Научная статья на тему '2005. 02. 030. Ван Вейк Дж. , дамер У. , касти М. Управление риском и деловая среда в Южной Африке. Van Wyk J. , Dahmer W. , custy M. risk management and the business environment in South Africa // long range planning. - Oxford, 2004. - Vol. 32, n 3. - P. 259-276'

2005. 02. 030. Ван Вейк Дж. , дамер У. , касти М. Управление риском и деловая среда в Южной Африке. Van Wyk J. , Dahmer W. , custy M. risk management and the business environment in South Africa // long range planning. - Oxford, 2004. - Vol. 32, n 3. - P. 259-276 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ (ЭКОН.) УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЮАР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 030. Ван Вейк Дж. , дамер У. , касти М. Управление риском и деловая среда в Южной Африке. Van Wyk J. , Dahmer W. , custy M. risk management and the business environment in South Africa // long range planning. - Oxford, 2004. - Vol. 32, n 3. - P. 259-276»

2005.02.030. ВАН ВЕЙК Дж., ДАМЕР У., КАСТИ М. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ И ДЕЛОВАЯ СРЕДА В ЮЖНОЙ АФРИКЕ. VAN WYK J., DAHMER W., CUSTY M. Risk management and the business environment in South Africa // Long range planning. - Oxford, 2004. - Vol. 32, N 3. - P. 259—276.

Голландские исследователи анализируют инвестиционный климат в ЮАР, строя наглядную схему различных видов делового риска в этой стране. «Деловой риск включает в себя рыночную и нерыночную неопределенность. Необходимо учитывать неопре-деленность, связанную с финансовыми потерями от событий полностью непредсказуемых и событий, которые могут произойти или не произойти в зависимости от обстоятельств. Степень риска зависит от того, насколько точно предсказаны возможные события. Рискованная ситуация - та, при которой человек, принимающий решение, не знает, к чему они приведут» (с. 261).

В схеме рассматривается риск четырех типов: политический (правительственная политика и социальные явления, которые могут нанести ущерб деловым операциям), экономический (неблаго-приятные общее состояние и структура экономики той или иной страны), оперативный (возможности забастовок на предприятии или проблемы с возвратом кредитов), финансовый (неожиданные колебания процентной ставки и обменных курсов, а также возможное падение доверия финансовых рынков к правительству и цент-ральному банку; этот риск обычно связан с вероятностью резкого падения курса местной валюты по отношению к ведущим мировым валютам). В схеме имеются три раздела. Во-первых, показатели делового риска в стране. Имеется в виду неопределенность относительно действий ключевых игроков в экономике: прави-тельства, профсоюзов, конкурирующих между собой фирм, поставщиков сырья и комплектующих деталей, акционеров крупных компаний, наконец, покупателей продукции. Особенно должна беспокоить предпринимателей неопределенность относительно будущих действий правительства - собирается ли оно вмешиваться в экономику, национализировать предприятия или, наоборот, пред-полагает проводить приватизацию. Возможная смена политического режима или общенациональная забастовка, естественно, не могут не увеличивать деловой риск. «В целом управляющие предприятиями склонны считать, что в стране существует повышенный деловой риск, если там неопределенная политическая ситуация, социальная структура очень

сложная и между отдельными группами населения существуют противоречия» (с. 262). Вторая переменная - послед-ствия событий, порождающих дополнительный риск для предпри-нимателей. Какие-то события затрагивают только одну фирму, другие - целую отрасль, третьи - всю экономику. При этом последствия могут быть незначительными, а могут очень серьезно повлиять на всю производственную деятельность. Например, если на каком-то предприятии произошла забастовка, возрастает риск того, что это предприятие из-за возникших трудностей повысит цены на продукцию, поставляемую деловым партнерам. Тем придется сделать то же самое - в итоге пострадают потребители. Третья переменная - реакция управляющих на повышение риска. Они могут пред-принять дополнительные меры по сохранению прибыльности своей деятельности: усилить лоббирование своих интересов в правительстве или даже начать давать взятки чиновникам.

В ЮАР дела обстоят следующим образом. В политической жизни доминирует Африканский национальный конгресс (АНК), оппозиция слаба. Сформированное АНК правительство является крупным собственником и игроком на рынке, однако склоняется скорее к неолиберальной макроэкономической политике (модель Ботсваны), чем к перераспределительной политике социалисти-ческого типа (модель Зимбабве). «Бизнесу в обозримом будущем придется страдать от коррупции - несмотря на то, что антикор-рупционное законодательство формально существует, сохраняются корни коррупции - ставка на личные связи при назначении чиновников и полный произвол госслужащих при размещении государственных заказов» (с. 263). Согласно данным «Transparency international», международной организации, специа-лизирующейся на анализе коррупции в разных странах, в ЮАР индекс противодействия коррупции в 2001-2002 гг. составлял 4,8, а в 2003 г. - 4,4 (чем меньше индекс, тем выше уровень коррупции, индекс меньше 5 свидетельствует о процветании коррупции в стране). Известен случай, когда компания «European аеготийс defense & space» получила в ЮАР контракт за взятку - против управляющего компании возбуждено уголовное дело в Германии, а власти ЮАР, напротив, не имеют к нему никаких претензий.

