УДК 339.9
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮАР
В.В. Подхолюзин
Современная Южно-Африканская республика - один из интересных и многообещающих мировых товарных и финансовых рынков. Экономика страны сочетает в себе факторы, присущие экономикам развитых стран, и факторы, которыми обладают страны развивающиеся. Это представляет интерес с точки зрения перспектив развития торгово-экономических отношений России с ЮАР и дает возможности для ведения предпринимательской деятельности в ЮАР, а также создает специфический инвестиционный климат в стране. Данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день, так как двусторонние экономические и стратегические отношения между Россией и Южно-Африканской республикой с каждым годом набирают обороты, растет количество российских предприятий, ведущих свой бизнес в ЮАР, что актуализирует внимание к анализу особенностей экономики и инвестиционного климата ведущей страны Африканского континента [1].
Общим проблемам инвестиционного климата и определяющих его факторов посвящены работы многих исследователей, среди которых отметим Р. Вернона, А. Гиршмана, Д. Мида, Г. Мюрдаля, Р. Солоу, Й. Шумпете-ра. Представляют интерес монографии отечественных исследователей Н.Н. Вознесенской [2], Н.Г. Дорониной и Н.Г. Семилютиной [3]. Однако исследовательский потенциал проблемы инвестиционного климата как одного из факторов, определяющих динамику экономического роста ЮАР и ее торговых отношений, далеко не исчерпан.
Основной задачей данной статьи является выявление зависимости между инвестиционным климатом, внешнеторговой сферой ЮАР и социально-экономическим развитием страны с учетом воздействия на нее современных мирохозяйственных тенденций и национальной
Подхолюзин Виктор Владиславович - соискатель Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, 344033, г. Ростов-на-Дону, ул. Нозадзе, д. 1, e-mail: [email protected].
специфики. Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения следующей задачи: охарактеризовать ЮАР в системе международных экономических и торговых отношений в современных условиях.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны и ее привлекательность для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка, величину инвестиционного риска и возможности торгового и социально-экономического развития страны. В мировой практике существуют различные методы для оценки инвестиционного климата той или иной страны, но при этом применяются практически одинаковые показатели. Чтобы лучше понять особенности и факторы, составляющие основу и предопределяющие инвестиционный климат в ЮАР, необходимо рассмотреть и проанализировать следующие основные блоки параметров:
- общие тенденции притока инвестиций в страну;
- макроэкономическая обстановка в ЮАР и ее особенности;
- инвестиционная политика государства;
- доступность банковского кредитования;
- современное состояние двусторонних отношений между Россией и ЮАР и перспективы его развития.
Анализ данных факторов позволит создать общую картину о целесообразности инвестирования в Южно-Африканскую республику, о различных инвестиционных и финансовых рисках, а также поможет увидеть наиболее привлекательные стороны ведения бизнеса в стране.
При оценке инвестиционного климата в стране в настоящее время широко применя-
Victor Podkholyuzin - High Business School of Southern Federal University, 344033, Rostov-on-Don, 1, Nozadze Street, e-mail: [email protected].
ются комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, ежегодно публикуемые ведущими мировыми экономическими аналитическими центрами (например, "Economist", "Fortune" и т.д.). Мнения ведущих экспертов Мирового Банка и рейтинговых агентств (например, Moody's, Standard & Poor's, IBCA) также играют существенную роль для иностранных инвесторов при определении страны как объекта инвестирования. Рейтинговое агентство Moody's сегодня оценивает рейтинг ЮАР на уровне А+++. Он отражает комбинацию принципов экономической политики страны, которые значительно улучшили динамику ее роста за прошлое десятилетие.
Международное агентство по оценке кредитоспособности Fitch Ratings пересмотрело рейтинг ЮАР и в 2011 году сменило его с отрицательного на устойчивый, учитывая перспективы экономического роста, увеличение расходов крупных компаний в ключевых областях деятельности и т.д. На таком уровне рейтинг ЮАР остается по сей день.
