Many of wealthy people gave to the vaqfs institutions of water vaqfs-hakoba. Hako-ba gives to the peasants on a fee-paying base, the value was so higt.
A lot of religions institutions in a violation of traditions and culture water using turned to profit business, not only the lands of vaqfs, but also irrigable waters, turned to its profit goods.
Key words: vaqf institutions, hakoba, shariat, matavali, sheikh, qazi, vaqfname, mosqie, Turkistan, Zerafshan okrug, Khujand uezd, measure of water.
Сведения об авторе: Кушматов А.-Таджикский национальный университет, доктор исторических наук, профессор. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. Телефон (+992) 919-666917.
Information about the author: Kushmatov A.-Tajik National University, Doctor of Historical Sciences, Professor. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki avenue, 17. Phone (+992) 919-666917.
УДК: 902.7(575.3)
ЗООМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРЕ ИЗДЕЛИЙ ТРАДИЦИОННОГО ВЯЗАНИЯ ТАДЖИКОВ
КАМОЛ Х., СОДИКОВА С. А., Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша
Большой интерес представляет анализ художественного аспекта вязального ремесла таджиков, а именно принципов орнаментации, которых придерживались народные мастерицы, особенно в Горном Таджикистане. Граф А. А. Бобринский писал, что именно благодаря узору предметы их вязального рукоделия имеют «свой особый отпечаток, свой собственный стиль, стиль горных таджиков» [4, с. 17].
Большое значение в декоре этих изделий, среди которых наибольшую известность приобрели джурабы, придается узорам зооморфного характера. Все они заключают в себе магически-сакральное значение. Они защищают от дурного глаза, символизируют плодородие, пожелание блаженной жизни. «Дикие животные выступали обитателями иного мира, мира сверхъестественных существ, предков», - отмечает Н. А. Хакимова [9, с. 134].
Типичными примерами зооморфных узоров являются композиции под названиями паи пишак («кошачий след»), нохуни паланг («коготь тигра»), каж-думак («скорпион»), пайи гург / вурджбидх («след волка»), чорчашм («четырехглазый»), аждарпайкар («тело дракона»), чашмак / сифцак («глаз»). Эти изображения самым тесным образом связаны со скотоводством и охотой - издавна более распространенными занятиями таджикских горцев.
Причину распространения орнамента пайи гург можно видеть в том, что волк олицетворяет собой настойчивость, дерзость и умелость. У жителей гор есть такое высказывание: «В этом деле он волк», что означает у человека золотые руки в той или иной сфере работы. В горных и предгорных селениях Таджикистана и в наши дни высушенные гениталии волчицы пользуются славой очень действенного оберега от недомоганий и невзгод, средства, приносящего удачу [8, с. 214].
Орнамент чорчашм олицетворяет породу собак среднеазиатской овчарки, с темными или светлыми пятнами над глазами, которые ассоциируются со второй парой глаз. У последователей зороастрийской религии собака считается священным животным. Она принимала самое прямое участие в погребальном ритуале зороастрийцев. Отголоски тех традиций на Памире фиксируются и сегодня, когда впереди похоронных носилок ведут собаку [7, с. 85]. Согласно А. А. Бобринскому, собаку считали святым животным и жители Фалгара, которые любили ее и даже разрешали находиться в самом сокровенном месте жилища -внутри дома [3, с. 107].
Даже такой хищный зверь, как тигр, послужил для вязальщиц источником вдохновения для создания соответствующего орнамента - нохуни паланг. Тигр символизирует мощь земли, он охраняет человеческую жизнь.
Мотив узора, изображающий скорпиона - каждумак имеет вид ромбика с отходящими от него усиками. Сакральное значение придается не только образу скорпиона, но и форме его изображения. Ромб олицетворяет новую жизнь, считается, что он обладает очищающей и оплодотворяющей силой [5, с. 84]. Мотив скорпиона помимо отрицательных ассоциаций, связанных со смертоносным жалом, служил и для выражения добрых пожеланий. Образ скорпиона горцы ассоциировали с верой в защиту, правосудие.
Изображение змеи - морак пропитано магического смысла и издавна воспринималась как сильный оберег. В ходе многовекового развития, этот орнаментальный мотив трансформировался в геометрические и растительные формы. Так, именно его олицетворением служит зигзагообразная линия, которая встречается в оформлении почти всех образцов вязаных рукоделий. Такое заключение справедливо и для мотива рыбы [2, с. 66].
