Научная статья на тему 'Механизмы политического взаимодействия стран Африки с Европейским союзом'

Механизмы политического взаимодействия стран Африки с Европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
908
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жульдас Окие Eтумби

Статья посвящена проблемам региональной безопасности в Африке, формирующейся под эгидой Африканского Союза, системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Political Interaction among African Countries and the European Union

The article deals with the problems of regional security in Africa, the interrelations among African countries and the European Union.

Текст научной работы на тему «Механизмы политического взаимодействия стран Африки с Европейским союзом»

ПРОБА ПЕРА

МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН АФРИКИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Окие Етумби Жульдас

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблемам региональной безопасности в Африке, формирующейся под эгидой Африканского Союза, системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира.

Оценки места и роли Африки в мировой политике довольно противоречивы. Страны «черного континента» составляют почти треть членов мирового сообщества и участвуют в решении актуальных международных проблем. Однако включение стран Африки в универсальные процессы формирования постбиполярного мира тормозится рядом факторов, прежде всего явным отставанием уровня экономического развития и демократизации по сравнению не только с ведущими индустриальными странами, но и с большинством развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Кроме того, к началу третьего тысячелетия за Африкой укрепилась репутация самой нестабильной в политическом смысле части земного шара, где отсутствуют современные условия для экономического роста [2. С. 49]. Вместе с тем сбалансированный анализ различных аспектов роли Африки в международных отношениях подтверждает одну из важнейших тенденций мировой политики начала XXI в., которая опирается на конструктивное сотрудничество всех участников и ориентируется на постепенное преодоление разрыва между Севером и Югом.

Поведение Африки в мире во многом определилось развитием глобальной международной ситуации конца XX — начала XXI века: с момента завершения распада социалистического блока Африка перестала быть ареной конфронтации Востока и Запада. Можно сказать, что она утратила свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке.

Изучение механизмов политического и экономического взаимодействия развитых и развивающихся стран, в частности, проблем сотрудничества стран — членов Европейского союза (ЕС) и стран Африки, представляет огромный теоретический и практический интерес. Контакты Европы с Африкой через миссионеров, торговцев и исследователей существовали задолго до установления европейского господства и образования Европейского Союза. Особое внимание в отношениях ЕС и Африки уделяется проблемам региональной безопасности в Африке, воз-

можностям европейских стран участвовать в формирующейся под эгидой Африканского Союза системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира. Эта форма сотрудничества уже осуществляется в Демократической Республике Конго (ДРК) с военным присутствием ЕС в рамках «совместной внешней политики и политики безопасности, Европейской политики безопасности и обороны» (СВППБ/ЕПБО), которая руководствуется своими интересами и ценностями, а также в контексте общей африканской политики Союза [6. С. 73]. Так же большое внимание уделяется проблеме иммиграции. Последние несколько десятилетий характеризуются невиданными масштабами миграции. Согласно данным ООН, с 1965 по 2000 г. численность международных мигрантов увеличилась с 75,2 млн до 175,0 млн человек, т.е. более чем вдвое. Сегодня каждый 35-й человек в мире является иммигрантом. За последние 20 лет доля иммигрантов европейского происхождения в населении ЕС практически не изменилась, в то время как доля не европейцев за 15 лет (с 1985 по 2000 г.) выросла в 1,5 раза и достигла 3,5 млн человек. А это значит, что каждый 30-й житель Европы по своему происхождению является не европейцем. Западная Европа стала одним из основных центров притяжения международных мигрантов. В настоящее время в Европе находится пятая часть всех мигрантов мира [4. С. 30]. Отличительная особенность европейской иммиграции — высокая концентрация иммигрантских этнических групп в определенных странах и регионах. Эта особенность проистекает из характера и направления миграционных потоков, возникших в послевоенный период. Во Франции, Великобритании, Нидерландах иммигранты — это, прежде всего, переселенцы из бывших колониальных владений. После распада империй они переехали в метрополии и сформировали здесь крупные этнические общины. Сотрудничество в области миграции ведется в рамках законодательства Европейского союза, оно предусматривает:

— депортацию нелегальных иммигрантов, которые находятся на территории страны — члена Европейского союза, по ее просьбе и без других формальностей;

— страны Африки обязуются принимать обратно нелегальных иммигрантов, в том числе берут обязательство приятия апатридов, которые прибыли на территорию указанной страны — члена Союза [5. С. 30].

