А. Селицкий
«РОСТОВСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ» - 3 Факты, цифры, высказывания
С 8 ноября по 11 декабря в городе Ростове-на-Дону проходил III международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры», приуроченный к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича.
Столь масштабных мероприятий, посвященных музыке наших дней, в России не слишком много, в провинции - и подавно, тем более - проводимых не концертной организацией, а учебным заведением. Фестиваль уже вошел в историю донской и российской культуры. О его существовании знают композиторы разных стран, о нем сообщали федеральные СМИ, ростовская публика проявляет к нему немалый интерес.
Впервые Ростовская консерватория выступила инициатором и главной движущей силой такого фестиваля в 2001 году, подтверждая репутацию одного из ведущих музыкальных вузов России. Ростову как современному мегаполису, в котором сложилась полная инфраструктура развитой музыкальной жизни (филармония с симфоническим оркестром, консерватория, музыкальный театр), такой форум тоже остро необходим.
Сегодня классическая музыка востребована самыми разными слоями горожан. На спектаклях музыкального театра зал заполнен, хорошо посещаются также наиболее значимые симфонические концерты филармонии, в том числе - проводимые силами хора, оркестра и солистов консерватории. Ростов перестал быть городом, о котором пренебрежительно говорили еще лет двадцать - двадцать пять назад: «Здесь любят только цыган, оперетту и эстраду». Своеобразный экзамен на активность и «выносливость» ростовчане прекрасно выдержали в 1994 году, во время проходившей тогда «Академии музыки „Русское передвижничество“». Публика с энтузиазмом откликнулась на предложенные ей спектакли и концерты -26 в течение одного месяца!
Однако есть одно большое НО. XX век завершился, тем не менее, многие созданные в это столетие музыкальные произведения для слуха значительной части аудитории продолжают оставаться чем-то не вполне комфортным. Даже многими
профессиональными музыкантами, имеющими училищный, а то и консерваторский диплом, музыка эта воспринимается как нечто антихудожественное. Эти люди, условно говоря, пойдут «на Шопена и Рахманинова», но предпочтут провести вечер дома, когда исполняют Булеза и Губайдули-ну. Видимо, именно в этой среде родилось шутливое утверждение: «Мужчины притворяются, когда говорят, что любят худеньких женщин, сухое вино и музыку Хиндемита. На самом деле они любят полных, водку и Чайковского». Имеется в виду, конечно, Петр Ильич.
По замыслу устроителей, фестиваль призван активизировать интерес ростовских музыкантов и публики к новой музыке. Если угодно, приучить слух, воспитать вкус к ней. Да, в этой музыке много непривычного, ошеломляюще смелого. Но в лучших ее образцах, наряду со смелостью, есть глубина и стройность. Своя глубина и своя стройность. Так ведь и XIX век не похож на XVIII, а XVII на XVI... Разумеется, фестиваль адресован и тем, кто современную музыку чувствует и любит, но лишен возможности встречаться с ней в концертном зале так часто, как того бы хотелось.
Формат фестиваля: музыка ныне живущих композиторов мирового уровня, никогда не звучавшая в Ростове, в присутствии авторов. Произведения из этого ряда составляют основу программ, но к ним прибавляются и сочинения мастеров, чей жизненный путь уже завершен, и авторов не столь знаменитых и даже начинающих, в частности, музыка участников Всероссийского семинара молодых композиторов. Таким образом, вниманию слушателей предлагается достаточно широкая панорама музыкального искусства XX-XXI веков.
В первом фестивале (2001) согласились принять участие восемь выдающихся композиторов современности. В. Казенина ростовчане хорошо знают
по успешно шедшей на сцене театра музкомедии оперетте «Дядюшкин сон», А. Эшпая с давних пор связывают с Ростовом совместные творческие проекты, грузинский композитор Г. Канчели специально приехал на фестиваль из Бельгии, где он проживает последние годы, В. Сильвестров - из Киева. Их имена знакомы каждому любителю современной музыки в мире и на территории бывшего СССР. Э. Артемьев, В. Екимовский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский представляют современный российский музыкальный авангард. Их сочинения звучат во всех странах Европы и США, исполняются на престижнейших международных фестивалях, многие созданы по заказу авторитетных музыкальных издательств, знаменитых артистов и коллективов. Все композиторы приехали в Ростов бесплатно, гонорары не оговаривались (оплачивалась только расходы на дорогу и проживание).