ЮАР оценивают как одну из стран, где достаточно легко вести бизнес по сравнению со странами со схожими условиями, характеризующимися средним доходом и богатством ресурсами. Рейтинг этих стран представлен на рисунке 1, согласно которой ЮАР занимает достойное 24-е место [4]:
Сенегал Бразилия Нигерия Аргентина Китай Кения Колумбия Мексика Чили
Южная Африка Малазия Таиланд
20
40
60
80
100
120
140
160
180
Место в рейтинге
Рис. Рейтинг стран по уровню ведения бизнеса
Южноафриканское правительство создает все необходимые условия для максимальной открытости экономики страны и притока инвестиций. Департаментом торговли и промышленности разработано множество программ поддержки и содействия как национальным, так и иностранным предпринимателям. Современная инвестиционная политика южноафриканского правительства - "Подход Южноафриканского правительства к будущим инвестиционным контрактам" (Policy Statement: The South African Government's Approach to Future International Investment Treaties) была принята в июле 2010 г. и направлена на привлечение максимального числа инвесторов со всего мира. Новая инвестиционная политика нацелена на создание максимально благоприятного инвестиционного режима в республике, осуществление серии политических мер, которые позволят ЮАР остаться открытой для иностранных инвестиций, обеспечить соответствующую
безопасность и защиту всем инвесторам, и сохранить на основе этого курс страны на экономическое развитие. Современная инвестиционная политика ЮАР - результат нового подхода правительства страны к инвестициям, учитывающего ряд проблем и обстоятельств в международной инвестиционной сфере. Один из элементов этой политики - облегчение создания новых предприятий и фирм иностранцами, а также их государственная поддержка (например, отсутствие налогов в первые годы функционирования фирмы, различные субсидии, множество программ по поддержке малого и среднего бизнеса и т.д.) [1].
Важной составляющей этой политики является нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности, которое осуществляется в ЮАР на основе законов "О компаниях", "О конкуренции", документов Департамента торговли и промышленности и Южноафриканской налоговой службы.
Начиная с 1994 г., после падения режима апартеида множество государств начали инвестировать в Южную Африку и открывать там свой бизнес, одновременно становясь основными внешнеторговыми партнерами. В настоящее время самыми крупными инвесторами являются: Соединенное королевство, США, Япония, Германия, Малайзия, Швейцария, Австралия, Канада, Италия, Саудовская Аравия [5].
По прогнозам многих западных финансовых аналитиков (например из "Ernst & Young"), объем прямых иностранных инвестиций в Африку в 2015 г. составит 15 млрд долл. США. Приток прямых иностранных инвестиций в ЮАР после сокращения в период мирового кризиса восстановился. Так, прямые иностранные инвестиции в 2008 г. составляли 9 млрд долл., в 2009 г. 5,4 млрд, и в 2010 г. 1,6 млрд., т.е. спад в 2010 г. в сравнении с 2009 г. составил практически 70 %. Однако статистические данные на начало 2014 г. - 13,2 млрд долл. прямых иностранных инвестиций - свидетельствуют о том, что процесс восстановления экономики после финансового кризиса уже практически завершен. Примерно 2/3 объема ПИИ (72 % в 2013 г.) были направлены в несырьевые секторы (в частности, в финансовый, банковский и т.д.) и только лишь 1/3 - в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что основная задача инвесторов - экспансия на рынках ЮАР, а не только лишь экспорт полезных ископаемых (как это происходит в абсолютном большинстве стран Африки) [6].
Макроэкономическая обстановка в ЮАР имеет целый ряд особенностей. Объем инвестиций в прошлом столетии в целом был незначительным, что могло способствовать лишь умеренному росту [7]. В настоящее время южноафриканские фирмы работают в достаточно благоприятном инвестиционном климате - бремя государственного регулирования не слишком тяжелое, коррупция достаточно низкая, порты и транспортная инфраструктура функционируют хорошо, доступ к банковскому финансированию не представляет собой проблемы и т.д. Однако отметим и ряд негативных моментов - например, обменный курс национальной валюты непостоянен, что накладывает дополнительные расходы на экспортеров при платежах в иностранной валюте (а внешняя торговля является существенной частью
экономики страны). Об этом свидетельствуют следующие данные: средний курс ранда к доллару США составлял в 2008 г. - 7,9576; в 2009 - 8,42; в 2010 - 7,38; в 2011 г. - 8,09; в 2012 г. - 8,81; в 2013 г. - 10,35 и в 2014 г. -11,59 [8]. Отметим также довольно высокую стоимость квалифицированной рабочей силы (при наличии огромного рынка дешевой неквалифицированной рабочей силы). Но в целом преимущества и благоприятные факторы компенсируют все негативные факторы.
