Научная статья на тему '2000. 03. 035-036. Образ Индии в культурной традиции Запада. 2000. 03. 035. Sen a. Indian traditions and the Western imagination // Daedalus. Cambridge (Mass. ), 1997. Vol. 126, N. 2. P. 1- 26. 2000. 03. 036. Richards J. F. early modern India and world history // J. of world history. Honolulu, 1997. Vol. 8, N. 2. P. 197- 209'

2000. 03. 035-036. Образ Индии в культурной традиции Запада. 2000. 03. 035. Sen a. Indian traditions and the Western imagination // Daedalus. Cambridge (Mass. ), 1997. Vol. 126, N. 2. P. 1- 26. 2000. 03. 036. Richards J. F. early modern India and world history // J. of world history. Honolulu, 1997. Vol. 8, N. 2. P. 197- 209 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОСТОК-ЗАПАД" ПРОБЛЕМА / ИНДИЯ КУЛЬТУРА ИСТОРИЯ / ИНДОЛОГИЯ ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВОСТОКЗАПАД / ОРИЕНТАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гордон А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 035-036. Образ Индии в культурной традиции Запада. 2000. 03. 035. Sen a. Indian traditions and the Western imagination // Daedalus. Cambridge (Mass. ), 1997. Vol. 126, N. 2. P. 1- 26. 2000. 03. 036. Richards J. F. early modern India and world history // J. of world history. Honolulu, 1997. Vol. 8, N. 2. P. 197- 209»

КУЛЬТУРА

2000.03.035-036. ОБРАЗ ИНДИИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДА.

2000.03.035. SEN A. Indian traditions and the Western imagination // Daedalus. - Cambridge (Mass.), 1997. - Vol. 126, N. 2. - P.1-26.

2000.03.036. RICHARDS J.F. Early Modern India and world history // J. of world history. - Honolulu, 1997. - Vol. 8, N. 2. - P.197-209.

Профессор Гарвардского ун-та (США) Амартья Сен оспаривает точку зрения Э.Саида о том, что стандартный образ Востока был создан во имя интересов Запада, отвечал потребностям Запада и был навязан Западом1 (035, с.4). Во-первых, "ориенталистская" концепция Саида не учитывает универсальности образа Другого при взаимо-действии различных культур, во-вторых, — разнообразия зап. подходов; в-третьих, - диалектич. связи между внешним образом той или иной азиатской страны и ее самовосприятием.

Еще Аль-Бируни в своей книге "Тарик аль-хинд" ("История Индии"), написанной в начале XI в., заметил, что арабы воспринимаются индийцами как антиподы им и как носители негативных черт, воплощение всего плохого и недостойного, что это - образ, созданный для того, чтобы "пугать детей". Арабский ученый отметил, однако, что по такому же правилу создан и образ индийцев у арабов. Он подчеркнул, что вообще подобное восприятие чужеземцев "является общим для всех народов по отношению друг к другу" (035, с.7). Эти универсалии и проявились в западной "ориентализации" стран и культур Азии. Однако нет единого зап. образа Востока и нет даже единой зап. методики построения этого образа.

Сен выделяет три зап. подхода, которые при их общих чертах и взаимодействии отвечали различным потребностям и не составляли в своей совокупности какого-то единого стандартного образа Востока. Это, по его определению, - "экзотистский", "наставнический" ("magisterial") и "кураторский"2 подходы. Первый ориентирован на поиск чудес, чего-то странного и удивительного. Второй связан с идеологич. обеспечением Раджа - английского колониального прав-ления. Для этого подхода Индия - подвластная территория, "великая сцена британской

1 Реферат книги Э.Саида "Ориентализм" см. выше: 001. — Прим. реф.

2 В первом варианте автор назвал этот подход "исследовательским" (035, с.23).

активности". Третий подход, в отличие от первого, выделяет не только странности в образе Индии; и, хотя его предста-вители тоже связаны с колониальным правлением, они более свободны от идеологич. установок. У этого подхода есть своя логика - внимание к самому объекту и заинтересованность в его познании (035, с. 4-5).

