2000.02.028. ПРЕТОРИУС Б. ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ЭКОНМОИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ВЫБОРОМ.
PRAETORIUS B. South afrycan economic policy on the horns a dillemma // Econ. bull./ Deutshes Institut fur Writschaftsforschung.—B., 1999.—Vol. 36, N10.—P.2—29.
Немецкая исследовательница анализирует экономич. политику, проводимую в ЮАР с 1994 г. правительством Нельсона Манделы. Поставлена задача обеспечить быстрый экономич. рост (в частности, за счет привлечения иностранного капитала), повысить занятость и обеспечить более равномерное распределение доходов (ЮАР со времен апартеида занимает одно из первых мест в мире по разрыву в уровнях доходов различных групп населения). Предполагалось, что стимулировать произ-во и иностранные инвестиции позволит фин. стабильность —низкая инфляция, высокий курс нац. валюты, сбалансированный бюджет, небольшой внешний долг. В качестве образца использовались европейские страны, которые отличаются одновременно динамичным развитием произ-ва, привлекательностью для иностранного капитала и фин. стабильностью. В фин. стабилизации ЮАР добилась некоторых успехов. Бюджетный дефицит снизился с 8% ВВП в 1994 г. до 3,5% в 1998 г. Гос. внутренний долг с 1994 г. не увеличивался и составляет ок. 50% ВВП, что по международным меркам считается хорошим показателем. Внешняя задолженность также сравнительная невелика —29% ВВП. Важно, что более трети (36%) этого долга номинировано в нац. валюте —рандах. Это выгодно отличает ЮАР от всех остальных развивающихся стран, долг которых номинирован исключительно в иностранных валютах (прежде всего в долларах). В ЮАР меньше риск того, что обслуживание долга приведет к нехватке долларов и валютному кризису —как это произошло в восточноазиатских странах в 1997 г. (с. 23).
Но вот что касается экономич. роста, то здесь все обстоит по-другому. До 1998 г. произ-во действительно увеличивалось. Инвестиции в строит-во новых заводов росли на 10-20% в год, а темпы роста ВВП достигли 4,2%. Однако, с осени 1996 г. все изменилось. В 1997 г. темпы роста ВВП упали до 2,5%, а в 1998 г.— до 0,5%. В 1999 г. наблюдалось вообще сокращение произ-ва. С
безработицей ничего сделать так и не удалось: безработными остаются 34% экономически активного населения (с. 24).
Иными словами, в конечном итоге надежды на экономич. рост не оправдались. В какой-то мере это можно объяснить внешними факторами. С 1994 г. в ЮАР начал наблюдаться приток капитала (до этого в течение 10 лет капитал из страны только уходил). Инвесторы были воодушевлены отменой международных санкций, введенных в свое время против режима аппартеида. Восточноазиатский валютный кризис, начавшийся летом 1997 г., не настолько напугал зап. инвесторов, чтобы заставить их выводить капитал из ЮАР. А вот после российского фин. кризиса в августе 1998 г. зап. инвесторы стали спасать свои деньги, вложенные во все развивающиеся страны, в т.ч. и ЮАР. Если в первом полугодии 1998 г. чистый приток капитала в ЮАР составил 16 млрд. рандов, то во втором полугодии произошел чистый отток капитала в 26 млрд. рандов (с. 27). Между тем без притока иностранного капитала экономич. рост в ЮАР вряд ли возможен — собственного капитала там явно недостаточно (сбережения составляют лишь 14% ВВП, а обычная семья тратит почти все свои доходы, откладывая лишь 1,5%) (с. 28).
Но основной причиной неудачи была политика южноафриканского Центр. банка, пытавшегося всеми силами бороться с инфляцией и поддерживать стабильный курс нац. валюты. Инфляция в ЮАР оставалась на сравнительно невысоком уровне: в 1994 г.—9,0%, в 1995 —8,7, в 1996 —7,4, в 1997 —8,6, в 1998— 6,9% (с. 24). Однако за 1994-1998 гг. номинальная зарплата выросла на 50%, а производительность труда в пром-сти —всего на 15%; иными словами, номинальные издержки на рабочую силу увеличились на 35% (в какой-то мере это было последствием гос. политики стимулирования доходив малооплачиваемых слоев населения). Чтобы повышение зарплаты не вызывало инфляции, ЦБ ограничивал денежное предложение и повышал процентную ставку (в 1994 г. она составляла 12%, что само по себе очень много, а в 1998 г. достигала вообще 22%). Быстрый рост зарплаты при относительно небольшом росте цен на конечную продукцию снижал прибыльность произ-ва и делал любые пром. инвестиции невыгодными.
Процентная ставка повышалась не только для борьбы с инфляцией, но и для удержания курса ранда. Надо заметить, что до 1996 г. курс оставался относительно стабильным, несмотря на большой дефицит во внешней торговле с.-х. и пром. товарами. Экспорт золота, в то время компенсировал любой дефицит. Но ничего хорошего в стабильном курсе не было, потому что относительно дешевый доллар и относительно дорогой ранд мешал развитию пром. и с.х. экспорта (именно в это время ЮАР утратила свои позиции на мировых рынках). Когда в 1996 г. экспорт золота стал падать, дефицит внешнеторгового баланса вызвал тенденцию к девальвации ранда. Местные и иностранные спекулянты начали скупать доллары. Чтобы остановить падение курса, ЦБ в 1996 г. повысил процентную ставку с 15 до 17%. Кризис 1998 г. сопровождался не только бегством капитала, но и ажиотажным спросом на доллары —курс ранда упал сразу на 20%. процентная ставка, которая к тому времени была снижена до 15%, выросла сразу на 7%. Поскольку падение ранда в 1998 г. вызвало рост внутренних цен, ЦБ начал еще более решительно бороться с инфляцией.
При столь высоких процентных ставках и низкой прибыльности инвестиций ни о каком экономич. росте речи идти не может: местные предприниматели не могут и не хотят занимать деньги для вложения в произ-во. 'Южноафриканская экономическая политика столкнулась с неприятным выбором между денежной и бюджетной стабилизацией, с одной стороны, и быстрым развитием экономики, с другой... В целом, макроэкономическую стабильность следует приветствовать. Однако быстрое достижение таких амбициозных целей, как снижение инфляции и размеров внутреннего долга до уровня стран Западной Европы, представляется невозможным в странах вроде ЮАР, только строящих нормальную экономику. невозможным потому, что амбиции в данном случае мешают правительству нормально реагировать на повседневные экономические проблемы. Ясно, что в ЮАР удастся добиться низкой инфляции без того, чтобы вызвать экономический спад только тогда, когда зарплата будет расти в соответствии с непроизводительностью труда' (с. 28).
С.В.Минаев