Научная статья на тему '2000. 04. 011-016. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан: страноведение'

2000. 04. 011-016. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан: страноведение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ СПРАВОЧНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 011-016. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан: страноведение»

2000.04.011-016. КАЗАХСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИЯ, УЗБЕКИСТАН: СТРАНОВЕДЕНИЕ. KAZAKSTAN, KYRGYSTAN, TAJIKISTAN, TURKMENISTAN, AND UZBEKISTAN: Country studies / Federal research div., Libr. of Congr.; Ed.by Curtis G.E. — Wash., 1997. — LXI, 570 p.: ill. — (Area handbook ser.). — Bibliogr.: p. 491-519. Ex. cont.:

2000.04.011. CURTIS G. Introduction. — P. XXXI-LXI;

2000.04.012. OLCOTT M. Kazakstan, — P.1-98;

2000.04.013. OLCOTT M. Kyrgyzstan. — P.99-194;

2000.04.014. ATKIN M. Tajikistan. — P.195-290;

2000.04.015. CLARK L., Thurman M., Tyson D. Turkmenistan. — P.291-

374;

2000.04.016. LUBIN N. Uzbekistan. — P.375-468.

Коллективная монография подготовлена исследовательским подразделением Б-ки Конгресса в серии справочных изданий по отдельным странам, спонсируемых м-вом обороны США. В предисловии редактора издания, аналитика по проблемам Евразии, Г.Куртиса (Б-ка Конгресса, Вашингтон) подчеркивается неподготовленность республик Центральной Азии (ЦА) к независимости. Во всех пяти новых республиках отход от советской модели однопартийного централизованного гос-ва совершался исключительно медленно.

ЦА обладает огромными природными богатствами, грамотным населением, но страдает от всех бед переходного периода посткоммунистич. гос-в: безработица, инфляция, упадок производства и т.п. Региональное экономич. сотрудничество пропагандируется на словах, но не осуществляется на деле (напротив, остро соперничество за водные ресурсы). Для всех республик Россия остается главным торговым партнером, все они "остаются в экономической, военной и политический тени своего великого северного соседа" (011, с. XXXIX), все они связаны общей экономич. инфраструктурой (нефтепроводы, ж.д., электросеть). Несмотря на принятие новых конституций в республиках, все полномочия сосредоточены в руках исполнительной власти, а оппозиция искоренена во имя сохранения стабильности и предупреждения исламской угрозы.

Географич. изоляция ЦА и абс. отсутствие демократич. традиций затрудняет установление отношений с Западом и восприятие его норм. "Серьезное ухудшение советской системы образования угрожает возможностям следующего поколения внести свой вклад в экономику, когда последняя будет готова к подъему. Однако в наиболее богатых

природными ресурсами Казахстане, Туркмении, Узбекистане сохраняется перспектива этого подъема и тем самым повышения уровня жизни населения" (011, с. LXI).

Очерки по отдельным республикам содержат многочисленные справочные и статистич. сведения (часть из них вынесена в приложения, с. 469-490). Очерки построены по одинаковой схеме: история, природные условия, население, культура, религия, образование, здравоохранение, экономика, средства связи, политика, нац. безопасность.

Марта Олкот (Колгейтский ун-т, США) напоминает, что Казахстан играл важную роль в пром-сти и с.х. СССР. Его советское наследие включало: смешанное население, в котором почти столько же русских, сколько казахов, "господствующий класс русских технократов, необходимых для экономического прогресса, но этнически неассимилированных", хорошо развитая топливная пром-сть (уголь, нефть), но с инфраструктурными дефектами. Большое внимание автор уделяет личности Н.Назарбаева, подробно рассказывая о его карьере. Особо выделяется поддержка им реформаторской деятельности М.Горбачева, в т.ч. его усилий по сохранению СССР. "Назарбаев наводил мосты между казахами и русскими... искал путь сделать Казахстан более казахским, не вызывая враждебности многочисленного и экономически важного русского и европейского населения" (012, с. 18). На первых альтернативных парламентских выборах 1990 г. выбрана "непропорционально казахская" законодательная власть: 54,2% казахов, 28,8% русских, тогда как уд. вес этих этнич. групп в населении в 1989 г. 39,7% и 37,8% (012, с. 19 и с. 474).