"Кураторский" подход проявлялся у арабских и китайских путешественников, затем у миссионеров-иезуитов, в частности у итальянца Р.Нобили, посетившего Юж. Индию в начале ХУП в. и приобретшего хорошие познания в санскрите и тамили. Этот подход был характерен и для ранних английских исследователей, прежде всего для У.Джонса (1746-1794). Юрист и служащий Ост-Индской компании, он прибыл в Индию в 1783 г. На следующий год, совмест-но с У.Гастингсом, основал Азиатское общество Бенгалии и предпри-нял широкое издание классич. текстов культуры древней Индии. Джонс считал, что он познал Индию лучше, чем кто-либо из европейцев до него. В списке интересовавших его тем — "индусский и мусульманский канон, современная политика и география Индуста-на, лучшие способы управления Бенгалией, арифметика, геометрия и смешанные науки азиатов, индийская медицина, химия, хирургия и анатомия, природные продукты Индии, азиатская поэзия, риторика и этика, музыка восточных народов, торговля, промышленность и сельское хозяйство Индии" (035, с.8-9).

Прямая противоположность Джонсу - Джеймс Милль (1773-1836), типичный и авторитетный представитель "наставнического" подхода. Он не был в Индии, не знал ни санскрита, ни живых языков страны, презирал индийские культурные традиции и игнорировал источники, поскольку считал индийцев заведомыми лжецами. Милль осуждал Джонса и его коллег из ранней администрации колониаль-ной Индии за то, что они "признали индийцев народом высокой цивилизации", тогда как, в представлении Милля, они "сделали лишь несколько первых шагов по пути к цивилизации" (035, с.10). Древ-нюю индийскую цивилизацию Милль относил к тому же ряду прими-тивных цивилизаций, что и китайскую, персидскую, арабскую. К вкладу индийцев в мировую культуру Милль относился нигилисти-чески. Все индийские открытия он считал спорными и, во всяком случае, несущественными с точки зрения тех достижений цивилизации, которые индийцам еще предстоит освоить.

Тем не менее именно книга Милля "История Британской Индии" (1817) стала главным пособием для колониальных правителей страны.

Она заложила основу колониалистской историографии, вокруг нее сложилась наиболее влиятельная английская традиция. Т.Б.Маколей (1800-1859) называл ее "величайшей исторической книгой" на английском языке после работ Гиббона. В своем проекте введения английского образования в Индии Маколей категорически отрицал какую-либо значимость культурной традиции страны для формирования новой индийской элиты. "Одна книжная полка в хорошей европейской библиотеке стоит всей туземной литературы Индии и Аравии", - заявлял он, хвастаясь, что совсем не знает ни санскрита, ни арабского и никогда не испытывал потребности в знакомстве с классикой Востока (035, с.12).

"Наставнический" подход стал распространяться и в США, о чем свидетельствует популярность книги Кетрин Мейо "Мать Индия" (1927), где Индия изображалась безнадежно деградировавшей страной, обреченной на материальную нищету и моральное разложе-ние. Помимо английских авторов, на Мейо повлияли империалистич. взгляды Т.Рузвельта, прославлявшего "бремя белого человека" в Азии. Характерно, что при опросе Г. Айзексом американских специалистов по Индии и Китаю в 1958 г. выяснилось, что наибольшее влияние в формировании их представлений об Азии сыграли Киплинг и Мейо1.

"Экзотистский" подход, подобно "кураторскому", восходит к древности, к запискам путешественников, только не арабским или китайским, а древнегреческим. Первым из них была "Индика" Мегасфена. Хотя как посол Селевка Никатора при дворе Чандрагупты Маурья он провел в Индии почти 10 лет (между 302 и 291 гг. до н.э.), его книга изобилует фантастич. описаниями. Поиск экзотики был характерен и для др. путешественников, как древности, так и средневековья, но наибольший расцвет этого подхода относится к ХУШ - началу Х1Х в. и связан с европейским романтизмом в образе, в первую очередь, германской философско-литературной традиции (И.Г.Гердер, Фридрих и Август-Вильгельм Шлегели, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр).

Немецкие романтики внесли определенный вклад в изучение Индии и популяризацию индологических исследований. Напр., Ф.Шлегель (1772-1829) стал одним из пионеров индо-европейского языкознания. Влияние, которое имело знакомство с индийской культурой на романтиков, несомненно; но цели их обращения к ней имели лишь

1 Isaaks H. Scratches on our minds. - Cambridge (Mass.): MIT press, 1958. См. также: Conflicting images: India a. the United States. - Glen Dale (Md.): Riverdale, 1990. Опис. по реф. источнику (035, с. 24).