Финансовая система ЮАР имеет сложную структуру и является одной из самых надежных в мире; банковский сектор считается одним из лучших, занимая место в десятке международных лидеров. Практически в каждом банке ЮАР имеется множество специальных программ и вкладов для инвесторов, а средняя ставка по вкладам колеблется в зависимости от их условий и особенностей и составляет в среднем 4-6 %. Процентная ставка по кредитам составляет в среднем 7-14 %, т.е. не является слишком высокой для иностранных бизнесменов. С 1998 до 2010 гг. средняя процентная ставка в Южной Африке составляла 13,96 %, достигнув исторического высокого уровня в 23,99 % в июне 1998 г. и рекордно низкого уровня в 6,5 % в марте 2010 г. Средняя процентная ставка в Южной Африке в 2014 г. составляла 5,5 %. Фондовая биржа ЮАР входит в число двадцати лучших в мире, и законодательство не делает никаких различий между отечественными и зарубежными бизнесменами, в случае, если последние имеют право вести бизнес в ЮАР.
Важным показателем благоприятного инвестиционного климата в ЮАР является процесс регистрации новых компаний, который достаточно прост и при правильном оформлении документов не занимает более 3-5 дней. Основные организационно-правовые формы бизнеса в ЮАР - это компании, корпорации, партнерства, индивидуальные предприниматели и местные филиалы зарубежных компаний. В зависимости от выбранной формы организации колеблется необходимый пакет документов для регистрации и его стоимость, которая, как правило, не превышает 4 500 рандов. Государственным органом, ответственным за регистрацию новых фирм в ЮАР, является Регистрационный офис компаний и интеллектуальной собственности (Companies and Intellectual Property Registration Office of South Africa).
Новому предприятию после своего создания нужно встать на учет в Южно-африканской налоговой службе и можно начинать деятельность. Основные виды налогов в ЮАР -налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на работников. Средний налог на прибыль составляет 28 %. Кроме того, сумма налога, исчисляемого к уплате, зависит также от организационно-правовой формы предприятия. Стоит отметить, что налоговые ставки в ЮАР достаточно гибкие, а некоторые виды малого бизнеса вообще освобождены от налога на прибыль, если их прибыль не превышает определенную сумму (например, корпорации малого бизнеса не платят данный налог, если она меньше 54 200 рандов).
Департамент торговли и промышленности ЮАР разработал более 15 программ поддержки иностранных инвесторов в зависимости от вида их деятельности. Основные из них направлены на поддержку и развитие таких видов деятельности, как научно-исследовательская, инновационная, внешнеторговая, строительная (направленная на развитие инфраструктуры в стране), туристическая, промышленная (ориентированная на создание новых заводов и фабрик в ЮАР, в частности, в текстильной промышленности), а также деятельность, направленная на развитие человеческих ресурсов и подготовку квалифицированных кадров и т.д.
Основные направления иностранных инвестиций в ЮАР в 2014 году - это добывающая промышленность (34 %), туризм (15 %), потребительские товары (15 %), строительство (15 %), телекоммуникации (13 %), финансовые услуги (9 %). [6].
Благоприятные условия инвестирования и деятельности бизнес-структур способствуют обеспечению достаточно стабильного экономического роста. В период с 1994 - 2003 гг. темп роста экономики составлял в среднем 2,9 %; в последующие годы он составлял в среднем 3,7 % до мирового финансового кризиса, однако не превышал 4,5 %. Согласно Статистическому управлению Южной Африки, прирост ВВП в процентах к предыдущему году составлял в 2004 г. - 4,9 %; в 2005 г. - 5; в 2006 г. - 5.4; в 2007 г. - 5.1 и снизился до 3.1 в 2008 г. в условиях мирового кризиса. На начало 2009 г. темп роста ВВП имел отрицательное значение - 6,4 %. Средний темп роста ВВП на конец 2014 г. составил 6,2 % [9].
Значительное место в экономике ЮАР занимает внешняя торговля. Достаточно сказать, что с внешней торговлей связано до 50 % ВВП, производимого в ЮАР. Соответственно, в этой сфере лежат источники дополнительного роста и возможности для ускорения социально-экономического развития страны.
В феврале 2011 г. ЮАР присоединилась к БРИКС - группе стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай), не входящих в ОЭСР. Это позволит ЮАР получить более широкий доступ к одному из важнейших и перспектив-нейших мировых рынков, а также существенно увеличить инвестиционные потоки [10].
