Научная статья на тему 'Роль России и сша в процессе формирования и трансформации промышленного сектора экономики кыргызской республики'

Роль России и сша в процессе формирования и трансформации промышленного сектора экономики кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / РОССИЯ / США / ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / KYRGYZSTAN / RUSSIA / THE USA / ECONOMY / THE INDUSTRY / TRANSFORMATION / REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Спартак Геннадьевич

Реформирование промышленного сектора экономики Киргизии в новейшее время осуществляется в рамках глобального мондиалистского проекта США. Для республики вектор развития промышленности, направленный на Запад, носит устойчивый деструктивный характер. В современных условиях единственный путь преодоления хронических кризисных явлений в экономике КР это смена внешнеполитических ориентиров в сторону усиления сотрудничества с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIA AND USA IN THE COURSE OF FORMATION AND TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL SECTOR OF ECONOMY OF THE KIRGHIZ REPUBLIC

Reforming of industrial sector of economy of Kirghizia during the newest time is carried out within the limits of global мондиалистского the project of the USA. For republic, the vector of development of the industry, directed on the West, has steady destructive character. In modern conditions the unique way of overcoming of the chronic, crisis phenomena to economy КР is a change of foreign policy reference points towards strengthening of cooperation with Russia.

Текст научной работы на тему «Роль России и сша в процессе формирования и трансформации промышленного сектора экономики кыргызской республики»

УДК 327.81

С. Г. Иванов

Кыргызско-Российский славянский университет ул. Киевская, 40, Бишкек, 720000, Кыргызская Республика

E-mail: spartakkg@mail.ru

РОЛЬ РОССИИ И США В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Реформирование промышленного сектора экономики Киргизии в новейшее время осуществляется в рамках глобального мондиалистского проекта США. Для республики вектор развития промышленности, направленный на Запад, носит устойчивый деструктивный характер. В современных условиях единственный путь преодоления хронических кризисных явлений в экономике КР - это смена внешнеполитических ориентиров в сторону усиления сотрудничества с Россией.

Ключевые слова: Кыргызстан, Россия, США, экономика, промышленность, трансформация, реформирование.

В досоветский период истории Киргизская ССР представляла собой территориальное образование с преимущественно аграрной ориентацией экономических отношений \ Промышленный сектор экономики Кыргызской Республики (КР) создавался на протяжении советского периода в полном соответствии с ленинским тезисом об «индустриализации и электрификации всей страны». В 1928-1940 гг. при активной технической, финансовой, интеллектуальной и прочей помощи Союзных республик в Киргизии было построено и введено в эксплуатацию 140 промышленных предприятий (включая электростанции). Среди них: Кадамджайский сурьмяный комбинат, Фрунзенский и Кара-Суйский ремонтно-механические заводы, нефтепромысел Чангыр-Таш, мясокомбинаты, табачные фабрики, сахарные заводы, рудники Кок-Янгак, Таш-Кумыр, новые шахты в Кызыл-Кие, Сулюкте, Аламединская ГЭС и др. Были созданы новые отрасли промышленности: металлообрабатывающая, нефтяная, цветная металлургия, текстильная, сахарная, мясоконсервная и пр. [1]. Кроме того, в 1941 г. из Москвы и Ленинграда в Киргизскую ССР было перебазировано более 30 крупных заводов и фабрик, которые в послевоенный период обратно возвращены не были.

В Советский период развиваются электроэнергетика 2, топливная промышленность 3,

„4 5

промышленность стройматериалов , машиностроение , легкая, электротехническая, автомобильная и электронная промышленности, нефтегазовая 6, пищевая 7, текстильная 8 и другие

1 В 1913 г. доля пром. пр-ва - 3 %. Промышленность, основанная на кустарном производстве, занималась переработкой сельхозсырья (86,5 % от всей пром. продукции). Работали: 1 конфетная фабрика кустарного типа,

2 пивоваренных и 2 кожев. з-да, мастерская по выпуску плодово-ягодных соков, 11 мельниц, маслобойни и др. Численность промышленных рабочих - 150 чел. В регионе существовало несколько частных предприятий обработки сельхозсырья, предприятия первичной обработки шерсти и хлопкоочистительные. Работали 5 малых госэлектростанций, общей мощностью 265 кВт. Горно-металлургическая промышленность была представлена единичными частными предприятиями по добыче золота, озокерита и железного купороса. Имелось 6 временно функционирующих кирпичных заводов, 1 - известковый. Топливная пром-ть: разрабатывались 27 угольных шахт (871 раб.), на двух нефтяных промыслах работали 55 чел. На долю этих предприятий приходилось 59 % рабочих этого региона и 50 % выпускаемой продукции (см. об этом: Республика Кыргызстан - http://rotatormaster.narod.ru/).

2 Каскад Аламединских ГЭС (6 станций), Учкурганская ГЭС (мощность 180 тыс. квт), Атбашинская ГЭС (40 тыс. квт), на р. Нарын (1973) Токтогульский гидроузел (мощность ГЭС 1,2 млн квт, объем водохранилища 19,3 млрд м3), Курбсайская ГЭС и т. д.

3 В 1940 г. Кирг. ССР давала 88 % угля, добываемого в республиках Средней Азии.

4 Промышленность стройматериалов: заводы кирпичные, известковых и огнеупорных изделий. Цементная промышленность, производство сборного железобетона, гипсолитовых стройматериалов, облицовочных плит. Заводы сборного железобетона и крупнопанельного домостроения, цементно-шиферный комбинат в Канте, Джиль-Арыкский известковый завод, Цехи по производству ячеистого бетона, керамзита, опор линий электропередач и др.

5 «Киргизавтомаш», «Тяжэлектромаш», автосборочный завод. В Токмаке и Оше - авторемонтные заводы.

6 Нефть добывалась на месторождениях Майли-Сай, Избаскент, Чангыр-Таш, газ - в районе Избаскента.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 4 © С. Г. Иванов, 2009

отрасли. В общесоюзном разделении труда Киргизская ССР выступала как район производства цветных металлов (сурьма, ртуть), добычи и обогащения свинцово-цинковых руд, производства сельскохозяйственных машин 9, электротехнических изделий 10, физических приборов п, металлорежущих станков, автоматических линий для машиностроения и металлообработки, электродвигателей, медицинских приборов, изделий электронной техники, автомобильных радиаторов, шерстяных и шелковых тканей, сахарного песка 12 и т. д.

В 1940 г. валовая продукция промышленности превысила уровень 1913 г. в 9,9 раза, в крупной промышленности - в 153 раза. В 1971 г. по сравнению с 1913 г. валовая продукция всей промышленности увеличилась в 210 раз (по сравнению с 1940 г. в 21 раз). Легкая промышленность выросла почти в 160 раз. С 1913 по 1981 г. промышленная продукция выросла в 379 раз. С 1940 по 1980 г. в республике среднегодовой рост промышленной валовой продукции составлял 10,2 % [2-5]. В 1971 г. в валовом общественном продукте на долю промышленности приходилось 55,7 %.

Такие темпы развития промышленного сектора 13 республики стали возможными благодаря централизованным капитальным вложениям 14, выделяемым из бюджета СССР 15, притоку высокопрофессиональных специалистов из промышленных регионов Союза, воспитанною национальных рабочих, инженерных и научных кадров.

Однако плановая экономика СССР не была системой, основанной строго на принципах экономической рациональности. С точки зрения экономики, создание на территории Киргизской ССР ряда промышленных предприятий представляется малоэффективным, а иногда и бессмысленным 16. Но более углубленный анализ позволяет прийти к выводу о том, что в СССР, как едином народно-хозяйственном комплексе, состоящем из регионов с различными экономическими потенциалами, создание данных предприятий в республике оправдано с социальной, политической, демографической и прочих точек зрения.

В начале 1987 г. Правительство СССР подготовило предложения на 1988 г., согласно которым твердый народно-хозяйственный план трансформировался в государственный заказ 17. На заседании Политбюро ЦК КПСС в конце 1987 г. М. Горбачев добился решения о доработке проекта Правительства, в результате которой уровень госзаказа был снижен на треть, а по ряду министерств - более чем на 50 %. Пользуясь свободными договорными ценами, за счет своего монопольного положения многие промышленные предприятия стали получать

7 Пищевая отрасль: предприятия мясной, молочной, мукомольной, сахарной промышленности. Развиты кондитерская, ликероводочная, консервная, табачная отрасли, производство шампанских и марочных вин. Сахарные заводы расположены в Чуйской долине (% производимого ими сахара-песка вывозится в среднеазиатские республики и восточные районы страны), маслобойный - на ю.-з. (Кара-Су), табачно-ферментационные - во Фрунзе и Кызыл-Кии, в Джелал-Абаде.

