Научная статья на тему 'Некоторые особенности соотношения понятий «Тейп» и «Вирд» в ингушском обществе'

Некоторые особенности соотношения понятий «Тейп» и «Вирд» в ингушском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4158
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНГУШЕТИЯ / ИНГУШСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕЙП / ВИРД / ЗИКРИСТЫ / INGUSHETIA / INGUSH SOCIETY / TEIP / WYRD / ZIKRISTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чабиева Танзила Саварбековна

Статья посвящена структуре ингушского общества в прошлом и соотношению ингушского рода тейпа и религиозного братства вирда на современном этап

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the relationship between the concepts» teip «and» wyrd «in Ingush society

Article is devoted to the structure of the Ingush society in the past and the relationship of the Ingush clan teip and religious brotherhood wyrd on the modern stage.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности соотношения понятий «Тейп» и «Вирд» в ингушском обществе»

УДК 39(470)

Чабиева Танзила Саварбековна

Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН

chabieva06@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ТЕЙП» И «ВИРД» В ИНГУШСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена структуре ингушского общества в прошлом и соотношению ингушского рода — тейпа и религиозного братства — вирда на современном этапе.

Ключевые слова: Ингушетия, ингушское общество, тейп, вирд, зикристы.

Народы Кавказа в своем общественном развитии прошли те же основные этапы, что и многие другие народы мира. Ингуши в этом смысле не явились исключением. Современная структура ингушского общества лишь видоизменилась с течением времени, сохранив, однако, исторический фундамент семейной общественной организации. Внутренние ресурсы ингушского социума позволяют ему и сегодня оставаться основой горской социальной структуры.

В прошлом у ингушей господствовала родовая община, впоследствии уступив место семейной общественной организации. Однако с появлением богатых и знатных фамилий (родов), семейная община постепенно разлагается, на ее месте появляется социальное неравенство.

Структурировать ингушское общество можно по следующим признакам: этносоциальному, эт-ноконфессиональному и этнотерриториальному.

Этносоциальная структура ингушского общества представляется следующим образом: де-зал (моногамная семья), наькъан (родовая община), ца (союз родовых общин), тейп (род), тукхум (союз тейпов), къам (нация).

Этноконфессиональная структура: суфийское сообщество тарикатов1 - единая мусульманская умма, вирд2 во главе с устазом - тари-кат, сельская умма (мюриды) одного вирда во главе с муллой.

Этнотерриториальная структура выглядит следующим образом: республиканская община (все граждане, населяющие Республику Ингушетия).

Ингушское общество, в контексте которого следует подразумевать тукхумы, тейпы и вирды, формировалось в течение длительного времени, охватывающего несколько веков. На этот процесс огромное влияние оказывали как военно-экономические и религиозно-родовые факторы, так

и кровнородственные связи, служившие экономическому и военному сплочению ингушей. Если в наиболее крупном своем этническом делении чеченское общество состоит из тукхумов, которые в последующем делятся на тейпы, то ингушское изначально основано на родовом делении, в котором лидирующее место занимают наиболее крупные тейповые образования. Тейп - патриархальная группа людей или семейств, происходящих от одного общего предка. Все члены тейпа имеют равные права. Являясь логической стадией в развитии идеи политического управления, ингушский тейп приобретает и социально-политические функции. В отличие от своего соседа -дагестанского тухума, не обладавшего суверенитетом, верховной властью, ингушский тейп имел институционализированные органы управления. У каждого тейпа имелся свой совет старейшин (тейпан кхел), выполнявший решающую роль в его управлении и возглавляемый предводителем тейпа (тхьамад, тейпан да). Предводитель тейпа избирался на совете старейшин. Главой тейпа мог быть только ингуш по крови и мусульманин (с принятием ислама). Глава избирался на неопределенный срок, но наследственность исключалась. Во внимание принимались заслуги и авторитет в обществе. Женщина не могла быть главой рода [3, с. 152]. Что же касается тукхума, то, по верному замечанию Б. Далгата, «слово “ту-хум” лучше было бы устранить вовсе как перешедшее к чеченцам от кумыков и неизвестное ингушам» [3, с. 86]. Тейп, в юридической антропологии, выступает одним из субъектов обычного права ингушей, обладающим определенным правовым статусом. Термин «тейп» в научной литературе и быту применяется в различном значении. Так, по мнению М.М.Ковалевского, «тай-пы не то братства, не то роды» [4, с.274]. У Лауда-ев под тейпом понимал и род, и племя, путая социально-экономическое содержание каждого из

