Научная статья на тему 'Научная школа как современный институт подготовки кадров и инновационного развития общества'

Научная школа как современный институт подготовки кадров и инновационного развития общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Г. П

В статье известного российского ученого Г. П. Журавлевой изложен опыт реформирования и программа исследований научной экономической школы крупнейшего высшего учебного заведения страны. Руководимая ею научная школа не замыкается рамками исследований только данного учебного заведения. К разработке проблем экономической науки привлекаются ученые других научно-исследовательских структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа как современный институт подготовки кадров и инновационного развития общества»

Научная школа как современный институт подготовки кадров и инновационного развития общества

Academic school as present-day institution for staff training and innovative development of society

УДК 378.1

Г. П. Журавлева

руководитель научной школы Российской государственной экономической академии им. Г В. Плеханова (Москва), доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

G. P. Zhuravlyova

117997, Moscow, Stremyanniy per., 36

В статье известного российского ученого Г. П. Журавлевой изложен опыт реформирования и программа исследований научной экономической школы крупнейшего высшего учебного заведения страны. Руководимая ею научная школа не замыкается рамками исследований только данного учебного заведения. К разработке проблем экономической науки привлекаются ученые других научно-исследовательских структур.

The article of a well-known Russian scientist G.P. Zhuravlyova covers the experience of reformation and a program of research for academic economy school of the largest educational institution of the country.

Academic school headed by her is not limited by the study of only this academic institution. The scientists of other academic and research groups are also involved in development of economic science issues.

Ключевые слова: научная школа, функции научной школы, междисциплинарные связи, социологические, экономические, неэкономические факторы, экономическое образование

Keywords: academic school, academic school functions, inter-disciplinary connections, sociological, economical, non-economical factors, economic education

Научная школа «Экономическая теория» в Российской экономической академии (РЭА им. Г. В. Плеханова) учреждена Ученым советом академии под председательством В. И. Гришина, д-ра экон. наук, ректора академии, 26 октября 2009 г Как известно, «новое — это хорошо забытое старое», ведь существование научных школ известно с давних времен. Сегодня можно назвать среди наиболее значимых экономических научных школ мира такие, как английские — Кембриджская и Оксфордская научные школы, французская — при Сорбоннском университете (г. Париж), итальянская — в старейшем в Европе Болонском университете, Лозанская школа в Швейцарии, Гарвардская и Чикагская американские экономические школы и так далее. Проводимые в них исследования освещают хозяйственную жизнь времен их существования, отражают общую экономическую динамику и ее периодическую цикличность.

Научная школа — это неформальное, свободное, добровольное, творческое сообщество ученых и спе-

<

m О

m <

CL

ш

J

<

m

циалистов различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением научно-исследовательских работ теоретического и прикладного характера в определенной научной сфере.

Созданные в РЭА им. Г В. Плеханова научные школы по проблемам современной экономической теории и неоэкономики (руководитель — д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ Г. П. Журавлева) и по проблемам истории РФ (руководитель — д-р истор. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ Ш. М. Мунчаев) являются, по существу, новыми добровольными инновационными институтами развития общества и его научной базы.

Определяющими функциями любой научной школы являются исследовательская и образовательная. Если первая функция ориентирована на совместную исследовательскую деятельность научного сообщества и создание инновационного продукта, то вторая — на подготовку научных кадров и специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), обучение творчеству входящих в нее молодых ученых и студентов для работы в высших учебных заведениях и бизнесе РФ, так необходимых для обеспечения инновационного пути развития.

Принципы деятельности научной школы:

• свобода научного творчества;

• открытость и гласность;

• интеграция науки и образования;

• защита прав интеллектуальной собственности;

• обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации;

• повышение престижности научного труда — снискание публичного (международного, национального, федерального и регионального) признания;

• защита прав и интересов ученых;

• общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, критериев оценки деятельности и ее результатов;

• наличие лидера, являющегося автором новых оригинальных идей и методов исследования.

Объективная необходимость и целесообразность создания современной научной школы

Целесообразность создания такой научной школы обусловлена тем, что мы живем в эпоху новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и, прежде всего, в экономической. Экономическая теория, как наука, связанная с практикой, не может не отражать эти процессы.