Все более активным становится двустороннее инвестиционное сотрудничество. Группа российских компаний "Ренова" совместно с южноафриканскими партнерами участвует в проекте по разведке, добыче и переработке марганцевых руд бассейна Калахари. Холдинговая компания "Evraz" с российским капиталом приобрела акции компании "Highveld Steel and Vanadium Corporation" - крупнейшего мирового производителя ванадия [11]. Российская компания "Норильский Никель" реализует инвестиционный проект по развитию никелевого рудника Nkomati вместе с компанией "African Rainbow Minerale" [12]. Размер суммарных инвестиций будет составлять несколько сотен миллионов долларов [12]. Российская компания ОАО "Мечел" совместно с южноафриканской инжиниринговой компанией "Bateman" разработала план модернизации производства ферросплавных предприятий группы "Мечел" [13]. Имеются устойчивые длительные связи между компаниями "АЛРОСА" и "Де Бирс". Несмотря на негативное последствия мирового финансового кризиса для обеих стран, набирает обороты и взаимодействие в банковско-финансовой сфере. Заключен ряд соглашений о сотрудничестве между Банком России и Резервным Банком ЮАР, Внешэкономбанком и крупным коммерческим банком ЮАР Nedbank [14]. Кроме того, в Йоханнесбурге функционирует представительство Внешэкономбанка, а в Москве - коммерческого Standard Bank. Внешняя торговля с ЮАР открывает российским компаниям доступ и к другим странам региона, в особенности к странам - членам сообщества развития Юга Африки (SADC - в 1996 г. страны южноафриканского региона объединились в Сообщество развития Юга Африки),
так как ЮАР является экономическим лидером этого региона.
ЮАР в основном экспортирует в Россию фрукты и овощи (54,6 % от общего экспорта), различные полезные ископаемые, минеральные продукты (21,7 % от общего экспорта), которые пользуются большим спросом в нашей стране [15].
Как свидетельствуют приведенные данные, между ЮАР и Россией достигнуты некоторые успехи в области внешней торговли и развитии экономических отношений, особенно если учесть, что в начале 1990-х годов таких отношений вообще не было. Южно-Африканская республика и Россия - одни из немногих стран, которые обладают значительными природными ресурсами, что определяет их нынешнее положение в мировом хозяйстве. ЮАР становится одним из наиболее привлекательных рынков для российского бизнеса, а также является трамплином, который позволит расширить экономические связи со странами-членами Сообщества развития Юга Африки.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что инвестиционный климат в Южно-Африканской республике для зарубежных инвесторов достаточно благоприятный. Страна имеет обширный рынок, обладающий способностями к росту, развитую рыночную экономику, прямой и косвенный доступ к другим рынкам Африки, хорошо развитые финансовые учреждения и рынок капитала, либеральное налогообложение, низкую стоимость рабочей силы по сравнению с про-мышленно развитыми странами (хотя и с более низкой производительностью) и доступ к недорогой электроэнергии и сырью [16].
В результате внешняя торговля в ЮАР достаточно развита и играет важную роль не только в расширении сферы ее международного экономического влияния и получении дополнительной валютной выручки, но и в ускорении социально-экономического развития страны в повышении показателей качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА 1. South Africa - Investor's Handbook 2013-2014. South Africa. 2013. P. 4. URL: http://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/za/Documents/tax/ZA_Inves tor %E2 %80 %99sHandbook2013-2014_10042014.pdf
2. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: ИНФРА - М., 2012. 220 с.
3. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО "Городец -издат", 2009. 272 с.
4. South Africa: Second Investment Climate Assessment. Improving the Business Environment for Job Creation and Growth. P.6. [Электронный ресурс]. URL: http://siteresources.worldbank. org/INTSOUTHAFRICA/Resources/SA_ICA_ Presentation_july_2010_CZ_edited.pdf
5. South African Yearbook 2013/2014. P. 306. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/za/Documents/tax/ZA_Investo r %E2 %80 %99sHandbook2013-2014_10042014.pdf
6. UNCTAD. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. P.39., P. 47. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/wir2014_en.pdf
7. South Africa: an assessment to investment climate, George R.G. Clarke, Benn Eifert. South Africa. 2008. P. 18. [Электронный ресурс]. URL: http:// siteresources.worldbank.org/INTAFRSUMAFTPS/ Resources/ica008.pdf
8. South African Reserve Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.resbank.co.za/pages/default.aspx
9. Statistics South Africa. [Электронный ресурс]. URL: http://beta2. statssa. gov. za/
10. The global information resource for Business and Travel. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mbendi.com/land/af/sa/p0005.htm#50
