Научная статья на тему '2008. 02. 031. Драммонд П. Влияние нефтяных поступлений на сбережения и управление резервами в странах центральноафриканского экономического и валютного сообщества. Drummond P. implications of oil inflows for savings and reserve management in the CEMAC. - Wash. : IMF, 2007. - 25 р'

2008. 02. 031. Драммонд П. Влияние нефтяных поступлений на сбережения и управление резервами в странах центральноафриканского экономического и валютного сообщества. Drummond P. implications of oil inflows for savings and reserve management in the CEMAC. - Wash. : IMF, 2007. - 25 р Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ / НЕФТЕДОЛЛАРЫ АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев C. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 02. 031. Драммонд П. Влияние нефтяных поступлений на сбережения и управление резервами в странах центральноафриканского экономического и валютного сообщества. Drummond P. implications of oil inflows for savings and reserve management in the CEMAC. - Wash. : IMF, 2007. - 25 р»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

ЭКОНОМИКА

2008.02.031. ДРАММОНД П. ВЛИЯНИЕ НЕФТЯНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ НА СБЕРЕЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РЕЗЕРВАМИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СООБЩЕСТВА. DRUMMOND P. Implications of oil inflows for savings and reserve management in the CEMAC. - Wash.: IMF, 2007. - 25 р.

Сотрудник МВФ анализирует влияние доходов от нефтяного экспорта на экономику стран Центральноафриканского экономического и валютного сообщества (ЦАЭВС).

В ЦАЭВС входят Габон, Камерун, Республика Конго, Чад, Центрально-Африканская Республика (ЦАР), Экваториальная Гвинея. Из них только ЦАР не является нефтедобывающей страной. В 1999-2006 гг. из-за роста нефтедобычи в этих странах и быстрого повышения мировых цен на нефть наблюдалось очень значительное увеличение притока нефтедолларов в ЦАЭВС: в 1999 г. он составил около 5 млрд. долл., в 2000-2002 гг. - 7 млрд. ежегодно, в 2003 г. - 9 млрд., в 2004 г. -15 млрд., в 2005 г. - 20 млрд., наконец, в 2006 г. - 25 млрд. долл. В среднем нефтяные доходы стран ЦАВЭС за 2003-2006 гг. превышали эти доходы за 1999-2002 гг. на 10% совокупного ВВП этих стран. Исключением стал лишь Камерун, где из-за снижения нефтедобычи, несмотря на рост мировых цен, доходы уменьшились на 1% камерунского ВВП. Зато в Чаде нефтяные доходы 2003-2006 гг. были больше доходов 19992002 гг. в среднем на 38% ВВП, в Габоне - на 5, в Республике Конго - на 4, в Экваториальной Гвинее - на 2% ВВП (с. 4).

При этом Чад перешел от очень значительного отрицательного нефтяного внешнеторгового баланса, когда импорт нефти превышал ее экспорт, к столь же значительному положительному ба-

лансу (еще в 2003 г. чадский нефтяной импорт превышал экспорт, так что страна от роста мировых цен не выигрывала, а проигрывала). В Республике Конго, Экваториальной Гвинее и Габоне подобных радикальных изменений не было - там традиционно экспорт нефти значительно превышал ее импорт. Если в целом основную роль в увеличении притока нефтедолларов в ЦАЭВС сыграл все-таки рост нефтяных цен, то в двух странах - Чаде и Экваториальной Гвинее - наблюдался еще и значительный рост нефтедобычи.

В странах ЦАЭВС нефтедоллары стали играть значительно большую роль в бюджетных доходах: в 1999-2002 гг. нефтяные бюджетные доходы составляли в среднем 14% ВВП, не связанного с нефтедобычей, а в 2003-2006 гг. - уже 23%. При этом государству в среднем доставалось в виде налогов 40% нефтяных экспортных доходов (от 10% в Чаде, только начавшем развивать свой экспорт, до 60% в Камеруне, где нефтеэкспорт налажен давно) (с.6).

Надо заметить, что если разделить бюджет на нефтяную часть и часть, не связанную с нефтью, то рост нефтяных поступлений в бюджет ЦАЭВС не привел к росту дефицита части бюджета, не связанного с нефтью: он остался на уровне 14% «ненефтяного» ВВП. При этом в Чаде и Экваториальной Гвинее из-за роста бюджетных расходов дефицит все-таки увеличился, зато в Конго и Габоне из-за роста бюджетных доходов, не связанных с нефтью, этот дефицит уменьшился.

В то же время приток нефтедолларов в большинстве стран ЦАЭВС вызвал ухудшение текущего платежного баланса, не связанного с нефтью: в 1999-2002 гг. экспортные поступления составляли 40% «ненефтяного» ВВП, а дефицит текущего платежного баланса - 46, в то время как в 2003-2006 гг. эти доходы выросли до 61, а дефицит - до 62% (с. 7). Таким образом, рост нефтяного экспорта вызвал увеличение импорта товаров, не связанных с нефтью, и это увеличение не было компенсировано соответствующим ростом «ненефтяного» экспорта.

