Научная статья на тему '98. 04. 098. Вольф С. Будущее сотрудничества между ЕС и странами акт. Wolf S. The future of cooperation between the EC and ACP countries// Intereconomics. Hamburg, 1997. - Vol. 32, n 4. - P. 126- 133'

98. 04. 098. Вольф С. Будущее сотрудничества между ЕС и странами акт. Wolf S. The future of cooperation between the EC and ACP countries// Intereconomics. Hamburg, 1997. - Vol. 32, n 4. - P. 126- 133 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЛОМЕЙСКИЕ КОНВЕНЦИИ / ПРЕФЕРЕНЦИИ (ТОРГ / ПОЛИТ.) / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- - ЕС / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 098. Вольф С. Будущее сотрудничества между ЕС и странами акт. Wolf S. The future of cooperation between the EC and ACP countries// Intereconomics. Hamburg, 1997. - Vol. 32, n 4. - P. 126- 133»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.04.001 -98.04.099

МОСКВА 1998

98.04.098

208

аргументы. Большинство ведущих политиков стран ЕС однозначно высказываются за введение союза 1 января 1999 г. Введение ЭВС может привести на последнем этапе к усилению спекуляций на валютных рынках, которые могут оказаться особенно болезненными для третьих стран.

В статье немецких авторов (3) отмечается, что Европейская комиссия (КЕС) официально санкционировала переход одиннадцати стран ЕС на единую валюту с 1 января 1999 г. Вместе с тем представители некоторых центральных банков считают, что включенные в список Италия и Бельгия не приложили достаточных усилий по сокращению долговых обязательств. Европейский валютный институт (ЕВИ), который со временем должен стать Европейским центральным банком, в докладе, посвященном формированию ЭВС, выразил по этому поводу серьезное беспокойство, уровня в 60% ВВП. Если рекомендации КЕС будут реализованы, ЭВС охватит территорию с более 300 млн. человек и 18,6% мировой торговли (3, с. V).

Доклад КЕС был с энтузиазмом встречен работодателями Германии и Франции, которые отметили, что для успешного развития валютного союза его членам необходимо провести социальные и налоговые реформы. По прогнозам, темпы экономического роста стран ЕС составят в 1998 г. 2,8% и в 1999 г. - 3% (3, с. V). По оценке специалистов, начало экономического подъема приведет к созданию в странах ЕС 3,4 млн. новых рабочих мест, поскольку экономика ЕС развивается в основном за счет внутреннего спроса, а не экспорта.

В.И. Шабаева

98.04.098. ВОЛЬФ С.БУДУЩЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И СТРАНАМИ АКТ.

WOLF S.The future of cooperation between the EC and ACP countries// Intereconomics. - Hamburg, 1997,- Vol. 32,N 4,- P. 126-133.

Сотрудник Гамбургского института отмечает, что первая Ломейская конвенция (ЛК-1) между "шестеркой" ЕЭС и 49 странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ) вошла в силу в 1975 г. Число участников четвертой ЛК(ЛК-4) возросло до 15 стран ЕС и 70 стран АКТ.

При реализации конвенции использовались следующие инструменты сотрудничества: а) преференциальные тарифы, применяемые ЕС, гарантирующие свободный доступ на рынки ЕС 99% экспорта стран АКТ; б) системы стабилизации доходов от экспорта сельскохозяйственных (Стабэкс) и сырьевых (Сисмин) продуктов, имеющие целью снизить зависимость стран АКТ от колебания мировых цен; в) финансирование создания инфраструктуры, образовательных программ и развитие маркетинга в странах АКТ.

Несмотря на эти меры, большинство стран АКТ до сих пор относится к категории беднейших стран мира: среднегодовой доход на душу населения в странах Африки южнее Сахары в 1993 г. был вдвое ниже, чем в среднем по развивающимся странам(РС) (с. 126). Ситуация в других странах АКТ немногим лучше. В 1975-1993 гг. доля стран АКТ в мировой торговле снизилась более чем в 2; при этом доля стран АКТ в общем импорте ЕС уменьшилась с 7,3 до 3%, а в импорте ЕС из. РС — с 16 до 9% (с. 127). По мнению автора, такая ситуация объясняется отсутствием в большинстве стран АКТ политической и экономической стабильности.

На практике, продолжает автор, роль механизма тарифных преференций невелика. Хотя Л К обеспечивают беспошлинный доступ на рынки ЕС почти всему экспорту из стран АКТ, существуют многочисленные чувствительные продукты (тунец, текстиль и др.), преференции по которым ограничиваются импортными квотами или законом о стране происхождения товара. Так как экспорт из стран АКТ в ЕС состоит в основном из чувствительных товаров, роль преференциальных тарифов оказывается либо незначительной, либо равной нулю. В последнее время значительно увеличился экспорт из стран АКТ товаров, не затронутых действием нетарифных барьеров (табак, пиломатериалы, цветы, экзотические фрукты и овощи, одежда).

