Научная статья на тему 'Зязиков Идрис Бейсултанович - с верой в лучшее'

Зязиков Идрис Бейсултанович - с верой в лучшее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1273
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНГУШСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ИНГУШИ / ИНГУШЕТИЯ / ИДРИС ЗЯЗИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евлоева Динара Магомедовна

В статье рассматривается период существования Ингушской Автономной области. Личность Идриса Бейсултановича Зязикова первого секретаря Ингушского обкома ВКП(б) сыграла большую роль в становлении Ингушской Автономии. Основное внимание в статье уделяется формированию его политических взглядов и убеждений, его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зязиков Идрис Бейсултанович - с верой в лучшее»

4. Дементьева И. Война и мир Пригородного района // Известия. Хабра, 1994.

5. Дементьева И. Ингушская трагедия // Известия, 30 ноября, 1992. № 259 (23833). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ingushetiya.ru/history/1992/8.html/ (дата обращения: 28.08.2018).

6. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

7. «АХКИ ЮРТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/aLhgtz9X044/ (дата обращения: 28.08.2018).

8. [Электронный ресурс]. «Горе победителям». Режим доступа: http://youtu.be/NGiyWL3-rG0/ (дата обращения: 28.08.2018).

9. [Электронный ресурс]. «Хроника ингушской катастрофы». Режим доступа: http://youtu.be/i0CLKGSmJDQ/ (дата обращения: 28.08.2018).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youtu.be/Abxq9EKZISs/ (дата обращения: 28.08.2018).

ЗЯЗИКОВ ИДРИС БЕЙСУЛТАНОВИЧ - С ВЕРОЙ В ЛУЧШЕЕ

Евлоева Д.М.

Евлоева Динара Магомедовна - магистрант, юридический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассматривается период существования Ингушской Автономной области. Личность Идриса Бейсултановича Зязикова - первого секретаря Ингушского обкома ВКП(б) сыграла большую роль в становлении Ингушской Автономии. Основное внимание в статье уделяется формированию его политических взглядов и убеждений, его деятельности.

Ключевые слова: Ингушская Автономная область, ингуши, Ингушетия, Идрис Зязиков.

Идрис Бейсултанович Зязиков родился в 1896 году в селении Барсуки, в семье Бейсултана Зязикова - одного из первых учителей ингушской национальности в Назрановской горской школе.

Идрис с самого детства стремился к знаниям и его стремление стать образованным и грамотным, удивляло не только его отца, но и сверстников. Отец был строг и часто журил его за спешку, учил, что только терпение и выносливость помогут ему добиться больших высот в жизни. Это был один из важнейших уроков который Идрис освоил. Окончив Назрановскую горскую школу Идрис поступает в Первое Реальное училище во Владикавказе, которое с успехом заканчивает в 1914 году. Затем, он уезжает в Москву и поступает в Московский сельскохозяйственный институт (ныне академия имени К- А. Тимирязева).

Казалось бы, это лучшее, что могло случиться с Идрисом в его восемнадцать лет. Идрис был убежден, что нет преград в будущем для воплощения его самых лучших идей и мыслей, ведь это все делось во благо для народа и для родины. Однако время расставило все по местам. Шла Первая мировая война, каждый день уносившая тысячи жизней и приведшая страну к катастрофе. Общество бурлило, на заводах и фабриках проходили митинги, забастовки. Рабочие устраивали демонстрации на улицах Москвы, которые зачастую жестоко подавлялись. Конечно же, в такое судьбоносное для народа время не могла быть в стороне и окраина царской России [2, с. 4].

Началась революция, Идрис Бейсултанович входит в тесные контакты с революционно настроенной частью молодежи, с которыми он учился. Его привлекают

идеи социализма, и он начинает много и усердно работать над собой, читая марксистскую литературу, участвуя в дискуссиях и выступая на собраниях. Именно в это время Идрис знакомится с абхазцем Ефрем Эшба, который стал для него верным другом и соратником. Налаживаются тесные связи с дагестанцами Уллубием Буйнакским и Алибеком ТахоТоди. В Москве он заводит знакомство, которое затем переходит в большую и крепкую дружбу, с Гапуром Ахриевым.