8 Киргизский текстильный комбинат им. 50-летия Октября (проектная мощность 94,5 млн м2 хлопчатобумажных тканей), шелкокомбинат им. ВЛКСМ в Оше, Камвольно-суконный комбинат, прядильно-ткацкая и трикотажная фабрики во Фрунзе. На Киргизию приходилось свыше 9/ш шерстяных тканей, свыше % кожаной обуви, свыше % бельевого трикотажа, выпускаемых Среднеазиатским экономическим районом [2].

9 Завод сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе (пресс-подборщики, идущие и на экспорт).

10 Предприятия электротехнической промышленности в Пржевальске, Майли-Сае, Каджи-Сае и др.

11 Завод физических приборов.

12 В 1940 г. Кирг. ССР по производству сахара-песка вышла на 4-е место в СССР после УССР, РСФСР и Казахстана.

13 Темпы роста продукции промышленности в 1971 г. по отраслям (1940 = 1): вся промышленность: 21,2; электроэнергетика: 143,6; нефтедобывающая: 9,3; угольная: 2,4; машиностроение и металлообработка: 183,3; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная: 9,6; стройматериалов: 59,0; легкая: 18,4; пищевая: 6,6 [6].

14 Объем капиталовложений за 1925-1971 гг. составил 8,4 млрд руб. [6].

15 В 1928-1932 гг. доля союзного бюджета и бюджета РСФСР в строительстве промышленных предприятий Кирг. ССР составила более 90 %. С 1970 по 1990 г. дотации составляли от 14 до 25 % бюджета Кирг. ССР.

16 К примеру, 95 % руды, используемой Кадамжайским сурьмяным комбинатом, поставлялось из Якутии. 85 % внутрисоюзных поставок продукции комбината осуществлялось на предприятия, расположенные в РСФСР. Сегодня аналогичный комбинат построен в РФ в Якутии. Автосборочный завод, расположенный в столице КР, получал шасси автомобилей ГАЗа, устанавливал на них кузова и большую часть продукции отправлял обратно в РСФСР. Продукция предприятий ВПК производилась из сырья, поставляемого союзными республиками (преимущественно РСФСР). Готовая продукция отправлялась туда же.

17 Заказ должен был составлять 90-95 % от общего объема производства, а хозяйствующие субъекты получали право распоряжаться остающимися 5-10 % продукции.

сверхприбыли. Объем производства при этом не увеличивался 18. В результате - кризис потребительского рынка и проблемы с продовольственным обеспечением населения. Исчезли дешевые товары широкого потребления. Отказ государства от монополии на производство и реализацию спиртоводочной продукции только в 1989 г. привел к потере государственным бюджетом поступлений по налогу с оборота 20 млрд руб. Объемы производства сократились на 20 % по сравнению с 1985 г., цены неуклонно повышались. В СССР появилась безработица. Государственный внешний долг увеличивался и стал основным средством покрытия бюджетного дефицита. Рос государственный внутренний долг. Происходил разрыв установившихся взаимосвязей в народном хозяйстве. На первый план стали выходить региональные интересы, что стало питательной почвой для сепаратизма. Итог перестройки -социально-экономический кризис: была потеряна управляемость производством, финансами, денежным обращением 19. Ослабла управляемость государства в целом 20.

Диапазон мнений по вопросу оценки причин распада СССР простирается от «целенаправленной» 21 многолетней деятельности США до более реалистичного взгляда на распад, как результат «внутренней дезинтеграции» 22. Представляет интерес идея о том, что США, оказывая давление на Саудовскую Аравию, добились снижения мировых цен на нефть, что привело к потерям бюджета СССР в 20 млрд долл. при его потребности в валюте (15 млрд долл.) на закупку продовольствия (зерна) 23. В конечном итоге, экономика СССР

18 В результате доходы предприятий в 1988 г. выросли на 40 млрд руб., в 1989 г. - на 60 млрд руб., а в 1990 г. - на 100 млрд руб. (1985 г. - 10 млрд руб.) [7].

19 До перестройки государственный бюджет СССР принимался и исполнялся без дефицита. На 1988 г. он впервые был принят без превышения доходов над расходами в сбалансированной сумме. В 1989 г. госбюджет СССР был принят с дефицитом (36 млрд руб.), но в доходы бюджета были включены ссуды Госбанка, которые никогда раньше не относились к доходам бюджета в сумме свыше 64 млрд руб., т. е. фактически бюджетный дефицит составил 100 млрд руб. [7]. Советский золотой запас: 1985 г. - 2500 т.; 1991 г. - 240 т. Официальный курс долл.: 1985 г. - 0,64 руб.; 1991 г. - 90 руб. Официальные темпы роста советской экономики: 1985 г. - +2,3 %; 1991 г. - -11,0 %. Внешний долг: 1985 г. - 10,5 млрд долл.; 1991 г. - 52,0 млрд долл. (см. об этом: Вашингтон Пост. 15.12.1991: http://www.panarin.com/doc/47).

20 Такая ситуация стала возможной во многом благодаря целенаправленному резкому ослаблению М. Горбачевым «роли КПСС, как руководящей и направляющей силы». В СМИ была развернута пропаганда борьбы с механизмом торможения со стороны партийных кадров. В 1986-1989 гг. под давлением М. Горбачева было смещено со своих постов 82,2 % секретарей обкомов, крайкомов и республиканских ЦК КПСС. В 2000 г. М. Горбачев заявил: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Когда же я лично ознакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах. Мне удалось найти сподвижников в достижении этих целей. Среди них особое место занимают А. Н. Яковлев и Э. А. Шеварднадзе» [8].

21 Директор Центра политики и безопасности Ф. Гафней по этому поводу высказался следующим образом: «Победа США в холодной войне была результатом целенаправленной, планомерной и многосторонней стратегии США, направленной на сокрушение СССР. Ход исторических событий был предопределен стратегическими директивами Рейгана. В конечном счете, скрытая война создала условия для победы над СССР» [7]. З. Бжезинский: «Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить «это была не Россия, а СССР» - значит бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена» (Холодная война. Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945-1950 гг.: http://www.patriotica.ru/enemy/coldwar.html). Если русские будут настолько глупы, что попробуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником. Подробнее об этом: Бжезинский З. Интервью Open Media Research Institute. 15.11.1996.

22 «Подобно столь многим империям, существовавшим ранее, СССР, в конечном счете, взорвался изнутри и раскололся на части, став жертвой не военного поражения, а процесса дезинтеграции, ускоренного экономическими и социальными проблемами» [9].

23 П. Швайцер в книге «Победа» раскрывает тезис о том, что фатальным для СССР оказалось умышленное снижение Саудовской Аравией (СА) цен на нефть. Т. Зайферт: «Когда в 1991 г. СССР распался, барр. нефти на мировом рынке стоил 17 долл. - при почти 40 долл. (102 долл. по сегодняшней стоимости) в течение предыдущих 10 лет». В РФ версии краха СССР по вине СА придерживается Е. Гайдар. По его мнению: «Дата краха СССР -не Беловежские соглашения и не августовские события 1991 г., это - 13.09.1985 г. День, когда министр нефти СА Ямани сказал, что СА прекращает политику сдерживания добычи нефти и начинает восстанавливать свою долю на рынке. После чего, на протяжении следующих 6 мес., добыча нефти СА увеличилась в 3,5 раза, что снизило цены в 6,1 раза. В долгосрочной перспективе - в 4 раза. После этого судьба СССР была предопределена». Версия о влиянии СА на судьбу СССР объединяет российских конспирологов и либералов, вследствие чего ее можно условно назвать либерально-конспирологической [10]. С учетом того факта, что капиталы СА размещены в США, влияние последних на решения, принимаемые в СА, очевидно. Общий объем капиталов, размещенных СА в США, оценивается в 400-600 млрд долл., включая средства королевской семьи [11]. Объем инвестиций СА

не выдержала «гонки вооружений» и не смогла обеспечить ни «дальнейшее развитие», ни «достойное существование» советских людей, что и привело к распаду страны.