Казахстан — единственная из бывших советских республик, где титульная нация не составляла большинства населения. В 1994 г. в стране было 44% казахов, 36% русских, 5% украинцев и 4% немцев; в восьми из 11 областей преобладало славянское население (012, с. 27). Такая этнич. структура определяет многое в культурной и политич. жизни страны: "для русских Казахстан продолжение Сибири и продукт российского и советского развития; для большинства казахов эти русские — узурпаторы" (012, с. 27).

В Конституции Казахстана нет упоминания об особом статусе ислама, ни один мусульманский праздник не объявлен государственным (в отличие от остальных гос-в в ЦА), хотя с середины 90-х гг. Назарбаев обращается иногда к Аллаху в своих выступлениях. Образование ведется и на казахском, и даже на русском языках (последнее очень важно для русской общины), но среди студентов 54% казахов и 31% русских (012, с. 36).

Здравоохранение резко ухудшилось с советских времен. В 1992 г. затраты на него не превышали 1,6% ВВП (т.е. уровень развивающихся стран) (012, с. 38). Соответственно выросла детская смертность, снизилась рождаемость, загрязнение среды обитания (в т.ч. из-за ядерных испытаний) пагубно сказывается на здоровье людей.

Казахстан унаследовал от СССР предприятия металлургии, добычу полезных ископаемых, мощный ВПК1) . В 1991 г. 43% пром. мощностей находились под прямым контролем Москвы, 48% — под совместным контролем центра и республики и только 8% — под республиканским контролем (012, с. 57). В период независимости началось резкое падение производства (его пик в 1993-1994 гг.), что в значительной степени объясняется снижением спроса России — основного потребителя казахстанских товаров. Одновременно Казахстан зависит от поставок из России нефти, газа и электроэнергии. Обычно русские заняты в более высокооплачиваемых секторах экономики (пром-сть, транспорт, наука), казахи — в менее высокооплачиваемых (здравоохранение, культура, образование). В начале 90-х гг. "до 2/3 занятых, в т.ч. до 80% промышленных рабочих были неказахами" (012, с. 57). Наибольшее число занятых было зафиксировано в 1990 г. (6,7 млн.), затем началось падение занятости и рост показателя безработицы. У работающих также резко снизился уровень жизни из-за фантастич. инфляции (в 1993-1994 гг. 1880%, в 1995 г. - 190%, 012, с. 62). Хронич. задержка зарплаты вызывала многочисленные забастовки на предприятиях и шахтах.

Политич. борьба фокусировалась вокруг парламента; в 1995 г. продление на референдуме полномочий президента до декабря 2000 г. и его декабрьский указ, дающий президенту право аннулировать любой закон, отправлять в отставку правительство и назначать новые парламентские выборы "способствовали авторитарному направлению" в Казахстане (012, с. 77). Оправданием растущей власти Назарбаева служили опасения этнич. напряженности, необходимость умиротворения русской общины.

Центр внешней политики Казахстана — отношения с Россией. С последней связаны проблемы нац. безопасности страны. Вначале Назарбаев ориентировался на вооруженные силы СНГ, но весной 1992 г., после создания российской армии, Казахстан последовал ее примеру,

^ Более 50 военно-промышленных предприятий с 75 тыс. работников. Они обеспечивали по одним данным 11% военного произ-ва СССР (military production, 2, с. 47), по другим — 3% союзных оборонительных мощностей (defense faclities, 2, с. 91).