косвенное отношение к Индии. Они использовали индийскую классич. традицию как опору в своем противостоянии современной зап. цивилизации и прежде всего в критике европейского рационализма, наследия Просвещения. Поэтому их отношение к Индии и ее культуре было непоследовательным.

Представители "экзотистского" подхода начинали с неумерен-ного восхваления и кончали выражением столь же неоправданного разочарования. Ф.Шлегель доказывал возможность вывести из индийской культуры все европейские культуры и призывал черпать на Востоке и особенно в Индии недостающую европейцу духовность. А.Шопенгауэр (1788-1860) находил индийские корни в Библии и утверждал, что именно этика Индии повлияла при переходе от Старого Завета к Новому. "Не удивительно, что многие из первоначальных энтузиастов вскоре разочаровывались, не найдя в индийской мысли того, что они сами в нее вложили" (035, с.15).

Характерна судьба популярности Р.Тагора. В начале ХХ в. лирич. талант и глубокая духовность бенгальского поэта находили восторженный прием в Англии и США. Но вскоре "хор обожания" (035, с.15), в котором звучали голоса Эзры Паунда, У.Б.Йитса и др., сменился полным равнодушием и даже высмеиванием. Так поступил, напр., Б.Шоу, создавший в одном из своих произведений карикатурный образ поэта. То же самое произошло в недавнее время с популярностью Махариши Махеш Йоги, которого сначала неумеренно прославляла группа "Битлс". Подобные восхваления только провоцируют расистские настроения и вообще отнюдь не способствуют сближению различных культур.

Подобные "волны" "экзотистского" энтузиазма не способство-вали и лучшему пониманию Индии. "Экзотистский" подход, выделяя в индийской культуре необычное для европейца, акцентировал культурные различия. Антиподом Запада была Индия и для "наставнического" подхода; и даже представители "кураторского" направления подсознательно искали прежде всего то, чего не находили в европейской культуре. В результате возник образ радикального несходства культур, было резко преувеличено значение мистич. учений и фидеистич. традиций.

Этот "внешний" образ Индии сильно повлиял на самовосприятие современных индийцев; однако нельзя утверждать, что он был просто навязан и Индия была "ориентализована" извне. "Экзотистское"

восхваление древнеиндийской духовной культуры льстило колониальной элите, внушало ей гордость, поддерживало самоуважение. Как фактор укрепления нац. самосознания, травмированного британским господством, гордость за культурное прошлое сделалась составной частью антиколониального национализма, вдохновлявшего борьбу за независимость. Признавая самоочевидное преобладание колонизаторов в материальной сфере, националисты с тем большей страстью отстаивали превосходство индийской духовности.

Даже из уничижительного "наставнического" подхода борцы за возрождение Индии умудрялись кое-что почерпнуть. Так, Ганди призывал индийцев читать книгу Мейо, чтобы из обрисованной ею мрачной картины рождалось чувство неприятия индийской действительности, а затем и стремление покончить с теневыми сторонами индийской жизни вроде кастовой дискриминации.

Неприятие апологетами колониализма вроде Милля научных открытий и технич. достижений древней культуры Индии оказалось на руку современным идеологам культа простых необразованных людей, отстаивающих решающую роль этих "подчиненных" в истории страны1. Противопоставление простого народа культурной элите, в свою очередь, стало аргументом для тех зап. историков, которые противопоставляют культурную традицию Индии культурному насле-дию Европы в виде древнегреч. философии. Вместо сопоставления с такими мыслителями, как Каутилья, Нагарджуна или Ариабхата, аристотелевскому или эвклидову анализу противопоставляются тра-диционные верования индийской деревни. В такой неплодотворной форме "Сократ встречается с индийским крестьянином" (035, с.20).

Совместными усилиями последователей империалист. истории Индии и современных националистов по-прежнему формируется односторонний и искаженный образ, абсолютирующий "специфику" и игнорирующий "глубоко укорененную разнородность индийских традиций" (035, с.3).