После создания общего европейского рынка в 1957 г. бывшие колонии Франции, Бельгии, Италии, и Нидерландов пользовались режимом предоставления наиболее благоприятных условий получения помощи. Обретая независимость, бывшие колонии установили особые отношения с бывшими метрополиями. Один из примеров — Римский договор, обеспечивавший режим ассоциированных отношений. До конца 60-х гг. европейская политика предоставления помощи развивающимся странам Африки была ориентирована, главным образом, только на развитие бывших колоний европейских стран на этом континенте. Впоследствии общая политика сотрудничества Европейского Сообщества с африканскими странами была определена в Яундских соглашений (1963 и 1969 гг.) и Ломе (1975, 1979, 1984 и 1989 гг., пересмотрено в 1995 г.), которые обеспечивали постоянные

и паритетные контакты между сторонами. Необходимо отметить, что с 1957 г. согласно третьей статье Римского соглашения в европейско-африканских отношениях устанавливались принципы содействия торговле и предоставления помощи со стороны Европы (режим ассоциированного членства). На фоне проведения единой политики в формате ЕС — Африка дальнейшее развитие получает традиционное взаимодействие между отдельными европейскими и африканскими странами.

В целом развитие взаимоотношений подобного рода характеризуется рядом положительных результатов. Наибольшее значение для африканской стороны имеют меры, направленные на обеспечение стабильного экономического и социального развития африканских стран в долгосрочной перспективе, а также оказание гуманитарной и финансовой помощи беднейшим странам континента, содействие гармоничному и постепенному вхождению африканских стран в систему международных экономических отношений, борьба с бедностью и т.д. Кроме того, устойчивые отношения с ЕС способствуют развитию и общему укреплению демократии в Африке, созданию правовых государств, обеспечению соблюдения прав человека и т.д. ЕС и его члены в своих отношениях с африканскими государствами стремятся претворять в жизнь общий курс, выработанный в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

2 июля 1963 г. было подписано первое Соглашение в Яунде (Яундское соглашение), которое предусматривает предоставление 18 бывшим африканским колониям финансовой помощи и режима торгового благоприятствования.

Второе Соглашение Яунде было подписано 29 июля 1969 г. и затрагивает вопросы финансирования ряда проектов на территории Африки.

В соответствии с Арушским соглашением от 24 сентября 1969 г. три африканских страны — члены Британского Содружества присоединились к Соглашению Яунде.

Нефтяной кризис 70-х гг., повышение цен на сырье и диалог Север-Юг оказали большое влияние на переговоры ЕС с Африкой, результатом которых стало Ломейское соглашение. Основные принципы этого соглашения сводятся к соблюдению равенства партнеров, созданию договорной основы отношений, сочетанию предоставления помощи и развития торговли на долгосрочной основе [7. С. 17].

Первое Ломейское соглашение было заключено на пять лет, впоследствии оно продлялось и дополнялось в 1979 г. (второе Ломейское), 1984 г. (третье Ломейское) и 1989 г. (четвертое Ломейское). Четвертое Ломейское соглашение от 1989 г. было заключено на десятилетний период, но было пересмотрено в 1995 г. Первое Ломейское соглашение (1975—80 гг.) и второе Ломейское соглашение (1980—85 гг.) предусматривали приоритетное развитие промышленности и сельского хозяйства. На их основе был создан стабилизационный Фонд на базе доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции и стабилизационный Фонд на базе доходов от экспорта минеральных продуктов, с тем чтобы компенсировать снижение доходов от экспорта сырья. Третье Ломейское согла-

шение (1985—1990 гг.) придавало значение обеспечению продовольственной и экологической безопасности. Четвертое Ломейское соглашение (1990— 2000 гг.), пересмотренное в 1995 г., впервые затронуло связь между такими понятиями как права человека и социально-экономическое развитие. Четвертое Ломейское соглашение впервые подчеркивало важность соблюдения прав человека, уважения демократических принципов и необходимость создания правового государства. При этом оговаривалось, что нарушение этих принципов африканской стороной может повлечь за собой частичное или полное прекращение сотрудничества. В соглашении были определены характерные особенности сотрудничества между Европейским союзом и африканскими странами, которые заключаются в следующем:

— создан торговый режим, очень благоприятный для африканских стран;

— осуществляются значительные европейские инвестиции в экономику африканских стран;

— имеют место масштабные проекты взаимодействия как в промышленности, так и сельском хозяйстве;

— евро-африканская экономическая интеграция продолжает углубляться.