"национализировав" 4-ю армию на своей территории — она стала основой казахстанских вооруженных сил с численностью в 1993 г. 44 тыс., в 1994-1995 гг. — 40 тыс. в 1996 г. — 25 тыс., (012, с. 87, 88). У армии возникли серьезные проблемы с офицерским корпусом: раньше преобладали офицеры = славяне, 2/3 из которых в 1992 г. перевелись из Казахстана, заменить их этнич. казахами было очень трудно, т.к. только три казаха закончили академию Генштаба за весь советский период; 1-й Совет нац. безопасности включал семь казахов, одного русского и одного украинца, в 1994 г. последние также были заменены казахами (012, с. 89). Охрана границы с КНР осуществляется в сотрудничестве с Россией. "Большинство оборонных предприятий прекратили производство к 1994 г... но основные элементы инфраструктуры военного произ-ва сохранились" (012, с. 91). Все ядерные боеголовки были вывезены к маю 1995 г., Байконур передан в аренду России на 20 лет. Казахстанский ин-т стратегич. исследований рекомендовал в 1994 г. для отражения китайской и исламской угрозы многонациональные соглашения об обороне в соответствии с идеей Назарбаева о Евразийском союзе. Как альтернатива предлагается "военный союз с Россией и курс на вступление в НАТО" (012, с. 93).

Олкот заключает, что у Казахстана нет ресурсов для создания эффективной системы безопасности. "К 1995 г. ведущие политики во главе с президентом Назарбаевым признали необходимость остаться под военной защитой России. Этот статус подкреплялся двусторонними договорами и предполагалось, что он еще более институцируется в будущем" (012, с. 97). Необходимо также создать благоприятный климат для иностранных инвестиций, что требует укрепления внутренней безопасности.

По словам М.Олкот Киргизская ССР до 1990 г. была одной из самых бедных, спокойных и консервативных республик. К независимости страну подтолкнули кровавые киргизско-узбекские столкновения в Оше летом 1990 г. На выборах президента в Верховном Совете победил физик А. Акаев — единственный из президентов, не занимавший высокого партийного поста в бывшем СССР, и единственный, кто осудил путч в августе 1991 г. в Москве в первый же день. С самого начала он пользовался международной симпатией и поддержкой1), но в самой республике к середине 90-х гг. нарастало

1) В этой главе Олкот называет Беловежское соглашение России, Украины и Белоруссии Ташкентским и приписывает Акаеву инициативу созыва конференции по

недовольство им, укреплялась оппозиция, хотя в ее рядах не было единства.

Положение в Киргизии осложняется этнич. структурой населения (в 1993 г. киргизы — 57%, русские — 19%, узбеки — 13%) и горным рельефом, создающим барьер между севером и югом страны, что ведет и к культурным различиям между регионами (первый тесно связан с Казахстаном, второй — с Узбекистаном).

"В первые пять лет независимости в экономике Киргизии наблюдался наибольший прогресс в издании законов, ориентированных на рыночные реформы, и наименьший — в темпах экономического роста по сравнению с другими четырьмя республиками Центральной Азии" (013, с.147). Этот разрыв объясняется бедностью природных ресурсов (кроме золота) и неразвитостью инфраструктуры. В с.х. сохранились коллективные формы хозяйства и контроль гос-ва, приватизация идет медленно (землю можно лишь брать в аренду на 49 лет), многие крестьяне возвращаются к натуральному хозяйству.

Приватизация заведений в городе прошла быстро: к середине 1994 г. приватизировано 82% торговых заведений, почти 100% в услугах, 40% в пром-сти и 68% в строительстве; в результате ваучерной приватизации к концу 1994 г. 65% пром. произ-ва давали негос. предприятия (013, с. 158). Но их реструктуризация не проведена, коррупция расцвела пышным цветом.

Киргизия первой из бывших советских республик ввела в мае 1993 г. нац. валюту — сом и получила займы МВФ на его поддержку. Это обеспечило большую стабильность, чем в др. странах СНГ: после 1400% инфляции в 1992-1993 гг., она упала до 180% в 1994 г. (013, с. 161) и продолжала снижаться. Законодательство Киргизии благоприятно для иностранных инвестиций, но крупные вложения пришли лишь в добычу золота (с этими концессиями связаны громкие скандалы и обвинения в коррупции в окружении Акаева). В пересчете на душу населения Киргизия занимает 1-е место по внешней помощи среди стран СНГ.

