Научная статья на тему '10 лет научной школы «Экономическая теория» и творчество выдающихся её представителей-плеханова Г. В. И абалкина Л. И'

10 лет научной школы «Экономическая теория» и творчество выдающихся её представителей-плеханова Г. В. И абалкина Л. И Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ / НАУЧНАЯ ШКОЛА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» / Г.В. ПЛЕХАНОВ / Л.И.АБАЛКИН / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / FORMATIONOFSCIENTIFIC SCHOOLS / SCIENTIFIC SCHOOL "ECONOMICTHEOTY" / G.V. PLECHANOV / L.I. ABALKIN / TRANSFORMATIONS OFECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлева Галина Петровна, Мантаева Эльза Ивановна

В данной статье показано функционирование научной школы по исследованию трансформации экономических систем под названием «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Фундамент научной школы «Экономическая теория» составляют известные доктора наук, профессора,ученые РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также ученые из других университетов, крупных научных учреждений России и зарубежья, аспиранты и студенты этих вузов. Великими представителями русской социально экономической научной школы являются Плеханов Г.В. и Абалкин Л.И. Творчество и судьбы Плеханова и Абалкина характеризуются множеством общих и отличительных черт, сложностью, трагичностью, взлетами и падениями, восхищением и жесткой и агрессивной критикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENTH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIFIC SCHOOL "ECONOMIC THEORY" AND WORKS OF ITS OUTSTANDING REPRESENTATIVES - G.V. PLECHANOV AND L.I. ABALKIN

The article provides an overview of the work of scientific school "Economic theory" in Plechanov Russian University of Economics. One of its goals is to research the transformations of economic systems. The traditions of scientific school "Economic theory" are being preserved and developed by outstanding Doctors of Sciences, professors and researchers of Plechanov Russian University of Economics and by scientists of other universities, big scientific institutionsfrom Russia and abroad, as well as by university students andpost graduates. The pride of the Russian socio economic scientific school is G.V. Plechanov and L.I. Abalkin. These twofamous economists share many common and distinctivefeatures, their lives werefull ofup and downs, and they were admired but sometimes met harsh criticism.

Текст научной работы на тему «10 лет научной школы «Экономическая теория» и творчество выдающихся её представителей-плеханова Г. В. И абалкина Л. И»

УДК 930 ББК63

Г.П. Журавлева1, Э.И. Мантаева2

1Российский экономическийуниеерситет имени Г.В. Плеханова 2Калмыцкий государстеенныйуниеерситет имени Б.Б. Городовикова

10 ЛЕТ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ ЕЁ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ-ПЛЕХАНОВА Г.В. И АБАЛКИНА Л.И.

«Научная школа - это концептуальная дискуссионная научная площадка,

где в диалоге рождается истина...»

Л.И. Абалкин

В данной статье показано функционирование научной школы по исследованию трансформации экономических систем под названием «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Фундамент научной школы «Экономическая теория» составляют известные доктора наук, профессора,ученыеРЭУим. Г.В.Плеханова, атакже ученые издругихуниверситетов, крупных научныхучреждений России и зарубежья, аспиранты и студенты этих вузов.

Великими представителями русской социально-экономической научной школы являются Плеханов Г.В. и Абалкин Л.И. Творчество и судьбы Плеханова и Абалкина характеризуются множеством общих и отличительных черт, сложностью, трагичностью, взлетами и падениями, восхищением и жесткой и агрессивной критикой.

Ключевые слова: становление научных школ, научная школа «Экономическая теория», Г.В. Плеханов, Л.И.Абалкин, трансформация экономических систем.

G.P. Zhuravleva1, E.I. Mantaeva2

1Plechanov Russian University ofEconomics 2Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE TENTH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIFIC SCHOOL "ECONOMIC THEORY" AND WORKS OF ITS OUTSTANDING REPRESENTATIVES - G.V. PLECHANOV AND L.I. ABALKIN

"Scientific school is a scientific conceptual site for discussion

where truth is born in dialogue..."

L.I. Abalkin

The article provides an overview of the -work of scientific school ''Economic theory" in Plechanov Russian University of Economics. One of its goals is to research the transformations of economic systems. The traditions of scientific school ''Economic theory" are being preserved and developed by outstanding Doctors of Sciences, professors and researchers of Plechanov Russian University of Economics and by scientists of other universities, big scientific institutionsfrom Russia and abroad, as -well as by -university students andpost graduates.

