ПРОБА ПЕРА
МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН АФРИКИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
Окие Етумби Жульдас
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена проблемам региональной безопасности в Африке, формирующейся под эгидой Африканского Союза, системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира.
Оценки места и роли Африки в мировой политике довольно противоречивы. Страны «черного континента» составляют почти треть членов мирового сообщества и участвуют в решении актуальных международных проблем. Однако включение стран Африки в универсальные процессы формирования постбиполярного мира тормозится рядом факторов, прежде всего явным отставанием уровня экономического развития и демократизации по сравнению не только с ведущими индустриальными странами, но и с большинством развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Кроме того, к началу третьего тысячелетия за Африкой укрепилась репутация самой нестабильной в политическом смысле части земного шара, где отсутствуют современные условия для экономического роста [2. С. 49]. Вместе с тем сбалансированный анализ различных аспектов роли Африки в международных отношениях подтверждает одну из важнейших тенденций мировой политики начала XXI в., которая опирается на конструктивное сотрудничество всех участников и ориентируется на постепенное преодоление разрыва между Севером и Югом.
Поведение Африки в мире во многом определилось развитием глобальной международной ситуации конца XX — начала XXI века: с момента завершения распада социалистического блока Африка перестала быть ареной конфронтации Востока и Запада. Можно сказать, что она утратила свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке.
Изучение механизмов политического и экономического взаимодействия развитых и развивающихся стран, в частности, проблем сотрудничества стран — членов Европейского союза (ЕС) и стран Африки, представляет огромный теоретический и практический интерес. Контакты Европы с Африкой через миссионеров, торговцев и исследователей существовали задолго до установления европейского господства и образования Европейского Союза. Особое внимание в отношениях ЕС и Африки уделяется проблемам региональной безопасности в Африке, воз-
можностям европейских стран участвовать в формирующейся под эгидой Африканского Союза системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира. Эта форма сотрудничества уже осуществляется в Демократической Республике Конго (ДРК) с военным присутствием ЕС в рамках «совместной внешней политики и политики безопасности, Европейской политики безопасности и обороны» (СВППБ/ЕПБО), которая руководствуется своими интересами и ценностями, а также в контексте общей африканской политики Союза [6. С. 73]. Так же большое внимание уделяется проблеме иммиграции. Последние несколько десятилетий характеризуются невиданными масштабами миграции. Согласно данным ООН, с 1965 по 2000 г. численность международных мигрантов увеличилась с 75,2 млн до 175,0 млн человек, т.е. более чем вдвое. Сегодня каждый 35-й человек в мире является иммигрантом. За последние 20 лет доля иммигрантов европейского происхождения в населении ЕС практически не изменилась, в то время как доля не европейцев за 15 лет (с 1985 по 2000 г.) выросла в 1,5 раза и достигла 3,5 млн человек. А это значит, что каждый 30-й житель Европы по своему происхождению является не европейцем. Западная Европа стала одним из основных центров притяжения международных мигрантов. В настоящее время в Европе находится пятая часть всех мигрантов мира [4. С. 30]. Отличительная особенность европейской иммиграции — высокая концентрация иммигрантских этнических групп в определенных странах и регионах. Эта особенность проистекает из характера и направления миграционных потоков, возникших в послевоенный период. Во Франции, Великобритании, Нидерландах иммигранты — это, прежде всего, переселенцы из бывших колониальных владений. После распада империй они переехали в метрополии и сформировали здесь крупные этнические общины. Сотрудничество в области миграции ведется в рамках законодательства Европейского союза, оно предусматривает:
— депортацию нелегальных иммигрантов, которые находятся на территории страны — члена Европейского союза, по ее просьбе и без других формальностей;
— страны Африки обязуются принимать обратно нелегальных иммигрантов, в том числе берут обязательство приятия апатридов, которые прибыли на территорию указанной страны — члена Союза [5. С. 30].