Центробежные политические тенденции 90-х гг. привели к «разрыву сложившихся экономических связей; дефициту материально-технического снабжения при отсутствии рынка сырья и товаров; отсутствию кредитных ресурсов; непосильным процентным ставкам за предоставленные кредиты в условиях отсутствия альтернативных негосударственных банков, кредитных институтов и инвестиционных фондов (фактической финансовой монополии государственных финансовых институтов); несовершенству нормативно-правовых, законодательных актов» [14].

В этих обстоятельствах кыргызская политическая власть не стала консолидировать усилия национального научного сообщества для выработки стратегии «развития» (выводу из кризиса) промышленности, альтернативной по отношению к предложенной МФИ неолиберальной концепции, монетаристского толка. Кыргызское общество, не имеющее практического опыта плюрализма, было поставлено в известность о неизбежности дальнейшего неолиберального пути для промышленного сектора республики, обусловленного необходимостью его «денационализации».

В 1991 г. кризис промышленного сектора экономики уже суверенной КР был обусловлен следующими основными факторами.

1. КР лишилась трансфертов из союзного бюджета (от 10 до 15 % ВВП). Их снятие на фоне значительного сокращения внешнего спроса, ухудшения условий торговли, кризиса в системе межреспубликанских расчетов и резкого снижения объемов производства обострило проблему покрытия значительного размера дефицита торгового баланса.

2. Экономика Кыргызстана энергозависима от импорта нефтепродуктов и газа. Потребность в нефтепродуктах и газе не может быть замещена внутренними источниками 24 Рост цен на энергоносители привел к существенному сокращению импорта и увеличению дефицита торгового баланса. Добыча имеющихся полезных ископаемых в республике нерентабельна вследствие их труднодоступности.

3. Структура промышленности Киргизской ССР отличалась ориентированностью на рынки союзных республик. Машиностроение, электронная и электротехническая промышленность после развала СССР попали в наиболее тяжелое положение, прежде всего в связи с резким снижением внешнего спроса на продукцию указанных отраслей 25. По этой же причине продукция предприятий, входящих в военно-промышленный комплекс СССР и / или имеющих статус промежуточного производства, стала невостребованной. В результате - безработица 26, эмиграция и социальная напряженность.

4. Кыргызстан характеризуется транспортной изолированностью от основных мировых рынков и Мирового океана. Стоимость 90 % перевозок в Кыргызстане (автомобильных) в 60-80 раз дороже большей части мировых (морских) перевозок.

В этих условиях КР избрала многовекторную внешнеэкономическую политику, т. е. с 1991 г. и по настоящее время страна сотрудничает со всеми, кто к этому готов 27. Сегодня республика является членом СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ, ШОС, ЦАЭС, ВТО, МВФ, ВБ, ак-

в США - 750 млрд долл. [12]. К началу 1986 г. СА увеличила добычу от 2 млн б/с до 5 млн б/с. Нефтяные цены резко упали ниже 10 долл./барр. уже к середине 1986 г. Установленная в декабре 1986 г. согласованная целевая цена на нефть ОПЕК в 18 долл./барр. упала к январю 1987 г. и оставалась низкой до 90-х гг. [13]. В октябре 1990 г., в связи с конфликтом Ирака и Кувейта, цена поднялась до 32,9 долл. за барр. 10.10.1990 г. - 41,15 долл. за барр. Однако в 1991-1993 гг. снова снизилась до 12,5 долл. за барр. (12.1993) [10].

24 В Кыргызстане добывается до 70 тыс. тонн нефти в год. Столько же извлекается за 3,5 дня естественным образом из одной скважины на месторождении «Минбулак» в Узбекистане. На приобретение энергоресурсов ежегодно затрачивается более 12 млрд сомов (более 300 млн долл. США). Цены растут, что ведет к росту издержек производства и снижает конкурентоспособность продукции.

25 В малой, горной, внутриконтинентальной стране, даже при низкой стоимости рабочей силы и налоговых преференциях, себестоимость промышленной продукции по определению на порядок выше среднемировых. Повышение себестоимости снижает конкурентоспособность кыргызских товаров, что, в свою очередь, обуславливает низкую инвестиционную привлекательность реального сектора экономики КР.

26 После остановки только одного предприятия ВПК СССР (Машиностроительного завода им. Ленина) безработными стали 20 тыс. чел. Для миллионного Бишкека эта цифра как минимум существенна.

27 В 2009 г. КР имеет 32 крупнейших кредитора. Это МФО, банки, страны, ассоциации и т. д. На 15.07.2009 г. внешний долг КР составляет 2 427 982 тыс. долл.

тивно участвует в программах ТАСИС, ТРАСЕКА, «Партнерство во имя мира» и т. д. Условно эти структуры и программы можно разделить на два блока: в существовании первого заинтересована РФ, второго - США 28.

Кыргызстан, наряду с Таджикистаном, обладает худшими в Центральной Азии предпосылками экономического развития 29. С обретением суверенитета страна не получала сколько-нибудь значимую интеллектуальную, финансовую, товарно-материальную и прочую поддержку от РФ, которая сама находилась в условиях жесткого экономического кризиса. Как объективные, так и субъективные причины и последствия этого достаточно подробно проанализированы и в российской, и в кыргызской науке.

Вследствие этого кардинальное трансформирование промышленного сектора экономики КР началось в директивном порядке в 1992 г., после ее вступления во Всемирный банк (ВБ), который по настоящее время осуществляет свою деятельность в стране через Международную ассоциацию развития (МАР) 30. В этом же году в Кыргызстан прибыла и начала свою деятельность группа экспертов МФИ (МВФ, ВБ, МАР, ЮСАИД и т. д.) 31.

В марте 1994 г. был подписан «проект» № PIC1778 кредитного договора между КР и МАР 32. «Обусловленность» предоставления кредита Кыргызстану обозначена в договоре следующим образом: «Главные цели Программы Реформы, которая будет поддержана этим Кредитом: уменьшить роль государства в экономической деятельности через приватизацию; улучшить управление предприятиями, которые останутся временно в государственной собственности; уменьшить экономические и финансовые затраты для экономики от больших и неэффективных государственных предприятий (SOEs) через их ликвидацию или пассивное реструктурирование 33; улучшить бизнес-среду для деятельности и развития частного сектора, либерализовать цены и торговлю, устранить барьеры для импорта» (П. 1). С Кыргызской стороны исполнителем проекта был назначен «Государственный комитет по экономике (Госкомэкономика)», который «через Рабочую группу PESAC ответственен за выполнение программы, в то время как выполнение отдельных компонентов должно осуществляться иностранными агентствами или министерствами (NBK, SPF, ERRA, PMU и Министерство торговли). Госкомэкономика должен периодически докладывать о результатах выполнения программы Комитету по координации Программы. Для облегчения координирования выпол-

28 Как декларируемые, так и скрываемые цели, задачи, доктриальные установки и практические действия этих организаций зачастую противоречат друг другу. Тем не менее КР шла на подписание практически всех предлагаемых ей документов, что объясняется простой задачей страны в тот период - «выжить» в физическом смысле этого слова.

29 В КР отсутствуют сколько-нибудь значимые запасы нефти и газа, как в Казахстане, Узбекистане или Туркмении. Кыргызская пшеница менее товарна, чем казахская. 95 % территории КР - горы. Климат - резкоконтинентальный. Отсутствуют выходы к мировому океану. Страна окружена беднейшими районами сопредельных государств.

30 МАР - Международная ассоциация развития - филиал ВБ. МАР занимается предоставлением кредитов беднейшим странам мира. Источник средств МАР - взносы богатых стран, периодические отчисления из полученной ею прибыли и платежи по предоставленным ею ранее кредитам тем же беднейшим странам. Девиз ВБ: «Работаем во имя мира, свободного от бедности» (Working for a World Free of Poverty). См. сайт Всемирного банка: http://web.worldbank.org.

31 Кроме офисов, открытых этими организациями в Бишкеке, тысячи экспертов и сегодня работают на должностях помощников, консультантов, советников и т. д. практически во всех министерствах КР, имея при этом неограниченный доступ к любым документам и материалам. «Контрразведка», как направление деятельности Гос. комитета по национальной безопасности (ГКНБ), стала бессмысленной. Материалы, имеющие гриф секретности «Для специального пользования» для граждан КР, иностранным экспертам доступны без каких-либо ограничений.