Специалист по истории Индии при правлении Великих Моголов Дж. Ричардс (Ун-т Дьюка, г. Дархэм, штат Сев. Каролина, США) также считает непродуктивной точку зрения, что доколониаль-ная Индия была чем-то "исключительным, уникальным, экзотичес-ким", страной, "как-то

1 Subaltern studies I: Writings on South Asian history a. soc. /ed. Guha R. - Delhi: Oxford univ. press, 1982; Selected subaltern studies / ed. Guha R., Spivak C. - N.Y.: Oxford univ. press, 1988. — Описано по реф. источнику (035,c.25-26).

обособленной от мировой истории". По его мнению, для истории Индии ХУ1-ХУШ вв. вполне подходит опреде-ление "раннее Новое время" (РНВ) и это определение предпочти-тельнее бытующих терминов "Могольская Индия", "Индия в позднем средневековье" или "поздне-доколониальная Индия"(036, с.197).

Применение к доколониальной истории Индии категории "Новое время" не только не заключает в себе дань европоцентризму, а, напротив, наносит удар по "европоцентристским диффузионистским мифам"1, т.е. по представлениям, что цивилизация Нового времени за пределами Европы явилась продуктом распространения исконной европейской цивилизации. Определение РНВ исходит из универсальности и повсеместности ряда процессов, которые привели к радикальному изменению способов "организации человеческого общества и взаимодействия одних обществ с другими и с природой" (036, с. 197).

Первым из этих процессов было "формирование глобальных морских путей, связавших все человечество единой транспортной сетью, которая отличалась повышенными возможностями и эффективностью" (036, с.198). Европа внесла наибольший вклад в создание такой системы, и это определило ее преобладание над др. обществами РНВ. Однако еще в средних веках обнаружилось тяготение последних к образованию межконтинентальных связей, и сложились три центра: европейско-средиземноморский, арабо-индийский и китайский. Причем экспедиции 1405-1433 гг. доказывают, что китайским мореплавателям были вполне под силу не только плавание вокруг Африканского континента, но и прохождение через Тихий океан в Новый Свет. Препятствием стала изоляционистская политика династии Мин (1368-1644).

Успехи мореплавания обеспечили складывание впервые в истории мировой экономич. системы, а рост международной торговли создал возможности для расширения экономики всех стран. Хотя мировыми торговыми и экономич. центрами в РНВ стали западноевропейские города - сначала Антверпен, затем Амстердам (1580-1740) и, наконец, Лондон, - а мировыми торговыми посредниками сделались голландские и английские Вест- и Ост-Индские компании, процесс носил истинно мировой характер. В нем принимали участие все страны мира. "Производство товарной продукции для расширившихся рынков

1 Blaut E.J.M. The colonizer's model of the world. - N.Y.: Guilford press, 1993. - P. 206 (036, c. 197).

сделалось общим признаком для обществ раннего Нового времени" (036, с.200).

Третьим универсальным процессом РНВ стало формирование централизованных крупных и стабильных гос. объединений - таких, как режим Токугава ("одно их мощнейших государственных образований своего времени"), Российская империя, абсолютистская французская монархия, королевство Великобритании и Ирландии, Османская империя и Сефевидское государство на Ближнем Востоке, держава Моголов, колониальные империи Испании и Португалии и Цинская империя (с "более эффективным и мощным государствен-ным аппаратом", чем обладала ее предшественница - династия Мин) (036, с.201).

Четвертый процесс - увеличение вдвое населения Земли: с 400-500 млн. в 1500 г. до 850-950 млн. к 1800 г., по оценке Ричардса (032, с.201). И этот процесс был универсальным. Так, население Японии за 1600-1720 гг. выросло с 12 до 31 млн., а России за 1722-1795 гг. - с 14 до 29 млн. Единственным исключением стала Америка, где как последствие эпидемий новых инфекционных заболеваний и жестокости колониального правления к 1800 г. население едва достигало половины из тех 50 млн., которые населяли континент в 1492 г. (036, с.202).

