Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕМБРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ЛЮЦИАНА ПРИГОЖИНА'

К ВОПРОСУ О ТЕМБРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ЛЮЦИАНА ПРИГОЖИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНАТА / БУРЛЕСК / КЛАСТЕР / КАНТИЛЕНА / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / ВИБРАЦИЯ / ОСТИНАТО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матюшонок Ирина Александровна

В своем подходе к жанру сонаты для скрипки и фортепиано Л. Пригожин опирается на классико-романтические структурные и драматургические принципы (контраст-конфликт тем, интонационные связи между частями), осовременивая их усилением контраста «по вертикали». Музыкальному языку сонаты присущи многочисленные тембровые модификации тем, существенно изменяющие их облик, а также фактурно-ритмические и ладово-гармонические средства, часто использованные в их взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TIMBRE ORIGINALITY OF THE SONATA FOR VIOLIN AND PIANO BY LUCIAN PRIGOZHIN

In his approach to the genre of sonata for violin and piano L. Prigozhin relies both on classical and romantic structural principles and dramatic principles (contrast-conflict of themes, intonational connections between parts), modernizing them by strengthening the contrast "vertically". The musical language of the sonata is characterized by numerous timbre modifications of themes that significantly alter their form, as well as texture and rhythmic, modal and harmonic means often used in their interaction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕМБРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ЛЮЦИАНА ПРИГОЖИНА»

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

К вопросу о тембровом своеобразии Сонаты для скрипки и фортепиано Люциана Пригожина

W

22

Матюшонок Ирина Александровна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: pianistka83@mail.ru

В своем подходе к жанру сонаты для скрипки и фортепиано Л. Пригожин опирается на классико-романтические структурные и драматургические принципы (контраст-конфликт тем, интонационные связи между частями), осовременивая их усилением контраста «по вертикали». Музыкальному языку сонаты присущи многочисленные тембровые модификации тем, существенно изменяющие их облик, а также фактурно-ритмические и ладово-гармонические средства, часто использованные в их взаимодействии. Ключевые слова: соната, бурлеск, кластер, кантилена, танцевальность, звукоизвлечение, вибрация, остинато

Творческое наследие Люциана Пригожина отличается масштабностью музыкальных форм, тягой к гротесковой тематике,

мужественным и даже жестким характером. Все эти качества во многом воплотились в Сонате-бурлеске для скрипки и фортепиано, написанной в 1967 году.

В произведении, с одной стороны, присутствует эпическое, былинное начало. С другой стороны, прослеживается смена состояний, эмоций, выраженная в многокрасочной тембровой игре. Принципиальной особенностью! бурлеска как литературного жанра является, как известно контраст между темой и характером ее интерпретации. Подобное можно усмотреть и здесь: традиционно серьезный жанр сонаты (аналог заведомо «возвышенной» темы в литературе) сопряжен с «низким» стилем (в данном случае выраженным в игровом подходе к тембровому решению). В музыкальном искусстве жанр бурлески приближается к каприччио и юмореске, наиболее близкую аналогию решения жанра можно увидеть в фортепианных бурлесках Б. Бар-тока с их характерными поисками в области ритма и фактуры: сменой ритмических акцентов, наложением аккордов, неожиданными поворотами в развитии материала, вызывающими порой комический эффект.

Соната двухчастна. Первая часть (Camminando risolu-to) — монологически насыщенная, с преобладанием сольного скрипичного звучания — представляет собой прелюдию ко второй части (Moderato a bruscamente), где собственно и ца-

рят шутка, танцевальность, бурлеск.

С самого начала в музыке воцаряется динамически насыщенная атмосфера: в главной партии господствуют призывные интонации скрипки с динамикой //. Авторская ремарка risoluto, маркированный штрих в партии скрипки придает звучанию мощную энергетику, решительность, устремленность. Композитор нарочито противопоставляет музыкальный материал скрипки и фортепиано, акцентируя на этом внимание слушателя. Материал, порученный скрипке, отличается особой певучестью, кантиленно-стью, особенно в среднем разделе, где происходит поиск интонационного ядра, темы.

