Научная статья на тему '2005. 01. 023. Батини Н. Достижение и поддержание cтабильности цен в Нигерии. Batini N. achieving and maintaining price stability in Nigeria. - wash: IMF, 2004. - 35 p'

2005. 01. 023. Батини Н. Достижение и поддержание cтабильности цен в Нигерии. Batini N. achieving and maintaining price stability in Nigeria. - wash: IMF, 2004. - 35 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА НИГЕРИЯ / ИНФЛЯЦИЯ НИГЕРИЯ / ЭКСПОРТ НЕФТИ И ВАЛЮТНЫЙ КУРС НИГЕРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 023. Батини Н. Достижение и поддержание cтабильности цен в Нигерии. Batini N. achieving and maintaining price stability in Nigeria. - wash: IMF, 2004. - 35 p»

приоритет межафриканскому сотрудничеству и опоре на собственные силы.

2. С наступлением кризиса было бы менее разрушительно для экономики объявление дефолта по иностранным долгам, чем принятие программы структурных реформ, навязанных между-народными институтами. Эти программы «с самого начала оказались плохой сделкой, тем более что африканские страны выполнили возложенные на них обязательства, а богатые страны и их агентства - нет» (с. 35).

3. Африканские правящие режимы почти ничего не сделали, чтобы смягчить негативные последствия структурных реформ для своих граждан.

Ю.И.Комар

2005.01.023. БАТИНИ Н. ДОСТИЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЦЕН В НИГЕРИИ.

BATINI N. Achieving and maintaining price stability in Nigeria. - Wash: IMF, 2004. - 35 P.

Сотрудница МВФ выявляет причины высокой инфляции в Нигерии и возможные способы борьбы с ней.

Уже 20 лет лет нигерийские власти стремятся поддерживать стабильность цен и обменного курса национальной валюты (на это прямо указывается в программных документах Центрального банка Нигерии -ЦБН), полагая, что это позволит привлечь иностранный капитал и обеспечить приток импортных товаров. Однако особых успехов не видно. С начала 1980-х гг. по вторую половину 1990-х гг. среднегодовая инфляция составила примерно 30%. Потом, правда, она снизилась и не превышала 10% в г. Но с 2000 г. снова произошло ускорение инфляции: в 2000-2002 гг. цены росли в среднем на 18% в год (с. 5). Наиболее очевидной причиной была чрезмерная зависимость Нигерии от экспорта нефти, ведущая к нестабиль-ности бюджетных доходов. Во-первых, всегда было затруднительно предсказать колебания мировых цен на нефть; во-вторых, было непонятно даже, сколько нефти предстоит экспортировать Нигерии - она с 1958 г. является членом ОПЕК, а этот картель часто пересматривает производственные квоты своих участников в зависимости от нефтяных цен. В период высоких цен и большого экспорта нигерийский бюджет получал значительные доходы и наращивал расходы; когда же цены или экспорт падали, расходы не

сокращались, а нехватка доходов компенсировалась займами у ЦБН по льготной ставке - иными словами, печатанием денег.

Наращивание денежной массы, в свою очередь, вызывало рост цен. Еще одной возможной причиной инфляции стала открытость экономики Нигерии при относительно стабильном валютном курсе -иностранцам и местным предпринимателям было выгодно брать взаймы за рубежом и вкладывать деньги в Нигерию, выигрывая от местной сравнительно высокой процентной ставки. Ввезенную иностранную валюту покупал ЦБН, печатая для покупки деньги.

Какую валютную и денежную политику следует вести Нигерии, чтобы все-таки победить инфляцию? Ее валютную политику можно определить по классификации МВФ как «регулируемый плавающий курс». В июле 2002 г. ЦБН ввел систему валютных аукционов вместо прежнего межбанковского валютного рынка. Если на рынке банки покупали и продавали валюту по некоему определяемому ЦБН курсу (ЦБН снижал этот курс только в том случае, если спрос на валюту совсем уж явно превышал предложение), то на аукционе банки от лица своих клиентов предлагают за валюту любую цену - и курс определяется после того, как победитель аукциона совершит сделку. Эта система выглядит более близкой к полностью плавающему курсу; таким образом Нигерия постепенно движется к политике, которую можно назвать «стабильные цены при свободном курсе». Такую политику обычно проводят ведущие индустриальные страны. По-видимому, она годится и для Нигерии - если не удается одновременно добиться стабильности цен и курса, может быть, удастся добиться отдельно хотя бы первого.

