Научная статья на тему 'Перспективы создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской'

Перспективы создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
255
133
Поделиться
Ключевые слова
частная коллекция / сводный тематический каталог коллекции / структура каталога / каталожное описание предмета

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Агапова Мария Юрьевна

Статья посвящена проблемам методики создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской. Он является тематическим сводным каталогом, объединяющим предметы, принадлежавшие данной коллекции и находящиеся в собраниях различных музеев. Структурное деление каталога основано на принципе деления по материалу и функциональному назначению предмета и отражает состав и особенности коллекции. При создании каталога разработано единое каталожное описание предметов на основе принятой структуры описания музейного предмета, которая позволяет включить в сведения о предметах коллекции из собраний других музеев.

The methods of creating a catalogue of N. L. Shabelskaya"s collection are discussed. The catalogue is described as a thematic summary catalogue uniting objects from Shabelskaya"s collection which belong to different museums. The structure of the catalogue is based on the principle of grouping items according to their functional targets and material. It also reflects the content of the collection and its specific features. Thе method of description of items in the catalogue is based on the accepted principles of structural description of museum exhibits which allows to include the information about items from other museums and to broaden the perception of the collection.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания сводного каталога коллекции Н. Л. Шабельской»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СВОДНОГО КАТАЛОГА КОЛЛЕКЦИИ Н. Л. ШАБЕЛЬСКОЙ

Статья посвящена проблемам методики создания сводного каталога коллекции

Н. Л. Шабельской. Он является тематическим сводным каталогом, объединяющим предметы, принадлежавшие данной коллекции и находящиеся в собраниях различных музеев. Структурное деление каталога основано на принципе деления по материалу и функциональному назначению предмета и отражает состав и особенности коллекции. При создании каталога разработано единое каталожное описание предметов на основе принятой структуры описания музейного предмета, которая позволяет включить в сведения о предметах коллекции из собраний других музеев.

Ключевые слова: частная коллекция, сводный тематический каталог коллекции, структура каталога, каталожное описание предмета.

M. Agapova

PROSPECTS TO MAKE THE CATALOGUE OF N. L. SHABELSKAYA COLLECTION

The methods of creating a catalogue of N. L. Shabelskaya’s collection are discussed. The catalogue is described as a thematic summary catalogue uniting objects from Shabelskaya’s collection which belong to different museums. The structure of the catalogue is based on the principle of grouping items according to their functional targets and material. It also reflects the content of the collection and its specific features. Пе method of description of items in the catalogue is based on the accepted principles of structural description of museum exhibits which allows to include the information about items from other museums and to broaden the perception of the collection.

Keywords: private collection, thematic summary catalogue of the collection, catalogue structure, catalogue description.

Изучение истории создания, принципов комплектования и бытования личных коллекций является важной составляющей в научно-фондовой работе музея, поскольку личные коллекции составляют значитель-

ный объем предметов музейных собраний. Результаты таких исследований способствуют расширению представлений о предметах и коллекциях, позволяют по-новому представить их в музейной экспозиции.

В настоящее время в обществе возрос интерес к коллекционированию и истории частного коллекционирования, открываются частные музеи личных коллекций*, в государственных музеях создаются экспозиции и выставки личных коллекций. В качестве примера можно привести экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (далее ГМИИ) и другие, а также выставки: «"Ученая прихоть". Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» в ГМИИ им А. С. Пушкина в июле-ноябре 2001 г., «Великий меценат России. Петр Иванович Щукин», посвященную 100-летию передачи П. И. Щукиным его собрания и музейного комплекса Императорскому Российскому историческому музею и проходившую в Государственном историческом музее в августе-ноябре 2005 г.

Наряду с созданием выставочных проектов, результатом изучения личных коллекций является публикация каталогов. Данная форма научных изданий вводит в научный оборот музейные предметы, раскрывает их содержательный, информационный потенциал.

По определению «Современного словаря русского языка», каталог - это список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т. п., составленный в определенном порядке; справочное издание, содержащее такой список, или систематизированный перечень объектов изучения какой-либо отрасли науки с указанием их характеристик; справочное издание, содержащее такой перечень.

Фиксируя результаты изучения музейных предметов и коллекций, каталоги являются частью научно-справочного аппарата. По форме фиксации информации выделяются три основных типа каталогов - карточные, печатные и на электронных носителях.

Издание каталогов является значимым показателем изученности музейных фондов. Каталоги различаются по типам и видам в зависимости от цели использования, состава и характера каталогизируемых материалов, методики описания и др. По способу подачи и объему материала каталоги делятся на научно-справочные (каталоги-указатели, аннотированные альбомы, словари-каталоги, каталоги-справочники и др.) и научно-популярные (тематические альбомы, издаваемые с образовательными и рекламными целями). В зависимости от объема содержащихся в каталогах материалов они могут быть межмузейными, меж-фондовыми, пофондовыми, поколлекцион-ными, авторскими, предметными.