Один из древнейших символических знаков - мотив рогов - шох. Через него получило выражение культовое отношение, как к диким, так и одомашненным животным. Он связан, прежде всего, с представлениями о винторогом горном козле нахчир и архаре - огромном баране с крупными рогами, которые весят около 30 кг. Эти дикие животные таджикскими горцами считались чистыми. В горах мясо архара считали святым, его рога - чистыми. Такое мнение
местные жители связывали с тем, что архар ходит по чистым, незагрязненным местам [11, с. 175-176].
В связи с тем, что горные козлы и бараны обитали высоко в горах и ближе всех живых существ находились к небу, предки таджиков еще со времен древних ариев в них видели воплощение ангелов [3, с. 107].
Мотив рогов, наряду с пятерней и свастикой, - самые распространенные в Таджикистане наскальные изображения. Содержание петроглифов из Шах-тисая, Намадгута, Лангара, Поршнёва, Шахдары, Акджилги, Язгулема, Вибист-дары и других мест таджикского Бадахшана [12, с. 80-96], а также из селений Шамтич, Шахи Сиёх, Дашти Мулло-Тохириён, Кашкулсанг, Вешаб, Фатмев в горном Зеравшане [10, № 1-2, с. 44; № 3-4, с. 45-52], служит свидетельством того, что верования, связанные с дикими рогатыми животными, существовали на Памире уже в мезолитический период.
Традиция почитания рогов занимало важное место в мировосприятии азиатских племен в неолите и бронзовом веке. У иранских народов продолжали считать рога священным атрибутом и в эпоху древности. Персидские цари в торжественных случаях надевали головной убор (корону) с бараньими рогами. Это служило знаком божественности и бессмертия. Шлем с рогами служил головным убором для Александра Македонского, за что его прозвали Зулкарнайн («Двурогий»). Форма короны или шлема с рогами в костюме правителя была призвана показать, что во владыке воплощен рогатый бог Зевс - Амон.
Истоки охранения жилища витыми рогами горного барана связано с зороастризмом. В зороастрийской культуре образ горного барана был воплощением образа «бога царской власти, удачи и счастья - Фар» [9, с. 175-176].
Изображение рогов - культовый символ, в нем находили воплощение добро, достаток, богатство. Образ горного барана и дикого козла, передаваемый через их рога, у таджиков имеет отношение к культу плодородия. В рогах древние люди видели ознаменование связи с верхним миром, верили, что их присутствие рядом с человеком обеспечивает создание вокруг него защитной оболочки, сакрального пространства. Их изображениям придавали охранительную функцию. Считалось, что они способны защитить благоденствие человека, его дома, семьи и близких людей [5].
Священными были, как уже отмечалось, и рога домашних животных. Для равнинных и, в особенности, горных баран-производитель - кучкор пользовался славой наиболее почитаемого животного [3, с. 107]. В долинах Хуфа, Руша-на и Шугнана из овечьего помета делали сосуды для хранения пищевых продуктов, следовательно, здесь считали этот материал чистым [1, вып. 1, с. 63; вып. 2, с. 355]. Согласно хуфской легенде, овца спустилась на землю с неба. Здесь и в долине Бартанга есть мазары (священное место захоронения мусульманского деятеля), посвященные священной овце [1, вып. 2, с. 127-132].
Образ горного козла был очень популярен и в Северном Таджикистане. Как пишет Хамза Камол, жители верховьев Зеравшана утверждали, что человек, употребивший его мясо, очищался от грехов и скверны и даже исцелялся от болезней. Здесь витые рога этого животного служили вотивными подношениями на мазарах. Они и сегодня являются обязательным атрибутом каждого мазара - остона. Даже в советский период подлинные рога этих животных встречались почти в каждом доме горных жителей [9, с. 175-176].
Фигура рогатого скота символизирует новогодний праздник Навруз, наступление которого соответствует вступлению Земли в созвездие Овна (21 марта, день весеннего равноденствия) [9, с. 135]. Изображение на джурабах рогов диких или домашних животных является, кроме того, символом напористости, настойчивости в реализации заветной идеи. Мотив шохи гов ("рога быка") на Памире также изображает рога диких или домашних яков. В этом случае данный мотив выступает образом и воплощением могущества сил природы, хранителем благосостояния народа. Як как парнокопытное млекопитающее является представителем рода настоящих быков, а бык в культуре таджиков является символом упорства, настойчивости, дождя, могущества туч и ненастья.
Итак, у предков таджиков традиция изображения рогов винторогого козла, горного барана или быка сложилась еще в доисламскую эпоху, практически без трансформации она сохранилась и после распространения ислама.
