Научная статья на тему '2000. 03. 009. Абазов Р. Политика экономического переходного периода в Киргизии. Abazov R. policy of economic transition in Kyrgyzstan // centr. Asian survey. Oxford, 1999. Vol. 18, N2. P. 197-223'

2000. 03. 009. Абазов Р. Политика экономического переходного периода в Киргизии. Abazov R. policy of economic transition in Kyrgyzstan // centr. Asian survey. Oxford, 1999. Vol. 18, N2. P. 197-223 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ КЫРГЫЗСТАН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСТАН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 009. Абазов Р. Политика экономического переходного периода в Киргизии. Abazov R. policy of economic transition in Kyrgyzstan // centr. Asian survey. Oxford, 1999. Vol. 18, N2. P. 197-223»

2000.03.009. АБАЗОВ Р. ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В КИРГИЗИИ.

ABAZOV R. Policy of economic transition in Kyrgyzstan // Centr. Asian survey. — Oxford, 1999. — Vol. 18, N2. — P. 197-223.

Статья Р.Абазова (ун-т Ла Тробе, Австралия) основана на докладе, прочитанном в 1998 г. в ун-те Тохоку (Япония). Российский кризис августа 1998 г. в ней не учтен.

Для Киргизии задача перехода от централизованной социалистич. системы к рыночной экономике была особенно трудна. Созданные в советский период несколько предприятий с.-х. машиностроения, ВПК, легкой пром-сти были интегральной частью индустриального комплекса СССР, ориентированы на его рынок и совершенно неконкурентоспособны на мировом. Колхозы убыточны и так же ориентированы на российский рынок. Поэтому столь сложен выбор стратегии экономич. реформ. Все дебаты во время выборов президента в 1990 г. фокусировались именно на выборе стратегии реформ (сохранение гос. контроля или приватизация, "шоковая терапия" или китайский путь).

На первой стадии переходного периода (1991-1992) правительство не имело четкой стратегии. Коммунисты защищали консервативный подход — за регулируемый рынок и гос. контроль, за модель Китая и Узбекистана. Умеренные (ученые из АН Киргизии, многие представители гос. администрации, часть депутатов) выступали за смешанную экономику. Молодые ученые и эксперты требовали быстрого радикального проведения глубоких рыночных преобразований. "В целом правительство уверенно двинулось к радикальным экономическим реформам, хотя условия пост-советского развития нередко ограничивали его выбор" (с. 204).

В 90-е гг. решались 3 важнейшие задачи. Первая — либерализация и централизация управления: Киргизия последовала примеру России и сразу либерализовала 90% цен, предприятия получили свободу действий на местном рынке, в 1994 г. сняты ограничения на экспорт, гос. контроль на импорт оставлен только на алкоголь и табак. Вторая задача — макроэкономич. стабилизация и введение нац. валюты: в условиях развала экономич. интеграции в рамках СНГ в Киргизии началась гиперинфляция, поэтому в мае 1993 г. пришлось выйти из рублевой зоны и ввести нац. валюту — сом, что вначале парализовало всю деловую активность, но "шоковая терапия" позволила достичь макроэкономич. стабилизации в 1996-1997 гг., инфляция с 1996 г. не превышала 29%, сом

стал одной из наиболее стабильных валют в Центральной Азии, пришли прямые иностранные инвестиции (особенно в добычу золота), в 1996 г. ВВП вырос на 5,6%, в 1997 — на 90% (см. табл. 1).

Третья задача — дерегулирование, приватизация и реструктуризация. В 1991 г. провозглашена программа массовой приватиза-ции, она проводилась с помощью международных организаций и прошла 4 этапа: в 1991-1993 гг. массовая продажа и передача в собственность коллективам мелких заведений, прежде всего в сфере торговли и услуг, что позволило частично дерегулировать экономику и создать значительный слой частных собственников; в 1993-1996 гг. проведена ваучерная приватизация 1400 средних и крупных заведений, завершена приватизация в с. х., но все это сопровождалось массовой коррупцией; в 1996-1998 гг. открытые аукционы средних и крупных заведений или продажа части их акций, что также сопровождалось коррупционными скандалами и временной приостановкой приватизации в мае 1997 г.; на 4-м этапе в 1998-1999 гг. должна была пройти приватизация в базовых секторах (энергетика, телекоммуникации, горнодобывающая пром-сть), для этого продавались на аукционах, открытых для иностранных инвесторов, пакеты акций монополий, причем накануне 4-го этапа в ответ на критику коррупции чиновников был сменен кабинет министров. В целом за 1991—1998 гг. предприятия госсектора были дерегулированы и превратились в многочисленные частные и акционерные компании.

Т.обр. Киргизии удалось провести радикальные экономич. изменения, сохранив социальную стабильность, причем программа приватизации существенно отличалась от Казахстана и Узбекистана.

Таблица 1 (с. 208) Основные экономич. показатели Киргизии в 1993-1997 гг.

Годы 1993 1994 1995 1996 1997

ВВП в текущих ценах (млрд. сом) 5,4 12 16,1 22,5 30,9

ВВП по обменному курсу (млрд.долл.) 0,7 2,2 1,5 1,8 1,8

Рост реального ВВП (%) -16,3 -20,1 -5,4 5,6 9,0

Инфляция (в среднем, %) 1209 278 53 30 26

Численность населения (млн.чел.) 4,53 4,6 4,67 4,74 4,8

Экспорт (млн. долл.) 340 340 409 506 540

Импорт (млн. долл.) 506 317 522 890 600

Внешний долг (млн. долл.) 294 450 610 680 не изв.

Обменный курс (сом/долл.) 8 10,8 10,8 14 17

Источник: Kyrgyz Republic. EIU country report. 1998. Опис. по реф. источ. 1997 г. — оценка, реальный ВВП за 1993-1995 гг. по данным World bank, c 1996 г. — Статистич. комитета Киргизии.