Результатом значительного увеличения притока нефтедолларов стала проблема их сбережения, поскольку не все нефтяные экспортные поступления тратились на оплату импорта продовольственных и промышленных товаров. На решение правительств стран ЦАЭВС, что делать с нефтедолларами, оказывает большое влияние то обстоятельство, что в ЦАЭВС имеется единый цен-

тральный банк (ЦБ), выпускающий единую валюту - африканский франк - по договоренности с казначейством Франции, которое требует поддерживать фиксированный курс этого франка к евро и его свободную конвертируемость по этому курсу. В соответствии с договоренностью фирмы стран ЦАЭВС не имеют права помещать иностранную валюту, полученную от экспорта, на счета в иностранных банках - каждая фирма должны перечислить эти деньги на родину и поместить в ЦБ. При этом ЦБ обязан зачислить 60% этой экспортной выручки на счет французского казначейства (такой норматив действует с июля 2007 г. - ранее требовалось зачислить на счет казначейства 65%; с июля 2008 г. норматив будет снижен до 55%; с июля 2009 г. - до 50%). Остальное включается в золотовалютные резервы ЦБ. Кредитование правительств стран ЦАЭВС происходит за счет денег, накопленных на счетах французского казначейства в ЦБ, и ограничивается 20% налоговых поступлений этих стран за предыдущий год.

Следствием такой системы, при которой все нефтедоллары непременно попадают в ЦБ, стало быстрое накопление золотовалютных резервов банка, которые достигли 9 млрд. долл., превысив по существующему курсу евро к доллару стоимость всех африканских франков, находящихся в обращении в ЦАЭВС (при том, что устав ЦБ требует покрытия резервами лишь 20% стоимости денег в обращении).

С 2006 г. ЦБ предложил правительствам стран ЦАЭВС открывать специальные сберегательные счета, фонды будущих поколений и нефтяные стабилизационные фонды. Каждая страна может положить на эти счета любые суммы в зависимости от своей бюджетной ситуации и соотношения расходов и доходов - деньги на этих счетах будут приносит более высокий процент, чем обычные депозиты (например, в марте 2007 г. обычные депозиты давали 2,8% годовых, депозиты в виде нефтяных стабилизационных фондов ЦБ - 3,1, депозиты в виде фондов будущих поколений - 3,3% годовых). Однако страны ЦАЭВС не проявили особого интереса к этой идее.

Спецификой ЦАЭВС является также то, что его члены обязались согласовывать свою бюджетную политику с общей валютной политикой - прежде всего не допускать чрезмерного роста бюджетного дефицита. Они должны добиться четырех целей: бездефицит-

ного базового бюджета (т.е. баланса текущих доходов и расходов без учета затрат на выплату и обслуживание внешнего и внутреннего долга); не более 3% годовой инфляции; государственного долга не более 70% ВВП; своевременного обслуживания внешних и внутренних долговых обязательств.

Большой приток нефтедолларов делает нынешнюю систему устаревшей. Например, лишилось смысла требование бездефицитного базового бюджета - из-за значительного увеличения экспортных поступлений базовый бюджет у всех участников сообщества стал профицитным (речь в данном случае идет об общем бюджете - как связанном, так и не связанном с добычей и экспортом нефти). Учитывая изобилие средств в бюджетах, лишилось смысла ограничение размера кредитов, которые ЦБ может выдавать национальным правительствам (лимитов в 20% налоговых поступлений за предыдущий год), - ограничение было вызвано лишь опасением, что правительство-должник при внезапном спаде налоговых поступлений просто не сможет расплатиться с ЦБ и обанкротится). Зато стал особенно заметным неопределенный подход ЦБ к собственным золотовалютным резервам; с одной стороны, они должны быть вложены в доходные ценные бумаги вроде краткосрочных облигаций американского казначейства, с другой стороны, они должны использоваться для финансирования импорта - импортеры должны иметь возможность менять франки на евро и доллары. «Более того, ЦБ собирается управлять фондами будущих поколений и нефтяными стабилизационными фондами так же, как управляет собственными резервами, - между тем ясно, что деньги из этих фондов должны быть вложены в долгосрочные и высокодоходные ценные бумаги, чего нельзя делать с деньгами из резервов. Наиболее разумным было бы разделить все валютные средства ЦБ на две части: одну использовать на оперативные нужды вроде покрытия дефицитов платежных балансов стран - участниц сообщества, а другую - на инвестиционные нужды» (с. 11). Наконец, страны ЦАЭВС указывали, что не особенно заинтересованы в идее стабилизационных фондов и фондов будущих поколений прежде всего потому, что ЦБ платит по ним слишком маленький процент: на европейском финансовом рынке депозиты приносят как минимум 4% годовых, а не 3,1-3,3%, предлагаемых ЦБ ЦАЭВС. Более того, правительства этих стран жалуются на то, что их фирмы именно

поэтому не хотят возвращать на родину все полученные от экспорта деньги, предпочитая с помощью различных уловок все-таки поместить их на высокодоходные счета в иностранных банках.

«Итак, при росте мировых цен на нефть главной проблемой становится управление валютными резервами: необходимо прежде всего разделить обычные резервы и фонды, в которых сберегаются нефтедоллары; создать механизм, который позволил бы поддерживать обычные резервы на уровне, достаточном для предотвращения валютных кризисов, столь типичных для развивающихся стран; наконец, разработать стратегию, позволяющую получать наибольшую финансовую отдачу от вложения нефтедолларов в ценные бумаги. Обычные валютные резервы надо продолжать инвестировать, исходя из соображений безопасности и ликвидности; деньги из фондов будущих поколений должны быть инвестированы в долгосрочные финансовые инструменты исключительно из соображений доходности, тем самым сделав, наконец, такие фонды привлекательными для центральноафриканских правительств» (с. 13).

C.B. Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.