МАТЮШОНОК И. А. ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛП СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ
Матюшонок Ирина Александровна
Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской
государственной консерватории
им. М. И. Глинки
E-mail: pianistka83@mail.ru
В статье рассматривается специфика трактовки жанра сонаты в творчестве АльфредаХ Шнитке на примере Сонаты \ № 3 для скрипки и фортепиано (1994). В данном сочинении наблюдается постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом; диалогическое начало, полярность образов составляют ее драматургическую особенность. Ключевые слова: соната, дуэт, фонизм, полиритмия, звуковой образ
Музыка А. Шнитке уникальна. В ней отражено восприятие проблем как философских, так и жизненных, чувствуется беспокойная атмосфера его времени. В произведениях композитора всегда два плана, его музыка насыщена символическим подтекстом.
Звуковой мир Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке
Соната для скрипки и фортепиано № 3 появилась в 1994 году, в поздний период творчества композитора, когда наблюдался постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом, по своему замыслу она романтична. По своей структуре это четырехчастный цикл.
Темп Andante I части погружает слушателя в атмосферу самоуглубления. Открывает сочинение соло скрипки, воспринимающееся как вступление (Пример 1).
Эта тема несет в себе образы отчаяния, поиска. Затем к ее звучанию присоединяется фортепиано, выстраивающее терпкое многозвучие на основе вступительной темы. Этот принцип «врастания» мелодических скрипичных интонаций в партию фортепиано в виде сконцентрированных, сгруппированных вертикалей становит-
ся одним из основополагающих и в других частях сонаты. Фортепиано в сонате выполняет аккомпанирующую роль, являясь своего рода «активным фоном» для скрипки, партия которой изобилует патетичными сольными высказываниями, порой весьма контрастными и интонационно сложными (прием игры с повышением на три четверти тона), отличается богатством звуковой палитры.
Во второй части характер меняется. Музыка ее скерцозна, анцевальна, с обилием репетиций, пассажей. Звуковой образ этой части — гротеск, проявляющийся в угловатой интонации большой септимы, пронизывающей всю музыкальную ткань, а также резких динамических контрастах, усиленных штрихом: облегченное staccato (piano) — тяжеловесное акцентированное forte. Подобные контрасты штриха и звукоизвле-чения создают определенные трудности в ансамблевом исполнении, которые усиливаются полиритмическими хитросплетениями. Таким образом, вновь развивается контрастность, так свойственная музыке Шнитке и выражающаяся в противостоянии двух образов — монологичного, философского в первой части и гротескного, скерцозно-го во второй (Пример 2).
В третьей части Сонаты возвращается состояние медита-тивности, раздумья, размышления (Пример 3).
Новая тема представляет собой законченную мелодическую линию, построенную на восходящем и нисходящем движении — своеобразный вопрос
13
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
14
етггсмипд Оег \riolinstimme / аггапдегпеп! о) ^е \riolin ра п. тагк 1иЬл- '
ЬЗ* 1 1 1 ' 1 ' ~
^ Т. 1-1
----------Д- " —' с----¿1
«а
1
МАТЮШОНОК И. А. ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛП СКРИПКИ И ШОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ
и ответ. В ее заключении у фортепиано появляется линеарное двухголосие: мелодизирован-ные целотоновые комплексы, диссонирующие по отношению к истаивающему звуку скрипки.
Финал следует аШсса, в нем доминирующий тембр скрипки становится глубоким, проникновенным, почти альтовым (Пример 4).
Однако вместо предполагаемого тихого завершения насту-
вающее широкий диапазон и звучащее в унисон со скрипкой при постепенном ускорении темпа. Эта часть сложна в интерпретации не только интонационно, но и ритмически, так как в ней отсутствует привычная метрическая организация: появляется прием одновременной игры восьмыми с использованием широких интервалов, в сочетании с хроматическими интонациями.
4
пает яркая «вспышка света»: Шнитке использует прием одновременного sf скрипки и фортепиано. Сначала это короткие, призывные мотивы, постепенно приобретающие все больший масштаб: фортепиано, охваты-
Заканчивается все сочинение кластерной гроздью — это некий музыкальный знак хаоса. Мир хаоса, дисгармонии предстает очень широко в Третьей сонате, которая отличается многоликими и интересными,
яркими звукообразами. Здесь, как и в творчестве Шнитке в целом, добро и зло перемешаны, взаимодействуют, проникая друг в друга, — это единый, сложный амбивалентный мир. И в этом — трагизм Третьей сонаты, созданной в последний период творчества композитора.
Литература
1. Демченко А. И. Гений из Энгельса. Альфред Шнитке — штрихи к портрету. Очерк. Саратов: Спектр, 2009. 128 с.
2. Дьячкова Л. С. Гармония в музыке ХХ века. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. 296 с.
3. История отечественной музыки второй половины ХХ века / отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 с.
4. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.
5. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.
6. Соколов А. С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. М.: Композитор, 2007. 272 с.
7. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. 319 с.
8. Холопова В. Н. Альфред Шнитке. М., Советский композитор, 1990. 346 с.
15
3