Научная статья на тему '2003. 01. 018. Маккуин М. Преференции, предоставляе-мые ЕС наименее развитым странам. McQueen M. EU preferential market access conditions for the least developed countries // Intereconomics. Hamburg, 2002. Vol. 37, №2. P. 101109'

2003. 01. 018. Маккуин М. Преференции, предоставляе-мые ЕС наименее развитым странам. McQueen M. EU preferential market access conditions for the least developed countries // Intereconomics. Hamburg, 2002. Vol. 37, №2. P. 101109 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕС И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 018. Маккуин М. Преференции, предоставляе-мые ЕС наименее развитым странам. McQueen M. EU preferential market access conditions for the least developed countries // Intereconomics. Hamburg, 2002. Vol. 37, №2. P. 101109»

2003.01.018. МАККУИН М. ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕ-МЫЕ ЕС НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ.

McQUEEN M. EU preferential market access conditions for the least developed countries // Intereconomics. - Hamburg, 2002. - Vol. 37, № 2. -P. 101-109.

Сотрудник Редингского университета (Великобритания) анализирует преференции, предоставляемые ЕС наименее развитым странам (НРС) в рамках соглашения «Все, кроме оружия» (ВКО).

ЕС является крупнейшим рынком для НРС, на долю которого приходится 1/3 их совокупного экспорта (с.101). Из 49 НРС 40 стран имеют преференциальный доступ на рынок ЕС по условиям Ломейских конвенций (1975-2000) и соглашения о партнерстве, заключенного в Котону (2000), тогда как остальные 9 стран получают наименее щедрые льготы в соответствии с общей системой преференций (ОСП). Соглашение о партнерстве 2000 г. предполагает, что в результате многосторонних торговых соглашений не позднее 2005 г. будет обеспечен беспошлинный доступ на рынки ЕС практически всех продуктов из НРС. Однако упоминаемые переговоры до настоящего времени не начались. В марте 2001 г. в соглашение о партнерстве была внесена поправка, в соответствии с которой весь импорт из НРС (кроме оружия) освобождается от тарифов и квот. Свободный доступ на рынки ЕС вводился в действие немедленно, за исключением свежих бананов, риса и сахара, - по этим продуктам полная либерализация осуществляется по отдельному расписанию.

Соглашение ВКО может оказать противоречивое воздействие на ЕС, НРС и развивающиеся страны (РС), не входящие в группу НРС. Ряд стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ), не относящихся к НРС, может серьезно пострадать от нарушения их преференций. Производители «чувствительных» продуктов в ЕС также могут испытать отрицательное влияние соглашения ВКО, однако основную массу расходов, связанных с улучшением положения в НРС, понесут производители в других РС, уровень жизни в которых немногим выше, чем в НРС. Хотя в результате многосторонних торговых переговоров тарифы на готовую продукцию установлены в среднем на низком уровне, для «чувствительных» отраслей (текстильная, производство готовой одежды, бытовая электроника), в которых НРС имеют сравнительные преимущества (в электронике - на стадии сборки), они все еще имеют значение. В ЕС существует высокий уровень защиты

на сельскохозяйственные продукты и продукты рыболовства, любая степень обработки вызывает значительное повышение тарифов.