Кроме повсеместного взяточничества для ЮАР характерны высокая преступность, а также неуважение к деловым контрактам и правам интеллектуальной собственности. Вызывает большое сомнение работоспособность судов и полиции: несмотря на повсеместные и явные

нарушения законов, пойманных и осужденных преступников очень мало. «Это создает обстановку нестабильности и снижает привлекательность страны для иностранных инвесторов, которые стремятся к предсказуемости делового климата, основанной на строгом следовании законам. Бездействие правоохранительных органов притягивает в ЮАР международные преступные синдикаты и значительно повышает издержки ведения там законного бизнеса из-за процветающего отмывания денег, мошенничества и контра-бандных операций» (с. 264).

Существуют проблемы и во внешней политике. Кризис экономики Зимбабве показал слабость ЮАР как регионального политического лидера, защитника прав частной собственности и демократии в соседних странах. Из-за зимбабвийского кризиса возник экономический кризис и в самой ЮАР: упал курс национальной валюты - ранда, произошел отток иностранных инвестиций, обанкротились многие предприятия. По некоторым оценкам, этот кризис стоил ЮАР около 2 млрд. долл. и потери 30 тыс. рабочих мест.

В терминах вышеописанной схемы можно представить все это так: тип риска - «политический»; показатели риска - «одна партия доминирует в политике», «ЮАР находится в нестабильном регионе», «правоохранительные органы неспособны обеспечить исполнение закона», «коррупцию питает конфликт интересов при распределении госзаказов»; последствия для предпринимателей - «государство как участник экономической жизни недостаточно прозрачно», «доверие инвесторов подорвано», «не обеспечиваются права собственности, нет личной безопасности, не защищаются патенты и процветает пиратство», «деловые партнеры оказываются ненадежны и имеют плохую репутацию»; реакция управляющих на повышенный риск - «контракты получаются путем взяток», «инвесторы избавляются от национальной валюты, закрывают предприятия и увольняют работников».

Что касается экономического риска, то существуют три возможных сценария развития южноафриканской экономики: первый -темпы экономического роста в 5-6% ежегодно, сокра-щение безработицы наполовину в течение десяти лет и удвоение дохода на душу населения за 25 лет; второй - темпы экономического роста в 3-4% с некоторым увеличением безработицы; третий - сокращение производства из-за политической нестабильности и вмешательства государства в экономику. Наиболее вероятен второй сценарий, так как за последние десять лет экономика ЮАР росла в среднем на 2% в год и в дальнейшем может

поддерживать примерно такие темпы просто по инерции. Однако это значит, что стране не удастся в обозримом будущем преодолеть нынешнюю очень высокую безработицу и побороть бедность. Безработица и бедность ставят под угрозу политическую стабильность и нынешнюю неолиберальную экономическую политику, порождая предпринимательский риск.

С риском также связана правительственная политика «экономической власти черных», задачей которой является перераспре-деление богатства и собственности в пользу черного большинства граждан ЮАР. Правительство устанавливает специальные квоты на участие черных в управлении и владении предприятиями в отдельных отраслях. Ясно, что такая политика является вмешательством в дела предпринимателей, местных и иностранных, затрагивая все вопросы деловой жизни, особенно влияя на цену акций, занятость и повседневное управление предприятиями. Показателен пример ведущей нефтехимической компании ЮАР 8Л80Ь, акции которой котируются на нью-йоркской фондовой бирже. Когда, в соответствии с обычной практикой, компания заполняла отчет перед амери-канской комиссией по ценным бумагам и биржам, она указала, что политика «экономической власти черных» порождает значительный риск для ее американских акционеров. Во-первых, эта программа для нефтехимической промышленности предписывает со значительной скидкой продавать бензин фирмам, которыми владеют черные, - соответственно 8Л80Ь должна нести убытки. Во-вторых, от компании уже потребовали продать «черным фирмам» 25% акций по искусственно заниженным ценам -соответственно, и все остальные акции могут подешеветь, принеся убыток акционерам. В-третьих, саму сделку по покупке чернокожими акций 8Л80Ь должна финансировать сама компания, передав покупателям 15 млрд. рандов. Для того, чтобы добыть эти деньги, компании придется продать часть своего имущества - и это тоже нанесет ущерб американским акционерам. Когда стало известно об этом отчете, южноафриканский президент Табо Мбеки подверг компанию резкой критике за «подрыв усилий правительства по искоренению расизма» (с. 265).

