Научная статья на тему '2001. 01. 035. Калра С. , Слок Т. Инфляция и рост во время реформ: отличаются ли азиатские страны? Kalra S. , Slok T. inflation and growth in transition: are the Asian economies different? Wash. :IMF,1999. 24 p'

2001. 01. 035. Калра С. , Слок Т. Инфляция и рост во время реформ: отличаются ли азиатские страны? Kalra S. , Slok T. inflation and growth in transition: are the Asian economies different? Wash. :IMF,1999. 24 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ИНФЛЯЦИЯ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 035. Калра С. , Слок Т. Инфляция и рост во время реформ: отличаются ли азиатские страны? Kalra S. , Slok T. inflation and growth in transition: are the Asian economies different? Wash. :IMF,1999. 24 p»

ЭКОНОМИКА

2001.01.035. КАЛРА С., СЛОК Т. ИНФЛЯЦИЯ И РОСТ ВО ВРЕМЯ РЕФОРМ: ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ?

KALRA S., SLOK T. Inflation and growth in transition: are the Asian economies different? — Wash.:IMF,1999. — 24 p.

Сотрудники МВФ анализируют рост произ-ва и замедление инфляции в реформируемых азиатских странах, ранее имевших плановую экономику (Китай, Вьетнам, Лаос) по сравнению с бывшими социалистич. странами Вост. Европы, Россией и республиками, входившими в СССР.

Реформы в Китае начались еще в 1978 г. и развивались очень медленно (лозунг создания “социалистической рыночной экономики с китайской спецификой” возник только в 1992 г.). О “шоковой терапии” и речи не шло. Любая, даже незначительная либерализация давала заметное повышение уровня жизни и поддерживалась населением. У китайских реформ было четыре основных черты.

Во-первых, они велись “от простого к сложному”, начиная с тех сфер, где положительного эффекта было достичь легче всего. В качестве первого шага крестьянским семьям было позволено оставлять себе большую часть дохода от произ-ва (хотя гос-во продолжало контролировать с.х. и требовало от крестьян продавать значительную часть урожая по низким гос. ценам). Предпринимателям было разрешено создавать в сельских районах пром. предприятия, которые стали развиваться очень быстро, поглощая излишек рабочей силы. И лишь затем в прибрежных провинциях были созданы "особые экономические зоны" с относительной свободой для иностранных инвесторов.

Во-вторых, они характеризовались параллельным существова-нием старой адм. экономики и новой рыночной. Например, в Китае наряду со свободными ценами и валютным рынком довольно долго сохранялись регулируемые цены и централизованное распределение валюты. Хотя такая система поощряла нелегальный переток ресурсов из госэкономики в рыночный сектор, население имело возможность постепенно привыкать к рыночным условиям.

В-третьих, за периодами заметных реформ всегда следовали периоды некоторого затишья, в течение которых власти пытались решить возникшие проблемы вроде чрезмерного потребительского спроса и инфляции. Т. обр. удавалось избежать макроэкономич. кризисов.

В-четвертых, правительство обычно старалось не навязывать реформы любой ценой (лозунг китайских реформаторов “реку нужно переходить по камешкам на дне, нащупывая один за другим” диаметрально противоположен лозунгу восточноевропейских реформаторов “пропасть нельзя преодолеть в два прыжка”). Не случайно большинство реформаторских шагов делали местные власти по своей инициативе, а не по приказу из Центра.

Во Вьетнаме реформы были также постепенными. Они начались в 1979 г. и тоже с с.х. Ответственность за выполнение плановых заданий по поставкам риса гос-ву была переложена с кооперативов на крестьянские семьи; им было разрешено сверхплановую продукцию оставлять у себя и продавать на рынке. В 1986 г. плановые задания были отменены и всю продукцию разрешили пускать на продажу. Одновременно была проведена частичная либерализация цен (в основном на с.-х. товары). В 1988 г. власти разрешили долгосрочную аренду земли (а в некоторых случаях и продажу прав аренды). Все сельское хозяйство фактически оказалось в частных руках. Одновременно была ликвидирована госмонополия внешней торговли, квотирование импорта заменено пошлинами (хотя и очень высокими). Экономич. кризис 1989 г. (связанный с началом развала СССР) вынудил Вьетнам провести либерализацию цен, ввести единый рыночный курс нац. валюты (понизив курс донга в 5 раз) и отказаться от контроля над внутренней торговлей. Др. выхода все равно не было, потому что к тому времени остатки госрегулирования цен и контроль за валютообменными операциями привели к расцвету “черного рынка” товаров и иностранной валюты. В 1989-1991 гг. бюджетные расходы пришлось сократить на 6% ВВП. Власти почти отказались от бюджетных субсидий и гос. капиталовложений, сократили число получателей бюджетных зарплат и провели демобилизацию армии.