11. EVRAZ/^официальный сайт компании]. [Электронный ресурс]. URL: www.evraz.com.
12. Годовой отчет компании "Норильский Никель", 2009 г.//Норильский никель. Официальный сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www. nornik.ru/_upload/year2009/GO_NN_2009_site.pdf
13. Мечел и Bateman Engineering заключили контракт на строительство нового плавильного комплекса для никелевого предприятия группы,
2008 г.// Информационное агентство "МФД-ИнфоЦентр" [Электронный ресурс]. URL: http:// mfd.ru/news/view/?id=230039
14. Российско-южноафриканские отношения,
2009 г. // Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности ВнешМаркет [Электронный ресурс]. URL: http://vneshmarket.ru/ content/document_r_D8083DCC-F629-4347-A5D2-B2240FA09636.html
15. South African Trade by countries -.RUSSIAN FEDERATION RU - Sections//Department of trade and industry, Republic of South Africa [официальный сайт правительства ЮАР]. URL: www.dti.gov. za/econdb/raportt/RAS269.html.
16. Taxation and Investment in South Africa Reach, relevance and reliability. 2014. p. 101. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-southafricaguide-2014.pdf
REFERENCES
1. South Africa - Investor's Handbook 2013-2014. South Africa. 2013, p.4, available at: http://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/za/Documents/tax/ ZA_Investor %E2 %80 %99sHandbook2013-2014_1 0042014.pdf
2. Voznesenskaya N.N. Inostrannye investitsii: Rossiya i mirovoy opyt [Foreign investment: Russia and World experience]. Moscow, INFRA-M., 2012, 220 p.
3. Doronina N.G., Semilyutina N.G. Gosudarstvo i regulirovanie investitsiy [Government and investment regulation]. Moscow, OOO "Gorodets-izdat", 2009, 272 p.
4. South Africa: Second Investment Climate Assessment. Improving the Business Environment for Job Creation and Growth, p. 6, available at: http:// siteresources.worldbank.org/INTSOUTHAFRICA/ Resources/SA_ICA_Presentation_july_2010_CZ_ edited.pdf
5. South African Yearbook 2013/2014, p. 306, available at: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/za/ Documents/tax/ZA_Investor %E2 %80 %99sHandbo ok2013-2014_10042014.pdf
6. UNCTAD. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. P.39., P. 47. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2014_en.pdf
7. George R.G. Clarke, Benn Eifert. South Africa: an assessment to investment climate. South Africa, 2008, p. 18, available at: http://siteresources.worldbank.org/ INTAFRSUMAFTPS/Resources/ica008.pdf
8. Statistics South Africa, available at: http://beta2. statssa.gov.za/
9. South African Reserve Bank, available at: https:// www.resbank.co.za/pages/default.aspx
10. The global information resource for Business and Travel, available at: http://www.mbendi.com/land/af/ sa/p0005.htm#50
11. EVRAZ [official company web-site], avalaible at: www.evraz.com. (accessed March 11, 2015).
12. Godovoy otchet kompanii Noril'skiy Nikel', 2009 g. [Year report of Norilsk Nikel company, 2009]. Noril'skiy nikel' (ofitsial'nyy sayt kompanii) [Norilsk Nikel (official company web-site)], avalaible at: http:// www.nornik.ru/_upload/year2009/G0_NN_2009_site. pdf (accessed March 11, 2015).
13. Mechel i Bateman Engineering zaklyuchili kontrakt na stroitel'stvo novogo plavil'nogo kompleksa dlya nikelevogo predpriyatiya gruppy, 2008 g. [Mechel and Bateman Engineering signed a contract for construction of a new nickel smelter for enterprise group, 2008]. Informatsionnoe agentstvo "MFD-InfoTsentr" [Information agency "MFD-InfoCenter"], avalaible at: http://mfd.ru/news/view/?id=230039 (accessed March 11, 2015).
14. Rossiysko-yuzhnoafrikanskie otnosheniya, 2009 g. [Russian-South African relations, 2009]. Portal informatsionnoy podderzhki vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti VneshMarket [Support Website foreign economic activity VneshMarket], avalaible at: http:// vneshmarket.ru/content/document_r_D8083DCC-F629-4347-A5D2-B2240FA09636.html (accessed 11 March 2015).
15. South African Trade by countries - RUSSIAN FEDERATION RU - Sections. Department of trade and industry, Republic of South Africa, available at: www.dti.gov.za/econdb/raportt/RAS269.html.
16. Taxation and Investment in South Africa Reach, relevance and reliability, 2014, p.101, available at: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Tax/dttl-tax-southafricaguide-2014.pdf
3 марта 2015 г.