DOI: https://doi.org/Ш.26176/МАЕТАМ.2023Л 2.3.005
Елена Фаль
ЗВЁЗДЫ СОШЛИСЬ НАД ОКОЙ
Аннотация. Статья посвящена органному фестивалю «Звёзды над Окой», проводимому в Доме учёных Пущинского научного центра Российской академии наук, как образцу современных возможностей организации и проведения специализированных форумов академических музыкантов. События фестиваля рассматриваются в порядке осмысления современных процессов в учреждениях культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: музыкальная жизнь России, фестиваль, органное искусство, Пущинский научный центр, культурно-досуговое учреждение.
Условия современной культуры позволяют осуществлять проекты, которые в относительно недавнем прошлом невозможно было бы себе представить1. Такие возможности связаны, прежде всего, с качественным изменением логистической системы функционирования учреждений культуры, появлением новых технических достижений в области электронного органостроения. Кроме того, нельзя не отметить качественное изменение в творческих установках многих музыкантов, воспитанных в академической системе ценностей. Сохраняя приоритеты высокого искусства, в совершенстве владея исполнительской техникой, многие из них ищут способы расширения круга своих слушателей разными путями: через новые подходы к репертуару, создание необычных ансамблей и так далее. В частности, в подмосковном наукограде Пущино в конце августа прошлого года впервые и спустя год снова в концертном зале Дома учёных проходили фестивали органной музыки «Звёзды над Окой», инициированные и организованные лауреатом международных конкурсов по органу и клавесину Марией Лесовиченко, активной концертанткой, успешно выступающей на различных площадках (к примеру, [3]). В этих фестивалях принимают участие настоящие звёзды исполнительского искусства.
Сначала о фестивале 2022 года. В первый день в центре внимания была музыка, предназначенная для кинематографа. По стечению обстоятельств (организаторы не задумывали этого), концерт проходил в День российского кино. В программе солиста Белгородской филармонии, знаменитого уоиШЬе-блогера, пропагандиста органной музыки Тимура Халлиулина «Музыка кино» слушатели встретились с саундтреками из знаменитых кинофильмов: «Солярис», «Богемская рапсодия», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и других (в переложении для органа). Тимур продемонстрировал интерпретации сочинений И.С. Баха, использованных в кинофильмах. Он показал блестящее владение всеми видами органной техники. Особый восторг слушателей вызвало исполнение 24 каприса Н. Паганини на органной педали из ленты «Паганини: скрипач дьявола». В собственной «Фантазии» на темы К. Бодельта из кинофильма «Пираты Карибского моря» Халлиулин показал недюженное композиторское мастерство.
Вечером этого же дня состоялся показ немого фильма 1924 года «Аэлита» по знаменитой фантастической повести А.Н. Толстого, снятого Я.А. Протозановым. В соответствии с традициями, которые существовали в 1920-х годах, демонстрация кинофильма сопровождалась импровизацией на органе виртуоза и композитора, лауреата множества престижных органных и композиторских конкурсов Моше Ариэля Ганелина. Показательно, что музыкант вместо тапёрской реакции на визуальные образы выстроил своей игрой автономную музыкальную картину, отражающую общую направленность
1 Характеристика этого процесса подробно проанализирована в статье [1].
сюжетного плана кинофильма, где подспудно утверждается троцкистская идея2 экспорта революции (в данном случае, на Марс) в конце почти двухчасового развития.
На следующий день слушателей также ждали два великолепных концерта.
В первом выступил редко встречающийся дуэт - альт-саксофон и орган. На сцене были экстатически страстная саксофонистка Вероника Кожухарова и утонченная мастерица органного искусства из страны восходящего солнца - Хироко Иноуэ, представившие яркую незабываемую программу, в которой удачно соединялась известная и новая музыка: И.С. Бах рядом с Дж. Раттером, М. Таривердиевым, Ж.-Д. Мишо, А. Пьяццолой и Ж. Рево. Хироко в чёрном статично сидела за органом, в то время как одетая в белый костюм с блестящим саксофоном в руках Вероника непрерывно двигалась. Стоит отметить, что движения Кожухаровой являются продолжением музыкальной эмоции, но при этом строго фиксированные, отработанные, в частности, в непосредственном общении со знаменитым кутюрье П. Карденом. За счёт пластики артистки возникает своеобразный спектакль, где интересно не только слушать, но и следить за сценическим движением, что нередко бывает у певцов, но совершенно не типично для инструменталистов.