Второй международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» состоялся в декабре 2003 года. Идея его проведения была горячо поддержана участником первого фестиваля Г. Канчели. Во многом благодаря этой поддержке, удалось осуществить давнюю мечту организаторов
- привлечь к участию в одном из концертов Ю. Башмета. В первом появлении артиста на концертной эстраде города сыграло роль и то обстоятельство, что он - уроженец Ростова-на-Дону. Знаменитый музыкант исполнял сольные партии в произведении Г. Канчели «Стикс» для альта, хора и оркестра, а также концертной пьесе Р. Леденева «Маэстро». Концерт вызвал ажиотажный интерес ростовчан. Цены доходили до 1500 рублей, но о «лишнем билетике» нечего было и мечтать.
В десяти концертах прозвучали сочинения Юрия Фалика (Санкт-Петербург), Романа Леденева, Толи-ба-хон Шахиди, Владимира Тарнопольского, Александра Чайковского (Москва), Гии Канчели (Грузия-Бельгия), Валентина Сильвестрова (Украина).
Исполнители: Юрий Башмет (альт), Сергей Яковенко (баритон), Сергей Словачевский (виолончель), дуэт из Германии Татьяна Бломе (фортепиано) и Франк Лунте (саксофон), дирижер из Санкт-Петербурга Александр Сладковский, ансамбль солистов Московской консерватории «Студия новой музыки» (художественный руководитель - Владимир Тарнопольский, дирижер Игорь Дронов). Наряду с приглашенными артистами, активное участие в реализации проекта приняли местные исполнительские силы, прежде всего - коллективы кон-
серватории, а также муниципальный хор г. Таганрога «Лик».
Особое значение имеют «Ростовские премьеры» для композиторов Дона. Как верно заметила газета «Донская культура», ростовчане получают возможность ощутить себя в контексте мировой музыки. Там же говорилось:
Значение фестиваля в музыкальной жизни города трудно переоценить... У «Ростовских премьер» нет никакой «партийной» принадлежности: звучит музыка всех стилей и направлений: национально-почвенная, авангардная, западноевропейская, содержащая активные поиски и полный отказ от них.
Оргкомитет всех трех фестивалей возглавляют: президент фестиваля - ректор консерватории, народный артист РФ, профессор Александр Данилов; арт-директор - проректор по научной и концертной работе, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Анатолий Цукер; исполнительный директор - заместитель председателя Ростовской композиторской организации, профессор Геннадий Толстенко.
Третьи по счету «Премьеры» проведены при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, Министерства культуры Ростовской области, в сотрудничестве с областной филармонией, Ростовской организация СК России.
Спонсорами фестиваля выступили группа компаний «Северсталь» совместно с благотворительной организацией «CAF Россия», Московское представительство фирмы «Yamaha», авиакомпания «Lufthansa», ЗАО «Книга», туристическая компания «Розовый слон», гостиница «Ростов».
Общая смета составила более 1 млн. руб. Федеральное агентство по культуре и кинематографии выделило 500 тыс. руб., CAF - 150 тыс. руб., Министерство культуры области - 150 тыс. руб., «Yamaha» - 75 тыс. руб. Остальные расходы покрыты из внебюджетных средств консерватории
Буклет «Премьер» открывался «вступительным словом» президента фестиваля - своего рода программным заявлением:
Фестивали современной музыки - сравнительно редкое явление даже в насыщенной культурными событиями жизни Европы. Кинематограф, театр, живопись и скульптура, архитектура и дизайн, балет и опера всегда привлекают к себе более широкую
аудиторию. Сложный, нетрадиционный по сравнению с классикой, часто авангардный язык новой музыки, за редким исключением, не привлекает в концертные залы массового слушателя. И это естественно. Исторический опыт показывает, что инерция слушательского восприятия обновляющихся выразительных средств затормаживает их освоение лет эдак на пятьдесят. Разве не современны по-прежнему Стравинский и Барток, Прокофьев и Шостакович, Хиндемит и Мессиан? Но и их музыка, не воспринимавшаяся вначале большинством, спустя десятилетия приблизилась по степени ее признания к популярной классике. Более того, один из недавних новаторов, гениальный Д. Д. Шостакович уже принадлежит к числу наиболее исполняемых в мире композиторов.