После создания общего европейского рынка в 1957 г. бывшие колонии Франции, Бельгии, Италии, и Нидерландов пользовались режимом предоставления наиболее благоприятных условий получения помощи. Обретая независимость, бывшие колонии установили особые отношения с бывшими метрополиями. Один из примеров — Римский договор, обеспечивавший режим ассоциированных отношений. До конца 60-х гг. европейская политика предоставления помощи развивающимся странам Африки была ориентирована, главным образом, только на развитие бывших колоний европейских стран на этом континенте. Впоследствии общая политика сотрудничества Европейского Сообщества с африканскими странами была определена в Яундских соглашений (1963 и 1969 гг.) и Ломе (1975, 1979, 1984 и 1989 гг., пересмотрено в 1995 г.), которые обеспечивали постоянные
и паритетные контакты между сторонами. Необходимо отметить, что с 1957 г. согласно третьей статье Римского соглашения в европейско-африканских отношениях устанавливались принципы содействия торговле и предоставления помощи со стороны Европы (режим ассоциированного членства). На фоне проведения единой политики в формате ЕС — Африка дальнейшее развитие получает традиционное взаимодействие между отдельными европейскими и африканскими странами.
В целом развитие взаимоотношений подобного рода характеризуется рядом положительных результатов. Наибольшее значение для африканской стороны имеют меры, направленные на обеспечение стабильного экономического и социального развития африканских стран в долгосрочной перспективе, а также оказание гуманитарной и финансовой помощи беднейшим странам континента, содействие гармоничному и постепенному вхождению африканских стран в систему международных экономических отношений, борьба с бедностью и т.д. Кроме того, устойчивые отношения с ЕС способствуют развитию и общему укреплению демократии в Африке, созданию правовых государств, обеспечению соблюдения прав человека и т.д. ЕС и его члены в своих отношениях с африканскими государствами стремятся претворять в жизнь общий курс, выработанный в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
2 июля 1963 г. было подписано первое Соглашение в Яунде (Яундское соглашение), которое предусматривает предоставление 18 бывшим африканским колониям финансовой помощи и режима торгового благоприятствования.
Второе Соглашение Яунде было подписано 29 июля 1969 г. и затрагивает вопросы финансирования ряда проектов на территории Африки.
В соответствии с Арушским соглашением от 24 сентября 1969 г. три африканских страны — члены Британского Содружества присоединились к Соглашению Яунде.
Нефтяной кризис 70-х гг., повышение цен на сырье и диалог Север-Юг оказали большое влияние на переговоры ЕС с Африкой, результатом которых стало Ломейское соглашение. Основные принципы этого соглашения сводятся к соблюдению равенства партнеров, созданию договорной основы отношений, сочетанию предоставления помощи и развития торговли на долгосрочной основе [7. С. 17].
Первое Ломейское соглашение было заключено на пять лет, впоследствии оно продлялось и дополнялось в 1979 г. (второе Ломейское), 1984 г. (третье Ломейское) и 1989 г. (четвертое Ломейское). Четвертое Ломейское соглашение от 1989 г. было заключено на десятилетний период, но было пересмотрено в 1995 г. Первое Ломейское соглашение (1975—80 гг.) и второе Ломейское соглашение (1980—85 гг.) предусматривали приоритетное развитие промышленности и сельского хозяйства. На их основе был создан стабилизационный Фонд на базе доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции и стабилизационный Фонд на базе доходов от экспорта минеральных продуктов, с тем чтобы компенсировать снижение доходов от экспорта сырья. Третье Ломейское согла-
шение (1985—1990 гг.) придавало значение обеспечению продовольственной и экологической безопасности. Четвертое Ломейское соглашение (1990— 2000 гг.), пересмотренное в 1995 г., впервые затронуло связь между такими понятиями как права человека и социально-экономическое развитие. Четвертое Ломейское соглашение впервые подчеркивало важность соблюдения прав человека, уважения демократических принципов и необходимость создания правового государства. При этом оговаривалось, что нарушение этих принципов африканской стороной может повлечь за собой частичное или полное прекращение сотрудничества. В соглашении были определены характерные особенности сотрудничества между Европейским союзом и африканскими странами, которые заключаются в следующем:
— создан торговый режим, очень благоприятный для африканских стран;
— осуществляются значительные европейские инвестиции в экономику африканских стран;
— имеют место масштабные проекты взаимодействия как в промышленности, так и сельском хозяйстве;
— евро-африканская экономическая интеграция продолжает углубляться.
В соглашении уделялось внимание также тому, что торговые связи между Европой и Африкой развиваются в соответствии с режимом одностороннего благоприятствования африканским товарам, т.е. продукция африканского производства поступает на европейский рынок беспошлинно.