Четвертый концерт, завершивший фестиваль, был настоящим апофеозом органа. Начался он с радостной музыки до-мажорной токкаты Баха, очень уместной в отмечавшийся в день концерта праздник Успения Пресвятой Богородицы - второго после Пасхи символа Победы над смертью - важнейшей для композитора темы, которой он посвятил множество своих сочинений. Токката прозвучала в исполнении руководителя фестиваля - Марии Лесовиченко. После этого к ней присоединилась гобоистка Анастасия Косарская, исполнившая на гобое д'амур (редчайшем инструменте в российской концертной жизни) и на современном гобое ряд пьес барочного и романтического стилей. Хироко Иноуэ выступала не только как солистка, но и в дуэте с Марией Лесовиченко (звучала «Фантазия» для двух органистов К. Филица). Выступления Тимура Халиулина и Моше Ганелина на сей раз представляли собой свободные (неджазовые) импровизации. Оба органиста показали владение мастерством в этом редком виде творчества. Завершил концерт блестящий финал, которым оказалось кончерто-гроссо «Палладио» К. Дженкинса в исполнении Кожухаровой и Иноуэ.
Через год состоялся второй фестиваль «Звёзды над Окой». Снова было четыре концерта, но с другими участниками. Первой провела сольный концерт Мария Лесовиченко. Особенностью её замысла было акцентирование темы звёзд (фестиваль ведь об этом) и вообще космоса. Выступление сопровождалось видеотрансляцией съёмок звёздного неба. Соответствующим образом были подобраны произведения. Открывало концерт сочинение бельгийского автора Ф. Питерса «Токката, фуга и гимн» на тему «Ave stella maris», где на основе средневековой мелодии развёртывается величественная звуковая панорама космического масштаба. Потом прозвучала другая «Токката и фуга» -знаменитый баховский опус в ре миноре, дополненный двумя прелюдиями из «Маленькой органной книжечки» и близкими им по настроению двумя прелюдиями М.Л. Таривердиева. Звёздную идею поддержала «Фантазия» М. Макеллы на тему песни Таривердиева «Кто тебя выдумал, звёздная страна», приобретшая в органной версии мощь и размах. Две известные в различных переложениях композиции («Лунный свет» К. Дебюсси и «Лебедь» К. Сен-Санса) зазвучали на органе свежо и неожиданно, став частью картины музыки о космосе (пьесу «Лебедь» Мария представила как образ созвездия Лебедя). Завершила концерт Чакона Баха, обеспечившая монументальный итог.
2 В 1924 году влияние Л.Д. Троцкого на советскую идеологию было особенно сильным (особенно теорией перманентной революции), что заметно в произведениях искусства, в частности, в рассматриваемом кинофильме.
Вечером того же дня состоялось занимательное выступление органистки Марианны Высоцкой и исполнительницы на терменвоксе Олеси Ростовской. Вполне можно сказать, что они представили концерт открытий. Для многих первым открытием стало знакомство с самим терменвоксом (в Пущино этот инструмент уже появлялся, но достаточно давно). Программа, предложенная артистками, показалась весьма интересной. В неё были включены переложения разной музыки для терменвокса («Ave Maria» Ф. Шуберта и сочинение на тот же текст Ж. Массне, «Лебедь» К. Сен-Санса, «В раю» Т. Дюбуа, «Вокализ» С.В. Рахманинова, "Соловей» А.А. Алябьева). Исполненные на терменвоксе, эти знаменитые опусы выявили новые смыслы. В одних присутствовал космический масштаб, а в других (например, в "Соловье»), напротив, - дополнительные ресурсы звукоподражания. Наряду с этим, в концерте было много музыки, специально написанной для терменвокса: фрагменты из кинофильмов (музыка, созданная Л.А. Половинкиным для ленты "Василиса Прекрасная», А. Караджем - для сериала «Стар трэк», Дж. Паркером - для фильма «Чисто английское убийство»). Прозвучала часть из Концерта для терменвокса с оркестром А. Фулмана и две пьесы самой Олеси Ростовской -«25800 световых лет» и «Дождь никогда не перестанет». К слову, последняя пьеса была сочинена за несколько дней до концерта, и, таким образом, в Пущино состоялась её премьера.