Фортепиано вторит сухими аккордами с преобладанием кластерного звучания, жесткого, механистичного тембра. Вместе с тем первой части свойствен характер размышления, раздумья, при этом в репризе

матюшонок и. а. к вопросу о тембровом своеобразии сонаты для скрипки и фортепиано люциана пригожина

зарождается основная интонация второй части, связанная с репетиционностью, танцеваль-ностью, сдобренная элементами сарказма. Обращая внимание на соотношение инструментов в ансамбле, отметим, что главенствующую смысловую нагрузку несет скрипка. Она доминирует во всем сочинении.

Как известно, скрипка — инструмент мелодичный, поющий. Одна из основных ее качеств — способность непрерывно вести мелодическую линию, кантилену. Пригожин акцентирует внимание слушателя на штрихе legato в партии скрипки. Этот штрих формирует мелодию, сплавляет ее, формируя цельную музыкальную мысль. По мнению великого скрипача Л. Ауэра, «проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, иначе говоря — звука настолько певучего, что заставляет слушателя забыть физический процесс своего возникновения, принадлежит к числу тех проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной задачей для всех, кто посвящает себя скрипке» [1, 47].

Полнозвучное, монологичное звучание скрипки в первой части сонаты формируется, прежде всего, из отдельных составляющих: правильная постановка руки между подставкой и грифом, что позволяет достичь более красочного звука, «пропева-ние» длинных нот с подчеркиванием динамических нарастаний (icrescendo-diminuendo), умение правильно распределить вес руки во время звукоизвлечения, по словам Ауэра, «вся сущность

красивого тона таится в легком нажиме кисти» [1, 49].

Проблема вибрации также заслуживает особого внимания в данной части сонаты, так как ею не стоит слишком злоупотреблять, напротив, можно «извлечь из нее художественную пользу как из подчиненной вам, а не овладевшей вами силы» [1, 52].

Во второй части тембры скрипки и фортепиано меняются ролями: скрипка приобретает густое, глубинное, мощное, наполненное звучание, ее звуковой образ — это вакханалия, шабаш, гротесковая танцевальность. Звучание фортепиано, напротив, становится полетным, легким, светлым и точным.

Именно для этой части композитор приберег самые интересные звуковые эффекты. Он использует разнообразные штрихи и приемы звукоизвлечения: это и игра пианиста по открытым струнам в разных регистрах и с разными вариантами педали, и удары скрипача по корпусу инструмента или pizzicato. Развитие основано на остинатном повторении по принципу динамического и темпового крещендо основного квартового синкопированного мотива, который постоянно окрашивается в новые тона. Автор изобретательно воплощает здесь и безудержное веселье (момент, когда пианистка, словно не удержавшись, весело отстукивает плясовой ритм по деке рояля, а также извлекает из клавиш «кудахтающие» секунды). И, словно задавшись целью постоянно нарушать слушательские ожидания, в момент ожидаемой кульминации внезапно модулирует в область мистики с

помощью звучащего почти ирреально тихо (на грани слухового восприятия) перебора открытых струн фортепиано и флажолетов скрипки. В этот момент вновь появляется мотив вступления, но звучит он здесь совсем по-другому: загадочно, в высоком звенящем регистре фортепиано, дополненный легким звучанием скрипки.

Кода представляет собой краткое резюме основных тем сонаты: после реминисценции первого элемента темы вступления и прерывающего его тихого пиццикато звучит начало темы первой части, заканчивающееся арфообразным всплеском, и, наконец, вновь появляется тема танца, звучащая легко и настороженно.

Соната Л. Пригожина является новаторским сочинением: она компактна и сжата во времени (две части идут без перерыва и звучат около 9 минут), ее музыкальный язык отличается большей смелостью, звуковой мир — большим разнообразием и парадоксальностью, находясь на стыке жанровой традиции и эксперимента.

Литература

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. 274 с.

2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.: Музыка, 1979. 53 с.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. 94 с.

4. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.