РЭУ им. Г. В. Плеханова - 110 лет
УЧИТЕЛЯ И НАСТАВНИКИ ВЕЛИКОЙ ПЛЕХАНОВКИ
Гретченко Анатолий Иванович
доктор экономических наук, профессор, директор НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: gai51@list.ru
110 лет - важная веха в жизни высшего учебного заведения. За этот период РЭУ им. Г. В. Плеханова по праву снискал репутацию признанного мирового лидера по подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства нашей страны. За годы своей деятельности университет превратился в один из крупнейших учебных и научных центров в области экономики. Время, в котором мы живем, ставит перед коллективом новые, сложные задачи. В статье на основе обобщения опыта подготовки кадров Московским институтом народного хозяйства имени Г. В. Плеханова на рубеже 70-х гг. XX в. обоснована необходимость готовить специалистов, способных свободно ориентироваться в условиях быстрых перемен.
Ключевые слова: студенческие годы, высшее образование, школа московских плановиков, новая экономика, научные знания.
TUTORS AND MENTORS OF THE GREAT PLEKHANOV UNIVERSITY
Gretchenko, Anatoly I.
Doctor of Economics, Professor, Director of Research Institute "New Economy and Business" of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: gai51@list.ru
One hundred and ten years is an important landmark in University life. Within this period of time the Plekhanov Russian University of Economics has gained the reputation of the world leader in training highly-qualified specialists for national economy. The University has become a big educational and research center in the field of economics. Today the faculty and staff face new and complicated challenges. Using the experience of specialists' training by the Moscow Plekhanov Institute of National Economy in the 1970s the article grounds the necessity to train specialists who will be able to orientate in conditions of fast changes.
Keywords: student's years, the higher education, school of the Moscow planners, new economy, scientific knowledge.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Магическое слово «учитель» ассоциировалось в стенах первого экономического вуза России -Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова - с такими учеными-педагогами, известными советскими профессорами, как Л. И. Абалкин, А. М. Бирман, Б. И. Брагинский, М. В. Бре-ев, Б. А. Боровских, Н. А. Иванов, В. В. Кос-сов, В. Н. Мосин, Е. А. Олейников, Ф. М. Русинов, Б. М. Смехов, С. Д. Фельд, Л. Н. Итин, С. Е. Каменицер, С. И. Лушин, Б. М. Мочалов и др. Это небольшая часть научно-педагогического коллектива знаменитой Плехановки, лучших ее представителей, так называемой школы московских плановиков.
Одним из известных советских экономистов и статистиков, неразрывно связанных с историей МИНХа, является академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат многих Государственных премий, первый разработчик советских планов индустриализации страны Станислав Густавович Струмилин. Являясь автором многочисленных научных работ по экономике и планированию народного хозяйства, народно-хозяйственному прогнозированию, а также по статистике, философии и социологии, он вошел в историю экономической мысли как один из первых авторов метода построения индекса производительности труда, в экономической науке известного как индекс Струмилина. Им разработана первая в мире система материальных балансов. Его крылатая фраза «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие» вошла в научный обиход многих советских и российских ученых и исследователей.
Будучи известным государственным и политическим деятелем, академик Г. С. Струмилин активно совмещал преподавательскую работу в Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова
(1929-1930), Московском государственном экономическом институте (1931-1950) с работой в Госплане СССР. Активная педагогическая деятельность академика позволила ему решить проблему оценки экономической эффективности образования первого в мире Советского государства, сформулировав закон продуктивности образования, актуального и для новой России в условиях перехода на многоуровневую систему образования. Ученый доказал, что с возрастанием количества ступеней в образовательном процессе снижается его экономическая рентабельность для государства. Более того, квалификация работников повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его подготовку. Стру-милиным разработаны методы оптимизации периодов школьного образования и объемов затрат на образование работника в зависимости от увеличения национального дохода государства. В тот период в условиях перехода к всеобщему начальному образованию в стране рассчитанный по его методике экономический эффект начального образования в 43 раза превышал затраты на его организацию, а рентабельность обучения превышала его себестоимость в 28 раз, срок окупаемости капитальных затрат составлял 1,5 года.
Исторические выводы ученого-педагога о высокой эффективности и рентабельности обучения в вузах страны представителей малоимущего сословия убедительно подтверждали авторские расчеты окупаемости бесплатного высшего образования и содержания студентов за счет средств государственного бюджета, а также обосновывали государственную программу поддержки обязательного предоставления выпускникам в течение трехлетнего периода после завершения обучения гарантированного рабочего места и установления им должностного оклада на уровне не ниже размера заработной платы квалифициро-
ванных работников. Эта поддержка сохранялась вплоть до распада СССР.