них [5, с. 15]. Происхождение термина «тейп» связывают с арабским «тейфа», проникшим в языки народов горного Кавказа вместе с распространением ислама. Согласно русско-ингушскому словарю, основное значение слова тейп - род, ваьр [9, с. 638]. Последнее применялось именно для обозначения родственного круга. Стоит отметить и термин къонгаш - не только в смысле сыновей одного отца, но и в более широком смысле, обозначая потомков в четвертом и седьмом поколениях. Знание поименно предков до седьмого колена включительно было обязательным. Каждый взрослый ингуш уже с юности должен был знать поименно и представлять себе свои родственные отношения как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно, не случайно ингуши клянутся семью своими предками: «Са ворххе даьсар». О структуре родовых отношений В.П. Христиановичем было сказано следующее: «Чеченский или ингушский тейпы есть род или родовой союз, то есть группа лиц, объединенных сознанием родства и общности происхождения от одного действительного или воображаемого родоначальника, обычно за де-сять-пятнадцать поколений от нашего времени» [10, с. 71]. Все потомство этого родоначальника считается сестрами и братьями между собой, или как говорят ингуши «йиша-воши». На Кавказе всегда ценят добрососедские и родственные отношения. Порой даже создается впечатление, что все ингуши состоят хоть в отдаленной, но родственной связи.

Большой и влиятельный род насчитывает от 500 человек до тысячи. С переселением ингушей на равнину сила родовых отношений стала слабеть, как стал разлагаться сам род и большая патриархальная семья. Основными причинами послужили испытываемый недостаток в земле, межродовая вражда и развивающиеся внутриродо-вые противоречия. Отношения родства переплетались с отношениями соседства, и постепенно вытеснялись последними. Стали различаться «коренные», старые тейпы и новые. В Ингушетии появились так называемые пришлые фамилии, представители которых переселились к коренным жителям сел. Так, например, фамилия Чабиевых встречается помимо Ингушетии в Осетии, Грузии, Чечне, хотя принадлежать может к различным тейпам, например Оздовым, Плиевым и Ос-кановым. Стоит упомянуть тот факт, что шейх кадирийского тариката Кунта-Хаджи высказывал-

ся против деления жителей Ингушетии на местных и пришлых, обосновывая это прежде всего тем, что все жители - мусульмане и перед шариатом все равны.

Принадлежность к тейпу осознается ингушами с самого детства и служит основанием для определения своего места в системе общественных связей. В этнографической литературе термины «фамилия» и «род» нередко отождествляются. Между тем фамилия - понятие, которое не стоит путать с архаическим родом. Формула «фамилия» - «тейп» введена в оборот путешественниками по Кавказу еще в XVIII веке. В одних случаях она служит для обозначения большой семьи, в других - более широкой, многочисленной родственной группы, происходящей от реального или легендарного предка. Фамилии с окончанием на «ов» (в русской огласовке) у ингушей стали применяться со второй половины XX века.

Такие ингушские выражения, как «эздийч тейпан саг ва из» - этот человек из достойного рода, «тейп а тукхум доацаш сана ма вий из саг» - этот человек похож на того, у кого нет ни рода, ни племени, - нередко можно услышать среди ингушей. Смысл, вложенный в первое выражение, отчетливо показывает значимость происхождения человека. Во втором случае высказывание выглядит оскорбительно: для ингуша услышать в свой адрес подобные слова было бы позорным. В обоих случаях тейп является прилагательным слова «саг» - человек.