Автор отмечает трудность сравнения преференций, предоставляемых НРС, с уровнем тарифов, установленных для РС -конкурентов, поскольку ЕС имеет сложную и детально разработанную систему региональных торговых соглашений. В целом торговля РС с ЕС регулируется ОСП, в рамках которой НРС получают большие льготы, чем остальные РС. Значительно большие льготы получают также страны Андского пакта и Центральноамериканские страны (что имеет целью помочь им в борьбе с наркотиками). Торговля ЕС со странами АКТ регулируется соглашением о партнерстве, заключенном в Котону в 2000 г. В то же время ЕС предполагает создать к 2010 г. европейско-средиземноморскую зону свободной торговли и уже заключило соглашение о свободной торговле с девятью средиземноморскими странами (в дополнение к таможенному союзу, заключенному с Кипром, Мальтой и Турцией). Соглашения о свободной торговле заключены также с ЮАР и Мексикой, ведутся переговоры о заключении таких соглашений со странами Латинской Америки и Персидского залива. Заключены соглашения о торговле с десятью странами Центральной и Восточной Европы. Эта система преференциальных торговых соглашений похожа на «пирамиду привилегий», на вершине которой располагаются страны, получающие наибольшие льготы, а в основании - страны, пользующиеся только предоставляемым ВТО режимом наибольшего благоприятствования. На самом деле эта пирамида носит еще более сложный характер, так как все соглашения различаются по видам продуктов, охватываемых преференциями, размеру снижения тарифов, определением административных законов и процедур и т.д. Наиболее «чувствительные» продукты, экспортируемые НРС (продукты сельского хозяйства, садоводства и рыболовства), либо исключены из ОСП, либо преференции на них предоставляются только латиноамериканским странам в рамках специального режима борьбы с наркотиками.

Введение свободного доступа на рынки ЕС свежих бананов, сахара и риса выгодно для НРС, в наибольшей степени выиграют от этого НРС, не входящие в зону АКТ, не имевшие ранее преференций в торговле этими продуктами. Изменения в ОСП, предлагаемые Европейской комиссией на 2002-2004 гг., увеличат долю преференций, предоставляемых НРС. Эти изменения упростят структуру преференций, сохранят свободный доступ на рынок ЕС всех нечувствительных товаров

и заменят существовавшие ранее три категории чувствительных товаров (с разными уровнями защиты) одной.

Автор отмечает, что предсказать влияние соглашения ВКО на НРС, остальные РС, получающие преференции, и производителей ЕС трудно, однако можно утверждать, что это влияние будет невелико. Значительное расхождение между ценами на сельскохозяйственные продукты в ЕС и мировыми ценами, вызванное протекционистской единой сельскохозяйственной политикой, создает стимул для НРС заменить сельскохозяйственные рынки ЕС рынками других стран. Если цены в НРС ниже, чем в ЕС, первые могут экспортировать в ЕС произведенную для внутреннего пользования продукцию, заменив ее импортом по мировым ценам (как из ЕС, так и из других стран). В долгосрочной перспективе прибыльность рынка ЕС может стимулировать для развития экспорта прямые зарубежные инвестиции. Даже небольшое увеличение импорта из НРС на рынок ЕС, где спрос уже удовлетворен, может отрицательно повлиять на РС - экспортеров, не относящихся к группе НРС, и на производителей в ЕС.

Особенно острые противоречия могут возникнуть в торговле сахаром (производство сахарной свеклы находится под серьезной защитой ЕС). Планируемое увеличение экспорта сахара НРС не соответствует сценарию развития его производства в ЕС. Основными экспортерами сахара являются Судан, Мозамбик, Замбия, Эфиопия. До 1994 г. ЕС имел возможность продавать неограниченное количество сахара по демпинговым ценам, используя экспортные субсидии. Однако соглашение по сельскому хозяйству ВТО ограничило такой экспорт 2,8 млн. т. Эту величину ЕС уже исчерпал. Таким образом, свободный доступ сахара в ЕС из НРС должен будет прекратиться к 2009 г. Другими продуктами, которые могут повлиять на экспортеров, не входящих в группу НРС, и на производителей в ЕС, являются рис и свежие бананы.