В соглашении уделялось внимание также тому, что торговые связи между Европой и Африкой развиваются в соответствии с режимом одностороннего благоприятствования африканским товарам, т.е. продукция африканского производства поступает на европейский рынок беспошлинно.

Несмотря на то, что Ломейские соглашения способствовали улучшению условий жизни, повышению уровня образования и здравоохранения в многочисленных странах Африки, вес Африки в международной торговле сократился, а ее экономическое состояние ухудшилось. Таким образом, «Ломейская система» не достигла одной из своих основных целей, заключавшейся в обеспечении экономического роста стран Африки. Ухудшение экономической ситуации сопровождалось международными конфликтами и гражданскими войнами. Помимо этого, в конце 80-х гг. существенным образом изменилась международная обстановка: пала Берлинская стена, активизировались процессы глобализации, стали обозначаться процессы сближения Европейского союза и стран Восточной Европы. Результатом этого стала относительная потеря интереса к предоставлению помощи Африке со стороны стран ЕС.

В 1996 г. Европейская комиссия провела широкое обсуждение соглашений Ломе. Позиция Европарламента была выражена в двух докладах, подготовленных Комиссией развития и сотрудничества.

Суть доклада референта ЕС по Африке Уильям Мартенса заключалась в необходимости восстановления равновесия в партнерстве ЕС со странами Африки, что заключается в повышении самостоятельности управления, увеличенной на пользующиеся выгодой страны, чтобы усиливать их потенциалы и замену многократных условий контрактов между партнерами [9. С. 4].

Доклад референта ЕС по Африке М. Рокард [10. С. 8] сводился к намерению установить более эффективный политический диалог, позволяющий вести свое-

временный мониторинг проблем двусторонних отношений, в том числе в сфере миграции, отказа от системы европейских закупок в пользу рыночных принципов сотрудничества. Согласно его докладу данные меры призваны содействовать развитию малого и среднего бизнеса, переходу к более современным формам экономического сотрудничества как на внутреннем, так и на международном рынке, стимулировать коммерческие инициативы населения (для этого была создана система кредитования), внедрение инноваций.

Европейский парламент настаивал на проведении конкретных реформ с тем, чтобы новое евро-африканское партнерство учитывало значимость предупреждения конфликтов, стимулировало долгосрочное развитие африканских стран, способствовало интеграции и международной специализации. Абсолютно новым здесь было выведение в разряд первостепенных целей повышения роли женщины в обществе, обеспечения равенства полов во всех сферах жизни африканского общества.

Африка является одним из глобальных приоритетов Европейского союза. Такой вывод делали по итогам саммита глав государств и правительств европейских и африканских стран 29 апреля 2000 г. в Каире [8. С. 4]. Сегодня, когда эйфория западноевропейских политиков по поводу безграничных возможностей осталась в прошлом, деловые и политические круги Старого Света начинают смотреть на Африку как на долговременного политического союзника и потенциального делового партнера [3. С. 50].

После полутора лет трудных переговоров (с сентября 1998 г. по февраль 2000 г.) 23 июня 2000 г. было подписано Котонусское соглашение (Бенин). В его разработке также принимали участие представители неправительственных организаций, некоммерческих объединений и частного сектора. Котонусское соглашение стало поворотом в отношениях между Европейским Союзом и странами Африки. Данное Соглашение продлевается каждые 5 лет дополнительным финансовым протоколом и имеет бюджет в размере 13,5 млрд евро на первые 5 лет. В своем нынешнем виде оно отражает глубокое содержание партнерства между странами Африки и Европейским Союзом, обеспечивает эффективный политический диалог между обеими группами стран, придает большое значение экономическому сотрудничеству и интегрированию стран Африки в мировую экономику. В качестве одной из главных целей сотрудничества обозначается борьба с бедностью. Одновременно Котонусское соглашение предусматривает активное участие в двусторонних отношениях коммерческих и некоммерческих объединений, а также проведение масштабной реформы финансовой системы Африки. Цель этих шагов состоит в том, чтобы после завершения переходного периода в 2008 г. создать зону свободной торговли между Европейским союзом и странами Африки или, принимая во внимание правила ВТО, внутриафриканскую зону свободной торговли. В период с 27 сентября 2002 г. до настоящего времени 76 стран юга участниц Соглашения Котону ведут в Брюсселе консультации, целью которых является заключение новых более детальных соглашений экономического характера с Европейским союзом. Данные консультации проводятся на регулярной основе и продлятся до декабря 2007 г.