32 Название проекта: Проект финансирования экономики. Приватизации и кредит на корректировку сектора предприятий (PESAC). Промышленный сектор Средней Азии / Государственная комиссия агентства. № кредитного договора: PIC1778. Разработан: 03.1994. Утв.: 9.06.1994. Сумма кредита: 60 млн долл. На стандартных условиях МАР: срок 35 лет с 10-летним льготным периодом. Выплата кредита: два транша. Первый - на «осуществление действий, предусмотренных программой». Второй - «после предоставления отчета, удовлетворяющего МАР» (П. 2). Руководители группы специалистов ВБ: Sumer, F. Aynur, действующие на основании удостоверения личности KGPA8514. Заемщик: Правительство КР. Учреждение-исполнитель: Министерство финансов КР. Тел. г-жи F. Aynur Sumer: (202) 473-4208. Факс: (202) 477-3291. Пункт Контакта: Центр общественной информации ВБ 1818 H. Ул. N.W. Вашингтон 20433. Тел. в округе Колумбия: (202) 458-5454. Факс: (202) 522-1500.

33 «Пассивное реструктурирование» означает ликвидацию предприятий, как единых хозяйственных комплексов, путем их разделения на мелкие, не зависящие друг от друга, самостоятельные хозяйственные единицы.

нения различных требуемых действий в государственном комитете по экономике будет установлена Единица управления PESAC» (П. 3).

В договоре КР фактически признавала за МФИ их руководящую роль в процессе реформирования: «Успех программы реформы, поддержанной PESAC (программа ПЕСАК будет подписана сторонами только через два месяца), будет зависеть от работы Правительства КР, действующего под руководством команды резидентских советников и краткосрочных консультантов, обладающих необходимыми экспертными знаниями, для разработки стратегии, выполнения исследований, разработки законодательства, обучения местных учреждений при помощи программ в областях приватизации, торговой политики, ликвидации промышленных предприятий. Техническая помощь будет финансирована от существующих и будущих кредитов МАР, или из других двусторонних и многосторонних источников. ^АГО уже обеспечил финансирование для многих положений проекта и предлагает продолжить такую помощь в будущем» (П. 6) 34.

В июне 1994 г. представителями КР и США подписан документ, именуемый «Проект приватизации и кредит на корректировку сектора предприятий» (ПЕСАК) 35.

Цели проекта: реструктуризация и приватизация государственных предприятий / банков (КА); развитие финансового и частного секторов (К/А); развитие конкуренции; торговля и интеграция (GPG); политика в области регулирования и конкуренции; инвестиционный климат (САР); управление государственным сектором (САР).

Направления распределения кредитных средств: «управление центральным правительством» КР - 10 %; «обязательное страхование пенсий на случай безработицы» (осуществление мероприятий с целью разрешения деятельности на территории КР частных иностранных страховых компаний, создания негосударственных пенсионных фондов, увеличения пенсионного возраста и т. д.) - 6 %; «реформирование сельскохозяйственной промышленности» (ликвидация государственных предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию) - 3 %; «внутренняя и международная торговля» (устранение барьеров для импорта) - 3 %; «промышленность» (реорганизация путем децентрализации, сегментирования и ликвидации государственных промышленных предприятий) - 78 %.

В рамках Программы ПЕСАК, еще до ее подписания, в мае 1994 г. МАР профинансировал (выдал кредит) на создание Агентства по реформе и ликвидации (ЕРРА) 36.

30.05.1994 г. МАР получила письмо правительства Кыргызстана, на основании которого было подписано Соглашение между КР (Заемщик) и МАР (Ассоциация) от 7.06.1994 № 2639 КО 37, «развивающее» заключенный в марте кредитный договор № Р1С1778.

В соглашении изложено «описание программы действий, целей и стратегий, направленных на снижение роли государства в экономической деятельности на основе приватизации

34 См. подробнее об этом: Сайт Группы ВБ - http://web.worldbank.org/external/projects/main7Projectid =P008514&Typ =Implementation&theSitePK=3319376&pagePK=64330676&menuPK=3323866&piPK=647#.

35 PESAC (Privatization & Enterprise Sector Adjustment Credit). Идент. № проекта: P008514. Env.: категория C. Статус проекта: Завершен. Утв.: 9.06.1994. Заверш.: 31.12.1995. Сумма кредита: 60 млн долл. Рук-ль группы специалистов ВБ: Sumer, F. Aynur. Заемщик: Правительство КР. Учреждение-исполнитель: Министерство финансов КР. Прежний основной сектор: развитие частного сектора, приватизация.

36 Под контроль агентства были переданы 29 крупнейших промышленных предприятия, составляющих основу промышленного сектора экономики КР. Результатом стала ликвидация этих предприятий. Ни одно из них в настоящее время, как единый рентабельный хозяйственный комплекс, не функционирует. По прошествии 14 лет их восстановление перестало быль экономически целесообразным.

37 Наименование Соглашения: корректировка кредита на Приватизацию и Предпринимательский Сектор -Развитие кредитного договора № PIC1778 от 03.1994. Язык: англ. Прогр. ID: KG-И, Кредит (PESAK) - P008514. Владельцы группы: Частные / Финансовые секторы. Кредит № IDA26390. Автор: юр. отдел ВБ. Дата: 07.07.1994. Окончание: 31.12.1995. Тип: кредитное соглашение. Соглашение № 2639 KG. Сумма гранта: 0; Сумма кредита: 60 млн долл. (СДР 42500000). Финансирование: МБРР / МАР. Сектора: развитие глобального партнерства в целях развития (ЦРТ), N/A (ОАП), N/A (GPG); торговля и интеграция (GPG); реструктуризация и приватизация государственных предприятий / банков N/A (CAP); развитие частного сектора N/A (CAP); инвестиционный климат (CAP); управление в государственным сектором (CAP). (См.: Преамбула) МАР - 1818 H Street, N. W., Вашингтон, D.C. 20433, США. Адрес: Телекс: INDEVAS 248423 (RCA), Вашингтон, D.C. 82987 (FTCC), 64145 (WUI) или 197688 (TRT). Подписали Соглашение «должным образом уполномоченные представители» в округе Колумбия, США от КР - Первый вице-премьер-министр К / с / А. Chukin; от МАР - исполняющий обязанности регионального вице-президента Европы и ЦА К / с / R. Cheetham. (См.: Ст. VI).

и улучшения условий деятельности для частного сектора, обеспечения структурной перестройки экономики».

В соответствии со ст. III. деятельность Правительства КР, после подписания Соглашения, по реформированию промышленности, транспорта и торговли должна осуществляется под постоянный контролем со стороны МАР 38.

Теперь национальная законодательная база, на основе которой страна планировала реформировать промышленный сектор экономики, торговлю, транспорт и прочее вводилась в действие только после утверждения представителями МФИ 39.

Правительство обязывалось «осуществить план действий по денационализации оптовой торговли и транспортных предприятий, как это было согласовано с МАР» (П. 9), и «продолжить осуществлять политику отказа от каких-либо принудительных государственных заказов» (П. 10).

Только МАР определяло, какие товары 40, в рамках программы, республике необходимо покупать; у кого 41 и каким образом 42 Кыргызстан их может приобрести; в какой валюте он должен осуществлять расчеты 43; какие штрафные санкции за просрочку оплаты товара он

44

должен будет заплатить .

38 Ст. III Разд. 3.01. (а) Правительство и МАР должны периодически, по просьбе любой из сторон, обмениваться мнениями о прогрессе, достигнутом в выполнении программы. (б) Перед каждым обменом мнениями заемщик должен предоставить МАР для рассмотрения и представления замечаний доклад о прогрессе, достигнутый в выполнении программы, в деталях, которые потребует МАР.

Разд. 3.03. (а) Заемщик должен сохранять отчеты и счета в соответствии с практикой учета расходов, финансируемых кредитами. (б) Заемщик должен: (I) Предоставлять отчеты и счета за каждый финансовый год, проверенные в соответствии с принципами аудита, проведенного независимыми аудиторами, приемлемыми МАР; (II) представить МАР не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года, заверенную копию доклада такого аудита в тех масштабах и в таких деталях, которые потребует МАР; (III) представлять МАР другую информацию, в отношении учета, отчетности и аудита, которую периодически будет требовать МАР.