Вечная актуальность для человечества освоения нового, диалога художника-твор-ца с обществом, в данном случае - композитора со слушателем, является одним из главных мотивов проведения фестиваля. Озвучивая музыку современников, музыканты Ростова вместе с гостями - выдающимися музыкантами России и мира - хотят также привлечь общественное внимание и к важной, утрачиваемой в последние полтора десятилетия роли музыкальной культуры как духовно-нравственной основы, формирующей человека-гуманиста.
Наш фестиваль основан на идеях просветительства, привлечения к одному из самых сложных видов искусства пытливого слушателя, особенного молодого, приобщения к музыке, обращающейся не к физиологии, а к разуму, сопереживанию, тонким чувствам, интеллектуальным ассоциациям. Организация такого форума - задача всегда современная, трудная, но и амбициозная. За нее, как правило, берутся в крупных культурных мировых центрах с развитой инфраструктурой музыкальных учреждений и высокой культурой слушательской аудитории.
Содержание концертных программ III Международного фестиваля современной музыки свидетельствует и о сложившемся творческом потенциале южной столицы России. Сегодня «Ростовские премьеры» - крупнейший музыкальный форум за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Мы рады, что именно Ростовская консерватория стала инициатором и организатором проведения III Международного фестиваля. Как и прежде, мы хотим познакомить любителей музыки с максимально возможным - горизонтальным охватом всех направлений, достижений, разнообразных поисков в современной музыке.
Посетители восемнадцати концертов фестиваля смогут в этом убедиться воочию. Хочу выразить огромную признательность тем выдающимся музыкантам современности, которые разделили наши мечты, творческие идеи и прибыли к нам из разных стран и городов мира: Кшиштофу Пендерецкому, Гие Канчели, Валентину Сильвестрову, Александру Чайковскому, Мураду Кажлаеву, Гюсу Янссену, Ефрему Подгайцу, Дмитрасу Мара-гопулосу, Джону Корильяно, Михаилу Брон-неру, Юрию Каспарову, Виктору Екимовско-му, Фридриху Липсу, Александру Князеву -всем участникам этого замечательного праздника музыки.
Те же мысли А. Данилов развивал в своей приветственной речи на церемонии открытия:
III Международный фестиваль современной музыки - это очередной художественный вызов ростовских музыкантов, солидарных с нами выдающихся композиторов и исполнителей к самим себе - нашим творческим возможностям, уровню профессионализма исполнительских коллективов и солистов, вызов умению консолидировать музыкальный потенциал г. Ростова и привлечь слушательскую аудиторию.
Одновременно, содержание фестивальных программ - это и достойное противодействие тем складывающимся условиям жизни, которые низводят высокое искусство до уровня услуг, рыночного товара, а личность художни-ка-музыканта, артиста, творца в широком смысле - до роли ремесленника, обязанного приспосабливаться к примитивным запросам формирующейся антикультурной элиты.
Здравомыслящие, прагматичные функционеры (к сожалению, некоторые из них - и от искусства) говорят: зачем вы беретесь за реализацию тех проектов, которые не гарантируют массового притока слушателей, тем более, не обеспечивают коммерческой отдачи? И мы отвечаем: затем, чтобы оправдать, во-первых, свое предназначение музыканта-художника и всегда просветителя и, во-вторых, бороться силой своего искусства за человеческое в человеке, за те его потенциально божественные качества, которые и отличают homo sapiens от лягушки, дикаря, стадного животного.