Основываясь на модели общего равновесия автор исследует влияние тарифных преференций на объем торговли изолированно от других факторов. Он отмечает, что преференциальная система Л К увеличивает объем не только экспорта стран АКТ в ЕС, но и мировой торговли. По его мнению, страны АКТ получили бы большие выгоды, если бы шире открылись рынки ЕС для сельскохозяйственной продукции всех РС.

27-1-5790

98.04.098

210

В соответствии с новыми правилами ВТО роль тарифных преференций в будущем сократится, что приведет к уменьшению В результате объема экспорта из АКТ в ЕС ряда традиционных товаров (кофе, какао). В то же время либерализация торговли в других странах дает возможность экспортерам из стран АКТ использовать другие рынки. В долгосрочной перспективе, пишет автор, выгоды АКТ от общей либерализации мировой торговли превысят выгоды от преференций ЕС.

Еще более важным фактором роста экспорта их стран АКТ являются изменения, происходящие в самих этих странах. В результате проведения программ структурной перестройки, включающих снижение уровня протекционистской защиты, сокращаются ценовые искажения и повышается конкурентоспособность товаров, производимых в этих странах, что дает возможность диверсифицировать экспорт. Появляется возможность увеличения в экспорте доли готовой продукции (продуктов питания, мебели, одежды, кожаных изделий), а также услуг, связанных с компьютеризацией, развитием туризма. Однако для такого развития событий страны АКТ нуждаются в поддержке не только ЕС, но и всех промышленно развитых стран (ПРС). Следует отметить, замечает автор, что в последние годы заинтересованность ЕС в развитии стран АКТ как экономических партнеров значительно уменьшилась. Это объясняется изменением мирового политического климата, а также сокращением зависимости ЕС от стратегически важных поставок сырья.

В ноябре 1995 г. был подписан промежуточный отчет ЛК-4, в котором излагались новые условия сотрудничества. Одно из главных изменений, касающихся финансирования развития, состоит в разделении помощи развитию на две части. Первоначально страны АКТ получат 70% предназначенных им средств, а через три года, после анализа эффективности использования полученных средств и при условии удовлетворения всех предъявляемых требований, они получат оставшиеся 30%.

Возрастает роль торговли в ускорении процесса развития. Увеличение объема и диверсификация экспорта из стран АКТ товаров и услуг должны повысить их конкурентоспособность. Страны АКТ должны улучшить макроэкономические условия и систему норм регулирования, а также развить • физическую и организационную

инфраструктуру для поддержания торговли и инвестиций в частный сектор. В то же время следует улучшить доступ товаров из стран АКТ на рынки ЕС.

Однако льготы, предоставляемые ЕС странам АКТ и облегчающие последним доступ на рынки ЕС, не соответствуют ожиданиям стран АКТ. Тарифы и другие пошлины, прежде исключенные из преференций, сократились на 16%, однако преференции все еще не распространяются на маслины, вино и лимоны. Пошлины на крупы (в пределах квоты в 15 тыс. т)и свинину (в пределах 500 т) были сокращены на 50% (с. 132). Для всех других сельскохозяйственных продуктов квоты на преференциальные товары были увеличены. Однако этих мер явно недостаточно для того, чтобы страны АКТ смогли осуществить дифференциацию своего экспорта.

Определенные уступки странам АКТ были сделаны в отношении закона о стране происхождения товаров. Допускается расширительное толкование этого термина, включающее ряд соседних стран, что позволяет странам АКТ кооперироваться и использовать сырье и исходные материалы из соседних стран, не нарушая закона о стране происхождения. Однако на ряд •чувствительных - товаров (консервированный тунец, одежда) эти уступки не распространяются.

Автор высказывает сомнение в вероятности заключения ЛК-5. Во всяком случае, отмечает он, необходимы серьезные изменения в стратегии сотрудничества. ЕС ориентируется на более дифференцированный подход к странам, которым оказывается помощь. При осуществлении сотрудничества следует учитывать современный уровень развития РС и усилить взаимную ответственность стран-партнеров.

Странам АКТ для укрепления их связей с ЕС следует стремиться к осуществлению программ структурной перестройки и либерализации торговли. Единственный путь к ликвидации рыночных нарушений заключается в открытии рынков для всех иностранных поставщиков. Утверждение рыночных принципов ускорит экономический рост, что повысит привлекательность рынков стран АКТ для поставщиков из ЕС.

Н.Н.Иванова

27-1*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.