Котонусское соглашение должно было вступить в силу после его ратификации всеми странами Европейского союза и 51 государством Африки. На конец марта 2003 г. его ратифицировали все страны — члены ЕС и 63 из 76 стран Африки. Соглашение вступило в силу 1 апреля 2003 г.

Соглашение в равной степени уделяет внимание политическому и экономическому партнерству. Политический аспект Соглашения предусматривает немедленное прекращение предоставления помощи странам африканского континента со стороны Европы в случаях серьезных нарушений прав человека, демократических принципов и принципов создания правового государства. В нем также затронута тема коррупции. В этом случае помощь также может быть приостановлена, однако требуется проведение предварительных консультаций. Новое Соглашение также вводит понятие «хорошего государственного управления» в странах Африки в качестве «фундаментального элемента» евро-африканского партнерства. Кроме того, оно впервые затрагивает вопросы миграции между Европейским союзом и странами Африки [1. С. 26].

В процессе развития отношений между Африкой и Европой и соответственно в тематике место африканских стран в политике Европейского союза можно выделить несколько принципиальных моментов (4. С. 30), которых являются ключевыми для Африки:

— достижение всеобщего начального образования;

— распространение тендерного равенства и большее вовлечение женщин в трудовую и общественную деятельность;

— сокращение детской смертности;

— совершенствование национального здравоохранения;

— борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;

— обеспечение экологической устойчивости;

— глобальное партнерство в развитии;

— торговля и развитие;

— региональное сотрудничество;

— политика сокращения бедности путем поддержки здравоохранения и образования;

— транспортная инфраструктура;

— продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельских районов;

— институциональное развитие, демократические институты управления и законность.

Широкий и постоянный политический диалог между ЕС и Африкой обеспечивает постоянный контроль за выполнением взаимных обязательств, в том числе и в сфере соблюдения прав человека.

Система взаимных предпочтений и особых отношений в соответствии с просьбами африканских стран продолжит свое существование до 2008 г. Параллельно страны Африки собираются начать переговоры о заключении соглашений и подготовке законодательной базы дальнейшего сотрудничества с ЕС в соответствии с более современными принципами международной торговли, которые будут применены в период с 2008 г. по 2020 г.

Европейский Союз верит в поиск многосторонних решений Африканских проблем. Поэтому он придает большое значение действенному принципу многосторонних отношений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бикбаев Р. Саммит ЕС и Африки // ИТАР-ТАСС, КОМПАС. — 2006. — № 8.

[2] Вишневский М.Л. Интересы США в странах Африки: Торгово-экономические интересы // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. — М., 2004.

[3] Пинг Ж. Глобализация, мир, демократизация и развитие в Африке. — М., 2004.

[4] Вагнер К. Глобальный игрок // Internationale politik, 5/2006-September-october april.

[5] Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. Актуальные проблемы Европы. — М., 2006.

[6] Эрхарт Ханс-Георг. Что делает ЕС в Конго? // Internationale politik, 3/2006-may-june.

[7] Brown Richard. European colonial rule in Africa: Africa south of the Sahara. — London, 1995.

[8] The EU-Africa dialogue, «Communication from the commission to the council» // Commission of the European community, Brussels, 23/06/2003-com (2003) 316 final.

[9] Rapport sur le Livre vert de la Commission sur les relations entre l’Union européenne et les pays d’Afrique à l’aube du 21 ème siècle: défis et options pour un nouveau partenari at 22 septembre 1997 (C0M(96)0570 — C4-0639/96) Commission du développement et de la coopération du Parlement européen Rapporteur: Wilfried Martens.

[10] Rapport sur la communication de la Commission sur les orientations en vue de la négociation de nouveaux accords de coopération avec les pays d’Afrique, des Caraïbes et du Pacifique (ACP) 4 mars 1998 (C0M(97)0537- C4-0581/97), Commission du développement et de la coopération du Parlement européen, Rapporteur: Michel Rocard.

MECANISMS OF POLITICAL INTERACTION AMONG AFRICAN COUNTRIES AND THE EUROPEAN UNION

Okye Etoumbi Juldas

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the problems of regional security in Africa, the interrelations among African countries and the European Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.