Когда молодому поколению, а заодно и не молодому, в последние полтора десятилетия с утра до вечера навязывают рэп, Шуру, «лолит», «титомиров», дебилизируют «композициями» из трех повторяющихся звуков, - его формируют как дикаря с примитивными инстинктами.
Сегодня, когда будут звучать шедевры Шостаковича, Канчели, Сильвестрова, как и в последующие дни фестиваля, мы будем взывать к высокой, духовной человеческой сущности. И сегодняшняя программа, и последующие - это концентрированная инъекция, противоядие от той инфекции, которая ложно называется массовой культурой.
Перед фестивалем и в его ходе проводилась активная рекламно-информационная компания. Состоялись две пресс-конференции, на которых присутствовали представители ведущих печатных и электронных СМИ Ростова и области; два местных телеканала ежедневно в режиме «бегущей строки» давали информацию о концертах. О них возвещали яркие афиши и два баннера - на здании консерватории и на Ворошиловском проспекте. Разнообразная информация содержалась в изданном буклете, его Internet-версии (календарь концертов, полные афиши, сведения о композиторах и исполнителях, их фотопортреты). Оповещение проводилось также через Web-сайт консерватории (систематически обновляемые новости, репортажные фотоснимки с концертов и из кулуаров). Информационную поддержку оказали газеты - «Культура Дона», «Молот», «Академия», «Ростов официальный», «Вечерний Ростов», «Южный Федеральный» «Город N»; журналы - «With Style», «Ковчег Кавказа», «Трибуна современной музыки», а также ГТРК «ДОН-ТР», радиостанция «Эхо Ростова». Сообщение о фестивале прошло и по телеканалу «Культура».
ШИЛ CHOSMKQVrTiH
AiidCtation Internationale Dtonfcfi ChQstatavitrh 19 bis rue dci SaeflK P^rts-tsqoA Paris.
Td : Йю^аз P0 4J Рйк : *1 47 qj yo ад
•мпн#
&
Приветствия в адрес фестиваля прислали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой, композиторы Р. Щедрин и Дж. Корильяно, а также И. Шостакович.
Концертные площадки - традиционные для крупных фестивальных акций консерватории: Большой и Малый залы филармонии, Малый зал
РГК, Камерная сцена музыкального театра. География участников такова, что над этими залами можно было бы вывесить флаги 11 стран - России, Бельгии, Германии, Греции, Грузии, Италии, Нидерландов, Польши, США, Украины, Эстонии.
...Фестиваль, набирая авторитет, привлекает к участию очень известные в мире ммузыки имена
(Н. Мирзабекова - «Молот», 19. 12. 2006).
Уже в третий раз порадовали своим участием в фестивале Г. Канчели и В. Сильвестров. К сожалению, пребывание грузинского мастера на донской земле было омрачено оскорбительным поведением некоторых ретивых чиновников.
Композитора Гию Канчели приняли за простого грузина (анонс) . Как только сотрудники пограничного контроля в Ростовском аэропорту увидели грузинские па -спорта, сразу вызвали офицера ФСБ. Знаменитого композитора и его жену, прибывших из Антверпена... препроводили в помещение для спецдосмотра, где тщательно обыскали все их вещи. ПЛмонали так рьяно, что на одной из сумок сломали замок. Б гостинице у супругов сразу же... «временно» забрали паспорта... Б ответ на недоуменные вопросы Канчели служащие. отвечали, что у них «такое распоряжение»
(А. Лебедева - «Новая газета», 20-22. 11. 2006).
В связи с этим инцидентом, в своем приветственном слове от имени «всех» нормальных ростовчан А. Данилов принес извинения.
За 5 недель состоялись 18 концертов. Для сравнения: на втором фестивале (2003) за 11 дней было дано 10 концертов. Концерты посетило небывалое в истории «Премьер» число слушателей. Причем не только жители города и области, но также из других областей России и даже из сопредельной Украины. Студентам и педагогам консерватории выдавались бесплатные билеты.