Специфическая роль тейпа в ингушском обществе с принятием ислама ограничивается «вир-дом» - суфийским братством, все более становящимся наследственным институтом. Известные у ингушей вирды имеют хотя и различный, но достаточно долгий срок существования и обладают устойчивостью. Некоторыми своими чертами, такими, как взаимопомощь, в том числе материальная, ответственность его членов друг перед другом, вирд схож с тейпом. Но, в отличие от тейпа, вирд значительно шире: включает в себя представителей различных тейпов и даже этносов, что обеспечивает его членам гораздо более широкую поддержку [1, с. 104]. Специфическая форма бытования ислама на территории Ингушетии явилась объединяющим фактором для всех тейпов. В Чечне, к примеру, в период кавказской войны XIX века Шамиль смог объединить под знаменем ислама все тейпы. В Ингушетии таким примером явился период 1992 года, когда, отпоч-

ковавшись от Чечено-Ингушетии, появилась молодая республика Ингушетия, не имевшая на тот момент административно закрепленных границ. Особую роль в консолидации ингушей сыграли тейпы. Стоит отметить, что в указанный период Ингушетия оказалась в самом центре двух конфликтов - чеченского с одной стороны и осетиноингушского с другой.

На современном этапе в политической жизни республики имеет место такое явление, как тейповая инициатива, когда тейп, его ведущие представители создают совет, на котором принимаются решения по наиболее назревшим в обществе вопросам, и после обсуждения руководство республики и представители тейпа приступают к их реализации. 14 октября 2009 года руководство Ингушетии от тейповой инициативы перешло к официальному оформлению совета тейпов. В совет тейпов вошли представители всех родов, проживающих в республике. Главной своей задачей руководство считало вовлечение и участие жителей Ингушетии в общественной работе через представителей своего рода. Институт совета тейпов должен был стать реальной помощью как для руководства республики, так и для всего общества в наведении порядка на территории Ингушетии. Глава республики Юнус-бек Евкуров неоднократно в своих заявлениях подчеркивает важность взаимодействия власти с ингушскими тейпами, их старейшинами, и сам проводит с ними регулярные встречи. Совет также ведет работу в области межтейповых конфликтов, которые прямо или косвенно связаны с делением общества на тейпы. Так, 4 декабря 2009 года в результате перестрелки между представителями двух тейпов в селении Ачалуки погибли четыре человека и шесть получили ранения. А в июле 2004 года несколько ингушских тейпов объявили кровную месть Доку Умарову и начали его поиски, чтобы уничтожить до того, как он попадет в руки правосудия. Созванный после этих событий совет рассмотрел сложившуюся ситуацию и принял меры по решению конфликтов. Активную роль совет тейпов, представители духовенства и общественности также сыграли в период, когда глава республики начал проводить встречи с родственниками лиц, находящихся в федеральном розыске по подозрению в незаконных вооруженных формированиях (НВФ). Глава республики и сегодня нередко призывает участников подобных встреч принимать активное участие в вос-

питании молодежи, в разъяснении им религиозных вопросов, а родителей - к строгому контролю за своими детьми. Задача перед правительством стоит сложная, контроль сегодня затрудняется, прежде всего, нетрудоустроенностью молодежи, социально-политической ситуацией в республике, что вызывает агрессию и недоверие к власти в глазах молодых людей. В то время как родители видят проблему в деятельности правительства, власть республики призывает родителей следить за молодыми людьми, которые уходят к боевикам, отмечая, что вся ответственность лежит на семье. Помимо руководства республики к молодежи и их родителям обращается и духовенство в лице муфтия Иссы Хамхоева -с просьбой убедить лиц, подозреваемых в участии в НВФ, вернуться к мирной жизни.

Главным вопросом для ингушского общества остается вопрос консолидации: понятия вирдо-вой и тейповой структуры в среде ингушей воспринимается неоднозначно [6], а частью населения - критично. По мнению общественности, совет тейпов только лишь разобщает ингушский социум, выделяя тем самым наиболее крупные и сильные тейпы из их числа. Учитывая отношение общества к данному вопросу, руководство республики неоднократно подчеркивает, что текущая общественно-политическая ситуация требует от ингушского народа взаимодействия, что ингуши не должны разделяться на вирды и тейпы. С подобными словами выступил и депутат Государственной Думы РФ Адам Демильханов на расширенном совещании Духовного управления мусульман Чеченской республики. В своем выступлении А. Демильханов отметил, что нельзя допустить каких-либо разногласий между вирдами, тарикатами или же тейпами. В связи с тем что сегодня между вирдовыми течениями нет согласия и взаимодействия, каждый желающий, далекий от истинного знания шариата и тариката, от себя или же понаслышке пытается внести в общество какие-то свои, чуждые исламу понятия.