The pride of the Russian socio-economic scientific school is G.V.Plechanov and L.I. Abalkin. These twofamous economists share many common and distinctivefeatures, their lives werefull ofup and downs, and they were admired but sometimes met harsh criticism.

Keywords: formationofscientific schools, scientific school "Economictheoty", G.V. Plechanov, L.I. Abalkin, transformations ofeconomic systems.

Становление и развитие научных школ в мире - это длительный процесс, насчитывающий не одну сотню лет. Их существование известно с давних времен. Сегодня можно назвать наиболее значимые экономические научные школы мира: английские -Кембриджская и Оксфордская - научные школы, французская - при Сорбонском университете (г.Париж), итальянская - в старейшем в Европе Болонском университете, Лозанская школа в Швейцарии, Гарвадская и Чикагская американские экономические школы и т.д. Все их исследования освещают хозяйственную жизнь времен их существования. Формирование научной школы по экономической теории в России также имеет глубокие экономические корни.

Нельзя не отметить, что российская экономическая мысль в своем развитии прошла все этапы развития мировой теоретической экономической науки, иногда даже опережала известные учения западных школ. У нас были свои меркантилисты (А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), классики (Н.С. Мордвинов, Н.И. Тургенев, М.М. Сперанский, С.Ю. Витте и др.), социалисты-утописты (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов), марксисты (Г.В. Плеханов, М.А. Бакунин,

B.И. Ленин), представители математической школы (В.К Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Н.П. Федоренко, С.С. Шаталин и многие другие), институционалисты (П.Б. Струве,

C.Н. Булгаков и др.).

Современный мир характеризуется сложностью, изменчивостью, неопределенностью, многовариантностью, нестабильностью, возрастанием скорости и противоречивости перемен, глобализацией и регионализацией, обострением национальных интересов, стремлением к экономическому и территориальному переделу мира, возникновением различного рода войн и цветных революций.

Эти глубинные, кардинальные изменения вызвали к жизни глобальную трансформацию существующих в современном мире экономических систем с учетом наиболее популярных основополагающих идей социально-экономического развития общества.

Всестороннее и глубокое исследование процессов трансформации экономических и политических систем мира и России объективно обусловлено не только крахом советской модели социализма в СССР и странах мировой социалистической системы, серьезными противоречиями существующего развитого капитализма, глобализации, но и некоторым разочарованием в «хваленой Западной» либеральной модели свободного рынка по результатам «перестройки» в России.

Новое видение мира, необходимость ответа на вызовы мирового развития цивилизации вызвало к жизни идею создания новых авторских научных школ по исследованию трансформации экономических систем под названием «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Научная школа «Экономическая теория», учрежденная Ученым советом Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (с 2010 г. - Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова) 26 октября 2009г., осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о научной школе, которое определяет цели и задачи, состав и структуру, научно-исследовательскую работу, учет и контроль, внутреннее и внешнее взаимодействие членов научной школы.

Со дня основания в истекшее десятилетие (с октября 2009 г. до 1 сентября 2019 г.) руководителем научной школы была заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Журавлева Г.П. С 1 сентября 2019 г. директором этой научной школы был назначен д.э.н. Дзарасов P.C. Почетными членами научной школы являлись Абалкин Л.И. (умер в 2011 г.), Ивайнер В.В.(скончался в 2019 г.), до сих пор работают Винокуров М.А.,

Гринберг P.C., Гришин В.И., Бузгалин A.B., Сорокин Д.Е., Хасбулатов Р.И., Юрьев В.М., Орлов A.B. Соруководителем, главным научным консультантом с 2009 г. по 2014 г. был академик Петраков Николай Яковлевич (умер 9 января 2014 г.).

