Научная статья на тему '2000. 03. 016. Каламитсис Е. , басу А. , дхура Д. Экономи-ческая стабилизация и рост в странах Африки южнее Сахары. Calamitsis E. , Basu A. , dhura D. adjustment and growth in Sub-Saharan Africa. Wash. : IMF, 1999 35 p'

2000. 03. 016. Каламитсис Е. , басу А. , дхура Д. Экономи-ческая стабилизация и рост в странах Африки южнее Сахары. Calamitsis E. , Basu A. , dhura D. adjustment and growth in Sub-Saharan Africa. Wash. : IMF, 1999 35 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 016. Каламитсис Е. , басу А. , дхура Д. Экономи-ческая стабилизация и рост в странах Африки южнее Сахары. Calamitsis E. , Basu A. , dhura D. adjustment and growth in Sub-Saharan Africa. Wash. : IMF, 1999 35 p»

ЭКОНОМИКА

2000.03.016. КАЛАМИТСИС Е., БАСУ А., ДХУРА Д. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ И РОСТ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ.

CALAMITSIS E., BASU A., DHURA D. Adjustment and growth in Sub-Saharan Africa. — Wash.: IMF, 1999 — 35 p.

Сотрудники МВФ пытаются выяснить, с чем связан перелом в экономич. развитии африканских стран (АфС), произошедший в 19951997 гг. В 1990-1994 гг. в АфС ВВП на душу населения падал на 2,2% в год. А с 1995 г. ВВП начал расти на 1,2%. Переход от экономич. спада к экономич. росту наблюдался в 37 из 46 АфС (с.12) (см. табл. 1).

Таблица 1 (с. 28)

Страна Среднегодовой спад ВВП (1990-1994 гг.), % Среднегодовой рост ВВП (1995-1997 гг.), %

Руанда 12,1 16,4

Ангола 8,0 7,1

Камерун 6,6 1,6

Того 3,9 3,6

Кот д’Ивуар 3,8 2,8

Малави 2,0 6,5

Сенегал 1,5 2,2

Мали 1,4 2,6

Кения 1,2 0,7

Мозамбик 0,7 4,1

Нигер 2,8 0,2

ЮАР 2,5 0,3

Буркина Фасо 0,5 2,4

Габон 0 2,3

В 1981-1984 гг. в 70% АфС наблюдался экономич. спад. В 19901994 гг. таких стран было 65%. А в 1995-1997 гг. — уже только 24%. Рост ВВП на душу населения более 2% в год наблюдался в 11% стран в 1981-1984 гг., и в 47% стран в 1995-1997 гг.

Обращают на себя внимание следующие факты. 1. Возрождение экономич. роста 1995-1997 гг. произошло одновременно с замедле-нием инфляции в АфС. Годовая инфляция в АфС снизилась с 31% в 1990-1994 гг. до 27% в 1995-1997 гг. Число стран с инфляцией более 10% в год снизилось с 25 до 17. При этом из 36 стран, где темпы инфляции упали, 30 улучшили показатели экономич. роста (с.12). Наиболее заметно снизилась инфляция в Кении — с 26,6% до 7,3%; в Экваториальной Гвинее — с 13,4 до 3,5%; ЮАР — с 12,9 до 8,2% и в Намибии — с 12,2 до 8,6% (с.28). Доля АфС с низкой инфляцией (где цены растут менее чем на 10% в год) в 1981-1984 гг. составляла 28%, в 1985-1989 гг. — 54%, в 1990-1994 гг. — 46%, в 1995-1997 гг. — 61% (с.13).

2. Возрождение экономич. роста совпало также с ростом сбережений в АфС. Во всех АфС отношение сбережений к ВВП, которое в 1990-1994 гг. составляло 16,0%, выросло после 1995 г. до 16,6%. Доля стран, где этот показатель превышает 20% ВВП, увеличилась с 16 до 25%. При этом в большинстве стран, где спад сменился ростом, наблюдалось увеличение сбережений. Из 37 АфС, перешедших к росту, сбережения увеличили 28 стран (с. 13). Кстати, сбережения росли в основном в тех странах, которые добивались успехов в борьбе с инфляцией. Из 28 АфС, где увеличились сбережения, 17 стран снизили свою инфляцию и 19 сохранили ее на уровне менее 10% в год.