В конце 30-х гг. прошлого столетия С. Г. Струмилин создал первую в стране кафедру планирования народного хозяйства. Это была кафедра инновационного типа, которая интегрировала учебно-методическую, научно-исследовательскую и информационно-аналитическую деятельность в отечественное высшее образование. Наиболее известными сотрудниками и выпускниками кафедры в разные годы были академики Б. Г. Аганбегян, Л. И. Абалкин, А. Г. Гранберг, В. В. Ивантер; профессора Е. Н. Жильцов, В. А. Мау, В. И. Смирнов, О. Д. Проценко, Л. И. Евенко, М. В. Ка-расева, В. И. Данилин; государственные и политические деятели В. М. Зубов,
A. Ю. Михайлов, А. Г. Свинаренко, М. А. Топилин, А. В. Куртин; топ-менеджеры бизнес-структур С. А. Зверев, М. М. Задорнов, Ю. П. Воронов, С. А. Калинин, Н. В. Коновалова, Б. М. Пузиков; госслужащие А. В. Филатов, А. Л. Парамонов,
B. В. Чурикова; телеведущий Михаил Леонтьев, композитор и поэт Андрей Никольский и многие другие.
Поколение студентов, пришедших в конце 60-х и начале 70-х гг. прошлого столетия в стены МИНХа, до настоящего времени, спустя годы, сохранило светлую память о своих прекрасных наставниках, которых отличали высочайшая интеллигентность, высококлассный профессионализм. В каждом студенте они видели своего молодого коллегу, продолжателя своих научных идей. На лекциях и семинарах они убеждали всех в активном участии не только в образовательном процессе, но и в научно-исследовательской работе. По их мнению, исследовательская работа обогащает внутренний мир молодого человека. Студенческая наука развивает творческий потенциал обучающегося, формирует новые знания.
Профессионализм педагога, по мнению наших учителей, должен проявляться в умении формулировать педагогические задачи и находить оптимальные способы
их решения. Этот постулат наших наставников мы доводим до своих учеников, живущих в совершенно иное историческое время.
Заведующий кафедрой планирования народного хозяйства профессор В. Н. Мо-син остался в нашей памяти как индивидуальная, яркая личность. Это был руководитель по призванию, неиссякаемый «генератор научных идей», способный заряжать своей энергией не только сотрудников кафедры, но и студентов. Семинары молодых ученых с его участием превращались в дискуссионные научные площадки, на которых велись жаркие споры о двух экономических системах, о представителях экономического либерализма и кейнсиан-ства, о развитии бизнеса и предпринимательства за рубежом.
Профессора В. В. Коссов, Б. И. Брагинский и С. Д. Фельд, проводя педагогические мастер-классы, на наглядных примерах работы со студенческой аудиторией показывали и доказывали, что студенческий ум должен активнее овладевать современными приемами критического мышления. Ответы на вопросы о судьбах отечественного высшего образования они находили в историческом наследии России. К сожалению, не все их ученики прислушались к мудрым словам своих педагогов, усвоили эти прописные истины.
Профессор Е. А. Олейников один из первых столкнулся с внедрением элементов рыночной экономики в систему образования. Он предостерегал молодых преподавателей от скоропалительных решений в рыночной образовательной сфере. По его мнению, быструю прибыль на рынке образовательных услуг может принести некачественная, наспех состряпанная система образования: образцы ответов на тесты в учебном процессе, не всегда удачно подготовленные домашние задания, ре-шебники и пр.
Великий экономист и творческий человек Б. М. Смехов, именем которого названа аудитория в университете, регулярно участвовал в работе совета молодых ученых и
специалистов МИНХа. Он не только читал одну из важнейших учебных дисциплин -«Баланс основных фондов», но и хотел видеть в каждом студенте высокоэрудированного молодого человека. На его лекциях звучали отрывки из произведений Набокова, Бродского, что всегда притягивало к известному профессору огромную молодую аудиторию плехановцев.
История общеэкономического факультета, выпускники которого впоследствии стали крупными учеными, политическими и общественными деятелями, связана с его деканом профессором Н. А. Ивановым. Его неуемная энергия всегда была направлена на то, чтобы не только сделать из каждого молодого человека индивидуальную личность, но и дать необходимый объем знаний по его будущей профессиональной деятельности. Его крылатое выражение «В идеале наш выпускник должен быть и образован, и обучен» дало возможность его ученикам стать узнаваемыми в стране и мире фигурами. На своих лекциях, а это были своего рода мастер-классы, он вбивал в сознание студентов мысль, что понятия «образованность» и «обученность» отличаются, причем значительно. Все, кто у него учился, усвоили это на всю жизнь.
