Искусствоведение список научных статей
-
Образы музыки как выражение философских смыслов в маленьких трагедиях А. С. Пушкина («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»)
Представлен анализ развития потенциальных смыслов двух маленьких трагедий, объединенных образами музыки. Эти образы рассмотрены в свете основного циклообразующего смысла: творящих способностей смерти, ее исканий быть явленной в искусстве, через любовь, в прекрасных "мигах жизни". В этой связи в...
2007 / Синцов Евгений Васильевич -
Фаянсовые иконостасы православных храмов: архитектурно-художественные и символические особенности
Статья посвящена вопросам истории возникновения, стилистики и архитектурно-художественных характеристик фаянсовых иконостасов православных храмов. Автор прослеживает преемственность в композиционном решении фаянсовых иконостасов рубежа XIX-XX вв. и современных образцов. Приводятся примеры создания...
2010 / Винницкий Максим ВалерьевичВАК -
Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова
Статья посвящена участию портрета в формировании венециановского жанра. Рассмотрение ранних «Очищения свеклы», «Гумна» и «Сенокоса» позволяет увидеть как первоначальную поддержку портретом бытовой картины, так и ее последующий выход из-под его опеки.
2008 / Павлова Н. В.ВАК -
Музыкальная интонация как основание для межкультурного диалога2009 / Брылева П. А.ВАК
-
Реминисценция и язык постмодернизма
Создавая новое, человек невольно удерживает в памяти образы из своего прошлого опыта. Реминисценция воспроизводит в дизайне образы стилей ушедших эпох. Все чаще и чаще проявляясь в современном графическом дизайне, она особенно характерна для дизайна постмодернизма. Реминисценция наряду с другими...
2011 / Безручко Ольга СергеевнаВАК -
К вопросу о понятии канона в искусствоведческих и богословских исследованиях
В статье рассматриваются основные варианты интерпретации канона в современной научной и религиозно-богословской литературе. Предлагается ряд уточнений к трактовке данного понятия. Канон рассматривается как общий структурообразующий принцип, являющийся критерием для сравнения иконописного...
2009 / Федотова Римма АлександровнаВАК -
O «совершенной музыке» в странах Дальнего Востока
Регион Дальнего Востока на протяжении всей истории развивался с центризмом Китая. Влияние китайской цивилизации, ее философско-идеологической доктрины конфуцианства, буддизма и даосизма простиралось на все сферы общественного бытия, что естественным образом обусловило известное родство в философии, ...
2009 / У Ген-ирВАК -
Этнофутуризм и футуризм: к вопросу отсутствия преемственности между явлениями
В статье обосновывается отсутствие преемственности и связи между явлениями футуризма и этнофутуризма. Имея однокоренную основу с термином футуризм, которым обозначается известное направление художественной культуры начала XX в., понятие этнофутуризм часто смешивается с ним, что не имеет никаких...
2008 / Прохоренко И. М.ВАК -
Этнокультурная картина региона: между локально-религиозными универсалиями и масскультом (на примере Дагестана)
Рассматривается взаимодействие традиционной этнической культуры с различными формами современного масскульта. В данном контексте анализируются: фрагмент свадебного обряда, эстрадная песня, музыкально-поэтическая структура призыва к молитве (азан) и ансамблевое исполнение религиозных песен (мавлид). ...
2011 / Абдулаева Медина ШамильевнаВАК -
О сущности художественной техники дирижирования
В статье рассматривается сущность художественной техники дирижирования, понимаемой как невербальное поведение дирижера в процессе исполнения музыкального произведения, отражающее его эмоциональное отношение к содержанию исполняемой музыки и демонстрирующее его личностные психологические и...
2011 / Соболева Наталья АфанасьевнаВАК -
Место интуиции в научном и художественном творчестве
Рассматривается проблема интуитивной составляющей в науке и искусстве с учетом их творческого характера. Выделяются и структурируются как позитивные, так и негативные факторы становления и развития научного и художественного творчества. Особое внимание обращается на исследование общего и различий в ...
2006 / Бондаренко А. В.ВАК -
Первый государственный музей Брянского региона. Карачевский художественный и культурно-исторический музей при УОНО в 1918 - 1920 гг.
На вновь выявленных архивных материалах изложена история образования и становление Карачевского художественного и культурно-исторического музея одного из старейших музеев Орловской губернии и, как удалось установить, первого государственного музея в Брянском регионе. Подробно показан состав...
2008 / Поляков Г. П.ВАК -
А. А. Харламов и салонное искусство
Первые портреты представителей царской фамилии в России появились в конце XVII начале XVIII в., когда в стране зародился интерес к европейским вкусам и привычкам. Августейшие особы чаще всего позировали лишь признанным при дворе или в художественной среде мастерам, как русским (в XVIII в. И....
2007 / Посохина Марина ВладимировнаВАК -
Восточный культурный канал в художественном пространстве Кабардино-Балкарии2008 / Базиева Г. Д.ВАК
-
Йозеф Рот и Франц Легар: литературно-музыкальные связи
В статье рассматриваются литературно-музыкальные связи двух крупнейших австрийских мастеров писателя Йозефа Рота (1894-1939) и композитора Франца Легара (1870-1948). Основой рассуждений автора стал классический роман «Марш Радецкого», в котором опосредованно, а порой и прямо отражен ранний период...
2009 / Колесников Александр ГеннадьевичВАК -
Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации
Статья посвящена проблемам репрезентации актуального искусства в пространстве музея. В работе анализируются особенности современной культурной ситуации, когда вопрос «Что такое искусство?» напрямую связан с феноменом его репрезентации, т. е. с выбором стратегии представления созданного образа....
2008 / Костриц Ф. А.ВАК -
ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX в.2001 / Секачева Екатерина РомановнаScopusВАКESCI
-
Эволюция публики в контексте театрально-зрелищной культуры России (историко-культурный анализ)
Статья посвящена вопросам, связанным с изучением феномена публики как элемента театрально-зрелищной культуры. В статье автор рассматривает публику как составной элемент театрального зрелища, организованный в соответствии с определенными требованиями, налагаемыми на нее как на участника театрального ...
2009 / Сапаров Искандер МирсаидовичВАК -
Перспективы создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской
Статья посвящена проблемам методики создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской. Он является тематическим сводным каталогом, объединяющим предметы, принадлежавшие данной коллекции и находящиеся в собраниях различных музеев. Структурное деление каталога основано на принципе деления по...
2010 / Агапова Мария ЮрьевнаВАК -
Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности2005 / Пархоменко М. В.ВАК