На «Ростовских лремверах» - аншлаги (заголовок). Как и лредыдущие фестивали, третви «Ростовские лремверы» стали заметным событием я кулвтурной жизни Ростова... Они ежедневно собирают в залах филармонии и консерватории болвшое количество любителей современной ¡музыки
(М. Ким - «Ростов официальный», 22. 11. 2006).
Параллельно, в дневные часы, реализовывался проект «Выдающиеся композиторы современности - композиторской молодежи. Мастер-классы», которые проводились в рамках Программы малых грантов по направлению «Современная культура» при поддержке «Северсталь-групп» через «САБ Россия». После каждой встречи гостей фестиваля со студентами и педагогами консерватории фонотека пополнялась ценнейшими звукозаписями.
Открылись «Премьеры» концертом, которым одновременно завершался другой фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Шостаковича. В исполнении студенческого симфонического оркестра консерватории под управлением народного артиста РФ, профессора С. Когана прозвучала его 15-я симфония. Эта же программа включала сочинения Г. Канчели, В. Сильвестрова и недавно окончившего Ростовскую консерваторию Д. Власова. Так в одном концерте встретились гений всех времен, живые классики и молодой автор.
Вот произведения, прозвучавшие в концертах фестиваля:
Д. Шостакович. Симфония № 15, Соната для альта и фортепиано
А. Шнитке. Третий квартет
И. Стравинский - Ю. Тканов. Сюита из балета «Петрушка»
A. Пьяццолла - Ю. Тканов. Большое танго
Э. Денисов. Силуэты
B. Лютославский. Симфония № 3
Дж Кейдж. Ноктюрн для скрипки и фортепиано
Я. Ксенакис «Харизма» для кларнета и виолончели
К. Пендерецкий. Пятая симфония, Concerto grosso для трех виолончелей и симфонического оркестра, Миниатюры для скрипки соло, Каденция для альта, Дивертисмент для виолончели, Три миниатюры для кларнета и фортепиано, «Каприччио» для гобоя и 11 струнных (переложение М. Фуксма-на для ансамбля «Каприччио», альта и контрабаса). Р. Щедрин. «Диалоги с Шостаковичем»
Г. Канчели. «Diplipito» для виолончели, контртенора и оркестра, «Сумерки» для скрипки, альта, синтезатора и струнного оркестра
В. Сильвестров. «Гимн-2001», «Тихие песни» (фрагменты), «Четыре песни на стихи Осипа Мандельштама» (две части), фортепианные и вокальные миниатюры
A. Чайковский. Концерт для виолончели с оркестром, Фантазия («Из воспоминаний о музыкальной школе»)
М. Кажлаев. Симфоническая и хоровая музыка, песни
Дж. Корильяно. «Променад-увертюра», «К музыке» для симфонического оркестра, «Красная скрипка» (чакона для скрипки и фортепиано)
Г. Янссен. «Поиск» для альт-флейты, кларнета, клавесина, скрипки и виолончели, Сольная импровизация для фортепиано «Bach Rock» после Фантазии Телемана для флейты соло
М. Теодоракис. Сюита из балета «Зорба»
Д. Марагополус. «Восточней Эолии - Эфеса» Е. Подгайц. «Липс-концерт» для баяна и симфонического оркестра, Концерт для мандолины и оркестра русских народных инструментов, «Ироническое адажио» для скрипки и фортепиано М. Броннер. Концерт для домры-альт и оркестра русских народных инструментов, «Песенка» для солирующего альта», «Время вспоминать» для струнного квартета
B. Екимовский. «Вечное возвращение» для бас-кларнета соло
Ю. Каспаров. «Con moto morto» для четырех ведер, струнного оркестра и заводной обезьянки П.-Д. Поннель. Струнный квартет Б. Гецелев. «Опыт биографии», «Вечерний полет» на стихи И. Иртеньева
