Научная статья на тему '2010. 01. 026. Йорк Р. , Чжань Ц. Бюджетная уязвимость и устойчивость в нефтедобывающих странах Африки южнее Сахары. York R. , Zhan Z. fiscal vulnerability and sustainability in oil-producing Sub-Saharan African countries. - Wash. : IMF, 2009. - 41 р'

2010. 01. 026. Йорк Р. , Чжань Ц. Бюджетная уязвимость и устойчивость в нефтедобывающих странах Африки южнее Сахары. York R. , Zhan Z. fiscal vulnerability and sustainability in oil-producing Sub-Saharan African countries. - Wash. : IMF, 2009. - 41 р Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ НЕФТЯНЫЕ АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ) / НЕФТЕДОБЫЧА АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев C. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 026. Йорк Р. , Чжань Ц. Бюджетная уязвимость и устойчивость в нефтедобывающих странах Африки южнее Сахары. York R. , Zhan Z. fiscal vulnerability and sustainability in oil-producing Sub-Saharan African countries. - Wash. : IMF, 2009. - 41 р»

ЭКОНОМИКА

2010.01.026. ЙОРК Р., ЧЖАНЬ Ц. БЮДЖЕТНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ.

YORK R., ZHAN Z. Fiscal vulnerability and sustainability in oil-producing sub-Saharan African countries. - Wash.: IMF, 2009. - 41 р.

Сотрудники МВФ выясняют последствия рекордного роста мировых нефтяных цен до середины 2008 г., сменившегося их рекордным падением, для восьми нефтедобывающих африканских стран: Анголы, Габона, Камеруна, Кот-д'Ивуара, Нигерии, Республики Конго, Чада, Экваториальной Гвинеи.

Эти страны в совокупности в 2008 г. добыли 1,9 млрд. баррелей нефти, что составило примерно 5% мировой добычи. Больше всего нефти в Африке добывает Нигерия - около 40%; за ней следуют Ангола, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея -на каждую из этих стран приходится 5-6% африканской добычи; наконец, Камерун, Кот-д'Ивуар и Чад дают по 1-2%. Доказанные нефтяные резервы африканских нефтедобытчиков по состоянию на 2009 г. составляли 52 млрд. баррелей. Из них 70% (36,4 млрд. баррелей) приходится на Нигерию, 18% - на Анголу, 11% - на Габон, Камерун, Республику Конго, Экваториальную Гвинею, 1% - на Кот-д'Ивуар (с. 6).

Если исходить из нефтяных резервов и нынешних производственных возможностей, Нигерия сможет добывать нефть еще не менее 50 лет, Габон - еще 32 года (нефть там закончится к 2041 г.). В остальных рассмотренных странах нефтедобыча продлится до 2030-2035 гг. - при этом у Анголы и Камеруна нефть должна закончиться раньше, чем у других стран.

Можно заметить, что нефтедобыча в большинстве исследованных стран не обеспечила быстрый рост ни экономики в целом, ни того сектора экономики, который не связан с нефтедобычей. В частности, в Чаде в 2005-2008 гг. ВВП в среднем рос на 0% (при этом отрасли экономики, не связанные с нефтедобычей - показали ежегодный рост в 3,7% годовых). В Кот-д'Ивуаре темпы общего экономического роста составили всего 1,5% годовых, и рост отрас-

лей, не связанных с нефтедобычей, также составил 1,5% годовых. Более того, в некоторых странах ВВП, произведенный в самой нефтедобыче, испытывал не рост, а ежегодное сокращение, а это, естественно, тормозило общий рост ВВП. В частности, в Чаде нефтяной ВВП сокращался в 2005-2008 гг. ежегодно на 9,9%, в Нигерии - на 4,5, а в Камеруне - на 1,5%. Поэтому в Нигерии при темпах роста ВВП в отраслях, не связанных с нефтедобычей, в 8,9% годовых, общий рост ВВП составил только 6,0% годовых, а в Камеруне при росте ненефтяного ВВП 3,7% годовых общий рост ВВП составил 3,4% ВВП. Исключением в данном случае стали лишь Ангола и Экваториальная Гвинея. В Анголе ежегодный рост нефтедобычи на 15,0% сопровождался ростом ВВП в отраслях, не связанных с нефтью, в 21,9% годовых и общим ростом экономики в 17,9% в год. В Экваториальной Гвинее рост нефтедобычи на 4,3% сопровождался ростом ненефтяного ВВП в 31,0% и общим экономическим ростом в 11,0% годовых (с. 8).