В состав научной школы «Экономическая теория» РЭУ им. Г.В.Плеханова входят отделения высших учебных заведений других городов: Санкт-Петербугра, Казани, Саратова, Тамбова, Челябинска, Коломны, Элисты, Улан-Удэ, Ташкента и др. Все они в рамках важнейшего общего для всех отделений направлений научных исследований «Трансформация экономических систем и разработка новой модели социально-экономического развития мира и России» выполняют исследования по более конкретным направлениям экономической теории. Например, региональное отделение научной школы «Экономическая теория» в Калмыцком государственном университете им.Б.Б. Городовикова возглавляет Мантаева Эльза Ивановна, доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и инновациям, зав. кафедрой государственного и муниципального управления и права Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Региональное отделение научной школы «Экономическая теория» в Калмыцком государственном университете открыто решением Ученого Совета вуза от 20 мая 2013 г., протокол №17. К числу основных направлений исследований относятся теоретико-методологические проблемы современной экономической науки; проблемы инновационного развития экономики; корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса; стратегия развития региональной экономической системы; роль кластеров в системе национальной экономики. Члены регионального отделения научной школы принимали участие в разработке «Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года», «Инвестиционной стратегии Республики Калмыкия до 2025 года», «Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г», «Инвестиционной стратегии города Элисты». Также были реализованы научно-исследовательские проекты, поддержанные государственными фондами РГНФ, РФФИ, проект «Муниципальные команды - лидеры развития территорий». Результаты научных исследований членов регионального отделения публикуются в российских и зарубежных научных изданиях, сборниках научных трудов, коллективных монографиях [20; 21; 22], докладываются на научных конференциях различного уровня. Коллективом регионального отделения научной школы разработано и издано 8 монографий [23; 24; 25; 26], 4 учебных пособия, ежегодно в рамках форума Инновационная Калмыкия проводятся научные конференции с изданием сборника материалов.

Фундамент научной школы «Экономическая теория» составляют известные доктора наук, профессора, ученые и не только РЭУ им. Г.В. Плеханова, но и ученые из других университетов, крупных научных учреждений России и зарубежья, а также аспиранты и студенты этих вузов (см. схему 1.1).

Ключевой признак научной школы - это выявление и научное формулирование важнейших вопросов, от решения которых зависит прогресс страны. В рамках научной школы «Экономическая теория» наиболее значимыми направлениями исследований считали:

• Трансформация экономических систем и волатильность экономической теории;

• Современные модели социально-экономического развития мира и России;

• Современный кризис мирового глобального хозяйства;

• Российские экономисты и их вклад в мировую сокровищницу экономической мысли.

Схема 1.1.

Результативность научных исследований научной школы определяется:

• Ежегодными выпусками в виде коллективных монографий по актуальным проблемам года, по которым можно проследить историю развития экономической мысли за прошедшее десятилетие;

• Публикациями авторских монографий, брошюр, учебников и учебных пособий различными издательствами России и зарубежья;

• Публикациями статей в центральных отечественных и международных журналах и в научных сборниках по результатам работы отдельных конференций;

• Участием в российских и международных книжных выставках, в том числе США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Монголии, России и других странах;

• Участием и в отдельных случаях организацией международных и российских научно-практических конференций, форумов, семинаров и т.д.

Об официальном признании общественностью существования Научной школы «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова под руководством заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора Г.П. Журавлевой свидетельствуют:

• Сертификат «Основатель научной школы», выданный Президиумом Российской академии естествознания (РАЕ) 20 ноября 2012 г.;

• Факт регистрации в 2011 г. в числе современных мировых научных школ (на 3995 месте) Научной школы «Экономическая теории» РЭУ им Г.В. Плеханова (на то время единственный из РФ);

• Золотая медаль «Адам Смит» Европейского научного и промышленного консорциума, май 2016 г.

Ряд трудов научной школы был одобрен h отмечен дипломами, сертификатами и т.д. в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Азербайджан, Монголия и др.

Учебники «Микроэкономика - 1,2» и «Макроэкономика - 1,2» под редакцией Г.П. Журавлевой переведены на азербайджанский язык, изданы и до сих пор переиздаются в Азербайджане (Азербайджанский государственный экономический университет, 2009 г., г. Баку).

Учебник «Новый курс экономической теории» под редакцией Г.П. Журавлевой и К.Х. Абдурахманова выпущен на русском и английском языках в Республике Узбекистан (г. Ташкент).

• Сертификат за участие в семинаре «Business skills for developing scientific and technological collaboration with industry». London 27 февраля 2014 г.

• Медаль «Почетный работник науки». Высшая награда Министерства образования, культуры, науки и спорта Монголии за большой вклад в развитие науки, 2009 г.

• Диплом за участие в X Международной научно-практической конференции. Беларусь. Минск. 10-11 апреля2011 г. идругие.

• Диплом за активную исследовательскую деятельность и весомый вклад в развитие современной науки. Certificate of participation WORLD SCIENCE II international scientific and practical conference «Scientific and practical results in 2015» prospects for their development. December 23-24, 2015.Abu Dhabi, UAE.

• Золотая медаль за участие в Парижской книжной ярмарке, состоявшейся 17-20 марта 2016 г. Монография «Векторы экономического курса» / под ред. В.И. Гришина, Г.П. Журавлевой, В.В. Смагиной, В.М. Юрьева.