Однако авторитет тейпа и вирда остается в ингушском обществе наиболее весомым и значимым. Ярким тому подтверждением является тот факт, что президентство Р. Аушева среди ингушей уже несколько лет выглядит наиболее успешным, в отличие от его продолжателей. Аушевы -отдельный тейп, в ингушской «табели о рангах» он занимал срединное место, уступив по праву тейпам Мальсаговых и Ужаховых, чьи предки

в царское время были генералами и руководили «дикими дивизиями» - горскими формированиями русской армии. Естественно, при президентстве Аушева значимость всего тейпа Аушевых возросла. Сам же Р. Аушев относился к тейпам равноудалено: на ключевых местах он расставлял людей, готовых работать с полной отдачей. Принадлежность Р. Аушева к одному из «достойных» тейпов и отношение к числу кунта-хаджийцев, число которых сегодня составляет большинство в Ингушетии, принесло значительную поддержку на выборах. В свою очередь Руслан Аушев в основном окружал себя представителями различных ингушских фамилий, зачастую конфликтовавших друг с другом. Впрочем, можно обнаружить, что представители некоторых не слишком дружественных тейпов, как ни странно, являются близкими родственниками. Сегодня Аушевы считаются отдельным тейпом, не слишком влиятельным.

В случае с М. Зязиковым картина иная: ингуши не знали, кто он и откуда, его принадлежность к тейпу Зязиковых ни о чем не говорила, и тот факт, что фамилия президента не по отцу, а по матери, произвел не лучшее впечатление. Второй президент республики принадлежал к вирду дениарсановцев (къейла вирдах), в результате чего кунта-хаджийцы оказались вытеснены и вообще недовольны тем, что главой республики был избран человек не из их числа. Зязиков в основном ориентировался на батал-хаджинцев, которые в свое время оценили его заслуги перед обществом, наградив орденом имени Батал-Хаджи Белхороева. Орден, врученный Зязикову, значится под номером .№1 и представляет собой многолучевую звезду из платины. Награду главе республики вручал близкий родственник святого Султан-Хаджи Белхароев. Ранее глава Ингушетии наградил Батал-Хаджи Белхороева «за большие заслуги перед ингушским народом и многолетнюю религиозно-просветительскую деятельность высшей наградой республики, орденом “За заслуги” посмертно» [11]. Республика в период президентства Р. Аушева отличалась от той, что была при М. Зязикове. В первом случае решались вопросы государственности, вынужденных беженцев из Чеченской республики, границ с Чечней, находящейся в состоянии войны, социальной напряженности, а во втором случае - коррупции, недовольства властью, фамильно-клановых проблем, ваххабизма, который подавлялся за счет тотально-

го контроля. Кардинально разные условия - и кардинально разные меры решения проблем.

Смена руководителя в Ингушетии в 2002 г. нарушила баланс сил в ингушских элитах, в результате чего пострадали интересы некоторых финансово-промышленных групп, которые стали поддерживать оппозицию и интересы тейпов, занимавших в течение нескольких лет руководящие места. В период президентства М. Зязикова у власти находились представители тейпа Зязико-вых, к числу которых относятся фамилии Ганиевых, Барханоевых, Ганижевых, Альдиевых, а также тейпа Цароевых - Мякиевы, Могушковы, Г ай-тиевы, Татиевы. Бывшим председателем правительства был назначен Т. Могушков. Аппарат правительства республики возглавлял брат президента Р. Зязиков, который одновременно занимался подбором правительственных кадров. Второй брат Д. Зязиков работал в управлении по ГО, пожарной безопасности и ликвидации ЧС.

На выборах в президенты М. Зязикова поддержали союзники среди ингушских кланов Ке-лиговы. После президентских выборов З. Кели-гов в 2003 году получил пост гендиректора ОАО «Ингушэнерго». Однако затем стал развиваться конфликт между держателями акций этой энергетической компании. Началось долгое противостояние, результатом которого стала отставка З. Келигова, и, как следствие, отношения между двумя тейпами дали трещину. Таким образом, модель власти Зязикова резко отличалась от той, что была при Р. Аушеве, как, впрочем, и та, что при Евкурове.