Говоря об изображении рогов как композиционном элементе, через который передается образ конкретного предмета без его цельного изображения, мы имеем дело с развитой стадией абстрагирования в работе художника-орнаменталиста, в качестве которого в нашем случае выступает народная мастерица. Как пишет Н. А. Белинская, здесь имеет место закон изображения целого по части, когда хотя название узора обозначает целый предмет, однако в нем представлена лишь часть обозначаемого предмета. Так, мотив «плакучая ива» в орнаменте выражается через изображение веточки этого дерева, «павлин» показывается через крыло этой птицы, самовар - через его кран или ручку и т.д. [2, с. 56].
Соответственно, мотив узора в виде парных рогов домашнего животного носит название кучкор (баран-производитель»), а в виде витых рогов - нахчир (горный козел).
Период появления эмблематического орнамента пятерни в виде раскрытой кисти руки связывают с седой древностью. По наблюдениям графа А. А. Бобринского, для наскальных изображений верховьев Пянджа пятерня была наиболее характерным знаком. Большая часть таких петроглифов сконцентрирована в нижнем Шугнане, Рушане и долине Гунта. Узор в виде пяти пальцев для памирских горцев, как и иранских шиитов символизирует шиитскую и ис-маилитскую «пятерку»: Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна. В данной эмблеме также видят руку Али. Очевидно, описываемый знак был приспособ-
лен под мусульманские верования, имея при этом глубокое доисламское происхождение [3, с. 113-114].
Рука-пятерня также считалась вотивным предметом, ее водружали на шесте на мазаре. Пятерню делали железной, хотя можно полагать, что прежде ее вырезали из дерева. Такую эмблему перед Навруз - новогодним праздником женщины наносили на стены домов и дворов, пришлепывая окрашенной рукой. Для этого пользовались различными веществами - красителями: мукой, мелом, сажей, цветной глиной [6, с. 10-11].
Таким образом, многовековое развитие орнаментальных традиций обусловило широкую трансформацию мотивов декора в традиционных рукоделий таджиков, в результате чего происходило отклонение от реализма и натурализма в сторону стилизации, обобщения, упрощения и, в конечном счете, иносказательности. Однако даже в условиях наивысшей степени стилизации этих мотивов, представленные образы легко идентифицируются. Иносказательность отчетливо проявляется в образцах, оформленных мотивами зооморфного характера. Вне всякого сомнения, многие из них являются настоящими произведениями искусства и обладают высокой художественной ценностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи)./М.С.Андреев.- Сталина-бад: АН Тадж. ССР, Институт истории, археологии и этнографии, 1953-1958. - Вып. 1. - 250 с.; Вып. 2. - 526 с.
2. Белинская Н. А. Декоративное искусство горного Таджикистана (текстиль)./Н.А. Белинская. - Душанбе, 1965. - 90 с.
3. Бобринский А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам гр. А. А. Бобринского. - М., 1908. - 150 с.
4. Бобринский А. А. Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара). - М.: Типо-лит. товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1900. - 47 с.
5. Каннадан Шима Махмуд. История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии: Дисс... канд. ист. наук./Махмуд Шима Каннадан,- Душанбе, 2013. - 166 с.
6. Кисляков Н. А. Вотивные предметы горных таджиков (по коллекциям МАЭ) // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1970. - Т. 26. Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. - С. 5-15.
7. Мухиддинов И. Обряды и обычаи припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. -М., 1986. - С. 70-93.
8. Умарова З. Х. История развития ювелирного искусства таджиков (V - начало XX вв.)./ З.Х. Умарова.- Душанбе: РТСУ, 2017. - 334 с.
9. Хакимова Н. А. История развития производства абровых тканей таджиков в Худжанде в конце XIX - ХХ веках: Дис. ... канд. ист. наук./н.А.Хакимова.- Душанбе, 2015. - 243 с.
10. Хамза Камол. Дневник путешествия в Искандеркуль, Фалгар и Горную Матчу / Хамза Камол, Абдували Шарифзода. // Фарханг. - Душанбе, 2011. - № 1-2. - С. 44; № 3-4. - С. 45-52.
11. Хамза Камол. История мазаров Северного Таджикистана./Камол Хамза -Душанбе: Де-ваштич, 2005. - 208 с.
12. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. - 321 с.