• Диплом участника 29-й Московской книжной выставки-ярмарки за монографию «Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития». Москва - Тамбов, 2016 г.

• Диплом заучебное пособие «Экономическая теория». 20.01.2016 г., г. Элиста.

• Почетный диплом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия за многолетнюю научно-педагогическую деятельность, личный вклад в подготовку квалификационных специалистов, г. Элиста, 09.02.2018 г.

• Сертификат за книгу «Современный мир и Россия: Новая экономическая перспектива» (К 110-й годовщине РЭУ им. Г.В. Плеханова / под ред. А.И. Гришина, Г.П. Журавлевой, В.В. Смагиной. Russian academy of national history. LiberBarcelona. 2018.

О признании достаточного количества научных трудов членов научной школы свидетельствуют приглашения (2019 г.) к работе в международных журналах в качестве редакторов, экспертов или бесплатной публикации новых статей в ряде зарубежных стран, таких как Германия, США, Великобритания, Словакия, Индия.

Великими представителями русской социально-экономической научной школы, несомненно, являются Плеханов Г.В. и Абалкин Л.И. Известно, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в истории.

Творчество и судьбы Плеханова и Абалкина характеризуются множеством общих и отличительных черт, сложностью, трагичностью, взлетами и падениями, восхищением и жесткой и агрессивной критикой. Они были теоретиками и непосредственными участниками важнейших революций, в начале XX в., а Абалкин Л.И. - революцией, названной «Перестройкой» в конце XX века.

Общее и различное видится и в том, что Плеханова Г.В. и Абалкина Л.И. не без оснований можно назвать выдающимися плехановцами, несмотря на то, что Плеханов лично никогда не был в «Плехановке», в отличие от Абалкина Л.И. Но, по существу,

Плеханов был настоящим учителем в МИНХе (тогда так назывался современный РЭУ им. Г.В. Плеханова). Ибо настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Это подтверждается тем фактом, что именно по просьбе авторитетных ученых, высоко оценивающих творчество и заслуги Плеханова, МИНХу в 1924 г. ВЦИК присвоил имя Г.В. Плеханова. Это имя с гордостью уже почти 100 лет носит данное высшее учебное заведение.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918)

163 года прошло со дня рождения Г.В. Плеханова - это поистине огромный срок. За это время в нашей стране несколько раз сменился общественно-политический строй, но Г.В. Плеханов и по сей день остается удивительно современным мыслителем и политиком. Нельзя не заметить, что его время и настоящее время, в котором мы живем 100 с лишним лет, имеет много общего. Оно также характеризуется бурным развитием, ростом агрессии, войнами и «цветными» революциями, тревогой и нестабильностью, но уже на новом витке развития мира и России.

Плеханов Георгий Валентинович (псевдонимы Н. Бельтов, Н. Кирсанов и др.) -выдающийся русский мыслитель, организатор российского и международного рабочего социал-демократического движения, философ, социолог, пропагандист марксизма, экономист и многое другое.

Г.В. Плеханов - это история, но прикосновение к истории мысли чрезвычайно полезно для современников. Какова же роль Г.В. Плеханова в истории?

Ф. Энгельс, знакомый с Плехановым лично, и К. Марк, знакомый с работами Плеханова и многое слышавший о Плеханове от Ф. Энгельса и П. Лаврова, высоко оценивали заслуги Г.В. Плеханова.

Зарубежный ученый Самуэль Х.Берон писал, что роль Плеханова и истории России несомненна. В течение двух десятилетий социал-демократическое движение концентрировались вокруг Плеханова, и до конца дней он оставался фигурой, с которой приходилось считаться. Он был одним из основателей движения, завершившегося большевистской революцией.[1]

В России Г.В. Плеханов был оценен и как «оракул», и как «патриот», и как «пророк». А. Луначарский говорил на траурном заседании большевиков в Петроградском народном собрании в июне 1918 г., что великое пророчество, сделанное Плехановым на заре его революционной деятельности, никогда не будет забыто - в России революция победит только как рабочая революция [2]. Одни высоко оценивали плехановский подход выхода России из состояния кризиса средством общенационального консенсуса, другие - подход к истории как естественно-историческому процессу, не терявшему искусственного ускорения, третьим он был дорог как патриот России. Но были и жесткие критики, называвшие Плеханова «предателем идей социалистической революции», оппортунистом, ренегатом и т.д.