Сегодня наука, особенно фундаментальная, в России не востребована. А потеря интереса к науке опасна. Если государство пренебрегает наукой, оно

| становится жертвой соседей. Задача научной шко-I лы — возродить интерес к науке. Тем более что в 5 современных условиях, к сожалению, остаются спра-° ведливыми слова Джона Мейнарда Кейнса о том, что 5 для человечества нет ничего важнее экономики. о Конец XX — начало XXI столетий характеризуются т новыми процессами повсеместной трансформации ^ экономических систем, формированием постиндуст-и риального, неоинформационного общества, экономи-5 ки знаний, образования, переходной экономики, таки° ми процессами, как глобализация, информатизация, ^ компьютеризация, технологический взрыв, модернизация и т. д., которые еще не получили достаточного освещения в экономической теории.

Отсюда неправомерно рассматривать современную экономическую теорию равнозначно лишь «Экономиксу», посвященному анализу функционирования рыночной системы хозяйствования, ибо такой подход обедняет экономическую теорию как современную науку и не отвечает реалиям текущего века. Последняя призвана исследовать не только рыночную систему хозяйствования, но и трансформацию многообразных систем и моделей экономики современного мира (развитых, развивающихся, переходных, постиндустриальных, глобальных и т. д.), т. е. дать анализ проблем формирования хозяйственных систем нового типа, «экономики будущего».

Не может не отразиться на содержании науки экономической теории и тот факт, что современный мир находится на сломе двух цивилизаций — существующей цивилизации, в основе которой лежит рыночная система хозяйствования (возможно, исчерпавшая себя как наиболее эффективная хозяйственная система, но продолжающая существовать и неизвестно, сколько еще просуществует), и формирующейся, а потому мало изученной, новой цивилизации. Ее называют постиндустриальной, неоинформационной, постмодернистской, новой экономикой и т. д. Последняя требует по-новому взглянуть на экономические процессы и явления, ранее существовавшие и ныне существующие: рынок, деньги, цены, финансы, труд, экономический рост, потребление, благосостояние и др.

Некоторыми авторами современный мир характеризуется как расколотая цивилизация (В. Л. Иноземцев). При этом в истории этой цивилизации авторы выделяют три огромных эпохи:

• доэкономическую, где основным типом деятельности человека была предтрудовая активность, позволяющая ему противостоять природе в борьбе за выживание;

• экономическую, основанную на труде как осмысленной деятельности с применением в большей части физической силы по созданию комфортной и безопасной среды обитания. В это время ценится исполнительность, дисциплина работника;

• постэкономическую, связанную с изменением характера деятельности людей, когда ценится в большей степени творчество, инновации, когда меняется уклад жизни, представления о природе человека, его предназначении.

Сегодня ясно одно, что существующая цивилизация находится на пороге перемен, которые вполне могут оказаться более глобальными и судьбоносными, чем все ранее пережитое человечеством.

Нельзя не заметить, что необратимо складывающийся миропорядок на основе рыночной системы хозяйствования, при котором процветание только одной страны или группы стран (пусть «золотого миллиарда»

I

или восьмерки и даже 20 стран) очень опасно и противоречит развитию человеческой цивилизации.

Вот почему сегодня все чаще стали говорить о необходимости «диалога цивилизаций», о нецелесообразности сложившейся модели глобализации (Дж. Стиглиц, Дж. Перкинс и др.). Недавно в столице Австрии прошел первый саммит Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», где был отмечен рост агрессии в мире. Определенную напряженность вызывает тот факт, что экономика развитых стран несамодостаточна с точки зрения ресурсной составляющей (Япония ввозит 95% необходимого ей сырья, страны Европы — 80%, США — 20%, Россия ввозит 80% продовольствия). Мировой уровень добычи нефти достиг своего максимума (хотя в мире используется лишь 1/3 мировых запасов), и этот уровень начал падать. По подсчетам западноевропейских аналитиков уже к 2030 г. объемы добываемой нефти сократятся наполовину. К чему же это приведет?

• По утверждению некоторых авторов, в будущем это приведет к войнам и социальным беспорядкам, отмечает британский журнал «Гардиан».

