Список литературы:
1. Озерова Г.П., Лободина О.Н. C8503A Применение визуальной среды для начального обучения программированию // Педагогическая информатика. - М: Издательство ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», 2012. - № 1. - С. 99-108.
2. Авербух В.Л. К теории компьютерной визуализации // Вычислительные технологии. - 2005. - Т. 10, N 4. - С. 21-51.
3. Осипчук Е.Н. Синтез программных систем на основе блок-схем // Труды XIV Байкальской Всероссийской конференция с международным участием «Информационные и математические технологии в науке и управлении» / Ред. кол. Л.В. Массель и др. - Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2009 - С. 87-96.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И СЕРТИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Романова Ю.Д.*, Дьяконова Л.П.*
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Обсуждаются вопросы соответствия международной ИТ-сертификации требованиям образовательных стандартов высшей школы и практической значимости ИТ-сертификации для учашдхся и выпускников экономических ВУЗов. Рассмотрены лидирующие международные сертификаты и программы. Описан опыт проведения международной сертификации в Авторизированном центре тестирования при кафедре информационных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Ключевые слова образовательные программы, экономическое образование, информационно-коммуникационные технологии, международная сертификация; ECDL; CIE; рынок труда; конкурентоспособность.
Государственные стандарты третьего поколения образовательных программ направлений «Экономика» и «Менеджмент» как степени бакалавриата, так и магистратуры включают высокие требования к уровню овладения учащимися информационно -телекоммуникационными технологиями [см., напр.: 1, 2].
К компетенциям, которыми должны овладеть бакалавры экономики и менеджмента относятся: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; обладание навыка-
* Заведующий кафедрой Информационных технологий, кандидат экономических наук, доцент.
* Профессор кафедры Информационных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент.
ми работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.
В компетенции магистров входит способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами.
К настоящему времени в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова накоплен большой опыт разработки учебно-методических комплексов по дисциплинам программ 3-его поколения, включающим в качестве важного компонента обучение информационно -телекоммуникационным технологиям. Так, опыт создания учебно-методического комплекса смежной дисциплины «Методы и инструментальные средства исследований» для обучения магистров рассмотрен в работе [3].
В то же время в мировой практике большое число организаций осуществляют международную сертификацию знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для повышения конкурентоспособности на рынке труда от выпускников экономических вузов теперь требуются сертификаты, оценивающие квалификацию будущего специалиста в области ИКТ, поскольку для успешной интеграции специалиста в информационное и бизнес сообщество необходимо знание им современных информационных технологий на уровне международных стандартов. В этой связи актуальным является вопрос соответствия обязательных государственных образовательных стандартов высшей школы России международным стандартам контроля качества обучения в области ИКТ.
Для высшего экономического образования особенно интересны и привлекательны стандарты для пользователей как наиболее соответствующие целям и задачам подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. К таким стандартам относятся European Computer Driving License (ECDL) и University of Cambridge International Examinations (CIE).
European Computer Driving License представляет собой международный многоуровневый сертификат для пользователей, признанный на всем европейском пространстве, а также в Австралии, Канаде, который построен на обучении и тестировании по европейской методике и на основе разработанной международной государственной кооперацией тестирующей базы [4].
Для государственных служб практическое значение сертификации сотрудников по ECDL состоит в следующем:
- Снижение государственных расходов на информатизацию.
- Эффективное обеспечение перехода к электронным государственным услугам.
- Усовершенствование процесса повышения квалификации государственных служащих в области информационных технологий и повышение эффективности работы.
- Независимая и объективная оценка квалификации работников органов государственной власти.
Практическое значение тестирования по ECDL для бизнеса заключается в получении гарантии от приема на работу некомпетентных сотрудников; снижении нагрузки на службу ИТ-поддержки; снижении весьма значительных скрытых «компьютерных» потерь; мотивации сотрудников; повышении эффективности работы; соблюдение сроков сдачи проектов; улучшении имиджа компании перед заказчиками; международном признании квалификации персонала компании.
Поскольку тестирование по ECDL полностью автоматизировано, интеграция его результатов в системы учета квалификации служащих легко осуществима.
Согласно статистике, 70 % работодателей считают работу своих сотрудников после сертификации более производительной. Корпоративными клиентами ECDL являются: Bank of England, IBM, IKEA, Dunlop, Tetra Pak и др. По учебному плану ECDL проводят обучение и сертификацию министерства образования Германии, Франции, и целого ряда европейских стран. Во многих странах наличие сертификата ECDL является обязательным требованием при приеме на работу в государственные учреждения, что позволяет гарантировать общий уровень ИТ-компетенций сотрудников. На сегодняшний день более 10 миллионов человек в 166 странах мира прошли обучение и тестирование, что делает сертификацию ECDL глобальным стандартом компьютерной грамотности. В России сертификация ECDL получила распространение с 2005 года [5].