Все это объясняется сложностью, противоречивостью, многообразием идей, высказываний, характеризующих его жизненный путь и путь становления как великого русского мыслителя.

Г.В.Плеханов родился в с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской области 11 декабря 1865 г. (по новому стилю) в многочисленной (14 сестер и братьев) семье мелкопоместного дворянина, штабс-капитана Плеханова Валентина Петровича (1810-1873).

От отца сыну достались такие черты, как твердость, решительность, чувство чести, долга, трудолюбие и страстность.

Мать - Мария Федоровна Белинская (1832-1881), внучатая племянница В.Г. Белинского, сирота, окончившая Тамбовский институт благородных девиц, после института - гувернантка в семьях местных помещиков.

От матери Плеханов унаследовал доброту, терпимость, чувство справедливости, интеллигентность, скромность и даже застенчивость.

Семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича. Именно по причине сложности и противоречивости характера он часто проявлял резкость в полемике. Признавая это, Плеханов все же всегда относился с уважением к противнику, не выходил за литературные рамки, не опускался до вульгарной брани, высмеивая не человека, а его точку зрения. Именно поэтому он надеялся, что ему простят его резкую критику [3;4].

Историческая заслуга Г.В. Плеханова, как и других великих людей, не в том, что они дали сравнительно современным требованиям, а в том, что дали нового по сравнению с трудами своих современников, какие прогнозы они делали в свое время, что из них сегодня подтвердилось.

Среди множества заслуг Г.В. Плеханова, прежде всего, необходимо выделить величайшую методологическую культуру, свойственную в то время не только Плеханову, но и всей русской общественной мысли.

Важнейшим в понимании развитии общества он считал признание существования общих законов социальной динамики. Учитывая требование общих законов (в том числе и закона соответствия производительных сил производственным отношениям), он писал, что «Россия еще не смолола той муки, из которой со временем будет испечен праздничный пирог социализма». Поэтому он не поддерживал ни первую революцию 1905 г., ни последующую октябрьскую революцию 1917 г. Он был убежден, что для социализма нужны производительные силы по уровню, превосходящие капитализм, аграрное население в преимущественно аграрной стране не сможет создать необходимые для социализма производительные силы. Он считал, что эту задачу можно решить в союзе с буржуазией, с чем не мог согласиться В.И. Ленин. Так возникло разногласие с большевиками [5;6].

Заслугой Г.В.Плеханова, несомненно, следует считать ряд пророческих высказываний и мыслей.

Г.В. Плеханов считал, что социалистическое учение не является чем-то вроде точной науки геометрии, чем-то, что можно было бы по желанию принять и воплотить в любое время и в любой стране, независимо от стадии ее исторического развития [7; 8].

Он писал, что:

• преждевременные социалистические эксперименты есть опасный авантюризм, который может дискредитировать саму идею социализма;

• большевики, если захватят власть, будут управлять деспотическими методами, цели народа и интересы комитета не совпадут;

• захват власти одним классом, одной партией, одним лицом может иметь печальные последствия...вызвать гражданскую войну;

• даже самая выдающаяся личность, в конечном счете, ограничена в своих действиях рамками объективных экономических закономерностей и отнюдь не всесильна [9].

В 1914 г. в период Первой мировой войны Плеханов яростно отстаивает свою точку зрения о необходимости продолжения войны с Германией «до победного конца» на том основании, что иначе «побежденный русский народ станет рабами победителей» [9]. Если же Россия заключит мир с Германией, то Германия со временем окрепнет и снова развяжет войну с Россией. Этим самым Плеханов предсказал и зарождение фашизма в Германии, и Вторую мировую войну, и Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.).

Обращаясь к творческому наследию Плеханова, важно понимать, что дело не в цитатах (их можно надергать из его работ по многим вопросам), а в устремлениях (во благо России и ее народа), в его методологическом подходе к анализу социально-экономических, политических и других условий общественного развития.

Было бы целесообразно обратиться к трудам Г.В. Плеханова при решении вопроса о том, как характеризовать современные реформы в России - результатом субъективной политики государственных деятелей или объективного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на ряд противоречий во взглядах Г.В. Плеханова (например, он всю жизнь посвятил обоснованию революции рабочего класса и не принял ее, став меньшевиком, их идеологом, не дал согласие Б. Савинкову возглавить их правительство со словами: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату и не я его буду осуждать даже тогда, когда он идет по ложному пути») [3; 4], нельзя сказать, что он был беспринципным человеком, частенько меняющим свои взгляды. Скорее, наоборот. Достоевский утверждал, что по мере развития общества беспринципно не менять свои убеждения.

