рrognosis.ru
6. http://ec.europa.eu/commission_barroso/president/index_en.htm