Система политич. партий в Киргизии не сложилась, но пресса до конца 1993 г. была не только более свободной, чем в др. гос-вах ЦА, но "могла бы соперничать со свободой московской прессы после 1991 г." (013, с. 175). С 1994 г. газеты контролируются.

Несмотря на фин. помощь мирового сообщества Киргизия остается экономически зависимой от Москвы, она поддерживает

провозглашению СНГ в составе 11 республик (013, с. 115). В главе о Казахстане она же пишет об инициативе Назарбаева и Алматинской декларации (012, с. 20).

назарбаевское предложение о Евразийском союзе, заключила ряд двусторонних соглашений с Россией. Обе стороны не заинтересованы в отъезде русских из республики. Акаев ищет "реинтеграции с Россией, но она остается под вопросом из-за минимального стратегического значения Киргизии и высокой стоимости поддержки извне ее шаткой экономики (013, с. 183).

Согласно военной доктрине Киргизии Россия останется главным гарантом ее нац. безопасности. Основная проблема собственно киргизской армии — (в 1996 г. примерно 7 тыс., 013, с. 187) — отъезд русских офицеров. Граница с Китаем охраняется совместно с российскими пограничниками, большинство самолетов передано России и Узбекистану. "Киргизия, как наименее милитаризованная республика Центральной Азии, не способна отразить военную угрозу с любой стороны" (013, с. 186).

Мюриель Эткин (ун-т Дж.Вашингтона, США) в очерке о Таджикистане подчеркивает тяжелые последствия длительной гражданской войны. По данным ООН, в 1992-1993 гг. из республики бежали до 500 тыс. чел., в т.ч. 50-70 тыс. в Афганистан (014, с. 232). Многие таджики позже вернулись, русские — нет (уехали 123 тыс. специалистов с высшим образованием, в основном русских, 014 с. 257). К 1994 г. пром. производство упало на 60%, с.х. — на 33%, ВВП в целом сократился до 12% в результате гражданской войны (014, с. 259). Таджикистан сохраняет зависимость от России в экономике. Победа в гражданской войне достигнута с помощью вооруженных сил России и Узбекистана (в миротворческие силы СНГ входили также небольшие подразделения Казахстана и Киргизии). Дислоцированная в Таджикистане 201 моторизованная дивизия России находится под ее юрисдикцией (до 1995 г. ее командир — русский, в 1995 г. его сменил таджик), она поддерживает пограничные войска, также подчиняющиеся российскому командованию (в 1995 г. 16,5 тыс). Таджикская армия — до 3 тыс., без авиации (014, с. 286). Таджикско-афганская граница, несмотря на присутствие российских пограничников, — путь для контрабанды наркотиков. В контрабанду вовлечены "российские пограничники, миротворческие силы СНГ и высшие чиновники Таджикистана" (014, с. 288).

Л.Кларк, М.Турман и Д.Тайсон (ун-т штата Индиана, США) подчеркивают, что авторитарная Туркмения — самая стабильная политически и экономически из всех бывших советских республик; это спокойствие привлекает иностранные инвестиции в эксплуатацию богатых газо-нефтяных месторождений, несмотря на многочисленные

нарушения прав человека. Предполагается стр-во газопроводов Иран— Турция—Европа, а также через Узбекистан — Казахстан — Китай с последующей транспортировкой сжиженного газа в Японию.

В 1992 г. уд. вес добычи газа достигал 60% ВВП (015, с. 334). Гос-во сохранило контроль над экономикой, уровень жизни населения снизился в меньшей степени, чем в др. гос-вах ЦА.

"Признаваясь, что его культ личности напоминает культ советского диктатора — И.Сталина, Ниязов утверждает, что сильный лидер необходим, чтобы провести республику от коммунизма к демократической форме правления" (015, с. 358).

Туркмения критикует слабость СНГ, провозглашает политику "позитивного нейтралитета, одновременно сохраняя тесные двусторонние военные и экономич. связи с Россией. Ниязов заявляет, что "для обеспечения безопасности страны важнее сотрудничество с Россией, чем участие в многонациональных военных организациях" (015, с. 365). Туркмения не присоединилась к договору о коллективной безопасности СНГ, вступила в программу НАТО "Партнерство во имя мира". Вооруженные силы Туркмении к 1996 г. сократились до 13 тыс. чел., пограничные — до 5 тыс, последние под совместным командованием Туркмении и России.

