Научная статья на тему '2001. 01. 024. Джонсон г. Сравнительные преимущества и возможные последствия планирования инфля-ции в ЮАР. Jonsson G. The relative merits and implications of inflation targeting for South Africa. Wash. ,IMF:1999. 24 p'

2001. 01. 024. Джонсон г. Сравнительные преимущества и возможные последствия планирования инфля-ции в ЮАР. Jonsson G. The relative merits and implications of inflation targeting for South Africa. Wash. ,IMF:1999. 24 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ИНФЛЯЦИЯ / ЮАР ИНФЛЯЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 024. Джонсон г. Сравнительные преимущества и возможные последствия планирования инфля-ции в ЮАР. Jonsson G. The relative merits and implications of inflation targeting for South Africa. Wash. ,IMF:1999. 24 p»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

ЭКОНОМИКА

2001.01.024. ДЖОНСОН Г. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФЛЯ-ЦИИ В ЮАР.

JONSSON G. The relative merits and implications of inflation targeting for South Africa. — Wash.,IMF:1999. — 24 p.

Сотрудник МВФ анализирует возможности борьбы с ростом цен в ЮАР с помощью прямого планирования инфляции (ПИ). До сих пор Центр. банку (ЦБ) ЮАР никак не удавалось добиться снижения инфляции, которая в 1985—1999 гг. составляла 10—20% в год. “Главной отличительной чертой планирования инфляции является то, что Центральный банк получает право полностью сосредоточиться на выполнении инфляционных плановых показателей в своей денежной политике. Планирование предполагает, что Центральный банк официально объявляет уровень инфляции на будущее и регулярно пересматривает свою денежную политику с тем, чтобы этот уровень не был превышен” (c. 4).

Есть много примеров, когда индустриальные страны (ИС) прибегали к ПИ. В октябре 1992 г. министр финансов Великобритании установил, что к весне 1997 г. инфляция должна находиться в пределах 1—4% в год, а в последующем не может превышать 2,5% (надо заметить, что в 1990—1991 гг. инфляция в Великобритании достигала 10% в год, а Банк Англии пытался планировать номинальный обменный курс фунта). В качестве показателя инфляции был выбран индекс розничных цен, исключая платежи по залогу недвижимости. Банку Англии было поручено устанавливать процентную ставку, руководствуясь исключительно этими плановыми заданиями. В январе 1993 г. Банк Швеции решил, что с 1996 г. инфляция должна составлять 2% плюс-

минус 1% (в 1990—1991 гг. инфляция превышала 10% в год, и Банк Швеции пытался планировать обменный курс кроны). В качестве показателя инф-ляции был выбран индекс потребительских цен. В феврале 1993 г. Банк Финляндии запланировал, что, начиная с 1996 г., инфляция должна составлять 2%. Показателем инфляции считался индекс пот-ребительских цен, исключая косвенные налоги, гос. субсидии, цены на жилищное строительство и платежи по залогу недвижимости. В ноябре 1994 г. Банк Испании установил, что к 1997 г. инфляция должна составлять 3%, а к 1998 г. — 2%. Показателем инфляции считался индекс потребительских цен. В 90-е гг. ПИ использовалось также в Новой Зеландии, Канаде, Австрали, Чехии (с.5).

Опыт этих стран показывает, что ПИ обычно бывает среднесрочным; планироваться могут либо определенный процент инфляции, либо некий диапазон, в котором должна находиться инфляция; в плановые показатели могут не включаться некоторые компоненты роста цен, вроде процентных платежей и налогов; планы могут устанавливаться либо ЦБ, либо Минфином. Надо заметить, что ЦБ во всех случаях сохраняет определенную свободу в проведении денежной политики в конце концов, ему дается несколько лет на выполнение плановых заданий, и за это время он может перепробовать несколько методов этой политики. С другой стороны, на ЦБ возлагается обязанность разъяснять правительству и гражданам, для чего он предпринимает те или иные шаги он должен доказать, что планы снижения инфляции в конце концов будут выполнены.