Г.В. Плеханов был и остается в нашей памяти настоящим ученым, глубоко интеллигентным человеком, достойным уважения. В работах же Плеханова всегда будем находить не только ошибочные и устаревшие взгляды (с позиции сегодняшнего дня), но и многое из того, что считается человечеством ценным и вечным, ибо идеалы просвещения, гуманизма, свободы и справедливости, которым Плеханов служил всю свою жизнь, не потеряют своего значения и привлекательности никогда.

Академик Леонид Иванович Абалкин (1930-2011)

В мире лучших людей России и нашего университета нельзя не назвать Леонида Ивановича Абалкина - выдающегося отечественного ученого с мировым именем, крупного организатора науки, видного государственного и общественного деятеля страны, выпускника «Плехановки» 1952 г.

Л.И. Абалкин родился 5 мая 1930 г. в Москве. Род Абалкиных по линии отца берет свои корни из Смоленской области. В 2003 г. Леонид Иванович довольно подробно описал свою родословную в книге «Моя родословная».

Блестяще закончив школу, Л.И. Абалкин в 1948 г. поступил на учетно-экономи-ческий факультет Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Практически с этого времени и до последних дней жизни он не порывал связи с родной «Плехановкой». Женившись еще в студенческие годы на Анне Сатуровой, он прожил с ней долгие годы, воспитав сына и дочь.

В 1985 г. он поступил в аспирантуру Московского государственного экономического института (МГЭИ), объединившегося через три года с МИНХом им. Г.В. Плеханова, в котором с 1 сентября 1962 г. начинается отсчет деятельности Л.И. Абалкина как преподавателя кафедры политэкономии. На кафедре политэкономии Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова Л.И. Абалкин проработал более 15 лет, начиная ассистентом и заканчивая заведующим кафедрой политэкономии экономических факультетов, которую он возглавлял около 10 лет. Трудолюбие, удивительная память, логичность мышления, чувство товарищества, терпимость к чужому мнению характеризует Л.И. Абалкина в начале пути и затем развивались по мере его научного и общественно-политического роста.

В 1962 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Действие закона планомерного и пропорционального развития в мировой социалистической системе хозяйства»,

а в 1970 г. - докторскую на исключительно актуальную тему «Роль социалистического государства в планомерном регулировании общественного производства». Многое из того, что изучил и обобщил Л.И. Абалкин в своих диссертациях, не потеряло свою актуальность и сегодня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последующие годы деятельности Л.И. Абалкина были связаны с Академией Общественных наук при ЦК КПСС, где он заведовал кафедрой политэкономии. Затем, начиная с 1986 г., он переходит на работу в Институт экономики Академии наук в качестве директора этого крупнейшего экономического института страны.

За выдающиеся заслуги в области науки он был избран членом-корреспондентом, а несколько позже - действительным членом Академии наук, т.е. академиком. С 1988 по 1990 гг. - он член Президиума Академии наук СССР.

С июля 1989 г. по январь 1991 г. - особый период жизни Леонида Ивановича. Это время можно охарактеризовать как пик, вершина его достижений в жизни и в то же время это самое сложное и трагическое время. Оставаясь директором ЦЭ РАН, он был избран народным депутатом СССР.

В середине мая 1989 г. он был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно возглавил Государственную комиссию по экономической реформе. Леонид Иванович в это время уже имел 15-летний опыт разработки важнейших экономических проблем, когда он привлекался к работе в правительстве во времена А.Н. Косыгина, и был достаточно осведомлен о состоянии экономического положения страны.

Первой задачей нового правительства, в составе которого Л.И. Абалкин стал курировать вопросы экономической реформы, была подготовка развернутой программы оздоровления экономики, решения социальных задач. Эта программа сочетала признание необходимости сохранения и обновления центральных методов регулирования экономики с широким развитием демографических начал в управлении производством и всеми сферами общественной жизни в рамках реформируемого социализма. Именно эти положения в концепции комиссии, возглавляемой Абалкиным, подвергались острой критике со стороны оппонентов-либералов, предложивших альтернативную программу экономических реформ в ключе рыночных образований, по словам Е. Гайдара. В их программе уже в 1988 г. была сформулирована идея неизбежного краха Советского Союза и полного отхода от социализма.