Реформы позволили действительно стабилизировать положение в экономике. Этому помогла большая доля с.х. в общем производстве (40%), относительно незначительная зависимость Вьетнама от СЭВ, географич. соседство со странами ЮВА, бурно развивающими экспорт, располагающими значительными долларовыми накопле-ниями и готовыми помочь Вьетнаму кредитами и инвестициями. В начале 90-х гг. наблюдался также очень быстрый рост мировых цен на экспортируемую Вьетнамом нефть.

Надо заметить, что власти Вьетнама никогда не считали создание рыночной экономики зап. типа своей целью; скорее они рассматривали рыночные реформы как средство решения наиболее острых проблем в экономике. Поэтому после 1992 г. реформы почти прекратились. До сих пор внешнеторговый режим во Вьетнаме нельзя назвать либеральным: правительство предоствляет субсидии импортзамещающим государственным пром. предприятиям и пытается контролировать обменный курс, сохраняя лимиты сделок с иностранной валютой на межбанковском рынке. Коммерческие банки остаются под контролем гос-ва и вынуждены давать рискованные кредиты гос. предприятиям, погашая их убытки.

В Лаосе централизованная плановая экономика существовала всего с 1975 г. И уже к 1979 г. из-за сопротивления коллективизации, нехватки продовольствия и потребительских товаров стало ясно, что от нее придется отказаться. С 1983 г. госпредприятиям предоставили полную хозяйственную самостоятельность: они могли сами решать, что

производить и какую зарплату платить рабочим. Правда до 1987 г. еще сохранялись регулируемые цены на некоторые товары, но в 1987—1988 гг. они были полностью отменены. В это же время отменили и множественность курсов нац. валюты (ранее существовал и явно завышенный официальный курс, использовавшийся для предоставления кредитов госпредпрятиям, и более близкий к реальности курс “черного рынка”). Валюта была девальвирована до уровня, существовавшего на “черном рынке”. Впрочем, банки остались государственными и представляли предприятиям льготные кредиты. Процентная ставка в Лаосе была ниже темпов инфляции, и никто не хотел держать деньги в банках. В 1994 г. власти разрешили свободную конвертируемость нац. валюты по текущим операциям. Из-за мягкой денежной политики и свободы валютных операций в 1994-1995 гг. в Лаосе началась инфляция и массовая скупка долларов. Власти пытались бороться с этим, несколько снизив официальный курс нац. влаюты и введя адм. ограничения на покупку долларов. Однако это не помогло — ответом на такие меры было возрождение “черного рынка”. Только окончательная отмена официального курса, подорожание доллара и сокращение льготного кредитования позволили прекратить скупку иностранной валюты и замедлили инфляцию. Чтобы ограничить рост денежной массы и меньше пользоваться кредитами Центр. банка (ЦБ) для покрытия бюджетных

расходов, правительство решило приватизировать госпредприятия. К 1997 г. почти все предприятия оказались приватизированными.

Как эти реформы в азиатских странах сказались на инфляции? При социализме бюджетные дефициты в этих странах были такими же (если не больше), как в Вост. Европе и СССР (хотя эти дефициты скрывались властями). На ранних стадиях реформ эти дефициты увеличились из-за необходимости повышать зарплаты при либерализации цен и неспособности госпредприятий платить налоги при отсутствии бюджетного финансирования. Для покрытия дефицитов пришлось печатать деньги, и это вызвало значительную инфляцию. Во Вьетнаме после либерализации цен инфляция в 1986 г. достигла 500% и два следущих года держалась выше 300%. В Лаосе после либерализации инфляция в 1989 г. составила 100%. В Китае инфляция после либерализации цен был менее катастрофической — в 80—90-е гг. она не превышала 30% в год, но все равно она несколько ускорилась (с.8).

