Научная статья на тему 'К столетию преподавания политической экономии в РЭА им. Г. В. Плеханова (1907-2007)'

К столетию преподавания политической экономии в РЭА им. Г. В. Плеханова (1907-2007) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Г.П.

Изучение опыта векового преподавания политической экономии и ее преемницы экономической теории дает возможность глубже понять настоящее и в известной мере спрогнозировать будущее этой науки и учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing 100-year experience of teaching political economics and its successor economic theory provides an opportunity to understand the present and to forecast the future of the science and the subject.

Текст научной работы на тему «К столетию преподавания политической экономии в РЭА им. Г. В. Плеханова (1907-2007)»

Заслуженный деятель науки РФ, д-р экон. наук Г. П. Журавлева

К СТОЛЕТИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В РЭА им. Г. В. ПЛЕХАНОВА (1907-2007)

Изучение опыта векового преподавания политической экономии и ее преемницы - экономической теории дает возможность глубже понять настоящее и в известной мере спрогнозировать будущее этой науки и учебной дисциплины.

Современная экономическая теория многообразна. Она предполагает разные решения хозяйственных проблем с позиций различных школ и направлений. Однако выбор между рекомендациями экономических школ сложен, поскольку теория каждой из них имеет рациональное зерно, отражая одну из реальных сторон экономики. Смена научных школ и преподавание основных положений их теорий происходят в борьбе, так как каждая из них претендует на универсальность.

На основании изучения столетней истории преподавания политической экономии и экономической теории можно выделить несколько этапов в развитии этой науки.

Появление нашего учебного заведения совпало с этапом формирования и даже расцвета российской экономической школы как составной части мировой науки в конце XIX - начале ХХ в. В это время особое значение имело решение вопроса о существовании национальных экономических школ, об их органической связи с историей и культурой страны, особенностью ее цивилизованного устройства. Так, Г. З. Елисеев в статье «Плутократия и ее основы» (Отечественные записки. 1872. № 2) писал, что «на всех теориях политико-экономических и вообще социальных лежит всегда национальная печать». А С. Ю. Витте в книге «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1884) утверждал: «До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим».

Эти идеи и преподавались в курсе политической экономии в России вплоть до 1917-1918 гг. Созданное по инициативе купцов первое в мире Высшее коммерческое училище не стало исключением. С первых же дней первостепенное внимание в учебных планах было уделено политической экономии и экономической политике, которые преподавались на протяжении всего срока обучения выдающимися профессорами А. А. Мануйловым, В. Я. Же-лезновым, С. Н. Булгаковым и др.

В курсе политической экономии утверждалось, что:

- политэкономия - это наука, исследующая явления хозяйственной деятельности людей, соединенных в общество (В. Я. Железнов);

- задача высшей школы заключается не в сообщении возможно большего количества сведений, а главным образом в том, чтобы положения науки

самостоятельно усваивались слушателями. Желательно, чтобы студент критически относился ко всякой доктрине (В. Я. Железнов);

- политэкономия относится к общим наукам, раскрывая нам одну часть социальных явлений, наука права - другую, наука нравственности - третью и т. д. И только общая совокупность всех теоретических социальных наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности (В. Я. Железнов);

- доведение до российских студентов лучших достижений экономической мысли на Западе - основная задача ученого-педагога (Н. Х. Бунге).

Эти идеи остаются актуальными в преподавании экономической теории и в начале третьего тысячелетия.

С именем Н. Х. Бунге связан так называемый переход от финансизма к экономизму. Он утверждал, что нельзя достичь расцвета при наличии бедности. Именно Бунге стал, по словам М. И. Туган-Барановского, первым право-вестником социальной политики России.

Наиболее известными в то время учебниками были «Курс политической экономии» в четырех томах И. И. Скворцова-Степанова и А. А. Богданова; «Очерки политической экономии» В. Я. Железнова; «Основы политической экономии» М. И. Туган-Барановского и др.

С победой Октябрьской революции заканчивается этап предвидения, прогноза и начинается изучение реально существующих новых экономических отношений. С 1922 г. становится обязательным массовое изучение политэкономии капитализма. Отдельные экономисты (Н. Бухарин, Р. Люксембург) утверждали, что с концом капитализма наступает конец политэкономии. Но не все были согласны с таким утверждением. В Резолюции Х съезда РКП(б) ставится задача подготовки марксистских учебников по общественным наукам, для чего ученым-преподавателям выделяются 2 месяца в году, которые позднее превратились в 2-месячный отпуск.

В это время появляются учебники по политэкономии Ф. И. Михалевско-го, И. А. Лапидуса, К. В. Островитянова, Л. А. Леонтьева, А. Ф. Кона, которые использовались при обучении студентов уже Московского института народного хозяйства.

20-е и 30-е гг. ХХ в. в России известны как период борьбы с уклонистами, оппортунистами. В это время выходят в свет работы Н. А. Каблукова, Н. Д. Кондратьева, Л. Н. Юровского, И. И. Скворцова-Степанова, изобилующие новыми идеями. В 1930-е гг., когда закончился переходный период капитализма к социализму, создается специальный курс «Теория советского хозяйства», а в 1933-1934 гг. - курс «Экономическая политика СССР». Эти курсы изучались и в нашем институте.