Революцию 1917 года Идрис Зязиков и его друзья-единомышленники встретили с большим ликованием. Многие из них с оружием в руках выступили на защиту своих прав.

Летом 1917 года Идрис возвращается на родину и сразу же окунается в революционную борьбу на Северном Кавказе. Сельхозинститут он не окончил: ушел с 3 курса, но ему очень пригодились те знания, что он успел получить в стенах этого вуза. И, самое главное, Идрис прошел хорошую школу политического самообразования, что помогало ему легко ориентироваться в революционной борьбе, вести правильную пропагандистскую работу среди трудового населения Ингушетии. Он стал хорошим оратором [2, с. 5].

В 1918 году Идрис Бейсултанович вступает в члены ВКП(б) становится одним из активнейших организаторов создания ингушской партийной организации. До этого, Идрис становится членом Ингушского Национального Совета, что сулит ему хорошую политическую платформу для будущего развития. Далее он работает в Терском областном народном Совете в качестве инструктора.

Подготовка и образование Горской автономии происходило в сложных условиях. В первых числах сентября 1920 года, С. Орджоникидзе по поручению И. Сталина направил горским ревкомам телеграмму с просьбой ответить срочно на вопросы: 1. Экономическое и политическое положение горцев Северного Кавказа; 2. Нужды горцев; 3. Ваши планы и предложения о мерах улучшения жизни горцев и их устройства [1, с. 27].

Будучи в это время членом Терского областного исполкома и председателем Назрановского окружного исполкома, Идрис Бейсултанович Зязиков принял самое непосредственное участие в решении этих вопросов. Был подготовлен и срочно направлен ответ на имя С. Орджоникидзе, где одним из пунктов было предложение о необходимости проведения совещания на месте с участием всех заинтересованных сторон с целью более детального обсуждения стоящих перед горцами проблем. И оно было созвано. 13 сентября 1920 года в помещении Терского областного исполкома состоялось объединенное совещание членов Владикавказского и Назрановского окружных исполкомов и парткомов с участием ответственных работников горцев членов РКП (б).

Ингушскую часть участников совещания возглавлял Идрис Зязиков и состояла она из Албогачиева Юсупа, Мальсагова Иналука и Горчханова Али [3, с. 8, 9].

В августе этого же года Идрис Зязиков принимает участие в подавлении белогвардейского восстания во Владикавказе; много сил и энергии отдает он разгрому бичераховских банд. Боевыми друзьями и соратниками его в эти дни становятся представители революционного движения в Ингушетии Юсуп Албогачиев, Али Горчханов, Хизир Орцханов, Бексултан Костоев, Хусейн Альмурзиев, Абдул-Гамид Гойгов, Мажит Банхаев, а также Гапур Ахриев, который был для него не только идеалом высокого благородства и чести, но и сокровенным другом [2, с. 6].

Идрис Зязиков, был талантлив и был истинным революционером, последователем Ленина, подлинный интернационалист, человек и гражданин особенно ярко проявивший себя в годы когда он возглавлял партийную организацию всей Ингушетии. Многих его товарищей по работе восхищало неиссякаемое трудолюбие, настойчивость и воля в достижении намеченной цели. Молодой коммунист Азамат Шадиев, который в 1925 году учился с ним на курсах марксизма, писал: «...Идрис был

выдающимся слушателем. Он был на целую голову выше всех нас и шел наравне с нашими лекторами, тоже очень серьезными и яркими людьми» [2, с. 9].

Тех, кто бок о бок трудился с ним по возрождению Ингушетии, писали и говорили: «Идрис неустанно работал над подъемом материального и культурного уровня трудовых масс - отмечали они [2, с. 10]. Все заседания ингушского обкома партии, проходившие под председательством Идриса Зязикова, были очень показательны и служили своеобразной школой марксистско-ленинской оценки явлений общественной жизни.