Спустя много лет поистине осознаешь важность прогрессивной научной мысли профессоров Л. И. Абалкина, А. М. Бирмана, Л. Н. Итина, С. Е. Каменицера, Ф. М. Русинова. Их лекции и семинарские занятия создавали творческую атмосферу в студенческих группах, направленную на формирование экономической плехановской школы молодых ученых.
Пророческие слова наших учителей как никогда актуальны для современной экономики знаний, в основе которой лежат интеграционные процессы науки и образования. К мастерству преподавателя выс-
шей школы предъявляются все более разносторонние требования. Они усиливаются в условиях развития многоуровневого высшего образования, интеграции российского образования в мировую цивилизацию.
Углубляясь в вековую историю Плехановки с ее богатым опытом воспитательной работы со студентами различных исторических эпох, можно констатировать, что сегодня пришло новое поколение молодежи с совершенно иными мировоззренческими позициями. В век информационных технологий молодому преподавателю следует овладевать новыми знаниями, позволяющими ему в своей педагогической деятельности эффективно использовать различные технические достижения: мультимедийные системы, компьютерную технику, Интернет и т. п.
Не должно оставаться без внимания в деятельности образовательного учреждения одно из приоритетных направлений -научно-исследовательская и проектная деятельность, которая является обязательной как для студентов, так и для преподавателей. Научные исследования играют важнейшую роль в формировании культурного и социально-экономического развития молодого человека - студента высшего учебного заведения. Сила науки беспредельна, только благодаря этой силе рождаются открытия. Перед наукой в каком-то смысле все равны: и маститый ученый, и начинающий заниматься наукой студент.
Сегодня происходит переосмысление роли педагога: роль преподавателя как единственного «держателя» научных знаний снижается и возрастает роль преподавателя как эксперта и консультанта. Все это помогает студентам правильно ориентироваться в мире научной информации.
Список литературы
1. Гретченко А. И. Ученики об учителях // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2005. - № 3. - С. 107-109.
2. Каталог научного потенциала РЭА им. Г. В. Плеханова. - М. : РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007.
3. Кулапов М. Н, Гретченко А. И. Планирование в экономике: наши надежды и заблуждения / / Финансовый бизнес. - 2006. - № 4. - С. 69.
4. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / / Инновации и инвестиции. - 2015. - № 11. - С. 15-18.
5. Современный мир и Россия: новая экономическая перспектива (к 110-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова) : монография / рук. исследования В. И. Гришин, Г. П. Журавлева, В. В. Смагина. - М.; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. - (Серия «Университетские научные школы»).
6. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования России: институциональные и организационно-управленческие аспекты : монография / под общ. ред. В. И. Гришина. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2013.
7. Ученики об учителях. К 100-летию со дня рождения Б. М. Смехова / сост. А. С. Квасов, И. Н. Кришталь, Д. Н. Гелентий. - М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012.
References
1. Gretchenko A. I. Ucheniki ob uchitelyakh [Learners Speak about Tutors]. Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2005, No. 3, pp. 107-109. (In Russ.).
2. Katalog nauchnogo potentsiala REA im. G. V. Plekhanova [The Academic Potential Catalogue of the Plekhanov Russian University of Economics]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2007. (In Russ.).
3. Kulapov M. N., Gretchenko A. I. Planirovanie v ekonomike: nashi nadezhdy i zabluzhdeniya [Planning in Economy: our Hopes and Delusions]. Finansovyy biznes [Finance Business], 2006, No. 4, p. 69. (In Russ.).
4. Nikolaeva A. A., Karakhanyan K. G. Innovatsii v obrazovanii: razvitie, deyatel'nost', myshlenie [Innovation in Education: Development, Activity, Thinking]. Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment], 2015, No. 11, pp. 15-18. (In Russ.).
5. Sovremennyy mir i Rossiya: novaya ekonomicheskaya perspektiva (k 110y godovshchine REU im. G. V. Plekhanova), monografiya [Today's World and Russia: New Economic Prospects (to the 110th Anniversary of the Plekhanov Russian University of Economics): monograph], research leader V. I. Grishin, G. P. Zhuravleva, V. V. Smagina. Moscow, Tambov, Publishing House of the Tambov Derzhavin University, 2016. (Series 'University Academic Schools'). (In Russ.).
6. Sotsial'noe partnerstvo v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya Rossii: institutsional'nye i organizatsionno-upravlencheskie aspekty, monografiya [Social Partnership in Higher Professional Education of Russia: Institutional and Organizational-Managerial Aspects: monograph], edited by V. I. Grishin. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2013. (In Russ.).
7. Ucheniki ob uchitelyakh. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya B. M. Smekhova [Learners Speak about Tutors. To the 110th Anniversary of B. M. Smekhov], compilers A. S. Kvasov, I. N. Krishtal', D. N. Gelentiy. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2012. (In Russ.).