Научная статья на тему '2000. 02. 028. Преториус Б. Южноафриканская эконмоическая политика перед неприятным выбором. Praetorius B. South afrycan economic policy on the horns a dillemma // Econ. Bull. / deutshes Institut fur Writschaftsforschung. B. , 1999. Vol. 36, N10. P. 2329'

2000. 02. 028. Преториус Б. Южноафриканская эконмоическая политика перед неприятным выбором. Praetorius B. South afrycan economic policy on the horns a dillemma // Econ. Bull. / deutshes Institut fur Writschaftsforschung. B. , 1999. Vol. 36, N10. P. 2329 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -ЮАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 028. Преториус Б. Южноафриканская эконмоическая политика перед неприятным выбором. Praetorius B. South afrycan economic policy on the horns a dillemma // Econ. Bull. / deutshes Institut fur Writschaftsforschung. B. , 1999. Vol. 36, N10. P. 2329»

2000.02.028. ПРЕТОРИУС Б. ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ЭКОНМОИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ВЫБОРОМ.

PRAETORIUS B. South afrycan economic policy on the horns a dillemma // Econ. bull./ Deutshes Institut fur Writschaftsforschung.—B., 1999.—Vol. 36, N10.—P.2—29.

Немецкая исследовательница анализирует экономич. политику, проводимую в ЮАР с 1994 г. правительством Нельсона Манделы. Поставлена задача обеспечить быстрый экономич. рост (в частности, за счет привлечения иностранного капитала), повысить занятость и обеспечить более равномерное распределение доходов (ЮАР со времен апартеида занимает одно из первых мест в мире по разрыву в уровнях доходов различных групп населения). Предполагалось, что стимулировать произ-во и иностранные инвестиции позволит фин. стабильность —низкая инфляция, высокий курс нац. валюты, сбалансированный бюджет, небольшой внешний долг. В качестве образца использовались европейские страны, которые отличаются одновременно динамичным развитием произ-ва, привлекательностью для иностранного капитала и фин. стабильностью. В фин. стабилизации ЮАР добилась некоторых успехов. Бюджетный дефицит снизился с 8% ВВП в 1994 г. до 3,5% в 1998 г. Гос. внутренний долг с 1994 г. не увеличивался и составляет ок. 50% ВВП, что по международным меркам считается хорошим показателем. Внешняя задолженность также сравнительная невелика —29% ВВП. Важно, что более трети (36%) этого долга номинировано в нац. валюте —рандах. Это выгодно отличает ЮАР от всех остальных развивающихся стран, долг которых номинирован исключительно в иностранных валютах (прежде всего в долларах). В ЮАР меньше риск того, что обслуживание долга приведет к нехватке долларов и валютному кризису —как это произошло в восточноазиатских странах в 1997 г. (с. 23).

Но вот что касается экономич. роста, то здесь все обстоит по-другому. До 1998 г. произ-во действительно увеличивалось. Инвестиции в строит-во новых заводов росли на 10-20% в год, а темпы роста ВВП достигли 4,2%. Однако, с осени 1996 г. все изменилось. В 1997 г. темпы роста ВВП упали до 2,5%, а в 1998 г.— до 0,5%. В 1999 г. наблюдалось вообще сокращение произ-ва. С

безработицей ничего сделать так и не удалось: безработными остаются 34% экономически активного населения (с. 24).

Иными словами, в конечном итоге надежды на экономич. рост не оправдались. В какой-то мере это можно объяснить внешними факторами. С 1994 г. в ЮАР начал наблюдаться приток капитала (до этого в течение 10 лет капитал из страны только уходил). Инвесторы были воодушевлены отменой международных санкций, введенных в свое время против режима аппартеида. Восточноазиатский валютный кризис, начавшийся летом 1997 г., не настолько напугал зап. инвесторов, чтобы заставить их выводить капитал из ЮАР. А вот после российского фин. кризиса в августе 1998 г. зап. инвесторы стали спасать свои деньги, вложенные во все развивающиеся страны, в т.ч. и ЮАР. Если в первом полугодии 1998 г. чистый приток капитала в ЮАР составил 16 млрд. рандов, то во втором полугодии произошел чистый отток капитала в 26 млрд. рандов (с. 27). Между тем без притока иностранного капитала экономич. рост в ЮАР вряд ли возможен — собственного капитала там явно недостаточно (сбережения составляют лишь 14% ВВП, а обычная семья тратит почти все свои доходы, откладывая лишь 1,5%) (с. 28).

Но основной причиной неудачи была политика южноафриканского Центр. банка, пытавшегося всеми силами бороться с инфляцией и поддерживать стабильный курс нац. валюты. Инфляция в ЮАР оставалась на сравнительно невысоком уровне: в 1994 г.—9,0%, в 1995 —8,7, в 1996 —7,4, в 1997 —8,6, в 1998— 6,9% (с. 24). Однако за 1994-1998 гг. номинальная зарплата выросла на 50%, а производительность труда в пром-сти —всего на 15%; иными словами, номинальные издержки на рабочую силу увеличились на 35% (в какой-то мере это было последствием гос. политики стимулирования доходив малооплачиваемых слоев населения). Чтобы повышение зарплаты не вызывало инфляции, ЦБ ограничивал денежное предложение и повышал процентную ставку (в 1994 г. она составляла 12%, что само по себе очень много, а в 1998 г. достигала вообще 22%). Быстрый рост зарплаты при относительно небольшом росте цен на конечную продукцию снижал прибыльность произ-ва и делал любые пром. инвестиции невыгодными.

Процентная ставка повышалась не только для борьбы с инфляцией, но и для удержания курса ранда. Надо заметить, что до 1996 г. курс оставался относительно стабильным, несмотря на большой дефицит во внешней торговле с.-х. и пром. товарами. Экспорт золота, в то время компенсировал любой дефицит. Но ничего хорошего в стабильном курсе не было, потому что относительно дешевый доллар и относительно дорогой ранд мешал развитию пром. и с.х. экспорта (именно в это время ЮАР утратила свои позиции на мировых рынках). Когда в 1996 г. экспорт золота стал падать, дефицит внешнеторгового баланса вызвал тенденцию к девальвации ранда. Местные и иностранные спекулянты начали скупать доллары. Чтобы остановить падение курса, ЦБ в 1996 г. повысил процентную ставку с 15 до 17%. Кризис 1998 г. сопровождался не только бегством капитала, но и ажиотажным спросом на доллары —курс ранда упал сразу на 20%. процентная ставка, которая к тому времени была снижена до 15%, выросла сразу на 7%. Поскольку падение ранда в 1998 г. вызвало рост внутренних цен, ЦБ начал еще более решительно бороться с инфляцией.

При столь высоких процентных ставках и низкой прибыльности инвестиций ни о каком экономич. росте речи идти не может: местные предприниматели не могут и не хотят занимать деньги для вложения в произ-во. 'Южноафриканская экономическая политика столкнулась с неприятным выбором между денежной и бюджетной стабилизацией, с одной стороны, и быстрым развитием экономики, с другой... В целом, макроэкономическую стабильность следует приветствовать. Однако быстрое достижение таких амбициозных целей, как снижение инфляции и размеров внутреннего долга до уровня стран Западной Европы, представляется невозможным в странах вроде ЮАР, только строящих нормальную экономику. невозможным потому, что амбиции в данном случае мешают правительству нормально реагировать на повседневные экономические проблемы. Ясно, что в ЮАР удастся добиться низкой инфляции без того, чтобы вызвать экономический спад только тогда, когда зарплата будет расти в соответствии с непроизводительностью труда' (с. 28).

С.В.Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.