Несмотря на решительно проводимые реформы, Киргизия столкнулась с серьезными экономич. проблемами. Одни из них были общими для СНГ, другие специфичными для республики: первые связаны с распадом общесоюзного рынка, специфична для Киргизии узкая специализация экономики на производстве сырья, отсутствие выхода к морю. Поэтому независимость принесла падение ВВП (только в Таджикистане показатели были хуже), многие приватизи-рованные предприятия не улучшили свою работу или даже остановились. В 1996 г. ВВП составлял только 53,5% от уровня 1990 г., причем пром. производство упало на 64%, капиталовложения на 89% (с. 213-214). Инфляция превзошла показатели всех др. стран, СНГ (см. табл. 1). Выросла городская безработица: по официальным данным МОТ, она составила 0,2% в 1990 г. и 3,6% в 1995 г., т.е. 1,8 тыс. и 50,4 тыс., а в 1996 г. — 77,2 тыс.; по неофициальным оценкам она достигала 15—20% в середине 90-х гг. (с. 215).

Безработица смягчалась эмиграцией славян и немцев (590 тыс. чел. за 1989-1994 гг.), но это приводило к потере наиболее квалифицированных кадров (с. 215).

Инфляция, безработица, развал системы соц. обеспечения — все это влекло снижение уровня жизни населения: среднемесячная зарплата в 1996 г. достигала лишь 300-400 сомов (15-28 долл.), и, по оценкам статистич. комитета Киргизии, 71% населения оказался за чертой официального уровня бедности; уровень жизни в Киргизии существенно отставал от Казахстана и был лишь чуточку выше, чем в разоренном войной Таджикистане1 (с. 215). Однако перемены в с.х. Киргизии помогли избежать крайних форм бедности и массового голода.

1 Kyrgyz Republic. National human development report, 1996-1999, UNDP.; по расчетам ООН в 1996 г. Киргизия оказалась на 99-м месте по общему индексу развития

В последние годы наметились некоторые положительные тенденции в развитии Киргизии: в 1996-1997 гг. рост ВВП и внешней торговли, снижение инфляции (см. табл. 1). Производство в обрабатывающей пром-сти выросло на 30% в 1997 г., а в 1998 г. ожидалось еще 15%; добыча золота увеличилась от 1 т в 1991 г. до 17 т в 1997 г. и предполагалось поддержание последнего показателя в 1998-1999 гг. (с.

216). Рост отмечен в с.х., обеспечивающем занятость и доходы большинства населения (577 тыс. чел. в 1989 г. и 812 тыс. чел. в 1996 г., по данным МОТ, с. 223); достигнута самообеспеченность пшеницей.

По оценкам 1996 г., в стране действуют 92 200 частных заведе-ний с 750 тыс. занятых, они обеспечивают почти 23% ВВП; активно привлекаются иностранные инвесторы (в 1996 г. 200 компаний с их участием) из Канады (45%), Турции (20%), США (12%) и Китая (10%) (с.

217).

Сравнение позитивных тенденций в Киргизии ("шоковая терапия") и Узбекистане (постепенность) предполагает, что прямая связь между темпами проведения реформ и достигнутыми результатами не вполне ясна, а социальная стоимость реформ при "шоковой терапии" выше. Макроэкономич. стабилизация в Киргизии способствовала преодолению кризиса, но показатели 1996-1998 гг. все еще ниже 1989 г.

Автор повторяет в заключении, что полюсами в методике проведения реформ в Центральной Азии оказались Киргизия и Узбекистан. Первая провела радикальную приватизацию1, установила самый либеральный экономич. режим при ограничении вмеша-тельства гос-ва в частный сектор. Наиболее радикальные перемены в с.х.: 82% колхозов и совхозов преобразованы в 32 200 крестьянских хо-зяйств, 687 с.-х. кооперативов, 73 акционерные компании и 226 фер-мерских союзов2. Особенность Киргизии — "сильное правительство и сильные государственные институты сыграли важную роль в проведении глубоких радикальных реформ. Здесь не было мощной политической

человеческого фактора, тогда как Казахстан на 72-м, Туркмения на 90-м и Узбекистан на 94-м. См. Human development under transition. — 1997, UNDP. C. 223). — Опис. по реф. источ.

1 По официальным данным, к 1998 г. приватизировано 99% заведений розничной торговли и пищевой пром-сти, 56% — в строительстве, 47% — в оптовой торговле и на транспорте, 79% — в пром-сти (с. 223).

2 Kyrgyz Republic. National human development report, 1996-1999, UNDP. Опис. по реф. источ.

оппозиции, как в России, и мощных профсоюзов, как в Казахстане" (с. 219). Положительными факторами оказались, во-первых, приход Акаева к власти до распада СССР, во-вторых, тради-ции "базарной экономики", что облегчило приватизацию мелких и средних заведений, в-третьих, помощь международных организаций.

Автор пишет, что опыт Киргизии несет следующие уроки:

1) необходимо ясное понимание стратегии реформ; 2) в их осуществлении велика роль гос. ин-тов; 3) "шоковая терапия" быстрее приводит к стабилизации, но ее социальная цена очень высока; 4) быстрая и радикальная приватизация создает много-численный слой собственников, в частности она важна в с.х. (китайская модель), но есть и неудачные примеры из-за отсутствия необходимой рыночной инфраструктуры; 5) только макроэкономич. стабилизация обеспечивает приток прямых иностранных инвестиций; 6) международная помощь и сотрудничество — ключевой элемент в осуществлении реформ, но слишком большие заимствования чреваты проблемой значительной внешней задолженности.

С.И.Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.