Несмотря на то, что Ломейские соглашения способствовали улучшению условий жизни, повышению уровня образования и здравоохранения в многочисленных странах Африки, вес Африки в международной торговле сократился, а ее экономическое состояние ухудшилось. Таким образом, «Ломейская система» не достигла одной из своих основных целей, заключавшейся в обеспечении экономического роста стран Африки. Ухудшение экономической ситуации сопровождалось международными конфликтами и гражданскими войнами. Помимо этого, в конце 80-х гг. существенным образом изменилась международная обстановка: пала Берлинская стена, активизировались процессы глобализации, стали обозначаться процессы сближения Европейского союза и стран Восточной Европы. Результатом этого стала относительная потеря интереса к предоставлению помощи Африке со стороны стран ЕС.
В 1996 г. Европейская комиссия провела широкое обсуждение соглашений Ломе. Позиция Европарламента была выражена в двух докладах, подготовленных Комиссией развития и сотрудничества.
Суть доклада референта ЕС по Африке Уильям Мартенса заключалась в необходимости восстановления равновесия в партнерстве ЕС со странами Африки, что заключается в повышении самостоятельности управления, увеличенной на пользующиеся выгодой страны, чтобы усиливать их потенциалы и замену многократных условий контрактов между партнерами [9. С. 4].
Доклад референта ЕС по Африке М. Рокард [10. С. 8] сводился к намерению установить более эффективный политический диалог, позволяющий вести свое-
временный мониторинг проблем двусторонних отношений, в том числе в сфере миграции, отказа от системы европейских закупок в пользу рыночных принципов сотрудничества. Согласно его докладу данные меры призваны содействовать развитию малого и среднего бизнеса, переходу к более современным формам экономического сотрудничества как на внутреннем, так и на международном рынке, стимулировать коммерческие инициативы населения (для этого была создана система кредитования), внедрение инноваций.
Европейский парламент настаивал на проведении конкретных реформ с тем, чтобы новое евро-африканское партнерство учитывало значимость предупреждения конфликтов, стимулировало долгосрочное развитие африканских стран, способствовало интеграции и международной специализации. Абсолютно новым здесь было выведение в разряд первостепенных целей повышения роли женщины в обществе, обеспечения равенства полов во всех сферах жизни африканского общества.
Африка является одним из глобальных приоритетов Европейского союза. Такой вывод делали по итогам саммита глав государств и правительств европейских и африканских стран 29 апреля 2000 г. в Каире [8. С. 4]. Сегодня, когда эйфория западноевропейских политиков по поводу безграничных возможностей осталась в прошлом, деловые и политические круги Старого Света начинают смотреть на Африку как на долговременного политического союзника и потенциального делового партнера [3. С. 50].
После полутора лет трудных переговоров (с сентября 1998 г. по февраль 2000 г.) 23 июня 2000 г. было подписано Котонусское соглашение (Бенин). В его разработке также принимали участие представители неправительственных организаций, некоммерческих объединений и частного сектора. Котонусское соглашение стало поворотом в отношениях между Европейским Союзом и странами Африки. Данное Соглашение продлевается каждые 5 лет дополнительным финансовым протоколом и имеет бюджет в размере 13,5 млрд евро на первые 5 лет. В своем нынешнем виде оно отражает глубокое содержание партнерства между странами Африки и Европейским Союзом, обеспечивает эффективный политический диалог между обеими группами стран, придает большое значение экономическому сотрудничеству и интегрированию стран Африки в мировую экономику. В качестве одной из главных целей сотрудничества обозначается борьба с бедностью. Одновременно Котонусское соглашение предусматривает активное участие в двусторонних отношениях коммерческих и некоммерческих объединений, а также проведение масштабной реформы финансовой системы Африки. Цель этих шагов состоит в том, чтобы после завершения переходного периода в 2008 г. создать зону свободной торговли между Европейским союзом и странами Африки или, принимая во внимание правила ВТО, внутриафриканскую зону свободной торговли. В период с 27 сентября 2002 г. до настоящего времени 76 стран юга участниц Соглашения Котону ведут в Брюсселе консультации, целью которых является заключение новых более детальных соглашений экономического характера с Европейским союзом. Данные консультации проводятся на регулярной основе и продлятся до декабря 2007 г.