Программа «экономической власти черных» существенно ограничивает возможности для иностранных фирм заключать контракты на правительственные поставки: если иностранная фирма в ходе исполнения такого контракта ввозит импортных товаров более чем на 10

млн. долл., от нее требуют не менее 30% дохода от этого контракта инвестировать в «черные фирмы» (если речь идет о военном контракте, то инвестировать нужно не менее 50%). Наконец, программа «экономической власти черных» затрудняет жизнь частным фирмам и в чисто бюрократическом отношении: от них требуется заполнять огромное количество отчетов о ходе выполнения этой программы; при этом всегда есть опасность, что не подавшему вовремя отчет увеличат квоту на передачу собственности и управления черным. Не будет преувеличением сказать, что эта программа полностью разрушила доверие между бизнесом и властью, с трудом сложившееся за последнее время. Дополнительный риск в экономике ЮАР порождает очень плохая инфраструктура. Транспортные фирмы, организующие морскую доставку грузов контейнерами по всему миру, всегда берут с клиентов дополнительную плату, если речь идет о Дурбане - главных южноафриканских воротах для импорта. Считается, что этот порт очень устарел и всегда перегружен.

В терминах схемы риска это представляется так: тип риска -«экономический»; показатели риска - «медленный экономический рост», «опасно высокий уровень безработицы», «увлечение поли-тикой экономической власти черных», «неразвитая инфраструктура»; последствия для предпринимателей - «ослабление конкурентоспособности из-за недостаточного темпа экономического роста», «усиление популизма, ослабление политики свободного рынка», «неопределенность относительно нынешней и будущей политики госвмешательства в экономику», «опасность нарушения поставок»; реакция управляющих на повышенный риск - «компании пере-мещают производство за рубеж, в частности в страны ЮВА», «предприниматели отказываются от крупных инвестиций, в частности в горнодобывающую промышленность».

Оперативный риск в ЮАР связан с тремя обстоятельствами. Во-первых, рынок труда относительно несвободен и не гибок: власти постоянно повышают минимальную зарплату, нанять или уволить работника очень трудно из-за чрезмерных гарантий занятым, в переговорах предпринимателей и профсоюзов закон предоставляет явное преимущество последним. Профсоюзы могут в любой момент запретить реорганизацию фирмы или передачу производственных операций субподрядчикам. Соответственно, предприниматели никогда не знают, сумеют ли они сократить свои издержки путем производственной

реорганизации (и уж точно они лишены возможности сэкономить за счет сокращения штатов). В итоге с точки зрения расходов на наем рабочей силы ЮАР выглядит неконкурентоспособной по сравнению с большинством развива-ющихся стран. Во-вторых, высокий уровень преступности делает затруднительным обеспечение безопасности работников и обору-дования - приходится тратить много денег и времени, чтобы решить эту проблему. Явное бессилие и равнодушие правоохранительных органов только увеличивает для предприятий риск потерять из-за преступников работников или оборудование. В-третьих, в ЮАР доля зараженных СПИДом самая высокая в мире - 5 млн. из 43 млн. жителей. Ближайшее десятилетие станет «десятилетием смерти» -число умирающих каждый год от СПИДа будет превышать число новых заразившихся. Широкое распространение этого смертельного заболевания, естественно, очень снижает качество рабочей силы, производительность и прибыльность предприятий в ЮАР.

В терминах схемы: тип риска - «оперативный»; показатели риска -«зарегулированный рынок труда», «эпидемия СПИДа», «опасно высокий уровень преступности»; последствия для пред-принимателей - «высокие издержки и низкая производительность»; реакция управляющих на повышенный риск - «компании требуют пересмотреть трудовое законодательство», «компании вынуждены тратить значительные средства на обеспечение безопасности своих работников и выплачивать помощь заболевшим СПИДом».

Наконец, финансовый риск в ЮАР связан прежде всего с крайней нестабильностью местной валюты - ранда. В 1994-2001 гг. ранд потерял 75% своей долларовой стоимости, а за 2002 г. вернул 40% (с. 267). В периоды низкого курса очень выгодным становился экспорт, зато очень невыгодным - импорт капитала, нефти и потребительских товаров.

Однако нельзя сказать, что эта валюта совсем плоха. Хотя формально она не является свободно конвертируемой, власти ЮАР, в отличие от многих развивающихся стран, не поддерживают ее искусственно высокий курс, мешая нормальному экспорту и импорту. Южноафриканские банки могут свободно вести дела по всему миру, ввозя и вывозя валюту, поэтому иностранные инвесторы могут воспользоваться их услугами для страховки от валютного риска. В отличие от других стран, переживших валютный кризис (России, Бразилии и Турции), в ЮАР для инвесторов вполне доступны такие финансовые инструменты, как форвардные валютные контракты и опционы.