C. Крымский. Прелюдии для фортепиано.
Д. Курляндский. «Прерванная память» для скрипки, виолончели и фортепиано Д. Финко. «Б-88» для фортепиано
Р. Габичвадзе. «Заздравный кубок» (Из вокального цикла «Истина и любовь» на стихи Пушкина) Н. Пейко. Фрагмент из поэмы Блока «Двенадцать» А. Флярковский. «Всю неделю о любви» («Эротические грезы» на стихи И. Иртеньева)
М. Ван дер Аа. «Quadrival» для флейты, фортепиано, скрипки и виолончели
Е. Анисимова. Струнный квартет Дж. Бек. Концерт для литавр и ансамбля ударных инструментов
А. Виноградова. «Из тишины» для двух фортепиано
A. Вольф. Струнный квартет
B. Воронов. «Ленин в Октябре» для электроники
М. Гейсен. Инсталляции
B. Зубицкий. Второй квартет
Э. Креспо. Импровизация для тромбона соло М. Крутик. Мелодии
C. Крымский. Прелюдии для фортепиано
Т. Лувенди. «Shuffle» для скрипки и фортепиано
С. Невский. «Rift» для бас-кларнета, скрипки и фортепиано
С. Павленко. «В манере Гогена» для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели
А. Павлючук. «Ветер». 3 картины на ст. И. Бунина
А. Сафронов. «Sentimento...» для фортепиано
A. Сюмак. «Cl.Air» для кларнета соло, Полька для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели
Б. Филановский «Drama muto» для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели
B. Честнодумов. «Ожидание» для двух фортепиано, Импровизация для флейты и фортепиано
О. Шайдуллина. Фантазия-токката для гитары соло, Траурный вальс
Наибольшее внимание прессы вызвал авторский вечер К. Пендерецкого, где мастер выступил и в качестве дирижера.
Легенда ¡музыки XX века (заголовок) . Статус «авангардиста»... далеко в прошлом. Сегодня это подлинный классик современной музыки...
Это казалось нереальным! До последнего момента организаторов не покидали опасения, что приезду композитора что-то помешает. Когда Пендерецкий появился на первой репетиции оркестра, накал достиг критического предела. Зал в филармонии оказался занят, пришлось репетировать в Доме
офицеров. Неподготовленная сцена «офицерского клуба», измученный фестивальным марафоном оркестр - маэстро высказал сомнения в том, что концерт состоится. Но на следующий день тучи рассеялись. Великолепный мастер уверенно лепил сложные, непривычные для музыкантов партитуры. Вдобавок оказался контактным, отзывчивым, обаятельным человеком.
2 декабря переполненный зал филармонии взорвался овацией...
Кшиштоф Пендерецкий - великолепный дирижер, маэстро в полном смысле этого слова. Никакой аффектации, расчитанной на публику. Лаконичный жест, то чность управ -ления музыкантами, впечатляющее многозначной живостью лицо. Одержимость художественной задачей не могла не передаться оркестру, и он играл на достойном уровне...
(Г. Тараева - «Академия». 16. 12. 2006).
Грандиозная кульминация «Ростовских премьер» (заголовок глянцевого ежемесячника, чей слоган - «Ваш гид в мире стиля»; материал помещен на первом развороте и снабжен шестью фотографиями дирижирующего мэтра, сделанными из-за кулис) Получилось! Концерт закончился грохотом оваций - стоя
(Н. Зограбян - «With Style». 2006. № 5).
Широко было представлено творчество ростовских композиторов, как признанных мастеров, так и более молодых:
Ходош В. «Медведь». Опера-шутка по одноименной пьесе А. Чехова
А. Кусяков. Четыре части из цикла «Лики уходящего времени» для баяна
Г. Гонтаренко. «Дорога, не скажу куда...» -вокальный цикл на стихи А. Ахматовой для сопрано и фортепиано
А. Матевосян «Были у ней золотые короны» -вокальный цикл на стихи М. Метерлинка в пер.