Котонусское соглашение должно было вступить в силу после его ратификации всеми странами Европейского союза и 51 государством Африки. На конец марта 2003 г. его ратифицировали все страны — члены ЕС и 63 из 76 стран Африки. Соглашение вступило в силу 1 апреля 2003 г.
Соглашение в равной степени уделяет внимание политическому и экономическому партнерству. Политический аспект Соглашения предусматривает немедленное прекращение предоставления помощи странам африканского континента со стороны Европы в случаях серьезных нарушений прав человека, демократических принципов и принципов создания правового государства. В нем также затронута тема коррупции. В этом случае помощь также может быть приостановлена, однако требуется проведение предварительных консультаций. Новое Соглашение также вводит понятие «хорошего государственного управления» в странах Африки в качестве «фундаментального элемента» евро-африканского партнерства. Кроме того, оно впервые затрагивает вопросы миграции между Европейским союзом и странами Африки [1. С. 26].
В процессе развития отношений между Африкой и Европой и соответственно в тематике место африканских стран в политике Европейского союза можно выделить несколько принципиальных моментов (4. С. 30), которых являются ключевыми для Африки:
— достижение всеобщего начального образования;
— распространение тендерного равенства и большее вовлечение женщин в трудовую и общественную деятельность;
— сокращение детской смертности;
— совершенствование национального здравоохранения;
— борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;
— обеспечение экологической устойчивости;
— глобальное партнерство в развитии;
— торговля и развитие;
— региональное сотрудничество;
— политика сокращения бедности путем поддержки здравоохранения и образования;
— транспортная инфраструктура;
— продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельских районов;
— институциональное развитие, демократические институты управления и законность.
Широкий и постоянный политический диалог между ЕС и Африкой обеспечивает постоянный контроль за выполнением взаимных обязательств, в том числе и в сфере соблюдения прав человека.
Система взаимных предпочтений и особых отношений в соответствии с просьбами африканских стран продолжит свое существование до 2008 г. Параллельно страны Африки собираются начать переговоры о заключении соглашений и подготовке законодательной базы дальнейшего сотрудничества с ЕС в соответствии с более современными принципами международной торговли, которые будут применены в период с 2008 г. по 2020 г.
Европейский Союз верит в поиск многосторонних решений Африканских проблем. Поэтому он придает большое значение действенному принципу многосторонних отношений.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бикбаев Р. Саммит ЕС и Африки // ИТАР-ТАСС, КОМПАС. — 2006. — № 8.
[2] Вишневский М.Л. Интересы США в странах Африки: Торгово-экономические интересы // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. — М., 2004.
[3] Пинг Ж. Глобализация, мир, демократизация и развитие в Африке. — М., 2004.
[4] Вагнер К. Глобальный игрок // Internationale politik, 5/2006-September-october april.
[5] Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. Актуальные проблемы Европы. — М., 2006.
[6] Эрхарт Ханс-Георг. Что делает ЕС в Конго? // Internationale politik, 3/2006-may-june.
[7] Brown Richard. European colonial rule in Africa: Africa south of the Sahara. — London, 1995.
[8] The EU-Africa dialogue, «Communication from the commission to the council» // Commission of the European community, Brussels, 23/06/2003-com (2003) 316 final.
[9] Rapport sur le Livre vert de la Commission sur les relations entre l’Union européenne et les pays d’Afrique à l’aube du 21 ème siècle: défis et options pour un nouveau partenari at 22 septembre 1997 (C0M(96)0570 — C4-0639/96) Commission du développement et de la coopération du Parlement européen Rapporteur: Wilfried Martens.
[10] Rapport sur la communication de la Commission sur les orientations en vue de la négociation de nouveaux accords de coopération avec les pays d’Afrique, des Caraïbes et du Pacifique (ACP) 4 mars 1998 (C0M(97)0537- C4-0581/97), Commission du développement et de la coopération du Parlement européen, Rapporteur: Michel Rocard.
MECANISMS OF POLITICAL INTERACTION AMONG AFRICAN COUNTRIES AND THE EUROPEAN UNION
Okye Etoumbi Juldas
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya St., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the problems of regional security in Africa, the interrelations among African countries and the European Union.