Главное преимущество ПИ — уменьшение неопределенности для предпринимателей и населения. Примерно ясно, какими в будущем могут оказаться потребительские цены. Разумеется, нельзя гарантировать, что ЦБ обязательно выполнит план, но хотя бы можно быть уверенным, что все его внимание будет сосредоточено исклю-чительно на инфляции. Если ПИ нет, то ЦБ обычно занимается какими-то др. задачами, и с инфляцией возникает полная неопреде-ленность. Напр., в случае спада в экономике, ЦБ начинает снижать процентные ставки и удешевлять кредит, не слишком заботясь о том, что это усиливает инфляцию. Для него в данном случае главное — стимулировать экономич. рост. Если нац. валюта начинает слишком укрепляться, то ЦБ также может снизить процентные ставки, чтобы удешевить валюту и стимулировать экспорт. Возможное ускорение инфляции его и в этом случае мало заботит.

Как показывает опыт, если предприниматели и население не боятся высокой инфляции, экономика развивается быстрее. Банки смело дают деньги в кредит, население не стремится немедленно потратить свои сбережения и кладет деньги на счета в банки, а предприниматели без опасений осуществляют долгосрочные и медленно окупающиеся капиталовложения.

У ПИ есть и недостатки. Гарантировать определенный уровень цен гораздо труднее, чем гарантировать определенный уровень процентных ставок или стабильный курс нац. валюты. В конце концов, процентные ставки и курс в большей степени зависят от ЦБ, чем инфляция. Рост розничных цен связан с состоянием потребительского рынка, который ЦБ непосредственно не регулирует. Процентные же ставки устанавливает сам ЦБ, а на курс нац. валюты он может повлиять с помощью валютных интервенций (или с помощью все тех же процентных ставок). Поэтому риск невыполнения плана в области инфляции довольно высок. А невыполнение плана лишает ПИ всякого смысла. Кроме того, сосредоточившись на инфляции, ЦБ вынужден совершенно не обращать внимания на последствия этого планирования для кредитного рынка и обменного курса. Определенность в одном порождает неопределенность в другом. Между тем, пред-принимателям и населению хотелось бы знать, какими в будущем окажутся не только розничные цены, но и процентные ставки и курс валюты. Их прогнозируемость также помогает кредитованию, инвестициям, экспорту и экономич. росту в целом. Впрочем, очевидно, что все сразу планировать нельзя. Нужно сделать выбор — либо инфляция, либо курс валюты и процентные ставки. Если преимущества ПИ превосходят его недостатки, следует сделать выбор именно в пользу ПИ.

Опыт ИС показывает следующее. Во всех странах, где в начале 90х гг. было введено ПИ, инфляция начала быстро снижаться. Напр., в Великобритании, где в момент введения ПИ инфляция составляла более 4%, уже через год она снизилась до 2%. В Финляндии инфляция, составлявшая 3%, через год после введения ПИ практически вовсе исчезла. Правда, во всех таких странах, кроме Канады, инфляция начала снижаться до введения ПИ. Кроме того, в ИС, не вводивших ПИ, инфляция в среднем тоже снизилась с 6% в 1991 г. до 2% в 1999 г. Но, как бы то ни было, ПИ оказалось успеш-ным — планы все же были выполнены.

ВВП в странах, использовавших ПИ, начал быстро возрастать. В Великобритании стагнация произ-ва сменилась ростом в 3-4% в год. В Финляндиии спад в 2% сменился ростом в 4-5%. В Швеции спад в 1% сменился ростом в 4%. Конечно, в других ИС, не применявших ПИ, примерно в это время стагнация произ-ва тоже сменилась ростом в 3-4%. Но в любом случае вреда от ПИ для экономич. роста не было — скорее польза (с .10).

Может ли ПИ быть применено в ЮАР? Для этого необходимо, чтобы от ЦБ не требовалось выполнять какие-либо иные задачи, кроме борьбы с инфляцией; чтобы ЦБ был полностью независим; и, наконец, чтобы в стране был достаточно развит финансовый рынок (действия ЦБ, например, повышение процентных ставок должны вызывать быструю реакцию банков и предприятий). ЮАР всем этим предварительным условиям вполне отвечает. От ЦБ там не требуется печатать деньги для покрытия бюджетного дефицита. Нет у него также обязательств поддерживать определенный обменный курс нац. валюты. Так что он может, при желании, сосредоточиться исключительно на борьбе с инфляцией, невзирая на последствия для бюджета и обменного курса. Что касается независимости ЦБ в определении целей и инструментов денежной политики, то она в ЮАР провозглашена законом. При желании ЦБ самостоятельно может ввести ПИ, и правительство не сможет ему в этом помешать. Впрочем, ЦБ и правительство ЮАР могут провозгласить переход к ПИ и совместно — это только придаст новой политике вес в глазах предпринимателей и населения. Наконец, в ЮАР имеется вполне развитый фин. рынок, похожий на рынки ИС. ЦБ выдает кредиты под залог государственных ценных бумаг, продает эти бумаги, если у банков слишком много свободных денег, и покупает их, если денег в экономике не хватает. Так что своими действиями ЦБ вполне способен воздействовать на уровень инфляции в стране.