Рассказывают о таком случае: в августе 1924 года в селении Базоркино был устроен всенародный праздник, посвященный выделению Ингушетии из Горской республики в отдельную Автономную область. В разгар веселья на площади появилась группа всадников... Это были люди, которые по тем или иным причинам не приняли Советскую власть...Их и им подобных тогда называли однозначно: бандитами. Один из таких людей.поднявшись на трибуну, заявил, что они устали от той жизни, на которую они обрекли себя, и просят разрешить вернуться к мирной жизни и не преследовать за грехи прошлых лет. После него вышел к трибуне старик, убеленный сединой; он поблагодарил выступавшего за его слова и призвал всех собравшихся поддержать его просьбу. Идрис Зязиков.не удержался и взял слово. «Я не понимаю, - сказал он, - за что мы должны выражать благодарность этим людям?... Разве только за их долголетние разбои.Так за это не благодарность полагается, а расстрел!.. И все же, - сказал Идрис, - если вы искренне раскаиваетесь в своей преступной деятельности и хотите честным трудом искупить причиненное вами зло, то я также заявляю здесь, что Советская власть вам за вашу прошлую преступную деятельность мстить не будет. Адрес ингушского обкома во Владикавказе вам скажет всякий, да вы и сами его знаете хорошо. Приходите в обком и там вместе с Областным ревкомом мы рассмотрим ваше заявление, учтем вашу просьбу... А здесь, на празднике ингушского народа и его братьев-гостей из соседних республик и областей, - вам делать нечего...» [2, с. 11, 12].

Всякий раз, когда Идрис Зязиков возвращался на родину он справлялся о нуждах местных, посещал первым делом мечети, школы, был откровенен в своих разговорах и мягок в наставлениях.

1930 год стал тяжелым и судьбоносным для Идриса Зязикова. Его арестовывают и обвинят в «моральной и политической подготовке» убийства его преемника И.М. Черноглаза. Идрис был приговорен к расстрелу, который позже заменили на 10 лет лишении свободы в лагерях НКВД. В 1935 г. ЦИК СССР освобождают его от дальнейшего отбывания наказания. Причинами обвинения и ареста послужило то, что Идрис Зязиков активно выступал против передачи Владикавказа Северо-Осетинской Автономии и объединения с Чеченской Автономией.

В октябре 1937 г. Идриса Бейсултановича арестовывают вновь, в этот раз вместе с женой Жанеттой. 5 июля 1938 г. Зязиков Идрис Бейсултанович, веривший в лучшие идеалы Октябрьской революции и верно служивший им, умирает в тюрьме НКВД в г. Грозном.

Идрис Бейсултанович был выдающимся человеком, который прошел не легкий путь в жизни, много испытаний ему и его семье пришлось пережить, порой даже такие которые не по зубам самым стойким из нас.

Его преследовали, его исключали из партии и вновь восстанавливали. Неоднократно арестовывали. Допрашивали. Пытали. Пытали долго и изощренно, используя всю силу и мощь той системы, что была создана с позволения и по желанию «великого вождя народов». Арестовывали также его родных и близких. Подолгу держали в тюрьмах, недозволенными методами выбивая из них нужные для следствия показания.

Его приговаривали к смертной казни с последующей заменой ее на длительный срок пребывания в заключении. Выпускали на волю. Но не оставляли в покое. На него вновь и вновь обрушивали мутный поток беспочвенных инсинуаций и оговоров. В конце концов, его убили, убили бесконечными допросами и пытками [2, с. 3].

Идрис Бейсултанович служил Советской власти всем своим сердцем и искренне веря в нее. Он пронес эту надежду и веру до последнего часа своей недолгой жизни, хотя и было у него немало причин и поводов усомниться в безоглядной вере.

Зязиков Идрис Бейсултанович навсегда останется человеком, о котором можно говорить и писать очень много, потому-то он был патриотом своей великой страны, и небольшой родины Ингушетии. Идрис Зязиков вошел в историю, как человек честный, порядочный, верный, умный и болеющий за положительные убеждения в то, что можно изменить все к лучшему. Он не питал романтических настроений по поводу политики, он был максимально приземленным реалистом но с надежды в лучшее. Идрис учил молодежь, и тогдашних комсомольцев партийной грамоте, умению работать, общаться с массами. Учил не бросать дело на полпути и самоотдачей трудиться на благо своего народа.

Список литературы

1. Летифов А.Л. Исторический опыт национально-государственного строительства Северного Кавказа. - Махачкала, 1927. 287 с.

2. Чахкиев С.И. Идрис Зязиков: Верой и правдой. Грозный, 1991. 66 с.

3. Яндиев А.Д. Яркий пример служения народу. Назрань: Пилигрим, 2016. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.