В это время начинаются репрессии. Первыми жертвами сталинских репрессий стали экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, И. И. Рубин, Л. Н. Юровский, В. А. Базаров, Н. И. Бухарин и др.

Критика немарксистской политэкономии стала сводиться к разоблачениям «политически вредного» характера теорий. В курсе «История политиче-

ской экономии» (1934-1938) Д. И. Розенберга в конце каждой главы дается критика И. И. Рубина.

Осенью 1936 г. по решению ЦК ВКП(б) вводится учебная дисциплина «Политическая экономия социализма». В январе 1941 г. экономистами ИЭ АН СССР и руководителями партии обсуждался макет учебника по политэкономии, где чуть ли не на каждой странице говорилось о «врагах народа». Статья «Некоторые вопросы преподавания политэкономии» в журнале «Под знаменем марксизма» определила основные направления развития политэкономии и содержание соответствующей учебной дисциплины.

Великая Отечественная война приостановила работу над новым учебником, и только в 1951 г. была проведена в печати обширная дискуссия по проблемам товарно-денежных отношений, планового ведения хозяйства и т. д. Известным обобщением этой дискуссии стала работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма СССР».

В 1954 г. был выпущен учебник «Политическая экономия». Это был первый опыт изложения марксизма-ленинизма в широком смысле (т. е. не только к капиталистическому способу производства). Он и был положен в основу преподавания политической экономии во всех вузах страны, в том числе и МИНХе им. Г. В. Плеханова.

Последующие годы - годы обширных дискуссий по проблемам основного экономического закона, плана и рынка, производительного и непроизводительного труда, общественно-необходимых затрат труда и т. д.

Активное участие в написании новых учебников принимал заведующий кафедрой профессор Г. С. Григорьян, умерший на рабочем месте при обсуждении очередного учебника редакционной коллегией в 1975 г. В разработку отдельных важных политэкономических проблем внесли достойный вклад академик Г. А. Козлов (заведующий кафедрой в довоенные годы), академик Л. И. Абалкин (заведующий кафедрой политической экономии экономических факультетов в 1960-е гг.) и заведующие кафедрой политэкономии торговых факультетов профессор В. И. Бельчук (1970-е гг.), профессор И. Ф. Суслов (1970-е гг.), профессор В. П. Федоров (1980-е гг.).

Экономика - это динамическая система, которая постоянно рождает новые проблемы. Необходимость их решения потребовала перестройки политической и экономической системы в ряде стран мира, в том числе и России. Экономическая реформа не могла не отразиться и на учебном процессе.

Сегодня мир характеризуется кардинальными изменениями во взглядах на этот мир, общество в целом, его жизнедеятельность, хозяйственные системы и т. д. Если раньше человек приспосабливался к экономической среде, то теперь сам во многом создает ее. Экономические явления рассматриваются не только как существующие независимо от человека, но и как созданные самим человеком.

Меняется хозяйственная жизнь, меняется и экономическая теория, призванная отражать экономическую реальность в нашем сознании.

Вместе с тем экономическая теория призвана включать достижения экономической мысли за всю историю ее развития (и классическую политэкономию, и марксизм, и неоклассику, и кейнсианство, и институционализм).

Реализуя эту задачу, коллектив кафедры экономической теории за время перестройки в России подготовил около 30 новых учебников. Наиболее известны учебники «Экономическая теория (политэкономия)» (М.: Промо-Медиа, 1995), выдержавший шесть изданий; «Теоретическая экономика (политэкономия)» (М., 1996), подготовленный совместно с авторами Сургутского государственного университета; «Экономическая теория (политэкономия)» (М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000); «Экономическая теория» (Тамбов, 2000), подготовленный совместно с авторами Тамбовского государственного университета; «Экономическая теория» (М.; Улан-Удэ, 2000, 2005), подготовленный совместно с Восточно-Сибирским государственным технологическим университетом; «Экономическая теория» (М.: Инфра-М, 2004, 2007), подготовленный совместно с Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов; «Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2» (М.: ИТК «Дашков и К0», 2005, 2007); «Вводный курс по экономической теории для школьников и лицеистов» (М., 1997) и др.

Появление в российской экономической науке термина «экономическая теория» не случайно. Объясняется это не желанием примирить представителей различных экономических школ (между которыми имеются серьезные разногласия), а законами развития науки, необходимостью интеграции достижений экономической мысли.

Современный мир находится на сломе двух цивилизаций: существующей развитой рыночной экономики (возможно, исчерпавшей себя как эффективная хозяйственная система, но продолжающей воспеваться консервативно настроенными экономистами) и только формирующейся (а потому мало изученной) новой цивилизации (ее называют и постиндустриальной, и неоинформационной, и постмодернистской, и новой экономикой). Последняя требует по-новому взглянуть на ранее существовавшие и ныне существующие экономические явления: рынок, деньги, цены, финансы, труд, экономический рост, потребление, благосостояние и др.

На рубеже третьего тысячелетия возникли новые процессы: глобализация, информатизация, трансформация экономики, виртуальная экономика и др. Они оказывают существенное влияние на формирование и специфику новой экономики.

Целый ряд полученных сравнительно недавно результатов в экономической теории указывает на принципиальную ограниченность ее базовых инструментов. Поэтому нужны новые методы, инструменты, новая методология исследования экономической реальности и новые учебники, отражающие эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.