Заслуженный деятель науки РФ, д-р экон. наук Г. П. Журавлева
К СТОЛЕТИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В РЭА им. Г. В. ПЛЕХАНОВА (1907-2007)
Изучение опыта векового преподавания политической экономии и ее преемницы - экономической теории дает возможность глубже понять настоящее и в известной мере спрогнозировать будущее этой науки и учебной дисциплины.
Современная экономическая теория многообразна. Она предполагает разные решения хозяйственных проблем с позиций различных школ и направлений. Однако выбор между рекомендациями экономических школ сложен, поскольку теория каждой из них имеет рациональное зерно, отражая одну из реальных сторон экономики. Смена научных школ и преподавание основных положений их теорий происходят в борьбе, так как каждая из них претендует на универсальность.
На основании изучения столетней истории преподавания политической экономии и экономической теории можно выделить несколько этапов в развитии этой науки.
Появление нашего учебного заведения совпало с этапом формирования и даже расцвета российской экономической школы как составной части мировой науки в конце XIX - начале ХХ в. В это время особое значение имело решение вопроса о существовании национальных экономических школ, об их органической связи с историей и культурой страны, особенностью ее цивилизованного устройства. Так, Г. З. Елисеев в статье «Плутократия и ее основы» (Отечественные записки. 1872. № 2) писал, что «на всех теориях политико-экономических и вообще социальных лежит всегда национальная печать». А С. Ю. Витте в книге «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1884) утверждал: «До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим».
Эти идеи и преподавались в курсе политической экономии в России вплоть до 1917-1918 гг. Созданное по инициативе купцов первое в мире Высшее коммерческое училище не стало исключением. С первых же дней первостепенное внимание в учебных планах было уделено политической экономии и экономической политике, которые преподавались на протяжении всего срока обучения выдающимися профессорами А. А. Мануйловым, В. Я. Же-лезновым, С. Н. Булгаковым и др.
В курсе политической экономии утверждалось, что:
- политэкономия - это наука, исследующая явления хозяйственной деятельности людей, соединенных в общество (В. Я. Железнов);
- задача высшей школы заключается не в сообщении возможно большего количества сведений, а главным образом в том, чтобы положения науки
самостоятельно усваивались слушателями. Желательно, чтобы студент критически относился ко всякой доктрине (В. Я. Железнов);
- политэкономия относится к общим наукам, раскрывая нам одну часть социальных явлений, наука права - другую, наука нравственности - третью и т. д. И только общая совокупность всех теоретических социальных наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности (В. Я. Железнов);
- доведение до российских студентов лучших достижений экономической мысли на Западе - основная задача ученого-педагога (Н. Х. Бунге).
Эти идеи остаются актуальными в преподавании экономической теории и в начале третьего тысячелетия.
С именем Н. Х. Бунге связан так называемый переход от финансизма к экономизму. Он утверждал, что нельзя достичь расцвета при наличии бедности. Именно Бунге стал, по словам М. И. Туган-Барановского, первым право-вестником социальной политики России.
Наиболее известными в то время учебниками были «Курс политической экономии» в четырех томах И. И. Скворцова-Степанова и А. А. Богданова; «Очерки политической экономии» В. Я. Железнова; «Основы политической экономии» М. И. Туган-Барановского и др.
С победой Октябрьской революции заканчивается этап предвидения, прогноза и начинается изучение реально существующих новых экономических отношений. С 1922 г. становится обязательным массовое изучение политэкономии капитализма. Отдельные экономисты (Н. Бухарин, Р. Люксембург) утверждали, что с концом капитализма наступает конец политэкономии. Но не все были согласны с таким утверждением. В Резолюции Х съезда РКП(б) ставится задача подготовки марксистских учебников по общественным наукам, для чего ученым-преподавателям выделяются 2 месяца в году, которые позднее превратились в 2-месячный отпуск.
В это время появляются учебники по политэкономии Ф. И. Михалевско-го, И. А. Лапидуса, К. В. Островитянова, Л. А. Леонтьева, А. Ф. Кона, которые использовались при обучении студентов уже Московского института народного хозяйства.
20-е и 30-е гг. ХХ в. в России известны как период борьбы с уклонистами, оппортунистами. В это время выходят в свет работы Н. А. Каблукова, Н. Д. Кондратьева, Л. Н. Юровского, И. И. Скворцова-Степанова, изобилующие новыми идеями. В 1930-е гг., когда закончился переходный период капитализма к социализму, создается специальный курс «Теория советского хозяйства», а в 1933-1934 гг. - курс «Экономическая политика СССР». Эти курсы изучались и в нашем институте.
В это время начинаются репрессии. Первыми жертвами сталинских репрессий стали экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, И. И. Рубин, Л. Н. Юровский, В. А. Базаров, Н. И. Бухарин и др.
Критика немарксистской политэкономии стала сводиться к разоблачениям «политически вредного» характера теорий. В курсе «История политиче-
ской экономии» (1934-1938) Д. И. Розенберга в конце каждой главы дается критика И. И. Рубина.