• Мы находимся в разгаре войны между теми, у кого есть энергия, и теми, у кого ее не хватает, — пишет Пол Робертс в газете «Вашингтон пост».

Таким образом, «передел» — вот что занимает «горячие» головы отдельных политиков.

Но война — это не единственный путь решения существующих проблем и противоречий в условиях глобализации. Существует еще и возможность достижения разумных договоренностей.

Ряд правящих руководителей стран Европы обращает на это внимание и выступает реформаторами капитализма. Так, госпожа А. Меркель утверждает, что назрела необходимость создания социального мира с использованием рыночных механизмов, но не таких как сегодня. Она считает, что важно разработать новые правила, ибо никто в одиночку не сможет выйти из кризиса, даже США. О необходимости строительства нового капитализма без спекуляции и эксплуатации говорит господин Блер. Французский президент Н. Саркози подчеркивает важность создания новой финансовой архитектуры под контролем Запада. В конечном итоге все они предлагают не уничтожать капитализм, а его переделать, сделать более моральным. Жаль, что при этом забывается одна истина: капитализм с моральным лицом — это, как утверждал Кант, — иллюзия. Надо заметить, что нынешняя аморальность общества легко объяснима учением Канта. По его утверждению, нравственность общества базируется на двух китах: морали и права. Не быть обществу моральным, если к нравственности строго и последовательно не принуждает право.

Понимание необходимости изменения бизнес-идеологии получает все большее распространение и среди практикующих политиков. Они стали говорить о том, что оценивать результаты бизнес-деятельности следует не столько по количеству получаемых денег, сколько по качеству сделанных полезностей для общества производством, в виде общественно значимой продукции, работы, услуги и т. д.

Согласно учению А. Смита, простая справедливость требует, чтобы и те, кто кормит, одевает и дает кров народу, получали такую долю продуктов своего труда, чтобы сами смогли иметь сносную пищу, одежду и кров.

Экономика — это не некая денежная среда, где делаются деньги из денег, а среда, где господствуют гуманистические начала. Только в этом случае

она становится средством решения общественного, экономического, социального и культурного развития и прогрессивной динамики.

Постиндустриальное («постэкономическое») развитие означает для производства структурный сдвиг в сторону науки как непосредственной производительной силы и сферы услуг. В изготовлении продукции — выход на первый план научных знаний, информации, духовных благ. В человеческой деятельности — становление всеобщего научного труда как творческой деятельности. В структуре потребностей — возрастание социально-духовных потребностей (в образовании, культуре, творчестве, здоровой окружающей среде и т. п.). Наблюдается и главенство стимулов творческой самореализации личности. В структуре собственности наблюдается повышение роли интеллектуальной собственности с присущим ей специфическим способом отчуждения продукта научного труда и снижение роли «вещных» форм собственности и т. д. Все эти характеристики способны сформировать целостную систему категорий «новой экономики».

Формирование новой экономики порождает новые представления об источниках и факторах экономического роста, которые позволяют по-новому воспринимать и оценивать образование, науку, медицину, информацию в обществе.

Формирование новой экономики ставит перед наукой новые задачи преодоления таких сложившихся негативных явлений в мировой экономике, как:

• колоссальные нагрузки на экосистемы, вызванные 18-кратным увеличением объема мирового производства и 4-кратным увеличением численности населения. Подсчитано: чтобы жить в равновесии с природой, жителей Земли не должно быть больше 500-800 миллионов (акад. Н. Н. Моисеев). Если следовать заветам ревнителей природы, то надо либо в 10 раз сократить население планеты, либо в 10 раз уменьшить наши потребности. Стоит ли говорить, что и то и другое сейчас — невозможно;

• хищническое использование невоспроизводимых природных ресурсов и чрезмерный, нерациональный спрос на продовольствие и чистую воду, обусловленный идеалами «общества потребления», ведущий к потере здоровья людей; требуется радикальная ликвидация расточительства, укоренившаяся сегодня в системах производства и потребления, найти способы переориентировать характер роста производства и потребления, чтобы он более не наносил непоправимого ущерба окружающей среде и позволил всем людям достичь разумного и справедливого уровня жизни, заменив расточительство экономией;

• совокупная потеря знаний особенностей природы коренными народами, чреватая утратой приспособления к природе;

• деградация окружающей среды (нехватка чистой воды, чистого воздуха, продовольствия и т. д.), надвигающаяся опасность глобального экологического кризиса;

• обнищание народа, растущее неравенство. Так, общеизвестно, что если в начале XX в. богатые жили лучше бедных в 19 раз, то в конце века — в 78 раз;

• падение нравственности, агрессия, терроризм, наркомания, алкоголизм и т. д.