Пятый процесс - "интенсификация использования земли для расширения производства" (036, с.202). Помимо освоения европей-цами огромных территорий в Америке и Юж. Африке, происходила внутренняя колонизация в России, др. странах Европы, в Китае и азиатских странах. В ее ходе колонисты вытесняли, истребляли или порабощали местных жителей, занимавшихся экстенсивными формами землепользования: охота и собирательство, подсечно-огневое земледелие, кочевое скотоводство. В результате "обильные новые ресурсы - почва, древесина, дикая природа, минералы - были включены в концентрированные способы производства для расширяющейся мировой экономики" (036, с.203).

Шестой процесс включает "распространение некоторых новых технологий" (выращивание культур Нового Света, использование огнестрельного оружия, книгопечатание) и произошедшие под их воздействием изменения в социальной организации. Кукуруза и картофель увеличили продуктивность с.х. Старого Света. Кофе, чай и шоколад вместе с сахаром стали важным тонизирующим средством. Большое значение для изменения образа жизни европейцев и азиатов имел также табак. Широкое применение дорогостоящего огнестрельного

оружия потребовало совершенствования налоговой системы и привело к росту налогов, а следовательно, и к усилению гос. аппарата. Изменилась и военная организация: средневековое рыцарство стало вытесняться пехотой. Мощным фактором изменений стало распространение книгопечатания на новой основе. Использование подвижных металлич. форм (пресс Гутенберга) позволило упростить, а значит, и расширить книгопечатание, что обеспечило в долгосрочной перспективе европейское превосходство как над дальневосточными культурами, которые применяли деревянные формы, так и над ближневосточными, тяготевшими к сохранению рукописных способов поддержания культурной памяти.

Все эти процессы РНВ распространяли свое действие на субконтинент Юж. Азии. Индия обладала прочными и интенсивными морскими связями со странами Аравийского и Красного морей, Средиземноморского бассейна на западе и Бенгальского залива, Молуккских о-вов и китайских морей на востоке. Благодаря европейским торговым компаниям Индия оказалась включенной в глобальную систему морских связей и заняла значительное место в возникшей мировой экономич. системе. Ее алмазы, перец, хлопчатобумажные ткани, изделия из шелка находили новые рынки, в то же время Индия стала крупным импортером золота и серебра из Нового Света. Внешняя торговля оказывала несомненное воздействие на экономику страны. Одни голландские закупки бенгальского текстиля дали региону ок. 100 тыс. рабочих мест1. По новым оценкам, Индия выиграла вначале от возникновения мировой экономич. системы даже больше, чем Европа2. Индия постоянно имела положительный баланс внешней торговли, и ее потенциальная самодостаточность способствовала тому, что она меньше пострадала от фин. кризиса начала XVII в., чем др. страны, входившие к тому времени в мировую экономич. систему.

Индия РНВ была объединена под властью Великих Моголов, и эта держава представляла "динамичное централизованное государство", не уступавшее по своим качествам др. государствам того времени. Об эффективности могольского правления свидетельствуют налоговая система и поддержание порядка и стабильности на субконтиненте.

1 Prakash O. The Dutch East India company and the economy of Bengal, 1630-1720. -Princeton, N.J.: Princeton univ. press, 1985. Описано по реф. источнику (032, c.206).

2 Frank A.G. India in the world economy, 1400-1750 // Economic and political weekly. -1996, 27 July. - P. 50. Описано по реф. источнику (032,c.208).

Моголы не преодолели традиционной "сегментар-ности" индийской системы власти и не смогли заместить региональную аристократию централизованным бюрократич. аппаратом; однако и при колониальном правлении сдвиги в этом направлении были не столь радикальными.

Население Индии в период РНВ значительно выросло: со 100 до 185 млн. чел., по одним оценкам или со 140-150 до 200 млн. - по другим (036, с.207). В ХУП в. по стране широко распространились табак и кукуруза. В Индии производилось огнестрельное оружие, которое составляло основу военной силы Моголов. Не прививалось лишь книгопечатание, встречая активное сопротивление традициона-листских кругов. В целом очевидны и экономич. рост, и социальные перемены, появились новые культурные формы (в виде, напр., народных религиозных движений в Сев. Индии). Вопрос, однако, заключается в степени радикальности этих сдвигов: "Можно ли утверждать, что движение людей, товаров и идей стало за период раннего Нового времени более интенсивным?" (036, с.208).

А.В.Гордон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.