Заемщик должен: (II) сохранять по крайней мере один год после получения МАР аудиторского отчета за финансовый год все документы (договоры, приказы, счет-фактуры, счета, квитанции и другие документы), подтверждающие расходы; (III) предоставлять отчеты представителям МАР для изучения; (IV) обеспечить, чтобы такие отчеты и счета могли быть изъяты МАР.

39 Правительство представляет МАР для утверждения проекты нормативно-правовых актов (см.: п. 7). Правительство подготавливает и представляет доклады МАР по реализации плана законодательных действий в улучшение благоприятных условий для деятельности частного сектора, согласованный с МАР, а также о законодательных мерах, которые должны осуществляется Правительством в течение следующего этапа, которые будут приемлемы для МАР (см.: п. 8).

40 В отношении каждого контракта, до предъявления МАР заявки на кредитные средства на оплату такого договора, Правительство предоставляет МАР две копии контракта, анализ экспертов ВБ соответствующих заявок, их рекомендации в отношении решения, описание, регламент процедуры проведения торгов и другую информацию (см.: Прил. № 2, п. 4).

41 Прил. № 2, п. 1. Контракты на закупку товаров стоимостью, эквивалентной 100 тыс. долл. или более каждый, осуществляемые в рамках международных конкурсных торгов в соответствии с процедурами, в соответствии с I и II разделом «Руководства по закупкам МБРР», опубликованном ВБ в мае 1992 г. (руководящие принципы), при условии внесения следующих изменений в пункте 2.8. Уведомление и реклама. Международное сообщество должно быть уведомлено в установленные сроки о возможности принять участие в торгах. Это будет сделано за счет рекламы. Реклама должна быть помещена хотя бы в одной газете, распространяемой в стране Заемщика и, кроме того, по крайней мере, в одной из следующих форм: уведомления в издании ООН, Форум развития, Business Edition, или реклама в газетах, периодических или технических журналах, имеющих широкое международное распространение или уведомления местных представителей стран, являющихся потенциальными поставщиками товаров.

42 При закупках товаров Правительство должно использовать соответствующие стандартные торговые документы, выданные ВБ (п. 2.8 е). Контракты на закупку товаров осуществляются на основе стандартной коммерческой практики, приемлемой для МАР. Правительство предоставляет МАР те документы, которые агентство посчитает «разумными» в отношении такого договора (п. 2). При условии предварительного одобрения со стороны МАР, приобретение товаров может быть организовано на мировых товарных рынках или по другим каналам, приемлемым для МАР (Прил. № 2, п. 3).

43 Цена в тендерной документации должна указываться в одной из мировых валют (Прил. № 2, п. 2.12).

44 В соответствии с мировой хозяйственной практикой штраф за неисполнение договорных обязательств -предмет спора между контрагентами по контракту (т. е. между КР и продавцом товара). Организация, выдавшая кредит на приобретение товара (МАР), в таком споре участвовать не может. Однако п. 2.13 Приложения 2 Соглашения гласит: «Руководящие принципы предусматривают, что штраф за задержку первоначальных сроков оплаты контрактов будет увеличиваться КР каждую неделю просрочки двумя поправочными коэффициентами, приемлемыми для МАР». Таким образом, МАР закрепило за собой право налагать штраф на КР по вопросам, которые не входили в ее компетенцию.

Кыргызстану запрещалось использовать доходы от использования кредита (поступления от реализации национальных приватизированных предприятий) на стимулирование национальных производителей 45, покрытие любых государственных долгов предыдущих периодов 46, софинансирование любых контрактов, где не участвует МАР 47.

Подписав Приложение 1 Соглашения, КР взяла на себя обязательство реализовать 100 %

~ 48

государственных акций предприятий, приватизированных до его подписания .

Фонду государственного имущества поручалось подготовить для Правительства КР и МАР «предложения по приватизации семидесяти предприятий, полностью принадлежащих правительству на дату подписания Соглашения». Приватизация этих предприятий должна была осуществиться «по меньшей мере на трех аукционах в двух областях республики» (п. 2). Кроме того, ФГИ должен был «подготовить и представить на рассмотрение МАР: отчет о приватизированных предприятиях и план будущей приватизации предприятий, включая график ее осуществления, приемлемый для МАР» (п. 3).

Агентство по реформе и ликвидации отчиталось в том, что на момент подписания оно «завершило оценку эффективности деятельности трех крупнейших предприятий и приняло решение об их ликвидации» (п. 5). Агентство обязывалось «осуществлять жесткий финансовый контроль над всеми предприятиями, находящимися под его ответственностью» (п. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй транш кредита открывался только после одобрения МАР 49. В соответствии с разд. 2.07, п. б. Соглашения, «если валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения в КР превысит 790 долл. 50 в течение пяти лет подряд», МАР «может изменять сроки погашения платежей или включить в изменения некоторые или все увеличения». При ухудшении экономических показателей МАР «может вернуться к первоначальным условиям». Пункт позволяет МАР, при благоприятном экономическом развитии КР, по своему усмотрению выставить Кыргызстану любые условия, вплоть до требования о немедленном погашении. На устранение любых замечаний МАР Кыргызстану отводилось три месяца 51.

В полном соответствии с вышеназванными документами (Договор, Программа, Соглашение МАР) национальным Фондом государственного имущества была разработана и утверждена вторая Программа разгосударствления и приватизации государственного имущества в КР на 1994-1995 гг. [14. С. 130]. Основная цель, обозначенная в программе, «приватизация 20-25 % государственного имущества в течение двух лет». Фактически за обозначенный в программе ПЕСАК и разработанной в соответствии с ней национальной программе приватизации (1994-1995) период удельный вес приватизированных предприятий и объектов в промышленности поднялся с 22,9 до 76,7 % 52 - задачи программ были выполнены, цели достигнуты.

До настоящего времени установленная в программе ПЕСАК концепция МАР по реформированию промышленного сектора экономики КР не изменилась ни по одному пункту 53. Этим обусловлено соответствие следующей национальной программы приватизации на 1996-1997 гг. целям МАР. Главная задача этого этапа приватизации: разгосударствление уже

45 На «расходы в валюте заемщика или товары, поставляемые с его территории» (График № 1, п. 2б).

46 «Выплат для покрытия расходов, осуществленных до подписания настоящего Соглашения» (Там же, п. 2с).

47 На «расходы в рамках контрактов, которые финансируют или согласны финансировать любые национальные или международные финансовые учреждения, кроме МАР» (Там же, п. 2е).

48 Правительство должно провести, по меньшей мере, четыре ваучерных аукциона, по меньшей мере, в двух областях в связи с продажей акций ранее приватизированных предприятий, на основе конкурсов, охватывающих не менее десяти предприятий, на каждом аукционе (см.: Прил. 1, п. 1).

49 Когда общая сумма обязательств Правительства достигнет эквивалента СДР 21250000, дальнейшее финансирование осуществляется в том случае, если МАР будет удовлетворена прогрессом, достигнутым Правительством в выполнении программы РББАК (см.: Там же, п. 4).

50 Стандартный порог, позволяющий получать займы у МАР, составляет: годовой доход на душу населения менее 885 долл. США. При среднегодовом курсе в 36,6 сом за долл. в 2008 г. КР произвела ВВП по 959 долл. на душу населения, против 731 долл. в 2007 г. При сохранении тенденции в 2013 г. у МФИ появится дополнительный рычаг воздействия на политическое руководство КР.

51 МАР может уведомить Правительство, что его меры не являются удовлетворительными. Если в течение 90 дней после такого уведомления Правительству не удалось добиться прогресса и принять меры, удовлетворяющие МАР, оно может прекратить кредит или любую его часть (см.: Там же, п. 5).

52 В общем числе объектов государственной собственности в 1991-1994 гг. удельный вес приватизированных предприятий и объектов в промышленности составлял 53,8 % (376) [7. С. 121].

53 С 20.05.1993 г. в КР реализовано 24 программы МАР на общую сумму 515 млн СДР [15].

крупных монополизированных и структурообразующих промышленных секторов экономики с использованием индивидуальных схем. Для обеспечения программных задач активно привлекались иностранные компании для наиболее жизнеспособных предприятий 54.

Оценка результатов реформирования промышленного сектора, с точки зрения экономической науки, затруднена по причине отсутствия текущего мониторинга деятельности предприятий 55, а также отличия официальных данных у различных государственных структур 56.