Юнус-Беку Евкурову досталось тяжёлое наследство от предыдущего президентства. Вопросы коррупции и экстремизма стали основными перед новым президентом. Что касается принадлежности к тейпу, то Евкуровы относятся к тейпу Орцхой, при этом внутри тейпа имеется собственный род Лорса-Няькъан.

Сегодня, когда кадровый состав руководства республики определяется по воле федерального центра, значимость кланового фактора отошла на второй план, однако в общей системе управления Ингушетии принадлежность к тому или иному тейпу играет немаловажную роль. В случае с поиском кандидатуры федеральный центр, учитывая тейповую разобщенность и вражду, ориентируется на человека, менее зависящего от клановых условностей. Таким человеком стал ныне действующий глава республики Евкуров. Депу-

тат Хамчиев назначение Евкурова назвал положительным моментом, так как он не связан ни с какими кланами. Он выразил надежду, что Евкуров сумеет преодолеть сложную ситуацию, в которой находится республика, объединив весь ингушский народ. По мнению руководства республики, даже самые крупные и известные тейпы не обладают политической силой. Основывается это мнение на том, что в конечном счете федеральный центр не учитывает родословную претендента на тот или иной пост в Ингушетии и принадлежность к тейпу или же вирду ни о чем не говорит вышестоящим руководителям РФ.

Формула «новый глава - новый тейп» все же не теряет своей актуальности. Очевидно, что где бы ни родился и ни находился претендент на руководящее место, его родственные отношения не стираются, они остаются тем актуальнее, чем больше ему необходима поддержка местной элиты во властных структурах.

В современной Ингушетии власть поделена между тремя кланами: тейп Зязиковых, тейп Евлоевых и тейп Оздоевых. Между тем Евлоевы -самый многочисленный тейп в Ингушетии. Он состоит из 37 фамилий и насчитывает более 60 тыс. человек. Для данного тейпа характерно коллективное принятие решений: вопрос о том, кого из членов рода наиболее перспективного отправить на учебу в Москву, и т.д. Из тейпа Евлоевых первой женщиной заместителем председателя правительства в период президентства М. Зя-зикова была Хава Евлоева.

Принадлежность к тейпу или вирду по значимости может колебаться, в зависимости от ситуации, и потому носит противоречивый характер. Есть свои слабые и сильные позиции. Так, тейп приобретает большое влияние в вопросах политического характера: кого представить на выборах, кто будет в числе преемников во властных структурах, и т.д., в отличие вирда, который больше проявляет себя в общественно-бытовых отношениях: дать разрешение на брак «иновирдцу» (наиболее ярко это выражено в братстве Батал-Хаджи), разрешить вопрос кровной мести и т.д. В то же время вирд может с таким же успехом представить на выборах (к примеру, в парламент) своего человека, пустив в ход весь свой имущественный потенциал. Вирдовая структура более гибкая, из одного вирда в другой ингуш может перейти без опаски быть осужденным, за рядом исключений: если он относится к вирдам Батал-

Хаджи и Дени Арсанова, перейти будет гораздо труднее, потому как вирды по числу составляют меньшинство. Впрочем, данное обстоятельство нисколько не остановит желающего это сделать. Что же касается вирда Кунта-Хаджи, то перейти из числа зикристов3 в иной вирд будет гораздо проще, несмотря на то, что устаз обозначил: «...Если мурид сердцем отвернулся от своего устаза и вознамерился отречься от него ради принятия чего-то другого, а потом захотел обратить свое сердце к устазу и вторично соединиться с ним, то устаз не примет его и не сочтет своим муридом, даже если он тысячи лет был в составе его общины и тысячи лет в кругу его зикра» [2, с. 105]. Случаи перехода в другой вирд в ингушском обществе все же имеют место. Так, в семье Оздоевых в станице Слепцовской, в которой четыре брата и одна сестра, принадлежащих к вир-ду Кунта-Хаджи, один из братьев, обзаведшись семьей и отделившись, перешел в вирд Дени Ар-санова. На вопрос - что послужило причиной такого решения, он ответил, что «несмотря на то, что его предки, отец, дед, родные и большая часть тейпа относит себя к кадирийцам, мне ближе на-кшбандийский тарикат. Я общался со старейшинами вирда Арсанова, мне стало по душе их понимание религии и то, каким путем они идут к Богу» [7, ПМА]. На взаимоотношения между членами семьи это обстоятельство никак не повлияло. Однако если бы гражданин Оздоев захотел перейти в вирд Батал-Хаджи, это было бы сложнее, ввиду того что данный вирд является весьма закрытым братством.

