Научная статья на тему 'Организационные и экономические аспекты сотрудничества ЕС и африканских стран'

Организационные и экономические аспекты сотрудничества ЕС и африканских стран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подбиралина Г. В.

Сотрудничество между европейскими и африканскими странами имеет важное значение, так как действующие между ними соглашения регулируют не только торговлю, но и проблемы безопасности, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cooperation between European and African countries is very important, as effective agreements between them regulate both trade and security, environment protection and struggle against terrorism.

Текст научной работы на тему «Организационные и экономические аспекты сотрудничества ЕС и африканских стран»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Канд. экон. наук Г. В. Подбиралина

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС И АФРИКАНСКИХ СТРАН

Сотрудничество между европейскими и африканскими странами имеет важное значение, так как действующие между ними соглашения регулируют не только торговлю, но и проблемы безопасности, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом.

Экономические отношения Европы со странами Африки сложились еще в тот период, когда европейские страны владели колониями на Африканском континенте. Первое официальное соглашение было подписано на Оттавской конференции 1932 г. С этого периода начала действовать торговая политика в отношении развивающихся стран, предусматривающая систему преференциальных скидок в торговле между Великобританией и участниками, подписавшими соглашение. В результате были снижены таможенные барьеры для товаров, произведенных в странах Оттавской группы, а по некоторым видам продукции принято решение об отмене таможенных пошлин.

В дальнейшем политика Европы по организационному сближению и интеграции с африканскими странами нашла наиболее четкое выражение в Римском договоре, подписанном ФРГ, Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами в 1957 г., в соответствии с которым деятельность сообщества предусматривала (хотя и формально) «ассоциацию с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию» [1. С. 101]. В договоре был определен характер торгового режима, подход к таким проблемам, как капиталовложения, право на жительство и экономическую деятельность, порядок подготовки последующих соглашений и констатации наличия «конкретных условий и процедур, необходимых для ассоциации между странами и территориями и сообществом» [1. С. 1968]. На практике политика содействия развитию осуществлялась через подписание многосторонних соглашений (или конвенций) о торговле и развитии между ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и его государствами-членами, с одной стороны, и развивающимися государствами - с другой.

20 июля 1963 г. ЕЭС и 18 африканских стран подписали в г. Яунде (Камерун) Конвенцию об ассоциации (Яундская конвенция), которая предусматривала льготный доступ африканских товаров на рынок ЕЭС. Африканским странам был предоставлен тот же режим торговли с ЕЭС, как и другим членам сообщества, а также оказывалось техническое и финансовое содействие их развитию. В 1969 г. была заключена II Яундская конвенция, а в переговоры о следующей конвенции, начатые в 1973 г., включились не только участники предыдущих соглашений, но и большая группа других развивающихся стран (в это время начала формироваться группа АКТ - объединение государств Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона).

Европейские страны активно участвовали в подготовке новых соглашений, способствующих расширению сотрудничества между регионами. Итог -заключение Ломейских соглашений, которые пришли на смену Яундским конвенциям. 28 февраля 1975 г. в г. Ломе (Того) было подписано первое соглашение ЕЭС - АКТ, больше известное как I Ломейская конвенция (срок действия: апрель 1976 г. - февраль 1980 г.). В нем было сформулировано шесть приоритетных целей ЕЭС (концепция этой политики впервые была изложена в меморандуме, подготовленном Комиссией ЕС в 1982 г. (меморандум Пизани), а именно: поддержка собственных усилий развивающихся стран выйти на более высокий уровень развития; содействие продовольственной самообеспеченности этих стран на основе развития их сельского хозяйства; развитие человеческих ресурсов с учетом культурного измерения; содействие развитию собственных научно-технических исследований и разработок; системное использование природных ресурсов; восстановление и поддержание экологического баланса.

В рамках Ломейских конвенций (их было подписано четыре, последняя IV конвенция действовала с марта 1990 по февраль 2000 г.) сложилась устойчивая система сотрудничества между развитыми индустриальными государствами Севера и странами Юга, испытывающими значительные экономические и социальные трудности. Важнейшими решениями, предусмотренными Ло-мейскими конвенциями, являются системы стабилизации экспортных доходов развивающихся стран, применяемые почти к 50 видам экспортируемого сельскохозяйственного сырья. Они гарантируют им компенсацию в случае падения цен и доходов, а также распространяются на экспорт горно-добывающей продукции из стран АКТ. По условиям Конвенции на период 1990-1995 гг. было выделено 12 млрд. ЭКЮ в виде субсидий и льготных займов по сниженным процентным ставкам, а на 1996-2000 гг. - 13,3 млрд. СДР [2. С. 232].