Инициатива ЕС, направленная на упразднение импортных тарифов на продукцию, поставляемую из НРС, должна являться частью более широкого процесса торговой либерализации, осуществление которого невозможно без финансовой и технической помощи, необходимой не только для расширения производства в НРС и увеличения их экспорта, но и для удовлетворения требований рынка ЕС. Главным инструментом осуществления такого процесса либерализации являются ТНК. Однако для этого следует пересмотреть закон о «происхождении» продукта. Чтобы предоставить льготы НРС, ЕС должен оградить себя от импорта из

третьих стран, осуществляемого через НРС. Последние также заинтересованы в том, чтобы «происходящими» из этих стран считались только местные продукты или продукты, поступившие из третьих стран, но прошедшие в НРС достаточную степень обработки. В течение многих лет закон о «происхождении» продукта ЕС критиковался за превышение необходимого уровня регулирования торговли. Такие операции, как «простая сборка», считаются недостаточными для получения статуса товара, «происходящего» из данной страны. Для получения этого статуса необходимо, чтобы величина добавленной стоимости составляла 50-60% стоимости продукта (с.107). Но поскольку обрабатывающая промышленность в НРС развита достаточно слабо, в ней отсутствуют вертикальные связи в производстве, обеспечивающие достаточный уровень добавленной стоимости. Кроме того, вертикальная интеграция (например, в производстве готовой одежды) не соответствует современной глобальной стратегии ТНК, использующих различные географичес-кие зоны для разных производственных процессов.

Закон о «происхождении» является слабым местом в системе преференций, предоставляемых ЕС развивающимся странам, и особенно НРС. Преференции, предоставляемые последним, создают финансовые стимулы для вступления ТНК в контакт с этими странами, хотя закон о «происхождении» ограничивает связи ТНК с этими странами исключительно продуктами сельского хозяйства и садоводства. ЕС разрешил льготный доступ на свои рынки продуктов их НРС, производство которых связано с импортом продуктов из стран той же региональной группы, если величина вновь созданной стоимости экспортируемых товаров превышает стоимость импортируемых материалов. Такая ситуация приемлема для НРС только в том случае, если региональные партнеры могут обеспечить страну необходимыми промежуточными продуктами по цене, дающей возможность конкурировать на рынке ЕС.

В сентябре 2002 г. начнутся переговоры о новом соглашении об экономическом партнерстве между странами АКТ и ЕС, которое должно вступить в силу не позднее января 2008 г. В этом соглашении подчеркивается, что региональная интеграция является ключевым инструментом для интеграции стран АКТ в мировую экономику. В соответствии с этим соглашением предполагается вести переговоры не с отдельными странами АКТ, а только с группой в целом. Специальные преференции, предоставленные НРС в рамках соглашения ВКО, создают

потенциальные препятствия для заключения нового соглашения о партнерстве, поскольку практически все подгруппы стран АКТ, которые ведут эти переговоры, включают НРС. В настоящее время НРС получили свободный доступ к рынкам ЕС, они получат его также, включившись в новое соглашение о партнерстве, но в последнем случае они должны будут открыть свои рынки для беспошлинного импорта из ЕС. Это может как способствовать развитию торговли, так и препятствовать ему, вызывая высокие расходы на перестройку в НРС. В случае отказа НРС от участия в новом соглашении о партнерстве будет нарушен процесс региональной интеграции. Если новое соглашение о партнерстве обеспечит ускорение темпов роста региона, то НРС, не входящие в это соглашение, выиграют от этого ускорения лишь косвенно, что не соответствует их целям в долгосрочной перспективе. Чтобы не отталкивать НРС от нового соглашения о партнерстве, ЕС предлагает им осуществлять снижение импортных тарифов невысокими темпами и по истечении некоторого периода времени, а также обещает дополнительную помощь в адаптации к новому соглашению.

В заключение автор отмечает, что преференции, предоставляе-мые НРС в рамках соглашения ВКО, должны оцениваться в контексте общей торговой стратегии ЕС, направленной в настоящее время на заключение двусторонних преференциальных соглашений с увеличивающимся количеством стран, что не только сокращает эффективность преференций, предоставляемых НРС, но и обеспечивает ЕС непропорциональную долю выгод, получаемых от этой формы торговой либерализации. Решающим средством увеличения экспорта из НРС является привлечение к участию ТНК, для чего желательна либерализация закона о "происхождении", т.е. применение его с учетом структуры производства и уровня экономического развития НРС.

Н.Н.Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.