Широкое признание в мире получили сертификаты в области ИКТ некоммерческой организации University of Cambridge International Examinations (CIE), являющейся частью крупнейшего в Европе Сертификационного агентства Cambridge Assessment Кембриджского университета, чьи дипломы признаются правительствами всех стран Европы, многими международными организациями, такими как ООН, ЮНЕСКО и др. [6].
Международная программа сертифицирования ИТ-навыков CIE, так же как и ECDL, является одной из самых известных программ, направленных на повышение компьютерной грамотности и создание цифрового общества. По программе CIE сертифицировано более 2 980 тысяч человек из 83 стран.
Международная кембриджская сертификация студентов экономических вузов, сотрудников государственных и коммерческих организаций России в области ИКТ особенно актуальна в связи с тем, что в 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Россия стала привлекательным рынком труда для многих европейских и американских компаний, которые будут подбирать российские кадры с международно признанной квалификацией.
Конкурентными преимуществами как для обладающих кембриджским сертификатом, так и для вузов, являются следующие: всемирное признание
сертификатов; подтверждение требуемого уровня владения английским языком; возможность принимать участие в европейских субсидируемых программах. Учебные заведения, являющиеся экзаменационными центрами University of Cambridge International Examination International Diploma in IT Skills, могут принимать участие в европейских субсидируемых программах.
«CAMBRIDGE International IT Diplomas» уже выдаются в крупных университетах Москвы, таких как МГУ, Финансовый университет при правительстве РФ, ВШЭ, РГГУ и др. Более 200 крупных российских компаний осведомлены об этой новой в России сертификационной программе.
Международная программа сертифицирования ИТ-навыков CIE дает следующие преимущества учебным заведениям:
- Возможность широкомасштабного тестирования для определения уровня компьютерной грамотности и ИКТ компетентности учащихся.
- Повышение престижа, статуса и репутации учебного заведения благодаря сотрудничеству со всемирно известным старейшим университетом - UNIVERSITY OF CAMBRIDGE International Examinations.
- Возможность проводить сертификацию силами преподавателей образовательных учреждений.
Студенты учебных заведений получают гарантированное качество знаний и навыков; международное и всероссийское подтверждение качества образования; новые конкурентные преимущества при приеме на работу. Согласно международной статистике уровень оплаты труда сертифицированных специалистов на 20-30 % выше, чем их несертифицированных коллег.
С 2010 г. на кафедре информационных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова действует авторизированный центр тестирования, который наряду с другими функциями, уполномочен проводить сертификационные тесты и выдавать международные сертификаты ECDL. В настоящее время ведутся переговоры о заключении договора университета с компанией «Vellum», имеющей эксклюзивные права на предоставление программ обучения и механизм сер-тификаций для получения «CAMBRIDGE International IT Diplomas».
Анализ требований к знаниям и компетенциям программ международной сертификации и опыта проведения сертификации студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова показал, что в рамках базовых дисциплин 3-его поколения образовательных программ «Информационные технологии», «Информационные технологии в менеджменте» и др. студенты бакалавриата гарантированно овладевают всеми технологиями и навыками, необходимыми для успешной сдачи экзаменов по программам ECDL и CIE базового уровня [7].
К настоящему моменту Центр ИТ-сертификации при кафедре информационных технологий выдал подтверждение уровня знаний продвинутого пользователя более 250 студентам, аспирантам и преподавателям. Получение студентами РЭУ им. Г.В. Плеханова ИТ-сертификата ECDL подтвер-
ждает соответствие их знаний международным стандартам и делает их более конкурентоспособными как на российском, так и на международном рынках труда.
Своей основной задачей в ближайшее время помимо сертификации студентов кафедра информационных технологий считает целенаправленную сертификацию преподавателей и сотрудников университета, особенно молодых ученых.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика». Квалификация (степень) бакалавр. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика». Квалификация (степень) магистр. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010.
3. Дьяконова Л.П., Завьялова Н.Б. Особенности реализации междисциплинарного курса «Методы и инструментальные средства исследований» в магистерских программах направлений «Экономика» и «Менеджмент» // XI Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2011. -С. 368-371.
4. ECDL Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ecdl.su.
5. Лесничая И.Г., Романова Ю.Д. Международный стандарт оценки знаний в области ИКТ // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании». - Новосибирск, 2009.
6. Cambridge Assessment [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cambridgeassessment.org.uk.
7. Дьяконова Л.П., Романова Ю.Д. Международные стандарты и сертификация в области современных информационных технологий // «Инициативы XXI века». - 2012. - № 4. - С. 92-93.