Само собой разумеется, что решение этих проблем только административными методами невозможно, нужны новые средства, которые может предложить развивающаяся наука.

Формирование новой цивилизации и неоэкономи- | ки настоятельно нуждается в создании коллектив- =□ ного планетарного разума, который сможет решить т кардинально по-новому ряд жизненно необходимых ° проблем, и прежде всего проблем социально-эконо- 5 мического развития. ^

В ХХ в. большинство научного сообщества важней- т шей проблемой экономики считали экономический ^ рост, исчисляемый в доле валового продукта на душу и населения. В некоторых учебниках он объявлялся 5 предметом экономической теории, базой социаль- ° но-экономического развития [1]. Но глобализация ^Е выявила новую тенденцию в развитии общества, когда на первый план выходят не столько экономические, сколько социальные показатели, а именно, качество жизни, сокращение непомерной дифференциации в уровнях дохода населения различных стран, социальных групп и т. д., что является базовой причиной существующего международного терроризма.

Становится очевидным, что теория экономического роста сегодня нуждается в обновлении. Дж. Перкинс в своей книге «Исповедь экономического убийцы» подчеркивает ошибочность моделей экономического роста, их связи с ростом благосостояния населения на примере развивающихся стран. Он убедительно показывает, что строительство крупнейших фирм, мостов и т. д., свидетельствующих об экономическом росте, ведет к обогащению одних (небольшой группы) и массовому обнищанию других в этих странах.

Другие экономисты (Н. Я. Петраков, Н. Н. Моисеев) отмечают, что экономический рост и безграничность потребления, к сожалению, имеют серьезные препятствия (границы), обусловленные невозможностью планеты удовлетворить все возрастающие потребности и производства и потребления почти семимиллиардного населения Земли. Планета не выдержит.

Становится сегодня под сомнение и понимание ВВП как индикатора социально-экономического развития экономики (В. Иноземцев). Этот показатель характеризует индустриальную экономику. Успех же постиндустриальной экономики определяется не наращиванием добавленной стоимости, а ее снижением.

Процессы глобализации, информатизации, расширение границ открытости в развитии экономической теории порождают не только необходимость, но и возможность согласования взглядов ученых всего мира на понимание особенностей и путей разрешения новых экономических противоречивых проблем, а также возможность унификации образования во всех странах мира на новом фундаменте. В связи с этим приглашаем всех экономистов-теоретиков, специалистов из России и зарубежных стран, желающих участвовать в работе вышеназванной научной школы, сформулированной в государственной экономической академии имени Г. Плеханова.

Экономическая теория и образование современного человека

По нашему глубокому убеждению, изучение экономической теории должно опираться на знание общих основ экономики, математики, истории, полученных студентами в старших классах средней школы, а также на углубленные знания высшей и прикладной математики, истории, социологии, статистики, приобретаемые в высших учебных заведениях. В свою очередь, экономическая теория является необходи-

| мой основой для изучения конкретных экономиче-I ских дисциплин, таких как маркетинг, менеджмент, 5 национальная экономика, экономика предприятия, ° финансы, биржевое дело, мировое хозяйство, эко-5 номика туризма и т. д. Недооценка значимости эко-о номической теории как науки, понимание ее «как т ремесла создания инфраструктуры для инженеров» ^ чреваты грубейшими пробелами в образовании сов-и ременного человека.

5 Экономическая теория как учебная дисциплина ° всегда была важнейшей составляющей (по мнению ^Е многих ученых-экономистов — фундаментом) комплексной подготовки современного специалиста в области экономики. Выпускник вуза сегодня непременно должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике.