Тем не менее, в период 1992-2009 гг. общая динамика выглядит следующим образом:

57

- сократилось количество отраслей промышленности ;

- ликвидирован либо остановлен ряд ведущих промышленных предприятий республи-

58

ки ;

- снизилась доля промышленной продукции в ВВП страны 59;

- уменьшился общий объем промышленного производства 60;

- динамика показателей по всем ключевым промышленным позициям имеет устойчивую тенденцию к снижению (ни один показатель не превышает соответствующего абсолютного значения советского периода) 61.

54 В 1996 г. по сравнению с 1995 г. удельный вес приватизированных промышленных предприятий поднялся на 3,5 % (до 80,2 %). В 1997 г. приватизировались преимущественно промышленные объекты (более 78 % общей стоимости). Это крупные монополизированные объекты в системах Кыргызэнергохолдинга и госконцерна «Акыл» (по 19 объектов в каждой), Кыргызский горнорудный комбинат, Кадамжайский сурьмяный комбинат (единственный в СССР комбинат, производящий сурьму. Сверхчистая сурьма Кадамджайского сурьмяного комбината поставлялась в 35 стран мира. Остановлен в 1994 г.); Бишкекский машиностроительный завод, госконцерн «Учкун». Иностранным фирмам реализованы пакеты акций 46 акционерных обществ. Тентек-Сайское предприятие нефтепродуктообеспечения полностью продано иностранной компании. В менеджерское и корпоративное управления переданы 16 предприятий: госпакеты акций национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жол-дору», АО «Кыргызэнерго», ГАК «Кыргызмунайзат» переданы в корпоративное управление, а Авторемонтный завод, Транснациональная компания «Дастан», АО «Кассиет», «Кыргызмебель», «Жанар», ГАО «Бишкек Нан Азык» и др. - в менеджерское [14].

55 С 1992 г. НСК КР перестал осуществлять качественный анализ экономической эффективности и детально дифференцированный анализ результативности деятельности новых хозяйствующих субъектов. В статистической информации перестали анализироваться уровень и динамика показателей эффективности производства: производительности труда, себестоимости продукции, фондоемкости продукции, фондовооруженности труда, материальности и т. д. Без такого анализа экономической эффективности невозможно выявление факторных причин кризисных явлений и выработка соответствующих путей их преодоления [14. С. 146].

56 Данные Президента, Правительства, НБ, НСК, Минфина, Минпрома и прочих госструктур имеют отличия по ключевым макроэкономическим показателям.

57 В 1980 г. промышленность КССР состояла из 130 отраслей и подотраслей. Только в отрасли машиностроения изготавливалось более 200 видов продукции. Современное промышленное производство включает в себя горнодобывающую и обрабатывающую промышленности, а также энергетический сектор, в составе которых 39 видов и подвидов экономической деятельности по всем отраслям производства. Подробнее см. сайт Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР - М1р://%г№мг.тре^оу.к£/ги/?(1=ЬгапсЬ8/т11ш1гу).

58 Ликвидированы станкостроительный завод им. Ленина, завод сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе, где трудилось 40 тыс. чел. Ошский хлопкопрядильный комбинат, Бишкекская табачная фабрика, Комвольно-суконный комбинат, Бишкекская обувная фабрика, Токмакский ПОШ остановлены. Ликвидированы предприятия приборостроения, электротехнической промышленности, машиностроения, металлообработки и т. д. [16. С. 49; 23]. Остановили производство высокоспециализированные предприятия, некоторые из них перепрофилировались на выпуск простейших изделий, другие были обанкрочены и ликвидированы.

59 В 1980 г. на долю промышленности республики приходилось 55,6 % ВВП [1]. Доля в промышленности в ВВП снижалась с 46,2 % в 1991 г. до 11,0 % в 1996 г., а по итогам 2007 г. составила 13 %. По удельному весу в общем промышленном производстве доля по видам экономической деятельности распределена следующим образом: горнодобывающая промышленность - 2 %; обрабатывающая промышленность - 77 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21 %. ВВП (в сопоставимых ценах) в 1994 г. по отношению к 1993 г. снизился до 74,0 %, а объем промышленной продукции - до 75,5 %.

60 В 1992 г., по сравнению с 1991 г., промышленное производство упало на 27 %, а сельскохозяйственное -на 14 %. В 1994 г. объем промышленного производства снизился на 21 % по сравнению с 1993 г., а падение производства продовольствия составило 17 % (См. подробнее: Экономика КР - http://easttime.ru/coun1ries/topics/ 1/4/25.Мт1). В 1994 г. объем промышленного производства снизился, по сравнению с 1991 г. на 42,33 % (См. подробнее: Экономика Кыргызстана - http://easttime.rU/countries/topics/1/4/25.htm1). Выпуск промышленной продукции в 1995, по сравнению с 1990, снизился до 32,8 %.

61 Уголь: 1913 - 102; 1970 - 3 741; 1991 - 3 148; 2007 - 182,2 тыс. т. Нефть: 1913 - 0 тыс. т.; 1970 - 292; 1991 -142,7; 2007 - 51,3 тыс. т. Газ: 1913 - 0; 1970 - 383; 2007 - 10 млн м3. Автомобили: 1913 - 0; 1970 - 15,1; 2007 - 0 тыс. шт. Сельхозмашины (без запасных частей): 1913 - 0; 1970 - 32,12 млн руб.; 2007 - 0 сом. Пресс-подборщики: 1913 - 0; 1970 - 18,1; 2007 - 0 тыс. шт. Сахар-песок: 1913 - 0; 1970 - 171,1; 2007 - 26 тыс. т. Цемент: 1985 -1208,6; 1994 - 426,1; 1995 - 309,6; 1999 - 386,3 тыс. т. Строительная известь: 1990 - 85,5; 1994 - 18,2; 1996 - 4,0;

Цели, которые ставили МФИ в 1992-1994 гг.: ликвидация «убыточных» государственных промышленных предприятий КР, ускоренная приватизация 100 % государственного промышленного сектора экономики, участие в управлении предприятиями, «временно оставшимися в государственной собственности», предоставление преференций 62 иностранным компаниям (нерезидентам КР), полная либерализация всех цен, ликвидация любых барьеров для импорта иностранных промышленных товаров. Полное выполнение данного набора целевых установок означает для любого суверенного государства ликвидацию его экономической независимости.

Фактическое выполнение данных целей на 01.01.2009 г.: ликвидировано, остановлено, реструктуризировано либо преобразовано 566 промышленных предприятий 63; доля государственной собственности в промышленном секторе составляет 2,3 % (в частной собственности 95,5 %) [19. С. 47]; МФИ через своих экспертов, находящихся на штатных должностях консультантов в аппарате Правительства, Министерствах, НБ, ГТК, ГНИ, комитетах, государственных корпорациях и т. д., участвуют в управлении стратегическими отраслями промышленности; иностранные предприятия имеют различные преференции по отношению к предприятиям национальным; осуществлена либерализация всех цен (кроме цен на коммунальные услуги); импорт поступает в республику без каких-либо существенных ограниче-

64

ний; экспорт представлен преимущественно сырьевыми ресурсами .

Национальные цели реформирования промышленности КР до 2005 г.: приватизация, которая позволит повысить «эффективность» экономической деятельности промышленных предприятий 65 и восполнит дефицит государственного бюджета, возникший после прекращения дотаций из общесоюзного бюджета (14 %).

Фактическое выполнение данных целей: приватизация находится на завершающей стадии, но ни какого-либо «повышения эффективности» 66, ни существенных поступлений в бюд-

67

жет не произошло.

1999 - 7,5; 2007 - 9,8 тыс. т. Сборные железобетонные конструкции и изделия: 1990 - 1251,7; 1994 - 64,5; 1996 -45,6; 1999 - 61,3 тыс. м3. Стеновые материалы: 1913 - 3; 1970 - 591; 1990 - 819; 1994 - 99; 1995 - 96; 1999 - 89; 2007 - 94,2 млн шт. усл. кирпичей. Асбестоцементные листы (шифер): 1913 - 0; 1970 - 171,1; 1990 - 1 777,6; 1994 - 135,5; 1995 - 66,4; 1999 - 132,1; 2007 - 5,662 млн усл. плит. Оконное стекло: 1985 - 9,1; 1992 - 7,7; 1994 -3,7; 1999 - 1,3 млн м2. В 1970 г. в Киргизии было введено 17,4 тыс. квартир общей площадью 1 310 тыс. кв. м. В 2007 г. площадью квартир 691,2 тыс. кв. м. (85,5 % построено на средства населения) [6; 18].