В. Брюсова, «Сакья-Муни» - легенда для голоса и фортепиано на стихи Д. Мережковского
Г. Толстенко «Творящая флейта», «Вечность»
- две части из сюиты для ансамбля «Infinito»
М. Фуксман Концерт для фортепиано и оркестра русских народных инструментов, «Шептал Камень плачущий: О, Ветер», «Птичьи истории» (I ч. «Сломанное крыло») для альта и струнного оркестра
Ю. Машин. «Te Deum» для смешанного хора и симфонического оркестра
Д. Власов. Маленькая Кремлевская симфония, «Слуховой опыт» - пьеса для одного исполнителя, «Одинокая Луна»
О. Горчаков. Две обработки казачьих народных песен: «Как и с вечеру дождь», «Ой вы, бабочки»
Е. Сажикова. Квази-импровизация для флейты соло
A. Светличный. Регтайм для фортепиано, «Исследование внутреннего пространства» для флейты, фортепиано, ударных и виолончели
А Хевелев. Шесть прелюдий для фортепиано, «Три»
B. Шишин «Танец колдуна» для оркестра русских народных инструментов
На фестивале было сделано множество открытий... Одно из самых значителвных -то, что ростовские музыканты (композиторы и исполнители) воспринимаются самыми авторитетными именами в мире музыки как равные среди равных. Живя в Ростове, обща-ясв со своими земляками постоянно, мы не вполне отдаем себе отчет, какого уровня специалистов готовит Ростовская консерватория, какие педагоги в ней преподают (Н. Мирзабекова - «Молот». 19. 12. 2006).
Фестиваль опирается, в основном, на местные исполнительские силы. Выступили почти все большие коллективы консерватории: студенческий симфонический оркестр и хор РГК (худ. рук. хора засл. деятель иск. РФ, профессор Ю. Васильев), оркестр русских народных инструментов, другие коллективы города: Ростовский академический симфонический оркестр, оркестр русских народных
инструментов «Дон», муниципальный ансамбль «Каприччио» (худ. рук. засл. артистка РФ, профессор -М. Черных), ансамбль песни и пляски «Казачий круг» (худ. руководитель - засл. артистка РФ Л. Мельниченко), ансамбль ударных инструментов (художественный руководитель - профессор А. Кротов).
В концертах участвовали также Московский ансамбль современной музыки (художественный руководитель - Ю. Каспаров) и одесский струнный квартет «Гармонии мира».
Дирижеры: народный артист РФ, профессор
С. Коган, профессор Ю. Машин, засл. деятель искусств РФ, профессор К. Хурдаян, профессор К. Пендерецкий, Р. Ревакович (Польша), нар. арт. СССР, профессор М. Кажлаев, П. Грибанов.
Солисты - народные артисты РФ, профессора Ф. Липс (баян), А. Князев (виолончель), С. Яковенко (баритон), М. Горобцов (домра-альт), М. Щербаков (виолончель); заслуженные артисты РФ, профессора Ю. Тканов, Ю. Спиридонов (альт), В. Дайч (фортепиано); заслуженный артист РФ С. Нестеров (скрипка), лауреаты международных конкурсов И. Чепижная, Д. Хадзигеоргиу (скрипка), С. Бу-гаян, А. Игубнов (фортеиано), М. Нимиря (альт), А. Орлова (мандолина), 3. Рафаилов (ударные), заслуженный артист РИ В. Колосов (виолончель), педагоги и студенты РГК, солисты музыкального театра и филармонии.
Вели концерты доктора искусствоведения, профессора: А. Селицкий, А. Цукер, Е. Шевляков, лектор филармонии М. Шорникова и музыковед М. Дилоян.
«Трудно выделитв наиболее значимое мероприятие фестиваля, каждое становилосв событием и открывало для слушателей новые имена и произведения»
(М. Ким - «Культура Дона». 2006. № 12).
«Существует некий миф, что современная ¡музыка сложна для восприятия широкой публики. И это неправда. Просто ее мало или почти не исполняют, и болвшая аудитория вынуждена слушатв звуковой „мусор" разнообразнейшей „попсы", которая заполонила эфир»
(Н. Зограбян - «With Style». 2006. № 4).
«Ростовские премьеры» вылилисв в итоге в настоящую демонстрацию того, что есть истинная ценность для людей культуры, для тех, кто исповедует принцип первичности духа над материей, братство людей-творцов, но не политиков, бизнесменов, воинов»
(Н. Мирзабекова - «Молот». 19. 12. 2006).