Однако просто провозгласить лозунг победы над инфляцией недостаточно. В конце концов, Нигерия является не индустриальной, а развивающейся страной, а там лозунги не всегда реализуются. «Причина, по которой развивающиеся страны, открыто провозгла-сившие своей целью стабилизацию потребительских цен, обычно добиваются меньших успехов, чем борющиеся с инфляцией индустриальные страны, заключается в том, что в развивающихся странах макроэкономические показатели обычно вообще менее стабильны и предсказуемы; кроме того, государственные институты слабы и пользуются меньшим доверием граждан, чем в индустри-альных странах. Собственно, недоверие и непредсказуемость взаимосвязаны - если граждане видят, что положение в экономике нестабильно, они менее склонны верить обещаниям властей» (с. 9). С точки зрения макроэкономической нестабильности

Нигерия опережает не только индустриальные, но и большинство развива-ющихся стран. Например, в 1997-2002 г. индекс нестабильности темпов инфляции составил в Швейцарии 0,54%, в Великобритании -0,92, в Чили - 1,30, Бразилии - 2,11, Польше - 4,11, в Нигерии - 6,49%. А сама инфляция в среднем за год составила в Швейцарии - 0,85%, в Великобритании - 2,45, в Чили - 4,21, Бразилии - 5,99, Польше - 8,40, Нигерии - 10,71% (с. 11). Таким образом, у граждан Нигерии есть все основания сомневаться в том, что инфляция снизится и притом надолго. «Впрочем, не исключено, что в Чили и Бразилии индекс нестабильности инфляции (и сама инфляция) оказались ниже нигерийского как раз потому, что эти страны приняли в свое время программу стабилизации цен. Может быть, если Нигерия примет такую же программу, нестабильность у нее тоже снизится и граждане поверят, что государство отныне действительно будет действовать по-другому, например, перестанет брать взаймы у Центрального банка» (с. 12).

Помешать борьбе с инфляцией в Нигерии способна не только макроэкономическая нестабильность, но и открытость экономики, т. е. ее зависимость от внешней торговли и международного перетока капитала. Рост цен на импортные и экспортные товары подхлестывает внутреннюю инфляцию, если страна сильно зависит от экспортно-импортных операций. Очевидно также, что в стране с открытой экономикой на цены сильно влияет приток и отток иностранного капитала. Наконец, в открытой экономике для борьбы с инфляцией трудней применять повышение процентной ставки (именно этот метод используется в развитых странах вроде США); повышение ставки обычно вызывает повышение реального курса национальной валюты, а это чрезмерно стимулирует импорт и мешает экспорту. Нигерия значительно более открыта, чем многие развивающиеся страны - в частности те, где использовались правительственные программы борьбы с инфляцией (Чили, Бразилия, ЮАР). Если в качестве показателя открытости взять отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то у Чили открытость за последние десять лет в среднем была равна 0,15, у Бразилии - 0,20, у ЮАР - 0,49, а у Нигерии - 0,54.

Следует также учесть, что в развивающихся странах колебания обменного курса влияют на инфляцию в большей степени, чем в индустриальных. В последних курс валюты то растет, то падает, поэтому торговцы не особенно обращают на него внимание при установлении цены своих товаров, а граждане не требуют повышения зарплаты. В

развивающихся же странах курс национальной валюты обычно падает, поэтому торговцы при любом изменении курса автоматически повышают цены товаров, а граждане требуют индексации зарплаты. В Нигерии местная валюта - найра - до сих пор постепенно обесценивалась, несмотря на все старания властей обеспечить ее стабильный курс, и именно этим обесценением можно в значительной степени объяснить высокую инфляцию. За последние десять лет курс найры по отношению к доллару снизился примерно на 90% (с. 19).