Сводный каталог является одной из разновидностей научных каталогов и содержит информацию о предметах, находящихся в собраниях различных музеев. По характеру материала сводные каталоги могут быть генеральными, тематическими, систематическими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В музейной практике сводные каталоги не получили значительного развития. Несмотря на то что в настоящее время на законодательном уровне закреплено ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (являющегося сводным каталогом в форме электронной базы данных), а методические и практические разработки по созданию структуры описания предметов и терминологических словарей ведутся с 1930-х гг., можно привести лишь единичные примеры подобных изданий [1; 4]. В процессе бытования многие коллекции были разделены между несколькими музейными собраниями. Наиболее точно и полно такие коллекции могут быть описаны, представлены в сводном каталоге, который бы содержал описание предметов из собраний различных музеев. Именно такая форма, несмотря на сложности (организационные) и трудоемкость работы, позволит точно оценить и охарактеризовать состав коллекции, большая часть предметов кото-

рой хранится в фондах музейных собраний и не экспонируется. Сводный каталог является одним из методов, позволяющих реконструировать разрозненную по музейным собраниям коллекцию.

Сводный каталог личной коллекции является тематическим сводным каталогом, основная задача которого - объединение предметов, принадлежащих данной коллекции, но находящихся в собраниях различных музеев и фондов музеев.

Отчасти аналогичные задачи решают тематические каталоги выставок, посвященные той или иной коллекции. Но в рамках выставочного проекта в силу различных причин не всегда удается выявить и привлечь все музеи-владельцы коллекций, не всегда есть возможность выставить все предметы из-за состояния сохранности предметов, ограниченности выставочных площадей. В отличие от выставочных каталогов сводный каталог позволяет решить задачу объединения и презентации предметов, принадлежащих различным музеям.

Данная проблема актуальна и при изучении коллекции Н. Л. Шабельской.

История коллекции насчитывает около 130 лет. Коллекция сложилась в 1880-е годы и к 1891 г. представляла собой значительное собрание русской народной вышивки, кружева, народного костюма, образцов тканей и орнаментированных предметов крестьянского быта. В 1890-1900-е годы коллекция неоднократно экспонировалась на выставках в музеях и всероссийских промышленных и всемирных выставках в Чикаго, Антверпене и Париже, была отмечена высокими наградами и получила известность среди специалистов. Это - одно из крупнейших и ценных из подобных собраний наряду с коллекциями К. Д. Долматова, П. И. Щукина, М. К. Тенишевой.

Коллекция в 1906 г. после смерти Натальи Леонидовны была приобретена Николаем II для Этнографического отдела Русского музея. Некоторые предметы из коллекции находятся в собраниях Эрмитажа,

Русского музея, Государственного исторического музея, Ярославского историкоархитектурного и художественного музея-заповедника, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (далее - ВМДПНИ).

Некоторые предметы из коллекции по завещанию Н. Л. Шабельской также были подарены ее дочерьми Н. П. Шабельской и В. П. Сидамон-Эристовой в музеи и научные учреждения, членом которых она являлась. Небольшая часть коллекции была вывезена сестрами за границу в 1920-е годы и после их смерти частично была продана в частные коллекции во Франции и в США и часть - возвращена в Россию в 1991 г. Таким образом, коллекция утратила целостность еще в 1900-е гг., хотя и была сделана попытка сохранить основную ее часть.

Каталогизация коллекции предполагает выявление и научное описание предметов из коллекции в музейных собраниях России.

В настоящее время создан каталог коллекции Н. Л. Шабельской в собрании ВМДПНИ. Эта часть коллекции неоднородна по составу и включает вещественные и изобразительные источники на бумажных носителях (фотографии), при этом вещевая часть коллекции отличается большей разнородностью, так как содержит предметы, разнообразные по стилю и технике исполнения, по назначению.

Одной из трудностей при создании каталога явилась разработка принципов классификации предметов коллекции, организация структуры каталога. Хронологически предметы коллекции представляют довольно значительный исторический период XVII - начала XX в. Изучение научной литературы и опубликованных каталогов позволило выявить современные направления и принципы классификации предметов.

Структурное деление каталогов по видам источников применяется в каталогах тематических выставок, в которых предметы при описании разделяются по материа-

лам. В рамках одного вида, в данном случае текстиля, предметы делятся в соответствии с принятой структурой, по материалу и функциональным признакам. Структурное деление каталога связано прежде всего с составом коллекции, с ее особенностями. Основной задачей при выборе принципа деления предметов является наиболее полное и четкое раскрытие данной коллекции.

Были выделены два классификационных признака - материал и функциональное назначение предмета. В каталоге выделены четыре раздела: 1) Ткани; 2) Костюм. Предметы быта; 3) Фрагменты тканей, орнаментированные вышивкой. Кружево; 4) Фотографии. Каждый раздел имеет внутреннее деление, предметы сгруппированы по материалу и способу производства в хронологическом порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разделе «Ткани», в соответствии с принятым делением по материалу (типу волокна), были выделены: льняные ткани, хлопчатобумажные ткани, шелковые ткани, парчовые ткани. Внутри каждой группы ткани сгруппированы в хронологической последовательности, по географическому принципу.