Перед экономической наукой сегодня стоит важная задача изменения самого подхода к экономическому образованию, создания новых учебных пособий и учебников, развивающих у студентов творческое отношение к экономическим знаниям. По-видимому, настала пора подготовки фундаментального труда, свободного от догматов и пристрастий той или иной теоретической концепции, будь то марксизм или монетаризм, эволюционная теория или институционализм. Важно понимание того, что прогресс экономической науки находится на стыке различных теоретических взглядов и областей знания: экономики, социологии, права, психологии, экологии и др.

Глубоко убеждены, что в новую редакцию экономической теории следует ввести общегуманитарный, социологический и экономический факторы. И только на путях интеграции междисциплинарных связей раскрыть новое понимание содержания хозяйственной деятельности и тенденций общего развития человечества в новом столетии.

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова является и по названию, и, главное, по существу экономическим вузом, где экономическая наука (и теоретическая, и прикладная) выступает фундаментальной базой в подготовке выпускаемых академией специалистов и для науки, и для практики. Именно это послужило важнейшим аргументом для Ученого совета в признании необходимости создания научной школы «Экономическая теория» в РЭА им. Г. В. Плеханова.

Развертывание научной работы по наиболее актуальным направлениям экономической теории — одна из главнейших задач экономической школы. К ним относятся:

I. Общетеоретические экономические проблемы современности:

1.Теория новой цивилизации и ее важнейшего элемента — «экономики будущего».

2. Теория трансформации экономических систем современности.

3. Новые объективные условия изменения методологии и представлений о предмете экономической теории.

4. Нравственная цивилизация и нравственная экономика.

5. Философия новой экономики.

6. Кризис экономической цивилизации.

7. Теория глобализации и регионализации.

8. Экономическая безопасность хозяйственных субъектов в условиях глобализации.

9. Наноэкономическая модель человека и личности в условиях становления «новой цивилизации» и «экономики будущего».

I

10. Институциональные преобразования в условиях «новой экономики».

11. Трансформация отношений собственности в условиях формирования новой экономики.

12. Информатизация и модернизация современных экономических систем.

13. Глобальный кризис XXI столетия: масштабы, причины, пути преодоления.

14. Денежное обращение, финансы и кредит в новой экономике.

15.Теория экономики развития слаборазвитых стран.

16. Информационная экономика: достоинства и парадоксы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Концепция качественной трансформации государственного регулирования экономики в новых условиях.

и многие другие

II. Актуальные теоретические проблемы современного

перестроения российской экономики:

1. Исходные рубежи развития экономики РФ в новом веке.

2. Россия на пути к новой экономике.

3. Россия в глобализирующемся мире.

4. Россия: особенности институционального развития.

5. Потенциал развития экономики России.

6. Новый механизм развития российской экономики.

7. Державно-экономическая политика России в условиях глобализации.

8. Институциональные пределы развития российской экономики.

9. Глобализация экономики и стратегические интересы России.

10. Корпоративная экономика в мире и РФ.

11. Инновационное развитие и модернизация экономики России.

12. Экономическое развитие России: специфика, стратегия и исторический опыт.

13. Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения.

14. Россия и мировой опыт инновационного развития.

15. Системный кризис мирового глобального хозяйства: национальная модель преодоления.

16. Социальная справедливость — основа и условие реального возрождения и подъема России.

Состав научной школы «Экономическая теория»

Руководителем научной школы Ученым советом избрана Г. П. Журавлева — д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Бурятии, действительный член 3 общественных академий (Нью-Йоркской академии наук, Академии гуманитарных наук и Международной академии информатизации), председатель специализированного Ученого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, член Регионального совета в г. Тамбове, член Академической рады Европейского политехнического института (г. Куновицы), научный руководитель исследовательских направлений по современным проблемам экономической теории национального исследовательского университета (КГТУ-КАИ) г. Казань, член

редколлегий журналов «Теоретическая экономика» и «Мир новой экономики».

Имеет 300 публикаций общим объемом 2500 п. л.