«Так как в Нигерии влияние валютного курса на цены очень значительно, в этой стране будет довольно трудно обеспечить доверие к валютно-финансовой политике властей при выполнении плана стабилизации цен. Более того, даже объявив о переходе к политике свободно плавающего валютного курса, власти на самом деле будут постоянно пытаться удержать национальную валюту от падения с помощью привычных интервенций на валютном рынке - они по-прежнему станут бояться, что обесценение национальной валюты приведет к росту инфляции» (с. 15).

В свою очередь, обменный курс национальной валюты в Нигерии более зависим от внешней конъюнктуры, чем в индустриальных странах и многих развивающихся, потому что ее экспорт в основном состоит из нефти, которая дает 40% ниге-рийского ВВП и 95% поступлений иностранной валюты. Колебания цены нефти и объемов ее экспорта влияют на валютный курс стран, подобных Нигерии, непосредственно, в то время как индустриальные страны обычно экспортируют самые разнообразные промышленные товары, цены на которые не слишком меняются, а если какой-то товар дешевеет или вовсе перестает экспортироваться, на курсе валюты страны-экспортера это вряд ли отражается. Соответственно, перейдя к политике свободно плавающего курса, ЦБН никогда не будет знать, какого, собственно, курса ожидать -и ему будет очень трудно планировать инфляцию.

Наконец, даже при переходе к новой валютно-денежной политике государственный бюджет Нигерии будет по-прежнему зависеть от нефтяных доходов и испытывать нехватку денег в случае падения нефтяных цен. Более того, при явных бюджетных проблемах Нигерия будет испытывать трудности с обслуживанием внешнего долга и новыми внешними заимствованиями. Тем труднее окажется отказ от инфляционного финансирования бюджетных расходов и тем меньше будет доверия к антиинфляционным планам правительства.

Однако в любом случае другого выхода у Нигерии нет. Конечно, раньше популярным методом борьбы с инфляцией в развивающихся странах считалась жесткая привязка национальной валюты к доллару -предполагалось таким образом импортировать ценовую стабильность из США. При большом притоке иностранного капитала и значительных золото-валютных резервах на некоторое время инфляцию победить действительно удавалось. Но дело всегда заканчивалось атаками спекулянтов на национальную валюту (с попытками скупить как можно больше долларов, пока они дешевы), истощением золотовалютных резервов, крахом курса и катастро-фическим взлетом инфляции. Вряд ли Нигерии стоит повторять этот опыт, который окончательно лишит нигерийцев доверия к собственным властям. В пользу перехода к политике сдерживания инфляции и отказа от сдерживания курса говорит не только то, что такая политика применяется в индустриальных странах, но и то, что все остальное Нигерия уже испробовала и терять ей нечего.

С.В.Минаев

2005.01.024. СТАМБУЛИ К. КАК МАЛАВИ НАКОПИЛА ВНЕШНИЙ ДОЛГ?

STAMBULI K. How did Malawi accumulate external debt? - Siger working paper, Surrey, 2003. - 13 р.

Сотрудник Суррейского института глобальных экономических исследований (Великобритания) выясняет, откуда взялся внешний долг Малави (2,5 млрд. долл.) и почему с 1964 г., когда эта страна получила независимость, внешний долг вырос в 44 раза, тогда как производство -менее чем в 10 раз (а значит, иностранные заимствования не очень помогли экономике).

Малавийский внешний долг впервые начал быстро расти в 19701975 гг., когда он увеличился сразу в 2,5 раза - со 121 млн. долл. (44% ВВП) до 307 млн. (51% ВВП). Расходы на выплату процентов по долгу выросли с 9,1% малавийского экспорта до 10,1% (с. 3). Наиболее очевидной причиной этого были мировые цены на нефть. Если до 1971 г. они падали (в 1960 г. саудовская нефть стоила 1,5 долл. за баррель, в 1970 - 1,3 долл.), то затем начали быстро расти - в 1973 г. за баррель уже давали 2,7 долл., а в 1974 - 10 долл. Так как Малави полагалась исключительно на нефть для удовлетворения энергетических нужд, стоимость ее импорта существенно возросла и к 1975 г. дефицит текущего платежного баланса достиг 86 млн. долл. (14% ВВП). Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.