Нередко системы тейпов и вирдов сплетались там, где глава тейпа (тейпан да) являлся одновременно и главой вирда, в таком случае все сородичи становились мюридами данного братства. Такое явление можно наблюдать на примере вирда Батал-Хаджи.

Проблема тейпа и вирда возникла в начале 90-х гг. и с тех пор не умолкает, однако в истории ингушского народа не было раскола общества по причине вражды родов и религиозных братств. Позиции тейпа могли воздействовать на общественно-политическое состояние народа, но на раскол общества тейпово-вирдовая структура влиять не могла. Сегодня мы наблюдаем, что на Кавказе традиции сохранили свою значимость. Не случайно в беседе с представителями молодежи часто слышишь, что «тейп не просто род и социальная структура, это прежде всего твое проис-

хождение, история твоей семьи, ее достоинства, которые ингуш должен беречь и продолжать на своем жизненном пути, не запятнав чести» [8, ПМА]. Потому тейпово-вирдовая структура ингушей вовсе не отживший элемент, а реально существующая система отношений в современном ингушском обществе.

Примечания

1 Тарикат - путь познания, постижения Аллаха, приближения к нему, путь избавления человека от всего, что мешает ему в правильном, искреннем поклонении всевышнему.

2 Вирд, вирды - религиозные братства, суфийские ордена, широко распространенные на Северо-Восточном Кавказе, в частности в Ингушетии и Чечне.

3 Зикристы - последователи кадирийского братства, вирда шейха Кунта-Хаджи в Ингушетии и Чечне.

Библиографический список

1. Булатов А.О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе. - М., 2006.

2. Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. - 2001. - №»4.

3. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. - М., 2008.

4. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Вып. 1. - СПб., 1911.

5. Лаудаев У Чеченское племя. Вып. 6. - Тифлис, 1872.

6. Полевые материалы автора. Результаты анкетирования показывают, что более 65% опрошенных воспринимают совет тейпов как одну из попыток внести раскол в обществе.

7. Полевые материалы автора, собранные в результате экспедиции в Ингушетию в августе 2011 года.

8. Полевые материалы автора: опрос и интервьюирование студентов Ингушского государственного университета.

9. Русско-ингушский словарь. - М., 1980.

10. Христианович В.П. Горная Ингушетия. -Ростов-на-Дону, 1928.

11. http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/ 007823^Йт.

УДК 947

Шипилов Александр Дмитриевич

кандидат исторических наук

Флейман Евгений Александрович

доктор исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

istclass@rambler.ru

КОСТРОМСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ УЧЕНАЯ АРХИВНАЯ КОМИССИЯ (1885-1917): ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ

Статья посвящена известному в российском научном мире конца XIX — начала XX века историко-краеведческому объединению. В центре внимания авторов — вопросы организации и развития Костромской губернской ученой архивной комиссии.

Ключевые слова: региональная история, архивное дело, общественное объединение.

Во второй половине XIX века в широких кругах историков-профессионалов уже вполне определилось мнение, что без областной истории не может быть создана цельная история государства. Проблемы, стоявшие перед отечественной исторической наукой, требовали привлечения документов местного происхождения, отражавших повседневную жизнь страны. Стремление к познанию путей Отечества стимулировало изучение регионов. Возглавили эту работу губернские ученые архивные комиссии (ГУАК).

Костромская губернская ученая архивная комиссия (КГУАК) была пятой по счету комиссией в России после Орловской, Тамбовской, Тверской и Рязанской. Ее официальное открытие состоялось 6 июля 1885 г. Заседание открыл костромской губернатор В.В. Калачов, прочитавший циркулярное сообщение МВД об учреждении ГУАК и указавший на важное значение, какое представляет для истории и археологии Костромская губерния, богатая памятниками старины.

Затем к собравшимся обратился директор образованного в 1878 г. Санкт-Петербургского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.