Заключение Ломейских соглашений имело важное политическое значение. Они внесли значительный вклад в развитие диалога «Север - Юг». У сообщества появилась возможность сотрудничать с правительствами стран АКТ, в которых действуют различные политические режимы. Едва ли не единственный политический аспект, оказывающий серьезное влияние на стратегию Европейского союза (ЕС) в отношении стран АКТ, - это о соблюдении прав человека. Например, в рамках Ломе-^ впервые была предусмотрена более жесткая политика, вплоть до замораживания экономической помощи странам, где систематически нарушаются права человека.

В 1998 г. начался период двусторонних консультаций, центральной темой которых стала подготовка переговоров о будущих взаимоотношениях сторон после окончания срока действия Ломе-IV. Переговоры осложнялись тем, что реальные результаты предшествующего сотрудничества не во всем соответствовали заявленным целям и задачам. В течение ряда лет доля стран АКТ в торговом обороте ЕС неуклонно падала. Одно из основных положений Ломейских конвенций - свободный доступ на европейские рынки большинства товаров, произведенных в странах АКТ, практически перестало действовать после общего снижения таможенных пошлин на товары, поступающие на рынки ЕС. В итоге больше половины экспорта этих стран на европейские

рынки не пользуется теперь никакими льготами по сравнению с конкурирующими товарами из Азии и Латинской Америки. Лишь 7% товаров полностью подпадает под действие режима торговых преференций. Это касается в первую очередь бананов, рома, сахара и говядины. Однако даже такой «урезанный» режим преференций подвергается все большей критике со стороны ВТО, отстаивающей курс на дальнейшую либерализацию торговли.

23 июня 2000 г. в г. Котону (Бенин) был подписан договор о партнерстве между государствами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами - с другой (Договор Котону). В нем были заложены принципы, цели, главные направления и механизмы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет, а также предусматривалось сохранение одностороннего преференциального режима для экспорта из АКТ в страны ЕС по крайней мере до 31 декабря 2007 г. Договор предусматривал поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, который не будет базироваться на односторонних преференциях, а постепенно начнет формировать систему, основанную на принципах взаимности. Этапами этого процесса должны стать региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые, вступив в силу в 2008 г., подготовят создание свободных экономических зон в 2020 г.

Договор Котону предполагает постепенную и гармоничную интеграцию стран АКТ в систему мировой экономики на базе консолидации процессов региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Базовые принципы сотрудничества - уважение прав человека и демократических норм, а также режим справедливого правления были дополнены в договоре политическим диалогом между партнерами, который стал основным фактором для предоставления финансовой помощи Евросоюзом. Важными нововведениями стали дифференциация помощи, привлечение гражданского общества к сотрудничеству, поощрение частного сектора, а также поддержка проектов, связанных с охраной окружающей среды и добычей полезных ископаемых. В сфере финансирования программ содействия развитию и проведению реформ ЕС не только выполнил свои обязательства по предоставлению поддержки в размере 0,39% валового национального дохода (ВНД) к 2006 г., но и планировал увеличить этот показатель до 0,42% ВНД в 2007 г. [6].

Если взаимоотношения европейских государств с африканскими странами к югу от Сахары регулировались Ломейскими соглашениями, а в настоящее время - Договором Котону, то сотрудничество с государствами Северной Африки осуществляется в рамках Барселонского процесса, а также путем заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в социально-экономической сфере.

Основные направления средиземноморской политики ЕС были определены в Маастрихтском договоре, который вступил в силу 1 января 1993 г. В качестве одного из важных направлений деятельности сообщества договор провозгласил ассоциацию с заморскими странами и территориями, повторив формулировку Римского договора. Маастрихтский договор содействовал росту активности ЕС на средиземноморском направлении, в частности, укреплению взаимоотношений североафриканских и европейских государств.

Большое значение по продвижению ЕС в Средиземноморском регионе сыграла евро-средиземноморская конференция в Барселоне (27-28 ноября 1996 г.), в ходе которой была принята декларация, свидетельствующая об успехе новой средиземноморской политики ЕС. Евро-средиземноморское партнерство учреждалось на основании укрепления политического диалога, развития экономического, финансового и культурного сотрудничества. Цель декларации - создание общей зоны мира, процветания и стабильности. Разделы декларации охватывали различные сферы сотрудничества между государствами: политику, безопасность, экономику, финансы, социальные и гуманитарные проблемы. На конференции была также принята программа конкретных мер в области безопасности и военного сотрудничества. Партнерство в области экономики и финансов предусматривало введение к 2010 г. режима свободной торговли, создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку малых и средних предприятий, модернизацию сельского хозяйства, развитие системы водоснабжения, образование единой средиземноморской энергетической системы, совершенствование инфраструктуры с особым упором на развитие транспорта и телекоммуникаций.