МАВЗУЪ^ОИ ЗООМОРФИ ДАР ОРОИШИ МАСНУОТИ КЕШБОФИИ
АНЪАНАВИИ ТО^ИКОН
Дар макола кушиши дарки бадеии ороиши маснуоти кешбофии дастй, ки дар онхо мавзуъхои зооморфй истифода гардидаанд, ба ичро расидааст. Масоили вобаста ба рамзи накш, му;аддасии шакли тасвиршуда ва дигар чанбах,ои ин мавзуъ баррасй шудаанд.Муаллифон ба ин хулоса расидаанд, ки дар хунари кешбофии анъанавй ба услубдарории тасвир ба сатхи баландтарини тара;;иёт расонида шудааст.Х,амзамон дуршавй аз вокеънигорй ва табиинигорй ба самти умумигардонй ва содакунй барои муайян кардани тафаккури бонуи хунарманд монеа эчод намекунад.
Калидвожа^о: Тоцикистон, уунармандй, кешбофии дастй, цуроб, нацши миллй, нацши зооморфй, ба услубдарории тасвир, тасвири муцаддас.
ЗООМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРЕ ИЗДЕЛИЙ ТРАДИЦИОННОГО ВЯЗАНИЯ ТАДЖИКОВ
В статье сделана попытка художественного осмысления декора вязальных рукоделий, в которых использованы зооморфные сюжеты. Проанализированы такие вопросы, как символика узора, стилизация мотива, сакральность сюжета и другие аспекты данной темы. Авторы заключают, что в традиционном вязании стилизация образов достигла наибольшего развития. При этом отклонение от реализма и натурализма в сторону обобщения и упрощения не служит помехой для определения мысли мастерицы.
Ключевые слова: Таджикистан, ремесло, вязальное дело, джурабы, национальный орнамент, зооморфный узор, стилизации мотива, сакральный образ.
ZOOMORPHIC MOTIFS IN THE DECOR OF TRADITIONAL TAJIK KNITTING PRODUCTS
The article attempts to make an artistic interpretation of the decor of knitting needlework, which uses zoomorphic subjects. The author analyzes such issues as the symbolism of the pattern, the stylization of the motif, the sacredness of the plot, and other aspects of this topic. The authors conclude that in traditional knitting, the stylization of images has reached the greatest development. At the same time, the deviation from realism and naturalism in the direction of generalization and simplification does not interfere with the definition of the master's thought.
Key words: Tajikistan, craft, knitting, jurabs, national ornament, zoomorphic pattern, motif stylization, sacred image.
Маълумот дар бораи муаллифон: Х,амза Камол-доктори илмхои таърих, профессор, мудири шуъбаи таърихи кадим, асрдои миёна ва нави Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ Ч,Т. E-mail: [email protected];
CogHROBa Canëpa A6gypa^H6oBHa - yHBOH^yH myt6aH Ma3Kyp.Tene^OH! (+992) 918964565. E-mail: sayorka s@,mail.ru.
Information about the authors: Hamza Kamol - doctor of science, Professor, head of the Department. Department of ancient, medieval and modern history of the Institute of history, archaeology and Ethnography. A. Donish of the Academy of Sciences of RT. E-mail: [email protected]; Sodikova Sayora Abdurakibovna-applicant a specified Department.Tel:(+992) 918964565. E-mail: [email protected].
УДК: 902.7(575.3)
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ
САИДОВ А., КОБИЛОВА М. П., Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша
Исследование истории народной одежды таджиков-феномене, зародившейся в глубокой древности и развивавшейся в течение многих-многих столетий, выявляет наличие в ней устойчивых элементов и проявлений. Природно-климатические условия, традиционный быт, мировоззрение и культура, а также религия были главными факторами, обусловившими силуэт и форму, колорит и покрой, размеры и материал, а также состав народной одежды. Ее достоинства проявляются, прежде всего, в самобытности и практичности - чертах, которые сохранились до наших дней, несмотря на различные и многократные трансформационные и модернизационные процессы, которым подвергались составные части национальной одежды. Без сомнения, таджикскому народу, сложившемуся и развивавшемуся в пределах культурного пространства, охватывающего почти всю Центральную Азию, удалось зародить феномен таджикского костюма в целом и национальной одежды в частности - явления, который оказал значительное влияние на возникновение и распространение многих модных течений, господствовавших в указанных географических границах в разные исторические эпохи.
Подчеркивая традиционное стремление таджиков к декору одежды, следует отметить, что и эта традиция формировалась тысячелетиями. Археологическая наука доказала, что уже на последнем этапе каменного века оседлые жители Средней Азии оформляли одежду бисером и бусинами, пришивая их так, чтобы образовался узор нужного вида. Дальнейшим шагом на пути оформления одежды узором стало зарождение искусства вышивки. Среди находок фрагментов одежды античной эпохи встречаются образцы, например, из могильников «Иттифок» [6, с. 75-78] и Карабулак