В общей структуре экономики некоторых из рассмотренных стран нефтедобыча играет главную роль: 74,7% общего ВВП Экваториальной Гвинеи, 67,7 - Республики Конго, 57,4 - Анголы и 51,6% Габона. В Чаде и Нигерии в нефтедобыче производится меньше половины общего ВВП, однако ее роль чрезвычайно велика - она обеспечивает 45,7% общего ВВП Чада и 35,7% ВВП Нигерии. Но есть и страны, где в общем производстве доля нефтяного ВВП незначительна: в Кот-д'Ивуаре на нефть приходится только 3,5% ВВП, в Камеруне - 11%.

Однако даже в этих странах нефтяной экспорт дает значительную долю общих экспортных поступлений. На нефтедоллары в 2008 г. приходилось 33,3% всех доходов от экспорта Камеруна и 27,2% Кот-д'Ивуара. В наибольшей степени от экспорта нефти зависит Экваториальная Гвинея - там нефть в 2008 г. дала 98,9% экспортных поступлений. Далее следуют Ангола (95,6%), Республика Конго (87,7%), Чад (84,9%), Нигерия (83,9% ), Габон (77,3%) (с. 8).

От экспорта нефти чрезвычайно зависят бюджетные доходы. В пяти из восьми рассмотренных стран нефтяной экспорт дает более 2/3 доходов государственного бюджета. При этом в Экваториальной Гвинее бюджет на 93,5% состоит из нефтедолларов, а в Республике Конго - на 86,0% (с. 9). Таких высоких показателей

зависимости бюджета от нефти нет в нефтедобывающих странах в других регионах.

Казалось бы, при такой бюджетной зависимости от нефти беспрецедентный рост мировых нефтяных цен в 2005-2008 гг. (среднегодовые цены в этот период почти удвоились - с 53,35 долл. за баррель до 102,25 долл.) должен был дать африканским нефтедобывающим странам столь же беспрецедентную возможность ликвидировать бюджетные дефициты даже в условиях увеличения расходов на стимулирование экономического роста и борьбу с бедностью, а также выплатить внешнюю задолженность. Однако на деле получилось совсем не так. Лишь Нигерия и Габон направили часть нефтяных доходов на уменьшение внешнего долга - остальные нефтедобывающие страны свои долговые проблемы ничуть не облегчили. В пяти из восьми стран дефицит в той части бюджета, которая не связана с добычей нефти, в условиях сверхвысоких цен на нефть не уменьшился, а, наоборот, увеличился (исключением здесь стали только Нигерия, Габон и Республика Конго).

Рассмотренные страны показали не просто стремление тратить полученные нефтедоллары на значительное увеличение текущих бюджетных расходов, но в ряде случаев рост расходов превосходил рост нефтяных доходов. В 2006-2008 гг. в Чаде нефтяные бюджетные доходы увеличились на 100%, а текущие расходы - на 270%, в Экваториальной Гвинее доходы выросли на 45%, а расходы - на 100%, в Нигерии рост, соответственно, на 20 и 50%, в Камеруне - на 10 и 40%. В Анголе и доходы и расходы выросли на 80%. Только в Габоне, Кот-д'Ивуаре и Республике Конго рост расходов несколько отставал от роста текущих бюджетных расходов. Габон и Республика Конго увеличили свои поступления от экспорта нефти на 40%, а текущие бюджетные расходы - на 15%. Рост нефтяных доходов Кот-д'Ивуара составил 80%, а рост расходов -20% (с. 11). «Беспокоит то, что значительное увеличение государственных расходов не сопровождалось значительным улучшением в управлении государственными финансами или созданием специальных бюджетных институтов, которые могли бы ограничить эти расходы и обеспечить их эффективность и целесообразность. Увеличение госрасходов в таких условиях может служить свидетельством сохраняющейся неэффективности бюджетной политики в целом» (с. 12).