Нужно ли применять ПИ в ЮАР? Надо заметить, что и сейчас ЦБ ЮАР использует нечто вроде ПИ, только неформально. Своей главной задачей он провозгласил “сохранение стоимости южноафриканской валюты”. Для этого, по его мнению, нужно снизить в ближайшие 3 года инфляцию до 1—5% в год, ограничить рост денежной массы до 6—10% в год и рост кредитования коммерческих банков до 10% в год. Так что при введении формального ПИ денежная политика ЦБ не должна существенно измениться. Изменится, в сущности, только одно -- ЦБ будет обязан выполнить план по инфляции. Сейчас мало кто верит, что

инфляция действительно снизится до 1—5% в год. Все обращают внимание на то, что ЦБ увеличивает денежную массу гораздо больше, чем на 10% в год, и ему приходится осуществлять долларовые интервенции для того, чтобы удержать курс нац. валюты — ранда — от падения. Все также согласны, что ЦБ, в общем-то, вправе это делать — он ничего никому не обещал. Если ЦБ примет на себя формальное обязательство добиться низкой инфляции, то это сделает инфляционные ожидания более определенными, уменьшит риск инвестиций в южноафриканскую экономику, приведет к снижению процентов по долгосрочным кредитам и, в конце концов, к росту долгосрочных капиталовложений.

“Главным последствием (и преимуществом) планирования инфляции в ЮАР будет усиление ответственности ЦБ за антиинфляционную политику и большая открытость его действий для предпринимателей и населения” (с.16). Разумеется, если планы снижения инфляции не будут выполнены, будет трудно определить, в чем истинная причина — в неправильных действиях ЦБ или в непреодолимых внешних обстоятельствах. Однако ЦБ всегда сможет сослаться на то, что все свои действия, пусть и неправильные, он осуществлял под общественным контролем.

Вместо ПИ можно возродить планирование денежной массы, которым Банк ЮАР занимался в середине 80-х гг. Тогда такая политика действительно позволила несколько замедлить инфляцию. Но в 90-е гг. из-за либерализации фин. рынка и валютообменных операций денежная масса начала быстро увеличиваться, планы перестали выполняться, и от них пришлось отказаться. Сейчас положение на рынке не изменилось, спрос на деньги остается очень большим и не находится под прямым контролем ЦБ. Поэтому, даже если снова начать планировать денежную массу, мало кто поверит, что такие планы можно выполнить.

Можно также вместо ПИ ввести валютный коридор, удерживая колебания номинального обменного курса в определенных пределах. Это также позволит несколько сдержать рост цен. Однако для ЮАР такая политика выглядит мало подходящей слишком сильно зависит обменный курс от настроений иностранных инвесторов, которые в любой момент могут начать выводить свои капиталы. Фиксация ранда вызовет у валютных спекулянтов искушение начать скупку долларов в ожидании неизбежной девальвации южноафриканской валюты. У Банка ЮАР

слишком мало золотовалютных резервов для того, чтобы противостоять таким атакам спекулянтов.

Т. обр., ПИ выглядит наиболее разумным методом борьбы с инфляцией. Кроме всего прочего, надо помнить о том, что ЮАР остается развивающейся страной, очень зависящей от притока иностранного капитала. Недавние валютные кризисы возникали в развивающихся странах, которые брали на себя формальные или неформальные обязательства поддерживать определенный обменный курс нац. валюты (и при этом не брали на себя никаких обязательств относительно инфляции). Иностранцы не слишком верили в надежность этих местных валют, поэтому на некоторое время вкладывали капитал в такие страны, а потом начинали его срочно изымать. Это вело к падению обменных курсов (и затем к росту инфляции). Если ЮАР введет ПИ, для иностранцев это будет очевидным свидетельством того, что ЦБ не собирается отказываться от плавающего курса ранда и фиксировать его. Значит, валютного кризиса в ЮАР не будет, и в нее можно безбоязненно вкладывать деньги.

С.В. Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.