Авторы заключают, что Туркмения далека от зап. типа демократии. Будущее покажет, утвердится ли в ней демократия или "освобождение из советской империи породило здесь постоянно авторитарное государство" (015, с. 373).

Нэнси Лубин (президент JNA associates, inc. — консультационной фирмы, специализирующейся по изучению ЦА) напоминает, что население Узбекистана составляло в 1994 г. 23 млн. чел. (оценка), а к 2005 г. прогнозируется 30 млн. (016, с. 406, 408). Высокие темпы роста населения (несмотря на отъезд европейцев)1-1 оказывают негативное влияние на природную среду, экономику и увеличивают потенциал этнич. напряженности. Советская нац. политика проведения границ оставила взаимные территориальные претензии у узбеков, таджиков, киргизов. Т. обр., напряженность существует не только в отношениях с русскими, но и между этносами ЦА (напр., дискриминация таджикского меньшинства). Роль ислама как источника конфликтов Лубин предлагает в настоящее время не преувеличивать: он возрождается пока в традиционных и культурных формах и служит выражением др.

1) Отъезд неузбеков начался еще до провозглашения независимости. По неофициальным данным в 1985-1991 гг. уехали 1,6—2,4 млн. чел. (016, с. 409).

причин недовольства населения; тем не менее "в будущем политизация ислама может стать реальной угрозой" (016, с. 418).

Развал СССР тяжело отразился на экономике Узбекистана, но необходимые для перехода к рыночной экономике реформы осуществлялись очень осторожно. Сохранились многие ин-ты советской централизованной экономич. системы. Приватизация осуществлялась с 1992 г.: к 1994 г. приватизированы не более 20 тыс., к середине 1995 г. около 47 тыс. мелких фирм в розничной торговле, услугах, мелкой пром-сти (016, с. 433). В с.х. этот процесс шел быстрее, но из него исключены земли под хлопком — основной экспортный культуры страны. Вся тяжелая пром-сть осталась государственной. Иностранным инвестициям благоприятствует стабильность режима Каримова, но отпугивают централизованный бюрократич. контроль, отсутствие инфраструктуры и коррупция.

"Движение к экономическим реформам в Узбекистане не согласовывалось с движением к демократическим реформам, напротив, правительство ужесточило режим после обретения независимости, раздавив оппозицию, нарушая права человека" (016, с. 445). Это оправдывалось необходимостью поддерживать стабильность в переходный период, чтобы избежать хаоса, подобного таджикскому. Международные правозащитные организации и госдепартамент США постоянно относили положение с правами человека в Узбекистане "к числу наихудших в бывшем Советском Союзе" (016, с. 452).

Используя выгодное географич. положение и самый большой в ЦА людской потенциал, Узбекистан стремился играть господствующую роль в регионе. В частности, правительство заявило о своем праве защищать узбеков за пределами республики. Россия остается главным партнером Узбекистана, хотя отношения с ней, по мнению Лубин, неясны в длительной перспективе, колеблясь между сотрудничеством и публичными обвинениями Москвы во вмешательстве во внутренние дела республики.

По проблемам нац. безопасности у Узбекистана оказалось более благоприятное положение, чем у др. гос-в в ЦА, т.к. он унаследовал командную структуру, армию, примерно 60 тыс. (85% офицеров и 10 из 15 генералов были славянами), материальную часть Туркестанского военного округа. Его вооруженные силы — сильнейшие в ЦА, они участвовали в гражданской войне в Таджикистане. В 1996 г. в армии насчитывалось 25 тыс. (016, с. 462-463). Граница с Афганистаном находится под совместным контролем с Россией.

Автор заключает, что с середины 90-х гг. международное положение Узбекистана упрочилось, более благоприятный климат для инвестиций в сочетании с политич. стабильностью создают условия для зарождения демократич. ин-тов.

С.И.Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.