Осенью 1936 г. по решению ЦК ВКП(б) вводится учебная дисциплина «Политическая экономия социализма». В январе 1941 г. экономистами ИЭ АН СССР и руководителями партии обсуждался макет учебника по политэкономии, где чуть ли не на каждой странице говорилось о «врагах народа». Статья «Некоторые вопросы преподавания политэкономии» в журнале «Под знаменем марксизма» определила основные направления развития политэкономии и содержание соответствующей учебной дисциплины.
Великая Отечественная война приостановила работу над новым учебником, и только в 1951 г. была проведена в печати обширная дискуссия по проблемам товарно-денежных отношений, планового ведения хозяйства и т. д. Известным обобщением этой дискуссии стала работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма СССР».
В 1954 г. был выпущен учебник «Политическая экономия». Это был первый опыт изложения марксизма-ленинизма в широком смысле (т. е. не только к капиталистическому способу производства). Он и был положен в основу преподавания политической экономии во всех вузах страны, в том числе и МИНХе им. Г. В. Плеханова.
Последующие годы - годы обширных дискуссий по проблемам основного экономического закона, плана и рынка, производительного и непроизводительного труда, общественно-необходимых затрат труда и т. д.
Активное участие в написании новых учебников принимал заведующий кафедрой профессор Г. С. Григорьян, умерший на рабочем месте при обсуждении очередного учебника редакционной коллегией в 1975 г. В разработку отдельных важных политэкономических проблем внесли достойный вклад академик Г. А. Козлов (заведующий кафедрой в довоенные годы), академик Л. И. Абалкин (заведующий кафедрой политической экономии экономических факультетов в 1960-е гг.) и заведующие кафедрой политэкономии торговых факультетов профессор В. И. Бельчук (1970-е гг.), профессор И. Ф. Суслов (1970-е гг.), профессор В. П. Федоров (1980-е гг.).
Экономика - это динамическая система, которая постоянно рождает новые проблемы. Необходимость их решения потребовала перестройки политической и экономической системы в ряде стран мира, в том числе и России. Экономическая реформа не могла не отразиться и на учебном процессе.
Сегодня мир характеризуется кардинальными изменениями во взглядах на этот мир, общество в целом, его жизнедеятельность, хозяйственные системы и т. д. Если раньше человек приспосабливался к экономической среде, то теперь сам во многом создает ее. Экономические явления рассматриваются не только как существующие независимо от человека, но и как созданные самим человеком.
Меняется хозяйственная жизнь, меняется и экономическая теория, призванная отражать экономическую реальность в нашем сознании.
Вместе с тем экономическая теория призвана включать достижения экономической мысли за всю историю ее развития (и классическую политэкономию, и марксизм, и неоклассику, и кейнсианство, и институционализм).
Реализуя эту задачу, коллектив кафедры экономической теории за время перестройки в России подготовил около 30 новых учебников. Наиболее известны учебники «Экономическая теория (политэкономия)» (М.: Промо-Медиа, 1995), выдержавший шесть изданий; «Теоретическая экономика (политэкономия)» (М., 1996), подготовленный совместно с авторами Сургутского государственного университета; «Экономическая теория (политэкономия)» (М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000); «Экономическая теория» (Тамбов, 2000), подготовленный совместно с авторами Тамбовского государственного университета; «Экономическая теория» (М.; Улан-Удэ, 2000, 2005), подготовленный совместно с Восточно-Сибирским государственным технологическим университетом; «Экономическая теория» (М.: Инфра-М, 2004, 2007), подготовленный совместно с Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов; «Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2» (М.: ИТК «Дашков и К0», 2005, 2007); «Вводный курс по экономической теории для школьников и лицеистов» (М., 1997) и др.
Появление в российской экономической науке термина «экономическая теория» не случайно. Объясняется это не желанием примирить представителей различных экономических школ (между которыми имеются серьезные разногласия), а законами развития науки, необходимостью интеграции достижений экономической мысли.
Современный мир находится на сломе двух цивилизаций: существующей развитой рыночной экономики (возможно, исчерпавшей себя как эффективная хозяйственная система, но продолжающей воспеваться консервативно настроенными экономистами) и только формирующейся (а потому мало изученной) новой цивилизации (ее называют и постиндустриальной, и неоинформационной, и постмодернистской, и новой экономикой). Последняя требует по-новому взглянуть на ранее существовавшие и ныне существующие экономические явления: рынок, деньги, цены, финансы, труд, экономический рост, потребление, благосостояние и др.
На рубеже третьего тысячелетия возникли новые процессы: глобализация, информатизация, трансформация экономики, виртуальная экономика и др. Они оказывают существенное влияние на формирование и специфику новой экономики.
Целый ряд полученных сравнительно недавно результатов в экономической теории указывает на принципиальную ограниченность ее базовых инструментов. Поэтому нужны новые методы, инструменты, новая методология исследования экономической реальности и новые учебники, отражающие эти изменения.