Обычно нефтедобывающие страны пытаются сдержать увеличение госрасходов в условиях быстрого роста мировых цен на нефть с помощью специальных нефтяных фондов или фондов будущих поколений - имеется в виду, что рост цен в конце концов сменится их падением и на поддержание текущих бюджетных расходов (или, как в Норвегии, на выплату пенсий) придется брать накопленные в фондах деньги. Из 31 нефтедобывающей страны в мире такие фонды в той или иной форме имеются в 21 стране. При этом из рассмотренных восьми африканских нефтедобывающих стран нефтяные фонды созданы лишь в двух - в Экваториальной Гвинее и Габоне.

Между тем начиная с середины 2008 г. африканские нефтедобывающие страны столкнулись с ситуацией, когда мировые нефтяные цены очень быстро упали и значительного роста их в ближайшие годы ждать не следует. Если еще в октябре 2008 г. МВФ прогнозировал в течение ближайших четырех лет среднюю мировую цену на нефть в 102,45 долл. за баррель, то в апреле 2009 г. фонд уже прогнозировал цену на нефть в 2009 г. в 52,00 долл. за баррель, а к 2013 г. ожидал ее повышения до 72,50 долл. за баррель. Таким образом, средняя цена за четыре года составит всего 65,00 долл. за баррель.

Из-за мирового финансового кризиса и падения мировых цен на нефть производство в секторах, не связанных с добычей нефти, в восьми рассмотренных нефтедобывающих странах, по прогнозам МВФ, должно упасть на 6,3% в 2009 г. и на 3,7% в 2010 г. (особенно глубокий экономический спад ожидается в Экваториальной Гвинее). Бюджетные доходы в этих странах в среднем упадут на 38% в 2009 г. и на 10% в 2014 г. Если в октябре 2008 г. МВФ ожидал, что общие бюджетные доходы в 2009 г. в нефтедобывающих африканских странах составят 226% ВВП, не связанного с добычей нефти, то теперь прогнозируется, что они составят всего 67% такого ВВП.

В итоге ожидавшийся в 2009 г. общий бюджетный профицит этих стран в 34% ненефтяного ВВП сменится бюджетным дефицитом в 3% такого ВВП (при этом особенно заметным будет ухудшение бюджетной ситуации в Республике Конго) (с. 19).

«Можно заключить, что в какой-то степени можно говорить о бюджетной устойчивости только Камеруна и Кот-д'Ивуара, - они

теоретически смогут покрывать нынешние бюджетные расходы за счет поступлений от экспорта нефти. В остальных шести странах денег на покрытие расходов в бюджете не хватит. Рекомендации могут быть такими: учитывая крайнюю нестабильность мировых нефтяных цен и возможность сокращения нефтяного производства в нефтедобывающих африканских странах, эти страны должны сделать все для того, чтобы либо сократить текущие расходы, либо увеличить налоговые доходы, - в противном случае очень велика вероятность бюджетного кризиса и невозможности обслуживать внешний долг. Одновременно они должны, наконец, начать более эффективно использовать имеющиеся поступления от экспорта нефти, расходуя их под строгим государственным финансовым контролем и, если мировые цены и текущая бюджетная ситуация позволят, все-таки откладывать деньги в специальные нефтяные фонды на случай внезапного и существенного ухудшения конъюнктуры мирового нефтяного рынка» (с. 39).

C.B. Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.