62 Преференция (preference, от лат. praeferentia - предпочтение) - преимущество, льгота, предоставляемая государством предприятиям. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов, гос. заказов и т. д. Носят адресный характер.

63 На 01.01.1991 г. - 611 функционирующих гос. пром. предпр.; на 01.01.2008 г. государство, в той или иной степени, принимает участие в деятельности 45 предприятий [19. С. 67-70]. См. также Сайт Государственного комитета КР по управлению государственным имуществом - http://spf.gov.kg.

64 МФИ использовали различные схемы, разрушающие национальное производство и стимулирующие экспорт сырья. К примеру, крупнейшей в КР трикотажной фабрике «Илбирс» (г. Бишкек) в 1993 г. были предложены «иностранные инвестиции». С целью «определения инвестиционного потенциала» фабрики иностранные «эксперты» предложили остановить производство для «детального изучения производственного цикла». В течение года фабрика простаивала, что в условиях гиперинфляции означало финансовое банкротство, развал трудового коллектива, утрату производственных связей и т. д. Кредит выдан так и не был. Предприятия-смежники, поставляющие пряжу, остановили производства в связи с ограничением сбыта. Начался массовый вывоз сырья (шерсти), который продолжается до настоящего времени. Аналогичные схемы использовались для стимулирования экспорта хлопка, шкур и т. д.

65 В 90-х гг. за неоспоримую аксиому был принят постулат об «эффективности частной формы собственности вследствие наличия у нее прямой эгоистической заинтересованности в конечных результатах деятельности».

66 В 1994 г. 48,5 % общего объема промышленной продукции произведено в госсекторе, 50,4 % - на крупных и средних предприятиях коллективной формы собственности (т. е. это бывшие госпредприятия, акционированные, переданные коллективам и т. д.), ни одно предприятие частной формы не произвело продукцию ни на один сом. Занимая 29,2 % в общем числе промышленных предприятий, госсектор произвел 48,5 % промпродукции, тогда как коллективный сектор, составляя в общем числе предприятий 62,0 %, лишь 50,4 % продукции. Так, госпредприятия функционировали более эффективно. К примеру, ВВП (в сопоставимых ценах) в 1994 г. по отношению к 1993 г. составил в Кыргызстане - 74,0 %, а в Узбекистане - 96,0 %. Объем промышленной продукции: в Кыргызстане - 75,5 против 101,0 % в Узбекистане. Обеспечить рост промышленной продукции удалось именно в Узбекистане, где промышленный сектор экономики практически не приватизировался [14. С. 122]. Выпуск промышленной продукции в 1991-1995 гг. ежегодно сокращался. В 1995 г., по сравнению с 1990 г., снизился до 32,8 %. Резко снизились и физические темпы роста объемов производства в стратегических отраслях (которые должны были поднимать экономику): электроэнергетика - на 7,7 %, топливная пром-ть - на 33,7 %, химическая

Выводы

Семнадцать лет - время, которого хватило Японии, СССР, странам Европы для восстановления разрушенной промышленности после Второй мировой войны, но не хватило Киргизии, чтобы достигнуть уровня 1992 г. Все рекомендации МФИ выполнены, но это привело не к «развитию», а к устойчивому регрессу. Обещанная МФИ «стабилизация макроэкономических показателей» фактически оказалась стабильно-кризисным состоянием как всей экономической системы республики, так и ее промышленного сектора. Приведенные официальные цифровые данные макроэкономических показателей делают очевидным тот факт, что неизменность экономических рекомендаций МФИ в отношении промышленности КР с 1992 по 2009 г. основывается на эгоистической мотивации «развитых» государств Запада (удовлетворение кыргызского национального совокупного спроса за счет импортного предложения, т. е. расширение рынков сбыта для продукции собственно западных производств; ликвидация предприятий, продукция которых составляла конкуренцию на мировых рынках (Кадамжайский сурьмяной комбинат, Киргизский горно-рудный металлургический комбинат и т. д.)); захват стратегической отрасли - электроэнергетики; использование (беспошлинный вывоз) природных ископаемых страны; размещение западных кредитных ресурсов в рамках программ «развития» кыргызской промышленности и т. д.).

Политическое руководство страны публично осознало данные факты на втором этапе реформирования экономики КР (после 2005 г.) 68. Было признано, что «государство не может проводить действенную промышленную экономическую политику, если не обладает экономическими рычагами воздействия. Сегодня это могут быть правовые механизмы, косвенные экономические методы либо прямой контроль государства над определенными экономическими структурами, когда те или иные экономические объекты отнесены к государственной собственности или государство держит «контрольный пакет» в смешанных предприятиях. Правовые механизмы воздействия государства должны быть действенными, стимулирующими различные формы собственности, но побуждающими их к неукоснительному соблюдению государственных норм и законов. Доля государства в «общей стоимости» экономики должна зависеть от производственно-отраслевой структуры, от традиций ведения хозяйства и менталитета населения, от устойчивости рыночных институтов и их «законопослушания» [14. С. 146], а не от рекомендаций МФИ; развитие промышленности находится в прямой зависимости от инвестиций (в том числе государственных) в техническую модернизацию средств производства, технологии, интеллектуальные ресурсы и т. д., а не от изменения формы собственности.

Именно пересмотр политическим руководством своей позиции повлек изменение подхода к реформированию промышленного сектора экономики Кыргызстана, что обусловило Последний этап приватизации, который начался в 2006 г. (с момента принятия Жогорку Кене-шем Программы по разгосударствлению на 2006-2007 гг.). Цель программы - приватизация

и нефтехимическая пром-ть - на 21,2 %. В период 2003-2007 гг. индекс физического объема промышленного производства продолжал снижение (10 %) [19. С. 68].

67 В 1994 г. средняя стоимость одного приватизированного промышленного объекта составила 51,3 тыс. сом [14. С. 116]. По данным НБКР в 1994 г. ср. обм. курс 10,2 сом/долл. 376 приватизированных промпредприятий х 51,3 тыс. сом = 19 288,8 тыс. сом х 10,2 сом/долл. = 1 891 тыс. долл. - сумма, полученная Фондом государственного имущества КР от приватизации промышленных предприятий за период 1991-1994 гг. По данным Архива Института экономики СССР (1985) себестоимость активов 28, ликвидированных АРЛ, предприятий в 1985 г. оценивалась в сумму, превышающую 24 млрд руб. До 1.11.1990 г. доллар стоил 63 коп. После - был введен коммерческий курс рубля - 1,8 руб. за долл. [29]. В долларовом выражении сумма составляла от 38,09 до 13,3 млрд долл.

68 Во втором квартале 2009 г. в Доме правительства Совет безопасности (СБ) КР обсудит комплекс мер «по предотвращению опасности деиндустриализации экономики страны». В связи с этим решено образовать комиссию, в которую включат первого вице-премьер-министра КР О. Бабанова, главу МЭРТ А. Жапарова, руководителей Минсельводхоза, МПЭ, ГКИ, НСК и др. «Деиндустриализация экономики быстро прогрессирует. Если в 1990 г. на долю промпредприятий приходилось 48 % ВВП, то в 2008 г. - 14 %. Причем доля сектора машиностроения снизилась до 1 %». См. подробнее: Заявление Министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР А. Жапарова - та<1ет.к£. М1р:/Лот.к^о1(1рЬр?111=84190&ргт1

стратегически важных объектов телекоммуникаций, электроэнергетики, горнодобывающей

69

промышленности и авиаперевозок .

Программа приватизации государственного имущества на 2008-2012 гг. предусматривает решение следующих задач по стратегически важным для КР отраслям, оставшимся в государственной собственности: реализация мероприятий по передаче в концессию и доверительное управление тепло- и электрораспределительными компаниями; привлечение инвестиций на завершение строительства и введение в эксплуатацию Камбаратинских ГЭС-1 и 2 70; создание кыргызско-российского совместного предприятия с участием ОАО «Кыргыз-газ», ОАО «Кыргызнефтегаз» и ОАО «Газпром» (Россия); завершение образования ОАО «Авиакомпания "Кыргызстан"» и обеспечение его эффективной деятельности; обеспечение утверждения Жогорку Кенешем мероприятий 4-этапной Программы разгосударствления и приватизации АО «Кыргызэнерго»; обеспечение утверждения Жогорку Кене-шем Программы реорганизации ОАО «Кыргызгаз» и приватизации образуемых на его базе газораспределительных компаний; обеспечение внесения изменений в Закон Кыргызской Республики «О железнодорожном транспорте» и последующее акционирование государственного предприятия «Национальная компания Кыргыз темир жолу». В Программе четко прослеживается отказ от абстрактной «многовекторной» внешнеэкономической стратегии в пользу выделения конкретного (приоритетного) стратегического партнера - Российской Федерации 71, что «предопределено объективными факторами: вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями; общностью целей двух государств в осуществлении преобразований, необходимых для преодоления кризисных явлений в социально-экономической области» [21].