Соруководителем данной научной школы выразил согласие быть академик РАН Н. Я. Петраков — известнейший в стране и за рубежом ученый-экономист, специалист в области экономико-математического моделирования, методов и механизмов ценообразования и рыночного регулирования, заведующий кафедрой экономической политики МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель диссертационного совета ИПР РАН, член редколлегий журналов «Экономика и математические методы», «Недвижимость и инвестиции. Правовые регулирование», «Проблемы прогнозирования» и др. В прошлом работал помощником Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам, помощником Президента СССР по экономике, избирался депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ первого созыва.

Имеет более 300 публикаций, многие из которых получили широкую международную известность.

Почетными членами научной школы являются акад. Л. И. Абалкин, акад. Р. С. Гринберг, акад. В. В. Ивантер, член-корр. РАН Р. И. Хасбулатов, ректор РЭА, д-р экон. наук В. И. Гришин, ректор ТГУ им. Г. Р. Державина, д-р экон. наук, проф. В. М. Юрьев.

Ядро кадрового состава научной школы составляют коллективы кафедр экономической теории (заведующий кафедрой, проф., д-р экон. наук Л. Г. Чередниченко) и кафедры истории экономической науки (заведующий кафедрой, проф., д-р экон. наук А. С. Квасов) РЭА им. Г. В. Плеханова.

Членами научной школы являются также ведущие специалисты по проблемам современной рыночной системы хозяйствования и формирования новой эко-

номики из различных отечественных вузов, в том | числе А. И. Добрынин (Санкт-Петербург), В. В. Сма- =□ гина (г. Тамбов), Н. Г. Кузнецов (Ростов-на-Дону), т М. В. Попов, В. А. Русановский, Н. В. Манохина (Са- ° ратов), В. И. Бархатов (Челябинск), А. Ш. Хасанова 5 (Казань), В. М. Багинова и В. С. Баженова (Улан-Удэ), ^

H. Н. Мильчакова (Тюмень), Э. И. Мантаева (Элиста), т А. А. Угрюмова (Коломна) и др. Изъявили желание ^ участвовать в работе научной школы и зарубежные и ученые Белоруссии, Польши, Узбекистана, Монголии 5 и других стран. °

В состав научной школы выходят более 30 аспи- ^Е рантов и студентов РЭА им. Г. В. Плеханова. Приветствуется участие аспирантов и студентов из других отечественных и зарубежных вузов.

Научная школа РЭА им. Г. В. Плеханова использует все формы традиционные и инновационные научно-исследовательской, научно-методической и научно-образовательной работы. Как известно, экономические школы призваны не только развернуть научные исследования по актуальным и новым направлениям теоретической и конкретной экономической мысли, но и быстро, а также своевременно публиковать результаты своей работы с тем, чтобы обеспечить их широкое распространение в РФ и, по возможности, за рубежом. Полагаем, что практические результаты и рекомендации чрезвычайно важно доводить до сведения заинтересованных органов и учреждений, а также бизнеса с целью их своевременного внедрения в практику.

Литература

I. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория

(микро-, макроэкономика). СПб.: Питер-Юг, 2010.

Управление качеством образовательного процесса на основе технологий e-learning

E-learning based educational process quality management

УДК 378.147

А. П. Долгих

заместитель директора Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, д. 44, лит. А

A. P. Dolgikh

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

В статье проведен анализ возможностей и перспектив внедрения электронного обучения в образовательный процесс. Раскрыта роль е-!еагп1пд в трансформации современного российского образования. Приведены основные направления повышения качества образовательных услуг на основе технологий е-!еагп1пд. Описан практический опыт использования современных ИКТ

в учебном процессе СПбАУЭ. Подробно рассмотрены программы подготовки студентов и преподавателей к работе в электронной среде.

The article presents an analysis of opportunities and perspectives of e-learning introduction into educational process. It explains the role of e-learning in transformation of present-day education in Russia. It describes basic directions of e-learning based education quality improvement. It provides information on practical implementation of modern ICT technologies in educational process in SPbAME. It reviews training programs for students' and teachers' preparation for work in electronic environment.

Ключевые слова: образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, инновационные методы обучения, электронное обучение, e-learning

Keywords: educational process, distant learning technologies, mixed education, innovative methods of learning, e-learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.