Третий концерт фестиваля - «Кельтские легенды» - провели органистка Мария Блажевич и мультиинструменталистка Алёна Дубровина. В программе была сделана подборка разных пьес, так или иначе связанных с кельтской темой: от средневековых наигрышей до новейшей киномузыки. Некоторые звучали только на органе, но другие в сочетании с волынкой, вистлами, индийской и индейской флейтами, и, наконец, с мелодикой4. На сцене господствовала стихия живого народного песенного и танцевального музицирования.
Итоговый концерт собрал всех участников предыдущих выступлений вместе. В нём выявились три больших блока: переложения для органа классико-романтической музыки, доклассических сочинений, новейшего композиторского творчества. Неожиданно возвышенными оказались переложения вокальных сочинений (ария Фигаро из россиниевского "Севильского цирюльника», "Люби, пока любить ты можешь»5 Ф. Листа, ария Калафа из «Турандот» Дж. Пуччини). Два последних произведения были представлены на терменвоксе с органом. Завершила первый блок «Вакханалия» К. Сен-Санса из «Самсона и Далилы», исполненная Лесовиченко и Блажевич «в четыре ноги». Во втором блоке после зажигательной вильянсико, представленной на ирландском вистле с органом, прозвучали два шедевра А. Вивальди - трио-сонаты «Фолия» (исполнила Лесовиченко) и «Гроза» (финал концерта № 2 из цикла «Времена года» - «Лето») в интерпретации Блажевич. В блоке новейшей музыки были две композиции Олеси Ростовской - «Прозрачные нити в воздухе» для терменвокса с органом и Сюита старинных танцев, созданная для органа. Марианна Высоцкая продемонстрировала на органе пьесу А. Шилклопера «Гребень горы Батт», оригинал которой предназначен для альпийского рога с русским роговым оркестром. В конце прозвучали «Прогулка по воздуху» Г. Блэйка и «Колыбельная» Г. Дункана. Завершился концерт звучанием христианского гимна «Ближе, Господь, к Тебе».
Пущинские фестивали «Звёзды над Окой» ясно показывают, что орган может объединить музыкантов самых разных творческих предпочтений, быть притягательным для ценителей искусства разного рода. Место для проведения выбрано весьма удачно. Здесь легко дышится и думается, хорошо видны звёзды: не случайно в Пущино
3 Автор имеет в виду расстояние до центра Млечного пути.
4 Современный духовой инструмент с клавиатурой.
5 Эта песня стала основой знаменитого листовского ноктюрна №3 («Грёзы любви»), В концерте исполнялась музыка вокального первоисточника.
расположена обсерватория и даже на гербе города звёзды изображены над окской синью. Кроме того, важна слушательская среда города, в котором весьма заметную часть населения составляют научные сотрудники академических институтов, многие из которых являются по-настоящему преданными любителями классической музыки. Развитая логистика Московской области позволяет без труда добираться сюда слушателям и из соседних городов - Серпухова, Протвино, Тарусы. Таким образом, фестиваль "Звёзды над Окой» можно считать прекрасной инициативой музыкантов, удачно поддержанной администрацией Дома учёных Пущино (Л.В. Корсакова, М.С, Вильнер). Этот опыт, несомненно, является образцом реализации современных возможностей специализированных форумов академических музыкантов, который уже обогатил музыкальную жизнь региона и имеет перспективы роста. В свою очередь, это является весьма важным элементом культурного развития страны, что достаточно внимательно осмысляется специалистами в области теории культурно-досуговой деятельности [1, 4].
Литература
1. Барабанов А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: региональные фестивали в культурной политике России // Культура и цивилизация, 2015, №6. - С. 30-54.
2. Лесовиченко А.М, Социально-культурный потенциал музыкального фестиваля в вузе // Культура и образование, 2019, №1. - С. 126-135.
3. Лесовиченко А.М., Фаль Е.Д. В зале лютеранского собора в Москве // Музыка и время. 2017. №9. - 52-53.
4. Ярошенко Н.Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №3. - С. 139-144.
Helena Fahl
The stars converged over the Oka
Abstract. The article is devoted to the presentation of the organ festival "Stars over the Oka", held in the House of Scientists of the Pushchino Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, as an example of modern opportunities for organizing specialized forums of academic musicians.
Keywords: musical life of Russia, festival, organ art, Pushchinsky Scientific Center, cultural and leisure institution.
Сведения об авторе: Фаль Елена Даниловна, музыковед, независимый исследователь. (г. Пущино, Московская область).
е-mail: lenafalena@mail.ru
Information about the author: Fahl Helena Danilovna, musicologist, independent researcher (t. Pushchino, Moscow region)
е-mail: lenafalena@mail.ru