На проходившем афро-европейском саммите в Каире (апрель 2000 г.) было заявлено, что «Барселонский процесс - это ось, вокруг которой развертывается внешняя политика ЕС в Средиземноморье, которое является регионом первостепенного значения» [4. С. 1-4]. Следует отметить, что встречи в рамках Барселонского процесса стали единственными форумами, на которых даже в периоды обострения ситуации на Ближнем Востоке были представлены все 27 государств-участников.

Каирский саммит, давший старт регулярному процессу консультаций между ЕС и африканскими странами, стал результатом готовности ЕС перейти к стратегии сотрудничества с Африкой в целом. На саммите рассматривались актуальные политические и экономические вопросы взаимоотношений ЕС со странами Африканского континента. При этом, несмотря на глобальный подход к сотрудничеству, региональные различия в целях и задачах, стоящих перед африканскими партнерами ЕС, продолжали сохраняться. Так, например, государства АКТ выдвинули требование начать переговоры о возвращении культурных ценностей, вывезенных в период колонизации в европейские метрополии. Почти все африканские страны в той или иной степени затрагивали вопрос о внешнем долге. В 2003 г. в Европе был проведен второй саммит ЕС -Африка, а 27 и 28 ноября 2005 г. в Барселоне проходил очередной Евро-Средиземноморский саммит, который был организован с целью придания нового импульса партнерству средиземноморских стран уже с 25 членами Евросоюза. Однако на саммите отсутствовали лидеры многих арабских стран, и его не удалось завершить подписанием финального документа. Несмотря на это Евросоюзу удалось совместно со средиземноморскими партнерами принять кодекс поведения по борьбе с терроризмом, включающий ряд конкретных положений, например, отказ от предоставления убежища террористам и совместная работа по реализации достигнутых в рамках ООН антитеррористических договоренностей. Был утвержден пятилетний план сотрудничества со Средиземноморьем, в который вошли меры по развитию демократии в ре-

гионе, поддержке бизнеса и экономических реформ, оказанию помощи в повышении уровня образованности населения и совместному решению вопросов иммиграции. К 2010 г. в Средиземноморском регионе предполагается создать зону свободной торговли, а к 2015 обеспечить получение всеми детьми начального образования (одна треть населения стран - партнеров ЕС в Средиземноморье моложе 15 лет) [5].

В рамках Единого средиземноморского партнерства (ЕСП) сотрудничество развивается на базе двусторонних соглашений об ассоциации, которые заменили заключенные в 1970-е гг. соглашения о сотрудничестве [4. С. 3].

25 февраля 2004 г. в Агадире Египет, Марокко, Иордания и Тунис подписали Агадирское соглашение о свободной торговле - первое соглашение о свободном обмене «Юг - Юг». Оно объединяет страны Северной Африки и Среднего Востока и создает новый рынок, включающий более 100 млн. жителей. Евросоюз обязался оказать данному объединению финансовую и техническую поддержку (4 млн. евро в рамках программ MEDA). Это первый конкретный шаг на пути создания в 2010 г. зоны свободного европейско-среди-земноморского обмена [3].

Через механизмы средиземноморских соглашений, а также в рамках АКТ, ЕС начал диалог с Африканским союзом, подразумевающий предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, а также поддержку со стороны ЕС Африканскому союзу и миротворческим операциям ООН на континенте. Партнерские отношения между ЕС и Африкой охватывают региональное сотрудничество, интеграцию и торговлю, борьбу с засухой и опустыниванием, меры против ВИЧ (СПИД) и инфекционных заболеваний, продовольственную безопасность, права человека, демократию и борьбу с терроризмом.

Выполнение поставленных целей и задач в существующих соглашениях о внешнеэкономических связях между ЕС и африканскими странами не только даст положительный результат в развитии дальнейшего сотрудничества, но и поможет повысить социально-экономический уровень жизни населения африканского континента.

Список литературы

1. Договоры, учреждающие Европейские ообщества. - М., 1994.

2. Европейский Союз : справочник-путеводитель / под ред. О. В. Буто-риной (отв. ред.), Ю. А. Борко, И. Д. Иванова. 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ИД «Деловая литература», 2003.

3. Морен О. Le partenariat euro-méditerranéen article publrné initialement dans la revue Études, février : пер. с франц. Е. П. Гречаной, 2005.

4. О торгово-экономических связях Евросоюза со странами Средиземноморья // БИКИ. - 2003. - 25 сентября.

5. Уткин С. ЕС пойдет на Юг. Восточноевропейский информационный портал // www.рrognosis.ru

6. http://ec.europa.eu/commission_barroso/president/index_en.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.