Новым значительным поворотным событием в судьбе Абалкина Л.И. стало выступление на XIX Всероссийской партконференции (июнь 1988 г.), в котором была жесткая критика сложившейся ситуации в экономике СССР. Это выступление вызвало критику со стороны ряда делегатов и жесткую критику со стороны М.С.Горбачева. Вскоре Абалкин почувствовал отчуждение. Следствием обострившейся политической борьбы стала отставка правительства в 1991 г. и вынужденный уход Леонида Ивановича с политической арены.

Концепция экономических реформ, разработанная Абалкиным, хотя и была отвергнута, но, по мнению ряда отечественных и зарубежных экономистов, остается самой серьезной, глубоко просчитанной и теоретически обоснованной. Через много лет Леонида Ивановича спросили, чем можно объяснить нереализованность его программы. Он коротко ответил: «Невостребованностью власти» [10, 11].

После отставки правительства Абалкин вернулся к научно-исследовательской деятельности на посту директора Института экономики. После тяжелой болезни умер 2 мая 2011 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Л.И. Абалкин - автор большого количества научных работ (более 800 напечатанных работ, в т.ч. 24 индивидуальные монографии), для которых характерен активный поиск путей улучшения отечественной экономической модели, совершенствования экономической политики государства [12; 13; 14; 15] Являясь предельно объективным и честным ученым, Леонид Иванович открыто вступал в полемику с так называемыми реформаторами. Заслуга Л.И Абалкина состоит в том, что он последовательно доказывал неприемлемость варианта МВФ для России. Сегодня эту же мысль высказывает лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация: тревожные тенденции» (2004) и другие экономисты Запада. Изданный в 2000 г. четырехтомник трудов Л.И. Абалкина изобилует рядом фундаментальных разработок, которые и сегодня вызывают большой интерес среди ученых и хозяйственников [16].

Труды Л.И. Абалкина по проблемам экономической теории издавались на английском, французском, немецком, испанском, чешском, словацком, венгерском, китайском, японском, вьетнамском и других языках и широко известны во многих странах мира.

До последних дней Л.И. Абалкин не прерывал педагогическую, лекторскую деятельность. Несмотря на тяжелую болезнь в последние годы, он продолжал регулярно читать лекции в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Одна из последних работ академика Л.И. Абалкина «Очерки истории Российской социально-экономической мысли» была издана по материалам лекций в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в 2006-2008 гг.

Именно Л.И. Абалкину удалось впервые успешно решить сложную, исключительно важную для науки задачу по выявлению глубинной основы и специфики Российской школы социально-экономической мысли, которая выросла на основе российского грунта и понимания специфики российской цивилизации, отличий от Запада и Востока.

В последнее годы жизни Л.И. Абалкин был научным руководителем Института экономики РАН, заведовал кафедрой социально-экономических проблем МГУ им. М.В. Ломоносова, был почетным членом научной школы «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Л.И. Абалкин награжден отечественными и зарубежными орденами и знаками отличия. «За доблестный труд», в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, «Ветеран труда», именные «За вклад и развитие предпринимательства», «2000 выдающихся людей XX столетия» и другие. В эту дорогую коллекцию входят также Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР и пять орденов: Дружбы народов, «Слава России», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени», «Знак Почета», орден Петра Великого I степени «За выдающиеся заслуги перед Отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России». В 2004 году Л.И. Абалкину присуждена премия им. Н.Д. Кондратьева.

Л.И. Абалкин - академик Российской академии наук, Международной академии управления, Нью-Йоркской академии наук, Международной академии Евразии.

В целях увековечения памяти академика Л.И. Абалкина в РЭУ им. Г.В. Плеханова создан информационно-библиотечный центр имени акад. Л.И. Абалкина, где установлена мраморная мемориальная доска. Учреждено несколько стипендий для студентов-отличников и аспирантов-экономистов.

Исследуя творчество и судьбы выдающихся ученых-теоретиков Плеханова Г.В. и Абалкина Л.И. и отдавая должное их таланту, честности, заботе о благополучии страны, чрезвычайно важно знать и помнить, что еще предстоит многое сделать, чтобы восстановить, реабилитировать главные имена других ученых, незаслуженно забытых и перечеркнутых в период идеологических распрей, с тем, чтобы обогатить свое понимание настоящего и будущего страны и всех цивилизаций.

Список литературы

1. Г. В. Плеханов-основоположник русского марксизма [Пер. с англ.] / Самуэль X. Бэ-рон; [Предисл. Т. И. Филимоновой]; Рос. нац. б-ка, Дом Плеханова, 493, СПб. Изд-во Рос. нац. б-ки, 1998.

