Научная статья на тему 'ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ'

ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНАТА / ДУЭТ / ФОНИЗМ / ПОЛИРИТМИЯ / ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матюшонок Ирина Александровна

В статье рассматривается специфика трактовки жанра сонаты в творчестве Альфреда Шнитке на примере Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано (1994). В данном сочинении наблюдается постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом; диалогическое начало, полярность образов составляют ее драматургическую особенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOUND WORLD OF SONATA NO. 3 FOR VIOLIN AND PIANO BY ALFRED SCHNITTKE

The article examines the peculi arities of interpretation of the So nata genre in the works of Alfred Schnittke on the example of his Sonata No. 3 for violin and piano (1994). In this essay, there is a gradual departure from polystylis tics to the author's own language. The music of the Sonata is en dowed with a philosophical, deep meaning, a Dialogic beginning, and polarity is its essence

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ»

МАТЮШОНОК И. А. ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛП СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

Матюшонок Ирина Александровна

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской

государственной консерватории

им. М. И. Глинки

E-mail: pianistka83@mail.ru

В статье рассматривается специфика трактовки жанра сонаты в творчестве АльфредаХ Шнитке на примере Сонаты \ № 3 для скрипки и фортепиано (1994). В данном сочинении наблюдается постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом; диалогическое начало, полярность образов составляют ее драматургическую особенность. Ключевые слова: соната, дуэт, фонизм, полиритмия, звуковой образ

Музыка А. Шнитке уникальна. В ней отражено восприятие проблем как философских, так и жизненных, чувствуется беспокойная атмосфера его времени. В произведениях композитора всегда два плана, его музыка насыщена символическим подтекстом.

Звуковой мир Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке

Соната для скрипки и фортепиано № 3 появилась в 1994 году, в поздний период творчества композитора, когда наблюдался постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом, по своему замыслу она романтична. По своей структуре это четырехчастный цикл.

Темп Andante I части погружает слушателя в атмосферу самоуглубления. Открывает сочинение соло скрипки, воспринимающееся как вступление (Пример 1).

Эта тема несет в себе образы отчаяния, поиска. Затем к ее звучанию присоединяется фортепиано, выстраивающее терпкое многозвучие на основе вступительной темы. Этот принцип «врастания» мелодических скрипичных интонаций в партию фортепиано в виде сконцентрированных, сгруппированных вертикалей становит-

ся одним из основополагающих и в других частях сонаты. Фортепиано в сонате выполняет аккомпанирующую роль, являясь своего рода «активным фоном» для скрипки, партия которой изобилует патетичными сольными высказываниями, порой весьма контрастными и интонационно сложными (прием игры с повышением на три четверти тона), отличается богатством звуковой палитры.

Во второй части характер меняется. Музыка ее скерцозна, анцевальна, с обилием репетиций, пассажей. Звуковой образ этой части — гротеск, проявляющийся в угловатой интонации большой септимы, пронизывающей всю музыкальную ткань, а также резких динамических контрастах, усиленных штрихом: облегченное staccato (piano) — тяжеловесное акцентированное forte. Подобные контрасты штриха и звукоизвле-чения создают определенные трудности в ансамблевом исполнении, которые усиливаются полиритмическими хитросплетениями. Таким образом, вновь развивается контрастность, так свойственная музыке Шнитке и выражающаяся в противостоянии двух образов — монологичного, философского в первой части и гротескного, скерцозно-го во второй (Пример 2).

В третьей части Сонаты возвращается состояние медита-тивности, раздумья, размышления (Пример 3).

Новая тема представляет собой законченную мелодическую линию, построенную на восходящем и нисходящем движении — своеобразный вопрос

13

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

14

етггсмипд Оег \riolinstimme / аггапдегпеп! о) ^е \riolin ра п. тагк 1иЬл- '

ЬЗ* 1 1 1 ' 1 ' ~

^ Т. 1-1

----------Д- " —' с----¿1

«а

1

МАТЮШОНОК И. А. ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛП СКРИПКИ И ШОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

и ответ. В ее заключении у фортепиано появляется линеарное двухголосие: мелодизирован-ные целотоновые комплексы, диссонирующие по отношению к истаивающему звуку скрипки.

Финал следует аШсса, в нем доминирующий тембр скрипки становится глубоким, проникновенным, почти альтовым (Пример 4).

Однако вместо предполагаемого тихого завершения насту-

вающее широкий диапазон и звучащее в унисон со скрипкой при постепенном ускорении темпа. Эта часть сложна в интерпретации не только интонационно, но и ритмически, так как в ней отсутствует привычная метрическая организация: появляется прием одновременной игры восьмыми с использованием широких интервалов, в сочетании с хроматическими интонациями.

4

пает яркая «вспышка света»: Шнитке использует прием одновременного sf скрипки и фортепиано. Сначала это короткие, призывные мотивы, постепенно приобретающие все больший масштаб: фортепиано, охваты-

Заканчивается все сочинение кластерной гроздью — это некий музыкальный знак хаоса. Мир хаоса, дисгармонии предстает очень широко в Третьей сонате, которая отличается многоликими и интересными,

яркими звукообразами. Здесь, как и в творчестве Шнитке в целом, добро и зло перемешаны, взаимодействуют, проникая друг в друга, — это единый, сложный амбивалентный мир. И в этом — трагизм Третьей сонаты, созданной в последний период творчества композитора.

Литература

1. Демченко А. И. Гений из Энгельса. Альфред Шнитке — штрихи к портрету. Очерк. Саратов: Спектр, 2009. 128 с.

2. Дьячкова Л. С. Гармония в музыке ХХ века. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. 296 с.

3. История отечественной музыки второй половины ХХ века / отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 с.

4. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.

5. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.

6. Соколов А. С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. М.: Композитор, 2007. 272 с.

7. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. 319 с.

8. Холопова В. Н. Альфред Шнитке. М., Советский композитор, 1990. 346 с.

15

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.