Внешняя политика и РФ и КР детерминирована внутренними, в первую очередь экономическими, процессами. Перспективная стратегия социально-экономического и политического развития КР, осуществление комплекса широкомасштабных реформ, призванных обеспечить «достойное существование» граждан республики возможно только при внешнем содействии и экономической взаимосвязи с интенсивно-развивающимися внешнеполитическими акторами. КР заинтересована в сотрудничестве с РФ с целью решения внутренних экономических проблем и обеспечения безопасности 72. Интересы России в КР лежат в первую очередь в области геополитики и собственной безопасности, а уже затем в области геоэкономики. Создание «современного и сильного» Российского государства возможно только при проведении им активной внешней политики 73. Однако для того, чтобы «успешно решать международные задачи», России необходимо «решить свои собственные неотложные проблемы

74

социально-экономического порядка» .

69 На 1.01.2008 г. уровень приватизации в промышленности составил 88,38 % (540 объектов), на 1.12.2008 г. -88,87 % (543 объекта). С 1992-1999 гг. приватизировано: в 1991 - 9, 1992 - 108, 1993 - 146, 1994 - 59, 1995 - 138, 1996 - 22, 1997 - 45, 1998 - 3, 1999 - 4 (всего 534) промышленных предприятий. См. подробнее: Республика Кыргызстан - http://rotatormaster.narod.ru/; сайт Государственного комитета КР по управлению государственным имуществом - http://spf.gov.kg.

70 Сегодня на высшем политическом уровне РФ и КР подписаны документы и осуществляется инвестирование 1,7 млрд долл. в строительство этих стратегически важных для республики ГЭС.

71 Правовые основы кыргызско-российского межгосударственного сотрудничества: договоры «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», «Об основах межгосударственных отношений», межправительственные соглашения «О принципах экономического сотрудничества», «О торгово-экономическом сотрудничестве» и т. д.

72 В Концепции внешней политики КР, утвержденной Указом Президента КР от 10.01.2007 г. (УП № 2), в качестве «жизненно важных для государства» направлений внешней политики названы: «содействие привлечению иностранных инвестиций, интеграция КР в региональные и мировые экономические связи, а также обеспечение национальной безопасности, прежде всего в партнерстве с РФ».

73 Центрально-азиатские государства являются приоритетным направлением для российской дипломатии. Эта позиция четко прослеживается в первых двух основополагающих внешнеполитических документах, принятых при президенте В. Путине, - «Концепции национальной безопасности РФ» (от 10.01.2000) и «Концепции внешней политики РФ» (от 28.06.2000). Такой же вывод следует сделать и из посланий президента Федеральному собранию 2000-2005 гг.

74 Попытка выстроить развитую сильную экономику в отрыве от международной жизни - бессмысленная затея. Если мы сможем получать больше денег от внешней торговли - значит, у нас будет больше доходов для решения наших внутренних задач, - увязывает внешнюю и внутреннюю политику Президент РФ Д. Медведев. Если бы сегодня наша внешняя торговля была лучше диверсифицирована, то мы не так сильно пострадали бы от снижения цен на нефть [22].

Активизация российско-кыргызских отношений в 2009 г. является обоюдовыгодной 75, должна быть долгосрочной и нуждается в закреплении двусторонних стратегических планов созданием соответствующих программ экономического взаимодействия.

Список литературы

1. История индустриализации Киргизской ССР (1926-1941). Фрунзе, 1972.

2. Каракеев К.-Г. К., Алышбаев Д. А. Социалистическое строительство в Киргизстане. Фрунзе, 1970.

3. Колхозно-кооперативное строительство в Киргизии (1918-1929 гг.). Фрунзе, 1969.

4. Киргизстан в братской семье народов. Фрунзе, 1972.

5. Библиография Киргизии. Фрунзе, 1963-1972. Т. 1-4.

6. Павленко В. Ф. Народное хозяйство Киргизской ССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.welcome.kg/ru/economics/industry/mnfgh/.

7. Панарин И. Н. Развал СССР: этого могло не произойти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panarin.com/doc/47.

8. Горбачев М. Выступление на семинаре в Американском университете в Турции // Экономическая газета. 2000. № 36 (309).

9. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ AMERICA/bzhezinskij .txt.

10. Маслов О. Легко ли переживет Россия «пятилетку» низких цен на нефть (хроника текущего мирового кризиса). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.polit.nnov.ru/ 2008/12/10/ oillowtimes/. Дата обращения 10.12.2008.

11. Фролов С. Саудовские миллиардеры вывели деньги из США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2002-08-22/3_usa.html. Дата обращения 22.08.2002.

12. Daily Telegraph. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspress.ru/ newspaper/article_mId_21960_ aId_123359.html. Дата обращения 20.08.2002.

13. Уильямс Д. Neftegaz.Ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ttd-tatneft.ru/ obzori_rin/mirovie_ce/.

14. Койчуев Т. Постсоветская перестройка: теория, идеология, реалии: Изб. собр. соч. Бишкек, 2007. Т. 2. С. 126.

15. Пронская Н. С. Из истории становления банковской системы Кыргызстана // Вестн. Кыргызско-росс. славянск. ун-та. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www .krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a10.html.

16. Кыргызстан в системе международных экономических отношений. Бишкек, 1997.

17. Масалиев А. М. Старый сад под ударами топора // Правда. 1995. Бишкек.

18. Программа развития экспорта и импортозамещения КР на 2007-2010 гг. от 9.02.2007 г. № 43. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.kg/index.php7option =com_content&task=view&id=69.

19. Кыргызстан в цифрах: Сб. ст. / Нац. Стат. Комитет. Бишкек, 2008.

20. Указ Президента СССР М. Горбачева «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.femina.com.ua/br/newsdet523.html. Дата обращения 01.11.2006.

75 Несмотря на мировой экономический кризис, в 2009 г. РФ списала долг КР (193 млн долл.). Взамен российская сторона получила 48 % акций АО «ТНК Дастан» и здание торгового представительства РФ, расположенное в г. Бишкек. Кроме того, РФ предоставила КР льготный кредит в 300 млн долл. Условия кредита: 0,75 % годовых на 40 лет с 7-летними «каникулами» (см. подробнее: Министерство финансов КР - http://www.minfin.kg/). 350 тыс. кыргызстанцев осуществляют трудовую деятельность в РФ, обеспечивая поступление в республику более 800 млн долл. в год. В то же время российские компании осуществляют инвестирование в стратегические для республики отрасли. К примеру, российская компания «Газпромнефтьазия» стала фактическим монополистом в КР по поставкам и розничной реализации нефтепродуктов.

21. Рудов Г. Нам суждено жить вечно в дружбе: Документальные страницы российско-кыргызских отношений на рубеже веков / Отв. ред. академик НАН КР В. Плоских. М.; Бишкек: Илим, 2001. С. 44.

22. Белов С. Быть сильными и современными // Российская газета. Центральный выпуск. № 4960 (136). 27.07.2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/07/ 27/medvedev.htm1.

Материал поступил в редколлегию 23.06.2009

S. G. Ivanov

ROLE OF RUSSIA AND USA IN THE COURSE OF FORMATION AND TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL SECTOR OF ECONOMY OF THE KIRGHIZ REPUBLIC

Reforming of industrial sector of economy of Kirghizia during the newest time is carried out within the limits of global MOHgHMHCTCKoro the project of the USA. For republic, the vector of development of the industry, directed on the West, has steady destructive character. In modern conditions the unique way of overcoming of the chronic, crisis phenomena to economy KP is a change of foreign policy reference points towards strengthening of cooperation with Russia. Keywords: Kyrgyzstan, Russia, the USA, economy, the industry, transformation, reforming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.