2. Луначарский A.B. Собрание сочинений в 8-ми тт. - М., 1963-1967.

3. Журавлева Г.П. Жизненный путь Г.В. Плеханова и его взгляды. - Saarbrücken, 2019.

4. Тютюкин C.B. Г.В.Плеханов. Судьба русского марксиста. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.

5. Плеханов Г. В. Две линии революции / Г. В. Плеханов; Государственная публичная историческая библиотека России. - Репр. изд. - Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2017. Плеханов Г. В. Основные вопросы марксизма; К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Г. В. Плеханов; Москва: URSS ЛЕНАНД, 2017. - XVIII.

6. Плеханов Г. В. Социализм и политическая борьба / Г. В. Плеханов. - М.: Госполитиздат, 1959.

7. Плеханов Г. В. Наши разногласия / Г. В. Плеханов. - М.: Госполитиздат, 1939.

8. Плеханов Г.В. Сочинения (в 24 томах). - Москва, Петроград, 1923-1927 гг.

9. Журавлева Г.П. Академик Абалкин Леонид Иванович - беспредельно преданный науке и своей стране (к 85-летию со дня рождения) // Вестник Института экономики РАН, 2015.№4.-с.207-210.

10. Гришин В.И. Феномен академика Абалкина // Векторы смены экономического курса: материалы V Международной научной конференции «Абалкинские чтения». 26 мая 2015г. - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.

11. Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. - М.: Институт экономики РАН, 2002.

12. Абалкин Л.И. Размышления о будущем России. - М.: ИЭ РАН, 2009.

13. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. - М.: Институт экономики РАН, 2002.

14. Абалкин Л.И. Судьба России: связь времен. - М.: Институт экономики РАН, 2004.

15. Абалкин Леонид Иванович (1930-2011.). Избранные труды: В4т./ Л.И. Абалкин. -М.: Экономика, 2000 (ТрудыВольного экономического обществаРоссии).

16. Журавлева Г.П. Выдающийся русский мыслитель - революционер Георгий Валентинович Плеханов // Вестник ЧелГУ 2017. №5 (401). - С.167-171.

17. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Мир лучших идей России: академик Леонид Иванович Абалкин (1930-2011) // Экономика и управление.2015. - №8 (118). - с.57-58.

18. Журавлева Г.П., Тутаева Д.Р. Г.В.Плеханов и Л.И.Абалкин: общее и отличительное в судьбах выдающихся плехановцев // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 12. № 1 (37). - С. 16-36.

19. Журавлева Г.П. Плеханов Г.В. - «патриарх» русского марксизма // В сборнике: Величие К. Маркса и развитие марксизма в трудах ученых РЭУ им. Г.В. Плеханова разных лет. Сборник научных трудов (избранное). К 200-летию со дня рождения К. Маркса, к 150-летию выхода в свет «Капитала» К. Маркса, к 170-летию публикации «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, к 112-й годовщине со дня основания Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Сер. «Серия «Университетские научные школы»». - Тамбов, 2019. - С. 119-127.

20. Направления повышения роли современного вуза в процессах цифровой трансформации региона. / Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Голденова B.C., Баирова Н.И. В книге: Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии. -Санкт-Петербург, 2019.

21. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография / коллектив авторов. - Нижний Новгород, 2018.

22. Развитие корпоративных стратегий и технологий в российских компаниях: монография / коллектив авторов / под ред. Беляевой И.Ю., Даниловой О.В. - Тверь, 2019.

23. Стратегические направления развития экономики региона: монография. / под общ. ред. д.э.н., проф. Э.И. Мантаевой. - Элиста, Изд-во КалмГУ, 2020.

24. Ключевые факторы развития региональной экономики (на материалах Республики Калмыкия): монография / Мантаева Э.И., Тимофеева Г.В., Нимгиров А.Г., Шураева КВ. и д.р. - Элиста, 2018.

25. Инвестиционная составляющая развития муниципального образования (на материалах города Элисты): монография / Мантаева Э.И., Ходыкова Н.В., Голденова В.С и д.р. / Ответственный редактор: Мантаева Э.И. - Элиста, 2016.

26. Практика инвестиционного стратегирования в условиях региональной экономики (на материалах Республики Калмыкия): монография / Мантаева Э.И., Ходыкова Н.В., Деликова Т.Г., Голденова B.C. и д.р./ Ответственный редактор: Ходыкова Н.В. -Элиста, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.