Однако азиатские страны довольно успешно и быстро провели фин. стабилизацию. В Китае бюджетный дефицит всегда был не более 2% ВВП, и достаточно было удерживать его на этом уровне, снижая госрасходы по мере сокращения госдоходов (расходы бюджета сократились приблизительно с 22% ВВП в 1989 г. до 13% ВВП в 1996 г., доходы — с 20% ВВП в 1989 г. до 11% ВВП в 1996 г.). Во Вьетнаме в 1989 г дефицит составлял 8% ВВП. Уже в 1990 г. дефицит был снижен до 3% ВВП, в 1991 г. — до 1% ВВП, а в 1992 г. наблюдался уже профицит в 1% ВВП. В Лаосе в 1991 г дефицит равнялся 3% ВВП, в 1992 г. — 2% ВВП, в 1994 г. — 1% ВВП, а в 1996 г. появился профицит в 1% ВВП (с.10). Во Вьетнаме и Лаосе уменьшение дефицита сначала было связано с сокращением бюджетных расходов (во Вьетнаме они за 1989—1991 гг. сократились с 25 до 20% ВВП, в Лаосе за 1989—1993 гг. расходы сократились с 24 до 18% ВВП); а затем с увеличением бюджетных доходов (во Вьетнаме они выросли за 1992-1994 гг. с 13 до 25% ВВП, в Лаосе за 1994—1995 гг. с 15 до 18% ВВП) (с.10).

В результате инфляция в Китае к 1995 г. снизилась до 10% в год, а к 1998 г. уже наблюдалась дефляция в 2—3%; во Вьетнаме инфляция в 1993-1994 гг. уже составляла менее 10% в год. В 1994—1995 гг. она выросла до 15—20%, но затем снова упала и в 1997 г. уже не превышала 5%. В Лаосе инфляция упала ниже 10% в 1991 г. и не росла до 1994 г. Правда потом она увеличилась до 15—20%.

Надо заметить, что восточноевропейские страны и республики бывшего СССР в целом менее успешно сокращали свои бюджетные дефициты, и снижение инфляции у них было менее эффектным (во всяком случае, инфляции меньше 10% удалось добиться немногим). Что касается экономич. роста, то восточноевропейские страны и республики бывшего СССР испытали в начальный период реформ гораздо более глубокий спад произ-ва (в среднем 5—10%), а затем увеличение производства происходило у них гораздо медленее (темпы экономич. роста не превышали 5%), чем в азиатских странах. В Лаосе спад производства не превышал 3%, а темпы роста достигали 10%. Во Вьетнаме спада не было вовсе, и весь период реформ рост произ-ва составлял 5—10%. В Китае также не было спада, и производство росло на 10—15% в год (с.7). Можно заключить, кроме всего прочего, что уменьшение инфляции в азиатских странах дало гораздо больше для экономич. роста, чем в Восточной Европе и бывшем СССР.

Т.обр., азиатские страны показали лучшие макроэкономич. результаты в период реформ, чем др. страны, ранее имевшие централизованную экономику. Многое здесь объясняется более хорошими начальными условиями — меньшей зависимостью от помощи СССР и СЭВ, близостью к бурно развивающимся “азиатским тиграм”, относительно развитым с.х., играющим ключевую роль в экономике. Однако большую роль сыграла и правильная стратегия реформ. Утверждение прав частных собственников в ключевом секторе — в с.х. — было сделано сразу и весьма решительно (можно даже сказать, что при всей постепенности реформ в этом секторе имела место прямо-таки “шоковая терапия”). Либерализация цен и обменного курса также проводилась на ранних стадиях реформ и была ориентирована именно на с. х. При этом было не так уж важно быстро приватизировать пром. предприятия и фин. сектор, которые мало связаны с с.-х. производством. Экономич. росту сохранение их в госсобственности не слишком мешало, зато позволяло создать у населения впечатление стабильности. Однако дальнейшие задержки реформ в пром-сти и финансах способны задержать экономич. рост. С. х. уже исчерпало свои возможности двигателя произ-ва и экспорта, а огромные просроченные долги госсектора госбанкам в азиатских странах (в частности, в Китае) стали мешать развитию нормальных рыночных отношений.

С.В.Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.