В разделе «Костюм. Предметы быта» выделены: головные уборы, платки и шали, предметы одежды, подзоры и полотенца. В группу головные уборы включены девичьи и женские головные уборы из коллекции, а также части головных уборов - донца, по-затыльни. Группа «Предметы одежды» представлена образцами крестьянской праздничной одежды различных видов. Подзоры и полотенца представлены в коллекции довольно значительной группой предметов. Выделение этой подгруппы в разделе «Костюм. Предметы быта» представляется оправданной, так как эти самостоятельные предметы, имеющие определенное функциональное назначение, в быту в определенных ситуациях могли использоваться в качестве деталей костюма (пояс, головной убор). В этой группе представлены орнаментированные вышивкой концы

полотенец. В последующем возможно выделение этой группы предметов в самостоятельный раздел.

Раздел «Фрагменты ткани, орнаментированные вышивкой. Кружево» состоит из двух частей - «Вышивки» и «Кружева» - и имеет внутреннее деление: «Вышивка гладью», «Счетная вышивка», «Строчевая вышивка» и «Кружево». В группе «Фрагменты ткани, орнаментированные вышивкой», выделены фрагменты одежды и тканей с вышивкой, функциональное назначение которых сложно определить. В разделе «Кружево» представлены образцы золотосеребряного кружева.

«Фотографии» разделены по характеру содержания изображений: Народный костюм, Коллекция Н. Л. Шабельской, Работы мастерской Н. Л. Шабельской, Интерьер. Необходимо отметить, что фотографии при формировании коллекции играли не только вспомогательную роль как изобразительный материал, но и являлись самостоятельной частью коллекции наряду с другими.

Элементы структуры каталожного описания являются определяющими признаками, раскрывающими предмет как памятник материальной и духовной культуры. Выделенные элементы являются основными элементами атрибуции памятника, позволяющими выявить информацию о предмете в целом и об отдельных его частях.

При создании каталога было разработано единое каталожное описание предметов на основе структуры граф инвентарной книги, «составляющие и одновременно выявляющие содержание памятника» [2, с. 28], а также структуры карточки научного описания, разработанной М. Н. Левинсон-Нечаевой [3, с. 96-99] с учетом современных требований к научному описанию предмета.

Каталожное описание предмета включает: каталожный номер, название, место создания, происхождение (наименование музея), датировку, материал, технику, размер

(в сантиметрах), инвентарный номер, номер по книге поступлений и номер по описи коллекции, краткое описание предмета, описание сохранности предмета, публикации, аналогии.

Таким образом, была разработана структура каталога, позволяющая включать сведения о предметах из собраний других музеев. В настоящее время автором ведется

изучение предметов коллекции Н. Л. Ша-бельской в собраниях Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Музея художественных тканей МГТУ им. А. Н. Косыгина. Включение этих сведений в сводный каталог станет важной частью изучения данной коллекции и введения ее в научный оборот.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Частный музей Джона Мостославского «Музыка и время» в Ярославле (открыт в 1993 г.); Частный музей русской иконы, организованный Михаилом Абрамовым в Москве (открыт в 2006 г.) и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга: Сводный каталог. СПб., 2003. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства: Каталог. М., 2006.

3. Лашкевич Л. В. К вопросу о принципах создания сводного научного каталога музейного фонда Союза ССР // Принципы и структура сводного научного каталога музейного фонда СССР: Сборник научных трудов. М., 1982. Вып. 113. С. 28.

4. Левинсон-Нечаева М. Н. Изучение и научное описание музейных тканей // Изучение и научное описание памятников материальной культуры. М., 1972. С. 96 - 99.

5. Чистякова А. В. Сводный каталог окон РОСТА периода Гражданской войны. Л., 1964.

REFERENCES

1. Byt i kul'tura rossijskih nemcev v muzejah Sankt-Peterburga: Svodnyj katalog. SPb., 2003. i44 s.

2. Vserossijskij muzej dekorativno-prikladnogo i narodnogo iskusstva: Katalog. M., 2006.

3. Lashkevich L. V. K voprosu o principah sozdanija svodnogo nauchnogo kataloga muzejnogo fonda Sojuza SSR // Principy i struktura svodnogo nauchnogo kataloga muzejnogo fonda SSSR: Sbornik nauchnyh trudov. Vyp. ii3. M., i982. S. 28.

4. Levinson-Nechaeva M. N. Izuchenie i nauchnoe opisanie muzejnyh tkanej // Izuchenie i nauchnoe opi-sanie pamjatnikov material'noj kul'tury. M., i972. S. 96-99.

5. ChistjakovaA. V. Svodnyj katalog okon ROSTA perioda Grazhdanskoj vojny. L., i964.