3. Одновременно улучшилось и бюджетное положение в АфС. В 1995-1997 гг. только 1/4 АфС имела бюджетный дефицит 10% ВВП и больше, а в 1981-1994 гг. таких стран было примерно 40%. Доля АфС с бюджетным дефицитом менее 5% выросла с 16% в 1981-1989 гг. и 25% в 1990-1994 гг. до 27% в 1995-1997 гг. Напр., Экваториальная Гвинея снизила свой бюджетный дефицит с 27,7% ВВП в 1990-1994 гг. до 1,2% ВВП в 1995-1997 гг. Кот д’Ивуар — с 11,4 до 3,3%. Судан — с 10,8 до 2,3%. Кения — с 7,2 до 1,7%. Камерун — с 8,3 до 2,0%. ЦентральноАфриканская Республика — с 13,5 до 7,5%. Чад — с 13,9 до 10,9%. Конго — с 12,3 до 7,5%. Замбия — с 14,1 до 8,1%. У Нигерии дефицит в 1,8% ВВП превратился в префицит в 1,9% ВВП. А у Габона дефицит в 4% — в префицит тоже в 4% (с. 28).

4. В 27 АфС возросли инвестиции. Отношение всех (частных и государственных) инвестиций к ВВП АфС увеличилось в среднем с 16,8 до 17%. Отношение частных инвестиций к ВВП увеличилось с 12,0 до 12,7%. Наиболее заметно инвестиции возросли в Анголе (с 15,2 ВВП до 24% ВВП) и Экваториальной Гвинее (с 37,5 до 89,9%) (с.28).

5. Изменилась структура гос. расходов. Доля расходов на оборудование и здравоохранение увеличилась в 16 АфС из 32, а доля расходов на оборону упала в 19 АфС.

6. В АфС увеличился экспорт. В 1981-1994 гг. в 60% АфС ежегодный рост экспорта был менее 5%. В 1995-1997 гг. таких стран осталось только 30%. Доля стран, где экспорт увеличивался более чем на 10% в год, возросла с 22 до 33%. Отношение экспорта к ВВП АфС увеличилось с 27,5 в 1990-1994 гг. до 31,1% в 1995-1997 гг. В результате дефицит текущего платежного баланса АфС уменьшился с 5,2% ВВП до 4,1% ВВП (с. 14).

Есть основания полагать, что переход к экономич. росту был связан именно с этими фактами. Выглядит логичным, что снижение инфляции (в результате уменьшения бюджетных дефицитов) стимулировало население и предпринимателей к увеличению сбережений, сбережения превратились в банковские кредиты, а затем в производственные инвестиции, особенно в частном секторе. Увели-чение инвестиций привело к росту произ-ва. Рост экспорта еще более стимулировал произ-во. Наконец, увеличение расходов на здравоохранение и образование способствовало расширению притока квалифицированной рабочей силы в пром-сть, с.х. и сферу услуг. Надо заметить, что снижение инфляции, бюджетных дефицитов и увели-чение экспорта произошло не само по себе, а явилось результатом жесткой фин. политики и либерализации внешней торговли (умень-шение пошлин и введение рыночного валютного курса). Когда в АфС обсуждался переход к жесткой фин. политике, многие опасались, что она еще более усугубит экономич. спад. Однако начался экономич. рост. Следовательно, нет причин отказываться от такой политики.

Впрочем, пока темпы экономич. роста АфС недостаточны даже по сравнению с др. развивающимися странами. Чтобы стимулировать такой рост, необходимо прежде всего добиться значительного увеличения частных инвестиций. Для этого надо гарантировать макроэкономическую и политич. стабильность, обеспечить выполнение контрактов и свободу конкуренции, необходимо также более радикально уменьшить бюджетные дефициты, потому что они не только порождают инфляцию, но и отвлекают капитал с фин. рынка (для погашения дефицитов государство вынуждено прибегать к заимствованиям) и тем самым лишают произ-во инвестиционных ресурсов. Для снижения дефицитов необходимы глубокие налоговые реформы и сокращение

непроизводительных расходов. Наконец, нужно ускорить

внешнеторговую либерализацию — пока АфС здесь отстают от др. развивающихся стран. Импортные тарифы очень высоки (т. к. используются в качестве источника бюджетных доходов), но одновременно широко практикуется предоставление некоторым импортерам таможенных льгот. Отказ от этих льгот позволит снизить общий уровень импортных пошлин, а от экспортных пошлин вообще отказаться без ущерба для бюджета. Либерализация экспорта позволит его увеличить, а рост экспорта, как показывает пример восточноазиатских стран, является очень эффективным методом стимулирования экономич. роста вообще.

С.В.Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.