Еще одной финансовой проблемой в ЮАР является инфляция - она высока, в частности, потому, что эта страна импортирует нефть, которая в последние годы постоянно дорожает. Правда, в 2003 г. властям все же удалось выполнить свой собственный инфляционный план и удержать рост цен в рамках 3-4%, однако это было достигнуто повышением процентных ставок. Естественно, дорогой кредит создает проблемы и для местных предприятий, и для инвесторов. Наконец, мировые финансовые рынки считают ЮАР такой же нестабильной страной, как Зимбабве или Аргентина, именно поэтому финансовые кризисы в этих странах немедленно вызвали отток капитала и с южноафриканского рынка. Можно ожидать, что любые неблагоприятные события на мировом рынке капитала (например, повышение процентных ставок в западных странах) и впредь будут сказываться на финансовом рынке ЮАР.

В терминах схемы: тип риска - «финансовый», показатели риска -«нестабильный курс национальной валюты», «высокая инфляция, высокие процентные ставки», «уязвимость для между-народных финансовых рынков»; последствия для предпринима-телей - «колебания прибыльности предприятий», «непредвиденные расходы, необходимость постоянно повышать зарплату работникам», реакция предпринимателей на риск - «компании страхуются от валютного риска, покупая фьючерсные контракты», «компании требуют предоплаты за поставки товаров», «в случае финансовых кризисов других стран компании выводят капитал из ЮАР».

Разумеется, вышеописанная схема свидетельствует об относительной финансовой непривлекательности ЮАР. Однако, как и в других развивающихся странах, дела там вести все-таки можно, если учитывать все виды рисков (тем более что они взаимосвязаны). Очевидно, что большинства видов риска иностранным инвесторам можно избежать, если не создавать в ЮАР новые предприятия, а формировать с местными партнерами совместные (таким образом, например, можно возложить на партнеров участие в программе «экономической власти черных»). Необходимо шире использовать многочисленные финансовые инструменты, имеющиеся на мировых финансовых рынках и способные существенно снизить валютный риск. И в любом случае нужно избегать такого метода уменьшения риска, как коррупция. «Обычно считается, что все фирмы должны давать взятки, чтобы оказаться конкурентоспособными в разви-вающихся странах... Однако следует помнить, что в 1977 г. в США принят закон, запрещающий американским

фирмам давать взятки иностранным официальным лицами где бы то ни было. В 2002 г. такой же закон приняла Великобритания. В 1997 г. страны ОЭСР приняли Конвенцию о борьбе с взятками, в которой прямо указано, что компании не должны использовать подкуп для получения коммерческих преимуществ, - и с тех пор западные правительства довольно эффективно выявляют и наказывают собственные фирмы, дающие взятки в развивающихся странах» (с. 271).

С.В. Минаев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2005.02.031. ЛИНЧ М. ПРИНИМАТЬ АРАБОВ ВСЕРЬЕЗ.

LYNCH M. Taking Arabs seriously // Foreign fairs. - N.Y., 2003. - Vol. 82,

N 5. - P. 81-94.

Провал попыток найти в Ираке хотя бы следы оружия массового уничтожения, пишет М. Линч (Уильямс колледж, США), подстегнул споры о причинах и целях американского вторжения в Ирак. Арабов это еще больше убедило в том, что американцы просто стремятся усилить свою гегемонию как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом. Потому неудивительна та скорость, с которой распространяются в арабском мире антиамериканские настроения. В немалой степени этому способствуют и неверные представления, господствующие в администрации Буша. Например, многие в команде Буша полагают, что арабы уважают только силу, а доводы разума рассматривают как проявление слабости; что общественное мнение в арабских странах почти ничего не значит; что ненавистью арабов к Америке и Западу в целом можно пренебречь, так как она встроена в исламскую религиозную культуру, и т.д. Результат -раздражение и отчуждение даже тех арабов, которые не видят в Америке врага.

Поскольку при этом администрация права в том, что значительная часть арабского мира находится в состоянии социально-экономической и политической стагнации, США нужда-ются в принципиально новом подходе - в прямом диалоге с арабо-мусульманским миром в его уже существующих транснациональных СМИ. Такой диалог может уменьшить как гнев арабов, вызванный высокомерием и лицемерием США, так и их подозрительность по отношению к Америке. В случае успеха результатом может стать либерализация арабского мира, к которой и стремится, согласно ее утверждениям, администрация Буша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.